«Сверхъестественное»: Роберт Лерой Джонсон. «Сверхъестественное»: Роберт Лерой Джонсон Роберт лерой

После знакомства в 1930 году с известными блюзменами Соном Хаузом и Вилли Брауном пытался овладеть блюзовой гитарой, чтобы выступать с корифеями вместе. Надо сказать, что искусство … Читать всё

Роберт Лерой Джонсон (Robert Leroy Johnson; 8 мая 1911, Хейзелхерст (Hazelhurst), Миссисипи - 16 августа 1938, Гринвуд (Greenwood)) - американский музыкант, один из наиболее известных (и легендарных) блюзменов XX века.

После знакомства в 1930 году с известными блюзменами Соном Хаузом и Вилли Брауном пытался овладеть блюзовой гитарой, чтобы выступать с корифеями вместе. Надо сказать, что искусство это давалось ему крайне трудно. На какое-то время Роберт расстаётся с друзьями и исчезает в неизвестном направлении, чтобы вновь появиться уже в 1931 году. Появиться прекрасным музыкантом.

С этого момента и следует отсчитывать появление мифа. Ошарашенные успехами «младшего товарища», Браун и Хауз только и могли спрашивать: как же так? Где ты научился этому?

Джонсон рассказал байку от том, что есть некий магический перекрёсток, на котором он заключил сделку с князем Тьмы - отдал душу в обмен на умение играть блюз.

В самых известных своих песнях (Me and the Devil Blues, Hellhound On My Trail, Cross Road Blues) он впрямую упоминает об этом. Написав 29 песен, проведя три сессии звукозаписи, он погибает, как гласит официальная версия, от рук обманутого мужа своей возлюбленной.

Песни его исполняли (и исполняют до сих пор) самые известные музыканты планеты: Eric Clapton, Led Zeppelin, Ry Cooder, The Rolling Stones, The Doors, Bob Dylan, Grateful Dead, John Mayall, Peter Green, Luther Allison, Red Hot Chili Peppers, Bonnie Raitt, The White Stripes и масса других.

Снято несколько фильмов - документальных («The search for Robert Johnson», «Cain’t you hear the wind howl?») и один художественный («Crossroads» Уолтера Хилла).

Дискография его велика и не поддаётся разумному подсчёту в силу того, что ни одного альбома при жизни он не записал, а после смерти музыканта фирмы компиллируют его наследие по собственному желанию.

Роберт А. Джонсон (Robert A. Johnson) - американский юнговский аналитик, родился в 1921 году, сейчас проживает в Сан Диего, Калифорния.

Жизненный курс Джонсона начался, возможно, с автомобильной аварии, в которую он попал в возрасте 11 лет и в которой потерял ногу. Как Парцифаль в мифе о Граале, молодые духовные поиски Роберта Джонсона привели его к встречам с различными мудрецами, святыми и грешниками, кульминацией всего было открытие для себя швейцарского психиатра Карла Юнга.

Джонсон начал свою аналитическую подготовку в Институте Юнга в Цюрихе в 1947 году, когда он только был открыт. После подготовки у Карла Юнга, Эммы Юнг и Джоландой Якоби он завершил свою аналитическую подготовку с Фритцем Кункелом в Лос-Анджелесе и Тони Суссманом в Лондоне.

В 2002 году Роберт Джонсон получил почетную степень доктора гуманитарных наук.

Джонсон также обучался с Кришнамурти, Шри Ауробиндо Ашрам в Пондишери, Индия. В течение 19 лет он жил между южной Калифорнией и Индией.

Некоторое время Роберт был бенедиктинским монахом в Ипископальной церкви (англиканская церковь).

Джонсон - заслуженный лектор и его книги были проданы тиражом более двух миллионов копий на девяти языках. Книги Роберта Джонсона известны не только за их мудрость и проникновение в суть, но также за пересказывание вневременных мифов и сказок, особенно миф о Граале и архитипические характеристики Парцифаля и раненого короля Фишера.

Среди работ Роберта такие, как +«Внутреннее золото: понимание психологической проекции», «Довольство: путь к подлинному счастью», «Понимание собственной тени», «Он: глубинные аспекты мужской психологии», «Она: глубинные аспекты женской психологии», «Мы: глубинные аспекты романтической любви».

Книги (4)

Мы: Глубинные аспекты романтической любви

Можно ли говорить о психологии любви? Что такое влюбленность, и в чем ее отличие от подлинной любви? Каковы исторические корни романтической любви, и существует ли такая любовь в наше время? Как изменилась ее психология?

