Самые известные оперы мира: Борис Годунов, М. П. Мусоргский. Смотреть что такое "Борис Годунов (опера)" в других словарях Борис годунов первое действие

Борис Годунов русский царь (1598 1605) Образ в искусстве «Борис Годунов» опера Иоганна Маттезона (1710) «Борис Годунов» историческая трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов» опера М. П. Мусоргского по пьесе А.… … Википедия

- «БОРИС ГОДУНОВ», СССР, Мосфильм, 1954, цв., 111 мин. Фильм опера. По одноименной музыкальной драме М.Мусоргского. Экранизация одноименной народной музыкальной драмы М.Мусоргского в постановке Гос. академического Большого театра СССР. Балетмейстер … Энциклопедия кино

БОРИС ГОДУНОВ - I В 1584–1598 гг. фактический правитель Русского государства при сыне Ивана Грозного* царе* Фёдоре Иоанновиче; русский царь в 1598–1605 гг. Боярин* Борис Федорович Годунов родился ок. 1552 г., принадлежал к знатному роду, воспитывался при дворе… … Лингвострановедческий словарь

У этого термина существуют и другие значения, см. Борис Годунов (значения). Борис Годунов … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Борис Годунов (значения). Борис Годунов, или Коварством достигнутый трон (нем. Boris Goudenow) опера Иоганна Маттезона на собственное либретто (1710). Считается первой в истории… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Борис Годунов (значения). Борис Годунов Жанр музыкальная драма Режиссёр Вера Строева … Википедия

Борис Романович Гмыря на почтовой марке Украины Борис Романович Гмыря (1903 1969) оперный певец (бас), народный артист СССР (1951), лауреат Сталинской премии (1952). Содержание 1 Биография … Википедия

На почтовой марке Украины Борис Романович Гмыря (1903 1969) оперный певец (бас), народный артист СССР (1951), лауреат Сталинской премии (1952). Содержание 1 Биография … Википедия

Драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Борис Годунов. Опера в четырех действиях с прологом. Клавир , М. Мусоргский. Опера Мусоргского "Борис Годунов" - одно из ярчайших и одно из самых "проблемных" явлений своего жанра. От рождения ее сопровождают жаркие споры по вопросам истории, политики, эстетики,…
  • Борис Годунов. Опера в четырех действиях с прологом , Мусоргский М.П.. "Борис Годунов" Мусоргского - выдающееся явление не только в отечественной, но и в мировой музыкальной культуре. Опера написана на либретто самого композитора, основой которого стала…

Опера в четырех актах (восьми картинах) с прологом (из двух картин)

Посвящен любимому племяннику композитора В.Л.Давыдову.

Либретто М. П. Мусоргского

Действующие лица:
Борис Годунов: баритон
дети Бориса: Федор, Ксения: меццо-сопрано сопрано
Мамка Ксении низкое: меццо-сопрано
Князь Василий Иванович Шуйский: тенор
Андрей Щелкалов, думный дьяк: баритон
Пимен, летописец-отшельник: бас
Самозванец под именем Григория (на воспитании у Пимена): тенор
Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы: меццо-сопрано
Рангони, тайный иезуит: бас
Бродяги: Мисаил, Варлаам: бас
Шинкарка: меццо-сопрано
Юродивый: тенор
Никитич, пристав: бас
Митюха, крестьянин: бас
Ближний боярин: тенор
Боярин Хрущов: тенор
иезуиты: Черниковский, Лавицкий: бас

Бояре, боярские дети, стрельцы, рынды, приставы, паны и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский.

Место действия: Москва, литовская граница, замок в Сандомире, Кромы.

Время действия: 1598-1605 годы.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии Пушкина «Борис Годунов» (1825) Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор В. В. Никольский. Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить остро актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей, – писал он. – Это моя задача. Я попытался решить ее в опере».

Работа, начатая в октябре 1868 года, протекала с огромным творческим подъемом. Через полтора месяца уже был готов первый акт. Композитор сам писал либретто оперы, привлекая материалы «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина и другие исторические документы. По мере сочинения отдельные сцены исполнялись в кружке «кучкистов», собиравшихся то у А. С. Даргомыжского, то у сестры Глинки Л. И. Шестаковой. «Радость, восхищение, любование были всеобщими», – вспоминал В. В. Стасов.

В конце 1869 г. опера «Борис Годунов» была завершена и представлена театральному комитету. Но его члены, обескураженные идейно-художественной новизной оперы, отвергли произведение под предлогом отсутствия выигрышной женской роли. Композитор внес ряд изменений, добавил польский акт и сцену под Кромами. Однако вторая редакция «Бориса», законченная весной 1872 года, также не была принята дирекцией императорских театров. «Борис» был поставлен лишь благодаря энергичной поддержке передовых артистических сил, в частности певицы Ю. Ф. Платоновой, избравшей оперу для своего бенефиса. Премьера состоялась 27 января (8 февраля) 1874 года в Мариинском театре. Демократическая публика встретила «Бориса» восторженно. Реакционная же критика и дворянско-помещичье общество отнеслись к опере резко отрицательно.

