Витязь на распутье описание картины. Витязь на распутье: Виктор Васнецов. Описание картины Васнецова «Витязь на распутье»

Картина «Витязь на распутье» изображает богатыря или Ивана-царевича, который подъехал к камню, чтобы узнать, что ждет его на этой дроге. И что же? На камне грозное предупреждение: «Живу не бывати». Но куда же ехать, если не сюда?

Сочинение по картине Васнецова «Витязь на распутье»

Вариант 1

Данная картина В.М. Васнецова написана, как и многие другие его картины, под влиянием сказочных и былинных сюжетов. В центре произведения – . Он известен как самый мужественный и сильный богатырь на Руси. Лица его не видно, он сидит на своем белом коне, вооруженный копьем, щитом, булавой, луком, полным стрел. Весь образ говорит о его раздумье, фигура богатыря величественная и могучая. Задумчивость видна и в склонившейся голове. Копье его также наклонено вниз. Автор показывает единство между ним и его бравым другом – конем, потому что поза лошади также обращена вниз. Несмотря на то, что конь стоит уверенно, голова его наклонена.

Мрачный задний фон лишь подчеркивает настроение а. Местность изображена болотистая, растительности почти нет, камни разбросаны также самых мрачных тонов. Видны кости, оставшиеся после боя, а над ними летают вороны в поисках своей легкой добычи. Перед богатырем стоит непростой выбор, груз ответственности. Ему очень тяжело дается принятие этого решения.

Вариант 2

  1. В.М. Васнецов
  2. Витязь
  3. Моё впечатление

Художник В.М. Васнецов часто писал картины на сказочные и былинные сюжеты. Например, «Богатыри», «Алёнушка», и другие. Эти картины и сами по себе сказочные и волшебные, в них столько чудесного и таинственного!

Вокруг нет никаких больше дорог, только зловещие камни, похожие на могилы, кружит ворон, словно отыскивает мертвечину, еще один сидит возле камня, а под камнем лежит и скалится череп. Витязь огорченно задумался. Он не знает, как ему быть. Распутье не столько в чистом поле, сколько в мыслях витязя, он не может решиться.

Впереди художник изобразил черную тучу. Она словно пугает витязя, предупреждает его об опасности. Но дальше небо чистое и немного розоватое. Там, наверное, заря. Мне кажется, художник хочет показать, что путь будет трудным и опасным, но все же приведет к добру. Наверное, витязь все-таки решится ехать вперед и победит все опасности.

Мне картина очень понравилась. Она страшная и таинственная, но чувствуется, что все закончится хорошо, как всегда бывает в сказках.

Вариант 3

Данная картина В.М. Васнецова написана, как и многие другие его картины, под влиянием сказочных и былинных сюжетов. В центре произведения – Илья Муромец. Он известен как самый мужественный и сильный богатырь на Руси. Лица его не видно, он сидит на своем белом коне, вооруженный копьем, щитом, булавой, луком, полным стрел. Весь образ говорит о его раздумье, фигура богатыря величественная и могучая. Задумчивость видна и в склонившейся голове. Копье его также наклонено вниз. Автор показывает единство между ним и его бравым другом – конем, потому что поза лошади также обращена вниз. Несмотря на то, что конь стоит уверенно, голова его наклонена.

Перед богатырем находится камень, на котором написано, что если поехать прямо, то невозможно остаться живым никому: «ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному». Также написано и в русских былинах. Все остальные надписи на камне стерлись, потому что прошло уже много лет. Он понимает, что у него есть только один путь, который приведет его к смерти.

Мрачный задний фон лишь подчеркивает настроение работы В.М. Васнецова. Местность изображена болотистая, растительности почти нет, камни разбросаны также самых мрачных тонов. Видны кости, оставшиеся после боя, а над ними летают вороны в поисках своей легкой добычи. Перед богатырем стоит непростой выбор, груз ответственности. Ему очень тяжело дается принятие этого решения.

Картину дополняют нависшие грозовые тучи, которые еще больше нагнетают обстановку и указывают на полную безысходность ситуации: ни налево, ни направо дороги нет, а если прямо идти – то ждет смерть. Хочется верить, что мужество богатыря одержит верх над мрачными мыслями и силами, он очнется от своих тяжелых мыслей, поедет прямо и уничтожит злую силу и всех врагов, которые преграждают ему путь. Тем самым, он в очередной раз спасет Русь.

Вариант 4

Виктор Михайлович Васнецов не раз обращался в своем творчестве к произведениям фольклора: сказкам, былинам. А образы русских богатырей волнуют и манят его с самого начала творческого пути. Есть немало набросков, рисунков, где изображены былинные герои. Задумка нарисовать картину «Витязь на распутье» у Васнецова возникла давно, когда художнику было еще двадцать лет. А создал он свое творение в 1882 году. По признанию мастера, эта картина является выражением его собственных мыслей.

