Взаимоотношения между базаровым и аркадием. Евгений Базаров: образ главного героя, отношение Базарова к окружающим. Несколько интересных сочинений

Что сближает и что разобщает этих героев романа "Отцы и дети"?

Базарова и Аркадия Кирсанова связывает нигилистическая теория, общественное движение молодежи, понимавшей необходимость назревших реформ. Горячее желание Аркадия участвовать в рождении новых идей по реформированию общества привело его под опеку Базарова, которому нравилась роль наставника и учителя, поэтому он и пытался сблизиться с Аркадием. Поначалу «ученик» очень хотел угодить «учителю», даже занялся «перевоспитанием» своего отца, Николая Петровича. Как выяснилось позже, ни дружбы, ни общего дела у Аркадия и Евгения на самом деле не было. Позднее Базаров называет своего «ученика» «мякеньким либеральным баричем», в котором нет «ни дерзости, ни злости», а потому он не годится «для горькой, терпкой, бобыльной жизни». Да и сам Аркадий понимал, что пути их разойдутся: он женится, а создав семью, продолжит родовые традиции дворян Кирсановых.

Базарову нужны были сторонники, последователи, ученики, как свита королю. И Аркадий убеждается в этом, когда спрашивает о Ситникове: «...зачем он здесь?» Ответ Базарова показывает бездонную пропасть его самолюбия: «Ты, брат, глуп еще... Ситниковы нам необходимы. Мне... нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать». Аркадий понимает, что он тоже относится к «олухам», и его это оскорбляет.

Для раскрытия идейного содержания романа большое значение имеет эпизод, где герои беседуют, лежа на сене. Здесь продолжается идеологический спор, начатый еще в имении Кирсановых. Аркадий, которому казалось, что он является единомышленником Базарова, постепенно осознает, как далеки его представления о назревших переменах в жизни от нигилистической теории друга и наставника.
В предыдущей (XIX главе) автор отмечает, что «между обоими молодыми людьми с некоторых пор установилось какое-то лжеразвязное подтрунивание, что всегда служит признаком тайного неудовольствия или невысказанных подозрений». Именно в этот вечер Аркадий понял, что Базаров презирает тех, кто считает себя его учениками. Он и сам не испытывал уважения к Ситникову и Кукшиной, но не хотел бы подвергать их оскорблениям, хотя невольно иногда участвует в очень неприятных сценах унижения «единомышленников».

Разговор молодых людей под стогом сена помогает раскрыть новые стороны характера Базарова и его взаимоотношений с Аркадием. Трагическое положение Базарова в том, что он отвергнут любимой женщиной. Но даже Аркадий не понимает друга, хотя ему Евгений признался, что потерпел поражение. Впервые Базаров осознал, что такое крах в помыслах и надеждах. Он глубоко переживает, он похудел, не может спать, почти болен. Для него, отрицавшего любовь как романтизм и непростительную глупость, вдруг открылась истина: человеческое сердце способно на глубокие и сильные чувства, когда разум и жизнь подчиняются одной цели – быть рядом с любимой. Еще недавно Базаров не стремился связывать себя серьезными отношениями с женщиной и мог бы поступить, как другие: «давай бог ноги». Теперь же Евгений уверяет Аркадия, что он не такой. Оказалось, что в испытании любовью проявилась сильная, крепкая натура человека, способного ответственно решать вопросы отношений между мужчиной и женщиной. Но именно в этот переломный и тяжелый для Базарова период он вдруг отброшен ударом отрицания, как ненужный предмет или нежелательное явление в жизни той, которая стала ему дороже всего на свете.

В беседе с Аркадием под стогом сена Базаров обещает, что больше не заговорит о чувствах. Он борется со своей болью, пытаясь философски отнестись к происходящему. Он ищет точку опоры и рассуждает о ничтожности человека-песчинки, «атома», «математической точки» в сравнении с мировым пространством, в сравнении с вселенной: «...и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью...». Глубокая тоска и трагическое одиночество звучат в этих словах Базарова, который начинает осознавать, что теряет не только едва зародившуюся надежду на счастье быть любимым, но и вообще в жизни он одинок: нет настоящих учеников, нет и единомышленников, а от родителей давно сам отдалился.

