Сретение владимирской иконы пресвятой богородицы. Молитва на сретение владимирской иконы божией матери

Совсем, казалось недавно в Пречистенском Кафедральном Соборе прошли праздничные Богослужения, во главе с архиепископом Виленским и Литовским Иннокентием, посвященные празднику Успения Божией Матери. Где все верующие вместе с духовенством молились Божией Матери – заступнице рода христианского.

И, сегодня 8 сентября по Церковному календарю празднуется Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 г. Именно в Праздник Успения явилась Владимирская икона Божией Матери во сне Тамерлану и велела покинуть пределы земли Русской.
Владимирская икона Божией Матери, по Церковному Преданию и вере наших славных предков, написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом.
Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому Мстиславу и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода — древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.
Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси.

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Дмитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена москвичами икона, построили Сретенский монастырь.

Так, заступничество Божией Матери спасло Русь от нашествия Тамерлана, и тем самым показало, кто приступает с благочестием и молитвой к Божией Матери, на том исполняются Ее слова: «Радуйтесь, Я буду с вами во все дни“, сказанные некогда апостолам на третий день, после Своего преславного Успения.
И, как бы в залог Своего невидимого присутствия Она даровала православному человеческому роду многие десятки, сотни и тысячи святых цельбоносных и чудотворных Своих икон. Через них Она передает всем, кто с верою, благоговением и любовью припадает к этим святым иконам, Свою Материнскую милость, утешает, ободряет, исцеляет, помогает нести жизненный крест каждому, ищущему на своем земном пути небесного подкрепления.

Тропарь, глас 4
Владимирской иконе Божией Матери
Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную восприимши, Владычице, / чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся. Тебе взываем сице: / о, пречудная Владычице Богородице! / Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, / да избавит град сей / и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, / и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Не единожды чудесным образом сохраняла русское войско от неминуемых поражений. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на русскую землю и приближался к Москве. Численность его войск в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью. Тогда Великий князь московский Василий Дмитриевич послал во Владимир за чудотворной иконой. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы, люди стояли по сторонам дороги на коленях с молитвою “Матерь Божия, спаси землю русскую”. В Москве икону встретили 26 августа: “весь град изыде противну иконы на сретение ее”… В час встречи иконы Тамерлан спал в шатре. Легенда говорит о том, что в этот момент он увидел во сне высокую гору, с которой к нему спустились святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в сиянии ярких лучей стояла “лучезарная Жена”. Бесчисленные тьмы ангелов с мечами окружали ее. Утром Тамерлан созвал мудрецов. “Не сладить тебе с ними, Тамерлан, это Божья матерь, заступница русских”, – сказали гадальщики непобедимому хану. “И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы”…

Благодарные за свое освобождение русские построили Сретенский монастырь на месте встречи иконы. После 235 лет пребывания во Владимире икона Божьей Матери Владимирская перешла в Москву и была установлена в построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы соборе. И века не прошло, как в 1480 году хан Золотой Орды Ахмет двинулся на Москву. Он дошел уже до реки Угра. Великий князь Московский Иоанн III ждал хана на другом берегу реки. Летописцы пишут, что неожиданно и без всяких оснований на татар напал животный, необъяснимой природы страх. Он парализовал и физическую силу, и волю татар. Хан Ахмет оказался не в силах совладать с деморализованным войском и вынужден был отступить… В память об этом событии до 1917 года в Москве ежегодно 23 июня совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь.

Перед этой иконой молились русские князья и цари, выступая в походы. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед ней приносили присягу на верность своим государям знатнейшие люди Москвы.

В 1547 году в Московском Кремле был сильный пожар. Чудотворную икону собирались вынести: несколько самых сильных и смелых мужей были отправлены снять ее и унести в безопасное место за пределы Кремля. Но никакими силами не смогли сдвинуть святыню с места. По свидетельству очевидцев, в этот момент в небе над Успенским собором появилось видение “светозарной Жены, осенявшей храм”… Вскоре пожар утих. Среди пепелища стоял нетронутый огнем Успенский собор.