Этим и другим вопросам, связанным с психологией отношений между мужчиной и женщиной, посвящена книга Р. Джонсона "Мы: Глубинные аспекты романтической любви".

Он: Глубинные аспекты мужской психологии

Что значит быть мужчиной? Каковы основные вехи на пути становления маскулинности? Как увидеть в себе черты Парсифаля и Короля-Рыбака? Как они проявляются в жизни современного мужчины? Какое место в жизни мужчины занимают женщины? Чем чувство отличается от эмоции, и где искать истоки плохого настроения?

Она: Глубинные аспекты женской психологии

В какой мере истории жизни всех женщин похожи между собой и в чем состоит их существенное психологическое отличие? Какое место в жизни женщины занимают мужчины на разных этапах ее развития? Как женщины могут обнаружить в себе Психею и Афродиту? Что такое женская зрелость?

Ответы на все эти вопросы можно найти в увлекательной книге Роберта Джонсона, посвященной глубинным проблемам женской психологии.

Комментарии читателей

Марта / 13.08.2019 Спасибо Анне за подборку книг))

Анна / 6.07.2017 Сколько книг я прочитала по саморазвитию за последние 10 лет - не счесть. Со темы снов начинала и к ним же в итоге пришла. Наверное в моем случае это было нужно, но быть может кому-то мой совет пригодится, не теряйте времени и ведите журнал снов, изучайте их, и относитесь к ним с глубоким уважением. В них все ответы, книги тоже нужны, но без практики знания забываются. Книги Роберта Джонсона мне очень понравились и помогли в саморазвитии. Хочу так же порекомендовать книги Ольги Харитиди, автор уделяет не меньшее внимание теме снов. По саморазвитию выделю книги Романа Зюлькова, это книги для практики. А так же не могу пропустить книгу Джанетт Рейнуотер
ЭТО В ВАШИХ СИЛАХ.Как стать собственным психотерапевтом, которая тоже реально помогает разобраться в себе.

Валерия / 1.05.2012 Книги потрясающе глубоки по содержанию и при этом написаны очень простым,доступным языком. Применяю предложенные автором технологии работы со сновидениями. Результаты превзошли все ожидания! Очень счастлива, что нашла на этом сайте такие полезные книги!

Роберт Джонсон - легендарный чернокожий блюзмен. В его жизни многое неясно: Джонсон был незаконнорожденным, отец неизвестно кто, у него был жестокий отчим, три или четыре раза он менял имя, женился в семнадцать лет и через год овдовел. Юнцом он околачивался в Робинсонвилле, в компании Сона Хауса, Вилли Брауна и других титанов дельты Миссисипи, - и постоянно просился на сцену. Пару раз ему предоставили такую возможность. Оказалось, Джонсон посредственно играет на губной гармошке и уж совсем любительски - на гитаре, не умеет петь и начисто лишён чувства ритма. В девятнадцать лет он вдруг исчез. Когда год спустя он снова появился в городе, его по-прежнему никто не принял всерьёз. Но в перерыве музыканты вышли покурить и тяпнуть вискаря - и вдруг услышали звучащий из пустого зала дикий, фантастический по силе блюз! Все опрометью кинулись обратно - и выронили сигареты: на сцене сидел Джонсон и играл как никому и не снилось. Старые блюзмены были потрясены. Меньше чем за год неуклюжий подросток превратился в обаятельного виртуоза, затмевавшего всех и вся.

С этого момента и следует отсчитывать появление мифа. Ошарашенные успехами «младшего товарища», Браун и Хауз только и могли спрашивать: как же так? Где ты научился этому?

Джонсон рассказал байку о том, что есть некий магический перекрёсток, на котором он заключил сделку с дьяволом - отдал душу в обмен на умение играть блюз.

Культура чёрной Америки, замешанная на шаманстве, христианстве и сантерии, не признавала иного объяснения: ведь что-то случилось в те несколько месяцев, когда Джонсон якобы жил со своей семьёй в Хейзелхерсте! Джонсон не скрывал, что общался с дьяволом посредством вуду; так он достиг ритуального выхода за пределы своих естественных возможностей, что позволило ему совершить невероятный прыжок из подмастерьев в мастера. Он колесил по стране, возникая то здесь, то там, как привидение; «чёрный денди» в щегольском костюме, в шляпе и при галстуке, с неизменной сигаретой в углу рта, он сам был как дьявол и бравировал этим, когда пел: «Заройте моё тело на обочине шоссе, чтоб мой старый злой дух мог вскочить в автобус и поехать». Холодок пробирал от его строчек: «Я и дьявол ходим рядом, я и дьявол, о-о! ходим рядом, и я изобью свою женщину всласть!»