Базаров в споре с Аркадием заявляет, что не встречал еще равных себе среди окружающих, чем и объясняет свое презрение к людям. Также он напоминает, как почувствовал ненависть к мужику, для которого «надо бы постараться общественным деятелям», чтобы улучшить жизнь крестьянина. Эти слова Евгений произнёс, когда они шли мимо добротного дома старосты крестьянской общины в деревеньке, где жили родители Базарова. Евгений начинает противоречить самому себе: он всем недоволен, его мучает ненависть, и он уже не хочет посвящать свою жизнь борьбе за новое. Аркадий пытается остановить друга, напоминая, что так можно договориться до отсутствия принципов у нигилистов, а Базаров говорит, что принципов и нет, а есть ощущения.

В споре они доходят до противоречий по отношению к литературе, к мыслительным способностям человека и его речи. «Не говори красиво», – призывает Базаров Аркадия, когда он сравнивает падающий лист с полетом бабочки. Аркадия возмущает подобное навязывание воли старшего, а также высокомерие «учителя», который пророчит ему жизнь «по стопам» дядюшки и называет при этом Павла Петровича идиотом. В результате друзья почти поссорились, и А.Кирсанов предположил, что «никакая дружба долго не выдержит таких столкновений».

Эпизод показал, что пришло время отдаления Аркадия Кирсанова от Базарова, их пути вскоре разойдутся. Именно в беседе под стогом сена «ученик» проявил стремление вырваться из-под власти «учителя» и смело возражал ему. У них разные точки зрения на любовь, на брак, на отношение к родителям, разные взгляды на жизненные цели, на общественное движение, отношение к крестьянам, на роль человека в обществе. Они спорят о принципах аристократов и «ощущениях» нигилистов, о Пушкине и особенностях человеческой речи, о чувстве справедливости.

Автор не высказывает явной симпатии к кому-либо из героев, но его отношение передано через речевые характеристики, через восприятие природы (старого дворянского домика и зелени вокруг), через высказывания о родителях Базарова. Отношение автора к героям проявляется с помощью просторечных выражений и оценочных эпитетов: «порадовался бы этот идиот», «схвачу за горло», длинные и жесткие пальцы, зловещее лицо, нешуточная угроза, кривая усмешка, если речь идет о Базарове, но «невольная робость», если описывается состояние Аркадия, который «сопротивляется как бы шутя».

Аркадий, как выяснилось, был гораздо ближе по своим убеждениям к аристократам, чем к нигилисту Базарову. Он любил природу, поэзию и музыку, его никак не могло раздражать увлечение отца, который играл на виолончели. И в нём также было заложено стремление правильно и экономически выгодно вести хозяйство, трудиться в родовом имении. Позднее Аркадий добивается даже некоторых успехов в своём поместье.
Отношение к любви и к семейным ценностям у Аркадия также отличалось от нигилистических взглядов Евгения.
А.Кирсанов влюбляется, он счастлив в любви и становится хорошим семьянином.

Монологи Базарова помогли лучше узнать и понять героя, но затем произошло обострение противоречий между молодыми людьми, и диалоги с Аркадием позволили выявить тенденцию к расхождению не только в убеждениях, но и в тех путях, которыми они пойдут дальше.

Рецензии

На школьных уроках я Базарова не понимала. Теперь, имея некоторый жизненный опыт, могу сказать: Базаров строит свою жизнь, но сути своей личности сам до конца не понимает. Он не таков, каким себя видит. Отсюда все его противоречия.

С уважением, Галина

ЗЫ. Обожаю Тургенева! И не согласна с Д.Быковым: Тургенев не забытый автор.

