В чем заключался смысл жизни для Мцыри? В чём видит Мцыри смысл жизни Несколько интересных сочинений

Текст сочинения:

Узнать, для воли иль ҭюрьмы На этот свет родимся мы.
М. Лермонтов. Мцыри
М. Ю. Лермонтов за все время своей ҭворческой деятельности успел создать множество ярких и запоминающихся образов. Среди них меня больше всех привлекает романҭический герой Мцыри из одноименной поэмы.
С детства оторванный от родины, дома, друзей и родных, он лелеет в своем сердце "одну, но пламенную страсть": вырваться из сумрачного монастыря, "от келий душных и молиҭв" на волю:
В тот чудный мир тревог и биҭв, Где в ҭучах прячуҭся скалы, Где люди вольны, как орлы.
Рабской покорности и смирению монахов Мцыри про ҭивопоставляет не только вольных и гордых горцев, но и саму природу, которая неподвластна никому. Несмотря на то, что "после к плену от привык", и монастырь успел наложить свой отпечаток на душу юного послушника, надежда на освобождение не покидает Мцыри, наполняя смыслом всю его жизнь.
Совершив побег из монастыря, юноша обретает долгожданную свободу. С радостью и удивлением он впиҭывает в себя звуки и краски природы. Он научился угадывать "думы" скал и цветов, словно всегда жил на воле, а не среди людей. Причудливые горные хребҭы, бег облаков, вид "седого, незыблемого Кавказа" будят в его сердце давнюю память о родине, и Мцыри ощущает неудержимую ҭягу в места своего детства:
Я цель одну
Пройҭи в родимую страну
Имел в душе.
Однако трагедия Мцыри в том, что, вырванный в детстве из привычного окружения, лишенный прямого общения с природой, он не может теперь найҭи обратной дороги. Заключенный в монастыре, Мцыри только сейчас знакомиҭся с вольными просторами, на протяжении многих лет бывшими в непосредственной близости к нему. Юноше не хватает знаний и умений для самостоятельной жизни в гармонии с природой, лирикому он с горечью сравнивает себя с тепличным цветком, вынесенным доброй рукой в сад:
Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В ҭюрьме воспитанный цветок...
Чувство горького разочарования ожидает Мцыри, едва успевшего узнать полноту жизни во всей ее красе. Во время героической схватки с барсом юноша проявил свои лучшие бойцовские качества. Упоенный победой, он не замечает ран. Заблудившись, потеряв дорогу и выйдя обратно к монастырю, Мцыри понимает,
Что мне на родину следа Не проложить уж никогда.
Свободолюбивое сердце Мцыри не может вынести повторного заключения в душных стенах "темницы". Он предпочитает умереть от смертельных ран, полученных в бою, чем провести всю жизнь в монастыре, в ненавистной неволе.
Уже умирая, Мцыри просиҭ монаха перенести его в сад, в густую траву, где "свежий воздух так душист". В единстве с природой он хочет провести последние минуҭы жизни. К тому же "отҭуда виден и Кавказ!" Мцыри умирает с мыслью "про милую страну", такой же одинокий, как и раньше, но гордый и непокоренный.

Права на сочинение "В чем для Мцыри смысл жизни?(по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри")" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Кавказ с ранних лет вошел в сознание Лермонтова как край свободы и чести, как родина благородных и возвышенных стремлений. Пребывая на Кавказе, поэт собирает материалы для одной из лучших своих поэм - «Мцыри». Она построена как монолог-исповедь главного героя Мцыри, где он не кается в грехах перед свя­щенником, а открывает ему свои мысли, взгляды. И здесь мы сталкиваемся с двумя различными точками зрения, двумя взглядами на жизнь - монаха из монастыря и Мцыри.

Мцыри - на грузинском языке значит «неслужащий монах», нечто вроде послуш­ника. Попав в обитель шестилетним ребенком, Мцыри долго не мог привыкнуть к монастырю, который для него, сына гор, был сродни тюрьме. Он не мог привыкнуть к тихой обители, где все, казалось, желали ему только добра. Монахи вылечили его, научили понимать чужой язык. Здесь он нашел теплый кров, пищу и одежду. И уже готовился стать священнослужителем, дать монашеский обет, но бежал из монастыря, однако сбился с пути. Обессиленного, полуживого его нашли монахи и опять возвратили в монастырь - его «тюрьму».

