Жизнь и творчество ирины архиповой. Биография. Музыка с пеленок - начало биографии Ирины Архиповой

    Архипова, Ирина Константиновна - Ирина Константиновна Архипова. АРХИПОВА Ирина Константиновна (родилась в 1925), певица (меццо сопрано), педагог. В 1956 88 в Большом театре. Дебютировала в партии Кармен (“Кармен” Ж. Бизе), исполнение которой принесло Архиповой мировое признание … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (р. 1925) российская певица (меццо сопрано), народная артистка СССР (1966), Герой Социалистического Труда (1984). В 1956 88 в Большом театре. Президент Международного союза музыкальных деятелей с 1991. Профессор Московской консерватории (с 1982) … Большой Энциклопедический словарь

    Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, президент Международного союза музыкальных деятелей, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, президент Фонда Ирины Архиповой, первый вице президент… … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 2.12.1925, Москва), русская советская артистка оперы (меццо сопрано), народная артистка СССР (1966). Член КПСС с 1963. Окончила Московский архитектурный институт (1948) и Московскую консерваторию (1953). Дебютировала в Свердловском театре… … Большая советская энциклопедия

    - (р. 1925), певица (меццо сопрано), народная артистка СССР (1966), Герой Социалистического Труда (1984). В 1956 1988 в Большом театре. Президент Международного союза музыкальных деятелей (с 1991). Профессор Московской консерватории (с 1982).… … Энциклопедический словарь

    И. К. Архипова … Энциклопедия Кольера

    Ирина Константиновна Архипова - Оперная певица (меццо сопрано), солистка Большого театра, народная артистка СССР Ирина Константиновна Архипова родилась в Москве 2 января 1925 года. Имя Архиповой одно из самых ярких российских имен на оперной сцене второй половины ХХ века, ее… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Архипова, Ирина Константиновна Дата рождения 2 января 1925 Место рождения Москва Профессии оперная певица Жанры меццо сопрано Награды … Википедия

    Ирина Константиновна (род. 1925), певица (меццо сопрано), народная артистка СССР (1966), Герой Социалистического Труда (1984). В 1956 88 в Большом театре. Президент Международного союза музыкальных деятелей (с 1991). Профессор Московской… … Русская история

    Женская форма русской фамилии Архипов. Архипова, Анна Валерьевна (р. 1973) российская баскетболистка. Архипова, Ирина Константиновна (1925 2010) советская и российская оперная певица (меццо сопрано), солистка Большого театра. Архипова … Википедия

1955 г. - I премия V Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве.
1959 г. - звание «Заслуженная артистка РСФСР».
1961 г. - звание «Народная артиста РСФСР».
1966 г. - звание «Народная артистка СССР».
1971 г. - орден Ленина.
1978 г. - Ленинская премия «за исполнение партий в операх „Трубадур“ и „Садко“, концертные программы последних лет».
1976 г. - орден Ленина.
1980 г. - орден Трудового Красного знамени.
1984 г. - звание «Герой социалистического труда».
1985 г. - орден Ленина.
1997 г. - Государственная премия России за цикл музыкальных фестивалей «Ирина Архипова представляет...»
1999 г. - Российская премия «Каста Дива» «за благородное служение опере».
2000 г. - орден «За заслуги перед Отечеством» II степени, премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства «за выдающийся вклад в художественную культуру Москвы и России», международная премия Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, орден Русской Православной Церкви Святой равноапостольной княгини Ольги II степени, орден Республики Молдова, орденские знаки «Крест Святого Михаила Тверского», «За милосердие и благотворительность».
2005 г. - орден Святого Андрея Первозванного.

Обладательница премии и медали имени С. Рахманинова, орденских знаков Святого Луки «за поддержку культуры Ярославской области» и «За заслуги перед культурой Польши», памятного знака «Золотой Аполлон» «за долголетнее подвижническое служение российскому музыкальному искусству», медали имени А. Пушкина, почетного звания"Мастер искусств/Maestru în artă" (Молдова), титулов «Человек столетия» (Международный биографический центр Кэмбриджа), «Богиня искусств» и многих других наград.

Имя Ирины Архиповой носит малая планета № 4424 (1995 г.).

Биография

«Архипова наделена глубокой и волнующей музыкальностью, она обладает бузепречной интонацией, чистой дикцией и очень хорошим итальянским произношением, для иностранки просто завидным. Голос удивительно свеж, подвижен, с широким диапазоном. Исполнительница покоряет живым, тонким и страстным темпераментом, проявляющимся и в звучании голоса, и в игре».
Из итальянской прессы

Родилась 2 января 1925 г. в Москве.
В 1948 г. окончила Московский архитектурный институт. В 1953 г. - Московскую государственную консерваторию (класс Леонида Савранского).
В 1954-56 гг. - солистка Свердловского театра оперы и балета.

В 1956-88 гг. - солистка Большого театра.

Репертуар

1956
Кармен («Кармен» Ж. Бизе)
Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
Амнерис («Аида» Дж. Верди)

1957
Шарлотта («Вертер» Ж. Массне)
Ниловна («Мать» Т. Хренникова)

1958
Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского)
Княгиня («Чародейка» П. Чайковского)
Дьячиха («Ее падчерица» Л. Яначека)

1959
Марфа («Хованщина» М. Мусоргского)
Хаят («Джалиль» Н. Жиганова)
Полина («Пиковая дама» П. Чайковского)
Элен («Война и мир» С. Прокофьева)

1960
Клавдия («Повести о настоящем человеке» С. Прокофьева) - первая исполнительница

1962
Варвара Васильевна («Не только любовь» Р. Щедрина)
Мэг Педж («Фальстаф» Дж. Верди) -

1963
Эболи («Дон Карлос» Дж. Верди)

1965
Весна («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова)

1967
Любовь («Мазепа» П. Чайковского)
Комиссар («Оптимистическая трагедия» А. Холминова) - первая исполнительница в Большом театре

1974
Азучена («Трубадур» Дж. Верди)

1976
Любава («Садко» Н. Римского-Корсакова)

1977
Графиня («Октябрь» В. Мурадели)

1979
Фрикка («Золото Рейна» Р. Вагнера)

1983
Клитемнестра («Ифигения в Авлиде» К. В. Глюка) - первая исполнительница в Большом театре

Уже после официального ухода из труппы Большого исполнила на его сцене еще две партии - Ульрики («Бал-маскарад» Дж. Верди, 1989 г.) и Графини (
«Пиковая дама», 1990 г. ).

Много гастролировала за рубежом: в Австрии, Польше, ГДР, Финляндии, Италии, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, США, Японии, Франции, Канаде. Выступала на ведущих сценах мира: в Ла Скала, Королевской опере Ковент-Гарден, Метрополитен-опере, театре Колон и других.

