Вторая пьеса Вампилова «Старший сын» (1967) в какой-то мере продолжает идеи, заложенные в «Прощании в июне». На-чавшись с безответственного вранья, с почти водевильной си-туации, пьеса обретает подлинный драматизм, разрешаемый только в последней сцене. Вампилов завязывает интригу эксцен-трической выходкой, но все действие в дальнейшем развивается в соответствии с логикой характеров. Оказывается (примени-тельно к вампиловской драматургии очень часто приходится прибегать к слову «оказывается», так как многое развивается вопреки стереотипам), что не все в жизни подчинено простым нравственным правилам, что жизнь неизмеримо сложнее, зако-выристее; необходимо, чтобы нравственный постулат еще оду-хотворялся чувством. Все знают: врать — это плохо, но иногда вранье оказывается гуманнее правды.
Действие динамично развивается, двигаясь от бусыгинского тезиса «У людей толстая кожа и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочув-ствуют» — к убеждению Сарафанова «Все люди братья». Понача-лу кажется, что Бусыгин прав: ведь никто не хотел пустить мо-лодых людей погреться, когда они говорили, что опоздали на последнюю электричку. Но вот Сильва, осененный случайно бро-шенной Бусыгиным фразой, начинает игру. Бусыгин, привык-ший не придавать никакого значения расхожим лозунгам, гово-рит Васеньке: «Человек человеку брат, надеюсь, ты об этом слы-шал». Конечно, как не слышать, если эти слова повторяются постоянно и истерты до такой степени, что смысл исчез, оста-лась одна оболочка. Ерничая, Бусыгин пытается восстановить содержание, реализовать то, что превратилось в метафору: «Брат страждущий, голодный, холодный стоит у порога…» Вот за сло-во «брат», имеющее общее значение, и ухватывается Сильва, придавая ему конкретный смысл родственных отношений. Бу-сыгин включается в игру — обман поневоле. Он рассчитывает немного погреться и уйти. Но пружина уже отпущена, и собы-тия раскручиваются помимо логики.
Бусыгин не ожидал, что взрослый, уже пожилой человек так безоглядно поверит вранью, с такой щедростью и открыто-стью примет его — своего старшего сына. Росший без отца Бусы-гин, может быть, впервые ощутил любовь к себе, материализо-вавшуюся в слово «сынок». Этот момент становится определяю-щим. Володю Бусыгина необъяснимо волнует все, что происхо-дит в семье Сарафановых. Он, так безответственно солгавший, ощущает свою ответственность за Васеньку, который не хочет любить «кого полагается», а влюблен в легкомысленную особу, которая к тому же на десять лет старше его. Бусыгин хочет обе-речь Нину от брака с «положительным во всех отношениях» Кудимовым. Он, чужой человек, пытается сплотить эту стран-ную семью, в которой все ссорятся друг с другом, но в сущно-сти любят друг друга — безумно, как-то вывороченно. Бусыгин не просто «входит в роль» старшего сына, он чувствует себя им. Потому трижды порываясь уйти, прекратить затянувшийся спек-такль, он каждый раз медлит: его не отпускает ответственность за семью. Когда наконец раскрывается, что все — выдумка, вра-нье, и никакой он не сын, это уже не имеет значения. Сам Бу-сыгин повзрослел, переродился, он не сможет отмахнуться от забот о людях, которые приняли его как родного.
Бусыгин — сын Сарафанова не по крови, а по духу. Он гово-рил о толстокожести, а сам оказался не способен на жестокость. Как Сарафанов, он отзывчив и добр и тоже похож на «блажен-ного», взваливая на себя проблемы чужих людей. Бывшая жена Сарафанова называла мужа «блаженным» за открытость, неуме-ние постоять за себя, приспособиться. Но интересно, что не с ней — серьезной, знающей всему цену — остались дети, а с «бла-женным» отцом, ибо он мог дать то, что не купишь и ничем не заменишь — любовь. Сарафанов говорит: «То, что случилось, — все это ничего не меняет… Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном. Вы мои дети, потому что я люблю вас. …Я вас люблю, а это самое главное». Если вдуматься, какая глубокая христианская мысль: «вы мои дети, потому что я люблю вас», а не «я люблю вас, потому что вы мои дети». В свете этого особой духовностью наполняется название сарафановской оратории «Все люди братья». Любовь открывает ложность посылки Бусыгина о толстокожести людей, утверждает истинность другого тезиса — об их братстве.
Вампилов разрушает стереотипы вроде «лучше горькая прав-да, чем сладкая ложь». Еще М. Горьким в пьесе «На дне» была поставлена проблема правды и лжи, решение которой вовсе не так просто, как долгое время толковалось в школьных учебни-ках. Хрестоматийное отрицание необходимости и гуманности утешительных сказок Луки — не совсем верная и уж, конечно, не единственная трактовка пьесы Горького.
