Сказка Лиса и Козел о последствиях глупых поступков. Ваши дети часто совершает необдуманные поступки? Обязательно прочитайте им эту коротенькую поучительную сказку онлайн и смоделируйте вместе с ними несколько похожих ситуаций из жизни.
Сказка Лиса и Козел читать
Кто автор сказки
Упала Лиса в колодец. Но рыжая плутовка всегда была хитрой и находчивой. Когда Козел к колодцу подошел, Лиса сообразила, как ей из западни выбраться. Льстивыми речами стала Лиса дружка заманивать в колодец. Тот сдуру и прыгнул. Запрыгнула Лиса Козлу на спину и была такова. А спасителю пришлось долго посидеть в холодной воде, пока оттуда его не вытащили. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.
Анализ сказки Лиса и Козел
Персонажи сказки олицетворяют определенные человеческие типы: Лисичка – хитрость и коварство, Козел – тупость. Нужно жить своим умом – эту мысль мы повторяем часто. Именно она и раскрывается в сказке Лиса и Козел. И еще раз напомнинает слушателям о необходимости быть более рассудительными. Чему учит сказка Лиса и Козел? Сказка учит не следовать безумно советам других, обдумывать наперед свои действия, чтобы не стать «козлом».
Мораль сказки Лиса и Козел
Умный человек сначала подумает, а потом сделает. Нужно помнить, что в современном мире много проходимцев, которые пытаются подобно «лисичке» затащить доверчивых и глупых людей в различные «колодцы». Мораль сказки предостерегает от необдуманных поступков.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
- Прежде чем войти, подумай, как выйдешь.
- Хитрее лисы зверя нет.
Предварительный просмотр:
Родионова Людмила Михайловна
учитель начальных классов
МОУ СОШ с.Стегаловка
Долгоруковского района
Липецкой области
Литературное чтение в 1 классе.
Тема . К.Д.Ушинский. Сказка «Лиса и Козёл»
УМК «Планета знаний»
Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: традиционный
Цели : знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Лиса и козёл»
Задачи:
1. Совершенствование навыка чтения целыми словами
,
развитие умения
работать с текстом.
2. Упражнение в выразительном чтении диалога действующих персонажей,
обучение умению давать оценочные суждения героям сказок
;
умению слушать
и слышать своих товарищей,
3. Воспитание интереса к произведениям писателя
Оборудование : учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение» 1 класс, рисунки лисы и козла, пословицы, карточки с характеристикой героев, карточки с личиками: грустное, серьёзное, весёлое, портрет К.Д.Ушинского. Плакат «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», «В мире много сказок добрых и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них»
Ход урока:
1. Организационный момент. (слайд 1)
Учитель: Прозвенел звонок, начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Игра «Обмен настроением »
Учитель: Улыбнитесь друг другу.
Тому, кто улыбается, смеется,
Все в жизни удается.
А какое у вас сейчас настроение?
Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.
2. Фонетическая зарядка.
Учитель:
Итак, мы начинаем урок литературного чтения как всегда с
фонетической разминки, чтобы наш язычок всё правильно
выговаривал.
1. Споем песенку гласных (с разным ударением) А-У-И-О-Ы
(написано на доске)
(слайд 2)
2. Скороговорка «Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз"
(далеко, ближе, близко) (одними губами, тихо, громко)
3. Чистоговорка (слайд 3) (хором)
Жи- жи- жи - сказку расскажи.
Ша-ша-ша - сказка хороша.
Ву-ву-ву - сказка наяву.
3 Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Ученики: К народным (слайд 4)
Учитель: Чему учат сказки?
Ученики: Эти сказки учат добру, честности, смелости, трудолюбию.
Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с произведениями нового
раздела. Откройте книгу на с.81. Прочитайте, как называется раздел?
Учитель: Как вы, думаете, это какие сказки?
Ученики: Это сказки , которые написал автор.
Учитель: Давайте вспомним, какие сказки относятся к народным, а какие к
авторским?
Интеллектуальная игра “Угадай-ка!” (слайд 5-6)
– Знаете ли вы сказочных героев, которые нарисованы на этом слайде? Из какой он сказки?
– К какой сказке она относится? Народная или авторская? Кто автор?
4. Изучение нового материала.
К. Д. Ушинский детство свое провел на Украине в маленьком городке Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии. После гимназии Ушинский учился в Московском университете и стал учителем.
Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучными и непонятными. И Ушинский решил написать для детей учебник, по которому детям было бы учиться легко и интересно. (слайд 8) Он составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались «Родное слово» и «Детский мир». В этих учебниках было все понятно, и рассказы были такие интересные, что, если их начнешь читать, то не оторвешься.
Вот эти книги Ушинского я советую вам прочитать.
(обратить внимание на выставку книг писателя)
В свои книги Ушинский поместил сказки. Некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал нам, а некоторые придумал сам.
Учитель: Давайте послушаем одну из этих сказок.
А о ком она будет, угадайте в загадке. (слайд 9)
Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (лиса)
С бородой, а не старый,
С рогами, да не бык,
С пухом, а не птица. (козел) (вывесить картинки)
Учитель: Как вы думаете, о чем будет эта сказка?