Вскоре оперу стали давать с произвольными сокращениями, а в 1882 году вообще сняли с репертуара. «Ходили слухи, – писал по этому поводу Н. А. Римский-Корсаков, – что опера не нравится царской фамилии; болтали, что сюжет ее неприятен цензуре».

«Борис Годунов» был возобновлен в Петербурге много лет спустя (1896) на частной сцене в редакции и инструментовке Н. А. Римского-Корсакова. С этой поры началось триумфальное шествие «Бориса» по сценам музыкальных театров мира. В последнее время известность приобрела инструментовка оперы, сделанная Д. Д. Шостаковичем.

СЮЖЕТ

Во дворе Новодевичьего монастыря пристав угрозами заставляет собравшийся народ просить боярина Бориса Годунова принять царский венец. Борис упорно отказывается от престола. Об этом сообщает народу думный дьяк Щелкалов. Проходят «святые старцы» – калики перехожие, ратующие за избрание Бориса. Пристав оглашает указ бояр – завтра все должны быть в Кремле и ждать там приказаний.

На следующее утро народ, собравшийся перед Успенским собором, покорно славит Бориса, согласившегося венчаться на царство. Но торжество не радует государя – тягостные предчувствия терзают его.

В келье Чудова монастыря старик-отшельник Пимен пишет правдивую летопись о Борисе, повинном в гибели законного наследника престола – царевича Димитрия. Подробностями убийства заинтересовался молодой инок Григорий Отрепьев. С волнением он узнает, что царевич был его ровесником, и принимает дерзкое решение: назваться Димитрием и вступить в борьбу с Борисом.

Григорий появляется в корчме на литовской границе вместе со случайными попутчиками – беглыми монахами Варлаамом и Мисаилом. Входят приставы: они разыскивают беглого еретика Гришку Отрепьева. Читая царский указ, Гришка называет приметы Варлаама. Мнимого преступника схватывают, но обман обнаруживается, и Самозванцу приходится бежать.

Царский терем в Кремле. Борис утешает свою дочь Ксению, горюющую об умершем женихе. И в семье и в государственных делах нет царю удачи. Тщетны его старания заслужить любовь народа, мучительны воспоминания о совершенном преступлении. Князь Василий Шуйский, хитрый и коварный царедворец, приносит известие о появлении в Литве Самозванца, назвавшегося именем Димитрия, которого поддерживают король и паны. Борис в смятении. Он сурово допрашивает Шуйского – свидетеля смерти Димитрия, действительно ли погиб царевич? Однако дослушать рассказ Борис не в силах: ему мерещится призрак убитого младенца.

Девушки развлекают песнями скучающую в Сандомирском замке Марину Мнишек. Честолюбивая полька, мечтающая занять престол московских царей, хочет пленить Самозванца. В интересах католической церкви этого требует от нее и иезуит Рангони.

Вместе с толпой веселящихся панов Марина выходит из замка в сад. Здесь ее поджидает Самозванец. Хитростью и лаской Марина разжигает его любовь. Она будет принадлежать ему, когда во главе польского войска Самозванец овладеет Москвой и станет властелином Руси.

Площадь перед собором Василия Блаженного. Народ жадно ловит слухи о приближении Самозванца. Он верит, что Димитрий жив и спасет его от произвола Бориса. Начинается царское шествие. Голодный люд протягивает руки с отчаянной мольбой: «Хлеба!». Жалкий Юродивый бросает в лицо самодержца тяжкое обвинение: он просит Бориса зарезать обидевших его мальчишек, как он зарезал маленького царевича.

В Грановитой палате Кремля собралась боярская дума. Все взволнованы вестью о Самозванце. Запоздавший Шуйский рассказывает о тайных страданиях Бориса. Неожиданно перед взорами бояр предстает и сам царь, в страхе отгоняющий от себя призрак ребенка. Муки Бориса достигают предела, когда намеренно приведенный Шуйским летописец Пимен повествует о чудесном исцелении слепого, помолившегося над могилкой Димитрия. Царь не выдерживает и падает без чувств. Очнувшись, он зовет сына Федора и, едва успев произнести последние слова напутствия, умирает.

Ярким пламенем разгорается крестьянское восстание. На лесной прогалине, близ селения Кромы, народ глумится над Борисовым воеводой, расправляется с попавшимися под руку иезуитами. Варлаам и Мисаил подстрекают взбунтовавшийся народ, рассказывая о пытках и казнях на Руси. Появляется Самозванец, народ радостно приветствует его. Но Юродивый предрекает народу новые невзгоды. «Горе, горе Руси, плачь, русский люд, голодный люд», – поет он.

МУЗЫКА

«Борис Годунов» – народная музыкальная драма, Многогранная картина эпохи, поражающая шекспировской широтой и смелостью контрастов. Действующие лица обрисованы с исключительной глубиной и психологической проницательностью. В музыке с потрясающей силой раскрыта трагедия одиночества и обреченности царя, новаторски воплощен мятежный, бунтарский дух русского народа.

Пролог состоит из двух картин. Оркестровое вступление к первой выражает скорбь и трагическую безысходность. Хор «На кого ты нас покидаешь» сродни заунывным народным причитаниям. Обращение дьяка Щелкалова «Православные! Неумолим боярин!» проникнуто величавой торжественностью и сдержанной печалью.

