Сергей жилин музыкант. Сергей Жилин: личная жизнь, жена и дети. Чувствуется, что обида осталась до сих пор

Моя карьера сложилась и без диплома. Отец считал, что я просто обязан его получить: как это так, сын ученого - и без корочек?! Но я его разочаровал Фото: из архива С. Жилина

- Слышала мнение специалистов, что иеромонаху Фотию помогло победить облачение. Дескать, безупречным его вокал не назовешь.

Начиная с первого выпуска я был свидетелем профессионального роста Миши Озерова, болел за него. Но мы с музыкантами предполагали, что ему скорее всего не удастся победить отца Фотия.

- Где вам сложнее: на детском или взрослом «Голосе»?

Детей жальче, у них правила жестче. Из пятнадцати отобранных человек наставник создает пять троек. Ребятам объясняют, что участники трио не должны тянуть одеяло на себя, нужно работать друг на друга, только так может получиться номер. Дети стараются, но из трех в проекте остается один. Победители вроде бы только что прошли «чистилище», но не тут-то было! Они снова исполняют «поворотные» песни, с которыми пришли на проект. И из пяти остаются двое. Все это происходит в один день! Представляете, какой стресс испытывает ребенок?

Не забуду, как прямо на сцене упал в обморок Андрей Клубань. Я заметил, как он закачался, но подбежать не успел, поднимал уже с пола. Держал на руках, не знал, куда бежать, - он весь сжался как пружина. Потом Андрея привели в чувство и дали выступить повторно, к нему даже повернулась Пелагея. Он молодец, нашел силы! Сегодня продолжает учиться в нашей студии эстрадно-джазового искусства «Фонограф», принимает участие в концертах.

- Сергей Сергеевич, почему вы - интересный, успешный, талантливый - не завели семью? Или правду пишут, что было две неудачных попытки?

Опыт семейной жизни у меня был.

- В Интернете пишут, у вас есть сын.

Я слышал, что не только сын, но и дочь - притом не одна! Правда, лично мне про них ничего не известно.

- Мама внуков не просит?

Она ушла шесть лет назад... Четыре последних года мы боролись с тяжелым онкологическим заболеванием. Мама перенесла две операции, химиотерапию... Я делал все от меня зависящее, чтобы ее вытянуть. Она лежала в отдельной палате на Каширке. О бесплатных лекарствах сразу пришлось забыть, на них выстроилась очередь из больных, а маме они требовались немедленно. Так что оплачивал и их. Попросил медсестру:

Пожалуйста, подежурьте около мамы. Сколько это будет стоить?

Три тысячи в сутки.

Прихожу ее навещать - у мамы синяк на лице. Оказывается, ночью она осталась одна (медсестра отпросилась ночевать в сестринской), встала, пошла в душ, поскользнулась на влажном полу и упала, разбила лицо. Самое обидное, что я побоялся даже предъявлять какие-либо претензии: не дай бог, к маме после этого вообще перестанут подходить. Я готов был платить персоналу больницы не три, а тридцать три тысячи, только чтобы она не страдала. Увы, болезнь оказалась сильнее...

- Как вы сегодня живете? Как проводите свободное время?

Если оно выдается, встречаюсь с друзьями. Давно начал коллекционировать вина, очень люблю итальянские, французские. Правда, бутылки долго в доме не задерживаются, люблю угостить друзей, посидеть с ними за разговорами с бокалом хорошего вина. Так что от коллекции остаются в основном пробки. Каждый день посещаю спортзал, провожу там часа два, меньше не имеет смысла, тренируюсь, держу себя в форме. А еще положительные эмоции добавляют домашние питомцы. Поселил в офисе попугая Васю, время от времени к нам заглядывает Марго - очаровательный цвергшпиц. Васе я недавно купил клетку побольше, каждый день проводится акция «Свободу попугаям!»: Васю выпускают на волю, дают полетать по коридору. Он уже столько репетиций прослушал, что скоро того и гляди станет претендовать на место в оркестре!

Сергей Жилин — это известный шоумен, пианист и композитор, с творчеством которого знаком каждый. А вот о подробностях личной жизни этого талантливого музыканта знают немногие. Мы решили исправить данную ситуацию, поведав вам о том, как жил, где учился и работал Сергей Жилин до того, как стал всенародным любимцем.

1966 года 23 октября был рожден Сергей Жилин. К музыке его семья начала приучать еще с самого младенчества. Бабушка будущего композитора, которая была скрипачкой, усадила его за фортепиано еще в 2,5 года. Родители тоже мечтали взрастить из Сергея музыкальное дарование и заставляли его играть на музыкальном инструменте по несколько часов в день.

Сергей Жилин в детстве

Интересно! Иногда занятия музыкой настолько надоедали Сергею, что он периодически закрывал бабушку в квартире под ключ, а сам сбегал поиграть с дворовыми мальчишками в футбол.

Помимо музыки, Жилин в детстве еще увлекался и спортом, а точнее катанием на лыжах и прыжками с трамплина. Как сознается сам композитор, однажды после прыжка он неудачно приземлился и получил трещину ладони, за что музыкальный педагог его очень бранил.

Далее, Сергей научился удачно совмещать занятия футболом, езду на велосипеде и работу сразу в нескольких вокально-инструментальных коллективах. Такой расклад устраивал всех, кроме матери Жилина, так как она хотела, чтобы ее сын был серьезным академическим музыкантом. Поэтому, женщина отдала юного Сергея в военно-музыкальное училище. Там он должен был выучиться на дирижера.