Центральное место на картине занимает образ богатыря, который подъехал к камню с четко сохранившейся надписью: «Как прямо ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». В бессилии опустил богатырь копье, читая надпись. Задумался он над своею долей. Ведь остальные надписи поросли мхом и стерлись от времени. Значит, одна ему дорога - туда, где не быть живому.

Тревожное состояние героя усиливает голый череп у камня и коршун, кружащийся в поисках добычи. Беду предвещает он усталому путнику. Угасающую зарю закрывают надвигающиеся грозовые тучи. Куда идти витязю? Куда направиться? Ведь и дороги-то никакой нет. Все быльем поросло. Казалось бы, полная безысходность, нет пути ни вправо, ни влево, а прямо - смерть.

Но при взгляде на картину вспоминаешь былину «Илья Муромец и разбойники», которой и был навеян сюжет картины Васнецова. Не побоялся Илья трудного пути и победил разбойников, очистил дорогу. Думается, и витязь, очнувшись от тяжелых дум, поедет прямо, чтобы уничтожить злую силу, закрывшую этот путь.

«Витязь на распутье» - 6 класс (описание)

Вариант 1

В.И. Васнецов, самобытный художник, чутко понимающий глубокую русскую душу, и творящий, вдохновленный фольклором и богатой историей родной страны. Сказочные образы могучих славянских богатырей, особо удачно выходили из-под его кисти.

Передо мной картина «Князь на распутье». В центре полотна стройная и могучая фигура князя верхом на своем добром белоснежном скакуне. Задумавшийся лирический герой, склонил прикручинившись буйную головушку, перед ним стоит непростая дилемма – выбрать свой, путь свою судьбу. Блестит кольчуга и шлем в заходящих лучах солнца, опущено мощное острое копье, каленый щит с луком и стрелами висят за спиной силача, да тяжелая булава заткнута за пояс.

Огромный каменный валун, поросший густым зеленым мхом, испещренный старославянскими письменами, указывает путнику дорогу, да только не сулит не этот путь путешественнику добра – предвещает страшную гибель, осмелившемуся двинутся этой дорогой.

Скакун богатыря, трясет гривой, тревожно фыркает, словно отговаривает своего хозяина от гиблой затеи.

Атмосфера вокруг настораживающая, подернутая беспокойством и тревогой.

В вечернем небе плывут темно-синие грозовые облака, сгущаются сумерки. В чистом поле не зверя ни дома доброго человека. Лишь черные вороны-стервятники вьются над камнем и белыми костями человека и лошади. Омытые дождями, скалятся черепа и смотрят пустыми глазницами в сумеречное темнеющее небо.

Темнеет горизонт, на многие мили раскинулось мрачное, безмолвное широкое поле. Тянутся минуты, приближая неизбежное. И вот уже воображение рисует, как бесстрашный витязь, дернув своего верного коня за поводья, направит его навстречу злому року.

Живописный сюжет творения Васнецова завораживает своей сказочностью, трагизмом, верой в торжество добра над злом и тьмой.

Вариант 2 (подробно)

  1. Васнецов - былинный живописец.
  2. Описание картины:
  • витязь на белом коне;
  • камень-предсказатель;
  • зловещее поле;
  1. Задний план (природа).
  2. Мое отношение к картине.

Виктор Михайлович Васнецов всем известен не только как сказочный живописец, но и былинный сказитель, который передает нам не словом, а с помощью художественных образов предания старины глубокой, дошедшие до нас через века.

Теме былин и легенд художник посвятил много полотен. Среди них наиболее известная - «Богатыри». А открывает этот богатырский цикл картина «Витязь на распутье», которую Васнецов писал на протяжении пятнадцати лет. Это одна из философских работ живописца, которая призывает зрителя не только к созерцанию, но и размышлению. Причем к размышлению не только о судьбе героя, но и о более глубинных, вечных проблемах добра и зла, справедливости и коварства, проблеме выбора дальнейшего жизненного пути, которые тревожат, наверное, каждого человека.

На переднем плане изображен древнерусский витязь на белом коне, который остановился в поле у огромного камня с высеченной на нем надписью. Всадник повернут к нам спиной, поэтому мы не видим его лица. Богатырь одет в боевые доспехи. Он готов даже к неожиданной встрече с противником. На нем блестящий железный шлем, длинная кольчуга, усиленная металлическими пластинами на спине и, должно быть, на груди.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

За спиной - большой тяжелый круглый щит. На поясе на широком ремне прикреплен кожаный коричневый колчан, украшенный металлическими декоративными накладками. Колчан полон стрел. С боку висит массивная булава. В правой руке витязь держит длинное острое копье на красном древке. Оно опущено острием вниз, слегка согнутая рука богатыря слабо его сжимает - воин спокоен и уверен в себе. На ногах у него высокие светло-зеленые сапоги с позолоченным кантом по верху голенища.

