Старый рыбак. Ад и рай художника чонтвари. Двойники на "Тайной вечере"

Совсем недавно предметом пристального внимания искусствоведов стала картина Тивадара Костки Чонтвари «Старый рыбак», написанная им в 1902 г. Посредством зеркального отражения поочередно левой и правой частей картины создаются два абсолютно разных изображения – Бог в лодке на фоне спокойного озера или же Дьявол на вулкане и штормовые воды позади.

После открытия данного факта, к признанию креативности автора картины подошли по-другому. Но что хотел сказать Тивадар Чонтвари своим произведением? Многие заподозрили связь творчества художника с мистицизмом и с большим усердием принялись изучать наследие венгерского живописца.


До недавнего времени лишь немногим, кто интересуется живописью, в частности, экспрессионизмом и примитивизмом, было известно имя венгерского художника Тивадара Костки Чонтвари. Об умершем в нищете почти 100 лет назад живописце, которого, к тому же, считали сумасшедшим (некоторые исследователи его биографии думают, что Тивадар был болен шизофренией), совсем недавно заговорили многие.

Дело в том, что один из сотрудников городского музея г. Печа, рассматривая картину Тивадара Чонтвари «Старый рыбак», обнаружил, что если разделить полотно зеркалом пополам, получится два разных изображения!


Данная деталь заинтересовала не только многих искусствоведов, но и обычных людей. Заговорили о тайном мистицизме произведения, было пересмотрено отношение к творческому наследию венгерского самоучки. В России интерес к этому факту вырос после выхода в эфир выпуска передачи «Что? Где? Когда?» от 1 октября 2011 г., во время которой зритель с вопросом о картине «Старый рыбак», сумел обыграть знатоков.


Наиболее правдоподобной версией относительно заложенной в картине идеи является мнение о дуалистическом характере человеческой природы, который Тивадар хотел передать. Всю жизнь человек проводит в постоянной борьбе двух начал: мужского и женского, доброго и злого, интуитивного и логического. Это и есть составляющие бытия. Как бог и дьявол на картине Чонтвари, они дополняют друг друга, без одного нет другого.

«Старый рыбак» как воплощение прожитой жизни и человеческой мудрости с помощью простого приема показывает, как гармонируют в каждом из нас плохое и хорошее, добро и зло, бог и дьявол. И уравновесить их – задача каждого человека.

В нашем интернет-магазине Вы можете приобрести репродукцию таинственной картины и создать этот шедевр сами.

К ливанским кедрам

Так случилось и со скромным венгерским аптекарем с труднозапоминающимся для нас именем Тивадар Костка Чонтвари. Сидел он своей аптеке в маленькой прикарпатской деревеньке под названием Игло, разбирал нечитаемые рецепты, отпускал капли да пилюли, и выслушивал жалобы старушек на то, что порошки, мол, не помогают. Долго сидел, не один десяток лет. И вдруг теплой летней ночью 1881 года приснился ему сон…

Никому Костка не рассказал о своем сне, но на следующий буквально день сдал он в наем аптеку, собрал все наличные деньги, накупил кистей и красок, и уехал прямиком в Ливан, писать ливанские кедры.

Больше новоявленный художник в своей аптеке не появлялся. Ездил в Грецию, Италию, по Северной Африке путешествовал, и за это время создал более сотни картин.

О себе он писал следующее: «Я, Тивадар Костка, во имя обновления мира отказался от своей юности. Когда я принял посвящение от невидимого духа, у меня было обеспеченное положение, я жил в достатке и удобстве. Но я покинул родину, потому что хотел видеть ее на закате своей жизни богатой и славной. Чтобы достичь этого, я долго путешествовал по Европе, Азии и Африке. Я хотел найти предсказанную мне истину и претворить ее в живопись».

«Старый рыбак»

Ценность его произведений многими критиками подвергалась сомнениям. В Европе их выставляли, (правда, без особого успеха), но в своей родной Венгрии Чонтвари раз и навсегда нарекли сумасшедшим. Только под конец жизни приехал он в Будапешт и привез туда свои полотна. Попытался завещать их местному музею, но никому они оказались не нужны. В 1919 году Тивадар Костка Чонтвари по-настоящему сошел с ума и умер нищим, одиноким, осмеянным и никому не нужным.

Похоронив несчастного, родственники начали делить добро. А добра всего было – одни лишь картины. И вот, посоветовавшись с «экспертами», полотна решили сдать в утиль, как обычный холст, а деньги поделить между собой, чтобы все было по-честному.

В это время совершенно случайно мимо проходил молодой архитектор Гедеон Герлоци. Он-то и спас творения художника, заплатив за них несколько больше, чем предлагал старьевщик.

Сейчас картины Тивадара Чонтвари хранятся в музее города Печа (Венгрия).