Вторая картина пролога – монументальная хоровая сцена, предваряемая колокольным звоном. Торжественная величальная Борису «Уж как на небе солнцу красному» основана на подлинной народной мелодии. В центре картины – монолог Бориса «Скорбит душа», в музыке которого царственное величие сочетается с трагической обреченностью.

Первая картина первого акта открывается кратким оркестровым вступлением; музыка передает однообразный скрип пера летописца в тишине уединенной кельи. Мерная и сурово-спокойная речь Пимена (монолог «Еще одно, последнее сказанье») очерчивает строгий и величавый облик старца. Властный, сильный характер чувствуется в его рассказе о царях московских. Григорий обрисован как неуравновешенный, пылкий юноша.

Вторая картина первого акта заключает в себе сочные бытовые сцены. Среди них – песни шинкарки «Поймала я сиза селезня» и Варлаама «Как во городе было во Казани» (на народные слова); последняя насыщена стихийной силой и удалью.

Второй акт широко обрисовывает образ Бориса Годунова. Большой монолог «Достиг я высшей власти» насыщен мятущимся скорбным чувством, тревожными контрастами. Душевный разлад Бориса обостряется в беседе с Шуйским, чьи речи звучат вкрадчиво и лицемерно, и достигает предельного напряжения в заключительной сцене галлюцинаций («сцена с курантами»).

Первая картина третьего акта открывается изящно-грациозным хором девушек «На Висле лазурной». Ария Марины «Как томительно и вяло», выдержанная в ритме мазурки, рисует портрет надменной аристократки.

Оркестровое вступление ко второй картине живописует вечерний пейзаж. Романтически взволнованны мелодии любовного признания Самозванца. Сцена Самозванца и Марины, построенная на острых контрастах и капризных сменах настроений, завершается полным страсти дуэтом «О царевич, умоляю».

Первая картина четвертого акта – драматически напряженная народная сцена. Из жалобного стона песни Юродивого «Месяц едет, котенок плачет» вырастает потрясающий по силе трагизма хор «Хлеба!». Вторая картина четвертого акта завершается психологически острой сценой смерти Бориса. Его последний монолог «Прощай, мой сын!» окрашен в трагически просветленные, умиротворенные тона.

Третья картина четвертого акта – исключительная по размаху и мощи монументальная народная сцена. Начальный хор «Не сокол летит по поднебесью» (на подлинную народную мелодию величальной песни) звучит насмешливо и грозно. Песня Варлаама и Мисаила «Солнце, луна померкли» основана на мелодии народной былины. Кульминация картины – бунтарский хор «Расходилась, разгулялась», полный стихийного, неукротимого разгула. Средний раздел хора «Ой ты, сила» – размашистый напев русской хороводной песни, который, развиваясь, приводит к грозным, гневным возгласам «Смерть Борису!». Опера завершается торжественным въездом Самозванца и плачем Юродивого.

Facebook

Twitter

VK

Odnoklassniki

Telegram

Музыка

Редакции Бориса Годунова Мусоргского и его путь к славе

Редакции Бориса Годунова Мусоргского – это богатая история и бурный творческий процесс. Опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов» создавалась стремительно: осенью 1868 года композитор стал работать над либретто по материалам Пушкина и Карамзина, а к зиме 1869 года готовое сочинение предстало перед Дирекцией императорских театров.

С этого момента дело приняло новый оборот, в результате которого сочинение обросло рядом редакций и было представлено публике лишь спустя 5 лет после создания.

О редакциях Мусоргского…

Музыкальная история, пожалуй, не может назвать иной оперы, представленной в стольких различных редакциях, как «Борис Годунов» Мусоргского.

Первая из них – 1869 года – была отражением основного замысла композитора о противопоставлении народа и царя. Мусоргский видел в народе «великую личность, одушевленную единой идеей» и реализовал эту задачу в первой редакции сочинения.

Вероятно, по этой причине первоначальный вариант оперы подвергся критике со стороны Дирекции императорских театров. В качестве аргумента было выдвинуто отсутствие весомой женской партии, которая считалась обязательным атрибутом оперной постановки. Модест Мусоргский ввел в сочинение персонаж возлюбленной Лжедмитрия Марины Мнишек, что потребовало целого польского акта, а также выполнил другую традицию оперного жанра – эффектный финал, в котором представил восстание народных масс под Кромами.

Вторая редакция, представленная театральному комитету в 1872 году, также была отвергнута. Римский-Корсаков относил причину этого к новаторскому музыкальному языку своего товарища, который «поставил в тупик почтенный комитет».

Тем не менее силами окружения Мусоргского опера была поставлена зимой 1874 года в Мариинском театре. Но спустя 6 лет исчезла из репертуара. Спустя еще год не стало самого Мусоргского (1881). Ситуация со снятием «Бориса» из списка репертуарных спектаклей повторилась в Москве: в 1888 году опера впервые прозвучала в Большом театре, но выдержала только 10 представлений.

…и других

Изучая наследие Модеста Мусоргского, современные музыкальные критики отмечают, что наибольшей стройностью и самодостаточностью отличается именно первая версия «Бориса Годунова», связывая это, в том числе, с отсутствием необходимости следовать чужой воле. Однако в таком виде сочинение впервые прозвучало уже в СССР – в Ленинграде в 1928 году по восстановленной музыковедом Павлом Ламмом редакции 1869 года.