И хоть Жилин сдал вступительные экзамены на отлично, продемонстрировав высочайший уровень музыкальной образованности, все же его такой порядок вещей не устраивал, так как он должен был забыть о своих хобби. Сергей настоял на своем, и родители вынуждены были разрешить мальчику записаться в секцию авиамоделизма, где он добился немалых успехов.

Что касается музыкального образования, Жилин успевал посещать одновременно вокально-инструментальные и театральные кружки, и даже джазовою студию. А вот успеваемость в школе с музыкальным уклоном у него настолько “хромала”, что администрация вынудила родителей перевести свое чадо в общеобразовательное учреждение. Сергей не задержался долго и там. Закончив всего 8 классов, он пошел учиться в ПТУ, где смог совмещать авиамоделизм, спорт и музыку.

По окончанию техникума, Жилин уходит в армию, где тоже смог проявить себя, участвуя в военном музыкальном ансамбле.

Музыка

В 1982 году Сергей сумел попасть в студию, которая работала в сфере музыкальных импровизаций. Там же Жилин познакомился со Стефанюком, с которым в дальнейшем стал выступать в дуэте. Парни играли собственной обработки регтаймы. Таким образом родился “Фонограф”, полноценный дебют которого состоялся в 1983 году на одном из концертов, посвященном джазовой музыке. Именно там молодой, но при этом очень талантливый коллектив “взорвал” зал и обзавелся первыми своими почитателями.

1992 год в карьере Жилина был переломным, поскольку Сергей, будучи на гастролях в солнечной Ялте, познакомился с дирижером президентского оркестра Овсянниковым П.Б. Мэтру сразу же приглянулся Сергей и он, не задумываясь, пригласил его выступать вместе с главным оркестром страны на гастролях.

С того момента карьера Жилина буквально взлетела вверх. Он путешествовал не только по России, но и зарубежным странам. Например, в 1994 году он был удостоен чести играть с экс-президентом США Биллом Клинтоном, который назвал его лучшим джазовым музыкантом.

В 1995 году Жилин уже официально зарегистрировал “Фонограф”, как организацию, которая после превратилась в студию звукозаписи и стала настоящим музыкальным брендом.

С 2002 года Сергей начинает появляться на телеэкранах. Он дирижирует в таких телевизионных шоу “Две звезды”, “Достояние республики”, “Танцы со звездами”.

Интересно! В 2005 году Жилин за свои музыкальные заслуги получил звание народного артиста Российской Федерации.

В 2012 — 2014 годах Жилин с оркестром принимает участие в съемках ряда телепроектов “Голос”. Музыкант запомнился разработчикам шоу своим высоким профессионализмом, так как номера под его руководством записывались быстро и буквально с одного-двух дублей.

Личная жизнь

Что касается подробностей личной жизни, а также наличия жены и детей, этот “пункт” своей биографии Сергей Жилин держит в тайне. Со слов близкого к музыканту окружения, мы знаем, что он был женат дважды. О первой супруге известно лишь то, что она “подарила” композитору сына, а вторая в прошлом была участницей “Фонографа”.

Несмотря на то, что Сергей Жилин старается скрывать подробности своей биографии, все же нам стали известны некоторые интересные факты из жизни композитора.

  • В 1995 году Жилин решил попробовать себя в роли радиоведущего. По приглашению радиостанции “Юность” он вел авторские музыкальные передачи на протяжении трех лет.

  • Имя композитора было внесено в известную и почитаемую среди джазовых исполнителей книгу “Джаз. ХХ век”.
  • Нынче “Фонограф” соединяет в себе одновременно несколько компаний, работающих в разных музыкальных направлениях.

  • Жилин довольно высокий мужчина, так как его рост составляет 196 сантиметров.

Сергей Жилин сейчас

Сергей Жилин и далее продолжает умалчивать информацию о своей семье и подробностях личной жизни, а вот об успехах в карьере он готов говорить всегда. Например, последний концерт, который он вел вместе с Диной Гариповой, Жилин построил в форме диалога. На нем мэтр рассказывал зрителям, среди которых было немало и известных в мире шоу-бизнеса персон, о своих мечтах и воспоминаниях из юности.

Также Сергей неустанно работает и над новыми музыкальными произведениями. В 2014 году “увидел мир” новый альбом “Фонограф — Джаз — Трио” под названием “Чайковский in jazz”. Вместе с Протасовым и Гусевым Жилин обработал известные хиты композитора, придав им джазовое звучание.

Сергей Жилин с Дианой Гарпиной

Знаменитый джазовый пианист Сергей Жилин родился в Москве 23 октября 1966 года. Увлечение игрой на пианино пришло к мальчику в раннем детстве. Это не удивительно, поскольку бабушка маленького Сережи профессионально занималась музыкой. Родители мальчика рассчитывали на то, что их сын станет великим академическим исполнителем.


По несколько часов в день за инструментом Сережа проводил с большим удовольствием. Но когда мальчик немного подрос, его начало интересовать джазовое направление. Узнав об этом, родители и бабушка, были огорчены – по их мнению, джаз не является серьезной музыкой.

Юношество и интересы Сергея Жилина

Сергей рос разносторонне развитым парнем, поэтому помимо музыки его привлекал велоспорт и футбол. Позднее Сергей Жилин начал обучение в военно-музыкальном образовательном заведении. Влияние на выбор юноши в большей степени оказали родители. Как только стало известно о его зачислении абитуриентом, парень передумал поступать. По его словам, ему сложно было представить себя в роли дирижера оркестра или обычного военного музыканта.


