Возникновение скрипки. Сообщение о скрипке. Доклад. Какие произведения пишут для скрипки

Скрипка состоит из двух основных частей: корпуса и грифа, вдоль которого натянуты струны.

Корпус скрипки имеет специфическую округлую форму. В отличие от классической формы корпусаформа из трапециевидного параллелограмма является математически оптимальной с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких позициях. Нижняя и верхняя плоскости корпуса -- деки -- соединены друг с другом полосками дерева -- обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов, а также их толщина, её распределение в той или иной степени определяют силу и тембр звука. Внутри корпуса ставится душка, сообщающая вибрации от подставки - через верхнюю деку - нижней деке. Без нее тембр скрипки теряет живость и полноту.

На силу и тембр звука скрипки оказывает большое влияние материал, из которого она изготовлена, и, в меньшей степени, состав лака. Известен эксперимент с полным химическим удалением лака со скрипки Страдивария, после которого звук ее не изменился. Лак предохраняет скрипку от изменения качества дерева под влиянием окружающей среды и окрашивает скрипку прозрачным цветом от светло-золотистого до тёмно-красного или коричневого.

Нижняя дека (музыкальный термин) делается из цельной древесины клёна (других твердых пород дерева), или из двух симметричных половинок.

Верхняя дека делается из резонансной ели. Имеет два резонаторных отверстия -- эфы (по форме они напоминают латинскую букву f). На середину верхней деки опирается подставка, на которую опираются струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифке). Под ножкой подставки со стороны струны Соль к верхней деке прикреплена единственная пружина - продольно расположенная деревянная планка, во многом обеспечивающая прочность верхней деки и ее резонансные свойства.

Обечайки объединяют нижнюю и верхнюю деки, образуя боковую поверхность корпуса скрипки. Их высота определяет объём и тембр скрипки, принципиально влияя на качество звука: чем выше обечайки, тем звук глуше и мягче, чем ниже -- тем пронзительнее и прозрачнее верхние ноты. Обечайки изготавливаются, как и деки, из древесины клёна.

Душка -- круглая распорка из еловой древесины, механически объединяющая деки и передающая усилие натяжения струн и высокочастотные колебания на нижнюю деку. Идеальное её расположение находится экспериментально, как правило, конец душки расположен под ножкой подставки со стороны струны Ми, или рядом с ней. Душка переставляется только мастером, так как ее малейшее передвижение значительно влияет на звучание инструмента.

Подгрифок, или струнодержатель, служит для крепления струн. Ранее изготавливался из твёрдых пород чёрного или красного дерева (обычно из эбенового дерева или палисандра соответственно). В настоящее время часто делается из пластмасс или легких сплавов. С одной стороны у подгрифка имеется петля, с другой -- четыре отверстия шлицами для крепления струн. Конец струны с пуговкой (ми и ля) продевается в круглое отверстие, после чего натяжением струны в сторону грифа она вжимается в шлиц. Струны Ре и Соль чаще закрепляются в подгрифке петлей, проходящей в отверстие. В настоящее время в отверстия подгрифка часто устанавливаются рычажно-винтовые машинки, значительно облегчающие настройку. Серийно выпускаются подгрифки из легких сплавов с конструктивно интегрированными машинками.

Петля из толстой струны или стальной проволоки. При замене жильной петли большего диаметра чем 2,2 мм на синтетическую (диаметр 2,2 мм) необходимо вклинить клин и заново просверлить отверстие диаметром 2,2, иначе точечное давление синтетической струны может повредить деревянный подгрифок.

Пуговка -- шляпка деревянного колка, вставляемого в отверстие в корпусе, находящееся с противоположной грифу стороны, служит для крепления подгрифка. Клин вставляется в коническое отверстие, соответствующее ему по размерам и форме, полностью и плотно, иначе возможно растрескивание клока и обечайки. Нагрузка на пуговку очень высока, порядка 24 кг.

Подставка влияет на тембр инструмента. Экспериментально установлено, что даже небольшой сдвиг подставки приводит к значительному изменению строя инструмента за счет изменения мензуры и к некоторому изменению тембра - при сдвиге к подгрифку -- звук глуше, от него -- ярче. Подставка приподнимает струны над верхней декой на разную высоту для возможности игры на каждой из них смычком, распределяет их на большем расстоянии одну от другой на дуге большего радиуса, чем верхний порожек.

Безусловно, все знают скрипку. Самая изысканная и утонченная среди струнных инструментов скрипка являет собой способ передачи эмоций умелого исполнителя слушателю. Являясь где-то мрачной, несдержанной и даже грубой, она остается нежной и ранимой, прекрасной и чувственной.