И вот, совсем недавно, одному из сотрудников музея, в процессе рассматривания картины Костки «Старый рыбак», написанной в 1902 году, пришло в голову приложить к ней зеркало. И тут он увидел, что картина-то на полотне не одна, а как минимум – две! Попробуйте сами разделить полотно зеркалом, и вы увидите или бога, сидящего в лодке, на фоне мирного, можно сказать, райского пейзажа, или самого дьявола, позади которого бушуют черные волны. А может, и в других картинах Чонтвари, есть скрытый смысл? Ведь не так-то прост был, оказывается, бывший аптекарь из деревушки Игло.

Немного о художнике.
5 июля 1853 Кишсебен (ныне Сабинов, Словакия) - 13 октября 1919 Будапешт
Венгерский художник-самоучка.
Решение Чонтвари стать живописцем пришло, как утверждают искусствоведы, под влиянием шизофрении. Он работал в течение четырнадцати лет аптекарем, чтобы стать материально независимым, и начал изучать живопись в возрасте сорока одного года.
В 1880 пережил озарение, предвещавшее ему судьбу великого живописца. Он был настроен стать всемирно известным живописцем со славой, превосходящей даже Рафаэля.
Миссия художника состояла в том, чтобы узаконить историческое существование венгерской нации через его искусство. Его особенное мировое представление и смысл его призвания, которые сконцентрировали все его усилия в единственную цель, подчеркивают великолепие его творчества.
Он утверждал художественный суверенитет, игнорируя все правила искусства, своими картинами он бросал вызов попыткам категоризировать его, как наивного живописца.
Костка учился сначала в Мюнхене в частной Художественной школе Шимона Холлоши, затем в Карлсруэ у Каллморгена.
В 1895 путешествовал по Далмации и Италии, чтобы рисовать пейзажи.
Путешествовал также по Греции, Северной Африке и Ближнему Востоку.
В 1900 сменил свою фамилию Костка на псевдоним Чонтвари.
Хотя он умер в возрасте шестидесяти лет, его творческий период был очень короток.
Чонтвари начал заниматься живописью в середине 1890-х. Ему принадлежат свыше ста картин и двадцать рисунков. Основные из них, по стилистике близкие к экспрессионизму, были созданы в 1903-1909.
Его индивидуальный стиль - лучше всего иллюстрированный картинами «Деревья в электрическом свете яйца» и «Шторм» - был полностью развит к 1903.
Картина «Руины греческого Театра в Таормине», написанная между 1904 и 1905 стала результатом его путешествия по Греции.
В 1907 Чонтвари сначала показал свои работы в Париже, затем поехал в Ливан.
В Ливане были нарисованы его символические картины с таинственной атмосферой: «Одинокий кедр», «Паломничество» и «Мария в Назарете».
Его следующие выставки состоялись в 1908 и в 1910, но они не принесли ему признания, на которое он так искренне надеялся.
Не получили его картины признания и в Венгрии, где их автор вел аскетический образ жизни, отличался странностями поведения и был склонен в общении к пророческому тону, имел репутацию сумасшедшего.
Последняя главная картина «Поездка по берегу» была написана в Неаполе в 1909.
После этого одиночество и нехватка понимания привела художника к тому, что он был не в состоянии создавать картины, а рисовал лишь эскизы своих сюрреалистических видений.
Основные работы художника собраны в музее г. Пешт.

Одна из привлекающих внимание искусствоведов картин этого художника "Старый рыбак". Картина написана в 1902 году.

Пост навеян передачкой "Что, где, когда?". Начну, пожалуй, с загадки.
Это картина Тивадара Костка Чонтвари, называется она "Старый рыбак". На первый взгляд в ней нет ничего особо примечательного, так впрочем считали и искусствоведы, но однажды было выдвинуто предположение, что на ней изображены Бог и дьявол. Загадка в том, из-за чего родилась такая мысль. Под катом будет картинка побольше, биография и разгадка:)

Отгадали? Нет? Может быть детали Вам подскажут ответ?

Еще немного помучаю рассказом о самом художнике. Кому не терпится, летите вниз за ответом.

Автопортрет

Тивадар Костка родился 5 июля 1853 года, в горном селении Кишсебен, принадлежавшем Австрии (ныне Сабинов, Словакия)— венгерский художник-самоучка.

Его отец Ласли Костка был врачом и аптекарем. Тивадар и пятеро его братьев росли в атмосфере, пропитанной духом фармакологии. Будущий художник с детства знал, что станет аптекарем. Но прежде чем стать им сменил много профессий—работал торговым служащим, какое-то время посещал лекции на факультете права, и только потом изучил фармакологию.

Однажды, ему было уже 28 лет, находясь в аптеке, он схватился за карандаш и нарисовал на рецептурном бланке увиденную им из окна простую сцену — проезжающую телегу, запряженную буйволами. Было ли это начало шизофрении, которой он страдал впоследствии, но с тех пор мечта стать художником, охватила его.