Мало кто знает о том, что увлечение авиамоделизмом стало решающим аспектом в его жизни. После отказа от получения военного образования молодой человек принялся активно собирать модели различных летательных аппаратов.

Наряду с авиамоделированием Сергей учился в музыкальной спецшколе. Однако был вынужден перевестись в обычное учебное учреждение из-за неуспеваемости. Он получил среднее образование в местном училище, которое окончил по специальности «Электромонтажника летательных аппаратов». Потом последовала служба в армии, где будущий известный джазовый музыкант участвовал в творческом музыкальном ансамбле.


Начало карьеры Сергея Жилина

1982 год стал решающим в музыкальной карьере Сергея Жилина. В этот период он поступил на обучение в студию музыкальной импровизации. Тогда же он создал коллектив «Фонограф», в котором творческим напарником Сергея стал Михаил Стефанюк.

В 1983 году дуэт выступил на джазовом фестивале в Москве, где был высоко оценен. «Фонограф» еженедельно выступал на сцене бара Высоцкого. А в 1990-м Жилин занял должность музыкального менеджера в одном из лучших отелей Москвы.


В 1992 году Сергей познакомился с руководителем Президентского оркестра, с которым начал гастролировать. А спустя два года ему выпала уникальная возможность сыграть на одной сцене с Биллом Клинтоном. У бывшего американского президента брал интервью и другой джазовый музыкант – саксофонист Алексей Козлов.

В 1995 году после длительной паузы состоялся гастрольный тур дуэта «Фонограф». Жилин начинает самостоятельно создавать аранжировки, и уже в 2005-м исполнитель получает звание народного артиста России.


Помимо регулярных выступлений с концертами на большой сцене, музыкант очень часто принимает участие в телевизионных шоу. На протяжении всех сезонов передачи «Голос» музыкант играет в составе сопроводительного оркестра.

Личная жизнь Сергея Жилина

Эту сторону своей жизни Сергей Жилин хранит в секрете. При этом существуют некоторые источники, которые свидетельствуют о наличии двух браков Жилина. От первой жены у музыканта растет сын. Вторая супруга длительное время была солисткой коллектива «Фонограф».

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Жилина Сергея Сергеевича

Сергей Сергеевич Жилин − российский пианист и дирижер, известный, как основатель джаз-бэнда «Фонограф».

Ранние годы

Будущая звезда мира музыки появилась в Москве 23 октября 1966 года. Бабушка, столь горячо любимая мальчиком, профессионально занималась игрой на пианино и скрипке. Поэтому неудивительно, что ее способности передались маленькому Сергею. Родные надеялись, что малыш со временем превратится в академического исполнителя, и прилагали к этому все усилия. Сережа проводил за инструментами по несколько часов в день, постепенно, но уверенно нарабатывая музыкальные навыки. Знаменитые романтические композиторы , и были близки ему по духу, и Сергей с упоением воспроизводил их бессмертные творения.

Неожиданно для близких Сережа открыл для себя совершенно иную форму искусства, а именно джаз. Разочарованию бабушки не было предела, ведь она мысленно представляла внука в образе серьезного музыканта. Джаз, по ее мнению, не имел ничего общего с классической культурой.

Юношеские увлечения

Однако мальчик продолжал удивлять родных, увлекшись велосипедным спортом, футболом и даже авиамоделизмом. Мама Сергея полагала, что эти занятия подходят сыну, поэтому настояла на поступлении в военно-музыкальное училище. В приемной комиссии оценили уровень подготовки юноши и рекомендовали его к поступлению. Но Сергей не захотел становиться, ни военным музыкантом, ни дирижером, и в самый последний момент отказался. Понял, что учеба в таком заведении заставит забыть о своих увлечениях.

Покинув стены училища, Жилин с удовольствием приступил к сборке моделей летательных аппаратов и добился в этом деле определенных успехов. Начал принимать участие в соревнованиях, получил спортивный разряд и выиграл столичное первенство.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Но подобное хобби отрицательным образом сказалось на успеваемости в музыкальной школе. Дошло до того, что администрация заведения обратилась к родителям подростка с просьбой перевести его в обычную школу. Под тем предлогом, что его низкие отметки портят все показатели. Мать с отцом так и поступили, но и в простой общеобразовательной школе Жилин долго не задержался. В результате ушел в ПТУ, а затем в армию, где служил в ансамбле песни и пляски.

Начало карьеры

1982 год оказался для Сергея Жилина судьбоносным. Тогда он начал обучение в студии музыкальной импровизации. Совсем скоро родился фортепианный дуэт. Напарником стал Михаил Стефанюк, с которым Сергей Жилин основал «Фонограф». Молодые талантливые музыканты довольно быстро завоевали признание публики.

Мало того, их творческая деятельность пришлась по вкусу художественному руководителю российского Президентского оркестра Павлу Овсянникову, с одобрения которого ребята стали гастролировать вместе с его коллективом.

Настоящий успех

Знаменательная встреча состоялась в 1992 году, а уже спустя пару лет Сергей Жилин выступил вместе с самим Биллом Клинтоном. Экс-президент США играл на своем излюбленном саксофоне, русский музыкант аккомпанировал ему на рояле.

Сергею Жилину удалось создать несколько коллективов, а также популярную среди российских исполнителей студию звукозаписи. Кроме того, Сергей Сергеевич нашел себя и на телевидении, где участвовал в проектах «Две звезды» и «Танцы со звездами» в качестве дирижера. В 2012 году на Первом канале появилось музыкальное шоу «Голос», которое вживую стал сопровождать оркестр под управлением Сергея Жилина.