Ученики: Возможно о дружбе лисы и козла.
Учитель: Настало время познакомиться со сказкой “Лиса и козел”. Отложите книги на край парты, сядьте удобно.
(слушание аудиозаписи сказки
на магнитофоне
и
рассматривание слайдов
(10-16)
Остановка посередине, после слов Козла – «Вкусная ли водица?»)
Учитель: Как вы думаете, что ответит Лиса Козлу?
Ученики: Лиса ответит козлу, что вода вкусная.
Ученики: Козёл попросит воды попить, прыгнет в колодец, вытащит лису.
Учитель: Послушаем и выясним кто прав.
5. Проверка первичного восприятия текста. (слайд 17)
Учитель: Понравилась ли вам сказка?
А что особенно запомнилось? Почему
лиса попала в колодец?
Ученики: Лиса попала в колодец, потому что не с мотрела под ноги.
Учитель: А зачем заглянул туда Козёл ?
Ученики: Ему интересно было, пить захотел.
Учитель: Как лиса объяснила козлу свое пребывание в колодце? Зачем она
обманула козла?
Ученики: Потому что хитрая была.
Учитель: Почему козел поверил ей?
Ученики: Потому что глупый, доверчивый.
Учитель: Хорошо ли поступила Лиса?
Ученики: Лиса поступила плохо, не правильно.
Учитель: А как бы поступили вы ?
Ученики: Попросили помощи. ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.
6. Чтение произведения детьми.
Учитель: Давайте почитаем эту сказку вслух по цепочке и найдем непонятные
слова.
(чтение детьми)
Учитель: Какие слова требую объяснения?
Ученики: На ворон зазевалась, от нечего делать, прыгнул сдуру, насилу отыскали. (слайд 18)
7. Работа в группе по карточкам,
(дети выбирают характеристику героя, затем крепят на доску под рисунками лисы и козла)
Учитель: Что можно сказать о Лисе? Выберите подходящие слова.
(хитрая, лживая, коварная – в словаре , грубая, справедливая, ).
Учитель: Какой был Козел? Выберите подходящие слова.
(глупый, доверчивый, находчивый, упрямый, самовлюблённый – в словаре)
Учитель: Какие слова требуют объяснения?
Ученики: Коварная, самовлюблённый.
Учитель: Где найдёт ответ?
(работа со словарём)
Кто из героев вам больше всего понравился?
Ученики: Л иса, козёл, никто не понравился, оба плохие.
8. Физминутка
9. Чтение по ролям
Учитель: В начале сказки написано: “Идет козел, умная голова…” Кто так думает,
что у козла “умная голова”: другие животные и люди или сам козел?
(слайд 19)
Ученики: Так думает сам козёл.
Учитель: Всерьез или с насмешкой Ушинский сказал о козле “умная голова”?
Как назвала Лиса Козла? Почему?
Ученики: Бородатый дурень, потому что у него борода, и он глупый.
Учитель: Какой совет дали бы козлу?
Ученики: Быть осторожнее, не гулять далеко от дома, не верить лисе.
Учитель: Чему может научить эта сказка?
Ученики: Нужно всегда думать головой.
10
. Работа с пословицами.
(Пословицы написаны на листочках и закреплены
на доске)
За глупой головой и ногам плохо.
Голова дана для того, чтобы думать.
Лисица семерых волков проведет
Учитель: Подходят эти пословицы к сказке? Как их понимаете?
11. Итог. Рефлексия.
Учитель: С какой сказкой познакомились?
Ученики: Лиса и козёл.
Ученики: К.Д.Ушинский.
Учитель: Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
(слайд 20)
Какой урок вы вынесли из этой сказки?
Ученики: Сначала нужно подумать, а потом делать что-то.
Учитель: Если вам понравилась ваша работа на уроке – выберите улыбающееся
личико.
Если не совсем довольны своей работой – выберите грустное личико.
Если считаете, что могли бы работать лучше – выберите серьёзное личико.
Спасибо за урок! (слайд 21)
Список используемых источников:
1. Учебник Литературное чтение 1 класс Э.Э.Кац
2. Обучение в 1 классе по учебнику «Литературное чтение», Э.Э.Кац, 2009
3. http://www.litmir.net/br/?b=114142 – К.Д.Ушинский
4. http://audio.arjlover.net/audio/russkie_narodnie_skazki/audio-books-unknown-voices/Lisa_i_kozel.mp3 - аудиосказка
5. Дидактические карточки-задания по литературному чтению 1 класс, Нефёдова, Узорова.
Приложение.
Карточки, характеристиками героев.