Путник, верно, очень долго ехал и устал. Его крепкое тело сейчас расслаблено, а плечи опущены. Всадник не торопил своего коня по широкому полю: в стремена вставлены лишь кончики его сапог. На закате дня он наткнулся на вещий камень на дорожной развилке. Искал ли он этот указатель или нет - не известно. Но надпись на нем заставила его остановиться и глубоко задуматься. Богатырь слегка склонил голову, опустил поводья у коня. Вслед за хозяином свою голову опустил и белый скакун, словно и он принимает непростое решение. Его длинная лохматая грива свисает почти до земли.

Богатырский конь под стать самому витязю: крепкий, холеный, с густой гривой, шелковистым хвостом, с мощными ногами, которые твёрдо ступают по земле, а в случае необходимости быстро домчат седока туда, куда тот прикажет. А сейчас он покорно и терпеливо стоит, ждёт решения своего хозяина.

Поле, по которому едет былинный герой, - не возделанная плодородная нива, радующая глаз. Это зловещее безжизненное пространство, на котором растет небольшими островками горькая полынь-трава. Поле усыпано большими серыми валунами. Один из таких валунов,

вырастающих из-под земли, - вещий камень, перед которым и остановился витязь. На его плоской стороне выбиты слова-предсказания для всех, кто решит продолжить свой путь дальше. Он настолько древний, что потемнел от времени и покрылся мхом, который скрыл часть слов.

В сказках и былинах обычно говорится о трех дорогах, которые предлагаются на выбор путнику. Однако на своем полотне художник решил отступить от этого важного момента. Этим приемом он зрительно усилил тревожный сюжет картины, оставил былинного героя без альтернативы выбора пути, ведь на камне можно различить лишь эти слова:

«Как прямо ехать - живу не бывати.

Нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному…».

Значит, других дорог здесь нет. Что ищет витязь в этом заброшенном краю? Какую дорогу и судьбу выберет: вперед или отступит назад? Если вперед, то что его там ждет? Почти сразу за камнем твердая земля превращается в зыбкую болотистую почву. В перспективе нет ничего, что могло бы вселить отрадную надежду. Только сгущающийся сумрак, пробирающий душу холод и неизвестность надвигаются на героя. Есть узенькая тропинка, которая уходит влево, петляя между валунами. Она ведет неведомо куда и постепенно растворяется. Про неё ничего не говорит вещий камень. Третьей дороги, как положено в сказках, нет.

Гнетущее ощущение складывается от местности, в которую заехал богатырь. По полю разбросаны кости людей и животных. А прямо перед камнем мы видим черепа человека и лошади. Видимо, немало было смельчаков, решившихся в свое время переступить рубеж, на котором стоит камень-вещун, но предсказание для них сбылось слишком быстро. Вот и кружат над полем черные вороны в ожидании новой добычи.

На поле ложится вечерняя мгла. Тревожное желтоватое небо темнеет. Узкая темная свинцовая туча растянулась вдоль линии горизонта. Солнце уже почти село. Его последние отблески, как зарево, полыхают вдали над одним из высоких мрачных холмов.

По своему эмоциональному настрою эта картина производит тягостное, безрадостное впечатление. Наверное, в жизни каждого человека бывают такие непростые моменты, когда нужно решиться на определенный выбор дальнейшего пути. Кто-то принимает решение двигаться вперед, несмотря ни на что. А кто-то повернет назад, испугавшись неизвестности.

Но русские богатыри никогда не искали легких путей. Витязь на белом коне знает, что ему придется столкнуться с немалыми трудностями, и не случайно он в полной боевой готовности. Я думаю, что он не отступит, не свернет с прямого пути и с честью выйдет из любого сражения.

Описание картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье»

Вариант 1

Русские сказки и былины часто становились темой произведений В. М. Васнецова, самые известные из которых - «Алёнушка», «Иван царевич на сером волке», «Витязь на распутье». Полотно «Витязь на распутье» было написано художником на сюжет русских народных преданий про Илью Муромца.

В центре этой картины изображен русский богатырь в полном воинском снаряжении, верхом на могучем боевом коне. Бранные доспехи Ильи Муромцы нарисованы художником тщательно, в деталях. Тело воина защищает крепкая кольчуга, на голове - тяжелый шлем. В руках богатырь держит копье, за спиной его - узорчатый щит, на правом боку висит колчан с калёными стрелами и полутора-пудовая палица. Воображение подсказывает нам, что с левой стороны, в ножнах, покоится богатырский меч, а за пояс витязя заткнуты стальные рукавицы.