Роман «Отцы и дети» Тургенева был написан в 1862 году. Как замечает Д. И. Писа-рев, произведение лишено как завязки, так и развязки. Здесь нет четкого обдуман-ного плана. Но при этом в романе описаны совершенно различные типы и характеры, присутствуют ярко вырисованные картины. Здесь совершенно ясно можно почувствовать отношение Тургенева к своим героям и событиям, разворачиваю-щимся на страницах романа.

В начале романа мы видим, что Аркадий находится полностью под влиянием своего друга Базарова. Несмотря на то, что он часто вступает с ним в споры, он боготворит своего старшего приятеля. Приехав домой, Аркадий даже несколько стесняется своих домашних перед Базаровым. Он нарочито развязно говорит с отцом и дядей, стараясь показать, что он уже вполне взрослый и самостоятельный человек. В отличие от Базарова Аркадий еще только формируется как личность. Он впитывает все новое и быстро попадает под влияние окружающих. Так, к примеру, Одинцова, прекрасно разбираясь в людях, сразу начинает относиться к Аркадию, как к младшему брату. Несмотря на восторги в адрес Базарова, уже в начале романа можно заметить расхождения во взглядах приятелей. Аркадий более человечен, мягок, он не отвергает чувств, любит искусство и природу. Базаров интересен молодому человеку, как сильная независимая личность, но нельзя сказать, что Аркадий безоговорочно принимает все рассуждения друга. Он недоволен, когда приятель с присущим ему цинизмом размышляет о родственниках молодого человека, об Анне Сергеевне Одинцовой, вообще об окружающих людях. Базаров относится к Аркадию скорее как к послушному ученику и соратнику, нежели другу. Все споры с приятелем носят несколько поучительный характер. Когда молодой человек призывает приятеля пожалеть Павла Петровича, Базаров резко отвечает, что не считает человека, «который всю свою жизнь поставил на карту женской любви», настоящим мужчиной, «самцом». Далее звучит мысль о том, что «всякий человек сам себя воспитывать должен». Базаров не стесняется ставить себя в пример, зная, что Аркадий очарован его идеями нигилиста. Чем больше молодой человек узнает своего приятеля, чем ближе сходится с ним, тем чаще у него возникает мысль, что Базаров противоречит сам себе. Так, к примеру, он с удивлением замечает, что Евгений испытывает робость перед Одинцовой, ведет себя неестественно развязно. Хотя ранее убеждал Аркадия, что отношения между мужчиной и женщиной можно полностью объяснить с точки зрения физиологии. Молодой человек тонко чувствует перемену в Базарове, когда тот влюбляется в Анну Сергеевну. В первое время он испытывает ревность и расстроен сложившимся положением дел. Однако быстро смиряется, признавая превосходство приятеля, и все свое внимание направляет на младшую сестру Одинцовой Екатерину Сергеевну.

Я думаю, Базарова привлекает в Аркадии его молодость, свежесть восприятия, живость чувств. Ему несколько льстит благоговейное отношение младшего приятеля к собственной персоне. Он снисходит до дружбы с Аркадием, легко опровергая все рассуждения друга о чувствах, женщинах, искусстве. В Аркадии есть то, чего нет у Базарова: наивного, незамутненного цинизмом восприятия мира, умения радоваться жизни и находить в ней светлые стороны.

