Викторины по бажову. Викторина по сказам Павла Бажова «Каменный цветок. Тема: Герои сказов

Светлана Морозова

Цели и задачи :

Расширить знания детей о жизни и творчестве П. П. Бажова ;

Развивать речевые умения и творческие способности;

Развивать воображение, мышление, культуру общения;

Воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие;

Способствовать развитию интереса к литературному чтению .

Оборудование :

Выставка книг с произведениями П. П. Бажова ;

Портрет писателя;

Иллюстрации к произведениям П. П. Бажова на слайдах ; компьютер;

Карточки с отрывками из произведений, загадками, тестами;

предметы : оранжевый платочек, игрушки : кошка Муренка и ящерка, шкатулка, решето, гребешок.

Предварительная подготовка : за месяц до проведения праздника учащимся поручено прочитать сказы П . П. Бажова , нарисовать иллюстрации к понравившимся произведениям.

Участники : ученики 2 – 4 классов

Ведущие : учителя начальных классов

Ход праздника:

1-й учитель. Дорогие ребята, уважаемые гости ! Приглашаем вас на встречу с творчеством замечательного сказочника Уральских гор Павла Петровича Бажова , чье ---летие отмечали (отметим) в январе этого года.

Послушайте, пожалуйста, биографию писателя.

Биография писателя

Бажов

Павел Петрович

(1879-1950)

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая седая борода - на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым , мудрым сказочником . Он и был сказочником . Только герои его сказок жили , казалось, в самых не подходящих для сказок местах : в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

А родился он на Урале , в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала . Став учителем, он в свободное время бывал на заводах, в деревнях, расспрашивал стариков, записывал в толстую тетрадь всё, что они ему рассказывали : были и небылицы, подлинные истории и народные предания, песни, сложенные столетия назад. И много таких тетрадей накопилось у необычного учителя к тому времени, когда в нашей стране произошла революция.

И тогда Павел Бажов оставил учительство , запрятал свои тетради и добровольно пошел в Красную Армию, чтобы с винтовкой в руках защищать молодую Советскую Республику. Только после окончания гражданской войны Павел Бажов снова достал свои заветные тетради. И они стали заполняться новыми записями. К этому времени он был журналистом. По своим обязанностям ему приходилось очень часто ездить по старым уральским шахтам , горным заводам. И он не терял ни одной возможности, чтобы записывать все, что его так сильно привлекало.

Павлу Бажову были интересны простые уральские мастера , талантливые русские умельцы, которые лили сталь, делали оружие, создавали сказочные по красоте изделия из железа и чугуна. Его влекли душевная красота и достоинство трудового человека. Только таким открываются стихийные силы природы, только отважным и чистым душой людям удается проникнуть в заветные кладовые Уральских гор , только им дано разгадать их тайны. Так рассказывалось в тех преданиях , которые переходили от поколения к поколению.

В 1924 г. Павел Бажов выпустил свою первую книгу «Уральские были » . А за ней последовали знаменитые «Малахитовая шкатулка» , «Ключ-камень» , «Хозяйка медной горы» , «Великий полоз» и многие другие «уральские сказы » , как назвал их автор. Они были радостным открытием для всех читателей : от детворы до умудренных старцев. В этих сказах фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых все было, как и должно быть в настоящей сказке : добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Впервые героями сказок стали не гномы , не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а рабочие люди, умеющие разглядеть в безжизненном камне его добрую, нужную людям суть. «Добрый гляделец» - так называли в уральских сказах таких людей .

По мотивам сказок созданы кинофильм «Каменный цветок» , многочисленные произведения музыки, скульптуры, живописи.

2-й учитель. А теперь, ребята, предлагаем вам принять участие в викторине по творчеству П . П. Бажова .

«Блицопрос»

1. Какие два героя встречаются в бажовских сказах чаще всего ?

2. Назовите отчество Степана из сказа «Медной горы Хозяйка» .

3. Какого цвета ленты были заплетены в косу Медной горы Хозяйки?

4. Как звали жену Степана?

5. Как звали мастера, который обучал Данилу малахитовому делу?

6. На каком музыкальном инструменте играл Данила, когда был малахитчиком?

7. Как звали невесту Данилы-мастера?

8. Какого цвета были перышки на шапке у Ильи из сказа

«Синюшкин колодец» ?

9. Какой камень воспевал Бажов в своих сказах ?

10. Кто стал хозяйкой малахитовой шкатулки?

1-й учитель. Молодцы, ребята, хорошо подготовились к празднику! А теперь следующий конкурс. Будьте внимательны!