Первым к редактированию оперы приступил Николай Римский-Корсаков. Версия, в которой некоторые «шероховатости» языка Мусоргского были сглажены и частично переделана оркестровка, была представлена под управлением Римского-Корсакова в зале Петербургской консерватории в 1896 году.

К слову, в партии Варлаама в ней выступил Федор Стравинский – отец 14-летнего Игоря, будущего великого композитора. В этой же редакции пел и другой великий русский музыкант – Федор Шаляпин. В роли царя Бориса он впервые появился в 1898 году и представлял оперу в качестве солиста в ее первых заграничных постановках (Париж в 1908, Лондон в 1913, Нью-Йорк в 1921).

В 1959 году в Ленинграде опера прозвучала в новой версии, представленной Дмитрием Шостаковичем. Изменения, которым советский классик подверг сочинение, коснулось исключительно оркестрового письма и во многом было исполнено в стиле самого Мусоргского.

Необходимо отметить, что в ХХ веке «Борис Годунов» нашел свое место в мировом оперном репертуаре. В 1948 году опера была вновь поставлена в Большом театре гениальным составом постановщиков: дирижер Н. Голованов, режиссер Л. Баратов, художник Ф. Федоровский, хореограф Л. Лавровский. Данная версия была восстановлена в 2011 году и сейчас «Борис Годунов» – один из старейших спектаклей главного театра страны.

23 ноября 2017 года . Постановка 1998 года представит сочинение М. Мусоргского в первоначальной редакции.

Новая Опера

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники

Опера в четырех действиях с прологом

Действующие лица:

БОРИС ГОДУНОВ (баритон)
дети Бориса:
– ФЕДОР (меццо-сопрано)
– КСЕНИЯ (сопрано)
МАМКА КСЕНИИ (низкое меццо-сопрано)
КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ШУЙСКИЙ (тенор)
АНДРЕЙ ЩЕЛКАЛОВ, думный дьяк (баритон)
ПИМЕН, летописец, отшельник (бас)
САМОЗВАНЕЦ ПОД ИМЕНЕМ ГРИГОРИЯ (так в партитуре; правильно: Григорий, Самозванец под именем Димитрия) (тенор)
МАРИНА МНИШЕК, дочь сандомирского воеводы (меццо-сопрано или драматическое сопрано)
РАНГОНИ, тайный иезуит (бас)
бродяги:
– ВАРЛААМ (бас)
– МИСАИЛ (тенор)
ХОЗЯЙКА КОРЧМЫ (меццо-сопрано)
ЮРОДИВЫЙ (тенор)
НИКИТИЧ, пристав (бас)
БЛИЖНИЙ БОЯРИН (тенор)
БОЯРИН ХРУШОВ (тенор)
иезуиты:
– ЛАВИЦКИЙ (бас)
– ЧЕРНИКОВСКИЙ (бас)
ГОЛОСА ИЗ НАРОДА, крестьяне и крестьянки (бас (Митюха), тенор, меццо-сопрано и сопрано)
БОЯРЕ, БОЯРСКИЕ ДЕТИ, СТРЕЛЬЦЫ, РЫНДЫ, ПРИСТАВЫ, ПАНЫ И ПАННЫ, САНДОМИРСКИЕ ДЕВУШКИ, КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ, НАРОД МОСКОВСКИЙ.

Время действия

1598 – 1605 годы

Место действия

Москва, на литовской границе, в Сандомирском замке, под Кромами

Пролог

Картина 1 . Двор Новодевичьего монастыря под Москвою (теперь Новодевичий монастырь в черте Москвы). Ближе к зрителям выходные ворота в монастырской стене с башенкою. Оркестровое вступление рисует образ забитого, угнетенного народа. Занавес поднимается. Народ топчется на месте. Движения, как указывает ремарка автора, вялы. Пристав, грозя дубинкой, заставляет народ молить Бориса Годунова принять царский венец. Народ падает на колени и взывает: «На кого ты нас покидаешь, отец!» Пока пристав отлучается, в народе перебранка, бабы поднимаются с колен, но при возвращении пристава опять опускаются на колени. Показывается думный дьяк Андрей Щелкалов. Он выходит к народу, снимает шапку и отдает поклон. Он сообщает, что Борис непреклонен и, несмотря «на скорбный зов боярской думы и патриарха, и слышать не хочет о троне царском».
(В 1598 году царь Федор умирает. На царский престол два претендента - Борис Годунов и Федор Никитич Романов. Бояре за избрание Годунова. Его «просят» стать царем. Но он отказывается. Этот отказ казался странным. Но Годунов, этот выдающийся политик, понимал, что законность его притязаний сомнительна. Народная молва винила его в смерти царевича Димитрия, младшего брата царя Федора и законного наследника престола. И винила неспроста. «Современные летописцы рассказывали об участии Бориса в этом деле, конечно, по слухам и догадкам, - пишет В.О.Ключевский. - Прямых улик у них, понятно, не было и быть не могло (…) Но в летописных рассказах нет путаницы и противоречий, какими полно донесение углицкой следственной комиссии». Итак, Борису необходимо было, чтобы «всем миром» его молили принять царский венец. И вот он - в определенной мере блефуя - на сей раз отказывается: в принужденном взывании к нему «народа», согнанного и устрашаемого приставом люда, недостает «всеобщего» энтузиазма).
Сцена освещается красноватым отблеском заходящего солнца. Доносится пение калик перехожих (за сценой): «Слава тебе, Творцу всевышнему, на земле, слава силам твоим небесным и всем угодникам слава на Руси!» Теперь они появляются на сцене, ведомые поводырями. Они раздают народу ладонки и призывают народ идти с иконами Донской и Владимирской Богоматери к «царю во сретенье» (что истолковывается как призыв к избранию Бориса на царство, хотя впрямую они этого не говорят).

