Аналитика культурологии. Художественные образы эпохи возрождения Период Высокого Возрождения

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философии»

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель Разработал

Профессор студент гр. Д-111

Быстрова А.Н . ___________ Камышова Е.В.

(подпись) (подпись)

08.12.2012

(дата проверки) (дата сдачи на проверку)

2012 год


Введение

Эпоха Возрождения считается один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры. Можно сказать,что возрождение это целая культурная эпоха в процессе перехода от средних веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот (перелом, сдвиг). Коренные изменения связаны с изживанием мифологии.

Несмотря на происхождение термина Возрождения (фр. Renaissance, «ренессанс»), возрождения древности не было и быть не могло. Человек не может вернуться к своему прошлому. Ренессанс, используя уроки античности, вводил новшества. Он возвращал к жизни не все античные жанры, а только те, которые были свойственны устремлениям его времени и культуры. Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением христианства.

Актуальность выбранной темы обусловлена связью современной эпохи и эпохи Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему.

Основная цель работы - показать коренные изменения, произошедшие в мировоззрении величайших деятелей рассматриваемой эпохи.


1. Культура эпохи Возрождения

XIII - XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политики и культуре. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позже и переход на мануфактурное производство преобразили облик средневековой Европы.

На первый план стали выдвигаться города. Недолго до этого могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство переживали глубокий кризис. В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных революций - Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского восстания.

Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни процесс освобождения от средневековых путей, вместе с тем, еще неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени.

Как утверждает А. В. Степанов, все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии, это обновление захватило затем и другие европейские страны. Автор считает, что после появления книгопечатания открылись невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало проникновению новых художественных течений.

Это не означало, что средневековье отступило перед новыми веяниями: в массовом сознании традиционные представления сохранялись. Противостояла новым идеям церковь, используя средневековое средство - инквизицию. Идея свободы человеческой личности продолжала существовать в обществе, разделенном на сословия. Не исчезала до конца феодальная форма зависимости крестьян, а в некоторых странах (Германии, в Центральной Европе) произошел возврат к крепостничеству. Феодальная система проявляла достаточно большую жизнестойкость. Каждая европейская страна изживала ее по-своему и в своих хронологических рамках. Капитализм долгое время существовал как уклад, охватывая лишь часть производства и в городе, и в деревне. Тем не менее, патриархальная средневековая медлительность стала отступать в прошлое .

Огромную роль в этом прорыве сыграли Великие географические открытия. Например, в 1492г. Х. Колумб, в поисках пути в Индию пересек Атлантический океан и высадился у Багамских островов, открыв новый континент - Америку. В 1498г. испанский путешественник Васко да Гама, обогнув Африку, успешно привел свои корабли к берегам Индии. С XVI в. европейцы проникают в Китай и Японию, о которых раньше имели лишь самое смутное представление. С 1510 г. начинается завоевание Америки. В XVII в. была открыта Австралия. Изменилось представление о форме земли: кругосветное путешествие Ф. Магеллана подтвердило догадку о том, что она имеет форму шара.

Презрение ко всему земному сменяются теперь жадным интересом к реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы,что можно было доказать анализируя памятники культуры эпохи Возрождения. Непререкаемое в средние века первенство богословия над наукой поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины. Подчеркивая интерес к человеческому в противовес божественному, представители новой светской интеллигенции называли себя гуманистами, производя это слово от понятия « studia humanitanis », означавшее изучение всего, что связано с природой человека и его духовным миром.

Для произведений и искусства Возрождения стало характерно представление о о свободном существе с беспредельными творческими возможностями. С антропоцентризмом связано в эстетике Возрождения и понимания прекрасного, возвышенного, героического. Принцип прекрасной артистически - творческой человеческой личности сочетался у теоретиков Возрождения с попыткой математического исчисления всякого рода пропорций, симметрии, перспективы.

Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое и на чувственно реальную картину мира. Здесь бросается в глаза также субъективистски-индивидуалистическая жажда жизненных ощущений, независимо от их религиозного и морального истолкования, хотя последнее, в принципе, не отрицается. Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе. Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник, который в своей творческой деятельности уподобляется Богу .

Э. Чемберлин одним из важнейших принципов восприятия произведений искусства считает наслаждение,потому что это свидетельствует о значительной демократической тенденции в противовес схоластической «учености» предшествующих эстетических теорий.

Эстетическая мысль Возрождения содержит не только идею абсолютизации человеческого индивида в противовес божественной личности в средние века, но и определенное осознание ограниченности такого индивидуализма, основанного на абсолютном самоутверждении личности. Отсюда мотивы трагизма, обнаруживающиеся в творчестве У. Шекспира, М. Сервантеса, Микеланджело и др. В этом противоречивость культуры, отошедшей от антично-средневековых абсолютов, но в силу исторических обстоятельств еще не нашедших новых надежных устоев.

Связь искусства и науки составляет одну из характерных особенностей культуры. Художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.

Таким образом, одной из задач Возрождения является постижение человеком мира, наполненного божественной красотой. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен Богом. Но в эпоху Возрождения существовала и другая тенденция – ощущение человеком трагичности своего существования.


2. Изображение мира и человека в творениях великих мастеров Ренессанса

Термин «Возрождение» (перевод французского термин «ренессана») указывает на связь новой культуры с античностью. В результате знакомства с Востоком, в частности с Византией, в эпоху крестовых походов европейцы ознакомились с древними гуманистическими рукописями, различными пямятниками античного изобразительного искусства и архитектуры. Все эти древности начали частично перевозиться в Италию, где они коллекционировались и изучались. Но и в самой Италии было немало античных римских памятников, которые также стали тщательно изучаться представителями итальянской городской интеллигенции. В итальянском обществе пробудился глубокий интерес к классическим древним языкам, древней философии, истории и литературе. Особенно большую роль в этом движении сыграл город Флоренция. Из Флоренции вышел ряд выдающихся деятелей новой культуры .