Личное

О жизни Сергея Жилина вне сцены известно очень мало. Говорят, он женился два раза, имеет сына.

Съемки одной из программ музыкального проекта «Голос» должны были вот-вот начаться. Через несколько минут музыканты оркестра «Фонограф-Симфо-Джаз» займут свои места, и я решил посмотреть итоговую верстку программы. Поспешил к редактору, который стоял на основной сцене. Сделал шаг и... полетел в пустоту.

Грохнулся с высоты двух с половиной метров в пространство между сценой и возвышением для оркестра, оно не было освещено. Первым ко мне подбежал Дима Нагиев: «Что с тобой?! Живой?!» Поднялся - лицо разбито, нога болит. А сейчас съемка.

Руководитель программы подошел, осторожно поинтересовался: «Работать сможешь?» А куда деваться? Подводить никого не хотелось. Ссадины загримировали, несколько часов отсидел за роялем, к концу съемки нога опухла и сильно болела. Пришлось ехать в травмпункт. Рентгенолог «обрадовал»: «У вас перелом!»

На следующий день приковылял в студию на костылях. На полу у рояля были разложены листки бумаги с надписью: «Серега, повтори еще раз!» Музыканты у нас любят пошутить.

Дима тоже потом несколько дней подкалывал меня. Он всегда балансирует на грани, но никогда ее не переступает. Его шутки помогают конкурсантам пережить поражение. И тогда они тоже удачно разряжали обстановку. Многие мои знакомые отмечают, что в паре с Нагиевым мы очень прилично смотримся, жаль, что в «Голосе» у нас с ним практически нет времени на взаимные пикировки.

Кстати, «Голос» - самая рейтинговая программа на нашем телевидении, выше рейтинг только у выступления Президента. За пять сезонов столько новых имен открылось! Некоторым помогает не только талант, но и... техника. В студии, где проходит съемка, осветительные приборы висят довольно низко. С моим ростом под два метра как-то приложился головой об один из них, но не сильно. А Женя Кунгуров, выходя на сцену и ничего не видя от волнения, въехал со всего размаха! На Женином вокале это, к счастью, не отразилось, песню он исполнил даже лучше, чем на репетиции. Шутили потом: не надо прилагать усилий, чтобы удачно выступить, достаточно получить точный удар по голове. Но это слишком радикальный метод.

- Вы стали профессионально заниматься музыкой, пойдя по стопам родителей?

Бабушки. Тамара Викторовна родом из Грузии. Она была скрипачкой, преподавателем по скрипке и фортепиано, руководила ансамблем скрипачей. По большому счету, именно бабушка воспитала меня в уважении к музыкальному искусству и людям, которые способны извлекать чарующие звуки из инструментов.

История моих родителей драматична. Отец появился в жизни, когда я был достаточно взрослым. Я ношу фамилию мамы. Лидия Васильевна Жилина родилась в Ростове-на-Дону, там же окончила институт, затем переехала в Краснодар, где работала на нефтехимическом заводе. Мама начинала с простого лаборанта (в этом смысле я повторил ее судьбу, поскольку первой записью в трудовой книжке значится - лаборант отдела техники Дворца пионеров), потом ее повысили до заведующей лабораторией. С моим отцом они познакомились по работе, но встреча оказалась судьбоносной. Сергей Николаевич Ятров был крупным ученым, доктором технических наук, за свою жизнь руководил тремя научно-исследовательскими институтами.

Мама приняла решение перебраться в Москву, так как хотела быть поближе к отцу. Очень его любила. Не остановил даже тот факт, что отец женат и несмотря на то что на свет появился я, не оставил семью, которая была у него уже второй. Наверное, ничего бы у мамы не получилось, если бы ее не поддержала бабушка. Тамара Викторовна списалась с родной сестрой, которая обосновалась в Москве, и та приютила нас на первых порах. У мамы с бабушкой были некоторые сбережения, они рассчитывали вложить их в кооперативную квартиру. Но случилась деноминация, и деньги обесценились. Ситуация была ужасающей, пришлось все начинать с нуля. Однако мама не отчаялась, сняла комнатку в деревянном доме у метро «Войковская» - у нас были даже земляные полы. Нашла работу в столичном НИИ: начинала с младшего научного сотрудника, со временем возглавила отдел. Помню, как бабушка меня осекала и требовала, чтобы разговаривал шепотом: мама писала кандидатскую диссертацию. Жизнь постепенно налаживалась.

Я был слишком маленьким, поэтому земляных полов не запомнил. Стал себя осознавать, когда мы перебрались в скромную квартирку на окраине Москвы. Наша многоэтажка стояла у самого леса, который теперь называется Тропаревским парком. Рядом была молочная ферма, где за забором паслись коровы, которые, когда к ним приближались посторонние, начинали громко мычать. По рассказам бабушки, меня это страшно пугало. А по утрам мы просыпались под стук жестяных бидонов в кузовах грузовиков, развозивших молоко по магазинам.

Бабушке удалось перевезти в Москву старенькое пианино, она продолжила преподавать, ученики приходили к нам домой. Когда кто-то из ребят начинал играть «Калинку», я бурно реагировал, подпевал и пританцовывал, стоя за загородкой, которая в то время обозначала границы моего самостоятельного мира. Говорить еще толком не научился, а уже требовал, чтобы «Калинку» повторили, что называется, на бис. Так что мой путь к крутящемуся стульчику был предопределен. Впервые бабушка усадила за пианино, когда мне исполнилось три. Она стала моим первым педагогом. Я рос, интересы мои менялись. Тамара Викторовна напутствовала:

Занимайся сейчас! Потом не будет хватать времени!