В 1960-61 гг. по приглашению Марио дель Монако пела Кармен в Неаполе и Риме, где также выступила с концертом.
В 1963 г. гастролировала с сольными концертами в Японии.
В 1964 г. участвовала в гастролях Большого театра в Ла Скала (исполнила партии Марины Мнишек, Полины и Элен Безуховой), где позже приняла участие в постановках «Хованщины» и «Бориса Годунова».
В 1964 и 1969 гг. гастролировала в США, где выступила в Карнеги-холле в Нью-Йорке.
В 1970 г. получила приглашение спеть Амнерис в Опере Сан-Франциско, участвовала в гастролях Большого театра в Канаде (исполнила партии Марины Мнишек и Полины), затем спела Азучену в Риге и Нанси.
Участвовала в постановке оперы Г. Доницетти «Фаворитка» в Болонье. Спела Амнерис в Руане и Бордо, Азучену на Международном оперном фестивале в Оранже.

Совместно с пианистом Джоном Вустманом гастролировала в США и Европе, а также записала пластинку из произведений С. Рахманинова и цикла М. Мусоргского Песни и пляски смерти (пластинка получила Гран-при «Золотой Орфей» в Париже).

Преподавала в Московской консерватории.
Входила в состав жюри конкурсов имени Чайковского, имени Глинки, имени Марио дель Монако в Италии, имени Марии Каллас в Греции, имени Франсиско Виньяса в Испании, конкурса Королевы Елизаветы в Бельгии, «Вердиевские голоса» в Италии, а также конкурсов в Париже и Мюнхене.
Была председателем жюри конкурсов имени Чайковского, имени Глинки и имени Бюль-Бюля.

В 1986 г. стала Президентом Всесоюзного музыкального общества (ныне - Международный союз музыкальных деятелей).
Являлась действительным членом и вице-президентом Международной Академии творчества и русской секции Международной Академии наук.
Почетный доктор Национальной академии музыки Республики Молдова.
Автор книг: «Музы мои» (1992 г.), «Музыка жизни» (1997 г.), «Бренд по имени «Я» (2005 г.).

В 1993 г. был организован Фонд Ирины Архиповой, который занимается поддержской молодых исполнителей, организацией фестивалей (среди которых фестиваль «Ирина Архипова представляет...» в Челябинске, фестиваль в Якутске, фестиваль «Музыкальное лето Селигера» в г. Осташков Тверской области), конкурсов, выставок, мастер-классов, оперных постановок и концертных программ: «Российские певцы в мировой опере», «По страницам шедевров мировой оперы», «Русская камерная вокальная лирика - от Глинки до Свиридова», «Опера-новое поколение», «Владислав Пьявко и компания. Парад теноров».

Распечатать

11 февраля 2010 года, всего чуть более месяца назад отпраздновав свое 85-летие, скончалась великая русская певица Ирина Константиновна Архипова. В одной из зарубежных статей десятилетней давности, посвященных 75-летнему юбилею певицы, Архипова, наряду с Обуховой и Образцовой, названа в числе трех главных русских меццо-сопрано ХХ века. Конечно, любые оценки и сравнения весьма субъективны и условны, однако, думается, совершенно очевидно, что Архипова – это явление в мировой музыкальной культуре второй половины ушедшего столетия.

Самая титулованная певица Советского Союза и Российской Федерации, обладательница бесчисленных званий и наград, как отечественных, так и зарубежных, Архипова, несмотря на абсолютную заслуженность оных, запомнится, конечно, не этим. С нами навсегда – в памяти и в записях – останется запечатленным ее волшебный голос красивого, сочного, вечно молодого тембра, всегда скругленный, благородный звук, ее редкая вокальная культура и феноменальная техника.

В голосе Архиповой удивительным образом сочетаются широта русского распева, сердечность интонации, и европейский лоск, отточенная, рафинированная вокализация самой высокой пробы. К отечественным певцам почти никогда не принято применять термин бельканто – всегда мы находим некоторую «русопятость» большинства наших соотечественников, считаем их недотягивающими до высоких европейских стандартов – особенно это касается вокалистов прошлого, чья карьера развивалась преимущественно за железным занавесом, в условиях отрыва от европейских традиций. Но в отношении искусства Архиповой термин бельканто уместен как никогда – в ее голосе всегда была, с одной стороны, роскошная, пряная итальянскость, а с другой – необыкновенный контроль над собой, никогда не изменявшее ей чувство меры. Слушая Архипову, вы никогда не услышите пережима, вульгарной эмоции, распахнутых, без тайны, а оттого малоинтересных, слишком прямолинейных страстей. Именно этим отличалась уже молодая Архипова, именно это выделило ее из числа певиц Большого театра ее поколения с прекрасными голосами (например, Вероника Борисенко, Кира Леонова, Лариса Авдеева, Валентина Левко), но не такими совершенными. Не зря Архипова – архитектор по первой специальности: она сумела выстроить свой голос как гармоничный, прекрасный храм. Он – подобен античному Парфенону: конструкция без изъяна, совершенная в своей классической простоте, при том, что как и в Парфеноне, в нем нет ни одной скучной прямой линии, ни одной – без загадки, без потаенного смысла.

Жизненный и творческий путь Ирины Архиповой, приведший ее к вершинам мировой славы, хорошо известен. Вот его основные вехи. Московское детство с учебой в Гнесинке, эвакуация во время войны в Узбекистан, Архитектурный институт, работа на проектировании и строительстве ряда объектов в столице, в том числе нового комплекса зданий МГУ на Воробьевых горах, параллельно – вокальные занятия с Н. М. Малышевой, а позже – учеба в Московской консерватории, трудная дилемма выбора дальнейшего профессионального пути… И все-таки она выбрала пение. Первые два сезона в Свердловске, потом дебют в Большом и – звездный час молодой Архиповой – «Кармен» с Марио дель Монако в 1959-м. Великий тенор оценил незаурядный талант своей московской партнерши – через год она споет с ним свою Кармен в Риме и Неаполе, став первой певицей из СССР, выступившей на родине бельканто.