Используя античную идеологию, созданную когда-то в наиболее оживленных, в экономическом смысле, городах древности, новая буржуазия перерабатывала её по-своему, формулируя свое новое мировоззрение, резко противоположное господствовавшему до этого мировоззрению феодализма. Второе название новой итальянской культуры - гуманизм как раз и доказывает это.

Гуманистическая культура в центр своего внимания ставила самого человека (humanus - человеческий), а не божественное, потустороннее, как это было в средневековой идеологии. В гуманистическом мировоззрении аскетизму уже не оставалось места. Человеческое тело, его страсти и потребности рассматривались не как нечто «греховное», что надо было подавлять или истязать, а как самоцель, как самое главное в жизни. Земное существование признавалось единственно реальным. Познание природы и человека объявлялось сущностью науки. В противоположность пессимистическим мотивам, господствовавшим в мировоззрении средневековых схоластов и мистиков, в мировоззрении и настроении людей Возрождения преобладали оптимистические мотивы; для них была характерна вера в человека, в будущее человечества, в торжество человеческого разума и просвещения. Плеяда выдающихся поэтов и писателей, ученых и деятелей различных видов искусства участвовала в этом новом великом интеллектуальном движении. Славу Италии принесли такие замечательные художники: Леонардо да Винчи, Джорджоне, Микеланджело, Рафаэль, Тициан .

Несомненным достижением эпохи Возрождения стала геометрически правильная конструкция картины. Художник выстраивал изображение с помощью разработанных им приемов. Главное для живописцев того времени было соблюсти пропорции объектов. Даже природа попадала под математические приемы.

Другими словами, художники в эпоху Ренессанса стремились передать точное изображение, например, человека на фоне природы. Если сравнивать с современными приемами воссоздания на каком-то полотне виденного образа, то, скорее всего, фотография с последующей корректировкой поможет понять, к чему стремились художники Ренессанса.

Живописцы эпохи Возрождения считали, что они имели право исправлять недоработки природы, т.е., если человек имел некрасивые черты лица, художники исправляли их таким образом, что лицо становилось милым и привлекательным.

Изображая библейские сюжеты, художники Ренессанса пытались дать понять, что земные проявления человека можно изобразить более понятно, если при этом использовать библейские истории. Понять, что такое грехопадение, искушение, ад или рай можно, если начать знакомиться с творчеством художников того времени. Тот же образ Мадонны передает нам красоту женщины, а также несет в себе понимание земной человеческой любви.

Таким образом, в искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своём стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.


Заключение

Итак, Возрождение, или Ренессанс - эпоха в жизни человечества, отмеченная колоссальным взлетом искусства и науки. Эпоха Возрождения провозгласило человека высшей ценностью жизни.

В искусстве главной темой стал человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Искусство Возрождения заложило основы европейской культуры Нового времени, кардинально изменило все основные виды искусства.

В архитектуре сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Появилась картина, возникла живопись масляными красками. На первое место в искусстве встала творческая индивидуальность художника.

В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.

Безусловно, эпоха Возрождения – одна из прекраснейших эпох в истории человечества.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. КУСТОДИЕВА Т.К. ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ XIII-XVI ВЕКА (ОЧЕРК-ПУТЕВОДИТЕЛЬ) / Т.К. КУСТОДИЕВА, ИСКУССТВО, 1985. – 318 С.
  2. ОБРАЗЫ ЛЮБВИ И КРАСОТЫ В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ / Л.М. БРАГИНА, М., 2008. – 309 С.
  3. СТЕПАНОВ А.В. ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ИТАЛИЯ XIV-XV ВЕКА / А.В. СТЕПАНОВ, М., 2007. – 610 С.
  4. СТЕПАНОВ А.В. ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. НИДЕРЛАНДЫ, ГЕРМАНИЯ, ФРАНЦИЯ, ИСПАНИЯ, АНГЛИЯ / А.В. СТЕПАНОВ, АЗБУКА-КЛАССИКА, 2009. – 640 С.
  5. ЧЕМБЕРЛИН Э. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. БЫТ, РЕЛИГИЯ, КУЛЬТУРА / Э. ЧЕМБЕРЛИН, ЦЕНТРПОЛИГРАФ, 2006. – 240 С.

История эпохи Возрождения начинается в Еще этот период называют Ренессансом. Возрождение сменило в культуру и стало предшественником культуры Нового времени. А закончился Ренессанс в XVI-XVII столетиях, так как в каждом государстве он имеет свою дату начала и финала.

Немного общих сведений

Представителями эпохи Ренессанса являются Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Они стали первыми поэтами, которые возвышенные образы и мысли начали излагать откровенным простонародным языком. Это новаторство было воспринято на ура и имело распространение в других странах.

Ренессанс и искусство

Особенности эпохи Возрождения - это то, что тело человека стало основным началом воодушевления и предметом исследования для художников этого времени. Так, делался акцент на похожести скульптуры и живописи с действительностью. К основным чертам искусства периода Возрождения относится сияние, утонченное владение кистью, игра тени и света, тщательность в процессе работы и непростые композиции. Для художников Ренессанса главными являлись образы из Библии и мифов.

В сходство реального человека с его изображением на том или ином полотне было настолько близко, что вымышленный персонаж казался живым. Об искусстве ХХ столетия этого сказать никак нельзя.

Эпоха Возрождения (кратко основные тенденции ее изложены выше) воспринимала тело человека как бесконечное начало. Ученые и художники регулярно улучшали свои умения и знания, изучая тела индивидуумов. Тогда преобладало мнение, что человек сотворен по подобию и образу Бога. Это утверждение отображало физическое совершенство. Главными и важными объектами искусства Ренессанса были боги.

Природа и красота человеческого тела

Искусство эпохи Возрождения большое внимание уделяло природе. Характерным элементом пейзажей была разнообразная и пышная растительность. Небеса сине-голубого оттенка, которые пронизывали солнечные лучи, что проникали сквозь облака белого цвета, являлись великолепным фоном для парящих существ. Искусство эпохи Возрождения преклонялось перед красотой человеческого тела. Эта особенность проявлялась в утонченных элементах мускулов и тела. Непростые позы, мимика и жесты, слаженная и четкая цветовая палитра свойственны творчеству скульпторов и ваятелей периода Ренессанса. К таковым относятся Тициан, Леонардо да Винчи, Рембрандт и другие.