Раскол в отношениях приятелей начинает намечаться еще в Марьине, в доме Аркадия. Молодой человек не соглашается с мнением Базарова, что Николай Петрович - «человек отставной» и «его песенка спета». Аркадий не способен «выбросить» человека на свалку, даже если его взгляды устарели. Будь то отец или просто посторонний человек. Кульминацией накала во взаимоотношениях приятелей можно считать момент, когда Базаров высказывается по поводу приезда Ситникова: «Мне нужны подобные олухи... не богам же, в самом деле, горшки обжигать...» Только сейчас перед Аркадием «открылась на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия». Молодой человек начинает понимать, как приятель к нему относится, однако по старой привычке еще старается сохранить с Базаровым приятельские отношения. Он, уезжая от Одинцовой, напрашивается в тарантас к приятелю, хотя «двадцать пять верст показались за целых пятьдесят». Аркадий был неприятно удивлен тем, как Базаров обошелся со своими родителями, что также не способствовало укреплению дружбы между приятелями. Молодой человек постепенно уходит из-под влияния приятеля. Он влюбляется в Катю и понемногу проникается уже ее взглядами на жизнь. Базаров прекрасно понимает состояние своего приятеля. Он осознает, что дружбе настал конец, что уже пора навсегда распрощаться со старым приятелем. В разговоре с Аркадием Евгений утверждает, что в том «нет ни дерзости, ни злости» и что поэтому тот не годится для дела. Он считает приятеля слишком мягким баричем, романтиком и понимает, насколько они с Аркадием далеки друг от друга. Базаров не считает нужным дальше продолжать дружеские отношения. По большому счету, он никогда не воспринимал Аркадия в качестве друга, поскольку по натуре является одиночкой. Поэтому, расставшись с юношей, Базаров вычеркивает его из своей памяти. Когда отец предлагает Евгению, умирающему от заражения, послать за приятелем, чтобы проститься, тот с трудом припоминает имя Аркадия Кирсанова и отказывается от встречи с ним.

После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева "Отцы и дети" вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое творение Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии, потомственные дворяне изображены иронически, что "плебей" Базаров все время издевается над ними и морально оказывается выше их.

Демократы восприняли главного героя романа как злую пародию. Критик Антонович, сотрудничавший в журнале "Современник", назвал Базарова "асмодеем нашего времени".

Но все эти факты, как мне кажется, как раз и говорят в пользу И.С. Тургенева. Как настоящий художник, творец, он сумел угадать веяния эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену передовому дворянству. Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в его названии: "Отцы и дети". Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений - вечная проблема классической литературы, с другой - конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы: либералов и демократов.

Действующие лица романа группируются в зависимости от того, к какому из социально-политических лагерей мы можем их отнести. Но дело в том, что главный герой Евгений Базаров оказывается единственным представителем лагеря "детей", лагеря демократов- разночинцев. Все остальные герои находятся во враждебном лагере. Центральное место в романе занимает фигура нового человека - Евгения Базарова. Он представлен как один из тех молодых деятелей, которые "драться хотят". Другие - люди старшего поколения, которые не разделяют революционно-демократических убеждений Базарова.

Они изображены мелкими, слабовольными людьми с узкими, ограниченными интересами. В романе представлены дворяне и разночинцы 2-х поколений - "отцов" и "детей". Тургенев показывает - как действует демократ-разночинец в чужой ему среде.

В Марьине Базаров - гость, который отличается своим демократическим обликом от хозяев-помещиков. И с Аркадием он расходится в главном - в представлении о жизни, хотя поначалу они считаются друзьями. Но их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия - Базарову. Но все-таки Аркадий постепенно приобретал свое мнение и уже переставал слепо повторять за Базаровым суждения и мнения нигилиста. В спорах он не выдерживает и выражает свои мысли. Однажды их спор дошел чуть ли не до драки.

Разница между героями видна в их поведении в "империи" Кирсанова. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий сибаритствует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно сразу по его красной обнаженной руке. Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело - естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Увлечение науками является типичной чертой культурной жизни России 60-х годов, значит, Базаров идет в ногу со временем. Аркадий - совершенная противоположность. Он ничем не занимается, из серьезных дел его ни одно по-настоящему не увлекает.

Для него главное - уют и покой, а для Базарова - не сидеть сложа руки, трудиться, двигаться.

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении искусства. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, речах, внешнем виде.

Крупное разногласие возникло между "друзьями" в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно "ученик" выходит из-под власти "учителя". Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. "Ты, нежная душа, размазня", - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. "Ученик" не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Зато Базаров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену "отцам", не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий - человек, принадлежащий старому поколению, поколению "отцов".

