Пуанты и корона. История любви Матильды Кшесинской и Николая II. Матильда и Николай II: что связывало балерину и наследника престола на самом деле Связь николая 2 с матильдой

Знаменитая прима-балерина

Она была любовницей императора Николая II и двух великих князей, а впоследствии стала женой Андрея Владимировича Романова. Таких женщин называют роковыми – она использовала мужчин для достижения своих целей, плела интриги, злоупотребляла личными связями в карьерных целях. Ее называют куртизанкой и обольстительницей, хотя никто не оспаривает ее таланта и мастерства.


Родители Матильды Юлия и Феликс Кшесинские

Мария-Матильда Кржезинска родилась в 1872 г. в Петербурге в семье балетных танцовщиков, которые происходили из рода разорившихся польских графов Красинских. С самого детства девочка, выросшая в артистической среде, мечтала о балете.


Николай II и Матильда Кшесинская

В 8 лет ее отдали в Императорское театральное училище, которое она окончила с отличием. На ее выпускном спектакле 23 марта 1890 г. присутствовала императорская семья. Именно тогда ее впервые увидел будущий император Николай II. Позже балерина в своих мемуарах призналась: «Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу».


Матильда Кшесинская

После окончания училища Матильда Кшесинская была зачислена в труппу Мариинского театра и в первый же свой сезон приняла участие в 22 балетах и 21 опере. На золотом браслете с бриллиантами и сапфирами – подарке цесаревича – она выгравировала две даты, 1890 и 1892 гг. Это был год их знакомства и год начала отношений. Однако их роман продлился недолго – в 1894 г. было объявлено о помолвке наследника престола с принцессой Гессенской, после чего он расстался с Матильдой.


Знаменитая прима-балерина
Матильда Кшесинская в балете *Дочь фараона*, 1900

Кшесинская стала прима-балериной, и весь репертуар подбирали специально под нее. Директор императорских театров Владимир Теляковский, не отрицая незаурядных способностей танцовщицы, говорил: «Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М. Кшесинской. Она считала балеты своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим».


Знаменитая прима-балерина
Звезда балета со скандальной репутацией
Фотопортреты Кшесинской по мотивам балета *Комарго*, 1902

Прима плела интриги и многим балеринам не давала выходить на сцену. Даже когда на гастроли приезжали зарубежные танцовщицы, она не разрешала им выступать в «своих» балетах. Она сама выбирала время для своих спектаклей, выступала только в разгар сезона, позволяла себе длительные перерывы, во время которых прекращала занятия и предавалась развлечениям. При этом Кшесинская первой из русских танцовщиц была признана звездой мировой величины. Она поразила зарубежную публику своим мастерством и 32 фуэте подряд.


Матильда Кшесинская
Великий князь Андрей Владимирович и его жена Матильда Кшесинская

Великий князь Сергей Михайлович опекал Кшесинскую и потакал всем ее капризам. Она выходила на сцену в безумно дорогих ювелирных украшениях от Фаберже. В 1900 г. на сцене Императорского театра Кшесинская отметила 10-летие творческой деятельности (хотя до нее балерины давали бенефисы только после 20 лет на сцене). На ужине после спектакля она познакомилась с великим князем Андреем Владимировичем, с которым у нее начался бурный роман. При этом балерина продолжала официально жить с Сергеем Михайловичем.


Звезда балета со скандальной репутацией
Знаменитая прима-балерина

В 1902 г. у Кшесинской родился сын. Отцовство приписывали Андрею Владимировичу. Теляковский не выбирал выражений: «Неужели это театр, и неужели этим я руковожу? Все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину, живущую одновременно с двумя великими князьями и не только это не скрывающую, а, напротив, вплетающую и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата».


Слева – Матильда Кшесинская с Великим князем Андреем Владимировичем и сыном Владимиром, 1906. Справа – Матильда Кшесинская с сыном, 1916
Слева – М. Томсон. Портрет Матильды Кшесинской, 1991. Справа – Матильда Кшесинская,

После революции и гибели Сергея Михайловича Кшесинская с сыном бежала в Константинополь, а оттуда – во Францию. В 1921 г. она обвенчалась с великим князем Андреем Владимировичем, получив титул княгини Романовской-Красинской. В 1929 г. она открыла в Париже свою балетную студию, которая пользовалась успехом благодаря ее громкому имени.


