Междоусобия тутмосидов и правление царицы хатшепсут. Храм хатшепсут Хатшепсут черкешенка

«Лучшая по благородству» или «Первая из почтенных» - женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии-Мааткара Хатшепсут Хенметамон - Царица Хатшепсут

Царица Хатшепсут была дочерью третьего фараона XVIII династии Тутмоса I и царицы Яхмес, внучкой основателя Нового царства фараона Яхмоса I. При жизни отца Хатшепсут стала «Супругой Бога» - верховной жрицей фиванского Бога Амона. Хатшепсут была единственной в истории Египта женщиной-фараоном, которой удалось водрузить на голову двойную корону Нижнего и Верхнего Египта.
Хатшепсут воздавались все подобающие фараонам светские и религиозные почести, ее изображали, как и полагалось настоящему фараону, с атрибутами Осириса, с привязанной под подбородком бородой. После смерти своего отца, Тутмоса I, она вышла замуж за сводного брата Тутмоса II. Когда он умер в довольно раннем возрасте, единственным его наследником стал малолетний Тутмос III, сын одной из младших жен фараона. Хатшепсут от его имени правила государством в течение 22 лет.

Египетские фараоны считались земным воплощением бога Хора и могли быть только мужчинами. Когда на престол взошла женщина-фараон Хатшепсут, для легитимности её власти была придумана легенда, согласно которой сам бог Амон снизошёл на землю, чтобы в облике Тутмоса I зачать свою дочь.

В заупокойном храме царицы Хатшепсут - Джесер-Джесеру или «Cвятая святых» в Дейр-эль-Бахри, построенном её фаворитом и придворным архитектором Сенмутом, сохранились иероглифические надписи, которые представляют собой описания событий, связанных с появлением Хатшепсут на свет, а также ритуальные формулы. Переводу каждой надписи предшествует краткое описание рельефного изображения, к которому она относится. На одном из рельефов, Амон сообщает богам (Монту, Атуму, Шу, Тефнут, Гебу, Нут, Осирису, Исиде, Нефтиде, Сету, Хатхор) о предстоящем зачатии нового «царя», которому будет вручена власть в стране.

Слова Амона к богам:

«Вот, возлюбил я супругу, избранную мной, мать царя Верхнего и Нижнего Египта Мааткара, наделённого жизнью, Хнумит-Амон Хатшепсут... Буду я защитой плоти её... Вот, дал я ей страны Египта все и чужеземные страны все... Будет предводительствовать она живущими всеми... Соединил я для неё Обе Земли в довольстве... Будет сооружать она храмы ваши, освятит она дома ваши... сделает процветающими она алтари ваши...»

Правление Хатшепсут ознаменовало собой небывалое процветание и возвышение Египта. Из всех сфер своей государственной деятельности Хатшепсут проявила себя прежде всего как фараон-строитель. Царица восстановила множество разрушенных завоевателями-гиксосами памятников. Два обелиска Хатшепсут высотой около 30 метров рядом с пилоном храма Амона-Ра в Карнаке были самыми высокими из всех построенных раннее в Египте, пока их не заложил каменной кладкой Тутмос III (до наших дней сохранился один из них).

Хатшепсут активно вела строительство храмов: в Карнаке было воздвигнуто «Красное святилище» Хатшепсут для церемониальной ладьи бога Амона. С её именем связана морская экспедиция в далекую страну Пунт, известную также как Та-Нечер- «Земля Бога». Местонахождение страны Пунт точно не установлено, возможно северное побережье Сомали, по другим источникам - Индия.

Как пишет Ирина Дарнева в книге «Молчание Сфинкса», эти обелиски напоминают Врата в небо, через которые идёт незримый луч дальних миров и розовый гранит придаёт им неземное состояние. Розовый цвет был выбран царицей не случайно, ведь розовый жемчуг считается символом Венеры и соответствует утренней заре. «Свет Утренней Зари» - так обращались к Венере в древности.

Хатшепсут считалась дочерью Солнечной династии фараонов, а также посвящённой жрицей, имеющей высокое духовное положение, её предначертание знали Жрецы Карнакского Храма.

Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов, как их называли древние египтяне. Воды Нила разделили Древний Египет на Царство Живых и Царство Мертвых. На восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и громадные храмы, славящие богов, на западном берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы в честь умерших и обожествленных фараонов.

В Луксоре, у самого подножия скал Дейр-эль-Бахри, находится самый необычный памятник древнеегипетской архитектуры - поминальный храм царицы Хатшепсут, посвящённый богине Хатхор. Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, он был возведен в середине второго тысячелетия до нашей эры рядом с поминальным храмом фараона Ментухотепа I, основателя династии, к которой принадлежала Хатшепсут.

Строительство заупокойного храма началось еще при жизни царицы Хатшепсут. Джесер-Джесеру или «Cвятая святых» - так Хатшепсут назвала свой заупокойный храм. На границе пустыни и орошаемой земли был возведен гигантский пилон, от которого шла к самому храму дорога для процессий, шириною около 37 метров, которая с обеих сторон охранялась сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Прямо перед храмом был разбит сад диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт. Здесь же были вырыты два священных озера.

Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами и уходившие в толщу скалы святилища. Этот грандиозный замысел был воплощен руками зодчего Сененмута, фаворита царицы и воспитателя ее дочери Нефрура.

Прошло почти три с половиной тысячи лет. В книге Даниила сказано: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». Археологам удалось найти статую Хатшепсут с неповреждённым лицом. В 2008 году было официально объявлено, что в Каирском музее покоится мумия Хатшепсут.

ХАТШЕПСУТ - ЕДИНСТВЕННАЯ ЖЕНЩИНА-ФАРАОН ЕГИПТА. ОТКРЫТИЕ ВЕКА!

Пирамиды Древнего Египта по праву считаются одним из чудес света. Они настолько же таинственны, насколько величественны и уникальны. И всякий раз, когда египтологам удается пролить свет хотя бы на один из секретов древних пирамид, это становится сенсацией. Находка мумии царицы Хатшепсут - из разряда последних и уже названа одним из важнейших открытий нашего века.

Мумия Хатшепсут долгое время считалась утраченной. А вот ее находка, по мнению главы Высшего совета по изучению древностей Египта, доктора и, собственно, автора открытия Захи Хавасса, на сегодняшний день сопоставима по важности разве что с обнаружением гробницы фараона Тутанхамона Картером в 1922 году. И хотя гипотезу Хавасса пытаются оспорить, для ценителей египетской культуры очередная работа «охотника за древностями» стала настоящим подарком. Подробный отчет о своем открытии египтолог, снискавший славу Индианы Джонса, разместил на сайте guardians.net .

Усилие идентифицировать мумию царицы Хатшепсут доктор Хавасс предпринял еще в 2006 году, когда начал идентифицировать неопознанные женские мумии. Три из них находились в Каирском музее. А вот четвертая - в погребении под литером KV60 в Долине Царей. Интересно, что этот таинственный саркофаг был обнаружен еще Говардом Картером в 1903 году. До этого гробница уже была ограблена, но все-таки Картер был невероятно удачлив. В общей сложности он нашел две мумии. Одна из которых принадлежала маленькой женщине. Вторая же – чрезвычайно тучной особе, которая лежала рядом с гробницей. Но Картер запечатал саркофаг. Видимо, из-за отсутствия в ней сокровищ.

В 1906 году эту же гробницу исследовал еще один выдающийся британский египтолог - Эдвард Эйртон. Ему удалось прочесть имя женщины в саркофаге: ее звали Ситре-Ин, и она была сиделкой Хатшепсут. Он отправил находку в Каир. А вот вторую мумию, найденную на полу, Эйртон опознать не смог. Много лет спустя, в 1989 году, антрополог Дональд Райан в очередной раз исследовал гробницу. Но в итоге мумия отправилась в музей безымянной.

Но почему доктор Хавасс решил, что именно она и есть Хатшепсут? Ключ к разгадке этой тайны находился в деревянной коробке с регалиями ее трона. Именно в ней в дополнение к канопам был найден единственный коренной зуб царицы. Исследователь предположил, что следуя традициям, бальзамировщики поместили зуб Хатшепсут в коробку, как ритуально заряженный предмет.

Канопы – сосуды с органами. Известно, что органы, извлеченные при мумификации не выбрасывались и не уничтожались. Они тоже сохранялись. После извлечения их промывали, а затем погружали в специальные сосуды с бальзамом - канопы.

Все неопознанные женские мумии и найденные предметы, а также мумии фараонов Тутмоса II и III, ведь первый – это единокровный брат Хатшепсут, а второй – ее пасынок, были подвергнуты тщательной экспертизе. Когда-то это не представлялось возможным, но современные достижения позволили египтологам значительно продвинуться вперед. Сканирование с использованием компьютерной томографии и анализ ДНК мумий не оставляли сомнений. Мумия тучной 50-летней женщины с отсутствующим коренным зубом и есть Хатшепсут.