Склоненная книзу голова героя, опущенное копье, говорят об одолевших его мрачных думах. Да и как не призадуматься добру молодцу! Ведь на его пути - придорожный камень с надписью: «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».

Тревожное настроение картины подчеркивают череп и кости, лежащие у камня, голые валуны, разбросанные по всему полю, грозовые тучи на горизонте. Мы словно слышим карканье воронья, кружащего в поисках добычи и предвещающего беду путнику.

Вариант 2

Русский богатырь остановился в глубоком раздумье посреди болотистой равнины перед камнем-предсказателем – куда держать путь-дорогу? Его могучий конь понуро опустил голову к земле и как будто бы тоже задумался. Усыпанное человеческими останками поле смерти, зловещие вороны на фоне закатного неба и надпись, гласящая «кто прямо поедет, жизнь потеряет…» вызывают у зрителя тревожные мысли и предвкушение трагического конца.

История создания

Работу над картиной «Витязь на распутье» Васнецов начал в 1870‑х годах с небольшого эскиза “Витязь на коне и в кольчуге». Сюжет будущего произведения родился под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». Васнецов писал полотно почти пятнадцать лет, параллельно работая над другими холстами.

Картина была окончена в 1877 году, а в 1878 году - представлена на шестой выставке художников-передвижников. Это событие стало переломным в творческой жизни Васнецова. Произведение «Витязь на распутье» положило начало новому циклу работ художника, посвященному теме русских былин.

В 1882 году мастер создает второй вариант полотна «Витязь на распутье» специально для коллекции Саввы Мамонтова. Он выбирает холст больших размеров, дорабатывает некоторые детали композиции и общую цветовую гамму, делает более монументальной фигуру богатыря.

Картина «Витязь на распутье» 1882 года хранится в Государственном русском музее (г.Санкт-Петербург). Первая версия полотна находится в коллекции Серпуховского художественно-исторического музея.

Описание и анализ

На ранних этапах работы над картиной художник располагал витязя лицом к зрителю. Своего рода прототипом образа главного персонажа был выбран брат художника. Однако впоследствии Васнецов, видимо, решил, что ключевым моментом в картине должно быть содержание надписи на камне, поэтому повернул рыцаря спиной.

Панорама вокруг камня также была существенно изменена. Если на первых эскизах Васнецов изображал дорогу, символизирующую возможный выход из трудностей, то в заключительном варианте картины он её убрал с целью подчеркнуть ощущение безысходности и усилить гнетущий эмоциональный фон картины.

На камне-предсказателе автор оставил только одну из трех традиционных надписей – «прямо пойдешь, живым не бывать», подчеркнув, что другого варианта пути нет. А для большей убедительности изобразил разбросанные вокруг останки людей и животных. Особое внимание привлекают скелеты человека и лошади, изображенные на переднем плане под камнем. Возможно, какой-то всадник уже пытался здесь пройти?

И без того мрачную композицию художник дополнил тревожным закатным небом, изображениями древних валунов и зловещих воронов, кружащих над полем. Даже виднеющаяся на дальнем плане вода ассоциируется с непроходимым смертоносным болотом.

Произведение выглядит неординарным не только за счет мастерски созданного в нем ощущения безысходности, но и по причине пехотного копья в руках всадника. Все, кто внимательно разглядывал картину, отмечали, что на ней изображено не рыцарское, а пехотное копье, у которого присутствует «подток», а второй конец окован. В былые времена это делалось для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конных витязей. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна и даже может навредить.

Искусствоведы не могут ответить на вопрос, было ли несоответствие в изображении копья ошибкой Васнецова или же художник выбрал этот вариант сознательно. Возможно, мастер хотел таким способом передать мысль о том, что русский рыцарь готов к пешей схватке с врагом в случае, если потеряет своего коня?

Героическое начало гармонично слито в этой картине с тонкой лирической интонацией, которую привносит изображение закатного пейзажа с темнеющими таинственными далями.C целью максимальной передачи эпического строя былинного сказа художник использовал крупноформатное полотно, пластические формы и подчеркнул широту пространства. В целом картина исполнена в свободной живописно-обобщенной манере. Образ русского богатыря на белом коне, остановившегося перед камнем-«вещуном» в глубоком раздумье как будто воскрешает дух древних народных преданий.