С тех пор святая Владимирская икона Божией Матери всегда находилась в кремлевском Успенском соборе. Перед ней помазывались на царство цари и избирались первосвятители. В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею, к счастью, она не была утрачена как многие православные святыни в годы гонений на Церковь.

В сентябре 1999 года одна из главных православных святынь России – икона Владимирской Божьей Матери – была передана в храм Святителя Николая при Третьяковской галерее. Там она хранится и поныне под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают особый режим температуры и влажности…

…С плачем молилась простая монахиня рядом со святыми отцами. Потом, словно опомнившись, кинулась к людям, рассказывая о том, что увидела и услышала в эту ночь. Слух разлетелся по Кремлю и посаду, люди бежали в собор, чтобы долгие часы провести в горячем молитвенном стоянии перед Владимирской иконой Божией Матери…

То, что произошло потом, летописцами описывается сухо и скупо, потому что нет объяснений происшедшему, нет версий и “земных” предположений. Превосходящие многократно по силе и числу сборные татарские войска отступили. Летописцы рассказывают, что утром 21 мая (3 июня) 1521 года татары увидели на другой стороне Оки “несметные войска русские” и с ужасом сообщили об этом хану. Хан не поверил и послал самых верных людей в разведку удостовериться. Посланные действительно увидели множество войска и сказали: “Царь, что же ты медлишь? Побежим скорее, на нас идет безмерное множество войска от Москвы”. Жестокий, могущественный Махмет-Гирей отступил. Потрясенные москвичи славили Богородицу и служили благодарственные молебны перед ее чудотворной Владимирской иконой.

Три раза в году совершается празднество в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в благодарность за троекратное избавление Ее помощью нашего отечества от врагов: 3 июня нов. ст./21 мая ст.ст., 6 июля нов. ст./23 июня ст. ст., 8 сентября нов. ст./26 августа ст. ст. Но чудес, связанных с этой иконой и достойных празднования, много больше.

8 сентября — день приснопамятный для Церкви и Отечества нашего по великому историческому событию.

В конце четырнадцатого столетия, в глубине Азии один отважный военный предводитель, по имени Тамерлан, сумел многочисленные татарские племена соединить под своим управлением в одно громадное полчище. Чтобы с этим полчищем покорить все царства.

Действительно, перед напором диких выходцев азиатских степей ни одно из бывших тогда государств не могло устоять.

Подобно саранче, татары, предводительствуемые свирепым Тамерланом, сокрушали все, попадавшееся им на пути.

Тысячи цветущих городов Азии обращены были ими в пепел. Многолюдные государства сделались пустыней.

Тамерлан, названный современниками бичом Божиим, двигался все ближе и ближе к Европе. И, прежде всего, обратил свой хищнический взор на Отечество наше.

В 1395 году он вступил в пределы России, чтобы покорить Московское государство. Все пришли в ужас, услышав о нашествии беспощадного и несокрушимого врага. Тамерлан уже достиг берегов Дона и ознаменовал свой путь кровью и опустошением городов и селений русских.

Великий князь московский Василий Дмитриевич выступил со своим войском навстречу врагу. И остановился на берегу Оки близ Коломны.

Но не на свою силу уповал благочестивый князь, а единственно ожидал спасения от Господа. Пребывал с войском своим в непрестанной молитве. Благочестивый князь всем заповедал молиться об отвращении нашествия страшного врага.

Во всем Московском государстве, особенно в первопрестольном граде Москве, народ с утра до вечера пребывал в храмах. Совершали молебны о князе и его воинстве.

Особенно наступивший пост пред праздником Успения Божией Матери был посвящен самому строгому воздержанию, самым усердным молитвам и покаянию, для умилостивления гнева Божия.

Среди наступавшего бедствия предки наши не могли забыть древних милостей Божиих, которые много раз являемы были Отечеству нашему — заступлением Богоматери, Защитницы рода христианского.

В то время, в пределах Московского государства, в городе Владимире была чудотворная икона Божией Матери. Написанная, по преданию, евангелистом Лукой. Икона прославленная многими чудесными знамениями.