Картина 2 . «Площадь в Кремле Московском. Прямо перед зрителями, в отдалении, Красное крыльцо царских теремов. Справа, ближе к авансцене, народ на коленях занимает место между Успенским и Архангельским соборами».
Оркестровое вступление рисует шествие бояр в собор под «великий колокольный звон»: им предстоит избрать на царство нового царя. Появляется князь Василий Шуйский. Он объявляет об избрании царем Бориса.
Звучит мощный хор - славословие царю. Торжественное царское шествие из собора. «Приставы ставят народ шпалерами» (сценическая ремарка в партитуре). Однако Борисом овладевает зловещее предчувствие. Звучит первый из его монологов: «Скорбит душа!» Но нет… Никто не должен видеть ни малейшей робости царя. «Теперь поклонимся почиющим властителям Руси», - произносит Борис, и вслед затем весь народ приглашается на царский пир. Под колокольный звон шествие направляется к Архангельскому собору. Народ ломится к Архангельскому собору; приставы наводят порядок. Сутолока. Борис показывается из Архангельского собора и направляется к теремам. Ликующий звон колоколов. Занавес падает. Конец пролога.

Действие I

Картина 1 . Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Старый монах, Пимен, пишет летопись. Молодой монах, Григорий, спит. Слышится пение монахов (за сценой). Григорий просыпается, его мучает проклятый сон, он снится ему вот уже третий раз. Он рассказывает о нем Пимену. Старый монах наставляет Григория: «Смиряй себя молитвой и постом». Но Григория манят мирские радости: «Зачем и мне не тешиться в боях? Не пировать за царскою трапезой?» Пимен предается воспоминаниям, он рассказывает, как сидел здесь, в этой келье, сам Иоанн Грозный, «и плакал он…» Дальше - воспоминания о сыне его, царе Федоре, который, по словам Пимена, «царские чертоги преобразил в молитвенную келью». Не ведать нам больше такого царя, ведь мы «владыкою себе цареубийцу нарекли». Григория интересуют подробности дела царевича Димитрия, каких он был лет, когда его убили. «Он был бы твой ровесник и царствовал» (в некоторых изданиях: «и царствовал б»), - отвечает Пимен.
Звучит колокол. Звонят к заутрене. Пимен уходит. Григорий остается один, в его уме брожение… В голове рождается честолюбивый план.

Картина 2 . Корчма на литовской границе. Сюда пришли Варлаам и Мисаил, бродяги-чернецы, к которым присоединился Григорий: его цель - пробраться через границу в Литву, чтобы оттуда бежать в Польшу. Хозяйка приветствует гостей. Затевается небольшое пиршество, но все мысли Григория - о самозванстве: он намеревается выдать себя за царевича Димитрия и оспорить трон у Бориса. Варлаам затягивает песню («Как во городе было во Казани»). Тем временем Григорий расспрашивает хозяйку корчмы о дороге через границу. Та объясняет, как пройти, чтобы избежать приставов, которые теперь всех задерживают и осматривают, поскольку ищут кого-то, кто бежал из Москвы.
В этот момент раздается стук в дверь - являются приставы. Они всматриваются в Варлаама. Один из приставов достает царский указ. В нем говорится о побеге из Москвы некоего Григория из рода Отрепьевых, монаха-чернеца, которого требуется изловить. Но Варлаам читать не умеет. Тогда прочитать указ вызывается Григорий. Он читает и… вместо примет, обличающих его самого, вслух произносит приметы Варлаама. Варлаам, чувствуя, что дело плохо, выхватывает у него указ и, с трудом разбирая буквы, сам начинает читать по складам и тогда догадывается, что речь идет о Гришке. В этот момент Григорий угрожающе замахивается ножом и выскакивает в окно. Все с криками: «Держи его!» - кидаются за ним.