Вопрос выбора пути как один из ключевых в человеческой жизни приобрел на холсте «Витязь на распутье» эпическое звучание. Основной акцент в картине сделан на проблеме самоопределения, с которой сталкивается каждый человек. Пойти прямо, рискнув потерять все, даже собственную жизнь, или обойти препятствие стороной, выбрав более легкий путь? Однако драматический сюжет живописного полотна с отсутствием живых персонажей, за исключением предвещающих близкую смерть черных воронов, ясно дает понять, что на этот раз миновать опасность невозможно. Надпись на камне выглядит фатальным пророчеством. Похоже, что и главный герой картины прекрасно осознает неотвратимость трагической развязки.

Время написания картины «Витязь на распутье» совпало с этапом выбора дальнейшего творческого пути самим живописцем. На момент создания полотна Васнецов был уже признанным художником-передвижником. Он с успехом выполнял жанровые композиции на остросоциальные темы. Однако художника не переставала волновать сказочно-былинная тематика. Именно она и продиктовала новое направление в его творчестве.

Во время написания своих «сказочных» картин Васнецов уходил от проблем современности и полностью погружался в загадочный мир русской старины и фольклора. Решение отказаться от реалистического направления далось Васнецову нелегко. Смена изобразительного жанра была рискованным шагом с его стороны, но художник смело последовал за своим вдохновением, не испугавшись возможного осуждения со стороны зрителей и коллег по цеху. Художник не стремился к всеобщему признанию. Своей главной задачей он считал передать уникальную красоту Древней Руси.

В 2013 году поисковая система Яндекс разместила на своей главной странице логотип, выполненный по мотивам картины «Витязь на распутье», приурочив это к 165‑й годовщине со дня рождения Виктора Васнецова.

Но не запугать богатыря русского! Вот-вот очнется он от тяжелых дум и воскликнет: «Не боюсь тебя, сила лютая, выходи же ты в поле ратное, и отведай-ка силушки богатырской!»

История создания

Описание и анализ

Вопрос выбора пути как один из ключевых в человеческой жизни приобрел на холсте «Витязь на распутье» эпическое звучание. Основной акцент в картине сделан на проблеме самоопределения, с которой сталкивается каждый человек. Пойти прямо, рискнув потерять все, даже собственную жизнь, или обойти препятствие стороной, выбрав более легкий путь? Однако драматический сюжет живописного полотна с отсутствием живых персонажей, за исключением предвещающих близкую смерть черных воронов, ясно дает понять, что на этот раз миновать опасность невозможно. Надпись на камне выглядит фатальным пророчеством. Похоже, что и главный герой картины прекрасно осознает неотвратимость трагической развязки.

Время написания картины «Витязь на распутье» совпало с этапом выбора дальнейшего творческого пути самим живописцем. На момент создания полотна Васнецов был уже признанным художником-передвижником. Он с успехом выполнял жанровые композиции на остросоциальные темы. Однако художника не переставала волновать сказочно-былинная тематика. Именно она и продиктовала новое направление в его творчестве.

Во время написания своих «сказочных» картин Васнецов уходил от проблем современности и полностью погружался в загадочный мир русской старины и фольклора. Решение отказаться от реалистического направления далось Васнецову нелегко. Смена изобразительного жанра была рискованным шагом с его стороны, но художник смело последовал за своим вдохновением, не испугавшись возможного осуждения со стороны зрителей и коллег по цеху. Художник не стремился к всеобщему признанию. Своей главной задачей он считал передать уникальную красоту Древней Руси.

В 2013 году поисковая система Яндекс разместила на своей главной странице логотип, выполненный по мотивам картины «Витязь на распутье», приурочив это к 165-й годовщине со дня рождения Виктора Васнецова.

Описание картины «Витязь на распутье» В. Васнецова

Русский богатырь остановился в глубоком раздумье посреди болотистой равнины перед камнем-предсказателем – куда держать путь-дорогу? Его могучий конь понуро опустил голову к земле и как будто бы тоже задумался. Усыпанное человеческими останками поле смерти, зловещие вороны на фоне закатного неба и надпись, гласящая «кто прямо поедет, жизнь потеряет…» вызывают у зрителя тревожные мысли и предвкушение трагического конца.

История создания

Работу над картиной «Витязь на распутье» Васнецов начал в 1870-х годах с небольшого эскиза “Витязь на коне и в кольчуге». Сюжет будущего произведения родился под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». Васнецов писал полотно почти пятнадцать лет, параллельно работая над другими холстами.

Картина была окончена в 1877 году, а в 1878 году - представлена на шестой выставке художников-передвижников. Это событие стало переломным в творческой жизни Васнецова. Произведение «Витязь на распутье» положило начало новому циклу работ художника, посвященному теме русских былин.

