Русский балалаечник Алексей Архиповский: творчество, биография. Русский балалаечник Алексей Архиповский: творчество, биография Известный балалаечник архиповский

Балалайка - не самый модный и популярный музыкальный инструмент, даже в России, поэтому такие виртуозы, как Алексей Архиповский, привлекают огромное внимание. Как складывался путь музыканта? Чем он знаменит? Что стоит послушать?

Как все начиналось

Алексей Архиповский родился на юге России - в г. Туапсе, 15 мая 1967 года. В доме часто звучала музыка, так как отец играл на гармошке и на аккордеоне. Он смог привить такую же любовь к творчеству и сыну. Уже с раннего возраста Алексей знал все многообразие русской музыки. О своем детстве Архиповский вспоминает с удовольствием: море, солнце, балалайка - что еще нужно для счастья?! В девятилетнем возрасте мальчик приходит в музыкальную школу, чтобы овладеть традиционным русским инструментом - балалайкой. Его первый преподаватель, Кулишова Евгения Николаевна, рассказывает, что ученик отличался необычным упорством и трудолюбием. В течение первых шести месяцев ему приходилось мучительно «переставлять» руку путем долгих упражнений, но все это Леша преодолел. И уже к окончанию школы он был победителем многих музыкальных конкурсов, а к концу учебы дал свой первый полноценный сольный концерт из двух отделений.

Позже Алексей Архиповский поступает на отделение в музыкальное учителем был профессор, народный артист России, известный балалаечник Валерий Евгеньевич Зажигин. Учеба давалась студенту довольно легко, он участвовал в различных творческих испытаниях и даже стал лауреатом Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах.

Годы труда

Выпускник училища, Архиповский нашел себе работу в русском народном оркестре под руководством В.П. Дубровского в Смоленске. Здесь начались его музыкальные эксперименты. Архиповскому было недостаточно играть традиционную музыку привычным способом, он искал возможности извлечь из любимого инструмента больше разнообразных звуков. Он шлифовал свою технику, находил новые выразительные формы для балалайки.

Через 9 лет работы солистом оркестра судьба дает Алексею шанс выйти на следующий уровень - его приглашают в известный коллектив под руководством Людмилы Зыкиной, в ансамбль «Россия». На одном из концертов ему дают поручение удержать зал на 5 минут, пока идет подготовка следующего номера. Он так завел зрителей, что его не отпускали 20 минут. Так Архиповский получил право на соло в оркестре. С «Россией» он объездил немало стран и городов, наработал знакомства, но чувствовал, что пора выходить в сольное плавание. Центр предоставил ему такую возможность, и с 2002 года Архиповский начал работать один. Он участвовал в огромном количестве фестивалей, набирал силу в новом для себя стиле современной музыки, сочетающей роковые и этнические мотивы.

Заслуженная слава

С 2003 года музыкант примыкает к движению «Этносфера», растет популярность - его выступления собирают залы. Начиная с 2007 года известность артиста все увеличивается, он участвует в крупных проектах: кинофестиваль Тарковского, открытие Евровидения 2009 года, церемония открытия Олимпийских игр в Ванкувере (в «Русском доме»), международные фестивали джазовой, блюзовой, этнической и современной музыки. Музыкант сотрудничал с известными музыкантами, например, с Дмитрием Маликовым.

Возможности балалайки оказались безграничными, и это доказал Алексей Архиповский. Лучшее из его наследия - это импровизации на тему различного музыкального материала: народного, современного, классического. В 2011 году Архиповского занесли в книгу рекордов Гиннесса как лучшего в мире балалаечника.

Алексей Архиповский: балалайка - самый лучший инструмент

Музыкант с любовью рассказывает о своем инструменте. Он утверждает, что его возможности неисчерпаемы, и каждый концерт это с успехом доказывает. Архиповский говорит, что балалайка является продолжением его самого, она помогает ему думать и чувствовать. Произведения музыканта невозможно отнести к какому-то одному жанру, они органично сочетают джазовые, классические и современные стили, а также в них читается роковое и эстрадное начало. Кроме того, в композициях балалаечника находят отражение различные национальные традиции, и не только русские. Алексея называют виртуозом, нередко заслуженно сравнивают с Паганини и Джими Хендриксом. Он своим творчеством доказывает, что при большой любви достаточно и трех струн, чтобы тронуть душу слушателя.