Все здесь сыграло свою роль - и загадочное превращение из ученика в мастера, и годы одинокого блуждания, без друзей, гонимым, одержимым, и полдюжины различных историй о его смерти, тайна которой прояснилась совсем недавно… Его боялись и боготворили. Порой его видели одновременно в разных городах, далёких друг от друга (а спутать его игру с чужой было немыслимо!) - он играл в насквозь прокуренных дешёвых клубах «баррель-хаус», в негритянских кабаках, наставлял рога всем мужикам направо и налево и записывал песни на дешёвых маленьких винилах «race records» - их в итоге набралось двадцать девять, этих блюзов, и каждый был сырым, грубым и прекрасным, как неотшлифованный бриллиант. Умер Джонсон в 1938 году, «корчась на полу и воя как собака», когда очередной ревнивый муж угостил его стаканчиком отравленного виски. Ему было всего двадцать семь.

Сказать, что блюза не было до Джонсона, значит соврать, но именно Джонсон добавил в него ту толику безумства, каплю запредельной чёрной мистики, после которой эта музыка не могла остаться прежней. Его записи - библия для всех, кто надумал играть блюз. Роберт делал на гитаре то, что до него никогда никто не делал. Странные, резкие звуки его голоса - то басовое рычание, внезапно срывающееся фальцетом на визг, то вопли и гнусавые причитания, его песни о сексе и бессилии, о дьявольских сделках с совестью и мужском бахвальстве, полные беспричинных проклятий и грубой чувственности, сопровождаемые тяжёлыми, яростными ударами по струнам гитары, звучащей как два или даже три отдельных инструмента, со сдавленным подвыванием, ритмы буги-вуги и мелодии, гонящие его мрачные тексты прямо по пустынному шоссе куда-то на запад от Мемфиса, - всё это поражает и сейчас, а тогда… Многие до сих пор всерьёз упорно ищут легендарный Перекрёсток, на котором Джонсон заключил свою сделку. Есть даже фильм про эту историю - мистический, слегка наивный, густо замешанный на блюзе, горечи потери и любви.

Новость отредактировал OzzyFan - 3-03-2013, 10:02

Вырос в сельском районе, в неблагополучной семье. У него были проблемы со зрением, достаточно серьезные, чтобы служить причиной для освобождения от обязательных занятий в школе. С другой стороны, он обходился без очков. По слухам, один глаз был подвержен катаракте, которая время от времени то появлялась, то исчезала. Первые уроки игры на гитаре получил у старшего брата Чарлза. Умел играть на губной гармонике, хотя не воспользовался ею ни на одной из записей для пластинок. Подростком пел, аккомпанируя себе одновременно на гитаре и гармонике. Любимой песней была How Long How Long Blues Лероя Карра (Leroy Carr). Дружба с достаточно известным в то время блюзменом Уилли Брауном (Willie Brawn), которому Джонсон посвятит несколько строк в своем известнейшем блюзе о перекрестке (Crossroads ), позволила ему более серьезно изучить гитарную технику. Благодаря Уилли Брауну, подростком Роберт Джонсон мог общаться и с некоторыми другими легендарными блюзменами Дельты Миссисипи, в первую очередь - с Чарли Паттоном (Cherlie Patton), чье творчество оказало серьезное влияние на становление Джонсона как музыканта. Однако пока у него не было серьезных планов в отношении музыкальной карьеры. Побродяжничав в юности с гитарой, он собирался заняться фермерством. Поселился на ферме, принадлежавшей его сестре, рядом с городом Робинсвилл. В 18 лет он женился, однако спустя год его жена, которой едва исполнилось 16, умерла при родах. Больше он не пытался вести нормальную жизнь.