«Сказы начинаются… А как они называются?»

Вопросы :

1. «Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то.

День праздичный был, и жарко - страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумешках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже». («Медной горы Хозяйка» .)

2. «У Настасьи, Степановой-то вдовы, шкатулка малахитова осталась. Со всяким женским прибором. Кольца там, серьги и протча по женскому обряду. Сама Хозяйка Медной горы одарила Степана этой шкатулкой, как он еще жениться собирался». («Малахитовая шкатулка» .)

3. «Катя, - Данилова-то невеста, - незамужницей осталась. Года два либо три прошло, как Данило потерялся, - она и вовсе из невестинской поры вышла. За двадцать-то годов, по-нашему, по-заводскому, перестарок считается.

Парни таких редко сватают, вдовцы больше». («Горный мастер» .)

4. «Сидели раз старатели круг огонька в лесу. Четверо больших, а пятый парнишечко. Лет так восьми. Не больше. Федюнькой его звали». («Огневушка-Поскакушка» .)

5. «Росли в нашем заводе два парнишечка, по близкому соседству : Ланко Пужанко да Лейко Шапочка.

Кто и за что им такие прозвания придумал, это сказать не умею . Меж собой эти ребята дружно жили». («Голубая змейка» .)

6. Жил в нашем заводе парень Илья. Вовсе бобылем остался – всю родню схоронил. И от всех ему наследство досталось. («Синюшкин колодец» ).

2-й учитель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? Наши загадки необычные : отгадки – герои сказов Бажова .

«Угадай героя сказа »

1) Небольшого росту девка,

И сама вся статная,

И коса её чернява,

Да такая ладная.

Платье цвета малахита,

В косе ленты яркие,

Глаза, словно изумруды,-

Волшебные, ясные.

2) Махонька девчоночка –

Сама вроде кукленочка –

Резвехонько так пляшет.

В руке платочком машет.

3) Сиротой рос мальчишечка :

Голубеньки глазенки,

Волосики кудрявеньки,

А сам, наверно, в маменьку.

У мастера Прокопьича

Малахитову делу обучался

И с самой Хозяйкой медной,

Говорят в народе, знался.

4) Козел тот особенный был,

Резво ножкой о камешки бил,

В каком месте топнет –

Камень дорогой появится.

Даренка все смотрит и удивляется…

Издалека-то его не разглядишь

И не разберешь, а близко к нему,

Как ни старайся, не подойдешь.

5) Сама чернявенька да босенька, а глазки зеленьки.

Красота-то, красота. Да будто кто-то подменил девчонку.

6) Ростом старушка небольшого. Платье на ней синее, платок синий, сама вся синехонька, да такая тощая. Однако глаза у нее молодые, синие да такие большие, будто не место им вовсе тут.

1-й учитель. Ребята, вы, наверное, обратили внимание на предметы, которые стоят на столе. Ваша задача – назвать хозяина этих предметов и вспомнить, из каких они сказов .

«Угадай владельца»

Предметы :

1. Малахитовая шкатулка. (Танюшка. Сказ «Малахитовая шкатулка» .)

2. Оранжевый платочек. (Огневушка-Поскакушка из одноименного сказа .)

3. Кошка Муренка. (Даренка. Сказ «Серебряное копытце» .)

4. Ящерка. (Медной горы Хозяйка из одноименного сказа .)

5. Гребешок (Голубая змейка)

6. Решето (Синюшкин колодец)

2-й учитель. Наш праздник подходит к концу, и последнее испытание – тестовые задания.

«Тесты»

1. Как звали героиню сказа Бажова «Серебряное копытце» ?

А – Марьюшка

Б – Дарёнка

В – Алёнка

Г - Варварушка

2. Каким животным было Серебряное копытце?

А – барашком

Б – козлёнком

В – лосёнком

Г - оленёнком

3. Сколько веток на рожках Серебряного копытца?

4. Какой ножкой топал Серебряное Копытце, когда выбивал самоцветы?

А – правой задней

Б – правой передней

В – левой задней

Г - левой передней

5. Как звали отца Павла Бажова ?

Б – Павел

А – Кавказ

Б – Сибирь

В – Урал

Праздник оканчивается подведением итогов, награждением победителей, набравших большее количество очков.

Литература :

1) Дейстер И. В. Бажовский карнавал// Педсовет . 2004. №6.

2) Мишакова Е. И. Уральских гор сказочник // Приложение к журналу «Начальная школа» . 2004.

3) Сказы П . П. Бажова .