Творческие достижения

Своим главным успехом Архиповский называет обретение «своего инструмента» и любовь зрителей. Многие произведения для балалайки становятся настоящими шлягерами, публика открывает для себя возможности этого инструмента, влюбляется в него, и этого добивается Алексей Архиповский. «Дорога домой», «Колыбельная», «Золушка», «Прелесть» - эти композиции зачаровывают слушателя, погружают в особый мир инструментальной музыки. Сегодня Архиповский - очень востребованный артист, его сольные концерты собирают полные залы во многих странах мира. Его программа «Бессонница» состоит из собственных произведений, созданных как новое прочтение огромного количества различных музыкальных композиций.

«Говорящая» балалайка Алексея Архиповского

«Водка, медведи, Сибирь, икра, балет, спутник, балалайка - эти неотделимые от России стереотипы ломает выросший в Туапсе виртуоз Алексей Архиповский: «смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном трехструнном русском народном инструменте».

Внесенный в Книгу рекордов России как «лучший в мире балалаечник», он на концертах (один из них музыкант этой осенью дал в столице Кубани) забрасывает ее за спину, заставляет «разговаривать» и иронически «отвечает» ей, царя над сценой без оркестра и единого слова.»

В девять лет, если я не путаю, Алеша поступал на отделение фортепиано, но там не оказалось свободных мест, и директор предложила его родителям на год отдать сына на отделение народных инструментов, - рассказывает первый педагог Архиповского в Туапсинской музыкальной школе Евгения Кулешова. - Алексей как-то удивительно легко втянулся, увлекся - и заиграл: нашим любимым упражнением было сыграть заданный образ - летнее утро, море в шторм, весенний дождь и пр., конечно, не все получалось сразу, и тогда я говорила ему: «Нет, не так, не так!».


Евгения Николаевна вспоминает, что отец музыканта Виталий Архиповский был баянистом и аккордеонистом-любителем: он играл еще ребенком - в Великую Отечественную, а само увлечение гармошкой унаследовал от своего отца.

И пытался научить сына азам обращения с аккордеоном, да тот оказался слишком тяжел и громоздок для субтильного Алексея. Зато технику балалайки Архиповский-младший освоил быстро: исполнял и «Пляску смерти» К. Сен-Санса, и В. А. Моцарта, и И. С. Баха - и импровизировал, удивляя наставника.


Меня Алексей переиграл уже в третьем классе, а в пятом играл сочинения, которые студенты музыкальных училищ сдают на экзаменах на третьем-четвертом курсах. А потом Алеша все-таки попал на отделение фортепиано: его перевели туда на углубленные уроки сольфеджио, - продолжает Евгения Кулешова. - Он постоянно ездил в Краснодар: на наших городских конкурсах собрал все призы уже классе во втором и каждый месяц участвовал в краевых конкурсах...

Когда Архиповский заканчивал обучение, то играл сольный концерт в двух отделениях с оркестром, афишами которого был заклеен весь Туапсе, - так появилась традиция школы: большие программы лучших выпускников.


Добавить колорита «Евровидению»


Я не знаю, как бы сложилась моя судьба, если бы не Евгения Николаевна: это она увлекла меня возможностями инструмента, дала азы мастерства и заставила задуматься над тем, что на балалайке - русском народном инструменте, у которого, как принято считать, очень ограниченные возможности, - можно делать все что угодно, - говорит Алексей Архиповский. - Вторым педагогом, много сделавшим для моего становления уже после Гнесинки, был дирижер смоленского оркестра Виктор Павлович Дубровский - ученик Геннадия Рождественского и Сергея Светланова.


Именно в оркестре Дубровского Алексея Архиповского заметила Людмила Зыкина, пригласившая его в 1998 году в большой гастрольный тур ансамбля «Россия» по Волге и на гастроли в США.


По другую сторону океана Алексею Витальевичу выпал шанс.

В программе концерта после его сольного номера образовалась пауза - и артист играл не традиционные пять минут, а около получаса, погрузившись в импровизацию: русские народные мотивы «вылились» в джазовые стандарты и песни из фильмов Скорсезе и Копполы, зал ревел от восторга, а музыкант сделал первый шаг к сольной карьере.


Почему-то о балалайке вспоминают, когда речь заходит о русском колорите: так было и с проходившим в Москве в 2009 году конкурсом «Евровидение».

Руководитель Первого канала Константин Эрнст якобы услышал меня по радио и предложил продюсеру шоу Юрию Аксюте: в итоге они сочли, что мой номер сделает открытие «Евровидения» более аутентичным и одновременно современным, лишенным туристической фольклорности, - вспоминает Алексей Витальевич. - На самом деле я предпочитаю выступать в компании артистов несколько иного склада: вокалистов Андрея Козловского и Ирины Богушевской, джазмена Михаила Чекасина, гитариста Энвера Измайлова.