Матильда Кшесинская в своей балетной школе
Матильда Кшесинская, 1954

Она умерла в 99 лет, пережив всех своих именитых покровителей. Споры о ее роли в истории балета длятся до сих пор.

Матильда Феликсовна Кшесинская – российская балерина с польскими корнями, выступавшая на сцене Мариинского театра с 1890 по 1917 годы, любовница последнего русского императора – Николая II . История их любви легла в основу художественного фильма Алексея Учителя «Матильда».

Ранние годы. Семья

Матильда Кшесинская появилась на свет 31 августа (по старому стилю – 19) 1872 года в Санкт-Петербурге. Изначально фамилия рода звучала как «Кржезинские». Позже она трансформировалась в «Кшесинские» для благозвучности.


Её родители – артисты балета Мариинского театра: отец Феликс Кшесинский был балеруном, которого в 1851 году из Польши в Российскую империю пригласил сам Николай I, а мать Юлия Деминская, на момент их знакомства воспитывавшая пятерых детей от погибшего первого мужа, танцора Леде, являлась солисткой кордебалета. Дедушка Матильды Ян был знаменитым скрипачом и оперным певцом, певшим со сцены Варшавской оперы.


В 8 лет Матильда стала ученицей Императорского театрального училища в Петербурге, где уже занимались ее брат Иосиф и сестра Юлия. День выпускного экзамена – 23 марта 1890 года – талантливая девушка, закончившая учебу экстерном, запомнила на всю жизнь.


В экзаменационной комиссии по традиции сидел император Александр III, которого в тот день сопровождал сын и наследник престола – Николай II. 17-летняя балерина прекрасно проявила себя, и на прощание император дал ей напутствие: «Будь украшением и славой нашего балета!». Позже в своих мемуарах Матильда писала: «Тогда я сказала себе, что обязана оправдать возложенные на меня надежды».

Карьера балерины

Сразу же после окончания училища Матильду пригласили в основную труппу Мариинского театра. Уже в первом сезоне ей поручили небольшие роли в 22- балетах и 21-й опере.


Коллеги вспоминали о Матильде как о невероятно работоспособной танцовщице, унаследовавшей от отца талант к драматической выразительности. Она могла часами стоять у балетного станка, превозмогая боль.

В 1898 году прима начала брать уроки у Энрико Чеккетти – выдающегося итальянского танцора. С его помощью она стала первой русской балериной, виртуозно исполнившей 32 фуэте подряд. Ранее это удавалось лишь итальянке Пьерине Леньяни, соперничество которой с Матильдой продолжалось долгие годы.


После шести лет работы в театре балерина была удостоена звания примы. Среди ее репертуара были Фея Драже («Щелкунчик»), Одетта («Лебединое озеро»), Пахита, Эсмеральда, Аврора («Спящая красавица») и принцесса Аспиччия («Дочь фараона»). Ее уникальный стиль сочетал безупречность итальянской и лиричность русской балетных школ. С ее именем и по сей день ассоциируется целая эпоха, великое время для русского балета.

Матильда Кшесинская и Николай II

Отношения Матильды Кшесинской и Николая II начались на званом ужине после выпускного экзамена. Наследник престола не на шутку увлекся воздушной и хрупкой балериной, причем с полного одобрения матери.


Императрицу Марию Федоровну не на шутку волновал тот факт, что сын (до встречи с Кшесинской) не проявлял никакого интереса к девушкам, поэтому всячески поощряла его роман с Матильдой. К примеру, деньги на подарки для возлюбленной Николай Александрович брал из специально созданного для этой цели фонда. Среди них был и дом на Английской набережной, ранее принадлежавший композитору Римскому-Корсакову.