У нее была счастливая творческая судьба, причем не только на родине, в Большом театре, но и за рубежом, что сделать тогда было совсем непросто – Архипова принадлежит к первому поколению советских вокалистов (И. Петров, Г. Вишневская, З. Анджапаридзе, Т. Милашкина и др.), завоевывавших мир после десятилетий отсутствия практически всяких контактов. Звездных ролей и звездных спектаклей могло бы быть намного больше, и все же, она пела на всех главных мировых сценах – Марфу в «Хованщине» и Марину в «Борисе Годунове» в «Ла Скала» (1967 и 1973 годы соответственно), Нурис в опере П. Дюка «Ариана и Синяя Борода» в «Гранд-опера» (1975 г.), Азучену в «Трубадуре» и Ульрику в «Бале-маскараде» в «Ковент-Гардене» (1975 и 1988 гг.), и на излете своего творческого пути – няню Филиппьевну из «Евгения Онегина» в «Метрополитен». «Архипова – наконец-то!» восторженно приветствовала певицу «Нью-Йорк-таймс», одновременно порицая руководство театра за столь поздний дебют: шел 1996 год и Архиповой было уже за 70 (между тем, впервые в США Ирина Константиновна выступила аж в 1964 году). А еще были аргентинский «Колон», Опера Сан-Франциско, болонский театр «Комунале», античный амфитеатр в Оранже, где она делила триумф с Монсеррат Кабалье…

У нее была феноменально долгая карьера. Дебютировав достаточно поздно, в тридцать лет, она сумела сохранить молодым тембр своего голоса до восьмидесяти – и это было настоящим чудом! Последний раз мне довелось слушать Архипову в Большом театре в «Пиковой даме» в 2002-м: артистка была почти ровесницей своей героини, но, поразительное дело, голос звучал, летел в зал, его хватало на гигантскую чашу первой московской оперы, и в нем не было и намека на возраст, на какие-то дефекты или немощь. Ее долгая карьера не всем нравилась: известно (достаточно об этом почитать хотя бы у Анатолия Орфенова), что некоторых более молодых ее коллег раздражала прекрасная профессиональная форма певицы, давно перешагнувшей пенсионный возраст. Она не стала настаивать, драться за место, которое занимала по праву: спев в 1986-м свою последнюю премьеру (Любовь в «Мазепе» Чайковского), она вскоре ушла из Большого, чтобы, никому не мешая, еще не раз выходить на его сцену в качестве приглашенной звезды – а театр еще долго в ней нуждался.

Последний раз она вышла на великую и родную для себя сцену весной 2005-го, празднуя свое 80-летие и 50-летие творческой деятельности. В тот вечер она уже не пела – пели для нее: это было последнее значительное событие в старом Большом перед долгими годами реконструкции. Уходила эпоха…

К лучшим ролям Архиповой на московской сцене, бесспорно, принадлежат те, что созданы в русских национальных операх – Мусоргского (Марина и Марфа), Римского-Корсакова (Любаша, Любава, Весна), Чайковского (Полина, Графиня, Любовь, Иоанна). А еще она была страстной Эболи и неистовой Амнерис, величавой Клитемнестрой и загадочной Фриккой – разнообразный западный репертуар удавался ей ничуть не меньше, чем отечественный. «Нет такой музыки, которую не спела бы Ирина Архипова», — воскликнул как-то Евгений Светланов. И это правда: широта ее репертуара поражает, а того, что не удалось спеть на оперной сцене, она «добрала» в многочисленных концертах – симфонических и камерных.

Интерпретация ею романсов Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Рахманинова восхищает лирической тонкостью, проникновенностью исполнения, филигранным кружевом звукописи, и опять же – необыкновенно эстетичным чувством меры: она всегда точно знает, какую краску, какой нюанс дать на той или иной ноте, фразе, какие из них будут в самую пору.

Значение Ирины Архиповой не исчерпывается ее совершенным пением. Она была большим педагогом и большим организатором, воспитавшим и давшим путевку в жизнь многим современным русским певцам. Почти все из наших соотечественников, кто сегодня блистает на мировых сценах, включая самые громкие имена (Хворостовский, Бородина, Гулегина, Нетребко и пр.), прошли через руки Архиповой – именно она на конкурсах Глинки или Чайковского, жюри которых возглавляла много лет, отметила, поддержала молодые дарования, выросшие затем в больших артистов. Она была неустанна в поиске новых талантов и поддержке молодежи – надежды русской музыкальной культуры, для чего создала собственный фонд, который за почти двадцать лет своего существования дал огромное количество самых разнообразных концертов, представляя публике новые имена. Архипова объединяла людей – не зря, в конце 1980-х, когда все рушилось в нашей стране, именно она возглавила Международный союз музыкальных деятелей, всемерно сохраняя, укрепляя и развивая творческие контакты на просторах бывшего СССР. Продвижение молодых талантов и просветительство было основным смыслом жизни Архиповой в последние десятилетия, и на этом поприще ей удалось сделать очень много, что говорит о ней не только как о выдающейся артистке, но и как о незаурядной личности и гражданине, патриоте своей страны.

Ирина Архипова- оперная певица, обладательница чудесного меццо-сопрано, народная артистка Советского союза, педагог, публицист, общественный деятель. Ее по праву можно считать народным достоянием России, потому как гениальный певческий дар Архиповой и мировой масштаб ее личности безграничны.

Главные события, которые пережила в своей жизни Архипова Ирина Константиновна, мужья певицы, ее достижения в музыке и в общественной деятельности - сегодня наш рассказ об этой выдающейся женщине. По каким внутренним принципам жила оперная королева Советского союза, и из-за чего она поссорилась с великой Галиной Вишневской? Ответы на все эти вопросы читатель найдет в нашей статье.

Детские воспоминания

Ирина Архипова - певица, биография которой началась в Москве. Девочка родилась в январе 1925 года в семье интеллигентных и очень музыкальных людей. Ее отец - инженер Константин Ветошкин - был невероятно творческим человеком, он играл на четырех музыкальных инструментах - рояле, балалайке, гитаре, мандолине. Эта приверженность музыке тянулась еще с давних времен рода Ветошкиных. Когда-то в семье родителей Константина Ивановича существовал целый семейный оркестр. Мама Архиповой - Евдокия Ефимовна Галда - пела в Большом театре. Ирина Константиновна вспоминает: «У мамы был очень красивый голос с мягким тембром, папа всегда восхищался ее талантом. Родители любили посещать концерты, оперные спектакли, балет». Живая музыка постоянно звучала в родительском доме, Ирина слышала ее с детства.

Родители старались привить разностороннее образование и, конечно, любовь к музыке дочери. Надо сказать, что Ирина была одаренным ребенком во многих вещах - она проявляла способности к рисованию, неплохо пела. Ее решили отдать на обучение в музыкальную школу при консерватории в Москве по классу фортепиано. Однако образование пришлось прервать - девочка внезапно заболела и не смогла посещать занятия. Позже Ирина вновь сделала попытку приблизиться к миру музыки - она поступила в школу имени сестер Гнесиных и стала заниматься у Ольги Фабиановны Гнесиной. Одновременно с занятиями игры на фортепиано Ирина Константиновна пела в школьном хоре.