По воле Великого князя и митрополита Московского Киприана, для ограждения от угрожающего бедствия и утешения скорбящих граждан столичного града, чудотворная икона была принесена из Владимира в Москву.

Перед стенами города, где ныне стоит Сретенский монастырь, на месте, в то время называемом Кучковым полем, чудотворная икона была встречена духовенством и всеми гражданами.

Все молились со слезами и падали на колени, не переставая взывать:

— Матерь Божия! спаси землю Русскую. И не тщетной была эта прилежная всенародная молитва граждан московских.

В тот самый день, как совершалась эта знаменательная встреча в Москве чудотворной иконы Владимирской, Тамерлан, без всякой видимой причины, достигший уже цели своего отдаленного похода, к немалому изумлению своих полководцев и войска, надеявшихся на большую добычу от грабежа столицы, приказал своим полчищам немедленно отступать.

Летописец объясняет, что непобедимый завоеватель был вынужден поспешно отступить из-за грозного видения ему Божией Матери.

В виде дивной Жены, окруженной толпами молниеносных воинов, Богородица преграждала Тамерлану путь.

Благочестивые предки наши совершенно четко признавали в этом событии непосредственное явление державного промысла Божия. По молитвам и заступлению Богоматери проявил Господь Свою спасительную силу к ограждению веры Православной в Отечестве нашем. Как раз в ту минуту, когда Отечество находилось на краю гибели.

В течение столетий, это древне бывшее явление милости Божией живо сохранялось в памяти нашего народа. Памяти, ежегодно оживляемой церковным торжеством Крестного хода из Кремля в Сретенский монастырь, сооруженный в память нынешнего события.

В безбожное советское время Крестные ходы считались преступлением. Но и после возрождения духовной жизни в России, только раз в 1995 году был совершен такой Крестный ход. Под проливным дождем на него собрались сотни тысяч людей. Тогда в монастырь привезли и чудотворную икону. Сохранилась уникальная видеосъемка этого чудесного события.

Владимирская икона Божией Матери ждет возвращения на свое законное место в алтаре Успенского Собора Московского Кремля. И возрождения ежегодных Крестных ходов из Кремля в Сретенский монастырь.

(26 августа ст.ст.) в сий день празднуем восследование похвально сретение чудотворныя иконы, пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Владимирския от нашествия безбожных агарян, поганаго царя Темирьаксака (Пл.). Пред иконой Пресвятыя Богородицы Владимирския молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.

По церковному преданию, икону написал евангелист Лука в I веке от Рожества Христова на доске стола, который находился в доме Иосифа, Марии и Исуса. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии. Данная икона приписывается евангелисту не в том смысле, что она писана его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что икона эта является списком с икон, писанных когда-то евангелистом

Феодосий II греч. Θεοδόσιος Β’, Бюст Феодосия из Лувра. Византийский император 408 - 450

На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Доставлена икона была греком митрополитом Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году. Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, отсюда ее украинское название - Вышгородская икона Пресвятыя Богородицы. Сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский в 1155 году принёс икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование, где она хранилась в Успенском соборе.) По приказу князя Андрея икона была украшена дорогим окладом. После убийства князя Андрея Боголюбского в 1176 году князь Ярополк Ростиславич снял дорогой убор с иконы, и она оказалась у Глеба Рязанского. Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея, над Ярополком Глеб возвратил икону и убор во Владимир. При взятии Владимира татарами в 1237 году Успенский собор был разграблен, и с иконы Пресвятыя Богородицы был содран оклад. «Степенная книга» сообщает о восстановлении Успенского собора и возобновлении иконы князем Ярославом Всеволодовичем.

Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя.

Празднование Владимирской иконы Пресвятыя Богородицы бывает несколько раз в году. Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице:

8 сентябряпо новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.

3 июня(21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября(по новому стилю), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.