Ко всему прочему выяснилось, что женщина-фараон страдала множеством заболеваний, в том числе диабетом и даже раком – метастазы были найдены практически во всех костях царицы, и скорее всего именно одна из болезней и стала причиной ее смерти. Таким образом, версия о том, что Хатшепсут умерла в результате насильственной смерти, полностью опровергнута. Как и то, что все храмы и монументы, воздвигнутые царицей, были уничтожены ее пасынком Тутмосом III из мести.

Глава Высшего совета по изучению древностей Египта, доктор Захи Хавасс: «Когда я приступил к исследованиям и поискам мумии Хатшепсут, то в действительности не думал, что мне удастся идентифицировать мумию царицы. Я рассматривал эксперимент, как прекрасную возможность изучать неопознанные женские мумии именно этой династии. Еще никогда при их исследовании не использовалась современная научная технология. Есть многие неопознанные мумии высокого статуса, найденные главным образом в королевских тайниках. Это ряд секретных могил. И мы должны отдавать себе отчет, что ради сохранения мумий и защиты от грабителей многие тела были скрыты и перемещены посвященными людьми в могилы поблизости. Например, мы знаем из исторических отчетов, что мумия Рамзесса II была первоначально перемещена от ее могилы до могилы его отца Сети I. Это было очень важным моментом и аргументом при поисках мумии Хатшепсут. И первое, что я сделал, обратил внимание на маленькую, неукрашенную могилу KV60 перед реальной гробницей царицы. Затем я изучил все найденные в этом захоронении мумии и пришел к выводу, что они действительно перемещались. И в этот момент принял решение спуститься в оригинальную гробницу Хатшепсут - KV20. Я не думаю, что много людей вошли в эту могилу. Даже египтологи, которые работали в Долине Царей, избежали этого, потому что KV20 - одна из самых трудных гробниц в долине».

Рожденная в XV в. до н.э. царица Хатшепсут, дочь фараона Тутмоса I и царицы Ахмес, была любимицей в семье. Когда два ее брата погибли, она осталась в уникальном положении, поскольку была единственной наследницей трона после своего отца. Роль фараона-женщины была беспрецедентной. Когда царь умер, его сын, рожденный от простолюдинки Мутнофрит, Тутмос II, фактически взошел на трон.

Происхождение царицы Хатшепсут

Ученым удалось обнаружить и обследовать мумию этого фараона Древнего Египта, который оставался у власти недолгих три-четыре года. В результате исследования ДНК было обнаружено, что он страдал редкой формой кожного заболевания, которое в последствие стало причиной его скоропостижной кончины.

С Хатшепсут, его сводной сестрой и женой, у них не было потомства по мужской линии. Их дочь Нефруре, была скорей всего рождена внебрачных связей с Сенмутом, как и сын Исис. Он стал очередным наследником на престол и получил имя Тутмос III, но находился в то время в малолетнем возрасте. И Хатшепсут взяла управление древней цивилизацией Египет в свои руки в качестве регента. Любимая дочь знаменитого фараона, харизматичная и красивая, она по сути захватила власть фараонов и правила страной в течение 15 лет, вплоть до своей смерти в 1458 г. до н.э. Хатшепсут оставила после себя самое большое количество памятников архитектуры и произведений искусства, чем любая другая царица Древнего Египта.

Царица Хатшепсут на троне Древнего Египта

Руководить страной царице Хатшепсут было не просто. Ей пришлось подавить несколько восстаний после того, как ее племянник достиг совершеннолетия. Используя свой опыт в политической сфере, она ловко обернула власть в свою сторону. Для удержания власти она использовала те же приемы, что и фараоны Древнего Египта: множество скульптур и барельефов, прославляющих внеземную власть царей были построены при ней. Она облачалась в традиционную мужскую одежду правителей: шендит килт , то есть головной убор с урей и ката – платок, и фальшивую бороду.

Время правления царицы Хатшепсут было самым мирным и отличается отсутствием войн. Однако ее достижением считается экспедиция в страну Пунт, современное Сомали, в поисках слоновой кости, специй, золота и ароматических деревьев. События этого похода хорошо задокументированы в на стенах ее храма рядом с Луксором. Они включают описание путешествия, в том числе сатирические образы пунтов и их королевы, вид которой вызывал у египтян смех: складки жира свисают над ее коленями и локтями, спина искривлена и у нее орлиный нос. Для древних египтян эта сцена была, вероятно, веселым зрелищем.

Хатшепсут в конечном счете была признана законной царицей Древнего Египта. При ней был построен храм в Долине царей на самом высоком месте – плато Дейр-эль-Бахри рядом с Нилом в Фивах.

Легитимность власти царицы Древнего Египта

Храмы древнего Египта, Карнак

Она была искусным политиком и имела достаточно выраженную харизму, которая позволила ей сохранить власть над Древнем Египтом в течение полутора десятилетий. Однако она использовала для средства для доказательства легитимности ее правления. Первое, это ее непосредственное отношение к Тутмосу I. Царица утверждала, что ее отец ставил ее выше двух ее родных и одного сводного брата. И второе, в ее храме начертаны слова Хнумом, гончаром, который как считалось возводил скульптуры религиозным культам, доказывающее, что она имела превосходство по происхождению над всеми смертными:

«Я сделаю так, что единственным из всех живых существ на земле, Вы дорастете до царя Верхнего и Нижнего Египта, как твой отец Амон, который любит тебя больше всех».

Это утверждение имело в то время юридическую силы, как и другие тексты, которые указывают на высокий статус царицы Хатшепсут. Сомнений в ее происхождении и власти после написания таких текстов не возникало. Из этого утверждения следует, что ее отцом был Амон, воплотившийся в ее отце. На стенах ее гробницы начертана история о том, что Амон-Ра-отец подошел к Ахмес в виде Тутмоса I.

«Амон принял форму благородного царя Древнего Египта Тутмоса и нашел царицу спящей в своей команде. Услышав приятный запах, который исходил в его присутствие, она проснулась. Он отдал ей своей сердце и показал себя во всем великолепии. Когда он приблизился к царице, она плакала от радости от созерцания его силы и красоты, и он отдал ей свою любовь… «. Это изречение, содержащее историю о необычном происхождении Хатшепсут, гарантировало царице устойчивое положение в обществе.

Спустя около пяти тысяч лет археологами была обнаружена гробница Хатшепсут и место, где был захоронен сын Сенмут, Тутмос III. Их мумии были украдены, а места погребения уничтожены.

Царица Хатшепсут продолжила традицию своего отца и построила два обелиска из красного гранита, крупнейших на тот момент. Ее имя было увековечено на архитектурном шедевре, но Тутмос III способствовал тому, чтобы картуш был стерт со всех храмов и архитектурных памятников и изменен. Хотя многие ее замыслы в строительстве были разрушены вскоре после ее смерти, в целом царице Хатшепсут удалось совершить то, что ни одна женщина до нее не смогла сделать. Она управляла мощной, одной из самых развитых древних цивилизацией в мире – Египтом, почти двадцать лет.

Тайна исчезнования мумии царицы Хатшепсут

В 1903 году удалось обнаружить саркофаг Хатшепсут в гробнице №20 в Долине Царей, которой был присвоен номер KV20. Он был пуст. Возможно она была уничтожена ее регентом Тутмосом III. Раскрыть тайну исчезновения мумии удалось в результате исследования, проведенного в 2005 году при поддержке Захи Хавасса, главы египетского министерства древностей и Высшего совета по древностям. Хавасс и группа ученых обнаружили в камере KV60а неизвестную мумию, возраст которой исчислялся на столетие раньше, чем была построена гробница в Древнего Египта. На ней не было головного убора, ни драгоценностей, ни золотых сандалей, украшений и сокровищ. После проведения ДНК выяснилось, что возможно она принадлежала амбициозной Хатшепсут. Она была перевезена в Египетский музей в Каире и пополнила коллекцию зала Королевских Мумий на втором этаже. Рядом с ней установлена табличка, которая гласит, что мумия принадлежит царице Хатшепсут, царице Неба, которая наконец-то воссоединилась со своей большой семьей династии Нового Царства в стенах музея.

Жизнь и гибель Хатшепсут была предана забвению, но ее надежды, как фараона Древнего Египта будут вспоминать тысячелетиями. Она была одним величайших строителей своего времени. Четыре гранитных обелиска были возведены по ее приказу в храме Амоне в Карнаке. Перевезены святыни из Синая в . Выражение беспокойства египетской царицы и отражение ее мыслей и даже пророчество начертаны на одном из обелисков в Карнаке: «Мое сердце волнуется о том, что народ скажет про оставленные мной творения через много лет».

Храм Царицы Хатшепсут и обширные залы Карнакского храма в Луксоре сегодня, спустя тысячелетия, являются излюбленными местами отдыха туристов и непревзойденными образцами мастерства строителей Древнего Египта.

Правление Хатшепсут ознаменовало собой небывалое процветание и возвышение Египта. Она проявила себя и как фараон-строитель. Царица восстановила множество разрушенных завоевателями- гиксосами памятников. Кроме того, она сама активно вела строительство храмов.

Тутмос III, приёмный сын Хатшепсут, для избавления от власти мачехи приказал уничтожить все изображения, упоминания, алтари Хатшепсут. По его приказу были переписаны все официальные хроники, имя царицы было заменено на имена этого правителя и его предшественников; все деяния и памятники царицы стали отныне приписываться преемнику Хатшепсут.