Выбор профессии

Родители, конечно, понимали, что их дочь обладает музыкальным талантом, однако придерживались мнения, что пение не самое лучшее занятие, позволяющее хорошо устроиться в жизни. То ли дело к которой у Архиповой были не дюжие способности. Кроме того, Ирина Константиновна всегда восхищалась работами известных женщин-скульпторов А.С. Голубкиной, В.И. Мухиной и всерьез подумывала о том, чтобы связать свою жизнь именно с архитектурой.

Война сделала выбор за Ирину Константиновну. Семью Ветошкиных эвакуировали в Ташкент. Там будущая оперная дива поступила в Архитектурный институт, который по большому совпадению оказался также в Ташкенте, в эвакуации. Параллельно учебе в вузе, Архипова Ирина Константиновна занималась в вокальной студии при институте. Ее педагогом стала Надежда Малышева, которая открыла студентке музыкальный мир, познакомила с оперным искусством. По словам самой Ирины Архиповой, именно Надежда Матвеевна изначально подвела студентку к правильной трактовке музыкальных произведений, научила чувствовать форму и содержание, познакомила с романсовой и оперной литературой.

В стенах Архитектурного института прошло первое выступление Ирины Архиповой перед публикой. Надо сказать, что музыка и театр пользовались большим уважением как среди педагогов, так и среди студентов вуза и подобные концерты были важной частью жизни студентов.

В 1948 году Ирина Архипова защитила на «отлично» дипломный проект и распределилась в архитектурную мастерскую, которая занималась московскими проектами. При участии Ирины Архиповой были созданы жилые дома на Ярославском шоссе. По ее проекту был построен Московский финансовый институт.

Певческая карьера. Начало

В 1948 году в Московской консерватории стало доступным вечернее обучение, и Ирина, не оставляя работу архитектора, поступила на первый курс учебного заведения в класс артиста РСФСР Леонида Савранского. В 1951 году певица дебютировала на радио. В 1954 году Ирина Архипова перешла на дневную форму обучения, для чего взяла отпуск за свой счет. Она искренне полагала, что по окончании учебы обязательно вернется к архитектурному делу, однако этого не произошло. Ирина Константиновна блестяще защитила дипломную работу, с отличием сдала государственные экзамены и поступила в аспирантуру. К сожалению, пробы в труппу Большого театра она не прошла.

В 1954 году Ирина Архипова уехала в Свердловск, где в течение года проработала в оперном театре. Первая популярность пришла к певице, когда она выиграла Международный конкурс вокала. Взяв Гран-при в музыкальном состязании, решила не останавливаться на достигнутом Ирина Архипова. Биография ее творческого становления продолжилась концертной деятельностью по городам России. Два года спустя будущая оперная дива оказалась в Ленинграде. Она весьма успешно выступила на сцене Малого театра, после чего ей предложили остаться в культурной столице. Однако неожиданно для всех по приказу Министерства культуры Архипову перевели в Москву. С марта 1956 Ирина Константиновна официально числилась в труппе Большого театра.

Работа в Большом театре

Первого апреля этого же года состоялся дебют Ирины Архиповой на сцене Большого театра - она с огромным успехом выступила в опере Жоржа Бизе «Кармен». Ее партнером по сцене стал болгарский драматический тенор Любомир Бодуров. Конечно, в карьере молодой и начинающей артистки это был крутой поворот. Ирина Архипова, биография творчества которой началась несколько лет назад, не успела отработать в Большом театре и года. И вот она уже получила главную партию в великой опере.

Как вспоминала сама Ирина Архипова о том периоде времени: «Все мои мысли были заняты только одним - подготовиться и отлично выступить в спектакле. По своей молодости и незнанию жизни я и не предполагала, что бояться стоит совсем не первого выхода на сцену. Остерегаться следовало дебютного появления на ней именно в качестве солистки постановки «Кармен». Мне тогда казалось, что это простая закономерность - первый раз в Большом и сразу в главной роли. Я и подумать не могла, что это исключительный случай».

В мае 1959 года в карьере Ирины Архиповой произошло еще одно важное событие - она исполнила одну из самых любимых своих ролей в спектакле «Хованщина» Мусоргского - партию Марфы.

Мировое признание

В июне 1959 года в СССР были организованы гастроли тенора из Италии Марио Дель Монако. Оперный певец принял участие в спектакле «Кармен», став партнером Ирины Архиповой по сцене. Его приезд в Советский союз был невероятным событием, имевшим общественный резонанс. Дуэт с мировой звездой явился кульминационным событием в творческой карьере Ирины Архиповой, открывшим перед ней двери к мировой популярности. Теле- и радиотрансляции спектакля в странах Европы поспособствовали мгновенному признанию таланта российской королевы оперы. Архипова Ирина Константиновна, фото которой теперь не сходило с обложек советских журналов, не успевала принимать многочисленные предложения о работе из-за рубежа.

Ей предстояли совместные выступления с Марио Дель Монако по городам Италии. К слову, это было первое выступление русской певицы на итальянских подмостках в истории всего советского оперного искусства. Ирина Архипова выступила первопроходцем в продвижении отечественной оперной школы на Западе. Вскоре стала возможной первая стажировка молодых советских певцов в Италии - Милашкиной, Ведерникова, Никитиной и др.

Знакомство с Вустманом и Кабалье

Летом 1963 года Ирина Архипова отправилась в Японию, где дала 14 концертов во многих городах страны. В 1964 году певица выступила на сцене «Ла Скала» в спектаклях: «Борис Годунов» (партия Марины Мнишек), «Война и мир» (партия Элен Безуховой), «Пиковая дама» (Полина). Также Ирине Архиповой удалось побывать за океаном - она провела несколько выступлений в США. В Нью-Йорке певица познакомилась Джоном Вустманом - известным пианистом, с которым они записали пластинку с и Мусоргского на фирме «Мелодия». Совместная работа была удостоена Гран-при «Золотой Орфей» во Франции. К слову, Джон Вустман стал для Архиповой творческим другом на долгие годы.

Благодаря фестивалю, проводимому на юге Франции, Ирина Константиновна познакомилась с Монсеррат Кабалье и была несказанно удивлена, с каким достоинством ведет себя мировая звезда. «Во время нашей работы в спектакле «Трубадур» Монсеррат никогда не позволяла себе «царских» капризов. Она всегда была внимательна к коллегам по сцене, не подавляя ни одного из них своей славой. Ее поведение подтверждает непреложную истину - великому артисту ни к чему кичиться - за него говорит искусство, собственный талант и великая трудоспособность».