Мы приготовили вам несколько увлекательных фактов об этом волшебном музыкальном инструменте. Вы узнаете, как устроена скрипка, сколько на ней струн, и какие произведения сочиняются композиторами для скрипки.

Как устроена скрипка?

Её строение просто: корпус, гриф и струны. Аксессуары для инструмента весьма различны по своему предназначению и степени важности. К примеру, нельзя упустить из внимания смычок, благодаря которому из струн извлекается звук, или же подбородник и мостик, позволяющие исполнителю наиболее комфортно устроить инструмент на левом плече.

А ещё встречаются аксессуары наподобие машинки, которая позволяет скрипачу без потери времени поправить изменившийся по какой-либо причине строй, в отличие от использования держателей струн – колков, работать с которыми намного сложнее.

Самих струн всего четыре, настроенных всегда на одни и те же ноты – Ми, Ля, Ре и Соль. скрипки? Из разных материалов – они могут быть и жильными, и шёлковыми и металлическими.

Первая струна справа настраивается на «Ми» второй октавы и является наиболее тонкой из всех представленных струн. Вторая струна вместе с третьей «олицетворяют» ноты «Ля» и «Ре» соответственно. У них средняя, почти одинаковая толщина. Обе ноты находятся в первой октаве. Последней, самой толстой и басовитой является четвёртая струна, настраиваемая на ноту «Соль» малой октавы.

Каждая струна имеет свой тембр – от пронзительного («Ми») до густого («Соль»). Это и позволяет скрипачу так умело передавать эмоции. Также звук зависит и от смычка – самой трости и натянутого на неё волоса.

Какие бывают скрипки?

Ответ на этот вопрос может быть запутанным и разнообразным, но мы ответим достаточно просто: есть наиболее привычные для нас деревянные скрипки – так называемые акустические, а есть и электроскрипки. Последние работают от электричества, а звук их слышен благодаря так называемой «колонке» с усилителем – комбику. Несомненно, что устроены эти инструменты по-разному, хотя могут внешне выглядеть одинаково. Техника игры на акустической и электронной скрипке существенно не отличается, но к аналоговому электронному инструменту по-своему приходится привыкать.

Какие произведения пишут для скрипки?

Произведения – отдельная тематика для размышлений, ведь скрипка – великолепно проявляет себя и как солист, и в . Поэтому для скрипки пишут сольные концерты, сонаты, партиты, каприсы и пьесы других жанров, а также партии для всевозможных дуэтов, квартетов и других ансамблей.

Скрипка может участвовать практически во всех направлениях музыки. Чаще всего на данный момент она включается в классику, фольклор и рок. Вы можете услышать скрипку даже в детских мультфильмах и их японских адаптациях – аниме. Все это лишь способствует возрастанию популярности инструмента и только подтверждает, что скрипка никогда не исчезнет.

Известные скрипичные мастера

Также не стоит забывать о мастерах скрипок. Наверное, наиболее известным можно назвать Антонио Страдивари. Все его инструменты являются весьма дорогостоящими, ценились они в прошлом. Скрипки Страдивари являются самыми знаменитыми. При жизни он изготовил более 1000 скрипок, но на данный момент сохранилось от 150 до 600 инструментов – информация в различных источниках порой поражает своим разнообразием.

Среди других фамилий, связанных с мастерством изготовления скрипок, можно назвать семейство Амати. Разные поколения этой большой итальянской семьи совершенствовали смычковые музыкальные инструменты, в том числе они улучшили строение скрипки, добиваясь от неё сильного и выразительного звучания.

Знаменитые скрипачи: кто они?

Некогда скрипка была народным инструментом, но со временем техника игры на ней стала сложной и из народной среды стали выделяться отдельные умельцы-виртуозы, которые приводили своим искусством публику в восторг. Со времён музыкального Ренессанса славится своими скрипачами Италия. Достаточно назвать лишь некоторые имена – Вивальди, Корелли, Тартини. Из Италии происходил родом и Никколо Паганини, чьё имя окутано легендами и тайнами.

Среди скрипачей, выходцев из России, такие великие имена, как Я. Хейфец, Д. Ойстрах, Л. Коган. Современному слушателю известны имена и нынешних звёзд в этой области исполнительского искусства – это, например, В. Спиваков и Ванесса-Мэй.

Считается, для того чтобы приступить к учебе игры на данном инструменте, надо иметь как минимум хороший , крепкие нервы и терпение, которые помогут преодолеть вам от пяти до семи лет обучения. Конечно, такое дело не может обойтись без срывов и провалов, однако, как правило, даже они идут только на пользу. Время учёбы будет тяжелым, но результат стоит этих мук.