Страдивари о трех струнах


…Летом 1883 года петербургский дворянин и музыкант-любитель Василий Андреев увидел в руках своего дворового Антипа Васильева балалайку и заинтересовался ею, чтобы позже вместе с известными мастерами Ф. Пасербским и С. Налимовым построить инструменты той конструкции, что знакома сегодня каждому (прежде трехструнная насчитывала около четырнадцати строев, по разным областям России). Алексей Архиповский взял на вооружение идею Андреева о тембральном контрасте одной металлической и двух жильных (нейлоновых) струн на ладу балалайки.


Вообще, балалайка - единственный инструмент, где при ограниченном количестве струн даже тот факт, что они сделаны из разных материалов, создает мириады возможностей, - объясняет Алексей Витальевич. - Не говоря уже о том, что народные приемы игры вперемешку с гитарными техниками дают оригинальное звучание.


Вероятно, я был одним из первых «революционеров», «электрифицировавших» этот русский народный инструмент: у меня звук поступает по проводам со звукоснимателя, непосредственно подключенного к балалайке.


В коллекции Алексея Архиповского - около десятка балалаек: «У каждой - своя судьба, карма, голос. Играя с разными людьми, они напитываются их эмоциями и приобретают опыт и глубокий звук».


Концертировать Алексей Витальевич предпочитает со старыми инструментами («Новоделов по душе, наверное, не нашел»), двумя экземплярами: балалайкой 1928 года «постройки» мастера Иосифа Игнатьевича Галиниса и инструментом 1902 года рождения работы того самого «русского Страдивари струнных» Семена Ивановича Налимова, что когда-то проектировал первые балалайки Андреева…

Родился 15 мая 1967 года в г. Туапсе Краснодарского края. Страсть к музыке передалась от отца, который в детстве играл на гармошке, а в 50х годах на аккордеоне. Так что в доме часто звучала музыка.

В возрасте 9 лет поступил в музыкальную школу по классу балалайка. За время учебы неоднократно участвовал и был призером городских и краевых конкурсов. По окончанию музыкальной школы дал первый сольный концерт из двух отделений.

В 1982 году поступил в ГМУ им. Гнесиных на отделение народных инструментов по специальности балалайка в класс Зажигина Валерия Евгеньевича. В 1985 году получил звание Лауреата на 3 Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах.

По окончанию училища, с 1989 года работал солистом в Смоленском русском народном оркестре под управлением В.П. Дубровского. Именно там начались первые эксперименты в области новых выразительных возможностей балалайки-соло.

В 1998 году был приглашен в Государственный Академический русский народный ансамбль «Россия» под руководством Л.Г.Зыкиной. Вместе с ансамблем гастролировал по необъятным просторам нашей родины и «забугорья».

В 2002-3 годах начал сотрудничать с SNC (центр Стаса Намина). Участвовал в качестве солиста в фестивалях Российской Культуры, проходивших в США, Китае, Южной Корее, Германии, Франции, Испании, Болгарии. С 2003 года участник движения «Этносфера» (www.etno-center.ru), фестиваля «Мамакабо» (www.mamakabo.ru), представляющих современную русскую музыку, не вошедшую в традиционный формат.

В 2007-2008 годах участвовал в проекте Дмитрия Маликова «Пианомания», играл на заключительном Гала-концерте фестиваля «Славянский базар», на открытии Первого Кинофестиваля Андрея Тарковского в г. Иваново, и т.д. Играл на различных джазовых фестивалях в России и за рубежом, радио и телепередачах, правительственных концертах и Саммитах.

Все концерты Алексея Архиповского сопровождаются неизменными восторгами: «Алексей Архиповский – Паганини русской балалайки!» «Как удалось Алексею Архиповскому вместить всю мировую музыку в этот, казалось бы, примитивный инструмент, ассоциирующийся у большинства с незатейливыми русскими народными мелодиями?!» «В руках Алексея Архиповского балалайка звучит то как арфа, то как клавесин, то как банджо, то как, в конце концов, все струнные инструменты всех времен и народов»

«Балалаечник Алексей Архиповский стал сенсацией сразу же после первого появления широкой публикой. Он в буквальном смысле сорвал гитарный (!) фестиваль в ЦДХ, где выдал 10-минутный сольный номер, продемонстрировав потрясающее музыкальное и актерское мастерство. Это был настоящий театр - виртуозной игры и головокружительных исполнительских кунштюков, мимики и жеста. Многие слушатели сравнивали Архиповского ни много, ни мало - с самим Хендриксом! Впрочем, публика (еще более широкая) могла видеть Архиповского и раньше, ведь он – участник ансамбля «Россия» Людмилы Зыкиной. Без преувеличения, Алексей реабилитирует русскую балалайку, в среде молодежи считающуюся устаревшим и, более того, «лубочным» инструментом».