Я не верил:

Как это не будет? У меня и сейчас его нет! Надо успеть и в футбол поиграть, и с мальчишками погонять по улице!

Права, как всегда, оказалась бабушка.

Мама пропадала на работе, была главным нашим кормильцем. Не думаю, что отец помогал материально, все-таки он жил в другой семье. Забегая вперед, скажу, что мама - кандидат наук, всю жизнь трудившаяся на благо государства, после изменения геополитической ситуации в стране стала получать пенсию в восемь тысяч рублей. Когда мы остались вдвоем и я уже достаточно крепко стоял на ногах, чтобы ее обеспечивать, она однажды сказала: «Хорошо, что ты у меня есть, иначе не представляю, как бы жила».

Однажды пришло письмо из собеса: «Уважаемая Лидия Васильевна, сообщаем, что провели перерасчет вашей пенсии...» Ну, думаю, хоть что-то добавят. Мама спала, и я решил все прочесть, чтобы потом ее обрадовать. Читаю дальше: оказывается, в каком-то там году маме ошибочно начислили сумму, которая после индексации выражается в сотне рублей. В письме сообщалось, что эти сумасшедшие деньги у нее вычтут из очередной пенсии! Моему возмущению не было предела. Большие умники провели аудит, составили письмо, потратились на чернила, конверт, почтовые услуги, чтобы вернуть в доход государства несчастную сотню. Уверен, расходы по изъятию этих ста рублей вылились в гораздо большую сумму! Не говорю уже о том, что доставили крайне неприятные эмоции пожилому человеку. Ну как это называется?! Я тогда маму успокаивал, убеждал: ей не о чем волноваться - я всегда буду рядом.

- Отец в вашей жизни появлялся?

Мы познакомились, когда мне исполнилось четырнадцать. Должен сказать, до этого я не изводил маму вопросом, почему у всех есть отцы, а у меня нет. Был окружен такими любовью, заботой, вниманием, что никогда не чувствовал себя ущемленным. Да, у кого-то были мама и папа, а у меня - мама и бабушка. И мне было очень хорошо.

Спустя шесть или семь лет после ухода из жизни второй жены отец с мамой наконец поженились, мама переехала к нему, а к нам с бабушкой стала приходить в гости. Однажды привела с собой и Сергея Николаевича: «Познакомься, это твой папа!» Я сидел вместе со всеми за накрытым столом и за весь вечер не произнес лишнего слова - парнем был скромным. Никакого потрясения не испытал. Мы стали встречаться, втроем ездили за город на дачу. Не могу сказать, что с отцом мы как-то по-особому сблизились, вели задушевные беседы. Я не претендовал на его повышенное внимание, он не вмешивался в мою жизнь. Недовольство мною высказал лишь однажды. После службы в армии я поступал в «Гнесинку». Пришел на экзамены, сел за рояль и сыграл так, что комиссия выставила твердую пятерку - одному из девяти абитуриентов. Но не тут-то было! Меня срезали на сочинении. Так что в итоге отправился обратно на работу в «Фонограф», которому тогда было уже четыре года. А к идее получения высшего образования я вернулся только спустя двадцать лет. Моя карьера сложилась и без диплома. Отец считал, что я просто обязан его получить: как это так, сын ученого - и без корочек?! Но я его разочаровал.

Отца не стало, когда мне исполнилось тридцать. Я наравне с детьми от его двух предыдущих браков претендовал на наследство. Они выразили сомнение: а сын ли Жилин Ятрова? Пришлось заниматься неприятным делом, через суд доказывать, что Сергей Николаевич - мой папа. Сам я в заседаниях не участвовал, по судам ходила мама. В конце концов я получил-таки свою долю наследства. Прошло немало лет, прежде чем мы стали общаться со старшим братом - Владимиром Сергеевичем. А пару лет назад после очередной встречи он сказал: «Нет никаких сомнений в том, что Сергей сын нашего отца, так они похожи - не только внешне, но и своей целеустремленностью, творческим началом». Сегодня Владимир вместе с женой живет и работает в Польше. Мы недавно виделись.

- Приятно иметь в братьях известного человека. Расскажите, как делали первые шаги к славе.

В семь лет мама с бабушкой отдали меня в Центральную музыкальную школу. Во второй половине дня мы занимались специальными предметами - музыкой, сольфеджио, хором, а по утрам - общеобразовательными, по которым я учился средне. Как любой мальчишка, я футбол любил больше, чем заниматься за инструментом. Однажды даже сбежал во двор, закрыв бабушку! Она посадила меня за пианино, а сама ушла на кухню. Я играл, играл этюды, потом на минуту прерывался - натягивал футболку, еще играл, вновь останавливался - надевал кеды, а потом мигом выскочил за дверь с мячом и единственным ключом, запер бабушку в квартире и убежал играть в футбол. Она звала с балкона - но куда там! Так и гонял мяч с десяти утра до вечера, пока с работы не вернулась мама. Ох и всыпала она мне!

Если по какой-то причине в школе вдруг отменяли урок, мы с пацанами бежали играть в казаки-разбойники. И что уж тут мелочиться - легко прихватывали следующий урок, лазили на крыши двухэтажных домов по водосточным трубам, прыгали с деревьев... О том, чтобы беречь пальцы, никто не задумывался. Очень любили бывать в доме на улице Грановского, где жили высокопоставленные военачальники, благо туда рукой подать от Нижнего Кисловского переулка, где располагалась ЦМШ.