Долгое время они довольствовались случайными встречами. Перед каждым спектаклем Матильда подолгу смотрела в окошко в надежде увидеть поднимающегося по ступеням возлюбленного, и когда он приходил, танцевала с двойным воодушевлением. Весной 1891 года, после долгой разлуки (Николай ездил в Японию), наследник первым делом тайком покинул дворец и направился к Матильде.

Трейлер фильма «Матильда»

Их роман продолжался до 1894 года и закончился по причине помолвки Николая с британской принцессой Алисой Дармштадской, внучкой королевы Виктории, укравшей сердце преемника императора. Матильда очень тяжело переживала разрыв, но всей душой поддерживала Николая II, понимая, что венценосная особа не может жениться на балерине. Она была на стороне бывшего любовника, когда император и его супруга воспротивились его союзу с Алисой.


Перед женитьбой Николай II поручил заботу о Матильде своему кузену, князю Сергею Михайловичу, президенту Русского театрального общества. Несколько следующих лет он был верным другом и патроном балерины.

Впрочем, у Николая, на тот момент уже императора, все-таки остались чувства к бывшей возлюбленной. Он продолжал следить за ее карьерой. Поговаривали, что не без его протекции Кшесинская получила место примы Мариинского в 1886 году. В 1890 году он преподнес Матильде в честь ее бенефиса изящную бриллиантовую брошь с сапфиром, которую долго выбирал вместе с женой.

Документальный фильм о Матильде Кшесинской с видеохроникой

После того самого бенефиса Матильду представили другому кузену Николая II – Великому князю Андрею Владимировичу. Как гласит легенда, он засмотрелся на красавицу и случайно опрокинул на ее дорогое, присланное из Франции платье бокал вина. Но балерина увидела в этом счастливый знак. Так начался их роман, впоследствии завершившийся женитьбой.


В 1902 году Матильда родила от князя Андрея сына Владимира. Роды были очень тяжелыми, роженицу с новорожденным чудом вытащили с того света.

Жизнь в начале XX века

В 1903 году балерину пригласили в Америку, но она отказалась от предложения, предпочтя остаться на родине. На рубеже веков прима уже добилась на сцене всех мыслимых вершин, и в 1904 году решила уволиться из основной труппы Мариинского театра. Она не перестала танцевать, но теперь она работала по контракту и получала огромный гонорар за каждое выступление.


В 1908 году, Матильда отправилась в тур в Париж, где познакомилась с молодым аристократом Петром Владимировичем, который был младше ее на 21 год. У них завязался страстный роман, из-за чего князь Андрей вызвал соперника на дуэль и прострелил ему нос.


После революции 1917 года придворная балерина была вынуждена эмигрировать сначала в Константинополь, затем во Францию, где провела всю оставшуюся жизнь на вилле в городке Кап-д’Ай вместе с мужем и сыном. Почти все имущество осталось в России, семья была вынуждена продать все драгоценности, но этого оказалось недостаточно, и Матильда открыла балетную школу, пользовавшуюся успехом благодаря ее громкому имени.


Во время войны Кшесинская заболела артритом – с тех пор каждое движение давалось ей с огромным трудом, однако школа по-прежнему процветала. Когда она всецело отдалась новой страсти, азартным играм, студия стала ее единственным источником изрядно оскудевшего дохода.

Смерть

Матильда Кшесинская, любовница последнего российского императора, прожила яркую, удивительную жизнь. Она не дожила считанных месяцев до 100-летия. 6 декабря 1971 года она умерла и была похоронена на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем.


В 1969 году, за 2 года до смерти Матильды, ее поместье навестили звезды советского балета Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Как позже они писали в своих мемуарах, на пороге их встретила полностью седая, высохшая старушка с удивительно молодыми, полными блеска глазами. Когда они поведали Матильде, что ее имя на родине помнят до сих пор, она ответила: «И будут помнить всегда».


Николай 2 и Матильда Кшесинская - история отношений.

Роман Николая II и Матильды Кшесинской до сих пор вызывает большой интерес. Отношения последнего российского императора и блестящей балерины породили бесчисленное количество слухов. Оставив в стороне нравственный облик монарха, можно четко разделить реальные исторические факты и слухи о романе Николая II и Кшесинской.