(с википедии)

Ее изображали в виде мужчины. Ее считали узурпатором. Ее вычеркивали из истории. Ее мумию считали утерянной. И только сегодня мы начинаем проникать в тайны Хатшепсут.

Регент при взрослом фараоне. Летом позапрошлого года мир облетела сенсационная новость: найдена мумия Хатшепсут, первой женщины в истории, которую можно назвать знаменитой. Поиск ее был разгадкой величайшей тайны, смесью захватывающего приключения в духе Индианы Джонса и криминальной драмы.

В Древнем Египте царская власть передавалась достаточно оригинальным способом: наследование шло по женской линии - но при этом фараонами были мужчины. То есть царем становился зять фараона, муж царевны - дочери главной царской жены (также в свою очередь носительницы царской крови). Именно поэтому сыновья фараонов вынуждены были жениться на своих сестрах - чтобы унаследовать престол. Через женитьбу фараоном мог стать также сановник или полководец. Так власть передавалась через дочерей - но при этом минуя дочерей, поскольку традиция и религия утверждали, что женщины править не могут. Потому совершенно уникальна история Хатшепсут - женщины, ставшей фараоном.

Дедом Хатшепсут, вероятно (в истории Нового царства до сих пор много белых пятен, и потому сложно что-либо утверждать наверняка), был основатель XVIII династии Яхмос I, изгнавший из Египта грозных гиксосов, за два века до этого захвативших север долины Нила. У сына Яхмоса Аменхотепа I сыновей не было, и потому следующим фараоном стал некий военачальник Тутмос, женившийся на царевне Яхмос, вероятно, дочери Яхмоса I. От этого брака у Тутмоса родилась дочь Хатшепсут, а от второй жены, царицы Мутнофрет (возможно, также царской дочери) - наследник Тутмос II.

Заключив брак со своей сестрой Хатшепсут, Тутмос II получил право на престол. А та, казалось, повторяла судьбу матери - у царственной пары родилась лишь дочь, тогда как вторая жена фараона Исида родила наследника.

Но далее эта история, до сих пор вполне традиционная, быть таковой перестает. Долгое время считалось: когда Тутмос II покинул этот мир (от проблем с сердцем, как установил тысячи лет спустя компьютерный томограф), его наследник Тутмос III был еще совсем юн. И потому царица Хатшепсут по традиции стала регентшей при ребенке. Однако сегодня из древних надписей известно: еще при жизни отца Тутмос III уже был жрецом Амона-Ра в Карнакском храме в Фивах. То есть, когда фараон умер, наследник вряд ли был ребенком. Однако его мачеха каким-то загадочным образом сумела стать регентом при, вероятно, молодом, но уже вовсе не малолетнем царе.

Её величество царь. Это было лишь начало - далее традиции стали рушиться как карточный домик. Первое время Хатшепсут ещё правила от имени пасынка - но уже скоро на рельефах начинают изображать, как регентша выполняет сугубо царские функции: подносит дары богам, заказывает обелиски из красного гранита. А через несколько лет фараоном она становится и официально.

Тутмос III был низведен до статуса соправителя и до реальной власти, похоже, допущен не был. Полноправной хозяйкой Египта Хатшепсут была ни много ни мало 21 год. Что заставило египтянку отказаться от традиционной роли регента? Кризис? Воля Амона-Ра? Жажда власти? Понять ее мотивы сегодня сложно. Но не менее сложно понять, как Хатшепсут умудрялась двадцать лет не допускать до власти взрослого пасынка, у которого перед мачехой было неоспоримое с точки зрения древних египтян преимущество - пол.

Кажется маловероятным, что Хатшепсут силой узурпировала престол. Хотя Тутмос III не принимал участия в государственных делах, именно его «бросали» на урегулирование военных конфликтов. А уж вряд ли царица рискнула бы поставить во главе армии того, у кого отобрала власть против воли.

Эту ситуацию можно было бы объяснить слабостью и пассивностью соперника - так нет же! После смерти мачехи Тутмос III проявил себя на редкость деятельным правителем, он активно возводил памятники и воевал так успешно, что впоследствии был прозван древнеегипетским Наполеоном. За 19 лет Тутмос III провел 17 военных кампаний, в том числе разбил ханаанцев при Мегиддо, на территории нынешнего Израиля - операция, которую до сих пор изучают в военных академиях!

Так что, вероятнее всего, между пасынком и мачехой царили мир и согласие - но остается только гадать, каким образом Хатшепсут сумела сделать побежденного соперника своим союзником. Вероятно, эта женщина отлично умела и ладить с людьми, и манипулировать ими, и интриговать. А таланты ее, сила воли и мотивация наверняка были незаурядны.

«Никому не ведомо, какой она была, - размышляет египтолог Катарина Роэриг. - Думаю, она была превосходным стратегом и умела стравливать людей друг с другом так, чтобы и их не погубить, и самой не погибнуть». Так или иначе, проблемы с соправителем Хатшепсут решила, но оставалась проблема посерьезнее. Традиция и религия единодушно утверждали, что фараон - всегда мужчина, и это, вероятно, делало положение царицы весьма зыбким. Фараон Хатшепсут пыталась решить этот вопрос разными способами.

Пиар-кампания по-царски. В письменных текстах фараон не скрывала пола - мы видим множество женских окончаний. А вот в изображениях она явно пыталась совместить образы царицы и царя. На одной сидящей статуе из красного гранита формы тела у Хатшепсут женские, но на голове - символы царей-мужчин: немес - полосатый головной убор и урей - налобная фигурка священной кобры. На некоторых рельефах Хатшепсут предстает в традиционном строгом платье ниже колен, но с широко расставленными ногами - так изображали царей в шагающей позе. Хатшепсут насаждала визуальные образы женщины-фараона, словно приучая египтян к такому парадоксу.

Но то ли способ не принес желанных результатов, то ли Хатшепсут переубедили - так или иначе, со временем она сменила тактику. Фараон стала требовать, чтобы ее изображали в мужском обличье: в головном уборе фараона, набедренной повязке фараона, с царской накладной бородой - и никаких женских черт. Пытаясь оправдать свое странное положение, женщина-фараон призывает в союзники... богов. На рельефах погребального храма Хатшепсут рассказывает, что ее восшествие на престол есть исполнение божественного плана и что отец ее Тутмос I не только хотел, чтобы его дочь стала царем, но даже смог присутствовать на ее коронации!

Рельефы также рассказывают, как в облике Тутмоса I перед матерью Хатшепсут предстает великий бог Амон. Он обращается к богу-творцу Хнуму, который на гончарном круге создает из глины человека: «Так сотвори же ее лучше всех других богов, слепи ее для меня, это дочь моя, порожденная мною». Хнум вторит Амону: «Образу ее, когда она займет великий пост царя, будут поклоняться больше, чем богам…» - и тотчас берется за работу. Интересно, что на гончарном круге Хнума малютка Хатшепсут - явно мальчик.

Фараон Хатшепсут стала великим строителем. Повсюду, от Синая до Нубии, она возводила и восстанавливала храмы и святыни. При ней были созданы шедевры архитектуры - четыре гранитных обелиска в огромном храме бога Амона-Ра в Карнаке. Она заказала сотни своих собственных статуй и увековечила в камне историю всего рода, свои титулы, события собственной жизни, реальные и вымышленные, даже свои мысли и чаяния. Поражает искренностью и пронзительностью ее высказывание, высеченное на одном из обелисков в Карнаке: «Сердце мое трепещет при мысли о том, что скажут люди. Что скажут о моих деяниях те, кто взглянет на мои памятники спустя годы».


Но на кого была направлена эта мощная пропаганда? Для кого фараон писала свои искренние признания и творила мифы? Для жрецов? Знати? Военных? Чиновников? Богов? Будущего?

Гуманист и вандал. Один из вариантов ответа подсказывает привычка Хатшепсут обращаться к чибису — неприметной болотной птичке. В Древнем Египте чибиса называли «рехит», что в иероглифических текстах обычно означает «простые люди». Они, заурядные, как чибисы на Ниле, никем из фараонов в расчет не принимались и на политику никак не влияли, хотя в надписях слово и встречается нередко. Но Кеннет Гриффин из Университета Сванси в Уэльсе обратил внимание, что Хатшепсут употребляет его куда чаще других фараонов XVIII династии. Уникальное явление, считает ученый. Хатшепсут часто использовала форму «мой рехит», обращалась к простым людям за поддержкой... Говоря, что ее сердце трепещет при мысли о том, что скажут люди, царица, возможно, имела в виду как раз рехит - простых смертных.

После кончины Хатшепсут к власти пришел ее пасынок. И занялся он отнюдь не только проведением успешных военных кампаний. Тутмос III неожиданно увлекся методичным вычеркиванием из истории периода царствования своей мачехи. Практически все изображения Хатшепсут и даже имя ее были планомерно сколоты с храмов, памятников и обелисков. Фараон набрасывался на следы существования Хатшепсут-царя не менее рьяно, чем на ханаанцев в Мегиддо. Надписи ее на обелисках закладывали камнями (что имело незапланированный результат - тексты превосходно сохранились).