Уверенно проходили мимо охраны, забирались на чердак, выходили на крышу и там сидели, любовались видами Москвы с высоты птичьего полета. Однажды затащили на чердак арбуз и с удовольствием его съели. Естественно, наша гоп-компания вызывала недовольство учителей. Кто-то из ребят изображал из себя паиньку: что вы, меня на чердаке не было! Я попадался всегда. Маму вызывали в школу, она ходила к директору как на работу.

Правда, оболтусом я все-таки не был, достаточно много читал, хотя никто не заставлял. Проглотил всего Виталия Бианки, Джека Лондона, уважал книжки о Великой Отечественной войне - прочел все о Кожедубе, Маресьеве и других великих летчиках. Очень интересовался всем, что связано с авиацией. Однажды мама заметила, что я целый час корплю над листом чертежной бумаги, пытаясь нарисовать фюзеляж самолета, и поняла: дело серьезное.

Для начала купила мне сборную авиамодель. Принялся выпиливать лобзиком детали, но настолько неумело, что поранил пальцы. Мама ужаснулась и отвела меня во Дворец пионеров в кружок авиамоделирования. Там дело пошло: научился работать на токарном и фрезерном станках, вскоре вошел в сборную команду Дворца, выступал на соревнованиях, один раз занял первое место по Москве. Постоянно таскал самолеты в школу, чтобы оттуда, не тратя времени, ехать во Дворец пионеров. Естественно, учителям это не нравилось.

После восьмого класса терпение педагогов иссякло и меня отчислили. Оглядываясь назад, понимаю: не последнюю роль сыграло то, что после четвертого класса мама забрала меня от одного уважаемого педагога и перевела к другому - молодому и менее авторитетному.

Уважаемый меня нахваливал, обещал подготовить для участия в конкурсе имени Чайковского, но как только я оказался у другого преподавателя, из перспективного превратился в середнячка. Оценки по специальности нам выставляла комиссия, и я моментально съехал на четверки и тройки. Авторитета молодого педагога Александра Евгеньевича Волкова не хватало для того, чтобы убедить комиссию оценивать мои старания объективно. Но я ему все равно бесконечно благодарен, он научил меня обращать внимание на детали. Однажды пришел в класс, отработал, как казалось, прилично, а он просит:

А теперь сыграй только правой рукой.

Это я смог, а вот левой вышло не так хорошо.

Ну и что? Двумя-то неплохо получается, - недоумевал я.

Ты должен одинаково хорошо играть обеими руками, а уже потом их соединять. Только тогда справишься с самыми сложными произведениями.

Позже понял, насколько правильно учил меня Александр Евгеньевич. Бриллиантовая красота пианистического пассажа начинается с правильной аппликатуры (постановки пальцев). К годовому экзамену в восьмом классе готовился всерьез. Слушал записи Святослава Рихтера. Он играл пьесу Прокофьева «Наваждение» в бешеном темпе за две с половиной минуты. Я «опаздывал» лишь секунд на десять. Готовил концерт для фортепиано с оркестром Грига.

В итоге подготовил сложную программу - включил в нее еще и Баха, Шопена. Прокофьева и Грига сыграл безупречно, в Бахе допустил небольшую помарку. Конечно от волнения, трясло меня перед экзаменом страшно. Тем не менее комиссия вынесла вердикт: «Баха и Шопена Жилин не выучил, Прокофьева и Грига сыграл грубо». Мне влепили тройку, сказали: «Такой школьник нам не нужен».

Как правило, в восьмом классе ЦМШ пианистам, которые плохо справлялись со специальностью, предлагали перевестись на теоретическое отделение. Тех, у кого и там не было перспектив, отправляли на отделение духовых инструментов. Отчисляли лишь в крайнем случае. В тот раз тройки на экзамене получили человек десять, а выгнали одного меня.

Кстати, из ребят, с которыми учился, один Стасик Бунин уехал в Европу и сделал там карьеру пианиста. Некоторые одноклассники сегодня работают в оркестрах. А многие вообще ушли из профессии. Один владеет небольшой фабрикой, занимается пошивом спецодежды, другой основал инвестиционную компанию. На уровень загруженности и известности к примеру Дениса Мацуева не вышел ни один. И себя я на одну доску с Денисом тоже не ставлю ни в коем случае! Хотя в отличие от одноклассников руковожу собственным коллективом.

Наверное, мама пыталась за меня заступиться - в детали не посвящала, но у нее ничего не вышло. Возможно, она получила даже более сильный удар, чем я. Была уверена, что о будущем сына не стоит беспокоиться, а я так ее разочаровал. Мама подняла все свои связи, знакомства и договорилась, что меня возьмут в военно-музыкальное училище - после него можно сразу идти на дирижерский факультет в консерваторию.

Было только одно но: военная музыка, марши, духовые оркестры были мне не совсем близки. Я заслушивался «Машиной времени», «Воскресением», джазовыми композициями, которые виртуозно исполняли Раймонд Паулс , Луи Армстронг. Тем не менее меня забрали из пионерского лагеря, где отдыхал, и определили в казарму. Пару недель, что там провел, муштровали как положено. Но заниматься всю жизнь военной музыкой в мои планы не входило. И я не выдержал - собрался и уехал. Представляю, какой шок испытала мама, когда узнала, что я сбежал оттуда и вернулся в пионерлагерь гонять мяч.