История отношений и факты

Наследник престола Николай Александрович познакомился с балериной на выпускном экзамене Императорского театрального училища. Матильда, которой тогда было семнадцать лет, произвела огромное впечатление на присутствующих членов царской семьи. Кшесинская с еще одним выпускником Рахмановым исполнили танец из балета "Тщетная предосторожность". Это исполнение покорило зрителей. Сам Александр III пророчил ей блестящее будущее: "Мадемуазель, вы будете красой и гордостью нашего балета".

На торжественном ужине Александр III посадил молодую звезду рядом с наследником. Матильда была счастлива. Она полюбила Николая с первого взгляда и после выпускного экзамена записала в своем дневнике: "А все-таки он будет моим!". Матильда стала расставлять любовные сети. Николай сам с готовностью шел в ловушку. Он не пропускал ни одного спектакля с участием Кшесинской, дарил ей дорогие подарки и цветы.

Матильда фото

Молодым людям не удавалось поговорить наедине. Их встречи происходили во время антрактов, когда вокруг было много людей. Между Николаем и Матильдой завязалась тайна переписка. Кшесинская не забывала и о своей карьере. С каждым новым выступлением росли ее слава и известность. Но блестящая балерина продолжала страдать от невозможности близкого общения со своим возлюбленным.

В 1892 г. произошло событие, которое стало одним из счастливейших воспоминаний Кшесинской. Наследник сам нанес ей визит. "Я не верила своим глазам" - записала Матильда в своем дневнике. Долгожданная встреча наедине произошла совершенно внезапно. После этого Николай стал открыто посещать возлюбленную. В императорской семье сначала к этому отнеслись резко отрицательно. Кшесинская по происхождению не могла составить достойной пары для наследника. Однако, удержать наследника не удалось, и родители смирились.

Николай писал в дневнике, что общение с балериной носило чисто платонический характер. Ведь наследник был уже давно влюблен в принцессу Алису Гессенскую, которую мечтал видеть своей женой. Он нисколько не смущался говорить с балериной об Алисе и показывать дневниковые записи о своей любви. В своих воспоминаниях Кшесинская с горечью говорит о мягкости и нерешительности Николая. Она хотела близких интимных отношений, но наследник медлил с этим высшим проявлением любви.

Серьезным препятствием было то, что Матильда жила в родительском доме. В 1892 г. отчаявшаяся Кшесинская пошла на крайние меры, решив переехать и жить одной. Она постеснялась объяснить причины отцу, и за нее это сделала сестра. Балерина сняла дом на Английской набережной, в котором влюбленные могли встречаться наедине без каких-либо помех.

Счастье действительно продолжалось недолго, но оно совпало с первым дебютом Матильды в главной роли (балет "Калькабрино"). За ним последовал еще один триумф балерины в "Спящей красавице". Успехи на сцене омрачались постоянными разговорами Николая о своей будущей помолвке с Алисой. Матильда слушала душевные излияния возлюбленного и надеялась, что каким-либо чудом этого не произойдет. Ее надежды не оправдались: в апреле 1894 г. состоялась помолвка наследника, а уже в ноябре, через неделю после смерти Александра III, Николай II венчался с Алисой, нареченной в православии Александрой Федоровной. Николай II не забыл свою возлюбленную. На протяжении всей своей жизни он оказывал ей покровительство и помощь.

Слухи

Вопреки распространившемуся мнению о святой непогрешимости членов императорской фамилии достоверные источники и свидетельства современников говорят совершенно о другом. Многочисленные романы, внебрачные дети, венерические болезни - вот лишь самые скромные свидетельства "святости". Естественно, что такой образ жизни становился источником разнообразных слухов, которые трудно подтвердить или опровергнуть.

Роман Николая и Матильды также обсуждался всеми, кому не лень. Отрицательное отношение родителей наследника лишь подливало масла в огонь. Поговаривали, что Николай сам попросил отца отложить свою свадьбу, чтобы успеть насладиться Кшесинской (дневник А. Богданович). Известный издатель А. Суворин утверждал, что родители Кшесинской уже давно знают об интимной близости своей дочери с наследником, но скрывают это.