Литературная викторина
«Путешествие

в сказы Бажова»
(для детей подготовительной к школе группы)

Цель:

Через творчество П.П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю , пополнять знания о нем.

Задачи:


  1. Создать условия для длительного сохранения большой информации и для полного воспроизведения ее.

  2. Через мнемический прием ассоциаций учить детей узнавать сказы Бажова.

  3. Через творчество П.П. Бажова дать дополнительные исторические знания об Урале, уральском говоре, уральских самоцветах.

  4. Способствовать развитию коммуникативных способностей детей, социальной адаптации в стрессовой ситуации праздничного занятия.
Среда:

  • В зале стоит телевизор; на экране изображение незнакомого портрета писателя.

  • Справа на стене карта Свердловской области , на ней флажками отмечены города, где родился и жил П.П.Бажов. Под картой – лента времени, где отмечены необходимые даты (наше время, годы жизни писателя, время жизни героев сказов).

  • На столике сборники сказов, книги «Камни Урала», бажовская энциклопедия , «В поисках новых ключей (Путешествие по сказам Бажова, авторы А. Черноскутов, Ю.Шинкаренко).

  • 15 уральских самоцветов.

  • Поднос с предметами – загадками, барабан, угощение, ширма.

  • На стене экспозиция иллюстраций «Серебряное копытце» художника С.веретенникова.
Под мелодию «Уральский хоровод» дети входят в зал, садятся на стульчики.
Ход занятия
Ведущий:

Уважаемые родители, ребята! Сегодня у нас литературный праздник – викторина. Нас пригласил попутешествовать великий уральский сказочник (ответ детей Павел Петрович Бажов). Ему недавно исполнилось … (дети – 130 лет). Мы знаем, что он был очень образованный, мудрый человек, который долго работал

учителем, затем журналистом , много ездил по Уралу, жил в различных городах.


  • Покажите на карте эти города (Cысерть, Полевской, Камышлов, Невьянск, Екатеринбург).

  • В командировке однажды был в Нижней Салде (показ).

  • Работая в разных газетах (показ) Бажов писал о людях труда, славил рабочих Урала. Но известным на весь мир писателем он стал благодаря своим изумительно интересным сказам, которые вошли в сборник (показ)…
Дети – «Малахитовая шкатулка».

Ведущий: Какие сказы вам запомнились?

Дети:1.«Серебряное копытце».

2. «Огневушка – Поскакушка».

3. «Голубая змейка»

4. «Таюткино зеркальце».

5. «Медной горы Хозяйка».

6. «Малахитовая шкатулка».

7. «Каменный цветок»

8. «Горный мастер»

9. «Синюшкин колодец».

(Отвечающим детям мама дает название сказа напечатанные на листе бумаги).

Сейчас мы мысленно отправимся в сказы Бажова , еще раз вспомним сказочных героев, талантливых и добрых людей, необычные события прошлого времени.


  • Покажите на ленте времени где живем мы, где жил Бажов и куда мы сейчас отправимся. (Работа с лентой времени).

  • Приглашаем наших родителей принять активное участие в нашей встрече.

  • Итак, отправляемся в путешествие! (Звучит русская народная музыка. Выносится столик с барабаном)
1 задание.

Узнай сказ по отрывку.

(Из барабана дети по очереди достают листочки с текстом, читает задание мама).


  • «Пожелали Марьюшке доброе и плиточки у обоих стали золотые» (ответ детей: «Голубая змейка»).

  • «Как темнеть стало, запобаивались, села к окошечку, смотрит по лесу какой-то комочек катится» (ответ детей: «Серебряное копытце»).

  • « Приходит к ним женщина. На спине котомочка холщовая , в руке черемуховый батажок, вроде как странница». (ответ детей: «Малахитовая шкатулка»).

  • «Тут приковали его на длинную цепь, чтобы значит, работать можно было». (ответ детей: «Медной горы хозяйка»).

Задание 2.

Узнай сказ по одному слову.

ПАЛАТИ – это место, где спали люди. На палатях проводили зиму Ланко и Лейко в «Голубой змейке».

БАЛАГАН – это охотничья избушка, в которой жили Даренка и Кокованя. «Серебряное копытце»

ВОСТРОШАРАЯ – большеглазая, озорная Таютка. «Таюткино зеркальце».

ПРИДАНОЕ – «Хозяйка медной горы». Она предлагает Степану свои богатства, если он на ней женится.

РЕШЕТО – это сито, в которое бабка Лукерья собирала свой поминок – перышки. «Синюшкин колодец»

На экране телевизора по мере ответов детей появляются иллюстрации из сказов.