Действие II

Внутренние покои царского терема в Московском Кремле. Пышная обстановка. Ксения плачет над портретом жениха. Царевич занят «книгою большого чертежа». Мамка за рукодельем. Борис утешает царевну. Ни в семье, ни в государственных делах нет ему удачи. На сказку мамки («Песня про комара») отвечает сказочкой царевич Федор («Сказочка про то и про сё, как курочка бычка родила, поросеночек яичко снес»).
Царь ласково спрашивает Федора о его занятиях. Тот рассматривает карту - «чертеж земли Московской». Борис одобряет этот интерес, но вид его царства наводит его на тяжкие думы. Звучит потрясающая по силе выражения и драматизма ария Бориса (с речитативом: «Достиг я высшей власти…»). Бориса мучают угрызения совести, его преследует образ зарезанного царевича Димитрия.
Входит ближний боярин и сообщает, что Борису «князь Василий Шуйский челом бьет». Явившийся Шуйский рассказывает Борису о том, что в Литве объявился самозванец, который выдает себя за царевича Димитрия. Борис в величайшем волнении. Хватая Шуйского за ворот, он требует, чтобы тот рассказал ему всю правду о смерти Димитрия. В противном случае он придумает ему, Шуйскому, такую казнь, что «царь Иван от ужаса во гробе содрогнется». На это требование Шуйский пускается в такое описание картины убиения младенца, от которого кровь стынет в жилах. Борис не выдерживает; он приказывает Шуйскому удалиться.
Борис один. Следует сцена, названная в партитуре «Часы с курантами» - потрясающий монолог Бориса «Ежели в тебя пятно единое…» Мерный бой курантов, словно рок, усиливает гнетущую атмосферу. Борис не знает, куда деться от преследующих его галлюцинаций: «Вон… вон там… что это?.. там в углу?..» Обессиленный, он взывает к Господу: «Господи! Ты не хочешь смерти грешника; помилуй душу преступного царя Бориса!»

Действие III

Картина 1 . Уборная Марины Мнишек в Сандомирском замке. Марина, дочь сандомирского воеводы, сидит за туалетом. Девушки развлекают ее песнями. Звучит изящно-грациозный хор «На Висле лазурной». Честолюбивая полька, мечтающая занять московский престол, хочет пленить Самозванца. Об этом она поет в арии «Скучно Марине». Появляется Рангони. Этот католический монах-иезуит требует от Марины того же - чтобы она обольстила Самозванца. И это она обязана сделать в интересах католической церкви.

Картина 2 . Луна освещает сад сандомирского воеводы. Беглый монах Григорий, теперь уже претендент на московский престол - Самозванец, - поджидает у фонтана Марину. Романтически взволнованы мелодии его любовного признания («В полночь, в саду, у фонтана»). Из-за угла замка, оглядываясь, крадется Рангони. Он сообщает Самозванцу, что Марина любит его. Самозванец ликует, слыша передаваемые ему слова ее любви. Он намерен бежать к ней. Рангони останавливает его и велит скрыться, дабы не погубить себя и Марину. Самозванец скрывается за дверями.
Из замка выходит толпа гостей. Звучит польский танец (полонез). Марина проходит под руку со старым паном. Хор поет, провозглашая уверенность в победе над Москвой, во взятии в плен Бориса. По окончании танца Марина и гости удаляются в замок.
Самозванец один. Он сокрушается, что лишь украдкой и мельком успел взглянуть на Марину. Его обуревает чувство ревности к старому пану, с которым он видел Марину. «Нет, к черту все! - восклицает он. - Скорее в бранные доспехи!» Входит Марина. Она с досадой и нетерпением выслушивает любовное признание Самозванца. Оно ее не волнует, и не для этого она пришла. Она с циничной откровенностью спрашивает его, когда же наконец он будет царем на Москве. На сей раз даже он опешил: «Ужели власть, сияние престола, холопов подлых рой, их гнусные доносы в тебе могли бы заглушить святую жажду любви взаимной?» Марина ведет с Самозванцем весьма циничный разговор. В конце концов Самозванец вознегодовал: «Лжешь, гордая полячка! Царевич я!» И он предрекает, что посмеется над нею, когда царем он сядет. Ее расчет оправдался: своим цинизмом, хитростью и лаской она разожгла в нем огонь любви. Они сливаются в страстном любовном дуэте.
Появляется Рангони и наблюдает за Самозванцем и Мариной издали. За сценой раздаются голоса пирующих панов.

Действие IV

Картина 1 . Лесная прогалина под селением Кромы. Справа спуск и за ним стена города. От спуска через сцену - дорога. Прямо - лесная чаща. У самого спуска - большой пень.
Ширится крестьянское восстание. Здесь, под Кромами, толпа бродяг, схватившая боярина Хрущова, воеводу Бориса, глумится над ним: она обступила его, связанного и посаженного на пень, и поет ему издевательски, насмешливо и грозно: «Не сокол летит по поднебесью» (на мелодию подлинно русской народной величальной песни).
Входит юродивый, окруженный мальчишками. (В постановках оперы, включающих так называемую вставную сцену «Площадь перед собором Василия Блаженного», этот эпизод переносится в нее, где он драматургически несравненно богаче и эмоционально сильнее, несмотря на то что сам Мусоргский партитуру этого эпизода оттуда изъял и поместил в сцену под Кромами.)
Появляются Варлаам и Мисаил. Рассказывая о пытках и казнях на Руси, они подстрекают взбунтовавшийся народ. За сценой слышны голоса Лавицкого и Черниковского, монахов-иезуитов. Когда они выходят на сцену, народ хватает их и вяжет. Оставшиеся на сцене бродяги прислушиваются. До их слуха доносится шум надвигающегося войска Самозванца. Мисаил и Варлаам - на сей раз по иронии судьбы - славят Самозванца (по-видимому, не признавая в нем беглого московского монаха Гришку Отрепьева, бежавшего некогда из корчмы на литовской границе): «Слава тебе, царевичу, Богом спасенному, слава тебе, царевичу, Богом укрытому!»
Верхом на коне въезжает Самозванец. Боярин Хрущов, в оторопи, славит «сына Иоаннова» и кланяется ему в пояс. Самозванец призывает: «За нами вслед на славный бой! На родину святую, в Москву, в Кремль, златоверхий Кремль!» За сценой раздаются удары набатного колокола. Толпа (в которой также и оба монаха-иезуита) идет за Самозванцем. Сцена пустеет. Появляется юродивый (это в том случае, если этот персонаж не перенесен во вставную сцену - Площадь перед собором Василия Блаженого); он предсказывает скорый приход врага, горе горькое Руси.