Ходил слух, что Феликс Кшесинский получил от императорской семьи солидную сумму денег за неразглашение тайны. Согласно еще одному распространенному слуху, Кшесинская после свадьбы Николая получила своеобразное вознаграждение: сто тысяч рублей и "дом свиданий" на Английской набережной.

Фильм "Матильда"

Фильм о юношеском романе Николая II в художественном отношении заслужил в целом одобрительные отзывы критиков. Это качественная мелодрама с убедительным актерским исполнением. Но к реальной истории он не имеет никакого отношения. Многие событие искажены, а персонажи вымышлены. Более того, создается впечатление, что крах самодержавия произошел только из-за отказа Николая от настоящей любви.

Общественное мнение

Главным спорным вопросом является историческая достоверность любовного романа Николая и знаменитой балерины. Сторонники одной точки зрения считают, что никаких сомнений в интимной близости быть не может. Противники утверждают, что цесаревич был "святым", и только это ограждает его от всех обвинений.

К столетию Октябрьской революции, 25 октября 2017 года, на российские экраны выйдет, пожалуй, самый скандальный фильм последних лет – «Матильда» Алексея Учителя. Создатели картины уже нарекли ее «главным исторических блокбастером года».

Лента повествует о головокружительном романе одной из самых ярких пар в мировой истории: будущего императора Николая II и звезды Его Величества Императорских театров балерины Матильды Кшесинской.

Несмотря на то, что премьера еще не скоро, в сети уже появился первый трейлер «Матильды». Роскошные наряды, великолепные залы и откровенные сцены совсем не платонической любви с участием юной балерины и цесаревича Николая.

Именно эти кадры и вызвали бурю негодования у православных активистов «Царского креста». Верующие были возмущены тем, что Учитель порочит память святого (в 2000 году Николай II и его семья были признаны страстотерпцами).

Потом масла в огонь подлила депутат Наталья Поклонская , заявив, что даже «не будет мараться просмотром» ленты.

Наследники царского Дома Романовых конфликт своим вниманием не удостоили, зато потомки Матильды Кшесинской выходом провокационного фильма очень обеспокоились.

Фильм, наверно, будет неплохой, учитывая, что режиссер хороший, - поделился с «Комсомольской правдой» - Нижний Новгород » двоюродный правнук балерины Константин Севенард. - Но проблема в том, что фильм завершается коронацией Николая, и авторы утверждают, что на этом-то отношения Матильды и Николая заканчиваются. Но мы, родственники Матильды Феликсовны, располагаем совсем иной информацией. И мы хотим, чтобы к 100-летию драматических революционных событий, наконец, стала известна вся правда о Матильде Кшесинской и Николае II.

Экскурс в историю

Но начнем по порядку. В первый раз юный цесаревич Николай увидел Матильду на ее выпускном экзамене в Императорском театральном училище. Матильда – выразительная 18-летняя красавица с изумительно тонкой талией – в тот вечер была одета в нежный голубой костюм, украшенный ландышами. Тогда, 23 марта 1890 года все императорское семейство во главе с Александром III пожаловало в училище на итоговый спектакль.

Из всех выпускниц царь выделил Кшесинскую, блиставшую на сцене в «выразительном танце, исполненном лукавого кокетства».

Когда Кшесинскую представили государю, он протянул ей руку, произнеся судьбоносные для нее слова:

Будьте украшением и славою нашего балета.

После приема воспитанники училища и царская семья перешли в столовую. Александр III пригласил Кшесинскую сесть подле себя, а рядом с ней будто нарочно усадил своего сына Николая. Именно этот вечер стал поворотным в жизни обоих.


Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника, - писала позже в своих дневниках Матильда. - Как сейчас, вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Когда я прощалась с Наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече: в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения, хоть мы и не отдавали себе в этом отчета.