В Дейр эль-Бахри на западном берегу Нила, напротив современного Луксора, находится поминальный храм Хатшепсут Джесер Джесеру - «священнейший из священных». Трехуровневая структура, портики, широкие террасы, соединенные пандусами, не дошедшая до нас аллея сфинксов, Т-образные бассейны с папирусом и создающие тень мирровые деревья - все это делает Джесер Джесеру одним из красивейших храмов мира и лучшим сооружением Хатшепсут. По проекту архитектора (вероятно, Сенмута, предположительно фаворита Хатшепсут) храм должен был стать центральным местом культа царицы. Но при Тутмосе III статуи ее здесь разбивали и сбрасывали в яму.

Казалось бы, Тутмос III действовал в полном соответствии с популярной древнеегипетской традицией - стирать с памятников имена нелюбимых предшественников. Ну как тут не вспомнить версию о несчастном сироте, которого долгие годы третировала злая мачеха? И историки поддались на искушение - гипотеза, что Тутмос III истреблял память о Хатшепсут в отместку за бессовестную узурпацию ею царской власти, стала весьма популярной на долгие годы. Выводы о личности самой Хатшепсут делали соответствующие. В 1953 году археолог Уильям Хейз писал: «Скоро… эта тщеславная, амбициозная, беспринципная женщина показала себя в истинном свете».

Кому помешала мертвая царица. Однако в 1960-е годы душещипательная история о семейных разборках перестала казаться бесспорной. Было установлено: гонения на Хатшепсут-фараона начались по меньшей мере через двадцать лет после ее смерти! Несколько странен такой гнев - двадцатилетней выдержки!

Есть и другая загадка - «мститель» почему-то не тронул те изображения, где Хатшепсут предстает в качестве жены царя. Зато по всем тем, где она заявляет о себе как о фараоне, прошлись его рабочие с зубилами. Аккуратный такой вандализм, точечный. «Разрушения производились не под влиянием эмоций. Это был политический расчет», - уверен Збигнев Шафрански, глава польской археологической миссии в Египте, работающий в поминальном храме Хатшепсут с 1961 года. Действительно, сегодня более логичным выглядит предположение, что Тутмос III действовал, исходя из интересов политики. Возможно, надо было подтвердить законное право его сына Аменхотепа II на престол, на который притязали и другие члены царской семьи. Потомки Хатшепсут? Женщины?


Сбежавшая Мумия. В 1903 году известный археолог Говард Картер обнаружил в двадцатой гробнице из Долины царей (номер KV20) два саркофага с именем Хатшепсут - очевидно, из числа тех трех, что заблаговременно заготовила для себя сама царица. Однако мумии там не было.

Зато в небольшой гробнице по соседству, KV60, Картер увидел «две сильно оголенные женские мумии и несколько мумифицированных гусей». Одна мумия, поменьше, лежала в саркофаге, другая, более крупная, - прямо на полу. Картер забрал гусей и закрыл гробницу.

Через три года мумию из саркофага перевезли в Каирский музей, установив, что надпись на гробе указывает на няньку Хатшепсут. А вторая мумия осталась на полу. Это была, казалось, простая рабыня - слишком неинтересная, чтобы ее куда-то помещать. KV60а (под этим номером мумию занесли в реестры) отправилась в вечное странствие, не имея ни гроба, ни одежды, ни фигурок слуг, ни головного убора, ни украшений, ни сандалий - ничего того, что полагалось бы взять знатной женщине.

Рука, согнутая в локте. Шли годы, все напрочь забыли о мумии, оставленной на полу, и даже дорога к гробнице KV60 была утеряна. Вновь ее отыскал в 1989 году ученый Доналд Райан, приехавший ради исследования несколько маленьких недекорированных могил. В заявку он включил и KV60.

Спустившись в гробницу, ученый сразу понял, что в стародавние времена она была варварски разграблена. «Мы обнаружили разломанный фрагмент гроба с изображением лица и песчинки золота, которое все было соскоблено», - вспоминает он. То есть воры могли запросто унести саркофаг и все украшения мумий, если таковые имелись. А в соседнем помещении Райан обнаружил огромный ворох ткани и горку «съедобных мумий» - сложенную в узлы пищу, которую давали умершему с собой в странствие по вечности. Но больше всего Райана заинтересовала левая рука мумии, по-прежнему лежащей на полу. Рука была согнута в локте - а некоторые ученые полагают, что так в эпоху XVIII династии хоронили только царственных особ. И чем дольше Райан изучал мумию, тем больше убеждался, что это была важная персона. «Она была первоклассно мумифицирована, - вспоминает он. - Но не было никаких зацепок, чтобы хоть как-то ее идентифицировать».

И все-таки ученому показалось неправильным оставлять мумию, кем бы она ни была, валяться на полу в куче лохмотьев. Райан с коллегой прибрались в гробнице, заказали у плотника скромный гроб, опустили незнакомку в новое ложе и закрыли крышку. В гробнице и в безвестности мумия провела еще почти два десятка лет - пока не началось новое исследование, посвященное тайне Хатшепсут.


Всё дело в зубе. Исследование начал Захи Хавасс, руководитель программы по изучению египетских мумий и генеральный секретарь Высшего совета древностей Египта. Сперва Хавасс собрал все неопознанные женские мумии XVIII династии, предположительно относящиеся к царскому роду. Таких набралось четыре, среди них - обе обитательницы гробницы KV60. Ученый, правда, был уверен, что мумия KV60а тут совершенно ни при чем. У нее была совсем не царственная осанка и, как писал археолог, «свисала огромная грудь» - скорее это могла быть кормилица. Но все-таки ее вместе с другими исследовали на компьютерном томографе, устанавливая возраст и причину смерти.

Дантисты установили, что это второй коренной зуб, у которого не хватает части корня. А у крупной мумии с пола гробницы KV60 в верхней челюсти справа имелся корень без зуба. Были проведены измерения - корень и зуб полностью соответствовали друг другу!

Сегодня мумия KV60а выставлена в Каирском музее. На дощечке написано по-арабски и по-английски, что это Хатшепсут, Ее величество царь, которая наконец-то воссоединилась со своей большой семьей - фараонами Нового царства. Тело ее в эпоху XXI династии, около 1000 года до нашей эры, могли перенести в гробницу няньки верховные жрецы Амона, дабы защитить мумию от воров - членов царской семьи часто прятали в тайных могилах.

Компьютерные томографы уже опровергли гипотезы о том, что Хатшепсут убил ее пасынок. Крупная женщина KV60а умерла от острой и тяжелой инфекции, вызванной нарывом в зубе; к тому же она, вероятно, страдала раком костей и, возможно, диабетом.

А если зуб из ящика все-таки не принадлежал Хатшепсут? Первые тесты ДНК пока не дают определенности. Но новые исследования должны вынести более точный вердикт.


На фоне безлюдных холмов в Дейр эль-Бахри высится погребальный храм Хатшепсут - один из самых прекрасных и величественных храмов мира. Рельефы на его портиках пытались уничтожить - однако сегодня они рассказывают нам о правлении женщины-фараона.

Сценка на стене в Дейр эль-Бахри: мужчина тащит мирровое дерево к египетским кораблям, приплывшим по Красному морю в страну Пунт (о которой до сих пор мало что известно). Около 1470 года до нашей эры Хатшепсут отправила туда торговцев.

Женщина-фараон Хатшепсут всю жизнь «искала свой образ» - решала, в каком виде предстать перед народом и потомками. На фотографии она в головном уборе фараона, но легкие округлости и изящный подбородок говорят, что это женщина (ранний вариант).

В облике сфинкса она уже больше похожа на мужчину - с львиной гривой и царской накладной бородой.

Пасынок Хатшепсут Тутмос III.

Захватив власть, Хатшепсут отвела пасынку Тутмосу III второстепенную роль - об этом говорят рельефы на стенах Красного святилища в Карнаке. На сцене, запечатлевшей религиозное празднование, Хатшепсут стоит перед Тутмосом III, оба одеты как фараоны, но титулы наверху описывают их как одного человека.

Красное святилище в Карнаке.

Поминальный храм Хатшепсут обрамляют отвесные холмы Западной пустыни. За самым высоким хребтом начинается гигантская расщелина. Это Долина царей - кладбище фараонов, где расположен вход в гробницу Хатшепсут. Ее отец, судя по всему, первым из фараонов обустроил себе последний приют в долине. Заложенная им традиция просуществовала более четырех веков.

Кормилица Хатшепсут.

Хатшепсут.

Куда пропала мумия Хатшепсут? Век назад в небольшой гробнице были обнаружены две неопознанные женские мумии. Вероятно, жрецы прятали их от воров. Недавние тесты показали, что найденный в ящике с именем Хатшепсут зуб точно соответствует лунке в челюсти более крупной мумии. Похоже, тайна фараона почти раскрыта.

Недавние тесты показали, что найденный в ящике с именем Хатшепсут зуб точно соответствует лунке в челюсти более крупной мумии. Похоже, тайна фараона почти раскрыта.