У Вампилова идеальный постулат наполняется реальной жизнью. И оказывается, что иногда пороком бывает и безогляд-ная правда. В доме Сарафановых тоже существует вранье: отец врет детям, что все еще работает в филармонии; дети, зная, что он давно играет в похоронном оркестре, делают вид, что верят отцу, то есть тоже врут. Но ведь ложь здесь ради сохранения душевного спокойствия отца, чтобы он не потерял свое досто-инство. Вот этого и не почувствовал Кудимов — по всем пара-метрам абсолютно положительный человек. Бусыгин дает ему ироническую характеристику, составленную из расхожих пове-денческих норм: «Он большой и добрый. Некрасивый, но обая-тельный. Веселый, внимательный, непринужденный в беседе. Волевой, целеустремленный. Точно знает, что ему в жизни надо. Много на себя не берет, но он хозяин своему слову». Он никогда не опаздывает, знает, что ждет его завтра, всегда говорит толь-ко правду. Он не успокаивается, пока не докажет свою правоту. Все эти качества хороши, но они не одухотворены любовью. Кудимов как хорошо отлаженный механизм, следующий схеме и не способный ни на какие душевные порывы. Он не плохой человек. Просто другой, не вписывающийся в систему вампиловских ценностей, где важнее всего — умение чувствовать дру-гого, любить.
Кудимову близок Сильва. Он тоже почти не врет: ни когда идет в кино с Макарской, ни когда в порыве злости «раскрыва-ет», что Бусыгин вовсе не сын Сарафанова. Сильва не способен любить, может только флиртовать с девушками. Это какой-то опереточный персонаж, выпрыгнувший с легкостью в жизнь. Недаром у него и кличка такая, опереточная. Сильва родственен Кудимову не по внешним поведенческим параметрам, а по глухо-те души, заторможенности чувств.
Пьеса «Старший сын» несла в себе узнаваемые мотивы вре-мени. 1960-е годы с моральным кодексом строителя коммуниз-ма, который должен был заучиваться в школе наизусть, с уже начавшимся раздвоением морали на личную и общественную узнаются и по социальному статусу героев (студент, интелли-гент), и по социальному амплуа (пижон и стиляга), и по драма-тургическому стереотипу (подросток Васенька в духе розовских мальчиков, бунтующих против лжи взрослых). Вампилов уловил существенные тенденции времени, показал характер углубляю-щихся противоречий. Материал с сайта
Трудно определить жанр пьесы Вампилова, хотя и называет-ся она комедией. Начинаясь с водевильной интриги, «Старший сын» продолжается как бытовая драма, заканчиваясь как мело-драма или лирическая комедия. Спаянность разных элементов отражает неоднородную природу самой жизни, ее «разножанровость». Интересно, что в пьесе с удивительной точностью со-блюден закон поэтики классицизма о трех единствах в драме — места (дом Сарафановых), времени (одни сутки), действия (раз-витие одной сюжетной линии). Как в классицистической коме-дии герой делает три попытки выхода из им же созданной си-туации. Но каждая проваливается из-за парадоксальной реакции действующих лиц и самого героя. Характерна и еще одна черта, наблюдаемая в комедиях классицизма, — двойственное сущест-вование героев. Герой выступает в двух ипостасях: как нечто мнимое, кем он притворяется (вспомните пьесы Мольера, Бо-марше), и в своей настоящей сущности. В «Старшем сыне» Бу-сыгин тоже мнимый сын. Но в отличие от пьес классицизма, где мнимое в финале распознавалось и высмеивалось как фальшь и лицемерие, у Вампилова мнимость оказывается сущностью, обо-рачивается истинным родством душ и сердечностью. В финале, когда Сарафанов-старший не хочет верить, что Бусыгин не его сын, герой признается: «Откровенно говоря, я и сам уже не верю, что я вам не сын». Так игра, притворство обнаруживают глубинную, сокровенную сущность героев.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- смысл название пьесы старший сын сочинение
- почему вампилов назвал свою пьесу старшим сыном
- анализ пьесы старший сын кудимов
- как Бусыгин из сына самозванца превращается в родного для Сарафановых человека
- впечатление о драме старший сын
Пьеса «Старший сын» заявлена А.В. Вампиловым по жанру как комедия. Однако комедийной в нем выглядит только первая картина, в которой два молодых человека, опоздавших на электричку, решают найти способ переночевать у кого-нибудь из жителей и приходят в квартиру Сара- фановых.