Картина 2 . Грановитая палата в Московском Кремле. По бокам скамьи. Направо выход на Красное крыльцо; налево-в терем. Справа, ближе к рампе, - стол с письменными принадлежностями. Левее – царское место. Чрезвычайное заседание Боярской думы. Все взволнованы вестью о Самозванце. Бояре, полуграмотные, по-дурацки обсуждают дело и постановляют казнить злодея. Кто-то резонно замечает, что сначала-то его надо изловить. В конце концов сходятся на том, что «жаль, Шуйского нет князя. Хоть и крамольник, а без него, кажись, неладно вышло мнение». Появляется Шуйский. Он рассказывает, в каком плачевном состоянии находится теперь Борис, которого преследует призрак царевича Димитрия. Неожиданно перед взорами бояр предстает сам царь. Муки Бориса достигают предела; он никого не замечает и в бреду сам себя уверяет: «Убийцы нет! Жив, жив малютка!..» (Но в таком случае - все это понимают - Самозванец не самозванец, не Лжедимитрий, а Димитрий, законный царь.) Борис приходит в себя. Тогда Шуйский приводит к нему старца Пимена. Борис надеется, что беседа с ним успокоит его измученную душу.
Пимен входит и останавливается, пристально глядя на Бориса. Его рассказ - о чудесном исцелении слепого старца, который услышал голос детский: «Знай, дедушка, Димитрий я, царевич; Господь принял меня в лик ангелов своих, и я теперь Руси великий чудотворец…», и «…в дальний путь поплелся…» (Царевич Димитрий канонизирован православной церковью - его тело при вскрытии гроба было найдено нетленным; установлены три празднества в его память: в дни его рождения (19 октября 1581), смерти (15 мая 1591) и перенесения мощей (3 июня 1606).)
Борис не может вынести этого рассказа - он падает без чувств на руки бояр. Бояре сажают его, он приходит в себя и тогда призывает царевича Федора. Одни бояре бегут за царевичем, другие - в Чудов монастырь. Вбегает царевич Федор. Умирающий Борис прощается с царевичем и дает ему последние наставления: «Прощай, мой сын! Умираю. Сейчас ты царствовать начнешь». Он прижимает к себе сына и целует его. Слышен протяжный удар колокола и погребальный звон. Входят бояре и певчие. Борис вскакивает и грозно восклицает: «Повремените: я царь еще!» Затем боярам, указывая на сына: «Вот царь ваш… царь… простите…» Fermata lunga (итал. - долгая фермата [остановка]). Царь Борис мертв. Занавес падает.
На сцене толпы обнищавшего народа. В толпе часто мелькают приставы. Оркестровое вступление передает настроение ожидания и настороженности. Входит кучка мужчин от собора; среди них Митюха. В народе возгласы (Митюха), что на обедне проклинали Гришку Отрепьева, а царевичу пели вечную память. У народа это вызывает недоумение: вечную память петь живому (ведь Димитрий, то есть Лжедимитрий, уже совсем близко)!
На сцену вбегает юродивый в веригах, за ним толпа мальчишек. Они дразнят его. Он садится на камень, штопает лапоть и поет, покачиваясь. Он хвастается имеющейся у него копеечкой; мальчишки вырывают ее у него. Он плачет. Из собора начинается царское шествие; бояре раздают милостыню. Показывается Борис, за ним Шуйский и другие бояре. К Борису обращается юродивый и говорит, что его обидели мальчишки, и он просит Бориса, чтобы тот велел их наказать: «Вели-ка их зарезать, как ты зарезал маленького царевича». Шуйский намеревается наказать юродивого. Но Борис останавливает его и просит юродивого молиться за него, Бориса. Но юродивый отказывается: «Нет, Борис! Нельзя, нельзя, Борис! Нельзя молиться за царя Ирода!» Народ в ужасе расходится. Юродивый поет: «Лейтесь, лейтесь, слезы горькие».