Встреча с еще одним известным блюзменом - Соном Хаузом (Son Hause) - укрепила Джонсона в желании стать профессиональным музыкантом. У Сона Хауза он перенял манеру вплетать ноты, сыгранные слайдом в обычный «пальцевый» гитарный аккомпанемент. После смерти супруги, Роберт Джонсон вернулся в родной Хазелхерст. В стране наступила «великая депрессия». Частью государственной программы трудоустройства было строительство шоссейной сети, и рядом с городом проходила одна из таких строек. Роберт Джонсон играл в строительном лагере, и здесь познакомился с блюзменом старшего поколения Айком Зинерманном (Цинерманном; Ike Zinnermann), благодаря которому продолжил обучение искусству игры на гитаре. Этот этап жизни Джонсона проходил в изоляции от блюзовой общины Дельты. Он опять встретился с Уилли Брауном и Соном Хаузом полтора-два года спустя, когда отправился странствовать, и те были поражены прогрессом в его игре на гитаре тем более, что прежде никаких особых способностей за ним не замечали. То обстоятельство, что Роберт Джонсон исчез из их поля зрения музыкантом-любителем, а потом вновь появился как неподражаемый виртуоз, видимо, легло в основу мифа о том, что свое искусство Джонсон купил у дьявола, продав ему душу.

Поэзия Роберта Джонсона уникальна. Она полна ярких и неожиданных образов. Но среди немногих радостных, любовных и шуточных блюзов, основным его настроением остается состояние тревоги, ожидание опасности и чувство обреченности. Так или иначе «Нечистый» поминается Робертом Джонсоном слишком часто. На протяжении нескольких десятилетий, прежде чем быть записанными на бумагу первыми историками блюза, передавались изустно легенды о его успехах у женщин, гипнотическом обаянии, всегда безупречно чистом костюме... И о его феноменальной музыкальной памяти и безупречной технике, в которой он далеко превзошел своих первых учителей. Записи Роберта Джонсона отличаются еще и тем, что только в одной из записанных им песен звучит короткое гитарное соло. В качестве аккомпанирующего инструмента его гитара действительно безупречна. Насколько поразительно сочетание четких басовых линий, ритмичных аккордов и выразительных «слайдовых» нот в его игре, иллюстрирует анекдот, рассказанный самим Кейтом Ричардсом (Keith Richards) о том, как впервые слушая пластинку Роберта Джонсона, он пребывал в полной уверенности, что играют два музыканта. На одной из нескольких сохранившихся фотографий Роберта Джонсона хорошо видны его руки с необычайно большими кистями. Некоторые нотные или аккордовые пассажи в его записях практически невозможно сыграть пальцами обычной длины.

В 1930-х годах Роберт Джонсон путешествовал по Америке, чаще пешком, или в товарных поездах, побывал в Мексике и Канаде. Он никогда не выступал в больших концертных залах. Его площадками были городские улицы и сельский пивные, лагеря строителей или лесопильни, иногда - небольшие городские клубы. В ноябре 1936, и в июле 1937 в Техасе он записал 29 песен, которые, вместе с несколькими записанными вариантами, и составляют единственное его наследие в звукозаписи и основу его нынешней известности.
Лишь несколько записей были изданы на пластинках при его жизни. Но этого оказалось достаточно, чтобы привлечь внимание двух ярких почитателей афро-американской культуры. В конце 1938 Джон Хэммонд-старший (John Hammond Sr.) пытался найти его, чтобы пригласить в программу первых концертов серии «От спиричуэлса к свингу » в Карнеги-холл.

Однако Роберту Джонсону не суждено было выйти к действительно большой аудитории. Через два месяца после своей последней записи он умер при неясных обстоятельствах: был или зарезан, или застрелен, или отравлен. В официальном свидетельстве о смерти в графе «Причина» стоит только «Нет доктора»... И как он просил в одном из своих блюзов, его могила действительно оказалась рядом с шоссе - чтобы его «старый злой дух мог сесть на автобус и укатить».

Если его физические особенности могут отчасти объяснить легкость владения виртуозной техникой, то найти объяснение универсальной силе воздействия творчества Роберта Джонсона едва ли возможно. В основе его лежат фольклорные традиции, заключенные в узкие региональные и расовые границы - ведь большинство песен Роберта Джонсона представляют собой авторскую интерпретацию расхожих народных мелодий и сюжетов Дельты Миссисипи. Но широкая известность все же пришла к нему после того, как он сыграл свою последнюю ноту - после выхода первого долгоиграющего альбома с его записями (через три десятилетия). Этот альбом обошел мир и оказал сильное влияние на молодых музыкантов, которым предстояло переменить и представление о сути популярной музыки, и о ее месте в жизни общества.

Джонсон был непревзойденным интерпретатором, поднявшим простые музыкальные формы до уровня произведения подлинного искусства, в то время как многие другие довольствовались лишь соблюдением канонов. Джонсон был первым блюзменом своего поколения, который творчески пользовался записями других артистов, приспосабливая и совершенствуя их идеи до такой степени, что созданные ими и вдохновившие его композиции отныне звучали только как произведения самого Роберта Джонсона.