Неожиданно дело приобретает серьезный оборот. Глава семейства простодушно признает в Бусыгине старшего сына, так как двадцать лет назад у него действительно был роман с одной женщиной. Сын Сарафанова Васенька даже видит внешнее сходство героя с отцом. Так, Бусыгин с приятелем входят в круг семейных проблем Сарафановых. Выясняется, что жена давно ушла от музыканта. А дети, едва повзрослев, мечтают выпорхнуть из гнезда: дочь Нина выходит замуж и уезжает на Сахалин, а Васенька, не успев окончить школу, говорит, что едет в тайгу на стройку. У одной - счастливая любовь, у другого - несчастная. Дело не в этом. Главная мысль состоит в том, что в планы выросших детей не вписывается забота о пожилом отце, человеке чувствительном и доверчивом.
Бусыгина Сарафанов-старший признает сыном, практически не требуя весомых доказательств и документов. Он дарит ему серебряную табакерку - семейную реликвию, которая переходила от поколения к поколению в руки старшего сына.
Постепенно лжецы свыкаются со своими ролями сына и его друга и начинают вести себя по-домашнему: Бусыгин уже на правах брата вмешивается в обсуждение личной жизни Васеньки, а Сильва начинает ухаживать за Ниной.
Причина излишней доверчивости Сарафановых-младших заключается не только в их природной душевной открытости: они убеждены в том, что взрослому человеку не нужны родители. Эту мысль в пьесе озвучивает Васенька, который потом все-таки оговаривается и, чтобы не обидеть отца, поправляет фразу: «Чужие родители».
Видя, с какой легкостью выращенные им дети спешат покинуть родной дом, Сарафанов не очень удивляется, застав утром собирающихся уйти тайком Бусыгина и Сильву. Он продолжает верить в историю про старшего сына.
Глядя на ситуацию со стороны, Бусыгин начинает жалеть Сарафанова и пытается уговорить Нину не бросать отца. В разговоре выясняется, что жених девушки - надежный парень, который никогда не врет. Бусыгину становится интересно посмотреть на него. Вскоре он узнает о том, что Сара- фанов-старший уже полгода не работает в филармонии, а играет в клубе железнодорожников на танцах. «Он неплохой музыкант, но никогда не умел за себя постоять. К тому же он попивает, ну и вот, осенью в оркестре было сокращение...» - рассказывает Нина. Щадя самолюбие отца, дети скрывают от него, что знают об увольнении. Оказывается, Сарафанов и сам сочиняет музыку (кантату или ораторию «Все люди - братья»), но делает это очень медленно (застрял на первой странице). Однако Бусыгин относится к тому с пониманием и говорит, что, может быть, так и нужно сочинять серьезную музыку. Назвавшись старшим сыном, Бусыгин взваливает на себя груз чужих забот и проблем. Его приятель Сильва, который и заварил кашу, представив Бусыгина сыном Сарафанова, лишь развлекается участием во всей этой запутанной истории.
Вечером, когда в дом приходит жених Нины Кудимов, Сарафанов поднимает тост за своих детей и произносит мудрую фразу, раскрывающую его жизненную философию: «...Жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит».
Правдолюбивый Кудимов выясняет, что видел Сарафанова в похоронном оркестре. Нина и Бусыгин, стараясь сгладить ситуацию, утверждают, что он обознался. Тот не унимается, продолжая спорить. В конце концов Сарафанов сознается, что давно не играет в театре. «Серьезного музыканта из меня не получилось», - с грустью произносит он. Таким образом, в пьесе поднимается важная нравственная проблема. Что лучше: горькая правда или спасительная ложь?
Автор показывает Сарафанова в глубоком жизненном тупике: жена ушла, карьера не состоялась, детям он тоже не 248 нужен. Автор оратории «Все люди - братья» в реальной жизни чувствует себя совершенно одиноким человеком. «Да, я воспитал жестоких эгоистов. Черствых, расчетливых, неблагодарных», - восклицает он, сравнивая себя со старым диваном, который давно мечтают выбросить. Сарафанов уже собирается ехать в Чернигов к матери Бусыгина. Но внезапно обман раскрывается: поссорившись с другом, Сильва выдает его мнимым родственникам. Однако добродушный Сарафанов на этот раз отказывается ему верить. «Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном», - говорит он Бусыгину. Даже узнав правду, Сарафанов приглашает его остаться жить в своем доме. Передумывает уезжать на Сахалин и Нина, понимая, что солгавший Бусыгин в душе является хорошим, добрым человеком, а Кудимов, который готов умереть за правду, жестокий и упрямый. Сначала Нине даже нравилась его честность и пунктуальность, умение держать слово. Но на деле эти качества не оправдывают себя. Прямолинейность Кудимова становится в жизни не такой уж нужной, так как заставляет отца девушки тяжело переживать свои творческие неудачи, обнажает его душевную рану. Желание летчика доказать свою правоту оборачивается никому не нужной проблемой. Ведь о том, что Сарафанов не работает в филармонии, дети уже давно знали.