История встречи в Москве Владимирской иконы Пресвятыя Богородицы

Праздник Сретения Владимирския иконы Пресвятыя Богородицы, выпадающий на 8 сентября, указывает на конкретную дату – 1395 год. Слово «сретение» означает «встреча». И действительно, в указанном году в Москве произошла встреча святаго образа Пресвятыя Богородицы москвичами. Позже на месте случившегося сретения был возведен Сретенский монастырь. Обитель сия дала название улице Сретенке.

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) с полчищами татар вступил на русскую землю и достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона.

Тимур / Тамерлан чагат. تیمور, Великий эмир империи Тимуридов
9 апреля 1336 год - 18 февраля 1405г. Миниатюра XV века

Великий князь Василий I Димитриевич, старший сын Дмитрия Донского, вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Численность войск Тамерлана в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью.


Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию.

Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятыя Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло её к Москве. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Пресвятая Богородица, спаси землю Русскую!» В Москве икону встретили 26 августа (8 сентября по новому стилю) “весь град изыде противну иконы на сретение ее”… .

В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле (ныне ул. Сретенка), Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России.

Проснувшись в трепете, Тамерлан созвал мудрецов. “Не сладить тебе с ними, Тамерлан, это Божья матерь, заступница русских”, – сказали гадальщики непобедимому хану. “И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы”…

В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирский иконы Пресвятыя Богородицы.

После этого события чудотворная Владимирская икона Пресвятыя Богородицы, после 235 лет пребывания во Владимире, осталась в Москве навсегда. Ее поместили в построенном в честь Успения Пресвятыя Богородицы соборе.Перед ней помазывались на царство цари и свершались важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.)

И века не прошло, как в 1480 году хан Золотой Орды Ахмет двинулся на Москву. Он дошел уже до реки Угра. Великий князь Московский Иоанн III ждал хана на другом берегу реки. Летописцы пишут, что неожиданно и без всяких оснований на татар напал животный, необъяснимой природы страх. Он парализовал и физическую силу, и волю татар. Хан Ахмет оказался не в силах совладать с деморализованным войском и вынужден был отступить…

В 1547 году в Московском Кремле был сильный пожар. Чудотворную икону собирались вынести: несколько самых сильных и смелых мужей были отправлены снять ее и унести в безопасное место за пределы Кремля. Но никакими силами не смогли сдвинуть святыню с места. По свидетельству очевидцев, в этот момент в небе над Успенским собором появилось видение “светозарной Жены, осенявшей храм”… Вскоре пожар утих. Среди пепелища стоял нетронутый огнем Успенский собор.

В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею, к счастью, она не была утрачена как многие православные святыни в годы гонений на Церковь.

В сентябре 1999 года одна из главных православных святынь России – икона Пресвятыя Богородицы Влаимирския – была передана РПЦ в храм Святителя Николы при Третьяковской галерее.

Там она хранится и поныне под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают особый режим температуры и влажности…

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

На обороте изображены Этимасия (Престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV века.

Престол уготованный (греч. Этимасия ) - богословское понятие престола, приготовленного для второго пришествия Исуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых.

Владимирская икона Пресвятыя Богордицы является общерусской святыней, главной и самой чтимой из всех русских икон. Имеется также множество списков Владимирской иконы, значительное число которых также почитаются как чудотворные.

Православная церковь отмечает праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери - без преувеличения, самой почитаемой на Руси. Праздник этот отмечается Русской православной церковью трижды: 3 июня - в память об избавлении от Махмет-Гирея в 1521 году, 6 июля - в память об избавлении от хана Ахмата в 1480 году, а 8 сентября - в память о том, как Богородица прогнала от стен Москвы войско Тамерлана.

Гроза татаро-монголов

За Владимирской иконой замечено множество чудес. В 1164 году она сопровождала князя Андрея Боголюбского в поход на волжских булгар. Перед боем князь и все его войско помолились перед иконой, враг был разбит, а после победы взору воинов предстало чудо: вся местность озарилась дивным сиянием, шедшим от образа. Ровно в те же самые день и час византийский император Мануил перед битвой с сарацинами увидел такой же свет, шедший от Креста Господня.