Ведущая: А теперь отдохнем! Ребята из сказов Бажова много времени проводили на улице , играли в народные игры. Мы тоже знаем одну – «Гори, гори ясно». Приглашаю всех поиграть. (Игра проводится под музыку.)

После игры все занимают свои места.

Сейчас посмотрите на газету, которую выпустила наша редакторская группа к юбилею П.П.Бажова. Благодарим тех родителей, которые приняли активное участие в сборе материала для газеты. (Дарим газеты).

Задание 3.

Ребята! Мама Алены приготовила нам новые загадки по сказам Бажова.

Диана Сергеенна: У меня на подносе лежат вещи. Я взяла их из сказов Бажова. Верните их на место! Желаю Успеха!


  1. Пуговица – «Малахитовая шкатулка». Подарок Танюшке от Малахитницы.

  2. «3 перышка» - «Синюшкин колодец». Память о бабке Лукерье.

  3. Узелок – «Серебряное копытце». Даренка собрала свои вещи в такой узелок.

  4. Бусинки – слезы Хозяйки медной горы.

  5. Обруч – «Голубая змейка. Золотой обруч отводил беду от детей.
На подносе фонарик и блюдце.

Ведущий: Этих предметов не было в сказах. Догадайтесь, что напоминают они вам из далекого прошлого.

Ответ мальчиков: вместо фонарика в шахту брали блендочки, масляные фонарики.

Ответ девочек: Блюдце напоминает «Таюткино зеркальце».

Задание 4.

Узнай сказ по звуку.

(Звуки за ширмой изображают заранее подготовленные мама с ребенком).

1.Удар молотком о камень. («Каменный цветок», Данила разбивает малахитовую чашу


  1. Складывание бус из уральских самоцветов в шкатулку. «Малахитовая шкатулка», Татьяна играет отцовским подареньем.

  2. Чихание. «Синюшкин колодец», Илья спасается от Синюшки , спасибо бабке Лукерье за перышки.

  3. Уханье. Филин спугнул Огневушку – Поскакушку.
(По мере ответов на экране появляются иллюстрации).

Ведущий: Бажов – мудрец. Он дает нам не только знания и развлечения, но и учит нас пословицами жить, поступать правильно. Скажем мамам пословицы.

Дети хором: Не хвастай – голенастый, сначала дело сделай!

Кто силен – тот драчлив не живет».

Ведущий: Вот как! Гнев, драка – это слабость человека!

Задание 5.

Ребенок: «Широко, далеко пораскинулся богатырь великий – Седой Урал!

Камни дивные, самоцветные в тайне синих гор щедро он собрал!

Вот оно, богатство нашего Урала1 (На столе уральские самоцветы):


  1. Яшма 8. Дымчатый кварц

  2. Кальцит 9. Обсидиан

  3. Лазурит 10. Пелеривт

  4. Малахит 11. Пегматит

  5. Нефрит 12.Скарн

  6. Мрамор 13.Змеевик

  7. Агат 14.Родонит
15.Горный хрусталь

(игры с минералами проводят родители)

Кто назовет все минералы?

(Ответы детей)

Кто узнает самоцветы с закрытыми глазами? (Детям завязывают глаза и дают в руки самоцвет.)

Ведущий: Удивительно! Вы знаете самоцветы, как Данила – мастер!

Вот и закончилась наша викторина! Нам всем приятно было познакомиться со сказами Бажова. О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных детях, жизнь которых была бедной и трудной , об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала.

Спасибо, Вам за знания, мудрый сказочник!

«В который раз склонимся мы над книжкой,

Впитаем мудрость этих слов.

Нам не забыть рассказов деда Слышко
Спасибо, добрый дедушка Бажов.
Ведущий: Еще раз , чуть суровое лицо писателя.

(Слайд-фильм «Портреты писателя» сопровождаются словами:


  • «Это сверкающий самоцвет уральской литературы»,

  • говорили о нем друзья.

  • «Человек он очень простой, скромный, задушевный, спокойный, добрый. Все считали его мудрецом», - И.Соколов-Микитов (показать детям знакомый портрет И.Соколова-Микитова).

  • «Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала», -так сказал писатель Е.Пермяк (портрет Е.Пермяка).
Хозяйка медной горы прислала вам подарок – «Уральские самоцветы».

(В коробке конфет «Уральские самоцветы» угощенье для всех принимавших участие в мероприятии).