Вкладывая особый смысл в понятие «брат», А.В. Вампи- лов подчеркивает, что людям следует бережнее относиться друг к другу, а главное - не пытаться играть чужими чувствами.
Счастливый финал пьесы примиряет ее центральных героев. Символично, что и главный обманщик и авантюрист Сильва, и правдолюбивый до мозга костей Кудимов покидают дом Сарафанова. Это наводит на мысль о том, что в жизни не нужны подобные крайности. А.В. Вампилов показывает, что ложь все равно рано или поздно вытесняется правдой, но иногда надо дать возможность человеку самому осознать это, а не выводить его на чистую воду.
Однако у этой проблемы есть и другая сторона. Питая себя лживыми иллюзиями, человек всегда осложняет себе жизнь. Боясь быть откровенным с детьми, Сарафанов едва не утратил душевную связь с ними. Нина, желая поскорее устроить свою жизнь, чуть не уехала на Сахалин с человеком, которого не любит. Васенька потратил столько сил на то, чтобы добиться расположения Наташи, не желая послушать здравые рассуждения своей сестры о том, что Макарская ему не пара.
Сарафанова-старшего многие считают блаженным, но его бесконечная вера в людей заставляет их думать и заботиться о нем, становится мощной объединяющей силой, помогающей ему удержать своих детей. Недаром в ходе развития сюжета Нина подчеркивает, что она папина дочка. А у Васеньки такая же «тонкая душевная организация», как у отца.
Как и в начале пьесы, Бусыгин в финале ее снова опаздывает на последнюю электричку. Но прожитый день в доме Са- рафановых преподносит герою хороший нравственный урок. Однако включаясь в борьбу за судьбу Сарафанова-старшего, Бусыгин получает награду. Он обретает семью, о которой мечтал. В короткий срок еще недавно совсем чужие ему люди становятся близкими и дорогими. Он порывает с пустым и никчемным Сильвой, который становится ему уже не интересен, и находит новых настоящих друзей.
- < Назад
- Вперёд >
Анализ произведений русской литературы 11 класс
.C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения
Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содержанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начинаются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрицанием «Я это никогда не полюблю». С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же...
B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...» анализ произведения
Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Высоцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели. Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем - стремление предупредить общество от ошибок переосмысления истории. «Осторожно с...
-
Стихотворение B.C. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу...» яркий образец любовной лирики поэта. Оно навеяно чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явственно звучит мотив препятствия. Его подчеркивает особое художественное пространство - заколдованный дикий лес, в котором живет возлюбленная. Путеводной нитью в этот сказочный мир является любовь. Образный ряд произведения...
B.C. Высоцкий «Мерцал закат, как блеск клинка...» анализ произведения
Военная тема является одной из центральных в творчестве B.C. Высоцкого. Поэт помнил войну по детским воспоминаниям, но ему часто приходили письма фронтовиков, в которых они спрашивали его, в каком полку он служил, так реалистично удавались Владимиру Семеновичу зарисовки из военной жизни. Текст песни «Мерцал закат, как блеск клинка...» (известной также под названиями «Военная песня» и...
B.C. Высоцкий «Песня о друге» анализ произведения
«Песня о друге» - одно из наиболее ярких произведений в творчестве B.C. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме - теме дружбы как наивысшей нравственной категории. Образ дружбы воплощает в себе и альтруизм - неотъемлемое качество человека с высокими моральными принципами, и антимещанскую позицию, столь характерную для флибустьерского духа эпохи шестидесятничества. B.C....
B.C. Высоцкий «Пссня о земле» анализ произведения
«Песня о земле» B.C. Высоцкого написана для кинофильма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеутверждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает поэтичное сравнение: «Материнство не взять у земли, Не отнять, как не вычерпать моря». Стихотворение содержит риторические вопросы, которые привносят в него полемические ноты. Лирическому герою приходится доказывать свою...
А.А. Ахматова «Вечерние часы перед столом...» анализ произведения
В стихотворении «Вечерние часы перед столом...» А.А. Ахматова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лирическая героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впечатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о глубине творческих мук и эмоциональных переживаний...
А.А. Ахматова «Я пришла к поэту в гости...» анализ произведения
Стихотворение А.А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гости...» имеет автобиографическую основу: в одно из воскресений 1913 года А.А. Ахматова принесла А.А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: «Ахматовой - Блок». Первая строфа произведения тонко передает атмосферу этого визита. Для А.А. Ахматовой важно подчеркнуть...