Материал, посвящённый скрипке, никак нельзя оставить без музыки. Послушайте известнейшую музыку Сен-Санса. Вы её, наверняка, слышали раньше, но знаете ли вы, что это за произвдеение?

К. Сен-Санс Интродукция и рондо-каприччиозо

Скрипка - один из наиболее распространенных струнных музыкальных инструментов. Она пользуется популярностью с давних времен - с XVI века. На ней скрипачи играют соло, аккомпанируют в ансамблях. Звуки скрипки можно встретить во многих современных группах, в чем можно убедиться, слушая композиции музыкального портала weborama , специализирующегося на данной тематике. Неспроста этот инструмент именуют королевой оркестра.

Точное место и время происхождения скрипки установить не удалось. Было высказано много предположений, какими были струнно-смычковые инструменты до современной скрипки. Предполагается, что родоначальниками скрипки и виолы были ребаб, рота, фидель, которые появились в XIII-XV веках. Виола возникла раньше скрипки. Она отличалась разнообразной величиной. Чтобы исполнить какое-либо произведение на виоле, музыканту приходилось стоять. При выступлении виолу удерживали на коленях, а позже - на плечах, что и привело к возникновению скрипки.

Соло на скрипке изначально не играли, потому что этот инструмент слыл простонародным. Он использовался только в кругах бродячих музыкантов в пивных заведениях.

Значительное преображение скрипки произошло в XVI веке, благодаря итальянским мастерам, которые сделали музыкальный инструмент идеальной формы и из лучших материалов. Автором первой современной скрипки является Гаспаро Бертолотти. Большой вклад в изготовление скрипок в Италии внесли члены семьи Амати, которые работали над тембром звучания инструмента. Именно они сделали его глубоким и объемным. По их задумке скрипка должна передавать чувства и эмоции, ее звучание должно напоминать голос человека. Задумка удалась.

Скрипка имеет широкий диапазон, красивое звучание. Это и позволяет композиторам создавать произведения разных жанров для скрипки. Есть множество шедевров, где ведущая партия принадлежит скрипке.

Тулл Гостилий и предательство Меттия

Картины Древних греков

Бальдр – бог весны

Фейри и пропавшая дочь. Часть1

Международная окололунная станция

Международная космическая станция МКС уже многие годы работает на орбите и доказала свою эффективность. Её сроки эксплуатации уже продлялись, однако...

Религия и мифология восточных славян

В основе религиозных представлений восточных славян лежала вера в силу природа и почитание умерших родственников. Анализ религии восточных славян...

Пионеры ракетной техники

В 1880-е гг. немец Герман Гансвиндт создал проект фантастического космического корабля, предвосхищавшего принцип реактивности, на котором основано движение ракеты. Русский...

Культура Византии

Став при Императоре Константине государственной религией, христианство, отбросив аскетизм, претворилось в пышный обряд. Важнейшая роль в этом принадлежит искусству. В...

Интернет и заработок

В сети сейчас есть сотни вариантов заработка. Есть такой заработок в сети Интернет, который сопряжен с заметным риском, а есть...

Фэнхуан

Город Фэнхуан пользуется большой известностью в Китае, так как это родной край Цуйцуй, доброй и наивной девушки, стремившейся к любви, героини...

Кухулин

Кухулин является героем Ольстерского цикла, рассказывающего о временах перехода условий существования на Земле в более низкие частоты. По сути, в...

Доклад о скрипке для детей 5 класс кратко расскажет Вам много полезной информации об этом народном музыкальном инструменте.

Сообщение про скрипку

Скри́пка - струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке.

Скрипка является изысканным и утонченным музыкальным инструментом. Не зря ей отдана роль королевы оркестра.

История скрипки для детей

Скрипка народного происхождения: ее прародителями были испанская фидель, арабский ребаб и германскаярота. Слияние этих инструментов и привело к появлению скрипки.

В середине XVI века на севере Италии сложилась современная конструкция скрипки. Вплоть до начала XVII века изготовлением скрипок занималось семейство Амати, Италия. Инструменты отличались превосходным материалом и прекрасной формой. Вообще Италия прочно заняла лидирующее положение по изготовлению скрипок высокого качества. В свое время ими занимались Гварнери и Страдивари, инструменты которых сегодня ценятся на высшем уровне.

Сольным инструментом она стала в XVII веке. Первые произведение, написанные для нее, это «Romanesca per violino solo е basso» (Марини из Брешии 1620 год) и «Capriccio stravagante» (Фарин). Основателем художественной игры на королеве оркестра был А. Корелли, затем Торелли, Тартини, Пьетро Локателли.