В храме бога Амона-Ра в Карнаке туристы могут лично убедиться,что после смерти Хатшепсут(как минимум лет через двадцать)повсюду стали уничтожать ее изображения в облике фараона. Кому стала мешать царица через два десятилетия после смерти? Возможно, детям нового фараона - если прямые потомки Хатшепсут претендовали на престол.

Обелиск Хатшепсут из цельного куска гранита на тридцать метров возносится над руинами Карнака. Презрев все попытки вычеркнуть царицу из истории, величественный монумент уцелел и сегодня является самым высоким памятником такого рода в Египте.

Начало царствования Хатшепсут

Царица Хатшепсут. Статуэтка
Автор изображения – Keith Schengili-Roberts

Когда наступила тридцатая годовщина назначения Тутмоса I наследником престола, бывшая в то же время тридцатой годовщиной его коронации, он отправил своего верного архитектора Инени в гранитные каменоломни у первых порогов за двумя обелисками для предстоящих торжеств Хебсед, или тридцатилетнего юбилея. В барке длиной более 200 футов и шириной в одну треть длины Инени спустил огромные обелиски вниз по реке до Фив и поставил их перед пилонами Карнакского храма, им же построенными для царя. На одном из них, стоящем и сейчас у храмовых врат, он начертал царские имена и титулы, но, прежде чем он начал надпись на втором, произошли неожиданные перемены, вследствие чего обелиск так и остался без имени Тутмоса I. Фараон был теперь стариком, и его притязания на престол, успешно поддерживаемые им до того времени, вероятно, потерпели ущерб вследствие смерти его жены, царицы Яхмос, которая одна давала ему серьезное право на корону. Она была преемницей и представительницей древних фиванских князей, сражавшихся с гиксосами и изгнавших их, и существовала сильная партия, считавшая, что одна только эта линия имела право на царские почести. Яхмос родила Тутмосу I четверых детей – двух сыновей и двух дочерей, но оба сына и одна из дочерей умерли в юности или в детстве. Оставшаяся в живых дочь Хатшепсут была, таким образом, единственным отпрыском древней линии, и настолько сильна была легитимная партия, что она заставила царя за много лет перед тем, приблизительно в середине его царствования, назначить ее своей преемницей, несмотря на национальное нерасположение подчиняться правлению Царицы, проявлявшееся в течение всей египетской истории. В числе других детей Тутмос I имел двух сыновей от других жен: один, ставший позднее Тутмосом II, был сыном принцессы Мутнофрет, а другой, позднее Тутмос III, родился от неизвестной наложницы царя по имени Исида. Конец царствования Тутмоса окутан глубоким мраком, и восстановление его не лишено трудности. Следы семейных раздоров, сохранившиеся в письменах на стенах храмов, недостаточны для того, чтобы мы могли спустя 3500 лет проследить запутанную борьбу. Смутный период, последовавший за царствованием Тутмоса I, вероятно, обнимает все царствование Тутмоса II и начало царствования Тутмоса III. Когда горизонт, наконец, проясняется, мы находим Тутмоса III уже давно занимающим престол, если не считать того, что его царствование было прервано вначале на короткое время эфемерным правлением Тутмоса II. Таким образом, хотя царствование Тутмоса III в действительности началось ранее правления Тутмоса II, семь восьмых его протекают после смерти этого последнего, и поэтому обычное счисление лет царствования обоих царей наиболее удобно. Среди смутной борьбы, усеянной романтическими и драматическими эпизодами, проходит жизнь красивой и одаренной принцессы древней линии, Хатшепсут, дочери Тутмоса I. Возможно, что после смерти ее братьев ее повенчали со сводным братом, сыном наложницы, которого мы должны называть Тутмосом III. Когда он был молодым принцем без всякой будущности, не имевшим ни по отцу, ни по матери никаких прав на престол, он был помещен в Карнакский храм как жрец со степенью пророка. С тех пор он успел давно заручиться поддержкой жрецов, ибо после смерти старой царицы Яхмос Тутмос III имел те же права на престол, что и некогда его отец, другими словами, через свою жену. К этому законному праву поддерживавшее его жречество Амона согласилось присоединить божественную санкцию. Было ли то следствие предварительного соглашения с Тутмосом I, или же то был совсем для него неожиданный переворот, но только восшествие на престол Тутмоса III было провозглашено внезапно в храме Амона. В праздничный день, когда среди возгласов толпы выносили из святая святых во двор храма изображение бога, жрец Тутмос III стоял с другими священнослужителями посреди северной колоннады в храмовом зале Тутмоса I. Жрецы обнесли бога с обеих сторон колоннады, как если бы он искал кого-то, и наконец, бог остановился перед молодым принцем, который простерся передним на полу. Бог поднял его и в знак своей воли поставил немедленно на «царское место», где мог стоять только фараон в торжественных случаях во время храмовых служб; Тутмос I, лишь за минуту перед тем возжигавший перед богом фимиам и приносивший ему великую жертву, был, таким образом, смещен с трона его же волей, всенародно и ясно выраженной. Пятикратное имя и титулатура Тутмоса III были немедленно опубликованы, и 3 мая 1501 г. до н. э. он внезапно перешел от обязанностей незаметного пророка Амона во дворец фараонов. Спустя годы, по случаю открытия нескольких новых залов в карнакском храме Амона, он возобновил этот эпизод в памяти собравшихся придворных, причем присовокупил, что вместо того, чтобы ему идти в Гелиополь, он был восхищен на небо, где видел солнечного бога во всей его неизреченной славе и был им надлежащим образом повенчан на царство и одарен царскими именами. Это сообщение о несравненных почестях со стороны бога он велел затем начертать на стене храма, дабы оно всем было ведомо навеки.

Тутмос I, очевидно, не казался опасным, так как ему позволили жить. Тутмос III вскоре сбросил с себя опеку легитимной партии. После тридцати месяцев правления он воздвиг на месте древнего кирпичного храма своего предка Сенусерта III в Семне, у вторых порогов, храм из прекрасного нубийского песчаника, в котором заботливо восстановил древнюю пограничную плиту Среднего царства и возобновил декрет Сенусерта, обеспечивающий приношения храму путем постоянного дохода. При этом он ни одним словом не обмолвился в своей царской титулатуре, стоящей в начале дарственной записи, о каком-либо соправительстве своей жены Хатшепсут. В действительности он не нашел для нее более почетного титула, чем «великая, или главная, царская жена». Но не так легко было отстранить легитимную партию. Назначение Хатшепсут наследницей около пятнадцати лет перед тем и, что было еще более значительно, ее происхождение от древней фиванской фамилии Секененра и Яхмосов являлись очень серьезными фактами в глазах вельмож этой партии. В результате их стараний Тутмос III был вынужден признать свою жену соправительницей и фактически допустить ее к участию в управлении. Вскоре ее сторонники стали настолько сильны, что царь оказался серьезно урезан в своих правах и даже в конце концов отодвинут на задний план. Таким образом, Хатшепсут стала царем – факт невероятный и вовсе не гармонировавший с государственной легендой о происхождении фараона. Она была названа «женским Гором»! Слово «величество» получило женскую форму (т. к. по-египетски оно согласуется с полом правителя), и обычаи двора были изменены и исковерканы так, чтобы они могли подходить к правлению женщины.

Хатшепсут и Тутмос II

Хатшепсут немедленно предприняла самостоятельные работы и постройку царских памятников, в особенности великолепного храма для посмертной службы по ней в углублении скал, на западной стороне реки, в Фивах. Это храм, известный теперь под именем Дейр-эль-Бахри; в дальнейшем мы будем иметь случай говорить о нем подробнее. Мы не можем установить в настоящее время, ослабили ли себя взаимной борьбой жреческая партия Тутмоса III и партия легитимистов, так что они стали легкой добычей третьей партии, или же счастливый поворот судьбы благоприятствовал партии Тутмоса II. Во всяком случае, приблизительно после пяти лет царствования Тутмоса III и его энергичной жены, Тутмосу II, соединившемуся со старым низложенным царем Тутмосом I, удалось отстранить Тутмоса III и Хатшепсут и завладеть короной. После того Тутмос I и II, отец и сын, начали ожесточенно преследовать память Хатшепсут, стирая ее имя на памятниках и помещая вместо него два своих имени всюду, где только было возможно.