Создание идеального города мучило ученых и архитекторов самых различных стран и эпох, но первые попытки к проектированию подобного возникли в эпоху Возрождения. Хотя и при дворе фараонов и римских императоров трудились ученые, чьи труды были направлены на создание некоего идеального поселения, в котором не только все четко подчинялось бы иерархии, но и в котором было бы комфортно жить как правителю, так и простому ремесленнику. Вспомнить хотя бы Ахетатон, Мохенджодаро или фантастический проект, предложенный Стасикратом Александру Македонскому, по которому он предлагал вырезать из горы Афон статую полководца с расположенным на его руке городом. Единственная проблема была в том, что эти поселения либо оставались на бумаге, либо были разрушены. К идее проектирования идеального города приходили не только архитекторы, но и множество художников. Сохранились упоминания о том, что этим занимались и Пьеро делла Франческа, и Джорджо Вазари, и Лучано Лаурана и многие другие.

Своим современникам Пьеро делла Франческо был известен прежде всего как автор трактатов, посвященных искусству. До нас дошли всего три из них: «Трактат об абаке», «Перспектива в живописи», «Пять правильных тел». Именно он первым поднял вопрос о создании идеального города, в котором все будет подчинено математическим расчетам, перспективным построениям четкой симметрии. По этой причине многие ученые приписывают Пьеро изображение «Вид идеального города», которое идеально вписывается в принципы Возрождения.

Наиболее приблизился к воплощению такого масштабного проекта Леон Баттиста Альберти. Правда ему не удалось воплотить свою задумку целиком, но он оставил после себя большое количество чертежей и записей, по которым в дальнейшем другие художники смогли добиться того, чего не удалось Леону. В частности, исполнителем многих его проектов выступал Бернардо Росселино. Но свои принципы Леон осуществлял не только в письменном виде, но также и на примере многих построенных им зданий. В основном это многочисленные палаццо, спроектированные для знатных фамилий. Собственный пример идеального города архитектор раскрывает в своем трактате «О зодчестве». Этот труд ученый писал до конца своей жизни. Он вышел посмертно и стал первой печатной книгой, раскрывающей проблемы архитектуры. По учению Леона, идеальный город должен был отражать все потребности человека, отвечать на все его гуманистические запросы. И это не случайно, ведь ведущей философской мыслью в эпоху Возрождения был антропоцентрический гуманизм. Город должен быть разделен на кварталы, которые делились бы по иерархическому принципу или по виду занятости. В центре, на главной площади, находится здание, где была бы сосредоточена городская власть, а также главный собор и дома знатных фамилий и управляющих городом. Ближе к окраинам располагались дома торговцев и ремесленников, а на самой границе жили бедняки. Такое расположение зданий, по мнению архитектора, стало было препятствием к возникновению различных социальных волнений, так как дома богачей были бы отделены от жилищ бедных граждан. Еще одним важным принципом планировки является то, что он должен был отвечать запросам любой категории граждан, чтобы и правителю, и священнослужителю было комфортно проживать в этом городе. В нем должно было находится все здания, от школ и библиотек до рынков и терм. Также немаловажна и общедоступность таких строений. Даже если обходить вниманием все этические и социальные принципы идеального города, то остаются и внешние, художественные ценности. Планировка обязана была быть регулярной, по которой город делился на четкие кварталы прямыми улицами. Вообще все архитектурные строения должны быть подчинены геометрическим формам и прочерчены по линейке. Площади были либо круглыми, либо прямоугольной формы. По этим принципам, старые города, такие как Рим, Геную, Неаполь, подвергались частичному снесению старые средневековые улочки и устройства новых просторных кварталов.

В некоторых трактатах было найдено похожее замечание о досуге людей. Оно касалось, в основном, мальчиков. Предлагалось построить в городах площадки и перекрестки такого типа, что играющие молодые люди были бы под постоянным наблюдением взрослых, которые могли бы за ними беспрепятственно наблюдать. Эти меры предосторожности были направлены на воспитание благоразумия молодых людей.

Культура Ренессанса во многом дала пищу для дальнейшего размышления над устройством идеального города. Особенно это касалось гуманистов. По их мировоззрению, все должно быть создано для человека, для его комфортного существования. Когда все эти условия будут осуществлены, человек получит социальное спокойствие и душевное счастье. Поэтому в таком
обществе просто априори не могут возникнуть войны или бунты. К такому результату человечество шло все свое существование. Вспомнить хотя бы знаменитую «Утопию» Томаса Мора или «1984» Джорджа Оруэлла. Произведения такого рода затрагивали не только функциональные особенности, но также задумывались и об взаимоотношениях, порядке и устройстве общины, которая жила в этом населенном пункте, уже необязательно городе, может, даже мире. Но эти основы были заложены еще в XV веке, так что можно смело утверждать, что ученые Ренессанса были всесторонне образованными людьми своего времени.

Введение

Возрождение как новое мировоззрение и новый художественный стиль возникло в Италии в конце XIV в. Первые градостроительные идеи представляли город в виде архитектурного единого целого по заранее составленному плану. Под влиянием этих идей вместо узких и кривых средневековых переулков в итальянских городах стали появляться прямые более широкие улицы, застроенные крупными зданиями.

Планировка и архитектура площадей в эпоху Возрождения складывалась в XV–XVI вв. в Риме и других крупных городах Италии.

В этот период здесь было реконструировано несколько городов с использованием новых принципов градостроительства. В большинстве случаев дворцы в таких городах размещались на центральных площадях, представлявших собой иногда начало трехлучевых композиций.

Города эпохи Возрождения постепенно получали новые черты под влиянием общественных перемен. Однако из-за частной собственности на землю и отсталой техники невозможно было быстро перейти от старого города к новому. Во все периоды Возрождения основные усилия градостроителей направлялись на развитие центра города — площади и ближайших кварталов. В период расцвета монархических государств в XVIII в. ансамблям центральных площадей городов придавалось исключительное значение, как их главным украшениям. Городские площади имели в основном геометрически правильные очертания.