Писарев очень точно оценивает причины разногласий между "учеником" и "учителем", между Аркадием и Базаровым: "Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов".

Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он принадлежит к разряду людей, вечно опекаемых и вечно не замечающих опеки. Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо, он понимает, что их пути разойдутся.

Главной проблемой в романе И.С. Тургенева становится проблема «отцов и детей», которая существовала всегда. Дети не могут слушаться и во всем потакать родителям, потому что так заложено во всех нас. Каждый из нас - индивидуальность и каждый имеет свою точку зрения. Мы не можем копировать кого-либо, в том числе и родителей. Самое большее, что мы можем сделать для большего сходства с ними - это выбрать тот же путь в жизни, что и наши предки. Некоторые, например, служат в армии, потому что военными были их отец, дед, прадед и т. д., а некоторые лечат людей, так же как и их отец и как Евгений Базаров. Проблема «отцом и детей» в романе это только повод для конфликта, а причиной является то, что отцы и дети являлись представителями разных идей. Уже описывая героев, Тургенев противопоставляет грязный балахон Базарова, который самим же хозяином называется «одежонкой», модному галстуку и полусапожкам Павла Петровича. Принято считать, что в общении между Павлом Петровичем и Базаровым полная победа остается за последним, а между тем на долю Базарова выпадает весьма относительное торжество. И Базарова и Павла Петровича можно обвинить в том, что они любят спорить. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них. А Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов могут жить лишь безнравственные и пустые люди. А Евгений считает, что принцип это пустое и нерусское слово. Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу, а он говорит о том, что «народ заслуживает призрения». И если проследить на протяжении всего произведения, то существует множества областей, в которых они не сходятся во мнениях. Так, например Базаров считает: «Порядочный химик двадцать раз полезнее всякого поэта».

роман тургенев отец дети книга

Роман “Отцы и дети” создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда были противоречия между либералами и демократами. После выхода романа на него обрушился шквал критических статей.

Как настоящий художник, творец, Тургенев сумел угадать настроение своего времени, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену дворянской интеллигенции.

Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в названии “Отцы и дети”. Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений, вечная проблема классической литературы, с другой - конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XIX века: либералов и демократов. В романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” основными героями являются Базаров и Аркадий Кирсанов.

Действующие лица группируются в зависимости от того, к какой из социально-политических группировок мы их отнесем.

Но дело в том, что главный герой Евгений Базаров оказывается единственным представителем лагеря демократов-разночинцев. Все остальные герои находятся в противоположном лагере. Базаров - новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые “драться хотят”, “нигилистов”. Он за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии.

К политическому лагерю “отцов” по своим взглядам на жизнь относится и Аркадий Кирсанов. Правда, он искренне увлекается теорией Базарова, стремится подражать ему и выдает себя за такого же нигилиста, как его приятель. Впрочем, часто забывая о своем “нигилизме”, о своей новой роли, Аркадий обнажает идейное родство с “отцами”. Не случайно он то и дело защищает их: в одной главе он пытается убедить Базарова, что Павел Петрович - “хороший человек”, а Николай Петрович - “золотой человек”.

Базаров - враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Над медициной же своего отца Базаров смеется, потому что она отстала от жизни. Базаров - труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией.

Аркадий - совсем другой, мы чувствуем, что этот человек какой-то вялый, слабый, ограниченный. В образе Аркадия раскрывается несостоятельность либералов. Аркадий обнаруживает свое кровное и идейное родство с либералами и в ряде других мест романа.

Тургенев при характеристике героев чаще всего использует диалог и портрет. Диалог - наиболее подходящая форма для передачи сущности политических и философских споров, происходящих в романе.

В необыкновенно остром диалоге раскрывается и основной конфликт Базарова с Аркадием Кирсановым. “Ваш брат дворянин, - говорит Базаров Аркадию, - дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим”.

С Аркадием он расходится в главном - в представлении о жизни, о назначении человека. Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия - Базарову.

Со временем Аркадий приобретает свое мнение и уже перестает повторять слепо за Базаровым суждения и мнения нигилиста, и выражает свои мысли.