А.А. Блок «Двенадцать» анализ произведения
Поэма «Двенадцать» написана А.А. Блоком в 1918 году и навеяна революционными событиями. Уже в зимнем пейзаже поэмы подчеркнут контраст черного и белого, мятежная стихия ветра передает атмосферу общественных перемен. Двусмысленно звучит строчка в первой главе произведения: «На ногах не стоит человек». В контексте поэмы ее можно истолковать как буквально (ветер сбивает путника с ног, лед под...
А.А. Блок «На поле Куликовом» анализ произведения
Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу - вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно- историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли - и цепь переживаний лирического героя, способного осмыслить весь многовековой исторический путь Руси. Цикл создан в 1908 году. Это время...
«Старший сын»
Пьеса «Старший сын» заявлена А.В. Вампиловым по жанру как комедия. Однако комедийной в нем выглядит только первая картина, в которой два молодых человека, опоздавших на электричку, решают найти способ переночевать у кого-нибудь из жителей и приходят в квартиру Сара-фановых.
Неожиданно дело приобретает серьезный оборот. Глава семейства простодушно признает в Бусыгине старшего сына, так как двадцать лет назад у него действительно был роман с одной женщиной. Сын Сарафанова Васенька даже видит внешнее сходство героя с отцом. Так, Бусыгин с приятелем входят в круг семейных проблем Сарафановых. Выясняется, что жена давно ушла от музыканта. А дети, едва повзрослев, мечтают выпорхнуть из гнезда: дочь Нина выходит замуж и уезжает на Сахалин, а Васенька, не успев окончить школу, говорит, что едет в тайгу на стройку. У одной - счастливая любовь, у другого - несчастная. Дело не в этом. Главная мысль состоит в том, что в планы выросших детей не вписывается забота о пожилом отце, человеке чувствительном и доверчивом.
Бусыгина Сарафанов-старший признает сыном, практически не требуя весомых доказательств и документов. Он дарит ему серебряную табакерку - семейную реликвию, которая переходила от поколения к поколению в руки старшего сына.
Постепенно лжецы свыкаются со своими ролями сына и его друга и начинают вести себя по-домашнему: Бусыгин уже на правах брата вмешивается в обсуждение личной жизни Васеньки, а Сильва начинает ухаживать за Ниной.
Причина излишней доверчивости Сарафановых-младших заключается не только в их природной душевной открытости: они убеждены в том, что взрослому человеку не нужны родители. Эту мысль в пьесе озвучивает Васенька, который потом все-таки оговаривается и, чтобы не обидеть отца, поправляет фразу: «Чужие родители».
Видя, с какой легкостью выращенные им дети спешат покинуть родной дом, Сарафанов не очень удивляется, застав утром собирающихся уйти тайком Бусыгина и Сильву. Он продолжает верить в историю про старшего сына.
Глядя на ситуацию со стороны, Бусыгин начинает жалеть Сарафанова и пытается уговорить Нину не бросать отца. В разговоре выясняется, что жених девушки - надежный парень, который никогда не врет. Бусыгину становится интересно посмотреть на него. Вскоре он узнает о том, что Сара-фанов-старший уже полгода не работает в филармонии, а играет в клубе железнодорожников на танцах. «Он неплохой музыкант, но никогда не умел за себя постоять. К тому же он попивает, ну и вот, осенью в оркестре было сокращение...»
Рассказывает Нина. Щадя самолюбие отца, дети скрывают от него, что знают об увольнении. Оказывается, Сарафанов и сам сочиняет музыку (кантату или ораторию «Все люди - братья»), но делает это очень медленно (застрял на первой странице). Однако Бусыгин относится к тому с пониманием и говорит, что, может быть, так и нужно сочинять серьезную музыку. Назвавшись старшим сыном, Бусыгин взваливает на себя груз чужих забот и проблем. Его приятель Сильва, который и заварил кашу, представив Бусыгина сыном Сарафанова, лишь развлекается участием во всей этой запутанной истории.
Вечером, когда в дом приходит жених Нины Кудимов, Сарафанов поднимает тост за своих детей и произносит мудрую фразу, раскрывающую его жизненную философию: «...Жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит».
Правдолюбивый Кудимов выясняет, что видел Сарафанова в похоронном оркестре. Нина и Бусыгин, стараясь сгладить ситуацию, утверждают, что он обознался. Тот не унимается, продолжая спорить. В конце концов Сарафанов сознается, что давно не играет в театре. «Серьезного музыканта из меня не получилось», - с грустью произносит он. Таким образом, в пьесе поднимается важная нравственная проблема. Что лучше: горькая правда или спасительная ложь?