Если для архитектуры древнегреческих и римских площадей были характерны колонны и портики, то для площадей периода Возрождения новыми элементами стали аркады, развивавшиеся одновременно с развитием целых систем площадей.

В большинстве средневековых городов декоративная зелень отсутствовала. Фруктовые сады выращивались в садах монастырей; фруктовые сады или виноградники горожан находились за городскими укреплениями. В Париже в XVIII в. появляются аллеи, стриженая зелень, цветниковые партеры. Однако парки дворцов и замков находились в частной собственности. Общественные сады в большинстве европейских городов появляются только в конце XVIII в.

Водные бассейны в средневековье, по существу, были препятствием для развития города, разделявшим его районы, и служили для узкопрактических целей. С XVIII в. реки стали использовать как связующие элементы городов, а в благоприятных условиях — и в качестве композиционных осей. Ярким примером служит мудрое градостроительное использование рек Невы и Невки в Петербурге. Строительство мостов и сооружение набережных закрепили это направление в градостроительстве.

В средневековый период силуэт города в значительной мере определялся заостренными шпилями на городских управлениях, церквах и общественных зданиях. Силуэт города определяли многие мелкие вертикали и несколько доминирующих. В связи с новым художественным пониманием силуэта города постепенно устранялись высокие средневековые крыши, ренессансные здания завершались крышами с аттиками и балюстрадами.

С увеличением масштаба зданий и новыми видами покрытий силуэт города смягчается куполами плавных очертаний, получившими доминирующую роль в панорамах городов. На изменение их большое влияние оказали сады и парки, деревья которых в значительной мере скрывают застройку.

Зодчие Возрождения использовали в градостроительстве строгие средства выражения: гармонические пропорции, масштаб человека как мерило окружающей его архитектурной среды.

Идеологическая борьба нарождающейся буржуазии Италии против средневековых форм религии, морали и права вылилась в широкое прогрессивное движение — гуманизм. В основе гуманизма лежали гражданственные жизнеутверждающие начала: стремление к освобождению человеческой личности от духовной скованности, жажда познания мира и самого человека и, как следствие этого, — тяга к светским формам общественной жизни, стремление к познанию законов и красоты природы, к всестороннему гармоническому совершенствованию человека. Эти сдвиги в области мировоззрения привели к перевороту во всех сферах духовной жизни — искусстве, литературе, философии, науке. В своей деятельности гуманисты в значительной степени опирались на античные идеалы, часто возрождая не только идеи, но и сами формы, и выразительные средства античных произведений. В связи с этим культурное движение Италии XV–XVI вв. получило общее название Ренессанса, или Возрождения

Гуманистическое мировоззрение стимулировало развитие личности, повышало ее значение в общественной жизни. Индивидуальная манера мастера играла все большую роль в развитии искусства и архитектуры. Культура гуманизма выдвинула целую плеяду гениальных архитекторов, скульпторов, художников, таких, как Брунеллеско, Леонардо да Винчи, Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Палладио и др.

Стремление к созданию «идеального образа человека» в сочетании с поисками методов художественного освоения мира обусловило своеобразный познавательный реализм Возрождения, базирующийся на тесном союзе искусства с быстро развивающейся наукой. В архитектуре поиски «идеальных» форм зданий, основанных на полной и законченной композиции, стали одной из ее определяющих тенденций. Наряду с развитием новых типов гражданских и культовых зданий идет развитие архитектурной мысли, появляется насущная необходимость в теоретических обобщениях современного опыта, особенно исторического и прежде всего античного.

Три периода эпохи итальянского Возрождения

Архитектура Возрождения в Италии делится на три основных периода: раннее, высокое и позднее. Архитектурным центром Раннего Возрождения была Тоскана с главным городом — Флоренцией. Этот период охватывает вторую четверть и середину XV столетия. Началом Возрождения в архитектуре принято считать 1420г., когда началось возведение купола над Флорентийским собором. Строительные достижения, приведшие к созданию огромной по размерам центрической формы, стали своеобразным символом архитектуры Новой эпохи.

1. Период Раннего Возрождения

Раннее Возрождение в зодчестве характеризуется, прежде всего формами зданий, созданных известным зодчим инженером Филиппо Брунеллеско (первая половина XV в.). Он, в частности, применил в Воспитательном доме во Флоренции вместо стрельчатой арки легкую полуциркульную. Нервюрный свод, характерный для готической архитектуры, начал уступать место новой конструкции — видоизмененному коробовому своду. Однако стрельчатые формы арки еще продолжали применять до середины XVI в.

Одним из выдающихся сооружений Брунеллеско был громадный купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, остававшийся недостроенным с XIV в.

В созданной зодчим форме купола большого подъема заметен отзвук готической стрельчатой арки. Пролет купола этого собора имеет большие размеры — 42м. Своды купола, выполненные из кирпича, покоятся на восьмигранном основании из бревен, обшитых железными листами. Благодаря удачному расположению собора на возвышенности и его большой высоте (115м) его верхняя часть, особенно купол, придает торжественность и неповторимость архитектурной панораме Флоренции.

Значительное место в архитектуре итальянского Возрождения занимала гражданская архитектура. К ней относятся в первую очередь крупные городские дворцы (палаццо), предназначавшиеся кроме жилья для торжественных приемов. Средневековые дворцы, постепенно сбрасывая с себя суровую романскую и готическую одежду с помощью мраморной облицовки и скульптуры, приобретали жизнерадостный облик.

Особенностями ренессансных фасадов являются огромные оконные арочные проемы, разделенные колонками, рустовка первых этажей камнями, верхних-плитами, карнизы большого выноса и тонко прорисованные детали. В отличие от строгих фасадов архитектура хорошо освещенных интерьеров имеет жизнерадостный характер.

Для убранства фасадов дворцов раннего Возрождения нередко применялись русты. Камни для рустовок обычно имели необделанную (колотую) лицевую поверхность при наличии чисто вытесанной окаймляющей дорожки. Рельеф рустов понижался с увеличением числа этажей. Позже убранство рустами сохранялось лишь в обработке цоколей и на углах зданий.

В XV в. итальянские зодчие часто применяли коринфский ордер. Нередко были случаи сочетания нескольких ордеров в одном здании: для нижних этажей — дорический ордер, а для верхних этажей — композицию капители, близкую по пропорциям и рисунку к ионическому типу.

Одним из примеров дворцовой архитектуры середины XV в. во Флоренции может служить трехэтажный дворец Медичи-Рикарди, построенный по проекту зодчего Микелоццо ди Бартоломео в период 1444–1452 г. по заказу Козимо Медичи, правителя Флоренции. По схеме фасада палаццо Медичи позже и в других городах были построены сотни дворцов.

Дальнейшим развитием композиции дворца является палаццо Руччелаи во Флоренции, построенное в 1446–1451 гг. по проекту Леона Баттиста Альберти (1404–1472). Подобно древнеримскому Колизею его фасад поэтажно расчленен ордерами с переходом от наиболее простого дорического ордера в нижнем ярусе к более тонкому и богатому коринфскому ордеру в верхнем.

Впечатление облегчения здания кверху, создаваемое в палаццо Медичи-Риккарди с помощью рустовки стен, выражено здесь в форме облегчающейся кверху ярусной системы ордеров. При этом крупный венчающий карниз соотнесен не с высотой верхнего яруса, а с высотой здания в целом, отчего композиция приобрела черты завершенности и статичности. В разработке фасада еще сохранены традиционные мотивы: двойные арочные окна, идущие от средневековой формы окон, рустовка стен, общая монументальность облака и др.

Капелла Пацци (1430–1443 гг.) — купольнoe здание, поставленное во дворе монастыря. В композиции фасада получила отображение расчлененная ордером внутренняя структура с господствующим в ней объемом зала с куполом на парусах. Колоннаде, прорезанной по оси аркой и завершенной тонко расчлененным аттиком, на внутренней стене лоджии отвечают картелированные пилястры, а на сводчатом перекрытии — выступающие членения арок.

Соответствие ордеров и повторение малых куполов в лоджии и алтарной части способствует органической связи фасада с интерьером. Стены внутри расчленены плоскими, но выделенными цветом пилястрами, которые, продолжаясь в членениях сводов, дают представление о логике построения пространства, тектоническом строе. Развиваясь трехмерно, ордер подчеркивает единство и соподчиненность основных частей. Зрительная «каркасность» характеризует и расчлененность купола изнутри, что еще несколько напоминает структуру готических нерварных сводов. Однако гармония ордерных форм и ясность тектонической структуры, уравновешенность и соизмеримость с человеком говорят о торжестве новых архитектурных идеалов над принципами средневековья.

Наряду с Брунеллеско и Микелоццо да Бартоломео в становлении новой архитектуры большое место принадлежало и другим мастерам (Росселино, Бенедетто да Майано и пр.), творчество которых в основном было связано с Тосканой и Северной Италией. Альберти, построивший помимо палаццо Руччелаи ряд крупных сооружений (фасад церкви Санта Мария Новелла, церковь Сант Андреа в Мантуе и др.), завершает этот период.

2. Период Высокого Возрождения

Период Высокого Возрождения охватывает конец XV – первую половину XVI в. К этому времени вследствие перемещения основных торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан в Италии наблюдаются известный экономический спад и сокращение промышленного производства. Часто буржуазия скупала земли и превращалась в ростовщиков и землевладельцев. Процесс феодализации буржуазии сопровождается общей аристократизацией культуры, центр тяжести переносится в придворный круг знати: герцогов, князей, папы. Центром культуры становится Рим — резиденция пап, которые часто избираются из представителей гуманистически настроенной аристократии. В Риме проводятся огромные строительные работы. В этом начинании, предпринятом папским двором для поднятия собственного престижа, гуманистическая общественность видела опыт возрождения величия античного Рима, а с ним и величия всей Италии. При дворе вступившего на престол в 1503г. гуманиста папы Юлия II работали наиболее выдающиеся архитекторы – среди них Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Антонио да Сангалло и др.

В архитектуре этого периода основные черты и тенденции Возрождения получают свое законченное выражение. Создаются наиболее совершенные центрические композиции. Окончательно складывается тип городского палаццо, который в этот период приобретает черты здания не только частного, но и общественного, и потому в известной мepe становится прототипом многих последующих общественных зданий. Преодолевается характерный для раннего периода Возрождения контраст (между архитектурной характеристикой внешнего облика палаццо и его внутреннего двора. Под влиянием более систематического и археологически точного ознакомления с античными памятниками ордерные композиции приобретают большую строгость: наряду с ионическим и коринфским ордерами широкое применение находят более простые и монументальные ордера — римско-дорический и тосканский, а тонко разработанная аркада на колоннах уступает место более монументальной ордерной аркаде. В целом композиции Высокого Возрождения приобретают большую значительность, строгость и монументальность. Ставится на реальную основу проблема создания регулярного городского ансамбля. Строятся загородные виллы как целостные архитектурные комплексы.

Крупнейшим архитектором этого периода был Донато д’Анджело Браманте (1444–1514). Приписываемое Браманте здание Канчеллерии (главной папской канцелярии) в Риме – одно из выдающихся дворцовых зданий – представляет собой огромный параллелепипед с прямоугольным двором, окруженным аркадами. Гармоничная композиция фасадов развивает принципы, заложенные в палаццо Руччелаи, однако общий ритмический строй создает более сложный и торжественный образ. Первый этаж, трактованный как цокольный, усилил контраст с облегченным верхом. Большое значение приобрели в композиции ритмично расположенные пластические акценты, создаваемые крупными проемами и обрамляющими их наличниками. Еще более четким стал ритм горизонтальных членений.

Среди культовых построек Браманте выделяется небольшая часовня во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монтррио, называемая Темпьетто (1502г.) – здание, находящееся внутри довольно тесного двора, которое предполагалось окружить круговой в плане ордерной аркадой.

Часовня представляет купольную ротонду, окруженную римско-дорической колоннадой. Здание отличается совершенством пропорций, ордер трактован строго и конструктивно. В сравнении с центрическими постройками раннего Возрождения, где преобладает линейно-плоскостная разработка стен (капелла Пацци), объем Темпьетто пластичен: его ордерная пластика соответствует тектонической целостности композиции. Контраст между монолитным ядром ротонды и колоннадой, между гладью стены и пластикой глубоких ниш и пилястр подчеркивает выразительность композиции, полной гармонии и завершенности. Несмотря на малые размеры, Темпьетто – производит впечатление монументальности. Уже современниками Браманте эта постройка признавалась одним из шедевров архитектуры.

Будучи главным архитектором при дворе папы Юлия II, Браманте с 1505г. ведет работы по перестройке Ватикана. Был задуман грандиозный комплекс парадных зданий и расположенных в разных уровнях торжественных дворов, подчиненных единой оси, замыкаемой величественной экседрой Бельведера. В этом, по существу первом столь грандиозном по замыслу, ансамбле Возрождения были мастерски использованы композиционные приемы древнеримских форумов. Папская резиденция должна была связаться с другим грандиознейшим сооружением Рима – собором Петра, для возведения которого был также принят проект Браманте. Совершенство центрической композиции и грандиозный размах проекта собора Петра Браманте дает основание считать это произведение вершиной развития архитектуры Возрождения. Однако – проекту было не суждено осуществиться в натуре: при жизни Браманте было только начато строительство собора, которое с 1546 г„ спустя 32 года после смерти зодчего, было передано Микеланджело.

В конкурсе на проект собора Петра, а также в строительстве и росписях сооружений Ватикана совместно с Браманте принимал участие великий художник и архитектор Рафаэль Санти, построивший и расписавший знаменитые лоджии Ватикана, получившие его имя («лоджии Рафаэля»), а также ряд замечательных сооружений, как в самом Риме, так и вне его (постройка и роспись виллы Мадама в Риме, палаццо Пандольфини во Флоренции и др.).

Одному из лучших учеников Браманте — архитектору Антонио да Сангалло младшему — принадлежит проект палаццо Фарнезе в Риме , в известной мере завершивший собой эволюцию ренессансного дворца.

В разработке его фасада отсутствуют традиционная рустовка и вертикальные членения. На гладкой, оштукатуренной по кирпичу поверхности стены четко выделяются широкие, идущие по всему фасаду горизонтальные пояса; как бы опираясь на них, размещены окна с рельефными наличниками в форме античной «эдикулы». Окна первого этажа, в отличие от флорентийских дворцов, имеют такие же размеры, как и окна верхних этажей. Здание освободилось от крепостной замкнутости, еще присущей дворцам раннего Возрождения. В противоположность дворцам XV в., где внутренний двор окружался легкими арочными галереями на колоннах, здесь появляется монументальная ордерная аркада с полуколоннами. Ордер галереи несколько утяжеляется, приобретая черты торжественности и представительности. Узкий проезд между двором к улицей заменен открытым «вестибюлем», раскрывающим перспективу на парадный двор.

3. Поздний период Возрождения

Поздним периодом Возрождения обычно считаются середина и конец XVI в. В это время в Италии продолжался экономический спад. Усилилась роль феодально-дворянского сословия и церковно-католических организаций. Для борьбы с реформацией и всякими проявлениями антирелигиозного духа была учреждена инквизиция. В этих условиях гуманисты начали испытывать гонения. Значительная часть их, преследуемая инквизицией, переселяется в северные города Италии, особенно в Венецию, сохранявшую еще права самостоятельной республики, где влияние религиозной контрреформации было не столь сильным. В связи с этим в период позднего Возрождения наиболее яркими были две школы — римская и венецианская. В Риме, где идейное давление контрреформации сильно повлияло на развитие архитектуры, наряду с развитием принципов Высокого Возрождения наблюдается отход от классики в сторону усложнения композиций, большей декоративности, нарушения ясности форм, масштабности и тектоничности. В Венеции, несмотря на частичное проникновение в архитектуру новых веяний, более сохранялась классическая основа архитектурной композиции.

Ярким представителем римской школы был великий Микеланджело Буонарроти (1475– 1564). В его архитектурных произведениях заложены характерные для этого периода основы нового понимания формы, отличающиеся большой экспрессией, динамикой и пластической выразительностью. Его творчество, протекавшее в Риме и Флоренции, с особой силой отразило в себе поиски образов, способных выразить общий кризис гуманизма и ту внутреннюю тревогу, которую испытывали тогда прогрессивные круги общества перед надвигающимися силами реакции. Как гениальный скульптор и живописец, Микеланджело умел находить яркие пластические средства для выражения в искусстве внутренней силы своих героев, неразрешенного конфликта их душевного мира, титанических усилий в борьбе. В архитектурном творчестве этому соответствовало подчеркнутое выявление пластичности форм и их напряженной динамики. Ордер у Микеланджело часто терял тектоническое значение, превращаясь в средство декорирования стен, создания укрупненных масс, поражающих человека своим масштабом и пластикой. Смело нарушив привычные для Возрождения архитектурные принципы, Микеланджело в известной мере явился основоположником творческой манеры, впоследствии подхваченной в архитектуре итальянского барокко.К крупнейшим архитектурным работам Микеланджело относится достройка после смерти Браманте собора Петра в Риме. Микеланджело, приняв за основу центрическую схему, близкую к замыслу Браманте, внес в ее трактовку новые черты: упростил план и обобщил внутреннее пространство, опоры и стены сделал более массивными, а с западного фасада добавил портик с торжественной колоннадой. В объемно-пространственной композиции спокойное равновесие и соподчиненность пространств проекта Браманте, претворены в подчеркнутое господство основного купола и подкупольного пространства. В композиции фасадов ясность и простота сменилась более сложной и крупной пластикой форм, стены расчленены уступами и пилястрами большого коринфского ордера с мощным антаблементом и высоким аттиком; между пилястрами помещены как бы затесненные в простенках оконные проемы, ниши и различные декоративные элементы (карнизы, пояски, сандрики, статуи и т. п.), придающие стенам почти скульптурную пластичность.