По воспоминаниям самой Кшесинской, пылкие встречи любовников начались только два года спустя, в 1892 году.

Свое отношение к балерине сам Николай описывал достаточно просто:

Малютка Кшесинская положительно меня занимает…

Однако недолгому счастью влюбленных вскоре приходит конец: в 1894 году состоялась помолвка Николая II с немецкой принцессой Алисой Гессенской. Будущий последний император России обрывает роман с блистательной Кшесинской и погружается в семейную жизнь и государственные дела.

Убитая горем разлуки Матильда, впрочем, вскоре находит утешение в объятиях другого члена царской фамилии - Великого князя Сергея Михайловича, а позднее выходит замуж за Великого князя Андрея Владимировича. От него же рожает своего единственного ребенка – сына Владимира.

В ночь на 17 июля 1918 года Николая и всю его семью расстреляют в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге . После кровавой расправы в живых не осталось ни одного наследника последнего российского императора.

Во всяком случае, так гласит официальная версия.

Последняя дочка Николая II

Почти сразу после трагических событий лета 1918 года в разных уголках мира, как грибы после дождя, стали появляться «спасшиеся от расстрела» лже-дети Николая и Александры. Всего история знала 28 лже-Ольг, 33 лже-Татьян, 53 лже-Марий , 34 лже-Анастасий и 81 лже-Алексея. Кроме них, добиться признания и «вернуть свои права» пытались и никогда не существовавшие, якобы тайные дочери императорской четы.

Однако позднее среди историков робко зазвучали предположения о том, что у последнего императора и впрямь могли остаться наследники. Но не от его благоверной, а совсем от другой женщины. Поскольку царь не отличался разгульным характером и любвеобильностью, единственной «подозреваемой» стала Матильда Кшесинская. Любители докопаться до истины решили, что «последней дочкой императора» могла стать Целина Кшесинская, которую до сих пор считают племянницей прославленной балерины. Долгие годы этой версии не было ни единого подтверждения, пока…

… Накануне Нового года в Нижний Новгород прибыл потомок заслуженной артистки Его Величества Императорских театров Константин Севенард. По всем документам он правнук Иосифа Кшесинского – брата Матильды Феликсовны. Считается, что именно у Иосифа Кшесинского в 1911 году родилась дочь Целина. Девушка вышла замуж за Константина Севенарда и родила ему троих детей: Лидию, Юрия и Федора. Никто из них не сомневался в своем происхождении. Лишь в конце 80-х один из внуков Целины – Константин Севенард по воле судьбы приоткрыл завесу семейных тайн и легенд Матильды Кшесинской.


Как считают потомки Кшесинской, на этом фото Матильда пытается скрыть округлившийся животик.Фото:

И вот сейчас, в Нижнем Новгороде, в семейном фотоархиве потомков балерины, Константин Севенард обнаружил несколько крайне важных снимков. Именно они, по мнению Севенарда, и способны перевернуть сложившиеся представления о царской семье. Константин Юрьевич встретился с «Комсомолкой» и показал исторические снимки.

Эта фотография сделана в 1911 году. Как видите, на ней Матильда Феликсовна далеко не в балетной форме, - Константин Севенард указывает на заметно округлившийся животик балерины. - А вот, к примеру, другой снимок, сделанный позже в том же году. Здесь мы видим уже постройневшую Матильду. Смотрите, она стоит рядом с коляской и с нежностью смотрит на маленькую спящую Целину. Мы считаем, что эти снимки полностью доказывают тот факт, что Матильда Феликсовна летом 1911 родила дочь. Но от кого?


По уверениям потомков Кшесинской, этот снимок полностью доказывает, что летом 1911 года Кшесинская родила дочь.Фото: Из личного архива героя публикации

Горячая осень 1910-го

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно перенестись почти на 30 лет назад, в перестроечный Ленинград , где в 1987 году в бывшем особняке Матильды Кшесинской проводился генеральный ремонт.

Тогда строители нашли дневники Матильды Феликсовны, которые раньше не были известны публике, - начинает свой рассказ Константин Севенард. – Сам я эти дневники не видел, но люди, которым удалось их прочитать, рассказали мне то, что принципиально меняет взгляд на историю нашего государства.