Описание скрипки

Инструмент имеет 4 струны, которые настроенные по квинтам —соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы соответственно. Он состоит из таких частей:

  • Корпус. Он овальной формы с округлыми по бокам выемками, образующими так званую«талию» скрипки. Подобная округлость обеспечивает удобство игры. Нижняя и верхняя части корпуса (деки) соединены обечайками. Нижняя часть изготавливается из клена, а верхняя из Тирольской ели. В верхней деке имеются 2 резонаторных отверстия (эфы), которые влияют на тембр звучания. В середине верхней части расположилась подставка со струнами, закрепленными на струнодержателе из полоски черного дерева. В сторону крепления струн он расширяется. Внутри корпуса из резонансной ели вставлен круглый штифт, душка. Он обеспечивает резонанс колебания звука.
  • Гриф. Это длинная пластинка черного дерева или пластмассы. Нижняя его часть крепится к отшлифованной и закругленной планке — шейке.

Также на звучание инструмента влияют состав лака, которым он покрыт, и материал изготовления.

Звучание скрипки

Скрипка издает изящный и напористый звук. Тембр звучания зависит от качества инструмента, выбора струн и мастерства исполнителя. Басовые струны издают насыщенный, густой, суровый и строгий звук. Средние струны звучат душевно, мягко, бархатно. Верхний регистр струн звучит солнечно, звонко и ярко. Исполнитель произведений может видоизменять звучания, внося свою палитру звуков.

  • В 2003 году Атхира Кришна из Индии вошел в книгу рекордов Гиннеса, беспрерывно играя на скрипке в течение 32 часов.
  • Игра на инструменте сжигает 170 калорий в час.
  • До 1750 года струны делались из овечьих кишок.
  • Инструмент стимулирует работу мозга.
  • В городе Гуанджоу (юг Китая) была создана самая маленькая скрипка в мире, длинной в 1 см.

Надеемся, что доклад про скрипку для детей помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много интересных фактов о ней. А свой краткий рассказ про скрипку Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Отрывок из книги Л.Раабена «Скрипка»

Едва ли можно встретить человека, который не имел бы представления о скрипке, не слыхал игры на ней. Скрипка - один из наиболее распространенных и совершенных музыкальных инструментов нашего времени. Богатство, выразительность и теплота ее тембра, а также огромные исполнительские возможности обеспечили ей ведущее положение в симфоническом оркестре, в различного рода камерных ансамблях, в сольной исполнительской практике и в народном музыкальном быту. Скрипка в музыке-«как в человеческом бытии хлеб насущный», - писал о ней чешский музыкант Ян Якуб Рыба.

По своему происхождению скрипка является народным инструментом. Она и до сих пор находит себе широкое применение в народной инструментальной музыке многих стран мира: Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии и т. д., а в Советском Союзе, главным образом, на Украине, в Белоруссии, Молдавии. О том же свидетельствуют и старинные научные трактаты, мемуары и другие книги XVI-XVII столетий, где скрипку как народный инструмент противопоставляют виолам, имевшим распространение преимущественно среди «привилегированных» слоев европейского общества. Французский музыкант Филибер, по прозвищу Железная Нога, писал в 1656 году: «Мы называем виолами те инструменты, за которыми дворяне, купцы и другие достойные люди проводят свое время… другой вид именуется скрипкой… встречаешь мало людей, кои ею пользуются, разве те, которые живут своим трудом… ее используют для танцев на свадьбах, маскарадах».

Скрипка была излюбленным инструментом бродячих музыкантов. С ней шли они из города в город, из одного села в другое, принимая участие в народных праздниках, играя на ярмарках, в кабачках и трактирах, на свадьбах и похоронах. О распространенности скрипки в народе свидетельствуют многочисленные картины художников: Д. Тенирса («Фламандский праздник»), Хр. В. Э. Дитриха («Бродячие музыканты»), К. Дюжардена («Савояр»), А. ван Остаде («Голландский скрипач») и многих других. Скрипка была столь долго «низовым» инструментом, что к ней установилось даже пренебрежительное отношение. Un violon часто использовалось французами как презрительный термин, прозвище никчемного человека, чудака и даже как ругательство. «Sentir le violon» («пахнет скрипкой») означало обеднеть, стать жалким. Приводя все эти факты, профессор Б. А. Струве, добавляет: «Слово «violon» теряет здесь вовсе музыкальное значение и становится синонимом отверженного обществом человека».

В Германии Fiedel и Fiedler применяли первоначально как наименование народной скрипки и народного (сельского) скрипача. Вместе с тем глагол fiedeln в переносном смысле - скверное исполнение на скрипке.