Приближалось первое сентября, а судьба моя оставалась туманной. И тогда мама нашла обычную общеобразовательную школу, где набирали группу ребят, которые вместо производственной практики занимались музыкой. Так готовили кадры для поступления в Педагогический институт имени Ленина на специальность «учитель музыки». Естественно, следовало пройти прослушивание. Экзамен принимали институтские преподаватели, а соискателями были в основном девочки, которые играли на уровне четвертого класса ЦМШ. Несмотря на то что все лето не подходил к инструменту, скерцо № 2 Шопена отскакивало у меня от пальцев, а произведение это исполнять непросто, там множество повторов, которые надо каждый раз играть по-разному. Когда закончил, экзаменаторы переглянулись:

Зачем вы сюда пришли?

Не знаю, мама документы принесла.

Естественно, меня приняли. Ну, думаю, как-нибудь доберусь до получения аттестата. Но на беду школа оказалась образцово-показательной, чуть ли не лучшей в районе. В ЦМШ знаний по геометрии, математике особо не требовали. А тут я вмиг оказался самым отстающим. Твердую пятерку имел только по физкультуре. По остальным предметам нахватал двоек. Отучился всего четверть - выгнали и из этой школы. Даже физрук дрогнул и выставил четверку. Когда поинтересовался почему, сразил железной логикой: «Как я могу поставить пятерку, когда у тебя все остальные двойки?»

Учителя образцово-показательной школы запугивали: «Не подтянешься - отправим в ПТУ». Туда определяли тех, кто совсем не тянул, трудных подростков. Такая перспектива меня не устраивала. Позвонил руководителю ВИА, в котором в тот момент играл. Ансамбль как раз базировался в одном из ПТУ: в этом учебном заведении приветствовались творческие коллективы. Для репетиций нам выделили бывший туалет на втором этаже, там же разместили аппаратуру. Я объяснил ситуацию, руководитель пошел к директору и договорился о моем приеме. Получается, в ПТУ я попал по блату. Оно считалось элитным, готовило кадры для «почтовых ящиков» - объединения «Салют», завода имени Хруничева. Мы проходили там практику. Маму, конечно, не обрадовало, что ее сын - пэтэушник, но делать было нечего.

В ПТУ процветала дедовщина. Нам платили стипендию - рублей десять. И в этот день старшекурсники перекрывали все выходы из училища и отбирали у первокурсников крохи. Кто-то пытался засовывать деньги в носки - не помогало. Тех, кто сопротивлялся, могли побить. Но в моем ВИА на бас-гитаре играл «дед»-четверокурсник. Он подвел меня к особо оголтелым хулиганам и приказал: «Этого не трогать! Кто не понял, будет иметь дело со мной!» Так что свою честно заработанную десятку я до дома доносил. Так пролетело три года.

Параллельно с ВИА я пошел еще и в джазовую студию. Отучился год и собрал свой коллектив - назвал «Фонограф». Дебют состоялся в 1983 году в составе диксиленда на фестивале в студии. Вообще там было много концертов, фестивалей - выступали часто. Помню, как однажды чуть не сорвал выступление на одном из концертов после случая во Дворце пионеров. Работал на сверлильном станке, а они там были «убитыми», многие детали приходилось придерживать руками. Мы с мастером спешили куда-то. Он включил станок. Я в этот момент поддерживал шкив, который промотал мой палец и разрезал его чуть не до кости.

Ой, что ты натворил?! - всполошился мастер.

Не я, а мы!

И что нам теперь делать?

В травмпункте палец зашили, наложили гипс. А мне играть на концерте два регтайма в дуэте с Мишей Стефанюком. Перед началом представить нас публике вышел руководитель студии Юрий Павлович Козырев: «Не обращайте внимания, что у одного из пианистов гипс на пальце! По большому счету, какая ему разница, сколькими пальцами играть?» Я сыграл четырьмя и с тех пор специально освоил такой прием - на всякий пожарный случай.

Однажды в джазовую студию пришел Юрий Сергеевич Саульский, услышал нас и пригласил «Фонограф» участвовать в Московском джазовом фестивале. Смотрел на него как на божество. Изумительный музыкант! Я понимал, что перерос студию, хотя был признателен, что Козырев давал возможность репетировать, - самостоятельную аренду помещения мы еще не тянули. Однако в конце концов ситуация накалилась. Юрия Павловича не устраивало, что мы становимся все более и более самостоятельными, концертируем без его ведома.

Студию пришлось покинуть. «Фонограф» вышел в свободное плавание. Какое-то время продержались, и я обратился к Юрию Саульскому с просьбой посодействовать и устроить нас в профессиональную организацию. Он написал письмо, и мой коллектив взяли в областную филармонию. Порадовался: наконец нам предоставят базу, аппаратуру, обеспечат выступлениями, сможем работать без проблем. Но я ошибся - концертировали мы один, в лучшем случае два раза в месяц. Коллектив загибался, я понял, что все нужно брать в свои руки. С той поры сам начал заниматься поиском работы, репетиционной базы, решать оргвопросы.

Чтобы свести концы с концами, работал пианистом в пятизвездочном «Палас Отеле». По несколько часов сидел вечерами за роялем в лобби. Появились поклонники, люди специально приходили, чтобы меня послушать. Через полгода руководство предложило должность музыкального менеджера отеля. Мы с коллективом играли и в лобби, и в баре, и в ресторане. Заработки стали стабильными. Я смог купить нормальный телевизор, холодильник, пылесос. А состоятельным человеком почувствовал себя лет через пять, когда перестал считать, сколько денег трачу на бензин.