«На шестидесятилетии гитарной фирмы "Фендер" изъявил желание выступить балалаечник с инструментом, которому больше века. И Алексей Архиповский, встреченный несколько недоуменными аплодисментами, выступил так, что на этом программу вечера следовали бы закрывать. Виртуоз мирового класса, владеющий балалайкой даже не в совершенстве, а за пределами понимания, он своим десятиминутным этюдом наглухо "закрыл" все показанные до него технические трюки, да и в музыке был изобретательнее на порядок. Вступление, медитативно-скупое и неожиданно философское, открыло залу балалайку с абсолютно неожиданной стороны. Сам по себе звук инструмента, многократно опошленный народными оркестрами на жаловании, оказался в умелых руках сравним с арабской лютней, арфой, скрипкой, бог знает, с чем еще - с каким-то непривычно качественным и недоступным простому человеку инструментом. Не с гитарой, потому что все держали в руках гитару и знают, что так она не звучит. И не с балалайкой, потому что все слышали "издалека долго течет река Волга" и знают, что балалайка так тоже не звучит. Описать его исполнение практически нереально: можно лишь сказать, что в десять минут уложены и "Полет шмеля", и весь положенный русский лубок, и блюзовые запилы, и фламенко, и отвлеченные взвешенные размышления в духе современного европейского джаза». (Журнал «Audio Video»)

Алексей Архиповский родился 15 мая 1967 года в г. Туапсе Краснодарского края. Страсть к музыке передалась от отца, который в детстве играл на гармошке, а в 1950-х годах на аккордеоне. В возрасте 9 лет поступил в музыкальную школу по классу балалайка. За время учёбы неоднократно участвовал и был призёром городских и краевых конкурсов. По окончанию музыкальной школы дал первый сольный концерт из двух отделений.

В 1982 году поступил в ГМУ им. Гнесиных на отделение народных инструментов по специальности балалайка в класс Зажигина Валерия Евгеньевича. В 1985 году получил звание Лауреата на 3 Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах. По окончанию училища, с 1989 года работал солистом в Смоленском русском народном оркестре под управлением В.П. Дубровского.


Именно там начались первые эксперименты в области новых выразительных возможностей балалайки-соло. В 1998 году был приглашён солистом в Государственный Академический русский народный ансамбль «Россия» под руководством Л.Г.Зыкиной. Вместе с ансамблем много гастролировал в России и за рубежом. С 2002-2003 гг. начинает свою сольную карьеру, которая продолжается и до сих пор.


Алексей Архиповский считает свой треугольный инструмент кладезем тайн и загадок, подобным загадочной пирамиде Хеопса. Он не устаёт их разгадывать, а значит – удивлять свою благодарную публику новыми находками и открытиями. «Я не считаю себя балалаечником в общепринятом смысле… И к балалайке я отношусь не как к русскому народному инструменту, а как к инструменту, на котором можно делать всё что угодно», – признается исполнитель. Его нередко сравнивают с Паганини или Хендриксом – музыкантами, которые перевернули сознание слушателей, заставив по-новому взглянуть на возможности скрипки и гитары. Архиповский также создал другой стиль игры на балалайке, совмещая аутентичные, гитарные и свои оригинальные приёмы извлечения звука с революционным новшеством – «электрификацией» инструмента.


Универсальный музыкант, свободный от стилевых и жанровых рамок, Архиповский – желанный гость на фестивалях классической, этнической, фольклорной и джазовой музыки, а также на концертных площадках, число которых стремительно растёт, как в России, так и за рубежом. В 2011 году виртуоз попал в российскую книгу рекордов в номинации «лучший в мире балалаечник».

Теперь балалайка , это не просто три струны – это инструмент, на котором отлично звучит любая музыка – от попсы до классики. «В руках Алексея Архиповского балалайка звучит то как арфа, то как клавесин, то как банджо, то как, в конце концов, все струнные инструменты всех времён и народов».

Алексей Архиповский - это гений балалайки , который извлекает из этого музыкального инструмента чудесные звуки…Тут словами не описать - лучше слушать!!.