По-английски to fiddle означает - играть на скрипке, но одновременно с тем и бездельничать. От слова fiddle (скрипка) производное fiddledede в переводе на русский язык- вздор. Старинное наименование смычка fiddlestick в просторечье также означает - ерунда, чепуха. В мемуарах профессора Оксфордского университета Антони Вуда говорится, что члены музыкальных ассамблей «расценивали скрипку как инструмент простонародного фидлера и не могли выносить присутствия ее в своей среде из опасения сделать свои ассамблеи пустыми и вульгарными».

Скрипка зародилась примерно в конце XV столетия в результате долгой, многовековой эволюции предшествовавших ей смычковых инструментов. Наиболее древним из них был фидель, или виела (в германских странах употреблялось первое наименование, в романских - второе). Возможно, что и древнерусский «смык» принадлежал к инструментам фидельного типа.

Самые ранние сведения о существовании фиделя (виелы) относятся к VIII-IX векам. По всем данным, он появился у южных славян, а затем получил распространение и среди других народов Европы. В течение многовековой истории своего существования фидель много раз менял форму. В наиболее «классическом» виде он представлял собой инструмент с гитарообразным корпусом, дощатой плоской головкой и перпендикулярно к ней расположенными колками; у него имелись два резонаторных отверстия в» виде скобок, а иногда еще четыре дополнительных отверстия по углам верхней деки.

На гитарообразном фиделе (виеле) играли в средние века немецкие миннезингеры, французские жонглеры - менестрели, как тогда, назывались бродячие музыканты. Жонглеры состояли на службе у поэтов-трубадуров, ходили по городам и феодальным замкам, исполняя песни под аккомпанемент виелы (фиделя). Виела часто упоминается в средневековых песнях, поэмах, стихах.

В одной из песен знаменитого поэта и музыканта XII века Колена Мюзе поется:

Я шел на лужок,

Снял виелу и смычок

И пропел мюзетту’.

Виела пользовалась популярностью во всех слоях общества - как в народе, так и в придворных кругах, в церквах и монастырях. Немецкий поэт при дворе чешского короля Вацлава II, Ульрих Эшенбах, воспел виелу в следующих прочувствованных стихах:

Из всех, что я досель слыхал,

Достойна виела лишь похвал;

Полезно слушать всем ее.

Коль сердце ранено твое,

То исцелится эта мука

От нежной сладостности звука.

Именно виела (фидель) и стала прародительницей двух основных типов европейских смычковых инструментов - виолы и скрипки. И если виола составила как бы «аристократическую» ветвь европейского смычкового инструментария, то скрипка возникла как его «плебейское» ответвление.

Виола родилась в результате ассимиляции фиделя с рядом других инструментов, в основном же с лютней. Лютня - старинный щипковый инструмент. Несколько напоминая формой корпуса мандолину, она отличалась от последней резко отогнутой назад головкой. От лютни виола заимствовала лады на грифе, настройку струн (по терциям и квартам) и розетку, находившуюся в середине верхней деки, у окончания грифа. Вместо дощатой головки фиделя у виолы появляется головка, близкая к скрипичной, а иногда и с таким же завитком. Многое в виоле уже совсем напоминает скрипку. Отличали же ее более покатые «плечи», более высокие обечайки, лады на грифе, резонаторные отверстия в форме скобок или змеек и плоская нижняя дека. Наконец, виола имела не четыре, а шесть-семь струн.

Виола звучала мягко и приглушенно, очень приятно в домашнем быту, но для больших концертных залов звук ее был недостаточным, что и явилось одной из причин вытеснения виолы скрипкой.

В зарождении скрипки фидель сыграл роль несколько иную, чем при формировании виолы. Здесь возникали другие ассимиляционные связи, в частности с одним из очень распространенных в средние века народных инструментов - ребеком. Ребек происходил от старинного арабского инструмента ребаба, завезенного маврами в Испанию в VIII веке при завоевании ими Пиренейского полуострова. Арабский ребаб представлял собой двухструнный смычковый инструмент продолговатой грушевидной формы, с натянутой вместо верхней деки кожей, отогнутой назад головкой и поперечными боковыми колками. Ребек сохранил грушевидную форму с шейкой, являющейся непосредственным продолжением корпуса. У ребека, так же как и у ребаба, не было отдельного грифа, количество струн у него увеличилось до трех. Любопытно, что настраивались они, как и на скрипке, по квинтам. В XV-XVI веках встречались и четырехструнные ребеки, уже совсем приближавшиеся по строю к скрипичным инструментам. Ребек имел резкий, суховатый звук и получил распространение, главным образом, в народе. Искусной игрой на ребеке отличался менестрель XIII века Жан Шармильон, возведенный Филиппом Красивым в сан «короля менестрелей».