В 1882 году мастер создает второй вариант полотна «Витязь на распутье» специально для коллекции Саввы Мамонтова. Он выбирает холст больших размеров, дорабатывает некоторые детали композиции и общую цветовую гамму, делает более монументальной фигуру богатыря.

Картина «Витязь на распутье» 1882 года хранится в Государственном русском музее (г.Санкт-Петербург). Первая версия полотна находится в коллекции Серпуховского художественно-исторического музея.

Описание и анализ

На ранних этапах работы над картиной художник располагал витязя лицом к зрителю. Своего рода прототипом образа главного персонажа был выбран брат художника. Однако впоследствии Васнецов, видимо, решил, что ключевым моментом в картине должно быть содержание надписи на камне, поэтому повернул рыцаря спиной.

Панорама вокруг камня также была существенно изменена. Если на первых эскизах Васнецов изображал дорогу, символизирующую возможный выход из трудностей, то в заключительном варианте картины он её убрал с целью подчеркнуть ощущение безысходности и усилить гнетущий эмоциональный фон картины.

На камне-предсказателе автор оставил только одну из трех традиционных надписей – «прямо пойдешь, живым не бывать», подчеркнув, что другого варианта пути нет. А для большей убедительности изобразил разбросанные вокруг останки людей и животных. Особое внимание привлекают скелеты человека и лошади, изображенные на переднем плане под камнем. Возможно, какой-то всадник уже пытался здесь пройти?

И без того мрачную композицию художник дополнил тревожным закатным небом, изображениями древних валунов и зловещих воронов, кружащих над полем. Даже виднеющаяся на дальнем плане вода ассоциируется с непроходимым смертоносным болотом.

Произведение выглядит неординарным не только за счет мастерски созданного в нем ощущения безысходности, но и по причине пехотного копья в руках всадника. Все, кто внимательно разглядывал картину, отмечали, что на ней изображено не рыцарское, а пехотное копье, у которого присутствует «подток», а второй конец окован. В былые времена это делалось для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конных витязей. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна и даже может навредить.

Искусствоведы не могут ответить на вопрос, было ли несоответствие в изображении копья ошибкой Васнецова или же художник выбрал этот вариант сознательно. Возможно, мастер хотел таким способом передать мысль о том, что русский рыцарь готов к пешей схватке с врагом в случае, если потеряет своего коня?

Героическое начало гармонично слито в этой картине с тонкой лирической интонацией, которую привносит изображение закатного пейзажа с темнеющими таинственными далями.C целью максимальной передачи эпического строя былинного сказа художник использовал крупноформатное полотно, пластические формы и подчеркнул широту пространства. В целом картина исполнена в свободной живописно-обобщенной манере. Образ русского богатыря на белом коне, остановившегося перед камнем-«вещуном» в глубоком раздумье как будто воскрешает дух древних народных преданий.

В 1882 году Васнецов окончил картину «Витязь на распутье» В основе сюжета этой работы - былина про Илью Муромца. На развилке трех дорог богатырь подъехал к камню, на котором была надпись с пророчеством о дальнейшей судьбе путника: «Направо пойдешь - женату быть, налево пойдешь - богату быть, прямо пойдешь - не живу быть». Илья Муромец выбирает ту дорогу, которая сулит смерть. И напали на него на той дороге разбойники, но сумел богатырь победить их. Далее отправился Илья Муромец другой дорогой. Там поджидала его злая волшебница - и с нею справился храбрый богатырь, избавив из ее плена многих людей. И, наконец, на третьей дороге обнаружил он сундук с золотом, которое роздал нищим. Так что ни одно из трех предсказаний, высеченных на том камне, не сбылось. Богатырь своей необыкновенной силой, волей и выдержкой сумел противостоять злой судьбе.

Первая акварель «Витязь на распутье» была выполнена еще в 1871 году. Ее же повторил Васнецов для «Альбома рисунков русских художников», который был выпущен С.И. Мамонтовым в 1880 году. В 1878-м в мастерской художника появился первый вариант «Витязя на распутье». Всадник там повернут лицом к зрителю, и вся картина лишена цельности, выразительности, монументальности. Васнецов, видимо, сам осознавал свою неудачу и продолжал упорно добиваться нужной выразительности в композиции. Тема по-прежнему не оставляла, волновала его.

Сохранилось множество карандашных набросков, где видно, как шаг за шагом приближался художник к окончательному решению. Во втором варианте 1878 года, ныне хранящемся в Серпуховском художественном музее, Васнецов уже почти нашел окончательное решение: светлый силуэт богатыря на фоне темной травы поля, конь и всадник даны в новом ракурсе, выражающем состояние затянувшегося раздумья.