Личная жизнь

Активная творческая деятельность не стала преградой и к личному счастью певицы. Оперная дива несколько раз пыталась создать семью. Мужья Ирины Архиповой принадлежали к разным профессиональным кругам. Первым мужем Ирины Константиновны был которому в 1947 году она родила сына Андрея. Однако брак вскоре распался. Вторым мужем певицы стал ее коллега по цеху. Ирина Архипова и Пьявко Владислав - оперный тенор - познакомились в стенах Большого театра. Когда-то этим отношениям прочили несчастливый финал, однако злопыхатели ошиблись в своих прогнозах.

Как утверждают близкие советской оперной дивы, она была счастлива в браке. Жизнь Ирины Константиновны кроме творчества была наполнена еще и женским счастьем. и Ирина Архипова прожили вместе более сорока лет. Хотя отношения двух талантливых людей начались с громкого скандала, о котором узнали не только в Советском союзе, но и далеко за его пределами. Конфликт Ирины Архиповой и Галины Вишневской - еще одной примы Большого театра - разгорелся как раз из-за молодого и подающего большие надежды оперного певца - Владислава Пьявко. Подробности этой скандальной истории стали известны общественности благодаря опубликованному Ириной Константиновной рассказу в книге супруга (Владислава Пьявко) «Тенор: из хроники прожитых жизней...».

А случилось все примерно так. Когда начинающий певец только появился на пороге Большого театра, он сразу же стал ухаживать за Галиной Вишневской, но, скорее, не как мужчина, а как поклонник ее великого таланта. Друг Владислава присылал ему из Риги огромное количество гвоздик, которые тенор преподносил Галине Павловне в знак преклонения и безграничного уважения. Когда в театр пришла Ирина Архипова, Пьявко неожиданно «переключился» на нее. Певица дала понять мужчине, что у него ничего не получится, хотя бы даже потому, что он много младше Ирины. Однако это нисколько не оттолкнуло поклонника, а только еще больше его раззадорило.

Официальной версией ссоры двух оперных див стал их спор по поводу участия в одном и том же спектакле, однако истинная причина конфликта была далеко не рабочей, а личной. Между женщинами произошел жесткий разговор, во время которого Архипова высказалась, не стесняясь в своих выражениях. Дошло до того, что Галина Вишневская написала на Архипову заявление в партком. Женщину вызвали на партсобрание с требованием извиниться. Архипова предложила извиниться только за форму, отказавшись принести извинения за содержание. Этим заседанием партийного комитета все и закончилось.

Вскоре о романе примы Большого театра и Владислава Пьявко стало известно окружающим. Под натиском сибирского упрямства мужчины Ирина Архипова спасовала. Да и судьба наверняка сыграла здесь не последнюю роль.

Владислав Пьявко и Ирина Архипова имели значительную разницу в возрасте, которая составила шестнадцать лет. В браке у певцов не родилось общих детей, однако Владислав уже был отцом четверых. У Ирины Архиповой был единственный сын Андрей. Спустя время у оперной дивы родился внук Андрюша, который впоследствии окончил консерваторию и стал артистом Большого театра. У Андрея в свое время родилась дочь Ирина, названная в честь своей знаменитой бабушки. К сожалению, великая Ирина Архипова пережила своего сына на четыре года.

Общественная деятельность

Карьера Ирины Архиповой как общественного деятеля началась с ее участия в качестве члена жюри в Конкурсе имени Чайковского в 1966 году. Дальше было председательство в конкурсе имени Глинки, участие во многих мировых форумах, например, «Вердиевских голосах», в Конкурсе королевы Елизаветы в Бельгии, вокального соревнования в Париже и Мюнхене, в Конкурсах имени Марии Каллас и Франсиско Виньяса в Греции и Испании соответственно.

С 1986 года Архипова является главой Всесоюзного музыкального общества, позже переименованного в Международный Союз музыкальных деятелей. В 90-е годы Ирина Архипова стала председателем комиссии в Конкурсе имени Бюль-Бюля, приуроченного к 100-летию со Дня рождения этого певца из Азербайджана. В 1993 году в Москве был создан специальный Фонд имени Ирины Архиповой, который всячески поддерживает начинающих музыкантов. Однако масштабная деятельность Архиповой не ограничивается только музыкальной сферой. Ирина Константиновна участвует в различных конгрессах и симпозиумах международного масштаба, которые занимаются вопросам глобальных проблем человечества.

Своих высот в жизни Ирина Архипова добилась благодаря титаническому труду, упорству, и любви к профессии. Эта женщина - уникальное явление. Помимо всех вышеперечисленных направлений в деятельности, она - великий труженик.

Архипова - Герой Социалистического Труда, России за просветительство, лауреат премии мэрии Москвы в области литературы и искусства. Ее деятельность отмечена Международной премией Фонда святого Андрея Первозванного. В копилке регалий Ирины Константиновны три Трудового Красного Знамени, орден «За заслуги перед Отечеством». Певица награждена Крестом святого Михаила Тверского, знаком отличия «За милосердие и благотворительность», медалью имени Пушкина. Кроме этого, Ирина Архипова является народной артисткой сразу нескольких государств - Кыргызстана, Башкортостана и Удмуртии. Также Ирина Константиновна владеет несколькими почетными званиями - «Человек года», «Человек столетия», «Богиня искусств».

Архипова. Кто она?

В год своего восьмидесятипятилетия Ирина Архипова дала интервью журналистам izvestia.ru, в котором поделилась своими воспоминаниями и жизненными ориентирами. Певица рассказала о том, что в своей головокружительной музыкальной карьере она многое пережила. Архипова не всегда пела то, что хотела. Часто ей приходилось исполнять камерные программы для того, чтобы быть чем-то занятой. Архипова Ирина Константиновна, биография творчества которой насчитывает огромное количество фактов и событий, кое о чем все же сожалеет. Ей так и не пришлось спеть со сцены «Орлеанскую деву».

К слову сказать, у Архиповой не было могущественных покровителей, она не была никогда чьей-либо фавориткой. Люди ее любили за ее талант, и этого было вполне достаточно. Ирину Архипову часто выдвигали в депутаты без ее ведома, заочно. Она не сопротивлялась и старалась помогать своим избирателям, чем могла. В основном приходилось решать жилищный вопрос. Кстати, по признанию самой певицы, в Верховном Совете ей часто встречались порядочные люди. Ирина Архипова организовала строительство церкви на Прохоровском поле, куда вложила крупные денежные средства.

Немного о себе

Женщина с уверенностью заявляет, что она вытянула в жизни счастливый билет. У нее были прекрасные родители, друзья, близкие. Она всегда занималась тем, что ей нравилось; объездила очень много стран; встречалась с выдающимися людьми своей современности; чувствовала любовь поклонников своего творчества.