Автор показывает Сарафанова в глубоком жизненном тупике: жена ушла, карьера не состоялась, детям он тоже не нужен. Автор оратории «Все люди - братья» в реальной жизни чувствует себя совершенно одиноким человеком. «Да, я воспитал жестоких эгоистов. Черствых, расчетливых, неблагодарных», - восклицает он, сравнивая себя со старым диваном, который давно мечтают выбросить. Сарафанов уже собирается ехать в Чернигов к матери Бусыгина. Но внезапно обман раскрывается: поссорившись с другом, Сильва выдает его мнимым родственникам. Однако добродушный Сарафанов на этот раз отказывается ему верить. «Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном», -- говорит он Бусыгину. Даже узнав правду, Сарафанов приглашает его остаться жить в своем доме. Передумывает уезжать на Сахалин и Нина, понимая, что солгавший Бусыгин в душе является хорошим, добрым человеком, а Кудимов, который готов умереть за правду, жестокий и упрямый. Сначала Нине даже нравилась его честность и пунктуальность, умение держать слово. Но на деле эти качества не оправдывают себя. Прямолинейность Кудимова становится в жизни не такой уж нужной, так как заставляет отца девушки тяжело переживать свои творческие неудачи, обнажает его душевную рану. Желание летчика доказать свою правоту оборачивается никому не нужной проблемой. Ведь о том, что Сарафанов не работает в филармонии, дети уже давно знали.
Вкладывая особый смысл в понятие «брат», А.В. Вам пи-лов подчеркивает, что людям следует бережнее относиться друг к другу, а главное - не пытаться играть чужими чувствами.
Счастливый финал пьесы примиряет ее центральных героев. Символично, что и главный обманщик и авантюрист Сильва, и правдолюбивый до мозга костей Кудимов покидают дом Сарафанова. Это наводит на мысль о том, что в жизни не нужны подобные крайности. А.В. Вампилов показывает, что ложь все равно рано или поздно вытесняется правдой, но иногда надо дать возможность человеку самому осознать это, а не выводить его на чистую воду.
Однако у этой проблемы есть и другая сторона. Питая себя лживыми иллюзиями, человек всегда осложняет себе жизнь. Боясь быть откровенным с детьми, Сарафанов едва не утратил душевную связь с ними. Нина, желая поскорее устроить свою жизнь, чуть не уехала на Сахалин с человеком, которого не любит. Васенька потратил Столько сил на то, чтобы добиться расположения Наташи, не желая послушать здравые рассуждения своей сестры о том, что Макарская ему не пара.
Сарафанова-старшего многие считают блаженным, но его бесконечная вера в людей заставляет их думать и заботиться о нем, становится мощной объединяющей силой, помогающей ему удержать своих детей. Недаром в ходе развития сюжета Нина подчеркивает, что она папина дочка. А у Васеньки такая же «тонкая душевная организация», как у отца.
Как и в начале пьесы, Бусыгин в финале ее снова опаздывает на последнюю электричку. Но прожитый день в доме Са-рафановых преподносит герою хороший нравственный урок. Однако включаясь в борьбу за судьбу Сарафанова-старшего, Бусыгин получает награду. Он обретает семью, о которой мечтал. В короткий срок еще недавно совсем чужие ему люди становятся близкими и дорогими. Он порывает с пустым и никчемным Сильвой, который становится ему уже не интересен, и находит новых настоящих друзей.
Владимир Бусыгин учился в иркутском медицинском институте и жил общежитии. Немного подгуляв в свой выходной, Бусыгин познакомился с Семеном и двумя девушки. Парни проводили девушек до дома (те жили в Ново-Мыльниково) и опоздали на электричку. Перед ними открылась мрачная перспектива ночевке на улицу (было холодно). И тут отчаявшиеся ухажеры увидели пожилого человека (Сарафанова), направляющегося в гости к молодой женщине, живущей неподалеку.
Мать Бусыгина бросил ее муж и Владимир вырос без отца. Увидев Сарафонова Андрея Григорьевича, ему в голову пришла идея зайти к нему в квартиру и выдать себя за его сына, родившегося "на стороне" (он хотел отомстить всем неверным отцам). Бусыгин и Семен зашли и познакомились с сыном Сарафанова Васенькой, а затем и с главой семейства.
Обман удался, но Бусыгин, познакомившись с Сарафановым поближе, узнал, что тот был "святым" человеком (к соседке он ходил ради сына). К тому же ему очень понравилась дочь Сарафанова. Совестливому Бусыгина было тяжело продолжать свой обман и он хотел убежать от своей "новой семьи" утром. Но, его "поймал" Сарафанов. Бусыгин, видя, что тому очень тяжело с ним расставаться, решил остаться у Сарафановых еще на сутки.