Слухи о распрях в царском доме достигли, вероятно, Нубии, и в день восшествия на престол Тутмоса II он получил известие о серьезном восстании там. Разумеется, фараону было невозможно оставить двор и столицу на произвол врагов в тот момент, когда он едва овладел скипетром. Он был вынужден поэтому отправить армии под начальством своего подчиненного, который быстро дошел до третьих порогов, где подвергался большой опасности скот египтян, живших в долине. Согласно инструкциям, египетский военачальник не только разбил армию, но и убил всех мужчин, которых мог найти. Он взял в плен ребенка мятежного нубийского вождя и несколько других туземцев, которые были затем уведены в Фивы в качестве заложников и прошли перед сидевшим на троне фараоном. После этой кары в Нубии опять наступила тишина, но зато на севере новый фараон должен был идти против азиатских повстанцев вплоть до Нии на Евфрате. По дороге туда или, быть может, на обратном пути ему пришлось предпринять карательную экспедицию в Южную Палестину против хищников-бедуинов. Его сопровождал Яхмос-пен-Нехебт из Эль-Кабы, взявший столько пленников, что он не считал их. Это был последний поход старого вояки, который, как его родственник и земляк Яхмос, сын Эбаны. удалился затем с почетом на покой в Эль-Каб. Величественный храм Хатшепсут, неоконченный и опустелый, покинутый рабочими, был использован Тутмосом II после его возвращения с севера для увековечения памяти о его азиатском походе. На одной из пустых стен он изобразил получение им дани от побежденных, и можно до сих пор еще разобрать в пояснительной надписи слова: «лошади» и «слоны». Возможно, что наступившая в это время смерть престарелого Тутмоса I настолько ухудшила положение слабого и больного Тутмоса II, что он вступил в соглашение с Тутмосом III, жившим в это время, по-видимому, вдали от дел, но, разумеется, искавшим втайне случая восстановить свое положение. Во всяком случае, мы находим их обоих на краткое время в качестве соправителей, но это положение было прервано смертью Тутмоса II. царствовавшего самое большее три года.

Совместное правление Хатшепсут и Тутмоса III

Тутмос III, таким образом, вновь владел престолом, но он не мог один бороться против сторонников Хатшепсут и был вынужден к компромиссу, признав царицу своей соправительницей. Этим дело не кончилось; партия Хатшепсут была столь могущественна, что хотя и нельзя было окончательно низложить Тутмоса III, все же он был вновь отодвинут на задний план, и царица стала играть руководящую роль в государстве. Она и Тутмос III считали годы своего совместного царствования с момента первого восшествия на престол Тутмоса III, как если бы оно вовсе не было прервано коротким царствованием Тутмоса II. Царица принялась энергично за работу, как первая великая женщина, известная в истории. Архитектор ее отца Инени следующим образом определяет положение обоих правителей: после короткой заметки о Тутмосе III как «правителе на престоле того, кто породил его» он говорит:

«Его сестра, Божественная Супруга Хатшепсут, привела в порядок дела Обеих Стран, согласно своим предначертаниям; Египет должен был, склонив голову, работать для нее, совершенного семени бога, происшедшего от него. Носовой канат Юга, причал южан, отменный кормовой канат Северной Страны – такова она, повелительница, чьи замыслы совершенны, удовлетворяющая Обе Области, когда она говорит».

Таким образом, имея, быть может, впервые перед собой подобный пример государственной ладьи, Инени сравнивает Хатшепсут, следуя живой восточной фантазии, с причальными канатами нильской лодки.

Гранитный сфинкс с лицом царицы Хатшепсут

Эта характеристика подтверждается делами царицы. Ее сторонники заняли самые влиятельные должности. Всего ближе к царице стоял Сенмут, заслуживший ее полное благоволение. Он был наставником Тутмоса III, когда тот был ребенком, и ему было теперь доверено воспитание маленькой дочери царицы Нефрура, бывшей в детстве на попечении старого Яхмоса-пен-Нехебт из Эль-Каба. Последний в это время уже не был более способен ни к какому ответственному делу, и поэтому воспитание молодой девушки было поручено Сенмуту. У него был брат по имени Сенмен, также поддерживавший Хатшепсут. Наиболее могущественным из ее сторонников являлся Хапусенеб, бывший одновременно визирем и верховным жрецом Амона. Он был также главой новоорганизованного жречества целой страны, таким образом он соединил в своем лице всю власть административного правительства и всю власть сильной жреческой партии, ставшей на сторону Хатшепсут. Такими новыми силами располагала теперь партия царицы. Престарелый Инени имел своим преемником в качестве хранителя серебряной и золотой сокровищницы вельможу по имени Тутии; некий Нехси был главным казначеем и сотрудником Хапусенеба. Вся государственная машина находилась, таким образом, в руках сторонников царицы. Излишне говорить, что судьба, а также, вероятно, и жизнь этих людей тесно зависела от успеха и господства Хатшепсут, поэтому они усиленно заботились о поддержании ее положения. Они старались всеми способами доказать, что правление царицы было предрешено самими богами с момента ее рождения. В ее храме в Дейр-эль-Бахри, где работы были вновь деятельно возобновлены, они изваяли на стенах длинный ряд рельефов, представляющих рождение царицы. Здесь была изображена во всех деталях древняя государственная легенда, гласившая, что государь должен быть сыном от плоти солнечного бога. Жена Тутмоса I Яхмос изображена в любовном общении с Амоном (преемником солнечного бога Ра в фиванской теологии), который говорит ей при прощании:

«Хатшепсут должно быть имя моей дочери (долженствующей родиться)... Она будет прекрасной царицей надо всей этой страной».

Рельефы, следовательно, показывают, как она была с самого начала назначена волею богов править Египтом; они изображают ее рождение, сопровождаемое всеми чудесами, которыми этикет двора и легковерие народа окружали появление на свет наследника солнечного бога. Художник, производивший работу, настолько слепо держался расхожей традиции, что новорожденное дитя изображено им в виде мальчика, откуда видно, до какой степени появление в данном случае женщины противоречило традиционным формам. К этим сценам были добавлены другие, изображающие коронование Хатшепсут богами и признание ее царицей Тутмосом I в присутствии собравшегося двора в день нового года. Пояснительную надпись к этим сценам они списали из древней летописи XII династии о подобном же назначении Аменемхета III его отцом Сенусертом III. Для того чтобы они могли служить надлежащим напоминанием для всех тех, которые оказались бы склонными восстать против правления женщины, эти надписи составлены партией царицы таким образом, что они изображают Тутмоса I якобы говорящим двору:

«Вы будете возвещать ее слово, вы будете послушны ее велению. Тот, кто будет воздавать ей поклонение, – будет жить; тот, кто кощунственно будет дурно отзываться о ее величестве, – умрет».

На пилоне, построенном Тутмосом I в виде южных врат к Карнакскому храму, он даже был изображен перед фиванскими богами молящимся о благополучном царствовании своей дочери. При помощи таких измышлений старались уничтожить предубеждение против царицы на престоле фараонов.

Экспедиция в Пунт

Первым предприятием Хатшепсут было, как мы уже говорили, продолжение постройки ее великолепного храма у подножия западных фиванских скал, где ее отец и брат вырезали свои имена на месте ее собственного. Здание было задумано совсем иначе, чем большие храмы той эпохи. План был составлен по образцу небольшого ступенчатого храма Ментухотепа II в соседнем углублении скал. Он поднимался из долины тремя террасами до уровня возвышенного двора, примыкавшего к высоким желтым скалам, где была высечена святая святых. Перед этими террасами находились чудные колоннады, которые, рассматриваемые издали, обнаруживают и поныне такое исключительное чувство пропорции и соответственного расположения, что совершенно противоречат обычному утверждению, согласно которому впервые греки познали искусство расположения внешних колоннад, а египтяне умели располагать только колонны внутри здания. Архитектором храма был фаворит царицы Сенмут, а преемник Инени Тутии изваял бронзовые двери, покрытые фигурами из сплава золота и серебра, и другие металлические принадлежности. Царицу особенно занимала планировка храма. Она видела в нем рай Амона, и его террасы казались ей «миртовыми террасами Пунта, изначального жилища богов». Она ссылается в одной из своих надписей на тот факт, что Амон пожелал, «чтобы она устроила для него Пунт в его доме». Для полного осуществления замысла следовало далее насадить на террасах миртовые деревья из Пунта. Ее предки часто посылали туда экспедиции, но ни разу, однако, за деревьями, и в течение долгого времени, насколько хватала память, даже и мирра, необходимая для богослужебных воскурений, переходила из рук в руки путем сухопутной торговли, пока не достигала Египта. Иноземная торговля сильно пострадала в период продолжительного владычества гиксосов. Но однажды, когда царица стояла перед наосом бога, «послышалось повеление с великого трона, оракул самого бога, гласивший, что дороги в Пунт должны быть наследованы, что пути к миртовым террасам должны быть преодолены», ибо так говорит бог:

«Это достославная область Божественной Страны, это воистину, место моих услад; я сотворил его для себя, для увеселения своего сердца».

Царица прибавляет:

«Все было сделано согласно повелению величества этого бога».

Организация и посылка экспедиции были, естественно, поручены царицей главному казначею Нехси, в чьих сундуках должны были храниться богатства, за которыми отправлялась экспедиция. Принеся умилостивительные жертвы божествам воздуха, дабы обеспечить себе благоприятный ветер, флот в составе пяти судов распустил паруса в начале девятого года правления царицы. Путь лежал вниз по Нилу и далее через канал, шедший из Восточной Дельты через Вади-Тумилат и соединявший Нил с Красным морем.

Этим каналом, как вспомнит читатель, регулярно пользовались уже в эпоху Среднего царства. Не считая множества меновых товаров, флот вез большую каменную статую царицы, которую предполагалось воздвигнуть в Пунте. Если она стоит там еще и поныне, то это самая отдаленная от метрополии статуя, когда-либо воздвигавшаяся египетскими правителями. Суда благополучно достигли Пунта, египетский начальник разбил свою палатку на берегу, где он был дружелюбно принят вождем Пунта Переху, сопровождаемым своей совершенно неестественно сложенной женой и тремя детьми.