В полотне «Витязь на распутье» не видно трех дорог. Раскинулось широкое поле без конца и без края, усыпанное камнями-валунами. Богатырь повернут к зрителю в профиль. Он остановился, задумался... Склонилось вниз тяжелое копье, понуро опущена голова. Витязь внимательно перечитывает надпись на камне, пытаясь угадать свою будущую судьбу. Видна лишь часть надписи старославянской вязью: «Как пряму ехати - живу не бывати, нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».

Картина «Витязь на распутье» 1882 года явилась итогом долгих поисков Васнецова. Художник изменил время суток. Если в прежних вариантах богатырь представал перед зрителем в пасмурный серый день, теперь он подъезжает к камню при свете пламенеющего заката. Все вокруг окрашено «кровавыми», напряженно-трагичными отблесками. На горизонте возникают мрачные темно-серые облака. Степь с колышущимся сухим ковылем написана более подробно и живописно. Парят в небе черные зловещие птицы - излюбленный мотив Васнецова. Одна из них кружит прямо над всадником, словно предвещая беду.

Выразительны поза и облик витязя. Ярко-красное древко копья наперевес создает напряжение и одновременно вносит элемент нарядности во всю композицию. Лица богатыря мы почти не видим, оно прикрыто шлемом - видна лишь часть сурового, мужественного профиля.

К изображению предметов старинного военного снаряжения в своих картинах Васнецов подходил как историк. Известно, что он целыми днями делал зарисовки в альбом в Оружейной палате, в соборах Московского Кремля, а позже - в Историческом музее. Когда у художника появится свой дом с мастерской, он соберет там целую коллекцию старинной одежды и вооружения - «натурный» исторический материал для множества картин...

Белый конь в «Витязе на распутье» вызывает ассоциации со светлым, добрым началом, противостоящим силам зла, которые рассеяны в картине (зловещие птицы, кости, да и сам камень с грозным предсказанием). Васнецов строит композицию так, что у нас не возникает сомнений, за кем будет победа. Еще мгновение - и всадник стряхнет с себя тяжкую думу, выберет единственно верный путь и одолеет все препятствия.

«Начни подобную вещь какой-нибудь немецкий художник, - немцы пришли бы в умиление, в поклонение перед гениальным изобретением и разгласили бы его на весь мир», - писал И.Е. Репин В.В. Стасову об этой картине. Русская публика, однако, «в умиление» не пришла. То было не лучшее время для «умилений»: в 1881 году был убит император Александр И, организаторы убийства - народовольцы казнены, начались аресты, репрессии. При Александре III ужесточился режим, реформы его отца были свернуты, властвовал обер-прокурор Святейшего Синода К П. Победоносцев. Так что «Витязь на распутье» снова пришелся «не ко двору». И вновь художника выручил С.И. Мамонтов, купивший картину. Ныне она находится в Государственном Русском музее.

Картина Васнецова Витязь на распутье - положила начало целому ряду работ, посвященных русским былинам. Впервые художник занялся набросками этой картины в начале 1970-х, но со временем они были основательно исправлены и переделаны.

Изначально планировалось, что всадник будет повернут к зрителю лицом. Был даже своеобразный прототип – брат Васнецова, с которого и рисовался витязь. Кроме того, в первых версиях была видна дорога, которую художник со временем решил убрать. По словам живописца, кардинальные изменения были задуманы с одной целью – лучше передать эмоции.

Художник закончил работу в 1877 году, а в 1878, на шестой передвижной выставке картину впервые представили на суд общественности. Публика уже знала Васнецова, ведь его картины и раньше пользовались популярностью.

Но «Витязь на распутье» был чем-то другим. Эта работа – переломный момент в творчестве художника, ведь впервые вместо привычного реализма и острой социальной тематики зрителю представили фольклорный образ. Несмотря на композиционные решения резкие смены жанра обычно воспринимаются негативно, но«витязь» был одобрен.

В 1982 году, специально для Саввы Мамонтова, художник рисует другой вариант картины, который и стал окончательным. Васнецов использовал холст большего размера, а также доработал детали и цветовую гамму. Критики одобрили полотно, которое Мамонтов забрал в свою коллекцию.

На холсте мы можем увидеть витязя оказавшийся на распутье, склонившегося над придорожным указателем. Основной акцент сделан на проблеме выбора, подобная жизненная ситуация может произойти с каждым. Пойти дальше, и взглянуть в глаза проблемам, или свернуть с дороги в поисках более легкого пути?

Но вся атмосфера просто кричит о том, что проблемы неизбежны. Присмотревшись, можно прочесть пол устершиеся, заросшие мхом руны, переведя которые на современную речь можно прочитать: «Кто прямо поедет, жизнь потеряет. Не пройдешь, не проедешь, не пролетишь».