Вы знаете, на протяжении своей карьеры в царской России прима-балерина Мариинского театра Матильда не однажды обращалась за помощью в разрешении театральных интриг к своему бывшему возлюбленному – Николаю II. Переписка между ними окончательно не прекращалась никогда. Николай вместе со своей супругой Александрой Федоровной (такое имя получила принцесса Алиса при принятии православия) даже посещал спектакли, в которых танцевала Кшесинская. Это все известные факты. Но мы никогда не догадывались, что Николай и Матильда после 1894 года встречались лично. А это было, причем, как минимум, дважды.

В первый раз Матильда Феликсовна и Николай встретились в октябре 1910 года. Причем, на встрече настоял сам император. Обстановка в России уже была крайне напряженная, а его положение становилось все более шатким. Более того, Николай II был человеком, который верил в мистические предсказания. По одному из таких предсказаний ему и всей его семье была предначертана мученическая смерть. Безусловно, император, как государственный деятель уже тогда задумывался о будущем своем и своей страны. После долгих раздумий он пришел к решению оставить после себя еще одного наследника, но вне царской семьи.


По мнению потомков Кшесинской, Целина - дочка Матильды и Николая II.Фото: Из личного архива героя публикации

Естественно, единственной женщиной, кроме императрицы Александры Федоровны, от которой царь хотел бы иметь наследника, была горячо любимая им Матильда. Октябрьская встреча закончилась их близостью. И, - о счастье!- Матильда Феликсовна забеременела. В июле 1911 года Матильда родила девочку. Но оставлять малышку у себя было непозволительно – пошли бы пересуды. И она отдала кроху на попечение своего брата Иосифа и его супруги.

Тайный брак в Царском Селе

Через 6 лет ситуация в стране достигла точки кипения. Неудачи в Первой мировой войне и, как следствие, недовольство жителей страны лично императором привело к массовым выступлениям петроградских рабочих и солдат петроградского гарнизона в феврале 1917 года. Февральская революция привела к свержению монархии. 2 марта Николай II отрекся от престола. Теперь уже бывшего императора Временное правительство арестовало в Царском Селе, где он вместе со всей семьей пробыл в заключении до августа того же года.

В апреле 1917 года Матильда добилась того, чтобы ее пустили к императорской семье в Царское Село якобы передать им подарки к Светлой Пасхе, - голос Константина Севенарда становится тверже. – Удалось ей это только благодаря тому, что князь Львов (председатель Временного правительства – прим. Авт.) был горячим поклонником балета и Матильды Феликсовны в частности. В тот день в царскосельской церкви был расторгнут брак Николая и Александры Федоровны. Почти сразу же в той же церкви Николая обвенчали с Кшесинской.

Опять же, в этой ситуации Николай руководствовался, прежде всего, государственными интересами. Весной 1917 года у императорской семьи все еще оставался шанс бежать за границу. Но для этого Николаю нужно было гарантировать, что после него не останется наследников, способных претендовать на престол. Развенчавшись с Алисой, он тем самым лишил их общих детей права престолонаследия.

А брак с Кшесинской был заключен для того, чтобы сделать наследницей ее и их общую дочь Целину (о которой Временное правительство не знало).

5 тысяч тонн золота Царской короны

- Существуют какие-либо документальные доказательства того, что вы сейчас рассказали? Я имею в виду, кроме неопубликованных дневников Матильды Феликсовны.

Конечно! – с уверенной улыбкой отвечает Константин Юрьевич. – Я лично видел оригиналы всех этих документов. И еще пару очень важных бумаг.

Дело было так. В 1989 году я вместе с однокурсниками отправился в Польшу на экскурсию в Гданьск .

