Подготовила: воспитатель
Левенкова Е.А.
Чебоксары -2013
Актуальность
Сегодня вопрос о детском художественном творчестве решается с точки зрения необычайной педагогической ценности. Выдающийся ученый педагог Л.С. Выготский писал: «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению». Следовательно, оказывает непосредственное влияние на эстетическое развитие.
По рисункам детей можно судить о том, как ребенок воспринимает окружающий мир, как развивается его память, воображение, мышление.
Развитие творческих изобразительных способностей необходимо каждому ребенку. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитым художником, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.
Каждый вид искусства уникален, но главным, объединяющим и музыку, и литературу, и живопись является художественный образ. Сказка наиболее близка и понятна ребенку. Именно сказка является одним из источников детского творчества. Воспринимая литературные произведения, понимая их содержание и нравственный смысл, ребенок самостоятельно выбирает средства художественной выразительности.
Цель: Оформить иллюстрации к сказке «Заяц хвастун» с использованием нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Развивать творческие способности детей;
- Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для иллюстрирования сказки;
- Учить сочетать разные изобразительные техники рисования с элементами аппликации;
- Развивать чувство цвета и композиции;
- Воспитывать интерес к устному народному творчеству и изобразительной деятельности;
- Активизировать участие родителей в совместной творческой художественной деятельности детей.
Этапы:
- Подготовительный
- Чтение русской народной сказки «Заяц хвастун» в обработке О. Капицы
- Рассматривание иллюстраций к сказке Е.М. Рачева, Э.М. Юрьева и А. Маркелова
- Практический
- Рисование детьми иллюстраций к сказке
- Заключительный
- Презентация проекта
- Выставка детских рисунков в родительском уголке.
ЗАЯЦ ХВАСТУН
Жил-был заяц в лесу. Летом ему было хорошо, а зимой голодно. Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит – там уже много зайцев собралось. Он и начал тут хвастать:
У меня не усы, а усищи, не лапы, а лáпищи, не зубы, а зýбищи, я никого не боюсь.!
Алёна Коверко
Конспект НОД по развитию речи «Заяц - Хвастун»
учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения с помощью наводящих вопросов воспитателя; передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц; развивать умение излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения. Воспитывать желание внимательно слушать выступления своих товарищей, уточнять их и дополнять.
Предварительная работа : чтение сказки «заяц- хвастун »
Обородование : картинка зайца, нитка, бумажка с загадкой, игрушка- заяц , шарик, ёлка, маски зайца и вороны
Ход НОД:
Приветствие, проверка готовности детей
Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями!
Дети : здравствуйте!
Сегодня мы с вами вспомним сказку «заяц - хвастун » , ответим на вопросы и попробуем ее перессказать.
Воспитатель : посмотрите, шарик летит. А что это за записка привязана к ниточке? Сейчас я её прочитаю. Да это загадка. Попробуйте её разгадать :
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
Дети : это зайчик.
Воспитатель : Правильно!
Воспитатель : У зайца лапы чьи?
Дети : У зайца лапы заячьи.
Воспитатель : У зайца хвост чей?
Дети : У зайца хвост заячий.
Воспитатель : Если у зайца длинные уши, то заяц какой ?
Дети : Длинноухий.
Воспитатель : Если у зайца короткий хвост, то он какой?
Дети : Короткохвостый.
Воспитатель : Если у зайца длинные лапы, то он какой?
Дети : Длиннолапый.
Воспитатель : К нам в гости пришел заяц , проходи зайчик, не бойся. (Появляется игрушка зайца) .
Воспитатель : Скажите, в лесу можно встретить такого зайца?
Дети : Нет.
Воспитатель : Почему?
Дети : Он одет.
Воспитатель : Как вы думаете, откуда мог прийти такой заяц ?
Дети : Из сказки.
Воспитатель :
Сядем, деточки, рядком (Дети садятся на стулья) .
Да поговорим ладком
Про сказки русские, известные
И до сих пор нам интересные.
Ребята, мы уже знакомы со сказкой «Заяц – хвастун » ,давайте вспомним ее и ответим на вопросы! А потом самостоятельно попробуем ее перерассказать.
Воспитатель : Ребята, вспомните, как называется сказка?
Дети : “Заяц хвастун ».
Воспитатель : Как вы думаете, почему сказка называется “Заяц - хвастун” ? Кто главный герой сказки?
Дети : Заяц- хвастун главный герой сказки.
Воспитатель : Почему же он хвастун ?
Дети : Заяц- хвастун , потому что он всё время хвастался , сам себя хвалил.
Воспитатель : Перед кем хвастался заяц ?
Дети : Перед другими зайцами.
Воспитатель : Что говорил заяц про свои усы , лапы и зубы?
Дети : Он говорил не усы, а усищи. Не лапы, а лапищи. Не зубы, а зубищи.
Воспитатель : Как вы думаете, а почему зайцы рассказали о хвастунишке тёте вороне ?
Дети : Ворона самая мудрая и умная птица в лесу.
Воспитатель : Как наказала зайца ворона?
Дети : Ворона потрепала зайца за ушки.
Воспитатель : Почему заяц пообещал вороне больше не хвастаться ?
Дети : Он испугался, а ещё он, наверное, понял, что хвастаться нельзя .
Воспитатель : Как вы думаете, почему заяц решил спасти ворону от собак?
Дети : Заяц был добрый .
Воспитатель : Как заяц спасся от собак ?
Дети : Заяц очень быстро бежал .
Воспитатель : Чем закончилась сказка? Что сказала ворона зайцу?
Дети : Ты молодец : не хвастун , а храбрец.
Воспитатель : Почему ворона назвала зайца храбрецом?
Дети : Заяц не побоялся злых собак.
Воспитатель : Как вы думаете, чему учит нас эта сказка?
Дети : Не надо хвастаться , надо быть добрым и помогать людям.
(Физкультминутка) .
раз, два, три, четыре -(дети стоят по кругу, руки к плечам,
Пальцы сжаты в кулак. Поочередно разгибают пальцы,
начиная с указательного)
заяц уши оттопырил (поднять согнутые руки к голове-«уши» )
Вот он серый волк, волк,
он зубами щелк, щелк (дети хлопают, волк щелкает зубами)
Зайка, я, и ты, и ты, (пружинящие приседания)
Быстро прячемся в кусты
сейчас я предлагаю вам прослушать диалог зайца и вороны!
Выходят ксюша и соня :
Кар-кар…здраствуй, заяц .
Здраствуй, ворона.
А ну расскажи, как ты хвастался перед зайцами ?
А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь.
Смотри, больше так не хвастай (ворона треплет зайца за уши)
Не буду, ворона, никогда не буду!
Воспитатель : А сейчас выходите в круг мы с вами поиграем в игру “Закончи предложение”.
Летом зайцу тепло, а зимой. холодно.
Летом заяц сытый , а зимой. голодный.
Летом заяц серый , а зимой. белый.
Летом зайчик скачет по траве, а зимой скачет по. снегу.
Заяц был трусливый , а стал. храбрый.
Заяц бежал медленно , а потом побежал. быстро.
Ворона ругала зайца, а потом стала его. хвалить.
Теперь, послушайте повторно сказку.
Заяц- хвастун
(русская народная сказка в обработке О. Капицы)
Жил- был заяц в лесу . Летом жилось ему хорошо, а зимой было голодно.
Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит- там уже много зайцев собралось. Он и начал им хвастать :
У меня не усы, а усищи, не лапы,а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!
Пошёл зайчик опять в лес, а другие зайцы рассказали тётке вороне, как заяц хвастался . Полетела ворона хвастунишку разыскивать . Нашла его под кустом и говорит :
А ну, скажи, как ты хвастался ?
А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
Потрепала его ворона за ушки и говорит :
Смотри, больше не хвастай !
Испугался заяц и обещал больше не хвастать .
Вот сидела раз ворона на заборе, вдруг собаки набросились на нее и стали трепать. Увидел заяц , как собаки ворону треплют, и думает- надо бы вороне помочь. А собаки увидели зайца, бросили ворону да побежали за зайцем. Заяц быстро бежал- собаки выбились из сил и отстали от него.
Сидит ворона опять на заборе, а заяц отдышался и прибежал к ней.
Ну,- говорит ему ворона,- ты молодец, не хвастун , а храбрец!
Перессказ детей,с помощью наводящих вопросов.
Ребята, какие вы выполняли сегодня задания?
Что вам больше всего понравилось.
Мне очень понравилось, как вы поработали. (Выделить тех детей, кто особенно был активен) . Молодцы. Чуть отдохнув мы с вами слепим «пластилиновую сказку» по мотивам сказки «Заяц- хвастун »
Заяц-хваста.
Русская народная сказка для детей от 3 лет.
-
Жил-был в лесу зайчишка. Вот живет он в лесу - всех боится. Упадёт с дерева снег, птица вспорхнёт, сучёк треснет, ветер в деревьях зашумит - а у бедного трусишки душа в пятки. Так сидит он целыми днями в своей норке, и страшно ему из неё выбраться.
  Решил он как-то зимой погулять и встретил других зайцев. Трусишка наш как увидел их, расхрабрился и давай хвастаться:
  - Я самый сильный, самый смелый. Мне нипочём даже самый страшный зверь в лесу! Я никого не боюсь!
  Собрались вокруг зайцы. слушают как зайчишка хвастается, а один заяц посмотрел на него и говорит:
  - Да это же тот самый трусишка, что всю зиму в своей норке просидел!
  Стали зайцы над ним смеяться:
  - Неужели и медведя не боишься?
  А хвастунишка в ответ:
  - Не боюсь!
  - А волка?
  - И волка не боюсь! Ни один зверь мне в лесу не страшен!
  Послушали зайцы, посмеялись, а потом и рассказали про хвастунишку старой мудрой вороне. Пошла она зацчишку разыскивать. А тот ворону увидел - испугался.
  - Так ты и вправду никого не боишься? - спрашивает ворона.
  Стыдно стало зайчишке:
  - Не буду я больше хвастаться.
  - То-то же!
  Сидела как-то старая ворона на заборе, задремала и свалилась. А собаки налетели и давай трепать.
  Увидел это зайчишка и решил ворону из беды вызволить. Выскочил он на горочку, чтобы собаки его увидели. Собаки тут же бросили ворону и кинулись за зайчишкой. А ворона снова на забор взлетела.
  У зайца ноги быстрые. Он ушёл от собак и ворону спас.
  С тех пор никто в лесу не называет его трусишкой.
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо - приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи - я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
А как ты хвастал?
А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.
Вот она его маленько и потрепала:
Более не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону - да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!
Все люди разные, эту простую истину родители пытаются донести до ребенка с раннего детства. Различий более, чем достаточно: цвет кожи, конституция, манера одеваться и разговаривать. Если относиться ко всем слабостям и капризам малыша с пониманием, объяснять все спокойно и на личном примере, то в итоге получится гармоничная и счастливая личность, не нуждающаяся в одобрении окружающих и знающая, как грамотно с ними взаимодействовать. Если где-то перегнуть с педагогической настойчивостью и строгостью, то желание кому-то доказывать свое превосходство и склонность к преувеличению останется с человеком или, как в данном случае, с героем русской народной сказки, на всю жизнь.
Главный персонаж этой детской истории, как не сложно понять из названия – Заяц. Он шустрый, ловкий, смелый, но страдает от одного довольно существенного недостатка – любит приукрасить свои внешнее данные. У всех усы, а у него “усищи”, у всех зубы, а у него “зубищи” и т.п. Конечно, такая самооценка не могла не наткнуться на общественное порицание. Но такой ли отрицательный типаж этот заяц?! Станет понятно, если дочитать сказку до конца.
Краткое содержание текста сказки
В одной деревне поселился заяц. Времена были нелегкие, поэтому ему приходилось добывать пищу разными способами, в том числе подворовывать у местных крестьян овес. В один прекрасный день он встретился со своими собратьями и решил покрасоваться. Понимания он не встретил, даже наоборот, его друзья по виду нажаловались на него “тетке Вороне”. Она оказалась более участливой, выяснив ситуацию, и обнаружив явную вину хвастунишки, “немного его потрепала” и отпустила с миром.
Заяц же не обозлился, а сделал из конфликта правильные выводы. И когда Ворона попала в передрягу (за ней гнались собаки) – решил помочь опытной подруге. Он отвлек внимание псов на себя, и она смогла забраться на забор. Так они играли в догонялки до тех пор, пока оба не смогли спастись. Соответственно сказочный герой, вопреки расхожему мнению окружающих, оказался очень смелым и находчивым, что вскоре и подтвердила сама тетушка Ворона: “Вот ты молодец, не хваста, а храбрец”.
Прочитав эту детскую сказку в книге или на просторах сети сразу становится понятно, что речь в повествовании пойдет про зайца и он явно не будет молчать о своих достоинствах, а вот более сложные умозаключения приходят только после полного прочтения:
— Мнение толпы не должно быть основополагающим фактором для личностной самооценки;
— Принцип “все на одного” чаще всего ошибочен;
— Иногда те, кто на первый взгляд кажется другом отнюдь не является таковым;
— Собственное мнение о ситуации или человеке всегда важнее мнения окружающих;
— Прежде, чем принимать ту или иную сторону нужно детально изучить все обстоятельства;
— Если не удалось избежать конфликта, то из него нужно попытаться извлечь полезный опыт;
— Последний, но, пожалуй, наиболее важный, если есть возможность помочь кому-либо – это надо сделать, невзирая на негативные моменты, в прошлом.
Вообще “Заяц-хваста” – весьма заурядная история о желании выделится и осуждении, но у нее весьма необычный конец, а для того, чтобы она окончилась положительно, нужно приложить определенные усилия.
Читайте русскую народную сказку «Заяц-хваста» онлайн бесплатно и без регистрации.