Первое время не очень умел себя предлагать, чаще всего те, кто нас слышал, делился впечатлениями со знакомыми, они передавали информацию дальше по цепочке. Ни от чего не отказывались, играли на свадьбах в «Национале», гостинице «Космос», работали в клубе «Высоцкий» на Таганке, потом перебрались в кафе «Каштан». Если Саульский писал музыку к фильмам, нередко приглашал ее записывать, хотя опыта в этом деле у нас было маловато. В 1990 году даже попали в кадр: снялись в картине «Женский день». Одного из героев играл Вася Мищенко, по сценарию он был участником джаз-бэнда - трубачом. Ему очень хорошо удалась эта роль, хотя до этого он трубу никогда в руки не брал.

Советы Юрия Сергеевича были бесценны. Но не всем пришлось по душе, что классик эстрады настолько выделяет молодой коллектив. Нас попытались поссорить. Причем конфликт возник на ровном месте. Руководство Дома композиторов пригласило выступить. А я как раз дожил до первого юбилея. Вот и предложил назвать концерт «30 - это много или мало?». Афишу увидел Саульский: «Сережа, что вы себе позволяете?! Как так можно? Рано вам праздновать юбилей!» Уверен, кто-то его сильно накрутил: так долго он выговаривал мне по телефону. Хотя в чем-то он был прав. Я выслушал, связался с Домом композиторов, попросил снять афишу, там ответили: «Не переживай!» Все прошло успешно, весело, мы выпустили пластинку, некоторые вещи можно слушать и сегодня. Но Саульский на концерт не пришел. Вскоре Юрий Сергеевич оттаял, и наша творческая дружба продолжалась еще долгое время. А после его ухода мы вместе с Татьяной Николаевной Саульской провели два концерта памяти Юрия Сергеевича. В Театре эстрады яблоку было негде упасть. Жаль, что это не показало телевидение.

- Расскажите, как аккомпанировали президенту Биллу Клинтону.

Он приехал в Москву с визитом в 1994 году. По традиции во время своего первого визита в страну он обязательно играл на саксофоне. И руководитель Президентского оркестра Павел Борисович Овсянников пригласил меня, чтобы я аккомпанировал Клинтону на рояле. Борис Николаевич Ельцин принимал гостя в загородной резиденции в Горках. Меня туда привезли, усадили ждать. Начальник охраны Ельцина обратил внимание на мою широкоплечую фигуру, поинтересовался у Овсянникова:

Нового охранника привел?

Нет, это музыкант.

Я очень волновался: вдруг Клинтон выберет какое-нибудь незнакомое мне произведение? Встреча глав государств затягивалась. Когда уже думал, что все отменяется, в зал буквально влетел Клинтон. Схватил приготовленный заранее саксофон, бросил мне: «Summertime, key of A». Эту мелодию я играл в шести тональностях, но как назло не в этой! Руки дрожали, но отступать было некуда, собрался и сыграл без ошибок. «My Funny Valentine», - продолжил Клинтон. Тут уж с тональностью оказалось все в порядке. В финале президент США пожал мне руку.

Дуэт - это особая форма, которая доступна далеко не каждому музыканту. Здесь требуется умение не только профессионально играть, но и слышать партнера, находить общие точки соприкосновения. С Клинтоном у нас сложилось полное творческое взаимопонимание, он оказался прекрасным партнером. Обращаясь к Ельцину, Клинтон сказал, что остался доволен нашим дуэтом. Борис Николаевич подписал мне свою книгу, где была в том числе и наша общая фотография с того визита.

Я как начал смеяться!

Вы это серьезно?

Абсолютно! Когда дадите ответ?

Разрешите хоть переспать с этой мыслью.

На следующий день согласился. Оказывается, сама Анжелика настояла на моей кандидатуре, хотя могла петь в паре с Юрием Башметом и даже с Михаилом Сергеевичем Горбачевым. И началась работа на износ, ведь остальные пары никто не отменял. Мне надо было отрепетировать не только свой номер, но и все их выступления. Причем некоторым участникам, чтобы подготовиться к записи, достаточно спеть песню пару-тройку раз, но были и те, кому приходилось играть раз по двадцать. Начинался творческий зуд: давайте попробуем так, давайте эдак! С ума сойдешь! Творческий посыл - это замечательно, когда он реально идет на пользу. А когда у тебя просто мелодия не выпевается как положено, будь добр, позанимайся вначале один. Мы же не караоке-оркестр, в конце концов. Надо иметь уважение к музыкантам!

Когда с Анжеликой исполняли «Маэстро» Паулса, волновался очень: все-таки это была наша первая песня. На рояле-то я сыграл все правильно, а когда вышел петь, вдруг затряслась правая рука. Перехватил микрофон левой - не помогло. У Анжелики расширились зрачки: смотрит на меня, а помочь не может... Проговаривает шепотом слова, чтобы не забыл, но текст я помню, просто трясет. В итоге спели нормально, нигде не сбились. В финале заняли третье место.

- После такого успеха понятно, почему вас пригласили в главный вокальный проект страны. Долго ли приходится репетировать с участниками «Голоса»?

Все глубоко индивидуально. Конкурсанты сначала репетируют песню с наставниками, потом поют с нами. Все ребята из команды Градского, как правило, приходили подготовленными. Мы играли один-два раза, и этого было достаточно. А один коллега Александра Борисовича однажды пошел на рекорд: его подопечному пришлось аккомпанировать четырнадцать раз. Солист явился на репетицию абсолютно неготовым.