Прошло столько времени после последнего посещения Пунта египтянами, что эти последние изобразили туземцев кричащими:

«Как вы прибыли сюда, в эту страну, которой народ (египетский) не знает. Спустились ли вы стезею неба, или же вы плыли по воде, по морю Божественной Страны?»

После того как пунтийский вождь был ублаготворен подарками, вскоре завязался оживленный обмен. Корабли вытаскиваются на берег, кидаются сходни, и погрузка быстро подвигается вперед, пока суда не наполнены «весьма тяжело чудесами страны Пунта, всяким благовонным деревом Божественной Страны, грудами миртовой смолы и свежих миртовых деревьев, черным деревом и чистой слоновой костью, зеленым золотом из Эму, киннамоновым деревом, ладаном, притираниями для глаз, павианами, мартышками, собаками, шкурами южных пантер, туземцами и ихдетьми. Ничего подобного не привозилось ни одному царю, когда-либо жившему на севере». После удачного плавания, без несчастных случаев и потери груза, поскольку это нам известно из источников, флот наконец причалил снова к фиванской пристани. Вероятно, фиванцам никогда еще не выпадало на долю такого зрелища, как то, которое теперь доставляло им столько удовольствия, – когда пестрый ряд пунтийцев и странные продукты их отдаленной страны следовали по улицам во дворец царицы, где египетский начальник передал их ее величеству. Обозрев результаты своей великой экспедиции, царица немедленно принесла часть их в дар Амону, вместе с данью из Нубии, которая всегда ставилась радом с Пунтом. Она пожертвовала богу тридцать одно живое миртовое дерево, сплава золота и серебра, притирания для глаз, пунтийских метательных палок, черного дерева, слоновых клыков, живую южную пантеру, специально пойманную для ее величества, много пантеровых шкур и 3300 голов мелкого скота. Большие груды мирры, вдвое выше человеческого роста, были взвешены под наблюдением фаворита царицы Тутии, и огромные кольца менового золота были положены на весы, высотой в 10 футов.

Затем, формально возвестив Амону об успехе экспедиции, отправленной по повелению его оракула, Хатшепсут собрала двор, причем дала своим фаворитам, Сенмуту и главному казначею Нехси, снарядившим экспедицию, почетные места у своих ног, и сообщила вельможам результаты своего великого предприятия. Она напомнила им оракул Амона, повелевшего ей «устроить для него Пунт в его доме, насадить деревья из Божественной Страны в его саду, у храма, согласно его повелению». Она гордо продолжает:

«Это было исполнено... Я устроила для него Пунт в его саду, совершенно так, как он повелел мне... он достаточно велик, чтобы он мог по нему гулять».

Таким образом, великолепный храм был превращен для бога в миртовый сад, расположенный террасами, причем энергичной царице, чтобы осуществить это, пришлось посылать на край известного в то время света. Она записала все инциденты этой замечательной экспедиции в виде рельефов на стене, некогда присвоенной Тутмосом II для записи его азиатской кампании, где они еще и теперь являются одним из первых украшений ее храма. Все ее главные фавориты нашли себе место в этих сценах. Сенмуту было даже позволено изобразить себя на одной из стен молящимся Хатор о царице – честь несравненная!

Заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри

Этот единственный в своем роде храм представлял по своей функции завершение нового течения в расположении и архитектуре царской гробницы и молельни, или храма, при ней. Быть может, вследствие того, что их средства получили иное назначение, или вследствие того, что они признали тщету обширных гробниц, неспособных предохранить от посягательства тело строителя, фараоны, как мы видели, постепенно оставили постройку пирамид. Соединенная с заупокойной молельней, расположенной с восточной стороны, пирамида, вероятно, дожила до царствования Яхмоса I, но она постепенно становилась все меньше по размерам и по значению, в то время как шахта и покой под ней и молельня впереди нее оставались сравнительно больших размеров. Аменхотеп I последний следовал древней традиции; он высек в западных фиванских скалах проход в 200 футов длиной, оканчивавшийся склепом, где должно было находиться царское тело. Перед скалой у входа в шахту он построил скромную заупокойную молельню, увенчанную пирамидальной кровлей, о которой мы уже упоминали выше. Вероятно, в целях безопасности Тутмос I затем радикально отделил гробницу от стоявшей передней молельни. Последняя была по-прежнему расположена в долине у подножья скал, но склеп с ведущим к нему проходом был высечен в западных скалах, ограничивающих дикую и пустынную долину, лежащую приблизительно в двух милях по прямому направленно от реки и доступную лишь по вдвое длиннейшей обходной дороге, уклоняющейся на север. Ясно, что предполагалось держать в тайне место погребения царя, чтобы предотвратить всякую возможность его расхищения. Архитектор Тутмоса I Инени говорит, что он один наблюдал за высеканием пещерной гробницы его величества, так что «никто не видел и никто не слышал». Новое расположение было таково, что усыпальница находилась по-прежнему позади молельни, или храма, который, таким образом, продолжал оставаться на востоке от гробницы, но то и другое было теперь разделено промежуточными скалами. Долина, известная нам под названием Долины Царей, быстро наполнилась обширными усыпальницами преемников Тутмоса I. Она продолжала оставаться кладбищем XVIII, XIX и XX династий, и в ней было высечено более сорока гробниц фиванских царей. Сорок одна гробница, доступная теперь, является одним из чудес, привлекающих современных туристов в Фивы, и Страбон говорит о сорока, достойных посещения в его время. Расположенное террасами святилище Хатшепсут было, следовательно, ее погребальным храмом, посвященным также ее отцу. С увеличением числа гробниц в задней долине, на равнине перед нею возникли один за другим храмы для заупокойной службы по отошедшим богам, императорам, некогда управлявшим Египтом. Они были посвящены Амону, как государственному богу, и вместе с тем они носили эвфемистические имена, указывавшие на их заупокойную функцию. Так, например, храм Тутмоса III назывался «Даром Жизни». Архитектор Хатшепсут, Хапусенеб, бывший в то же время ее визирем, высек ее гробницу также в пустынной долине. С восточной стороны ее, сейчас же позади расположенного террасами храма, спускается в скалу на несколько сот футов под большим углом проход, оканчивающийся рядом покоев, из которых один заключал саркофаг, как ее, так и ее отца Тутмоса I. Но, вероятно, вследствие семейных распрей последний выстроил себе, как мы уже видели, собственную гробницу скромных размеров, и, без сомнения, он никогда не воспользовался саркофагом, сделанным для него его дочерью. Как бы то ни было, оба саркофага были расхищены в древности и не заключали никаких останков, когда были открыты в новейшее время.

Египет в правление Хатшепсут

Внимание энергичной царицы к мирным искусствам, ее деятельная забота о развитии богатств империи стали вскоре приносить свои плоды. Кроме огромных коронных доходов из внутренних источников, Хатшепсут получала также дань со своих обширных владений, простиравшихся от третьих нильских порогов до Евфрата. Она заявляла сама:

«Моя южная граница простирается до Пунта... моя восточная граница простирается до болот Азии, и азиаты в моей власти; моя западная граница простирается до горы Ману (заката)... Моя слава постоянно живет среди обитателей песков. Мирра из Пунта была доставлена мне... Все роскошные чудеса этой страны были доставлены в мой дворец за один раз... Мне привезли избранные продукты... кедра, можжевельника и дерева меру... всякое благовонное дерево Божественной Страны. Я получила дань из Техену (Ливии), состоящую из слоновой кости и семисот клыков, имевшихся там, множества пантеровых шкур, пяти футов длины, считая вдоль спины, и четырех футов ширины».

Очевидно, в Азии еще не произошло никаких серьезных волнений из-за того, что на престоле фараонов не было уже больше воина. Поэтому энергичная женщина начала употреблять свои новые богатства на восстановление древних храмов, которые, несмотря на то что уже минули два поколения, не были еще поправлены после того пренебрежения, в котором они находились при гиксосах. Она записала свое доброе дело в храме, высеченном в скале в Бени-Хасане, в следующих словах:

«Я восстановила то, что лежало в развалинах. Я воздвигла то, что оставалось неоконченным, с тех пор как азиаты были в Аваре, в Северной Стране, и среди них варвары, низвергая то, что было сделано, когда они правили в неведении Ра».

Обелиски Хатшепсут

Уже прошло семь или восемь лет с тех пор, как она и Тутмос III вновь овладели престолом, и пятнадцать лет с тех пор, как они впервые захватили его. Тутмос III никогда не был назначен наследником престола, но на долю его жены выпала эта честь; теперь близилась тридцатая годовщина ее назначения, и она могла праздновать свой юбилей. Она должна была поэтому сделать приготовления для постановки двух обелисков, которыми обычно ознаменовывались подобные юбилеи. Об этом сама царица говорит нам:

«Я сидела во дворце. Я вспомнила о том, кто создал меня. Мое сердце побудило меня сделать для него два обелиска из сплава золота и серебра, острия которых сливались бы с небом».