Разница между героями видна в их поведении в “империи” Кирсановых. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме занимается делом - естественными науками, изучением природы и проверкой теоретических открытий на практике. Базаров идет в ногу со временем. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное - уют и покой.

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении к искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, речах, внешнем виде.

Крупное разногласие возникло между “друзьями” в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно “ученик” выходит из-под власти “учителя”. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. “Ты - нежная душа, размазня”, - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. “Ученик” не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий - человек, принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”.

“Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов” (Д. Писарев) - вот главное в разногласиях героев.

Аркадий хочет быть сыном своего века, пытаясь приспособить для этого идеи Базарова.

Базаров умирает в полном одиночестве. И на “небольшое сельское кладбище” приходят лишь “два уже дряхлые старичка - муж с женою”. Аркадий не становится продолжателем его взглядов, он находит свое душевное успокоение с Катей Одинцовой.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В романе Тургенева «Отцы и дети» изображена эпоха 60-х годов XIX века, когда в русской жизни назревали значительные перемены. В это время в России формируется новый тип передового деятеля - разночинца-демократа. Центральное место в романе занимает фигура нового человека - Евгения Базарова. Он относится к тем молодым деятелям эпохи, которые «драться хотят». Люди старшего поколения, которые не разделяют новых убеждений, изображены Тургеневым слабыми, в них много «следов барства».

Но и поколение молодых представлено в романе неоднородным. Базаров и Аркадий - друзья, они получают одинаковое образование, поначалу кажется, что их взгляды на жизнь тоже совпадают. Однако их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, она не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа слабая натура (Аркадий) подчиняется более сильной (Базаров). Разница между героями видна в их поведении в имении Кирсановых. Базаров работает, Аркадий сибаритствует. Базаров - человек дела.

Главное для него - естественные науки, изучение природы и проверка теоретических знаний на практике. Увлечение естественными науками - типичная черта культурной жизни России 60-х годов. Совершенно разные суждения высказывают Базаров и Аркадий в отношении к искусству. Базаров отрицает Пушкина, говорит, что Рафаэль гроша ломаного не стоит.

Аркадий ценит и любит литературу. По дороге в усадьбу он вместе с отцом читает наизусть Пушкина: Как грустно мне твое явленье, Весна, весна, пора любви! Аркадий всегда аккуратен, хорошо одет, у него аристократические манеры.

Базаров носит «длинный балахон с кистями», при встрече с Павлом Петровичем «руки не подал и даже положил ее обратно в карман». Крупное разногласие возникло между Базаровым и Аркадием в разговоре о роли природы в жизни человека. «Природа - не храм, а мастерская», - говорит Базаров, Уже здесь видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно «ученик» выходит из-под власти «учителя». Кульминационной точкой развития конфликта между героями является спор «в стоге сена» (XXI глава). «Ты нежная душа, размазня», - говорит Базаров, понимая, что их пути с Аркадием расходятся. «Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич». Дальнейшие судьбы героев складываются по-разному.

Аркадий продолжает традиции своей семьи, даже свадьбы отца и сына Кирсановых игрались в один день. Базаров умирает от заражения крови. «Я нужен России...

Нет, видно, не нужен». Писарев очень точно оценивает причины разногласий между Базаровым и Аркадием: «Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самом себе, потому что вне ее и вокруг нее почти вовсе нет радостных ей элементов». Произведение И. С. Тургенева было написано в 1860-1861 годах.

Основу этого романа составляет социальный конфликт между «отцами», то есть «веком минувшим», и «детьми» - «веком нынешним». Главными героями произведения Тургенева являются Евгений Васильевич Базаров и Аркадий Николаевич Кирсанов. С первого взгляда мы видим, что эти два образа очень похожи. Действительно, оба героя молоды (примерно одного возраста, хотя Евгений Васильевич старше Кирсанова), оба учатся в одном и том же университете. И Аркадий и Базаров являются представителями одного идеологического круга, нигилистов, из чего ясно, что они оба разделяют одни и те же моральные убеждения и принципы.