Для лисы Для козла
коварная
хитрая
лживая
грубая
справедливая
глупый
доверчивый
находчивый
упрямый
самовлюблённый
«Угадай-ка!» ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА (народная сказка) КРОКОДИЛ ГЕНА И ЕГО ДРУЗЬЯ (Э. Успенский)
КОТ В САПОГАХ (Ш.Перро) РЕПКА (народная сказка)
Константин Дмитриевич Ушинский
«Лиса и козёл» К.Д.Ушинский
НА ВОРОН ЗАЗЕВАЛАСЬ ОТ НЕЧЕГО ДЕЛАТЬ СПРЫГНУЛ СДУРУ НАСИЛУ ОТЫСКАЛИ ЗАСМОТРЕЛАСЬ ПО СТОРОНАМ ОТ СКУКИ НЕ ПОДУМАЛ ОЧЕНЬ ДОЛГО ИСКАЛИ
ИДЁТ КОЗЁЛ, УМНАЯ ГОЛОВА
Сказка – ложь, да в неё намёк, добрым молодцам урок!
Спасибо за урок!
Используемые ресурсы: http://i071.radikal.ru/0810/ba/a7d9896ad9e6.jpg - картинка козла http://www.tepid.ru/images/red-fox3.jpg – картинка лисы http://www.fantasy-c.narod.ru/russian-tales/lisa-i-kozel/lisa_i_kozel-01-color.jpg http:// www.fantasy-c.narod.ru / russian-tales / lisa-i-kozel /lisa_i_kozel-02-color.jpg http:// www.fantasy-c.narod.ru / russian-tales / lisa-i-kozel /lisa_i_kozel-03-color.jpg http:// www.fantasy-c.narod.ru / russian-tales / lisa-i-kozel /lisa_i_kozel-04-color.jpg http:// www.fantasy-c.narod.ru / russian-tales / lisa-i-kozel /lisa_i_kozel-05-color.jpg http:// www.fantasy-c.narod.ru / russian-tales / lisa-i-kozel /lisa-i-kozel-008-color.jpg http:// www.fantasy-c.narod.ru / russian-tales / lisa-i-kozel /lisa-i-kozel-007-color.jpg – иллюстрации к сказке http://www.interpres.ru/catalog/images/055957.jpg - обложка сказки http://portret.ru/modules/GalleryMuseum/album/coeval/Ushinskii_.jpg - Ушинского портрет http://www.lofile.com/torrent_image/201000/199288_original.jpg - сказка Репка http://festival.1september.ru/files/articles/59/5942/594255/Image4218.jpg - Заюшкина избушка http://www.segodnya.ua/img/ui/_420a9c6a2f832fa853d0a6f3ec8b81d9.jpg - крокодил Гена http://www.kristina.21415s02.edusite.ru/images/1267009527_med_gallery_9736_679_27064.jpg - кот в сапогах http://qblog.ru/wp-content/uploads/2009/07/kozel-daet-moloko.jpg - картинка козла http://animo2.ucoz.ru/ photo / animacii_bolshogo_razmera / animacii_produktov / animacija_kukuruza /8-0-6288 http://animo2.ucoz.ru/ _ph /8/2/589843557.gif - кукурузу анимация http:// alfor.ru / smiles /842-animirovannye-smajliki-arbuzy.html http:// alfor.ru / flash /arb01.gif - арбуз анимация
- Лиса и козёл
- Исполнитель: Н. Минаева, Н. Воеводина, И. Калинин
- Тип: mp3, текст
- Размер: 650 КБ
- Продолжительность: 00:01:40
- Скачать рассказ бесплатно
- Слушать рассказ online
Your browser does not support HTML5 audio + video.
Константин Дмитриевич Ушинский
Лиса и козел
Бежала лиса, на ворон зазевалась, - и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет. Идет козел, умная голова; идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул, от нечего делать, в колодец, увидел там лису и спрашивает:
Что ты там, лисонька, поделываешь?
Отдыхаю, голубчик, - отвечает лиса. - Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой - сколько хочешь.
А козлу давно пить хочется.
Хороша ли вода-то? - спрашивает козел.
Отличная! - отвечает лиса. - Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.
Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил, а она ему:
Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не умел - всю обрызгал. "
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.
Чуть было не пропал козел с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.
"Сказка Лиса и козел"
Бежала лиса, на ворон зазевалась, - и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет. Идет козел, умная голова; идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул, от нечего делать, в колодец, увидел там лису и спрашивает:
Что ты там, лисонька, поделываешь?
Отдыхаю, голубчик, - отвечает лиса. - Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой - сколько хочешь.
А козлу давно пить хочется.
Хороша ли вода-то? - спрашивает козел.
Отличная! - отвечает лиса. - Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.
Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил, а она ему:
Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не умел - всю обрызгал. "
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.
Чуть было не пропал козел с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.
Константин Дмитриевич Ушинский - Сказка Лиса и козел , читать текст
См. также Ушинский Константин Дмитриевич - Проза (рассказы, поэмы, романы...) :
Сказка Лиса Патрикеевна
У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвост...
Бежала лиса, на ворон зазевалась, - и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет. Идет козел, умная голова; идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул, от нечего делать, в колодец, увидел там лису и спрашивает:
- Что ты там, лисонька, поделываешь?
- Отдыхаю, голубчик, - отвечает лиса. - Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой - сколько хочешь.
А козлу давно пить хочется.
- Хороша ли вода-то? - спрашивает козел.
- Отличная! - отвечает лиса. - Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.
Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил, а она ему:
- Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не умел - всю обрызгал.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.
Чуть было не пропал козел с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили