Альбан Берг (Alban Berg). Берг альбан Берг композитор

Один из виднейших представителей экспрессионизма в музыке, Берг выразил в своем творчестве характерные для художников-экспрессионистов мысли, чувства и образы: неудовлетворенность социальной жизнью, ощущения бессилия и одиночества. Герой его произведений - маленький человек, доведенный до отчаяния враждебным окружением буржуазного общества. Почву для подобных художественных представлений о мире щедро давала композитору сама жизнь.

Берг родился 9 февраля 1885 года в Вене в семье военнослужащего. Первые столкновения с жизнью Берг перенес в юности: смерть отца, ухудшение материального положения семьи, обострение болезни (с пятнадцатилетнего возраста он страдал астмой) - все это привело восемнадцатилетнего юношу к мысли о самоубийстве.

К счастью, тяжелый душевный кризис был преодолен. Судьба свела его с уже признанным композитором и педагогом Арнольдом Шёнбергом. Берг был на 13 лет моложе, но композиторов всю жизнь связывала глубокая дружба. Оба, кстати, не имели систематического музыкального образования. Учителем Берга был сам Шёнберг, вечерние курсы которого молодой композитор посещал.

Вот как он вспоминал о Берге:

«Уже в ранних композициях Берга, как ни были они неловки, можно заметить следующее. Во-первых, что музыка была для него языком, на котором он изъяснялся; и, во-вторых, что в ней была заключена захватывающая сила теплого чувства. Ему едва минуло тогда восемнадцать лет, это было давно, и я не могу сказать, признал ли я уже тогда его оригинальность. Заниматься с ним было одно удовольствие. Он проявлял прилежание, усердие и делал все наилучшим образом. И он был, как все одаренные молодые люди той эпохи, весь пропитан музыкой, жил в музыке. Он посещал и знал все оперы и концерты, играл дома в четыре руки на рояле, скоро научился читать партитуру, легко воодушевлялся, был некритичен, но чувствителен к старой и новой красоте, будь то музыка, литература, живопись, изобразительное искусство, театр или опера.

Весьма показательна для Берга была его совестливость и отходчивость. Все, за что он брался, он исполнял с удручающей точностью, основательно изучая и испытывая вдоль и поперек. Какую ценность при этом имела его деятельность в «Обществе частных музыкальных исполнений», можно легко себе представить».

Первые произведения Берга написаны в додекафонной технике. К ним относятся «Фортепианная соната» (1908), «Первый квартет для струнных» (1910), пьесы для кларнета и фортепиано (1913), в которых применяется и так называемый всеинтерваль-ный ряд. В «Трех отрывках для оркестра» (1914) автор уже овладевает всеми характерными особенностями оркестровой композиции новой венской школы.

Альбан Берг был одним из наиболее просвещенных пропагандистов идей Шёнберга. Он разбирал его произведения в ряде статей, куда включал и клавираусцуг (цитаты из музыки в переложении для фортепиано). В то время как Шёнберг был рациональным музыкантом, Альбан Берг никогда не скрывал своей спонтанности и склонности к чувственному постижению мира, что отразилось в его произведениях. Он не всегда был последователен как сторонник додекафонии и тональной музыки, если чувствовал, что конкретное музыкальное выражение требует нарушения этих строгих композиционных принципов. Примкнув к теоретическому основоположнику додекафонии - своему учителю, Альбан Берг не стал его абсолютным последователем, он сумел сохранить свой индивидуальный талант, связанный с редкой по силе эмоциональностью музыкального высказывания, не порвал с поздним романтизмом в языке и образном содержании своих сочинений. Поэтому Берга иногда называли «романтиком додекафонии».

С 1915 по 1918 год Берг находился на военной службе - работал в Вене писарем, поскольку как астматик не подлежал отправке на фронт. Но он узнал о войне достаточно, чтобы прочувствовать трагедию жизни денщика в драме Бюхнера «Воццек». Этот прозаический текст он превратил в известную во всем мире оперу «Воццек», написанную им в 1917-1921 годы.

Обращение композитора к шедевру Георга Бюхнера было смелым поступком: впервые в мировой оперной литературе героем стал маленький забитый человек! Даже русские композиторы, представители оперного реализма, прошли мимо этой острейшей проблемы. Известно, что Бюхнер создал свою драму на основе личных впечатлений от материалов уголовного дела об убийстве парикмахером Войцеком в порыве ревности своей возлюбленной. Слухи об этом громком деле ходили не один год. Оттолкнувшись от реальных событий, драматург дал им высокое художественное обобщение.

Впервые композитор увидел пьесу Бюхнера на сцене весной 1914 года и пришел от нее в восторг. В своей опере Берг изменил имя бюхнеровского героя Войцек на Воццек.

«Я никогда не ставил себе задачу реформировать структуру оперы через посредство «Воццека», - писал композитор. - Ни приступая к этой работе, ни завершая ее, я не считал ее образцом для будущих сочинений композиторов. Я никогда не предполагал, что «Воццек» должен служить основанием какой-то школы.

Я просто хотел написать хорошую музыку, пересказать музыкальным языком содержание бессмертной драмы Георга Бюхнера, переложить на музыку ее поэтические идеи. Помимо того, когда я решил написать оперу, то в отношении техники композиции у меня было единственное намерение: дать театру то, что принадлежит театру. Музыка должна быть такой, чтобы она все время выполняла свое назначение, то есть служила действию. Даже больше, музыка должна быть готова выполнять все, что требуется для реальности сценического действия. Задача композитора заключается в решении задач, стоящих перед идеальным режиссером-постановщиком. С другой стороны, эта цель не должна препятствовать развитию музыки как единого целого, абсолютного, чисто музыкального. Ничто внешнее не должно вмешиваться в ее индивидуальное существование.

То, что я достиг этой цели, используя более или менее старинные музыкальные формы (а критики считали это самой явной реформой оперного творчества), было естественным следствием моего метода. Прежде всего, необходимо было выбрать для либретто то, что нужно, из двадцати пяти во многом фрагментарных, разбросанных сцен у Бюхнера. Были исключены повторы, не требующие музыкального воплощения. В конце концов, сцены были сведены воедино и разбиты на акты. Поэтому задача сделалась более музыкальной, чем литературной, и надо было решить ее по законам музыкальной композиции, а не по правилам драматургии.

Я считаю моей особенной удачей следующее. Ни один из слушателей, как бы хорошо он ни был осведомлен о музыкальной форме этой оперы, о точности и логичности ее построения, ни один с момента поднятия занавеса и до окончательного его закрытия не обращает никакого внимания на различные фуги, инвенции, сюиты, сонатные формы, вариации и пассакальи, о которых так много написано. Никто не замечает ничего, кроме большого социального значения оперы, далеко превосходящего личную судьбу Воццека. Это, я считаю, и есть мое достижение». Берг создал яркую социальную драму вопреки установкам своего учителя, отстаивавшего независимость художественного творчества от идеологии и политики. Опера «Воццек» сосредоточила самые характерные черты стиля Берга.

Суть художественной концепции оперы «Воццек» в характерной для экспрессионизма двуплановости: драма задавленных жизнью маленьких людей и фатальная предопределенность их поступков и событий. Воццек бессмысленно прозябает в мещанской среде немецкого мелкого городка, которая его губит, персонифицируясь в образах тупого Тамбурмажора, Доктора и Капитана.

Музыка - чуткий барометр состояний и настроений героев. Великолепно удались композитору главные характеры - Воццека и Марии. Все оттенки их жизнеощущений, внутренний душевный мир и поступки предельно эмоционально, выразительно переданы в музыке.

Музыка оперы в целом не подчинена тональному принципу и изобилует резкими, предельно динамичными, характерными интонациями. Музыкальная речь Берга не похожа на песенную, ариозную или даже декламационную манеру. Это мелодия нового типа, тесно связанная со словом и выпукло воплощающая речевую мелодику от интонации стона, мольбы до крика, возбужденного бреда. Композитор придает большое значение выразительности вокальной интонации и детализирует в ремарках характер вокального исполнения.

Экспрессивность музыкальных средств, повышенная эмоциональная возбужденность интонаций направлены на убедительное раскрытие образов, поворотов сюжета и вовлекают слушателя в сопереживание; он словно сам чувствует и испытывает все, что происходит на сцене.

Премьера «Воццека» Берга состоялась в Берлине в 1925 году; позднее опера стала ключевым музыкально-драматическим произведением XX века. Опера прозвучала на сцене многих театров Европы, в том числе СССР (в Ленинграде), Америки.

Однако она сталкивалась и с неприятием со стороны различных консерваторов, которые не хотели смириться с новым видом художественной правды, представленной несколько шокирующим образом.

Признание Берга на родине и за рубежом постепенно расширялось и закреплялось. В 1930 году он был избран членом Прусской академии искусств.

Образцами зрелого творчества Берга являются камерные инструментальные сочинения; камерный концерт для фортепиано, скрипки и духовых (1925), «Лирическая сюита» для струн, квартета (1926). В 1928 году композитор начал работать над оперой «Лулу» (по пьесам «Дух земли» и «Ящик Пандоры» Ведекинда), но, к сожалению, не успел ее завершить. «Лулу», как и концерт для скрипки с оркестром (1935), были исполнены после его смерти. В опере «Лулу» проявилась свойственная Бергу тяга к лиризму, по сравнению с «Воццеком» острота драматических ситуаций смягчена, более развита мелодика вокальных партий. Но композитору не удалось преодолеть декадентский характер сюжета, «поэтизацию порока».

Вершиной инструментального творчества Берга является скрипичный концерт - произведение крупного симфонического плана. Сопоставление народной танцевальной мелодии с темой траурного хорала, взятой композитором из кантаты И. С. Баха, служит средством ярко выразительного, драматического воплощения программного замысла: скорбь расставания с жизнью, прощание с миром, полным красоты и поэзии. Наряду с «Воццеком» этот концерт стал произведением, наиболее часто исполняемым и наиболее приемлемым для восприятия широкой публикой.

В последний год своей жизни в одной из бесед Берг, осознавая надвигавшуюся угрозу фашизма, горестно сказал: «Хорошо, что Гендель и Бах родились... не двумя столетиями позднее! Ведь теперь одного в той же мере обвинили бы в отсутствии оседлости, как музыку второго нашли бы культурбольшевистской».

Альбан Берг, певец человеческих страданий, ценен прежде всего как убежденный гуманист. Произведения Берга трогают сердца и пробуждают мысль о гуманном предназначении человека.

Один из виднейших представителей экспрессионизма в музыке, Берг выразил в своем творчестве характерные для художников-экспрессионистов мысли, чувства и образы: неудовлетворенность социальной жизнью, ощущения бессилия и одиночества. Герой его произведений - маленький человек, доведенный до отчаяния враждебным окружением буржуазного общества. Почву для подобных художественных представлений о мире щедро давала композитору сама жизнь.

Берг родился 9 февраля 1885 года в Вене в семье военнослужащего. Первые столкновения с жизнью Берг перенес в юности: смерть отца, ухудшение материального положения семьи, обострение болезни (с пятнадцатилетнего возраста он страдал астмой) - все это привело восемнадцатилетнего юношу к мысли о самоубийстве.

К счастью, тяжелый душевный кризис был преодолен. Судьба свела его с уже признанным композитором и педагогом Арнольдом Шёнбергом. Берг был на 13 лет моложе, но композиторов всю жизнь связывала глубокая дружба. Оба, кстати, не имели систематического музыкального образования. Учителем Берга был сам Шёнберг, вечерние курсы которого молодой композитор посещал.

Вот как он вспоминал о Берге:

«Уже в ранних композициях Берга, как ни были они неловки, можно заметить следующее. Во-первых, что музыка была для него языком, на котором он изъяснялся; и, во-вторых, что в ней была заключена захватывающая сила теплого чувства. Ему едва минуло тогда восемнадцать лет, это было давно, и я не могу сказать, признал ли я уже тогда его оригинальность. Заниматься с ним было одно удовольствие. Он проявлял прилежание, усердие и делал все наилучшим образом. И он был, как все одаренные молодые люди той эпохи, весь пропитан музыкой, жил в музыке. Он посещал и знал все оперы и концерты, играл дома в четыре руки на рояле, скоро научился читать партитуру, легко воодушевлялся, был некритичен, но чувствителен к старой и новой красоте, будь то музыка, литература, живопись, изобразительное искусство, театр или опера.

Весьма показательна для Берга была его совестливость и отходчивость. Все, за что он брался, он исполнял с удручающей точностью, основательно изучая и испытывая вдоль и поперек. Какую ценность при этом имела его деятельность в „Обществе частных музыкальных исполнений“, можно легко себе представить».

Первые произведения Берга написаны в додекафонной технике. К ним относятся «Фортепианная соната» (1908), «Первый квартет для струнных» (1910), пьесы для кларнета и фортепиано (1913), в которых применяется и так называемый всеинтерваль-ный ряд. В «Трех отрывках для оркестра» (1914) автор уже овладевает всеми характерными особенностями оркестровой композиции новой венской школы.

Альбан Берг был одним из наиболее просвещенных пропагандистов идей Шёнберга. Он разбирал его произведения в ряде статей, куда включал и клавираусцуг (цитаты из музыки в переложении для фортепиано). В то время как Шёнберг был рациональным музыкантом, Альбан Берг никогда не скрывал своей спонтанности и склонности к чувственному постижению мира, что отразилось в его произведениях. Он не всегда был последователен как сторонник додекафонии и тональной музыки, если чувствовал, что конкретное музыкальное выражение требует нарушения этих строгих композиционных принципов. Примкнув к теоретическому основоположнику додекафонии - своему учителю, Альбан Берг не стал его абсолютным последователем, он сумел сохранить свой индивидуальный талант, связанный с редкой по силе эмоциональностью музыкального высказывания, не порвал с поздним романтизмом в языке и образном содержании своих сочинений. Поэтому Берга иногда называли «романтиком додекафонии».

С 1915 по 1918 год Берг находился на военной службе - работал в Вене писарем, поскольку как астматик не подлежал отправке на фронт. Но он узнал о войне достаточно, чтобы прочувствовать трагедию жизни денщика в драме Бюхнера «Воццек». Этот прозаический текст он превратил в известную во всем мире оперу «Воццек», написанную им в 1917-1921 годы.

Обращение композитора к шедевру Георга Бюхнера было смелым поступком: впервые в мировой оперной литературе героем стал маленький забитый человек! Даже русские композиторы, представители оперного реализма, прошли мимо этой острейшей проблемы. Известно, что Бюхнер создал свою драму на основе личных впечатлений от материалов уголовного дела об убийстве парикмахером Войцеком в порыве ревности своей возлюбленной. Слухи об этом громком деле ходили не один год. Оттолкнувшись от реальных событий, драматург дал им высокое художественное обобщение.

Впервые композитор увидел пьесу Бюхнера на сцене весной 1914 года и пришел от нее в восторг. В своей опере Берг изменил имя бюхнеровского героя Войцек на Воццек.

«Я никогда не ставил себе задачу реформировать структуру оперы через посредство «Воццека», - писал композитор. - Ни приступая к этой работе, ни завершая ее, я не считал ее образцом для будущих сочинений композиторов. Я никогда не предполагал, что «Воццек» должен служить основанием какой-то школы.

Я просто хотел написать хорошую музыку, пересказать музыкальным языком содержание бессмертной драмы Георга Бюхнера, переложить на музыку ее поэтические идеи. Помимо того, когда я решил написать оперу, то в отношении техники композиции у меня было единственное намерение: дать театру то, что принадлежит театру. Музыка должна быть такой, чтобы она все время выполняла свое назначение, то есть служила действию. Даже больше, музыка должна быть готова выполнять все, что требуется для реальности сценического действия. Задача композитора заключается в решении задач, стоящих перед идеальным режиссером-постановщиком. С другой стороны, эта цель не должна препятствовать развитию музыки как единого целого, абсолютного, чисто музыкального. Ничто внешнее не должно вмешиваться в ее индивидуальное существование.

То, что я достиг этой цели, используя более или менее старинные музыкальные формы (а критики считали это самой явной реформой оперного творчества), было естественным следствием моего метода. Прежде всего, необходимо было выбрать для либретто то, что нужно, из двадцати пяти во многом фрагментарных, разбросанных сцен у Бюхнера. Были исключены повторы, не требующие музыкального воплощения. В конце концов, сцены были сведены воедино и разбиты на акты. Поэтому задача сделалась более музыкальной, чем литературной, и надо было решить ее по законам музыкальной композиции, а не по правилам драматургии.

Я считаю моей особенной удачей следующее. Ни один из слушателей, как бы хорошо он ни был осведомлен о музыкальной форме этой оперы, о точности и логичности ее построения, ни один с момента поднятия занавеса и до окончательного его закрытия не обращает никакого внимания на различные фуги, инвенции, сюиты, сонатные формы, вариации и пассакальи, о которых так много написано. Никто не замечает ничего, кроме большого социального значения оперы, далеко превосходящего личную судьбу Воццека. Это, я считаю, и есть мое достижение«. Берг создал яркую социальную драму вопреки установкам своего учителя, отстаивавшего независимость художественного творчества от идеологии и политики. Опера «Воццек» сосредоточила самые характерные черты стиля Берга.

Суть художественной концепции оперы «Воццек» в характерной для экспрессионизма двуплановости: драма задавленных жизнью маленьких людей и фатальная предопределенность их поступков и событий. Воццек бессмысленно прозябает в мещанской среде немецкого мелкого городка, которая его губит, персонифицируясь в образах тупого Тамбурмажора, Доктора и Капитана.

Музыка - чуткий барометр состояний и настроений героев. Великолепно удались композитору главные характеры - Воццека и Марии. Все оттенки их жизнеощущений, внутренний душевный мир и поступки предельно эмоционально, выразительно переданы в музыке.

Музыка оперы в целом не подчинена тональному принципу и изобилует резкими, предельно динамичными, характерными интонациями. Музыкальная речь Берга не похожа на песенную, ариозную или даже декламационную манеру. Это мелодия нового типа, тесно связанная со словом и выпукло воплощающая речевую мелодику от интонации стона, мольбы до крика, возбужденного бреда. Композитор придает большое значение выразительности вокальной интонации и детализирует в ремарках характер вокального исполнения.

Экспрессивность музыкальных средств, повышенная эмоциональная возбужденность интонаций направлены на убедительное раскрытие образов, поворотов сюжета и вовлекают слушателя в сопереживание; он словно сам чувствует и испытывает все, что происходит на сцене.

Премьера «Воццека» Берга состоялась в Берлине в 1925 году; позднее опера стала ключевым музыкально-драматическим произведением XX века. Опера прозвучала на сцене многих театров Европы, в том числе СССР (в Ленинграде), Америки.

Однако она сталкивалась и с неприятием со стороны различных консерваторов, которые не хотели смириться с новым видом художественной правды, представленной несколько шокирующим образом.

Признание Берга на родине и за рубежом постепенно расширялось и закреплялось. В 1930 году он был избран членом Прусской академии искусств.

Образцами зрелого творчества Берга являются камерные инструментальные сочинения; камерный концерт для фортепиано, скрипки и духовых (1925), «Лирическая сюита» для струн, квартета (1926). В 1928 году композитор начал работать над оперой «Лулу» (по пьесам «Дух земли» и «Ящик Пандоры» Ведекинда), но, к сожалению, не успел ее завершить. «Лулу», как и концерт для скрипки с оркестром (1935), были исполнены после его смерти. В опере «Лулу» проявилась свойственная Бергу тяга к лиризму, по сравнению с «Воццеком» острота драматических ситуаций смягчена, более развита мелодика вокальных партий. Но композитору не удалось преодолеть декадентский характер сюжета, «поэтизацию порока».

Вершиной инструментального творчества Берга является скрипичный концерт - произведение крупного симфонического плана. Сопоставление народной танцевальной мелодии с темой траурного хорала, взятой композитором из кантаты И. С. Баха, служит средством ярко выразительного, драматического воплощения программного замысла: скорбь расставания с жизнью, прощание с миром, полным красоты и поэзии. Наряду с «Воццеком» этот концерт стал произведением, наиболее часто исполняемым и наиболее приемлемым для восприятия широкой публикой.

В последний год своей жизни в одной из бесед Берг, осознавая надвигавшуюся угрозу фашизма, горестно сказал: «Хорошо, что Гендель и Бах родились... не двумя столетиями позднее! Ведь теперь одного в той же мере обвинили бы в отсутствии оседлости, как музыку второго нашли бы культурбольшевистской».

Альбан Берг, певец человеческих страданий, ценен прежде всего как убежденный гуманист. Произведения Берга трогают сердца и пробуждают мысль о гуманном предназначении человека.

Австрийский композитор, один из наиболее выдающихся представителей Новой Венской школы (Second Viennese School), автор целого ряда выдающихся произведений, органично сочетающих в себе малеровский романтизм и довольно нетрадиционную вариацию шёнберговской додекафонии.


Родился Альбан в Вене (Vienna), был он третьим из четырех детей Иоганны (Johanna) и Конрада Берга (Conrad Berg). Семья Бергов жила в относительном достатке до самой смерти Конрада Берга в 1900-м.

В детстве Берг интересовался не столько музыкой, сколько литературой; писать музыку он начал лишь в 15 лет. 4 октября 1902-го у Берга родилась дочь Альбина (Albine).

Формального музыкального образования у Альбана Берга не было; изменить ситуацию он решился лишь в 1904-м – в октябре именно этого года он стал учеником Арнольда Шёнберга (Arnold Schoenberg). Шёнберг учил Берга контрапункту, музыкальной теории и гармонии. К 1906-му Берг начал изучать музыку с еще большей активностью; уже в 1907-м Альбан занялся постижением тайн ремесла композиторского. Среди ранних его работ следует в первую очередь упомянуть пять набросков фортепианных сонат. Писал Альбан и песни; часть из них вошли в сборник "Семь ранних песен" ("Sieben Frühe Lieder") – кстати, три из них Берг впервые исполнил на концерте учеников Шёнберга в Вене. Часть ранних сонат Берг в итоге переработал в один глобальный шедевр – Фортепианную сонату Берга (Berg"s Piano Sonata, Op. 1); это творение по праву считается одним из наиболее интересных ранних творений Альбана Берга.

У Шёнберга Берга учился шесть лет, до 1911-го. Альбан Берг всегда восхищался Арнольдом Шёнбергом – как композитором и как преподавателем; даже после окончания учебы они оставались близкими друзьями.

Во время так называемого "фин-де-секль" (fin de siècle) Берг уже был одним из виднейших представителей венской культурной элиты – наряду с музыкантами Александром фон Цемлинским (Alexander von Zemlinsky) и Францом Шрекером (Franz Schreker), художником Густ

авом Климтом (Gustav Klimt), писателем Карлом Краусом (Karl Kraus) и многими другими творцами.

В 1906-м Берг познакомился с певицей Хеленой Наховской (Helene Nahowski) – дочерью довольно богатых родителей (а по некоторым слухам – внебрачной дочерью самого императора Франца Иосифа (Emperor Franz Joseph I of Austria)); родителям Хелены Альбан не понравился категорически – что, впрочем, ничуть не помешало Бергу и Наховской обвенчаться 3 мая 1911-го.

В период с 1915-го по 1918-й Берг служил в австрийской армии; во время одного из отпусков – в 1917-м – он начал работу над своей первой оперной постановкой, "Воццек" ("Wozzeck"). Три отрывка пьесы были исполнены в 1924-м – и именно тогда Альбану Бергу впервые довелось ощутить вкус успеха. Саму оперу Берг довел до ума уже в 1922-м; впервые исполнена полностью она была 14 декабря 1925-го в Берлине (Berlin). В наше время "Воццек" считается одной из важнейших оперных постановок столетия.

Берг начинал работу над второй оперой, "Лулу" ("Lulu"); увы, закончить её он не успел – при жизни Альбан написал лишь два акта из трех задуманных. Первые два акта впервые были показаны в 1937-м в Цюрихе (Zürich). По личным причинам Хелена Берг наложила категорический запрет на всяческие попытки закончить последний акт. Лишь после смерти Хелены последний акт был доведен до конца; полная версия оперы была показана впервые лишь в 1979-м, в Париже (Paris).

Альбан Берг скончался в Вене, в канун Рождества 1935-го; считается, что причиной смерти стал вызванной укусом насекомого нарыв на его спине. На момент смерти композитор жил в нищете; есть основания полагать, что и нарыв загноился из-за того, что Берг, пытаясь сэкономить, решился срезать его ножницами

Альбан Берг (Alban Berg) был австрийским композитором, родившимся в конце девятнадцатого века, в зажиточной семье в Вене. Воспитанный в культурно богатой атмосфере, он научился ценить музыку, литературу и искусство с раннего детства. Хотя его первоначальной целью было стать поэтом, будущий композитор начал проявлять интенсивный интерес к музыке в возрасте четырнадцати лет, а к пятнадцати годам он сочинил свою первую песню. К сожалению, в погоне за музыкой он пренебрегал учебой и не прошел экзамен по математике. Потеря отца стала для Берга огромным потрясением. Для того чтобы преодолеть его, он погрузился в музыку. Вскоре ему посчастливилось получить знания у Арнольда Шенберга. Этот человек не только научил его всему, что нужно было знать о музыке, но и помогал юноше в других вопросах. У них сохранилась неразрывная связь на протяжении всей жизни. Берг, Шенберг и Антон Веберн позже образовали Вторую венскую школу. Специализация Берга заключалась в сочетании романтической лирики с мощной техникой. В результате его композиции были более эмоциональны, чем он сам.

Композитор родился 9 февраля 1885 года в Вене в состоятельной семье среднего класса. Его отец, Конрад Берг, вел успешный импортно-экспортный бизнес, занимаясь книгам и искусством, а также имел несколько объектов недвижимости в Вене и поместье в Каринтии. Мать Альбана, Мария Анна (урожденная Браун) Берг, также происходила из состоятельной семьи. Она была талантливой художницей и певицей. Кроме того, обладала навыками изучения языков, знала английский и французский языки. У пары было четверо детей, из которых Альбан родился третьим. У него были два старших брата и младшая сестра, Смарагда. Как и в большинстве семей в Вене, музыка была частью их повседневной жизни. Считается, что дети унаследовали свои музыкальные таланты от своего деда по материнской линии. Кроме этого, семья часто посещала художественные галереи и концерты. Окружение, в котором жил Альбан, было пропитано искусством и культурой. В 1895 году, когда Бергу исполнилось десять лет, он был принят в учебное заведение, где изучал немецкую, французскую, английскую религию, историю, математику, естественные науки, рисование и гимнастику. Юноша очень интересовался литературой, но, к его огромному сожалению, в школе не обращали на это никакого внимания. Вскоре его заинтересовала музыка, отец и брат поощряли Альбана к занятиям. После внезапной смерти отца в 1900 году, Берг потерял не только финансовую стабильность, но и эмоциональную поддержку.

В октябре 1904 года сестра Альбана увидела объявление, в котором говорилось, что Арнольд Шёнберг будет проводить занятия по теории музыки с 15 октября 1904 года по 15 мая 1905 года. Шенберг согласился взять Альбана в качестве студента бесплатно. Берг учился у композитора до 1911 года. Под руководством Шенберга Альбан Берг овладел искусством сочинения, и с 1907 года он начал сочинять уроки для студентов. Они включали пять проектов для фортепианных сонат.

В 1906 году Альбан Берг встретил Хелен Наховски, представительницу богатой семьи и певицу. Семья девушки не одобряла этот союз, но они поженились 3 мая 1911 года и оставались вместе до самой смерти в 1935 году. У них не было детей. Единственная дочь Берга, Альбина, родилась вне брака после связи композитора с горничной. Берг и его жена провели последние несколько лет своей жизни в своем коттедже на берегу озера Вёртерзее. В середине ноября 1935 года у Альбана вследствие укуса насекомого возник карбункул на спине. Это привело к заражению крови. В декабре 1935 года он был госпитализирован с диагнозом септицемия. Изначально состояние композитора начало улучшаться, но позже резко ухудшилось, и он умер в канун Рождества. Тогда ему было всего пятьдесят лет. Сегодня Альбана Берга знают как одного из самых значимых композиторов века. Он, вместе с Шенбергом и Антоном Веберном, сформировал то, что сегодня знают как Вторая венская школа. В честь Берга был назван астероид.

С Веной связано множество музыкальных явлений, причем связь эта зачастую отражена даже в их наименованиях: венский классицизм, венский вальс – и нововенская школа. Основоположником ее считается , а одним из его последователей стал Альбан Берг.

В семье венского коммерсанта, где он появился на свет, очень ценили и книги, и музыку. Альбан поначалу увлекался в большей степени литературой, но в пятнадцатилетнем возрасте проявил музыкальную одаренность: под влиянием старшего брата, обучавшегося пению, он начала сочинять песни с фортепианным аккомпанементом. Увлекшись сочинением музыки, через несколько лет – в девятнадцатилетнем возрасте – он ощутил необходимость учиться. Нет, он не поступил в консерваторию – он предпочел брать уроки у композитора и педагога-новатора Арнольда Шёнберга, который и стал его первым и единственным наставником, а впоследствии – другом на всю жизнь.

Для Шёнберга Берг стал одним из тех учеников, которые приносят радость учителю: «Заниматься с ним было одно удовольствие», – вспоминал впоследствии композитор, отмечая не только усердие Берга, но и то, что он был «весь пропитан музыкой, жил в музыке». В лице Берга Шёнберг нашел истинного продолжателя своего дела, каковым была техника додекафонии. Если сам Шёнберг, будучи первопроходцем, шел к ее созданию через тональность и атональность, то Берг, обучаясь у него, сразу усвоил эту технику, и в ней были написаны уже первые его сочинения: мрачно-лирическая Соната для фортепиано, «Три отрывка для оркестра», пьесы для кларнета и фортепиано. У публики начала ХХ столетия эти сочинения не находили отклика – как, впрочем, и произведения Шёнберга: слишком непривычным казался их музыкальный язык. Впрочем, Берг – как и подобает талантливому ученику – не воспроизводил буквально манеру своего наставника. Он не всегда точно следовал принципам техники додекафонии и мог отойти от них, если того требовал музыкальный образ, строя свои произведения не столько на рациональных, сколько на эмоциональных началах. В музыкальном языке его произведений ощущается связь с поздним романтизмом, от которого он полностью не отказывался никогда (поэтому Берга именуют иногда «романтиком додекафонии». Восприняв идеи Шёнберга, Берг не ограничивался их применением в своем творчестве – он писал статьи с детальным разбором его сочинений.

Первая мировая война не могла не отразиться на жизни Берга – подобно судьбам многих его современников. Нет, он не побывал в окопах – от этого его уберегла хроническая болезнь (композитор страдал бронхиальной астмой), в армии он находился на канцелярской должности и не покидал Вены – однако полученных впечатлений хватило, чтобы проникнуться сочувствием к простым солдатам. Именно такой «маленький человек» с изломанной судьбой и психикой является главным героем драмы Георга Бюхнера «Воццек», которая привлекла внимание Берга в 1921 г. Создавая одноименную оперу, композитор менее всего ощущал себя реформатором оперы и не ставил себе цели заложить основы нового направления – он только стремился донести до слушателей глубокий социальный смысл произведения, «далеко превосходящий личную судьбу Воццека». Драма забитого маленького человека разворачивается в «давящей» социальной среде – и потому возникает характерный для экспрессионизма мотив фатальной предопределенности и человеческой судьбы, и поступков. Но если Берг при создании «Воццека» и не чувствовал себя оперным новатором, он, несомненно, стал таковым. В музыкальном языке оперы, лишенном тональной основы и изобилующем резкими созвучиями, нет и намека на привычную оперную кантилену и даже на речитативно-декламационное начало в традиционном понимании: экспрессивная, угловатая музыкальная речь персонажей рождается из интонаций стона и исступленного крика. Иного и не могло быть в произведении, отразившем самую ужасную и отвратительную «изнанку жизни».

Во второй половине 1920-х гг. Берг работает над рядом камерно-инструментальных сочинений, а также над оперой «Лулу». Как и в предыдущем произведении, сюжет ее довольно мрачен (главная героиня – роковая женщина, обрекающая на смерть всех, кто воспылал к ней любовью, последним ее любовником становится Джек-Потрошитель, от руки которого она и погибает), но, в отличие от «Воццека», в ней есть нечто лирическое, вокальные партии отличаются большей мягкостью, а мелодика их более развита. Однако Берг догадывался, что эта опера не будет поставлена, и потому не завершил ее (это сделал впоследствии по наброскам Берга австрийский композитор Фридрих Церха, и после смерти Берга «Лулу» была поставлена).

Последним сочинением Берга стал Концерт для скрипки с оркестром. Поводом к созданию этого глубоко трагедийного произведения стала смерть дочери Вальтера Гропиуса и Альмы Малер, девушке было всего восемнадцать лет, и потому концерт был озаглавлен «Памяти ангела». Впрочем, этот «инструментальный реквием» мог иметь еще одно значение – композитор задумывался о собственной смерти.

Бергу не сравнялось пятьдесят лет, когда он ушел из жизни. Его творческое наследие было в полной мере оценено только после его смерти.

Все права защищены. Копирование запрещено.