Казалось бы, у Аркадия и у Базарова одинаковые пути (то есть нравственные устои), но на самом деле их идеология различается, так как Аркадий принадлежит к «веку минувшему», а Базаров - представитель «века нынешнего». Прежде всего, у Базарова и Аркадия разное социальное происхождение.

Кирсановы принадлежат к роду богатых дворян-аристократов, тогда как Евгений Васильевич - «выходец» из довольно бедной семьи разночинца. Разное социальное положение накладывает отпечаток на характер и идеологические убеждения Базарова и Аркадия. Кирсанов с раннего детства привык к заботе и любви, так как родители делали все для того, чтобы Аркадию жилось спокойно и счастливо. «Супруги жили хорошо и тихо... а Аркадий рос да рос - тоже хорошо и тихо». Именно поэтому Аркадия тянет домой повидаться с отцом и он искренне рад своему возвращению из университета. «Говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело отвечая на отцовские ласки».

Базаров же, напротив, вырос Самостоятельным человеком, так как ещё в юношестве ушел из дома и привык жить без опеки родителей. При встрече с ними Евгений Васильевич не испытывает особой радости, и его раздражают родительские ласки. Базаров постоянно перебивает отца и рассказывает о нем Аркадию, как о «презабавном старикашке и добрейшем... Много уж очень болтающем». Базаров чувствует превосходство над своими родителями. В некотором роде он даже презирает их, так как не может понять, как им «не смердит собственное ничтожество». На такое отношение к своим родственникам сильное влияние оказывают убеждения Базарова.

По своей натуре Евгений Васильевич - нигилист, то есть человек, не имеющий никаких принципов, не придерживающийся никаких убеждений и все отрицающий. Нигилисты делают только то, что им выгодно и полезно. «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем. Строить - это уже не наше дело...

Сперва нужно место расчистить». Базаров не признает даже искусства. По его мнению, все это «романтизм, вздор, чепуха», а Рафаэль и другие великие художники «гроша медного не стоят». Принципы Базарова - это не маска, так как даже перед смертью, в момент, когда люди подводят итоги всей жизни, Евгений Васильевич не отказывается от своих убеждений, хотя и понимает, что он ничего не сделал для пользы человечества и ничего не добился, так как его время еще не пришло. «И ведь тоже думал: обломаю дел много... ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично...

Я нужен России... Нет, видно, не нужен». Аркадий - последователь Базарова. Он восхищается и преклоняется перед своим другом.

Он всеми силами пытается быть похожим на него, поэтому он и «напяливает» на себя принципы и убеждения Евгения Васильевича - Аркадий «сам по себе, а убеждения сами по себе болтаются» (Д. И. Писарев). Примером этому может послужить встреча Аркадия с отцом. Кирсанов искренне рад своему возвращению домой, но он пытается скрыть чувства от Базарова и принимает равнодушный вид. «...Аркадий, которому, несмотря на искреннюю, почти детскую радость, его наполнявшую, хотелось поскорее перевести разговор с настроения взволнованного на обыденное».

Аркадий любит поэзию и иногда не прочь помечтать. Он говорит красиво и витиевато, тогда как его друг всегда лаконичен. «О друг мой, Аркадий Николаевич! - воскликнул Базаров. - ...Не говори красиво».

Впереди Аркадия ждет тихая семейная жизнь со своей женой Катей, ведь он типичный барин и будет продолжать традиции своего деда и отца. Сам Базаров понимает это и называет Кирсанова «мякеньким, либеральным баричем, который не может дойти дальше благородного смирения или благородного кипения». Таким образом, мы видим, что на самом деле убеждения Аркадия Николаевича Кирсанова - это всего лишь маска, поэтому его можно теоретически отнести к «лагерю отцов», тогда как Базаров - истинный нигилист и «демократ до кончиков ногтей» (И. С.