Следующее большое чудо произошло спустя почти столетие. В 1395 году на Москву надвигался Тамерлан. Надежды на спасение было мало, и тогда московский князь Василий Дмитриевич распорядился доставить икону Божией Матери из Владимира в Москву. Тамерлан раскинул свои шатры на берегу Москвы-реки и собирался взять город в осаду. Однако ночью во сне ему привиделась Лучезарная Жена в сиянии, окруженная ангелами с огненными мечами. Наутро Тамерлан созвал совет. Мудрецы истолковали видение и разъяснили хану, что увиденная им Жена - Богородица, заступница православных и одолеть ее не выйдет. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!» - так написал о бегстве Тамерлана летописец.

Позже икона не раз спасала русский народ от вражеских набегов. Именно ее благодатной силе летописцы приписывают победы над врагами: в 1408 году - над ханом Едигеем, в 1451 году - над ногайцами, в 1459 году удалось отбиться от войск хана Седи-Ахмета. В 1480 году икона заставила повернуть назад в степь войско ордынского хана Ахмата (знаменитое стояние на реке Угре), а в 1521 году Москва была спасена от полчищ татар казанских и ногайских под предводительством хана Махмет-Гирея. Тогда князья едва успели собрать войско для отражения атаки. Сдерживая натиск татар, русские войска медленно отступали к Москве, за стенами которой весь народ усердно молился перед ликом Богородицы, прося о заступничестве. Одной инокине было видение: ей привиделись святители московские Петр и Алексий, выходившие из закрытых врат Успенского собора с иконой в руках. Инокиня рассказала горожанам об увиденном, и народ стал молиться еще усерднее. И снова Божия Матерь обратила в бегство татарские войска, привидевшись врагам в окружении сияющих воинов.

Хранительница Русского Севера

Как гласят предания, образ этот написал сам апостол Лука на доске от стола, за которым обедали Богородица с младенцем Христом и праведный Иосиф. Когда исследователи отмечают, что образ написан апостолом, имеется в виду прежде всего само изображение: его характер, стиль, художественные особенности. Ни одна из икон, написанных Лукой, до наших времен, увы, не сохранилась: все современные образы за авторством апостола Луки - списки или копии с тех икон, которые когда-то были им созданы, включая и Владимирскую икону, которая сегодня хранится в Третьяковской галерее. Ученые-искусствоведы полагают, что икона была написана в конце XI века либо чуть позже, в начале XII века, в Константинополе.

На Русь икона была послана в 1131 году патриархом Константинопольским Лукой в дар московскому князю Юрию Долгорукому. Икона была поставлена в девичьем монастыре Вышгорода, что под Киевом, отданного Юрием Долгоруким своему сыну Андрею Боголюбскому в удельное правление. Чуть позже Андрей решил отправиться в северные земли Руси. Молодой князь был человеком боголюбивым, за что и получил прозвище Боголюбский, и просил Богородицу быть ему заступницей в Ростово-Суздальских землях, которые князь пообещал отдать под власть Божией Матери. Он искал икону, которую мог бы взять с собой в дорогу. Ему поведали об иконе, которая не прочь отправиться в путешествие: по свидетельствам прихожан, трижды этот образ сходил со своего места. Князь Андрей втайне от отца взял икону с собой. Однако по пути из Владимира в Ростов, когда Андрей отъехал от города всего около десяти верст, лошади вдруг встали и отказывались идти дальше. Молодой князь обратился с молитвой к иконе. Богородица явилась Андрею и повелела оставить образ во Владимире, а на месте своего явления основать храм. С этого момента, с 1160 года, икона и получила свое нынешнее название: Владимирская. Позже икона продолжила путешествие по северным землям Руси и многократно помогала отбить набеги татар на Москву. После того как Богородица чудным образом избавила Русь от ордынского ига, чудотворный образ Божией Матери остался в Москве, в Успенском соборе. С 1930 года икона хранится в Третьяковской галерее. В 1999 году ее перенесли в храм-музей, расположенный на территории Третьяковки.