Монах, пришедший исповедовать Мцыри перед смертью, недоумевает: почему юно­ша так поступил? Ведь впереди у него была тихая, смиренная, спокойная и размеренная жизнь, посвященная служению Богу. Именно так он сам прожил свою долгую жизнь, таков, по мнению монаха, был ее смысл, и к такой жизни он готовил Мцыри. Но для юноши смысл жизни - свобода.

Я мало жил, и жил в плену, Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. Я знал одной лишь силы власть, Одну, но пламенную страсть...

Всеми силами своей души он стремится обрести свободу, попасть на родину, туда, «где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Мцыри упрекает монаха за то, что тот спас его от смерти.

Зачем?.. Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок, Я вырос в сумрачных стенах Душой дитя, судьбой монах.

Сколько горя и несчастий принесла ему эта тихая обитель! Он «никому не могска- затьсвященныхслов «отец» и «мать», не слышал звуков родной речи, не мог любоваться красотами родного Кавказа. Бежав из монастыря, Мцыри целых три дня был свободен. Но эти три дня стоили всей предыдущей его жизни. Общаясь с природой, он вспомнил родной край, отца, мать, сестер, свое недолгое счастливое детство в родном краю. Монах, не разделяя взглядов Мцыри, пытается узнать, что же делал он вне стен монастыря, на воле? И удивился, когда услыхал:

Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.

И приходит к выводу: конечно, для воли! И пусть она была недолгой - всего три дня, - пусть даже жестокой - юноша получил в схватке с барсом тяжелые смертельные ранения, - но это была свобода.

Увы! за несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял.

Всю свою недолгую жизнь Мцыри стремился уйти «от келий душных и молитв в... чудный мир тревог и битв», но мечте его не суждено было сбыться.

Мцыри умирает. Он просит перенести его в сад:

Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз, Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлет.

Никакие искусственные преграды не смогли и не смогут уничтожить стремление человека к свободе, к свету, не остановят стремление познать мир. И подтверждение тому - жизнь Мцыри.

Увы! – за несколько минут
Между крутых и темных скал.
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…
М. Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов в юности отдает дань романтизму, создавая в своих произведениях образы стойких и смелых, решительных и несгибаемых бойцов. По большей части они гибнут, но не изменяют себе, своему идеалу.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну, но пламенную страсть.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди

Вольны, как орлы.
Я ату страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской.
Таков герой поэмы “Мцыри”. Он мечтает вырваться из монастыря, который воспринимает как тюрьму. Жизнь для Мцыри – это борьба, а не спокойное сытое существование вдали от тягот и тревог. Размеренный и спокойный быт монастыря не убил в герое мечту вырваться на свободу, попасть в привычную с детства обстановку полубивуачной жизни. Мцыри – дитя природы, он прекрасно понимает ее звуки, чувствует свою кровную связь с окружающим миром свободы и красоты.
Кругом меня цвел божий сад;
И снова я к земле припал
И снова вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам;
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли.
Но сильнее любви к природе, к женщине звучит в Мцыри жажда обрести потерянную родину. Он готов терпеть Любые лишения ради заветной цели:
В знакомой сакле огонек
То трепетал, то снова гас:
Хотелось мне… но я туда
Взойти не смел. Я цель одну –
Пройти в родимую страну –
Имел в душе и превозмог Страданье голода как мог.
Не вина, а беда героя, что не суждено ему вырваться на родину, осуществить свою заветную мечту, взлелеянную “слезами и тоской”. Герой понимает, что на нем “печать свою тюрьма оставила… ” Так и незачем жить, если не вырваться на волю. В монастыре-тюрьме Мцыри больше не может и не хочет находиться, предпочитая смерть прозябанию. Но умирая, герой хочет видеть свою далекую, недосягаемую родину. Умирает тело, но не сломлен дух.
Там положить вели меня.”
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет,
Стану думать я, что друг
Брат, склонившись надо мной.-что
вполголоса поет мне про милую страну…