В композиции капеллы Медичи церкви Сан Лоренцо во Флоренции (1520г.) выполненные Микеланджело интерьер и скульптуры слились в единое целое. Скульптурные и архитектурные формы полны внутреннего напряжения и драматизма. Их острая эмоциональная выразительность преобладает над тектонической основой, ордер трактуется кaк элемент общего в основе своей скульптурного замысла художника.

Одним из выдающихся римских архитекторов позднего Возрождения является также Виньола – автор трактата «Правило пяти ордеров архитектуры». Наиболее значительными его произведениями считаются замок Капрарола и вилла папы Юлия II . В период Возрождения тип виллы претерпевает существенное развитие, связанное с изменением ее функционального содержания. Еще в начале XV в. это была загородная усадьба, часто обнесенная стенами, а иногда даже имевшая оборонительные башни. К концу XV в. вилла становится местом загородного отдыхи богатых горожан (вилла Медичи около Флоренции), а с XVI в. она нередко становится резиденцией крупных феодалов и высшего духовенства. Вилла теряет интимность и приобретает характер парадного фронтально – осевого сооружения, раскрытого к окружающей природе.

Вилла папы Юлия II -пример этого типа. Ее строго осевая и прямоугольная по внешним очертаниям композиция уступами спускается по склону горы, создавая сложную игру открытых, полуоткрытых и закрытых пространств, расположенных в различных уровнях. В композиции чувствуется влияние древнеримских форумов и дворов Ватикана.

Выдающимися мастерами венецианской школы позднего Возрождения были Сансовино, построивший в Венеции здание Библиотеки Сан-Марко (начата в 1536г.)- важный компонент замечательного ансамбля венецианского центра, и наиболее яркий представитель классической школы Возрождения — архитектор Палладио.

Деятельность Андреа Палладио (1508 — 1580) протекала в основном в г. Виченце, недалеко от Венеции, где он строил дворцовые сооружения и виллы, а также в Венеции, где он построил в основном церковные здания. Его творчество в ряде построек явилось реакцией на антиклассические тенденции позднего Возрождения. Стремясь сохранить чистоту классических принципов, Палладио опирается на богатый опыт, приобретенный им в процессе изучения античного наследия. Он пытается возродить не только ордерные формы, но целые элементы и даже типы зданий античного периода. Конструктивно правдивый ордерный портик становится главной темой многих его произведений.

В вилле Ротонда, построенной близ Виченцы (начата в 1551г.), мастер достиг исключительной целостности и гармоничности композиции. Расположенные на холме и хорошо видные издали четыре фасада виллы с портиками со всех сторон вместе с куполом составляют четкую центрическую композицию.

В центре находится круглый купольный зал, из которого ведут выходы под портики. Широкие лестницы портиков связывают здание с окружающей природой. В центрической композиции нашли отражение общие стремления зодчих Возрождения к абсолютной законченности композиции, ясности и геометричности форм, гармонической связи отдельных частей с целым и органическому слиянию здания с природой.

Но эта «идеальная» схема композиции осталась единичной. В реальном строительстве многочисленных вилл Палладио большее внимание уделял так называемой трехчастной схеме, состоящей из главного объема и отходящих от него в стороны одноэтажных ордерных галерей, служащих для связи со службами усадьбы и организующих парадный двор перед фасадом виллы. Именно эта схема загородного дома имела в дальнейшем многочисленных последователей при строительстве усадебных дворцов.

В противоположность свободному развитию объемов загородных вилл, городские дворцы Палладио обычно имеют строгую и лаконичную композицию с крупномасштабным и монументальным главным фасадом. Архитектор широко пользуется большим ордером, трактуя его как своеобразную систему «колонна – стена». Яркий пример – палаццо Капитанио (1576г.), стены которого обработаны колоннами большого композитного ордера с мощным, раскрепованным антаблементом. Верхний этаж, расширенный в виде надстройки (аттикового этажа), придал зданию завершенность и монументальность,

Палладио также широко использовал в своих городских дворцах двухъярусное расчленение фасадов ордерами, а также ордер, поставленный на высоком рустованном цокольном этаже – прием, впервые примененный Браманте и в последующем широко распространенный в архитектуре классицизма.

Заключение

Современная архитектура при поиске форм собственного стилистического проявления не скрывает, что пользуется историческим наследием. Чаще всего она обращается к тем теоретическим концепциям и принципам формообразования, которые в прошлом достигли наибольшей стилистической чистоты. Иногда даже кажется, что все, чем ранее жило ХХ столетие, в новом виде возвращалось и быстро повторялось заново.

Многое из того, чем дорожит человек в архитектуре, апеллирует не столько к скрупулезному анализу отдельных частей объекта, сколько к его синтетическому, целостному образу, к сфере эмоционального восприятия. Это значит, что архитектура является искусством или, во всяком случае, содержит в себе элементы искусства.

Иногда архитектуру называют матерью искусств, имея в виду, что живопись и скульптура долгое время развивались в неразрывной органической связи с архитектурой. Архитектор и художник всегда имели очень много общего в своем творчестве, а порой хорошо уживались в одном человеке. Древнегреческий скульптор Фидий по праву считается одним из создателей Парфенона. Изящная колокольня главного собора Флоренции Санта Мария дель Фьоре построена «по рисунку» великого живописца Джотто. Микеланджело, который был равно велик как архитектор, скульптор и живописец. Рафаэль также с успехом действовал на архитектурном поприще. Их современник живописец Джорджо Вазари во Флоренции построил улицу Уффици. Такой синтез дарования художника и архитектора встречался не только среди титанов Возрождения, им отмечено и новое время. Художники-прикладники англичанин Вильям Моррис и бельгиец Ван де Вельде внесли большой вклад в развитие современной архитектуры. Корбюзье был талантливым живописцем, а Александр Веснин блистательным театральным художником. Советские художники К. Малевич и Л. Лисицкий интересно экспериментировали с архитектурной формой, а их коллега и современник Владимир Татлин стал автором легендарного проекта Башни 111 Интернационала. Автор знаменитого проекта Дворца Советов архитектор Б. Иофан по праву считается соавтором скульптуры «Рабочий и колхозница» вместе с замечательной советской художницей Верой Мухиной.