Саму местность, открывшуюся взору, можно назвать не иначе, как полем смерти. Земля, кое-где поросшая травой, устлана камнями и костьми давно умерших людей и зверей. А на горизонте нет ни единого живого существа, кроме нескольких воронов – вестников близкой смерти.

Особое внимание стоит уделить двум скелетам под камнем-указателем: в одном угадывается человек, а второй сильно напоминает лошадь. Кто знает, может быть, это останки другого всадника, который когда-то пытался здесь пройти? Ну а завершением композиции можно считать виднеющуюся вдали воду, которая может оказаться смертоносным болотом, и кроваво-красный закат – манящий, угнетающий, пугающий.

Картина Васнецова на распутье с 1982 года находится в Государственном русском музее, ее размер – 167*299 сантиметров. А первую версию, в увеличенном размере, можно найти в Серпуховском историко-художественном музее.

Картины Васнецова известны всем, но мало кто знает, что их создание явилось результатом сложной внутренней борьбы автора. Содружество художников-передвижников, к которому он принадлежал, пропагандировало остросоциальную направленность сюжетов для жанровых картин. Васнецовым же всецело завладела сказочная тематика. Надо было решать, в каком направлении двигаться дальше. Эти переживания во многом вылились в картину "Витязь на распутье".

Новаторский жанр в создании картин

Следует отметить, что избрав путь был новатором в этой области. Едва ли можно назвать имя другого живописца, столь беззаветно посвятившего себя русской былинной старине.

Первое законченное полотно появилось в 1877 году и называлось "Воин в шлеме с кольчужкой". Любопытно, что для фигуры воина позировал брат художника Аркадий. Постепенно с каждой новой работой начинает вырисовываться композиция картины, где конный витязь остановился перед "камнем-вещуном", на котором начертана его судьба.

В 1877 году первый вариант произведения был закончен и через год был представлен публике на очередной выставке. Приём был достаточно тёплым. Описание картины "Витязь на распутье" и благожелательные отзывы появились во многих газетах и журналах.

Заказ Саввы Мамонтова

Окончательный вариант картины, тот, что сейчас можно увидеть в Русском музее в Санкт-Петербурге, был написан в 1882 году специально для коллекции известного мецената и создателя частной оперы Саввы Мамонтова. В создании декораций для его постановок не раз принимал участие Васнецов. "Витязь на распутье", описание которого и восторженные отзывы стали известны Мамонтову, вызвал желание иметь картину в своем собрании. Выполняя заказ, Васнецов значительно изменил композицию раннего варианта. Первоначально витязь был обращён к зрителю лицом. В окончательной версии картины автор развернул его, скрыв лицо. Кроме того, был увеличен размер холста, что придало полотну большую монументальность. Изменился и пейзаж.

Описание картины «Витязь на распутье»

В раннем варианте перед витязем была дорога, в окончательном - только поле. Такое решение придало картине большую эмоциональность. В ней всё как бы говорит, что нет иного пути, кроме указанного на камне. Изображение воронов и разбросанных в траве костей создаёт впечатление фатальности и неотступности рока. На переднем плане автор поместил останки коня и человека, указывая на то, что были уже смельчаки, да сложили в землю свои буйные головушки. Общую напряжённость дополняет кровавый отблеск заката. Даже вода, изображённая вдали, ассоциируется с мёртвым болотом.

Развернув фигуру всадника, художник тем самым направил внимание зрителя на камень-предсказатель. Именно надпись, начертанная на нём, становится ключевым моментом всей картины. Нужно заметить, что из трех надписей, упоминаемых в былине, Васнецов оставил только одну, грозящую смертью тому, кто поедет прямо. Этим он как бы исключает иные варианты пути. Выразительно написана фигура коня. Он наклонил к земле голову, как будто тоже погружён в задумчивость.

Есть и ещё одна существенная деталь, без которой не полным было бы описание картины. Витязь на распутье стоит, вооружённый копьём. Но это копьё пешего война, а не кавалериста. Между ними существуют отличия. Что это должно обозначать? Вероятнее всего, готовность биться и пешим, и конным, чтобы, потеряв коня, не потерять победу.

Идея картины ― выбор пути в жизни

Вопрос выбора пути в жизни человека наполнен в картине Васнецова эпическим звучанием. Акцент делается исключительно на самоопределение личности. Все зависит только от свободного выбора, от воли каждого. Какой путь избрать? Идти напролом, рискуя всем, и даже собственной жизнью, или свернуть в сторону и выбрать более лёгкую дорогу? Но в данном случае всё наполнено предельным драматизмом. Отсутствие живых персонажей, кроме зловещих воронов - символов близкой гибели, и общая напряжённость картины дают ясно понять - надежды нет, трагическая развязка неизбежна.