По-видимому, близки ребекам так называемые «польские скрипки» - мазанки - трехструнные смычковые инструменты польских народных музыкантов.

В создании скрипки некоторую роль сыграли и смычковые лиры - инструменты типа фиделя, но с большим количеством струн, две из которых были натянуты вне грифа и гудели в течение всей игры, как басы на волынке. Эти внегрифные струны носили наименование «бурдонирующих басов». Некоторые из лир формой корпуса уже совсем напоминали скрипку. Лиры прожили короткую жизнь, явившись промежуточным типом смычкового инструмента между фиделем и скрипкой. И сейчас разве только прелестные стихи Теофиля Готье напоминают нам об их существовании:

…mon oœur éperdu sur ton cœur qu’il cherchait Vibrait comme une lyre au toucher rie l’archet. Дословно: «…мое сердце, потерявшееся в твоем сердце, которое оно так искало, вибрирует, как лира, тронутая смычком».

Мы не описываем здесь всех видов смычковых инструментов, например виол с резонансовыми струнами, танцмейстерских скрипок - пошетт и т. д. Тем, кто интересуется историей смычковых инструментов, можно порекомендовать книгу Б. А. Струве «Процесс формирования виол и скрипок».

Период распространения виолы - XV- XVI века, с XVII столетия она начинает уступать свое место скрипке - сперва в Италии и Чехии, . затем в Германии и, наконец, во Франции и Англии. Дольше всего виола задержалась в двух последних из названных стран, а во Франции она дожила даже до середины XVIII века.

Виола уступала свое первенствующее положение скрипке отнюдь не без борьбы, приобретавшей зачастую явственно ощутимую социальную окраску. «Развернувшаяся в течение XVII - первой половины XVIII века «борьба» виол и скрипок, - пишет Б. А. Струве, - имела в качестве определяющей причины столкновение эстетических направлений, отражавших в себе идеологию различных общественных классов… Дворянство, в своей кастовой замкнутости, относилось с глубоким пренебрежением и враждебностью к «низовой» культуре народа. С этой же враждебностью встречалась и скрипка, как бы вторгавшаяся извне, из самой гущи народа, в область дворянско-аристократической культуры».

Особенно рельефно «борьба» виол и скрипок и ее социальный смысл выявляется во Франции. В 1740 году, в период заката виольного искусства, один из представителей аристократической культуры Юбер Ле-Блан выпускает трактат с характерным названием: «В защиту басовой виолы от посягательств скрипки и претензий виолончели». «Монархи и князья Франции, - пишет он, - судили справедливо в пользу виолы, предоставляя ей место в своем кабинете, в своей комнате, возле своей августейшей особы, между тем как скрипку они оставляли до сих пор в вестибюле или высылали на лестницу, место кошачьих любовных сцен, где последние угощают своей очаровательной музыкой, а скрипки тут же своей».

Характеризуя французскую музыку той эпохи, советский исследователь С. Л. Гинзбург замечает: «…придворно-дворянской музыке противостоит реалистическое музыкально-театральное искусство средней и мелкой буржуазии, в основном вырастающее в обстановке ярмарочных балаганных спектаклей… Песни и пляски ярмарочного театра образуют резкий контраст ко всей напыщенной дворянской музыке». Эти последние исполнялись в сопровождении «вульгарной» скрипки.

Любопытно, что во Франции скрипка сначала была допущена в «Ансамбль конюшни». Этот ансамбль существовал в конце XVI-начале XVII века и предназначался для обслуживания королевских выездов, охот, пикников. Затем при французском дворе был создан ансамбль «Двадцати четырех скрипок короля», в функции которого входила опять-таки преимущественно игра во время обедов, на балах, утром, «при вставании» короля. Скрипачи долгое время были на положении лакеев. Б. А. Струве пишет: «Один из высокопоставленных вельмож эпохи Людовика XIV граф Монбрен, например, брал к себе на службу только лакеев, игравших на скрипке. Говорили, что в его доме прислуживали либо лакеи-скрипачи, либо скрипачи-лакеи. В дворцовых балетах скрипачей сплошь и рядом заставляли выступать в грубо-комических, в своем роде унизительных ролях. Сам Люлли, незадолго до своего возвышения, исполнял в одном представлении роль «оборванца, вычесывающего блох». Впоследствии он всячески избегал напоминаний о том, что когда-то был скрипачом».

В такой обстановке скрипка начинала свою «академическую» жизнь. Она начинала ее как представительница народного искусства, как инструмент «черни». Характерной иллюстрацией к сказанному может служить одна из гравюр эпохи французской революции 1789 года: аристократ в виде пуделька в парике пляшет под звуки скрипки, на которой играет буржуа (Государственный Эрмитаж).