Семья Сарафановых в это время переживала кризис и приезд "старшего сына" поддержал Андрея Григорьевича. Всего за день он полюбил Бусыгина всей душей и уже не понимал, как жил без него раньше.
В это время, Бусыгина терзали внутренние сомнения. Он не знал, что делать. С одной стороны он понимал, что обманывать старика больше нельзя, но с другой - он боялся, то правда просто убьет его. Кроме того, он влюбился в свою "сестру" Нину и не желал быть ее "братом".
Когда к Нине пришел жених, в доме начался семейный скандал. Бусыгин подлил масла в огонь из ревности сделав из жениха Нины полного дурака (кем он и являлся).
В итоге, все кончилось благополучно. Когда выяснилось, что Бусыгин является самозванцем, Сарафанов простил его и попросил его приезжать к ним в гости и чувствовать себя его настоящим сыном. Нина, разочаровавшиеся в своем женихе была не против.
Цитаты Бусыгина
Не дай Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову.
А зачем мне задерживаться?
- Правильно, зачем ему задерживаться?
Тонкая организация всегда выходит боком.
Папа, о чём ты грустишь? Людям нужна музыка, когда они веселятся и тоскуют. Где ещё быть музыканту, если не на танцах и похоронах? По-моему, ты на правильном пути.
У людей толстая кожа, и пробить её не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют. Их надо напугать или разжалобить.
Класс: 10
Цели и задачи:
- постижение идейно-художественного своеобразия пьесы,
- дальнейшее формирование представлений учащихся о своеобразии драматургической поэтики А.Вампилова,
- дальнейшее формирования навыка проникновения в подтекст пьесы, трактовки образа,
- проблема нравственности в пьесе.
Методика урока: слово учителя, работа с текстом, аналитическая беседа, текстуальный анализ отдельных сцен, выразительное чтение учащихся.
Ход урока
1 этап: раскрытие учителем целей и задач урока, формулировка темы.
2 этап: работа с названием пьесы с опорой на ранее изученный материал
"Нравоучение с гитарой", "Предместье", "Старший сын" (1970 г.) Вопросы к аналитической беседе с кратким комментарием:
1. В чем проявляется взаимосвязь в названиях пьес?
2. В чем принципиальная разница в названиях пьес?
3. Какова смысловая символика в названии пьесы "Старший сын"?
Название пьесы "Старший сын" наиболее удачное, так как главный герой - Бусыгин - вполне оправдал взятую на себя роль старшего сына. Володя Бусыгин помог понять детям Сарафанова, как много значит для них отец и вносит в их непростую жизнь доверие, уважение, сострадание, теплоту.
3 этап. Анализ пьесы с цитированием и выразительным чтением.
Главные и второстепенные герои пьесы. Фабула пьесы.
Коллизия пьесы.
Сарафанов и его дети.
Образы Бусыгина и Сильвы в раскрытии идеи пьесы.
Роль второстепенных героев в раскрытии идеи пьесы.
Проблематика и идея пьесы.
Фабула пьесы довольно проста: студент медицинского института Бусыгин и агента по торговле Сильва провожают девушек в предместье города. Опоздав на последнюю электричку, вынуждены искать ночлег.
Бусыгин. У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют. Их надо напугать или разжалобить.
Так они оказываются в доме Сарафановых. Открытый и доброжелательный Андрей Григорьевич верит в ложь и принимает Бусыгина за старшего сына.
В первом действии во второй картине общее настроение в семье холодное, без семейного тепла. Сын Васенька влюблен в Макарскую безответно, дочь Нина поскорее хочет уехать из дому с женихом на Сахалин. Сарафанов одинок в своей семье, в жизни. Бусыгин, выросший в детском доме, чувствует в Андрее Александровиче доброго, душевного человека. Финал пьесы оптимистичен, герои становятся сердечнее и мудрее. Володя честно признается в том, что он не сын Сарафанова, к тому же ему нравится Нина. Васенька уже не стремится убежать из дома, да и Бусыгин тянется к семье Андрея Александровича.(Учащиеся приводят цитаты из пьесы).
Нравственные искания пьесы разворачиваются между двумя тезисами-лозунгами - "все люди - братья" и "у людей толстая кожа". Парадоксально то, что самая "тонкая кожа" оказалась у Бусыгина. Попав в наивный мир сарафановской семьи, Бусыгин играя свою роль, невольно проявляет лучшие человеческие качества.
Как дети относятся к отцу? Сопоставьте их.