Он отправляется в Рим, затем в Париж, где встречается с известным венгерским художником Михаем Мункачи (кстати, тоже кончивший жизнь в психиатрической больнице). А потом возвращается на родину, и в течение четырнадцати лет работает в аптеке, стремясь добиться материальной независимости. Скопив небольшой капитал, едет учиться сначала в Мюнхен, а затем в Париж.

Учёба не принесла ему удовлетворения. А потому в 1895 году отправляется в путешествие по Италии, чтобы рисовать пейзажи. Путешествовал также по Греции, Северной Африке и Ближнему Востоку.
В 1900 сменил свою фамилию Костка на псевдоним Чонтвари.
Уже в 1907 и в 1910 состоялись персональные выставки в Париже, но они не принесли ему признания. Не получили его картины признания и в Венгрии, да и автор имел репутацию сумасшедшего.

В 1910 г. период созидания закончился. Приступы болезни становились все более тяжкими. Рисовал он теперь крайне редко, лишь эскизы своих сюрреалистических видений.
В последние годы он писал книги: памфлет «Энергия и искусство, ошибки цивилизованного человека» и исследование «Гений. Кто может, и кто не может быть гением».
При жизни художник не продал ни одной своей картины.
Последняя главная картина «Поездка по берегу» была написана в Неаполе в 1909.

20 июня 1919 г. художник Чонтвари умер, как пишут, от артрита.
Родственники, проконсультировались со специалистами,те заверили их в полной художественной несостоятельности Тивадара как художника, и вскоре картины были выставлены на аукцион не как произведения искусства, а как куски холстов. Случайный коллекционер (случайный ли?)скупил все картины оптом за мизерную сумму, удовлетворившую недальновидных (или всё же обманутых) племянников.

Ну, а теперь разгадка:) Возьмите зеркало и приложите по центру картины и увидите вот такие ответы:)
Бог, со спокойным морем за спиной.

И дьявол с бушующими страстями.

Цветущий миндаль (Пейзаж в Италии), 1902

Ти́вадар Ко́стка Чо́нтвари (венг. Csontváry Kosztka Tivadar, 5 июля 1853, Кишсебен, Австрийская империя, ныне Сабинов, Словакия - 20 июня 1919, Будапешт, Венгрия) - венгерский художник-самоучка. Его работы можно отнести к постимпрессионизу и экспрессионизму.

В 1865 году семья Чонтвари переехала в село Среднее (ныне Закарпатская область), а Тивадара отправили на обучение в коммерческое училище в Ужгороде. Служил аптекарем, как и его отец. В 1881 году пережил озарение, предвещавшее ему судьбу великого живописца, "более значительного, чем сам Рафаэль". В 1883 году в Париже встретился с Михаем Мункачи, считавшимся крупнейшим венгерским живописцем. Путешествовал по Далмации, Италии, Греции, Северной Африке и Ближнему Востоку. В 1900 году сменил свою фамилию Костка на псевдоним Чонтвари.

Чонтвари начал заниматься живописью в середине 1890-х годов. Ему принадлежат свыше ста картин. Большая часть из них, по стилистике близкая к экспрессионизму, была создана в 1903-1909 гг. Также в его картинах присутствовали черты магического реализма, символизма, мифический сюрреализма, постимпрессионизма.

Полотна Чонтвари выставлялись в Париже (1907, 1910) и других городах Европы, но не получили признания на родине. В Венгрии художник имел репутацию сумасшедшего из-за странностей поведения, аскетического образа жизни и склонности при общении впадать в пророческий тон. В последние годы он писал книги - памфлет "Энергия и искусство, ошибки цивилизованного человека" и исследование "Гений. Кто может, и кто не может быть гением". При жизни художник не продал ни одной своей картины. Основные работы художника собраны в музее города Печ.

Автопортрет

Хищная птица


Старая женщина, чистящая яблоки


Женщина, сидящая у окна

Юный художник


Солнце, глядящее сзади на Трау


Закат над Неаполитанским заливом


Цветущий миндаль в Таурмине


Кастелламаре ди Стабия


Свидание влюблённых


Город на берегу моря


Вид города Селмецбаня


Прорыв Зриньи (Зриньи - хорватский полководец)


Электростанция в Яице ночью


Помпеи (Дом Чирургуса с Везувием)

Молящийся Спаситель

Интересный зеркальный эффект можно наблюдать на примере картины "Старый рыбак". Известно, что лицо человека несимметрично, т. е. правая и левая части не совпадают одна с другой.
Трудно сказать, хотел ли художник что-то сказать тем, что правая и левая части лица старика, изображенного на картине, так сильно отличаются, но эффект получился очень интересный.

Старый рыбак

Слева портрет, составленный из правой части лица и её зеркального отражения, справа - из левой части и её зеркального отражения.