Отвлекаясь от того, насколько изучено к настоящему времени его творчество, необходимо отметить, что только его первая пластинка, "Terraplane Blues", имела какой-либо коммерческий спрос, и даже его друзья и близкие оставались в неведении относительно судьбы его записей, когда к ним обращались исследователи, такие как Гэйл Дин Уордлоу (Gayle Dean Wardlow) и Мак МакКормик (Mack McCormik). Всего же в ходе 5 сеансов записи, первый из которых состоялся 23 ноября 1936 года, а последний 20 июня 1937 года, Джонсоном было записано 29 композиций (запись еще одной композиции непристойного характера, исполненной по просьбе звукорежиссеров, остается ненайденной). Так и не было установлено, какие из его композиций были (и были ли вообще) разучены специально для студийной записи, а какие исполнялись им регулярно, хотя выступавший с ним вместе Джонни Шайнз (Johnny Shines) был очевидцем эффекта, производимого на слушателей исполнением песни "Come on in My Kitchen".

Точно так же и образ Джонсона как застенчивого, нелюдимого гения блюза был создан на основе манеры Джонсона поворачиваться спиной к звукорежиссерам и петь, отвернувшись в угол комнаты, что Рай Кудер (Ry Cooder), однако, характеризует как "corner loading" - прием, позволявший добиться более звучного пения. Эта звучность и четкость игры на гитаре очевидны с самого первого прогона блюза "Kind-Hearted Woman", который, как и "I Believe I"ll Dust My Broom" и "Sweet Home Chicago", исполняется без украшений в виде игры "боттлнеком". Все восемь номеров, записанные на первом сеансе записи Джонсона, являют собой примеры использования облегченных ритмических структур (позднее ставших характерными для послевоенного Чикагского блюза и в особенности Джимми Рида (Jimmy Reed)), переложенных им для гитары на основе "гуляющих басов", обычно воспроизводимых левой рукой буги-пианиста.

Через 2 дня было записано еще восемь номеров, в их числе "Walkin" Blues" из репертуара Сон Хауса, и "Cross Road Blues", отголосок легенды, согласно которой Джонсон продал свою душу дьяволу за искусство исполнения блюзов; а также "Preachin" Blues" и "If I Had Possession over Judgement Day" волнующее исполнение которых свидетельствует о высочайшем уровне мастерства Джонсона.

Последняя черта под его репертуаром была подведена семь месяцев спустя, на сеансе записи в Далласе, длившемся в течение двух выходных дней 19 и 20 июня 1937 года. 11 записанных тогда песен представляют широкий диапазон чувств, где меланхолия, нежность и открытые сексуальные намеки уступают место демонической одержимости, паранойе и отчаянию. Тенденциозные критики склонны считать "Hellhound on My Trail" и "Me and the Devil" скорее буквальными признаниями, нежели эффектными воплощениями переживаний, обозначенных в текстах этих композиций.

Способность Джонсона к передаче душевных волнений в сочетании с упомянутым подходом к заимствованию тем и приемов у современников противоречат фантастическим объяснениям его достижений. С другой стороны, драматизм музыки Джонсона несомненно является отражением драмы его жизни, жизни скитальца-музыканта, всегда искавшего, как произвести впечатление на женскую часть аудитории. Один такой флирт позднее явился причиной его смерти - спустя год после его последнего сеанса записи, во время выступления в забегаловке в Три Форкс (Three Forks) недалеко от Гринвуда, штат Миссиссиппи, спиртное, которое пил Джонсон, было отравлено одним из мужей-ревнивцев. Примерно в это же время сотрудник компании "Коламбиа" (Columbia) Джон Хэммонд (John Hammond) уже разыскивал Джонсона для того, чтобы организовать его выступление, как представителя сельского блюза, на концерте, названном "От спиричуэла к свингу" (From Spiritual to Swing), который состоялся в Карнеги-холле (Carnegie Hall) в Нью-Йорке 23 декабря 1938 года. Вместо Джонсона там выступил Биг ("Большой") Билл Брунзи (Big Bill Broonzy).

Роберт Джонсон был уникальным музыкантом, не имеющим себе равных ни среди современников, ни среди его последователей. Степень его влияния на последующее развитие музыки не подлежит умалению, хотя его творчество не стоит рассматривать в изоляции от творчества его современников. Имя Джонсона было не забыто благодаря предпринятому в 80-е годы проекту по переизданию полного каталога его записей.