Выводы учителя и учащихся: дети по отношению к отцу черствы, порой эгоистичны (выразительное чтение диалогов, анализ эпизода с пожаром). Нина серьезная, умная, но желая изменить свою жизнь, устав от безнадежности, готова оставить отца, брата. Но, полюбив, оттаивает, меняет свои жизненные взгляды.(выразительное чтение диалогов)
Сопоставьте образ Бусыгина и Сильвы.(работа с текстом)
Выводы учителя и учащихся: Сильва рассказывает Бусыгину: " На, говорит, тебе последние двадцать рублей, иди в кабак. Напейся, устрой дебош, чтобы я тебя год-два не видел". Вампилов не случайно изначально драматизирует судьбы своих героев. Оказавшись в непростой ситуации, герои проявляют себя по-разному: Бусыгин на протяжении пьесы раскрывает свои положительные черты характера, что делает его благородным, сильным, порядочным. В отличие от сироты Володи, "сирота" Сильва-находчивый, но циничный. Истинное его лицо открывается тогда, когда он заявляет, что Бусыгин не сын, не брат, а рецидивист. Драматургу важно было сказать читателям: каждый человек делает свой выбор при любых обстоятельства.
К какому типу людей относится Кудимов? (Анализ эпизодов)
Выводы учащихся и учителя: "Улыбается. Он много улыбается. Добродушен",- говорить о нем Вампилов. Он представляет "тип правильных людей", которые создают вокруг себя удушающую все живое в человеке атмосферу". Хотя правду всегда говорит лишь один Кудимов, а все герои в силу обстоятельств врут, но удивительно в вампиловской комедии то, что ложь оборачивается сердечностью, теплом. Этот драматургический прием позволяет раскрыть такие глубины личности, духовности и доброты, о которых они сами не подозревали.
Роль Макарской и соседа в пьесе. (Чтение отдельных цитат)
Выводы: драматург рассматривает тему одиночества, способную довести человека до отчаяния. Наташа Макарская показана человеком порядочным и по-женски несчастной. Сосед предстает перед читателями человеком осторожным "сосед удаляется молча и боязливо", " разглядывает с опаской и подозрением"
Жанр пьесы.
Рассуждения учителя и учащихся: слово комедия может быть понято в бальзаковском смысле слова: "человеческая комедия". Комедия - панорама жизни. Вампилов определяет жанр пьесы как комедия. Но наряду с комическим развиваются драматические события (Сильва, Макарская, Сарафанов). А.Демидов назвал комедию "Старший сын" "своеобразной философской притчей". "В отличие от семейно-приключенческой драматургии, ориентированной на узнаваемость ситуаций жизни, "Старший сын" ориентирован, если можно так выразиться, на узнаваемость вечных, общечеловеческих, общедраматургических, бытийных ситуаций и проблем. Внутренняя структура пьесы вся как бы пронизана темами мировой драматургии:" (Е.Гущанская).
Как относится Вампилов к Сильве, Бусыгину, Сарафанову? (ответ учащихся)
Проблематика и идея пьесы.
Драматург не случайно заменил название пьесы "Предместье" на "Старший сын". Главное - не где происходит события, а кто участвует в них. Уметь слушать и слышать, понимать друг друга, проявлять милосердие - главная идея произведения Александра Вампилова. Критики говорят, что Вампилов создал собственный оригинальный художественный мир, особую драматургическую поэтику. Стихия пьесы добра; стихия, рождающая счастливые превращения и обретения, а не разрывы и утраты. Это драматургия, способная вселять в человека веру. Художественную глубину, достоверность пьесе придают некая условность, случайность, но драматург ни разу не дал усомниться в жизненности происходящего, не нарушил логику событий, каждый последующий шаг закономерно проистекал из предыдущей ситуации.
А.Румянцев в своей книге "Александр Вампилов" вспоминает: "Я упрекнул его в чем-то, а он возразил:
Ты не прав, старик. Ты не имеешь оснований так говорить.
Потому что я люблю тебя.
Это прозвучало смешно, сентиментально. Вскоре после гибели Сани, перечитывая его книгу, я увидел, что жизнь в минуты того разговора продолжала его пьесу. Да, "Старшего сына", последнюю сцену".
Сарафанов, узнав, что Бусыгин не его сын, говорит: "То, что случилось, - все это ничего не меняет, Володя, подойди сюда: (Бусыгин, Нина, Васенька, Сарафанов - все рядом.) Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном. (Всем троим). Вы мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное".
В этих словах - вампиловский завет, оставленный всем нам. " Я люблю людей, с которыми все может случиться, - написал Саня в блокноте, то есть потаенно, для себя. Он не мог кому-то завидовать из-за того, что тому повезло больше; не мог унизить того, кто глупей, тем более несчастней. Он видел нас такими, какие мы есть, и хотел, чтобы мы были лучше. Он любил нас. И сам он достоин того же".
Валентину Распутину принадлежат слова: " Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое, недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы и противоположности - любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение:" На эти вопросы дает ответ пьеса А.Вампилова "старший сын".