Ее неизменный фаворит Сенмут был призван во дворец и получил приказание отправиться в гранитные каменоломни у первых порогов за двумя гигантскими продолговатыми глыбами для обелисков. Он набрал принудительным образом нужных рабочих и приступил в начале февраля пятнадцатого года правления царицы к работе. В начале августа, спустя ровно семь месяцев, он извлек из каменоломни огромные глыбы; воспользовавшись быстро прибывавшей в то время водой, он спустил их по реке и доставил в Фивы прежде, чем наводнение начало спадать. Царица выбрала затем необычное место для своих обелисков, а именно тот самый перистильный зал Карнакского храма, воздвигнутый ее отцом, где ее муж Тутмос III был назван царем по повелению Амона, несмотря на то, что для этого потребовалось удалить все кедровые колонны ее отца из южной половины зала и четыре из числа находившихся в северной половине, не говоря, разумеется, о том, что пришлось снять потолок, бывший над залом, и разрушить южную стену для пропуска обелисков. Они были богато покрыты сплавом золота и серебра, над чем потрудился Тутии. Хатшепсут говорит, что она отмеривала драгоценный металл целыми мерами, как мешки зерна, и это странное утверждение поддерживается Тутии, свидетельствующим, что по царскому повелению он насыпал в пиршественном зале дворца не менее двенадцати четвериков сплава золота и серебра. Царица с гордостью описывает их красоту:

«Их вершины из наилучшего сплава золота и серебра, какой только можно найти, видимы с обеих сторон реки. Их лучи затопляют Обе Страны, когда солнце восходит между ними, поднимаясь на горизонте неба».

Они возвышались так высоко над залом Тутмоса I, с которого была снята крыша, что царица сочла нужным высечь длинную клятву, где зовет всех богов в свидетели того, что каждый обелиск сделан из одного куска. Это были, поистине, величайшие обелиски, когда-либо воздвигавшиеся в Египте до того времени; они имели девяносто семь с половиной футов в высоту и весили каждый около 350 тонн. Один из них стоит еще и поныне, вызывая всеобщее удивление современных посетителей Фив. Хатшепсут в то же время воздвигла два еще больших обелиска в Карнаке, но они теперь погибли. Возможно, что она также поставила два других в своем ступенчатом храме, следовательно, в общем шесть, ибо она повествует в нем о перевозке по реке двух больших продолговатых глыб и изобразила это на рельефе, представляющем обелиски лежащими во всю длину огромной баржи, которую тащат тридцать галер, заключающих в общем около 950 гребцов. Но эта сцена может относиться к двум первым обелискам, когда их спускал по реке Сенмут.

Кроме обелисков, воздвигнутых в шестнадцатом году ее правления, мы узнаем о другом предприятии Хатшепсут того же года из рельефа в Вади-Магхаре, на Синайском полуострове, куда неутомимая царица послала горную экспедицию, которая возобновила там работу, прерванную вторжением гиксосов. Работы на Синайском полуострове продолжались под ее эгидой до двадцатого года ее царствования. В промежутке между этой датой и концом двадцать первого года, когда мы находим Тутмоса III единоличным правителем, великая царица, по-видимому, умерла. Если мы затратили некоторое время на описание ее сооружений и экспедиций, то это потому, что эта женщина жила в эпоху, когда военное дело представлялось невозможным для ее пола и великие дела могли совершаться ею лишь в области мирных искусств и предприятий. Как ни была она велика, ее правление было несомненным несчастьем, ибо падало на то время, когда египетское могущество в Азии еще недостаточно окрепло, и Сирия была готова каждую минуту к восстанию.

Уничтожение памяти о Хатшепсут после её смерти

Тутмос III не отнесся рыцарски к ее памяти. Он слишком много вытерпел. В то время, когда он горел желанием вести свои войска в Азию, он должен был заниматься таким детским делом, как курение фимиама перед Амоном по случаю возвращения экспедиции царицы из Пунта, или же его неустанной энергии давали выход... в сооружении заупокойного храма царицы в западной фиванской долине. Принимая во внимание время, когда он жил, мы не должны слишком порицать его отношение к умершей царице. Вокруг ее обелисков, в зале ее отца в Карнаке, он велел построить каменную стену, закрывшую ее имя и сведения о том, что она воздвигла их, на их базе. Он всюду стер ее имя, и на всех стенах ступенчатого храма были уничтожены как ее изображения, так и ее имя. Все ее сторонники, без сомнения, бежали. В противном случае с ними скоро бы покончили. На рельефных сценах в том же храме, где Сенмут, Нехси и Тутии считали такой честью для себя фигурировать, их изображения и их имена были безжалостно уничтожены долотом. Царица пожаловала Сенмуту три статуи в фиванских храмах, и на всех их его имя было стерто; в его гробнице и на надгробной плите его имя исчезло. Статуя визиря Хапусенеба подверглась той же участи. Равным образом, побывали в гробнице Тутии и уничтожили там его имя. Не избежала того же и гробница Сенмена, брата Сенмута, а имя одного из их единомышленников, похороненного в соседней гробнице, было стерто настолько хорошо, что мы не знаем, кто это был. По приказанию царя побывали даже в отдаленном Сильсиле, с тем чтобы поступить та к же и с гробницей «главного управителя» царицы. И эти поврежденные памятники стоят по наше время мрачными свидетелями великой мести царя. Но в великолепном храме Хатшепсут ее слава все еще живет, и каменное ограждение вокруг карнакских обелисков обрушилось, являя взору гигантские каменные иглы, возвещающие современному миру о величии Хатшепсут.


В истории Египта была только одна правительница, обладавшая абсолютной властью, одна из немногих женщин, правившая единолично. Тем самым она нарушала многовековую традицию престолонаследия, так как был в живых и наследник мужского пола – Тутмос III, ее пасынок. Но царица Хатшепсут стала фараоном вопреки всем традициям, и египтяне долго скрывали этот факт. Как и некоторые обстоятельства жизни Хатшепсут, которые приходилось держать в тайне.





Хатшепсут была дочерью фараона Тутмоса I, после смерти которого она вышла замуж за своего сводного брата, рожденного от простолюдинки, – Тутмоса II. Когда археологи исследовали мумию Тутмоса II, они пришли к выводу, что он страдал редкой формой кожного заболевания, которое, по всей видимости, стало причиной его скоропостижной смерти.





После смерти Тутмоса II право наследовать престол получил его сын от побочной жены Тутмос III, но он был слишком мал, и Хатшепсут выполняла при нем обязанности регента. Однако такая роль царицу не устраивала – она хотела добиться всей полноты власти. После того, как ее пасынок достиг совершеннолетия, ей пришлось подавить несколько восстаний. Для укрепления своего положения она использовала те же приемы, что и другие египетские фараоны: при ней было построено множество скульптур и барельефов, прославляющих божественную природу царской власти. При этом Хатшепсут изображали в традиционном мужском облачении правителей, со всеми атрибутами царской власти. На всех скульптурных портретах ее лицо украшает царский головной убор и накладная борода.



В истории Египта было несколько женщин-правительниц, но ни одна из них не добивалась такой полноты власти. К тому же во времена ее царствования Египет процветал. Все свои усилия Хатшепсут направила на возрождение страны после продолжительных воен. В течение 7 месяцев по ее приказанию в храмовом комплексе Амона-Ра в Карнаке высекли два 30-метровых обелиска из цельного куска гранита. На одном из них были начертаны такие слова: «Мое сердце волнуется о том, что народ скажет про оставленные мной творения через много лет».





Символом ее правления стал террасный храм Миллионов лет на берегу Нила в Фивах, так искусно встроенный в окружающий ландшафт, будто бы он на самом деле является продолжением скалы. Ее достижением также называют экспедицию в страну Пунт (Сомали), после 400-летнего перерыва. Спустя 3 года корабли вернулись в Египет с золотом, благовониями, шкурами редких животных и слоновой костью. В конечном итоге она была признана законной царицей Египта и оставалась ею в течение почти 20 лет.





Свидетельства о ее царствовании не появлялись до XIX в. – полновластное правление женщины было феноменом в истории Египта, тщательно скрывавшимся на протяжении столетий. К тому же ее пасынок Тутмос III уничтожил все памятники, созданные в период ее царствования – либо в отместку, либо с целью ликвидировать официальные свидетельства царского титула Хатшепсут, чтобы все считали, что трон перешел непосредственно от отца к нему.





Тайной оставались и ее отношения с главным советником, зодчим храма в Долине царей, наставником дочери царицы Сенмутом. По одной из версий, он был не только наставником, но и ее настоящим отцом. Со вступлением Хатшепсут на трон Сенмут стал обладателем 93-х титулов и самым близким доверенным лицом правительницы. Некоторые исследователи полагают, что эта связь была лишь предметом домыслов и сплетен: «Хатшепсут слишком хорошо понимала шаткость своего положения, чтобы стать связанным с ним физически», – говорит Келлер. Если бы их связь стала общеизвестной, военный переворот был бы неизбежен.

Царица Хатшепсут в облике сфинкса. Музей Метрополитен | Фото: liveinternet.ru


А погребальный храм Хатшепсут и сегодня входит в топ-