Выработанный в XVI-XVII столетиях тип скрипки сохранился по настоящее время. Корпус ее имеет овальную форму с глубокими выемками по бокам, образующими «талию». Такое строение корпуса разумно с точки зрения акустики и в смысле удобства игры. Мягко закругленная линия «плеч» позволяет скрипачу огибать рукой корпус при игре в высоких регистрах; «талия» же необходима для того, чтобы исполнитель мот, не задевая краев корпуса, играть смычком на верхней и нижней струнах. Смычок входит в углубления, образующие «талию», и движется не стесняемый выступами корпуса.

Верхняя и нижняя плоскости корпуса называются деками. Деки соединены друг с другом обечайками. Они имеют выпуклую форму, так называемые «своды». От характера этих последних во многом зависят сила звука и тембр инструмента. Сотни лет лютьера, совершенствуя скрипку, то увеличивали, то уменьшали своды и таким образом «настраивали» деки на определенную высоту. Именно в этой «настройке» дек в значительной мере и заключен секрет поразительного звучания старинных итальянских скрипок.

Тембр скрипок зависит и от высоты обечаек. Так, например, гораздо большая, чем у скрипки, высота обечаек виолы делала ее звук приглушенным и мягким. Высота обечаек связана и со способом держания инструмента. Даже самые маленькие, виолы держали во время игры, в вертикальном положении, упирая в колено, а крупные виолы -зажимая между коленями, как современную виолончель. Такой способ держания получил название «а гамба» (от итальянского слова gamba- нога). Скрипку же с момента появления держали горизонтально, упирая корпус в ключицу левого плеча, - способ «а браччо» (от итальянского braccio - плечо). При игре а гамба высота обечаек не имела существенного значения, зато игра а браччо привела к необходимости сделать инструмент более плоским с тем, чтобы край корпуса мог свободно поместиться между подбородком и ключицей, играющего.

Лак, которым покрываются скрипки, бывает различных оттенков - от светло-желтого, золотистого, до темно-красного и коричневого. Сквозь лак просвечивают естественные слои дерева. Некоторые лютьеры грунтуют дерево так, чтобы получилась большая рельефность этих узоров. Изящество отделки превращает многие скрипки в подлинные произведения искусства. Знатоки инструментов способны иногда часами любоваться красотой форм дек, разнообразием и глубиной тонов лака, прелестью узоров дерева, словом, рассматривать скрипку так же, как любитель живописи картину художника.

Ювелирно тонкой отделки требует такая деталь скрипки, как «ус» - деревянная полоска, шириной примерно в 2-3 миллиметра, окаймляющая деки.

В верхней деке проделаны два резонаторных отверстия в форме латинской буквы «f». Они так и называются эфами. Заглянув в них, можно увидеть на нижней деке этикетку с фамилией лютьера, сделавшего инструмент, или фабричную марку (доверять этикеткам особенно нельзя, поскольку до недавнего времени были случаи подделки скрипок. Кроме того, копии скрипок Страдивари, Амати, Гварнери и других прославленных лютьеров выпускались в огромном количестве инструментальными фабриками, особенно в Германии.)

В середине верхней деки расположена подставка, через которую проходят струны, закрепленные на струнодержателе («подгрифке»). Для того чтобы струны не лежали в одной плоскости и скрипач мог, играя на одной струне, не задевать соседнюю, верх подставки слегка закруглен. Струнодержатель представляет собой полоску черного дерева, расширяющуюся в сторону крепления струн.

Противоположный конец его узкий, толстой струной в виде петли он соединен с пуговкой, расположенной на обечайке.

Внутри корпуса скрипки, около подставки, между верхней и нижней деками, вставлен круглый деревянный штифт, носящий наименование душки. Душка играет важную роль: она передает колебания от верхней деки к нижней, и от малейшего изменения ее местоположения изменяется качество звука. Лютьеры добиваются улучшения звука инструмента, осторожно передвигая душку с одного места на другое.

Слева от подгрифка укреплен подбородник - приспособление, служащее для держания инструмента в наиболее удобной точке опоры. Раньше исполнители играли на скрипке без подбородника, а в XVIII веке держали ее даже не слева, а справа от подгрифка. Изменение положения скрипки во время игры и появление подбородника были вызваны развитием виртуозной техники.

Наиважнейшей частью скрипки является гриф - «игровое поле» левой руки скрипача. Гриф представляет собой длинную пластинку, сделанную из черного дерева или из пластмассы. Нижняя часть его прикреплена к закругленной и отшлифованной планке, так называемой шейке, которую охватывает рука исполнителя во время игры, а верхняя нависает над корпусом (нижним концом грифа и шейки принято называть тот, который граничит с головкой.)