И всю жизнь ощущала себя нужной. Архипова всегда старалась жить по принципу: «Каким бы ни был век, в котором ты живешь - другого времени для тебя не будет. Поэтому сейчас важно сделать нечто, что оставит след в сердцах людей на долгие годы в будущем». Кроме того, ощущала себя и просто счастливой женщиной Ирина Архипова. Личная жизнь ее сложилась и была долгой и наполненной. Она благодарна своим партнерам за все. У каждого из них женщина чему-то научилась. Ирина Архипова и ее мужья всегда были больше, чем просто сожители. Они были друзьями.

В свое время женщина посодействовала тому, чтобы ее внук Андрей Архипов попал в труппу Большого театра. Но не просто потому, что это ее родственник. Певица действительно видела в своем Андрюше огромный музыкальный талант.

О себе она говорила, что характер у нее сложный, и он не всем нравился - у Архиповой всегда была привычка говорить людям правду в лицо. От этого ее часто считали суровой. А она была не суровая, а просто вспыльчивая. Могла сорваться и совершить необдуманный поступок, о котором потом сожалела. Скончалась Ирина Архипова в феврале 2010 года в возрасте 85 лет. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

Ирина Константиновна Архипова родилась 2 января 1925 года в Москве. В течение долгих лет она блистала на сцене Большого театра России. Архипова – лауреат Ленинской премии, Герой социалистического труда, лауреат Государственной премии России. Ирина Архипова по праву была коронована титулом “Царица русской оперы”.

Имя Архиповой – одно из самых ярких имен на мировой оперной сцене второй половины ХХ века. Мировое признание оперная дива получила после исполнения партии Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе. Архипова написала несколько книг – “Музы мои”, “Музыка жизни”, “Бренд по имени “Я”.

Финская газета “Кансануутисет”, 1967 год:

“Голос Архиповой технически отточен до совершенства. Он поразительно ровно звучит от крайней низкой до самой верхней ноты. Идеальная вокальная позиция придает ему несравненный металлический блеск, который помогает даже фразам, спетым пианиссимо, нестись над бушующим оркестром”

Американская газета “Колумбус ситизен джорнел”, 1969 год:

Французская газета “Комба”, 1972 год:

“Монсеррат Кабалье и Ирина Архипова – вне всякого конкурса! Они единственные и неповторимые в своем роде. Благодаря фестивалю в Оранже нам выпало счастье видеть в “Трубадуре” сразу обеих великих богинь современной оперы, всегда встречающих восторженный прием публики”

Ирина Константиновна Архипова родилась 2 января 1925 года в Москве. Ирине не исполнилось еще и девяти лет, когда ее слух, память, чувство ритма открыли перед ней двери школы при Московской консерватории.

Ирина Константиновна вспоминает:

“Мне до сих пор вспоминается какая-то особая атмосфера, царившая в консерватории, даже люди, встретившиеся нам, были какие-то значительные, красивые. Нас принимала благородного вида дама с роскошной (как мне тогда представлялось) прической. На прослушивании, как и положено, меня попросили что-нибудь спеть, чтобы проверить мой музыкальный слух. Что я могла тогда спеть, я – дитя своего времени индустриализации и коллективизации? Я сказала, что буду петь “Песню о тракторах”!

Потом меня попросили спеть что-нибудь другое, например знакомый отрывок из оперы. Я могла это сделать, поскольку знала некоторые из них: мама часто напевала популярные оперные арии или отрывки, которые передавали по радио. И я предложила: “Буду петь хор “Девицы-красавицы, душеньки-подруженьки” из “Евгения Онегина””. Это мое предложение было встречено более благожелательно, чем “Песня о тракторах”. Затем у меня проверяли чувство ритма, музыкальную память. Отвечала я и на другие вопросы.

Когда прослушивание закончилось, мы остались ждать результатов испытания. К нам вышла та красивая женщина-педагог, которая поразила меня своей пышной прической, и сказала папе, что я принята в школу. Потом она призналась папе, что когда он говорил о музыкальных способностях своей дочери, настаивая на прослушивании, то она приняла это за обычное родительское преувеличение и рада, что ошиблась, а папа оказался прав.

Мне сразу купили рояль “Шредер”… Но учиться в музыкальной школе при консерватории мне не пришлось. В тот день, на который был назначен мой первый урок с педагогом, я тяжело заболела – лежала с высокой температурой, простудившись (вместе с мамой и братом) в очереди в Колонный зал во время прощания с С.М. Кировым. И началось – больница, осложнения после скарлатины… О занятиях музыкой не могло быть и речи, после долгой болезни у меня едва хватило сил, чтобы наверстать пропущенное в обычной школе.

Но папа не оставлял своей мечты дать мне первоначальное музыкальное образование, и вопрос о занятиях музыкой возник снова. Поскольку по возрасту мне было поздно начинать занятия по фортепиано в музыкальной школе (туда принимали в возрасте шести-семи лет), папе посоветовали пригласить частного педагога, который бы “догнал” со мной школьную программу и подготовил меня к поступлению. Моим первым педагогом по фортепиано была Ольга Александровна Голубева, с которой я прозанималась более года. В то время вместе со мной у нее училась Рита Троицкая – будущая мама известной теперь певицы Натальи Троицкой. Впоследствии Рита стала профессиональной пианисткой.

Ольга Александровна посоветовала папе отвести меня не в консерваторскую школу, а к Гнесиным, где у меня было больше шансов быть принятой. Мы пошли с ним на Собачью площадку, где тогда размещались школа и училище Гнесиных…”.


Ирина Архипова в роли Шарлотты в опере Ж. Массне “Вертер”, 1964 год

Елена Фабиановна Гнесина, послушав юную пианистку, направила ее в класс своей сестры. Отличная музыкальность, хорошие руки помогли “перескочить” из четвертого класса прямо в шестой.

“Впервые оценку своему голосу я узнала на уроке сольфеджио от педагога П.Г. Козлова. Мы пели задание, но кто-то из нашей группы при этом фальшивил. Чтобы проверить, кто же это делает, Павел Геннадьевич попросил каждого ученика спеть отдельно. Дошла очередь и до меня. От смущения и страха, что надо петь одной, я буквально съежилась. Хотя я спела интонационно чисто, но так волновалась, что голос звучал не по-детски, а почти по-взрослому. Педагог стал внимательно и заинтересованно прислушиваться. Мальчишки, тоже услышавшие в моем голосе что-то необычное, засмеялись: “Наконец-то нашли фальшивившего”. Но Павел Геннадьевич резко прервал их веселье: “Напрасно смеетесь! Ведь у нее голос! Может быть, она будет знаменитой певицей”.

Начавшаяся война помешала девочке закончить обучение. Поскольку отца Архиповой не призвали в армию, семья была эвакуирована в Ташкент. Там Ирина окончила школу и поступила в только что открывшийся в городе филиал Московского архитектурного института.

Она успешно окончила два курса и лишь в 1944 году вместе с семьей вернулась в Москву. Архипова продолжала активно участвовать в институтской самодеятельности, даже не помышляя о карьере певицы.

Певица вспоминает:

“В Московской консерватории студенты-старшекурсники имеют возможность пробовать себя в педагогике – заниматься по своей специальности со всеми желающими. В этот сектор студенческой практики меня уговорила пойти все та же неугомонная Киса Лебедева. Я “досталась” студентке-вокалистке Рае Лосевой, которая училась у профессора Н.И. Сперанского. У нее был очень хороший голос, но пока не было ясного представления о вокальной педагогике: в основном она пыталась мне все объяснять на примере своего голоса или тех произведений, которые исполняла сама. Но Рая относилась к нашим занятиям добросовестно, и поначалу все шло вроде бы нормально.

Однажды она привела меня к своему профессору, чтобы показать результаты работы со мной. Когда я начала петь, он вышел из другой комнаты, где тогда находился, и удивленно спросил: “Это кто поет?” Рая, растерявшись, не зная, что именно имел в виду Н.И. Сперанский, показала на меня: “Она поет”. Профессор одобрил: “Хорошо”. Тогда Рая с гордостью сообщила: “Это моя ученица”. Но потом, когда надо было петь на экзамене, я не смогла ее порадовать.

На занятиях она так много говорила о каких-то приемах, которые никак не согласовывались с привычным мне пением и были мне чужды, так непонятно говорила о дыхании, что я совсем запуталась. Я так волновалась, так была скованна на экзамене, что ничего не могла показать. После этого Рая Лосева сказала моей маме: “Что ж делать? Ира – музыкальная девочка, но петь она не может”. Конечно, маме было неприятно услышать такое, а я вообще разуверилась в своих вокальных возможностях.

Веру в себя возродила во мне Надежда Матвеевна Малышева. Именно с момента нашей встречи я отсчитываю свою биографию певицы. В вокальном кружке Архитектурного института я усвоила основные приемы правильной постановки голоса, именно там сформировался мой певческий аппарат. И именно Надежде Матвеевне я обязана тем, чего достигла”.


Ирина Архипова в роли Марины Мнишек в опере М. Мусоргского “Борис Годунов”, 1967 год

Малышева и отвела девушку на прослушивание в Московскую консерваторию. Мнение консерваторских профессоров было единодушным: Архипова должна поступать на вокальное отделение. Оставив работу в проектной мастерской, она полностью отдается музыке.

Летом 1946 года после долгих колебаний Архипова подала заявление в консерваторию. Во время экзаменов на первом туре ее услышал известный педагог по вокалу С. Савранский. Он решил взять абитуриентку в свой класс. Под его руководством Архипова усовершенствовала певческую технику и уже на втором курсе дебютировала в спектакле Оперной студии. Она исполнила партию Лариной в опере Чайковского “Евгений Онегин”. За ней последовала роль Весны в опере Римского-Корсакова “Снегурочка”, после которой Архипову пригласили выступить на радио.

Архипова переходит на дневное отделение консерватории и начинает работать над дипломной программой. Ее выступление в Малом зале консерватории экзаменационная комиссия оценила высшим баллом. Архиповой предложили остаться в консерватории и рекомендовали для поступления в аспирантуру.

Однако в то время педагогическая карьера не привлекала Архипову. Она хотела быть певицей и по совету Савранского решает поступить в стажерскую группу Большого театра. Но ее ожидала неудача. Тогда молодая певица уехала в Свердловск, где была сразу же принята в труппу. Через две недели после приезда состоялся ее дебют. Архипова исполнила роль Любаши в опере Н.А. Римского-Корсакова “Царская невеста”. Ее партнером был известный оперный певец Юрий Гуляев. Вот как он вспоминает об этом времени:


Ирина Архипова в роли Любаши в опере Н. Римского-Корсакова “Царская невеста”, 1959 год

“Первая же встреча с Ириной Архиповой стала для меня откровением. Это случилось в Свердловске. Я был еще студентом консерватории и выступал в небольших партиях на сцене Свердловского оперного театра как стажер. И вот неожиданно пронесся слух, в труппу приняли новую молодую, талантливую певицу, о которой уже говорили как о мастере. Ей сразу же предложили дебют – Любашу в “Царской невесте” Римского-Корсакова. Наверное, она очень волновалась…

Позднее Ирина Константиновна рассказывала мне, что со страху отворачивалась от афиш, где впервые напечатано было: “Любаша – Архипова”. И вот первая репетиция Ирины. Не было декораций, не было зрителей. На сцене стоял лишь стул. Но были оркестр и дирижер за пультом. И была Ирина – Любаша. Высокая, стройная, в скромной кофточке и юбочке, без сценического костюма, без грима. Начинающая певица…

Я находился за кулисами в пяти метрах от нее. Все было обыденно, по-рабочему, первая черновая репетиция. Дирижер показал вступление. И с первого же звука голоса певицы все преобразилось, ожило и заговорило. Она пела “Вот до чего я дожила, Григорий”, и это был такой вздох, протяжный и щемящий, это была такая правда, что я обо всем забыл; это была исповедь и рассказ, было откровение обнаженного сердца, отравленного горечью и страданием.

В ее строгости и внутренней сдержанности, в умении владеть красками голоса с помощью самых лаконичных средств жила абсолютная доверительность, которая волновала, потрясала и удивляла. Я верил ей во всем. Слово, звук, внешность – все заговорило богатым русским языком. Я забыл, что это опера, что это сцена, что это репетиция и через несколько дней будет спектакль. Это была сама жизнь. Это было похоже на то состояние, когда кажется, что человек оторвался от земли, такое вдохновение, когда сострадаешь и сопереживаешь саму истину. “Вот она, матушка Русь, как поет, как берет за сердце”, – подумал я тогда…”

Работая в Свердловске, молодая певица расширяла свой оперный репертуар и совершенствовала вокальную и артистическую технику. Уже через год она стала лауреатом Международного конкурса вокалистов в Варшаве. Вернувшись оттуда, Архипова дебютировала в классической партии для меццо-сопрано в опере “Кармен”. Именно эта партия стала поворотной точкой в ее биографии.

После исполнения роли Кармен Архипову пригласили в труппу Малого оперного театра в Ленинграде. Однако до Ленинграда она так и не добралась, поскольку одновременно получила приказ о переводе в труппу Большого театра. Ее заметил главный дирижер театра А. Мелик-Пашаев. Он работал над обновлением постановки оперы “Кармен” и нуждался в новой исполнительнице.

А 1 апреля 1956 года состоялся дебют певицы на сцене Большого театра в “Кармен”. На сцене Большого театра Архипова проработала сорок лет и выступила практически во всех партиях классического репертуара.

В первые годы работы ее наставником был Александр Шамильевич Мелик-Пашаев, а затем – известный оперный дирижер Василий Васильевич Небольсин. После триумфальной премьеры в Москве Архипову пригласили в Варшавскую оперу, и с этого времени начинается ее известность на мировой оперной сцене.

В 1959 году Архипова была партнершей известного певца Марио Дель Монако, приглашенного в Москву для исполнения роли Хозе. После спектакля известный артист в свою очередь пригласил Архипову участвовать в постановках этой оперы в Неаполе и Риме. Архипова стала первой русской певицей, вошедшей в зарубежные оперные труппы.

“Ирина Архипова – именно такая Кармен, какой я вижу этот образ, яркая, сильная, цельная, далекая от какого-либо налета вульгарности и пошлости, человечная. У Ирины Архиповой есть и темперамент, и тонкая сценическая интуиция, и обаятельная внешность, и, конечно, отличный голос – меццо-сопрано широкого диапазона, которым она в совершенстве владеет.

Она – замечательная партнерша. Ее содержательная, эмоциональная актерская игра, ее правдивая, выразительная передача всей глубины образа Кармен давали мне как исполнителю роли Хозе все, что было нужно для жизни моего героя на сцене. Она – по-настоящему большая актриса. Психологическая правда поведения и чувств ее героини, органически соединенная с музыкой и пением, проходя через ее индивидуальность, заполняет все ее существо”,

– говорил ее итальянский коллега.

В сезоне 1959/60 года вместе с Марио Дель Монако Архипова выступает в Неаполе, Риме и других городах. Она получила великолепные отзывы прессы.

“…Истинный триумф выпал на долю солистки московского Большого театра Ирины Архиповой, которая выступила в партии Кармен. Сильный, широкого диапазона, редкой красоты голос артистки, господствующий над оркестром, является у нее послушным инструментом; с его помощью певица сумела выразить целую гамму чувств, которыми наделил героиню своей оперы Бизе.

Следует подчеркнуть совершенную дикцию и пластику слова, что особенно заметно в речитативах. Ничуть не ниже вокального мастерства Архиповой ее выдающийся актерский талант, отличающийся прекрасной вплоть до самых мелких деталей проработкой роли”

Ирина Архипова и Марио Дель Монако в опере “Кармен”, 1959 год

“Об исполнительницах главной роли в изумительной опере Бизе у нас много восторженных воспоминаний, но, послушав последнюю Кармен, мы с уверенностью можем сказать, что ни одна из них не вызывала такого восхищения, как Архипова.

Ее трактовка для нас, у кого опера в крови, показалась совершенно новой. Исключительно верную русскую Кармен в итальянской постановке, признаться, мы не ожидали увидеть. Ирина Архипова во вчерашнем спектакле открыла новые исполнительские горизонты для персонажа Мериме – Бизе”

В Италию Архипову направили не одну, а в сопровождении переводчика – преподавателя итальянского языка Ю. Волкова. Видимо, чиновники боялись, что Архипова останется в Италии.

Как и другие певцы, Архипова нередко становилась жертвой закулисных интриг. Иногда певице просто отказывали в выезде под тем предлогом, что у нее слишком много приглашений из разных стран. Так однажды, когда на имя Архиповой пришло приглашение из Англии участвовать в постановке оперы “Трубадур” на сцене театра “Ковент-Гарден”, Министерство культуры ответило, что Архипова занята, и предложило прислать другую певицу.

Не меньше сложностей вызывало и расширение репертуара. В частности, Архипова прославилась своим исполнением европейской духовной музыки. Однако она долго не могла включать в свой репертуар русскую духовную музыку. Лишь в конце 80-х годов ситуация изменилась. К счастью, и эти “привходящие обстоятельства” остались в далеком прошлом.

Пишет В.В. Тимохин:

“Исполнительское творчество Архиповой невозможно вместить в рамки какого-либо амплуа. Круг ее интересов очень широк и многообразен. Наряду с оперным театром огромное место в ее артистической жизни занимает концертная деятельность в самых различных ее аспектах: это и выступления с ансамблем скрипачей Большого театра, и участие в концертном исполнении оперных произведений, и такая сравнительно редкая в наши дни форма исполнительства, как Opernabend (вечер оперной музыки) с симфоническим оркестром, и концертные программы в сопровождении органа. А в канун 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне Ирина Архипова предстала перед слушателями как великолепная исполнительница советской песни, мастерски передав ее лирическую теплоту и высокую гражданственность.

Стилистическая и эмоциональная многогранность, свойственная искусству Архиповой, необыкновенно впечатляет. На сцене Большого театра она спела фактически весь репертуар, предназначенный для меццо-сопрано, – Марфу в “Хованщине”, Марину Мнишек в “Борисе Годунове”, Любаву в “Садко”, Любашу в “Царской невесте”, Любовь в “Мазепе”, Кармен в опере Бизе, Азучену в “Трубадуре”, Эболи в “Доне Карлосе”.

Для певицы, ведущей систематическую концертную деятельность, стало закономерным обращение к произведениям Баха и Генделя, Листа и Шуберта, Глинки и Даргомыжского, Мусоргского и Чайковского, Рахманинова и Прокофьева. Многие ли артисты имеют в своем активе романсы Метнера, Танеева, Шапорина или такое замечательное произведение Брамса, как “Рапсодия для меццо-сопрано” с мужским хором и симфоническим оркестром?

Многие ли из любителей музыки были знакомы, скажем, с вокальными дуэтами Чайковского до того, как Ирина Архипова записала их на пластинку в ансамбле с солистами Большого театра Маквалой Касрашвили, а также с Владиславом Пашинским?”


Завершая свою книгу в 1996 году, Ирина Константиновна писала:

“…В промежутках между гастрольными поездками, которые являются непременным условием активной творческой жизни, записи очередной пластинки, вернее, компакт-диска, съемки передач на телевидении, пресс-конференции и интервью, представление певцов на концертах “Певческих биеннале. Москва – Санкт-Петербург”, работа с учениками, работа в Международном союзе музыкальных деятелей…

И еще работа над книгой, и еще… И… Сама удивляюсь, как при всей своей прямо-таки сумасшедшей загруженности педагогическими, организационными, общественными и другими “невокальными” делами я еще и продолжаю петь. Совсем как по тому анекдоту про портного, которого избрали царем, а он не хочет бросать свое ремесло и еще немножечко шьет по ночам…

Ну вот! Опять телефонный звонок… “Что? Просят организовать мастер-класс? Когда?.. А выступить где надо?.. Как? Разве запись уже завтра?..”

Музыка жизни продолжает звучать… И это прекрасно”.