Графическое изображение и объемный макет являются главными средствами, с помощью которых архитектор ищет и отстаивает свои решения. Открытие линейной перспективы в эпоху Возрождения активно повлияло на пространственную концепцию архитектуры этого времени. В конечном счете, осмысление линейной перспективы привело к увязке площади, лестницы, здания в единую пространственную композицию, а вслед за тем к возникновению гигантских архитектурных ансамблей барокко и высокого классицизма. Много лет спустя большое влияние на развитие архитектурного формотворчества оказали эксперименты художников-кубистов. Они пытались изобразить предмет с разных точек зрения, добиться его объемного восприятия путем наложения нескольких изображений, расширить возможности пространственного восприятия путем введения четвертого измерения — времени. Эта объемность восприятия послужила отправной точкой для формальных поисков современной архитектуры, противопоставившей плоской ширме фасада замысловатую игру свободно расположенных в пространстве объемов и плоскостей.

Скульптура и живопись не сразу обрели независимость от архитектуры. Сначала они были всего лишь элементами архитектурного сооружения. Понадобилось не одно столетие, чтобы живопись отделилась от стены или иконостаса. В конце эпохи Возрождения на площади Синьории во Флоренции скульптуры все еще робко толпятся возле зданий, словно боясь окончательно порвать с фасадами. Микеланджело первым ставит конную статую в центре площади Капитолия в Риме. Идет 1546 год. С той поры памятник, монументальная скульптура обретает права самостоятельного элемента композиции, организующего городское пространство. Правда, скульптурная форма некоторое время еще продолжает жить на стенах архитектурного сооружения, но постепенно с них исчезают и эти последние следы «былой роскоши».

Эту композицию современной архитектуры со свойственной ему определенностью утверждает Корбюзье: «Я не признаю ни скульптуру, ни живопись как украшение. Я допускаю, что и то и другое может вызвать у зрителя глубокие эмоции подобно тому, как действуют на вас музыка и театр,– все зависит от качества произведения, но я определенно против украшения. С другой стороны, рассматривая архитектурное произведение и главным образом площадку, на которой оно воздвигнуто, видишь, что некоторые места самого здания и вокруг него являются определенными интенсивными математическими местами, которые оказываются как бы ключом к пропорциям произведения и его окружения. Это места наивысшей интенсивности, и именно в этих местах может осуществляться определенная цель архитектора — то ли в виде бассейна, то ли глыбы камня, то ли статуи. Можно сказать, что в этом месте соединены все условия, чтобы была произнесена речь, речь художника, пластическая речь»

Итальянская архитектура эпохи Раннего Возрождения (Кватроченто) открыла новый период в развитии европейского зодчества, отказавшись от доминирующего в Европе готического искусства и утвердив новые принципы, которые были основаны на ордерной системе.

В этот период целенаправленно и сознательно изучались античная философия, искусство и литература. Так, античность наслаивалась на прочные многовековые традиции эпохи Средневековья, особенно на христианское искусство, благодаря чему специфически сложный характер культуры эпохи Возрождения основан на трансформации и переплетении языческих и христианских сюжетов.

Кватроченто – это время экспериментальных поисков, когда на первый план выдвигалась не интуиция, как в эпоху Проторенессанса, а точные научные знания. Теперь искусство играло роль универсального познания окружающего мира, о чем было написано множество научных трактатов XV века.

Первым теоретиком архитектуры и живописи был Леон Батиста Альберти, который разработал теорию линейной перспективы, основанной на правдивом изображении на картине глубины пространства. Данная теория легла в основу новых принципов архитектуры и градостроительства, направленных на создание идеального города.

Мастера Возрождения начали вновь обращаться к мечте Платона об идеальном городе и идеальном государстве и воплощали те идеи, которые уже были главными в античной культуре и философии – идеи гармонии человека и природы, идеи гуманизма. Так, новый образ идеального города был сначала некой формулой, замыслом, дерзкой заявкой на будущее.

Теория и практика градостроительства эпохи Возрождения развивались параллельно друг другу. Перестраивались старые здания, строились новые, при этом одновременно писались трактаты об архитектуре, укреплению и перепланировке городов. Авторы трактатов (Альберти и Палладио) далеко опережали нужды практического строительства, не описывая готовые проекты, а представляя графически изображенную концепцию, идею идеального города. Также они приводили рассуждения о том, как должен быть размещен город с точки зрения обороны, экономики, эстетики и гигиены.

Альберти фактически был первым, кто провозгласил основные принципы идеального городского ансамбля эпохи Возрождения, разработанные путем синтеза античного чувства меры и рационалистического подхода новой эры. Так, эстетическими принципами градостроителей Ренессанса были:

  • согласованность архитектурных масштабов главного и второстепенных зданий;
  • соотношение высоты застройки и пространства, расположенного перед ней (от 1:3 до 1:6);
  • отсутствие диссонирующих контрастов;
  • уравновешенность композиции.

Идеальный город очень волновал многих великих мастеров эпохи Возрождения. О нем размышлял и Леонардо да Винчи, идея которого заключалась в создании двухуровневого города, где по нижнему уровню двигался грузовой транспорт, а на верхнем уровне располагались наземные и пешеходные дороги. Планы да Винчи также были связаны с реконструкцией Флоренции и Милана, а также с написанием проекта веретенообразного города.

К концу XVI века многие теоретики градостроительства озадачились вопросом оборонительных сооружений и торговых площадей. Так, на смену крепостным башням и стенам пришли вынесенные за городские границы земляные бастионы, благодаря чему по своим очертаниям города стали напоминать многолучевую звезду.

И хотя ни один идеальный город так и не был возведен в камне (не считая небольшие города-крепости), многие принципы построения такого города воплотились в реальность уже в XVI веке, когда в Италии и многих других странах начали прокладываться прямые широкие улицы, которые соединяли важные элементы городского ансамбля.