Шейка переходит в головку с характерным завитком, так называемой «улиткой», а на месте их соединения устанавливается для струн маленькая подставка - верхний порожек. Старые лютьера любовно вытачивали каждый лепесток завитка или заменяли иногда «улитку» искусно сделанной львиной головкой.

В головку с двух сторон вставлены две пары колков, с помощью которых производится настройка струн. Колки делаются обычно из черного дерева и часто украшаются перламутровой или металлической (серебряной, золотой) инкрустацией.

Над грифом скрипки натянуты четыре струны; нижняя («басок») настроена на соль малой октавы, две следующие за ней - ре и ля первой октавы, верхняя («квинта») - ми второй октавы. Верхняя струна - металлическая, остальные три - кишечные (жильные), при этом струна Ре обвивается алюминиевой канителью, а Соль - серебряной.

Прижимая пальцами струны к грифу, скрипач изменяет высоту их звучания. В «овладении грифом» заключена, по существу, проблема изучения инструмента. Задача эта затруднена еще тем, что на грифе скрипки, в отличие от таких инструментов, как мандолина, гитара и т. п., нет ладов, с помощью которых определяется высота звуков. Скрипач вынужден играть как бы «на ощупь». Правда, с течением времени в его левой руке вырабатываются определенные мышечные ощущения, благодаря которым он «знает» точно, в каком месте грифа необходимо прижать пальцем струну, чтобы получить тот или иной звук. Но все равно слух скрипача должен настороженно «следить» за точностью попадания пальцев в нужное место.

Может возникнуть вопрос, а не лучше ли снабдить скрипичный гриф ладами и таким образом облегчить игру? Нет, этого сделать нельзя. Безладовый гриф имеет много преимуществ по сравнению с грифом, снабженным ладами. Лады помешали бы окрашивать звук скрипки вибрацией, а, как известно, вибрация является одним из самых сильных и привлекательных свойств скрипичной кантилены. Потерялась бы и возможность пользоваться такими эффектами, как глиссандо или портаменто. Наконец, даже сама интонация заметно проиграла бы при наличии ладов: они сковали бы ее. В целях усиления выразительности мелодии скрипач едва заметно повышает или понижает высоту звуков. Потребность в различных интонационных обострениях возникает во время игры постоянно, а самая «чистая», с точки зрения акустики, но неподвижная интонация, как правило, бывает маловыразительной.

Струны скрипки отличаются одна от другой по тембру: «басок» имеет несколько суровый и густой тембр, средние струны - мягкий, матовый, «квинта» - звонкий, блестящий. Наиболее ярко звучат верхние регистры инструмента.

Однако тембр скрипки можно видоизменять и с помощью специальных приемов. Например, если в определенных местах нажать струну не плотно, а чуть касаясь пальцем, то получится своеобразный свистящий звук, носящий название флажолета (флажолет возникает в результате прикосновения пальцем к струне в точках, делящих ее на половину, греть или четверть. Флажолет отличается пустотой и холодноватостью тембра, напоминает звучание старинного флейтового инструмента - флажолета, от которого он и получил свое наименование). При другом способе получения флажолета участвуют сразу два пальца левой руки скрипача. Нижний палец прижимает струну плотно, верхний же чуть касается ее поверхности на расстоянии терции, кварты или квинты от первого. Такие флажолеты называются искусственными, а также терцовыми, квартовыми или квинтовыми, в зависимости от интервала. Техника игры флажолетами очень трудна, особенно в быстрых темпах, и хорошо владеют этой техникой только скрипачи, обладающие высоким мастерством.

Тембр скрипки можно изменить и с помощью сурдины. Сурдина представляет собой небольшой деревянный или металлический «гребешок» с двумя-тремя «зубцами». Она надевается сверху на подставку и уменьшает ее вибрацию, благодаря чему звук становится приглушенным и очень мягким. Сурдину обычно применяют при исполнении пьес интимного, лирического характера.

Извлекают звук из инструмента смычком. Основные части смычка - гибкая деревянная трость и лентообразно распластанный волос (для смычка обычно употребляют специально обработанные волосы конского хвоста. В настоящее время изготовляются также искусственные волосы из синтетических материалов). Трость оканчивается с одной стороны головкой, с другой - колодкой. Колодка прикреплена к трости посредством металлического винта. С его помощью, оттягивая колодку к концу трости, исполнитель может регулировать степень натяжения волоса.

На скрипке можно воспроизводить двойные ноты и даже аккорды, играть многоголосные (полифонические) пьесы, однако в основном скрипка остается инструментом одноголосным - мелодическим. Богатейшая кантилена, певучий, полный разнообразных оттенков звук является ее главным достоинством.