Наверное, почти каждый хотя бы раз в жизни наверняка слыхал о Хозяйке Медной горы, Огневушке-Поскакушке или Серебряном копытце. И немудрено! Ведь этих персонажей давным-давно знают и любят не только на их уральской родине, но и по всему миру далеко за её пределами. А уж на самом Урале они настолько популярны, что их помещают не только на сувениры и коробки для конфет, но даже на гербы некоторых городов. Вот так! А тем из вас, кто всё-таки ещё не успел познакомиться с этими персонажами, сегодня самое время расширить свой кругозор! Потому что эту викторину нашего детского сайта мы посвящаем сказам Павла Петровича Бажова - известного уральского писателя, подарившего нам с вами эти замечательные образы и истории.

Бажов родился 27 января 1879 года на Урале, в маленьком городке Сысерть. Его отец был мастером на горнодобывающем заводе, а мать кружевницей (т.е. мастерицей, изготавливающей кружева). Жили они бедно, и семья часто переезжала - отец работал то на одном заводе, то на другом. Эти путешествия по металлургическим городкам Урала произвели на будущего писателя огромное впечатление. Говорят, он очень любил бывать в деревне Полевая (нынешнем городе Полевском), и слушать рассказы жившего там Василия Алексеевича Хмелинина - «дедушки Слышко», как звали его ребята. Слышко сердился, когда мальчишки просили его рассказать сказку: «Сказку старухи маленьким сказывают. А я - про старинное житьё помню. Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь, сказки!»

Интересно, что изначально фамилия Бажовых писалась как Бажевы, а «бажить» - это по-северному означает «ворожить, колдовать». Отсюда пошло мальчишеское прозвище Бажова - Колдунков, которое позднее стало одним из литературных псевдонимов писателя - Колдунков Егорша.

Окончив в 1899 году Пермскую духовную семинарию, Бажов работал учителем русского языка. В 1911 году женился на своей ученице, Валентине Александровне (в девичестве - Иваницкой). В семье родилось семеро детей, однако в лихие годы Павел и Валентина потеряли троих. Свободное от работы время Бажов проводил в путешествиях по родному краю - записывал рассказы рабочих, изучал труд камнерезов, сталеваров, гранильщиков, оружейников и других мастеров Урала, собирал фольклор, горняцкие легенды и старинные устные предания - так называемые «тайные сказы», многие из которых рассказывал ему в детстве дедушка Слышко.

В Октябрьской революции Бажов увидел конец социального неравенства. В Гражданскую войну, в конце апреля-начале мая 1918 года, он прибыл в Семипалатинскую губернию, а в июне 1918 года - в город Усть-Каменогорск (Казахстан). Сразу же включился в работу по организации подполья и единой тактики сопротивления в случае падения советской власти в области и уезде. Воевал на стороне красных, был начальником информационного отдела штаба 29-й дивизии, редактировал армейскую газету, печатал на страницах «Окопной правды» свои очерки, рассказы и фельетоны, в течение года был членом Семипалатинского губкома партии, участвовал в создании партизанских отрядов Алтая и Сибири.

В конце 1921 года Бажов вследствие тяжёлого заболевания и по просьбе Камышловского исполкома возвращается на родной Урал, в город Камышлов (основная причина была в доносах в Губернском ЧК Семипалатинска на его бездействие в период власти Колчака), где продолжает журналистскую и литературную деятельность, пишет книги по истории Урала, собирает фольклорные записи. В 1923-1931 гг. работает в областной «Крестьянской газете». Первая книга очерков Бажова «Уральские были» вышла в 1924 году. В 1936 году в журнале был опубликован первый из его уральских сказов «Девка Азовка», в одночасье принесший Бажову известность, а в 1939 году вышло первое издание «Сказов старого Урала» - так первоначально назывался сборник «Малахитовая шкатулка». Впоследствии автор неоднократно пополнял его новыми сказами - они стали главным делом его жизни. На сегодняшний день «Малахитовая шкатулка» много раз переиздавалась миллионными тиражами и переведена на десятки языков мира.

Для нашей викторины мы взяли из «Малахитовой шкатулки» два сказа - «Каменный цветок» и «Горный мастер»: те, что рассказывают нам историю камнереза Данилы-мастера и его отважной невесты Катерины. Пересказывать её здесь не будем, заметим лишь, что она так полюбилась читателям, что не раз была экранизирована, а также по ней были поставлены спектакли, балет и даже опера! Но интереснее всех мультфильмов и спектаклей, конечно же, остаются сами сказы. Так что, желаем вам увлекательного чтения, и - удачи в разгадывании викторины!