История создания . Опера в 4 действиях с прологом, либретто композитора по произведениям А. Пушкина и Н. Карамзина. Внимание Мусоргского на трагедию «» обратил незаурядный филолог и литературовед Никольский, с которым композитор познакомился в доме Глинки. Никольский высказал мысль, что эта трагедия могла быть стать замечательным материалом для оперного либретто, что заставило еще молодого тогда задуматься. Композитор почувствовал, что опера созданная на основе этого произведения, может стать удивительно многогранным произведением. К концу 1869 года партитура была завершена. А в начале 1870 Мусоргский получил по почте конверт со штампом директора Императорских театров Гедеонова. В письме сообщалось, что опера была отвергнута комитетом в составе семи человек. Тогда Модест Петрович взялся за правку оперы, новая редакция была создана в течение года, теперь в ней вместо семи картин осталось только четыре и пролог, появилась новая сцена бунта под Кромами и две новые польские картины с участием Марины Мнишек. Автор исключил сцену у собора Василия Блаженного и перенес плач Юродивого в финал оперы. Некоторые изменения вносились и после премьеры уже при написании Псковитянки.

Свое произведение Мусоргский посвятил товарищам по «Могучей кучке», которые горячо поддерживали его. Вторая партитура так же была бы отвергнута, если бы не помощь примадонны Платоновой, которая использовала свое влияние для утверждения оперы в репертуаре театра.

Долгожданный день премьеры «Бориса Годунова » превратился для автора оперы в подлинный час торжества и триумфа. Весть о новом произведении молниеносно разнеслась по городу, предрекая успех всех будущих спектаклей. Решающее значение в будущем успехе оперы имело участие в заглавной партии . После исполнения им роли Годунова оперу стали ставить даже в периферийных театрах, постепенно она вошла в число самых репертуарных опер, завоевав все сцены мира.

В «Борисе Годунове» Мусоргский проявил себя гениальным драматургом, не просто воскресив образы прошлого, а показав трагедию совести и конфликт между царем и народом, роль последнего автор усилил и дал народу главную роль в своем произведении. По глубине психологического анализа композитор в своем произведении не уступает ни Толстому ни Достоевскому. Раскрытия такой силы трагедии личности и народа на тот момент в мировом оперном искусстве еще не было.

Сюжет оперы . Во дворе Новодевичьего монастыря пристав силой принуждает собравшихся людей умолять боярина Бориса Годунова о восхождении на престол. Борис пытается отказаться от царского венца. На следующее утро перед Успенским собором вновь собирается покорный народ - теперь уже они благодарят Бориса, согласного венчаться на царство. Но новоиспеченного царя терзают сомнения и тяжкие думы, не радует его царский венец.

Келья Чудова монастыря, Пимен - летописец-отшельник пишет правду об убийстве Бориса-царя законного наследника - цесаревича Дмитрия. Юный инок Григорий Отрепьев, заинтересованный историей, задумывает дерзкий поступок - назваться Дмитрием и встретиться с царем.

Корчма на литовской границе - Отрепьев под видом странствующих старцев выдает за себя Варлаама, но обман обнаруживается и ему приходится бежать.

Тем временем в Кремле царю Борису приходится утешать юную дочь Ксению. Она горюет о погибшем женихе, но не смеет выказать свою печаль перед царственным родителем. Да и для самого Бориса жизнь не кажется милой - воспоминания о совершенном преступлении мучают его, да и народ не спешит полюбить нового самодержца. Князь Шуйский входит с известием о появлении некоего самозванца под именем Дмитрия при литовском дворе. Борису начинает мерещиться призрак убиенного младенца и он даже не может допросить Шуйского о подробностях в полной мере.

Польский двор, Сандомирский замок. Честолюбивая Марина Мнишек мечтает о российском престоле, на который она вознамерилась взойти, выйдя замуж на Дмитрия-самозванца. Хитростью и лаской она пленяет лже-Дмитрия и разжигает его любовь.

Тем временем на площади перед собором Василия Блаженного народ ожидает приближения Дмитрия-самозванца. Люди верят ему и хотят, чтобы самозванец спас их от произвола Годунова. Во время царского шествия юродивый обвиняет во всеуслышание царя в убийстве младенца, однако, Борис, одолеваемый тяжкими предчувствиями, не дает указания казнить его.

Боярская дума при Гранатовой палате, Шуйский сплетничает о страданиях и метаниях Бориса-царя. Появляется обезумевший Борис, сопровождаемый призраком убиенного младенца. Выступает летописец Пимен с рассказом о чудесном исцелении слепого над могилой царевича Дмитрия. И рассказ этот ввергает Бориса в окончательное безумие, он едва успевает проститься перед смертью с сыном Федором, как падает без чувств, а затем умирает.

Близ селения Кромы на опушке леса народ, подогреваемый крестьянским восстанием, глумиться над воеводой. Старца Варлаам и Мисаил подстрекают народ на еще большую жестокость. Появляется лже-Дмитрий, сопровождаемый процессией, и народ радостно приветствует его. Звучит заключительная песнь Юродивого, предрекая русскому народу новые несчастья и беды: «Горе, горе Руси, плачь, русский люд, голодный люд».

Интересные факты

  • В 1898г. опера была поставлена под редакцией с Шаляпиным в главной роли. И с тех пор великий артист не расставался с ролью Годунова всю жизнь.
  • В работе над партией Бориса Шаляпину помогали с музыкальной стороны и Ключевский с исторической.
  • Существует также и третья версия оперы - , которые заново инструментировал оперу, но сохранил в неприкосновенности все гармонии Мусоргского
  • По этому гениальному произведению Мусоргского режиссером Верой Строевой в 1954г. был поставлен художественный фильм, передающий дух оперы в максимальной мере