После нее я решил доехать до Варшавы , посетить семейный склеп Красинских (по семейному преданию род Кшесинских ведет начало от польских графов Красинских – прим. авт.), - с блеском в глазах продолжает Константин Севенард. – На кладбище я быстро нашел склеп: у нас дома были его фотографии. Я зашел внутрь. В холодном помещении присел на массивную мраморную скамейку. Вдруг я понял, что плита сверху скамейки плохо закреплена. По наитию я приподнял эту плиту и увидел, что скамейка внутри полая. Сразу мелькнула мысль о том, что это хитроумный тайник. Я залез внутрь и нащупал несколько бумажек. Аккуратно, почти не дыша, достал их и ахнул. Прямо сверху лежал Указ Николая II, заверенный его личной подписью.

- Что это был за указ?

О престолонаследии. В нем Николай признавался, что никакого отречения не было. Кроме того, в нем он завещает наследование престола и имущества Светлейшей княгине Романовской-Красинской (этот титул принадлежал Кшесинской – прим. авт.) и ее прямым наследникам по мужской и женской линии.

Под указом лежал церковный документ о заключении союза между Николаем и Матильдой, датированный апрелем 1917 года. Под ним – признание дочери Целины.

Но на этом сюрпризы для меня не закончились. В самом низу лежали два сертификата Национального резервного банка Соединенных Штатов Америки на вклад 5 тысяч тонн золота под 6%.

- Что конкретно было сказано в этих сертификатах?

Они были составлены на двух языках: русском и английском. Один сертификат был на вклад 3200 тонн золота, другой на 1800 тонн. В сертификате было прописано, что это личный вклад Николая (не государственный!) сроком на 110 лет. После этого распоряжаться золотом могут только прямые потомки Николая. Сделан вклад был в 1913 году. Получается, в 2023 году заканчивается невозвратный период.

Также в сертификатах было прописано, что наследники Николая могут в любой момент снимать проценты в виде любой техники и вооружения, производимого в США . Кроме того, в документах были строго оговорены условия, при которых банк должен немедленно вернуть вклад с огромными процентами.

- Например?

Например, если США не вступит в войну с Японией , если Япония нападет на Россию.

- Вы забрали эти документы?

Забрать их из склепа я не мог: во-первых, потому что из-за времени и неправильных условий хранения многие бумаги буквально рассыпались при малейшем движении. Во-вторых, это доставило бы мне немало неприятностей. Фотоаппарата у меня, чтобы сделать хотя бы снимки, тоже не было.

По возвращении из Польши в Ленинград, я позвонил в Ленинградское управление КГБ и сообщил о находке. Также я попросил их снять копии с документов и отдать их мне, но эту просьбу мою так и не исполнили.

Вести из эмиграции

- Неужели ни разу за долгие годы Кшесинская не попыталась рассказать своим наследникам всю правду об их происхождении?

Матильда Феликсовна несколько раз пыталась связаться со своими потомками, но письма, приходящие от нее, сразу рвали. Видите ли, наши родители думали, что связь с такой персоной, как Кшесинская, наделает им кучу неприятностей. Но Матильда была настойчивой: в 1961 году, когда ей было уже 90 лет, она приплыла на пароходе в Одессу , чтобы лично увидеться с внуками. Но, представьте себе, в порту ей даже не позволили спуститься с парохода!

Но Кшесинская не сдалась: она решила оставить для потомков конверт с письмом и копиями всех документов. Его мне передали в том же 1989 году.

- Поразительное совпадение!

В то время я очень много разъезжал в составе разных студенческих делегаций. Почти сразу после поездки в Польшу мы отправились в Антверпен . В качестве переводчика нас там сопровождала баронесса Анна де Кастерле. Однажды мы с ней разговорились, и баронесса рассказала, что в юности посещала балетные классы Матильды Кшесинской в Париже . Когда Анна узнала, что я потомок Матильды Феликсовны, она убедила меня отправиться в Париж. Мол, там меня ждут важные новости.

Собрав денег, я поехал в Париж. Там, накануне отъезда я увиделся с князем Мещерским в его роскошном поместье на юго-западе столицы.

Князь передал мне конверт с письмом от Матильды и копиями всех тех документов, которые я уже, по воле судьбы, видел в Варшаве.

К сожалению, в начале 1990 года мою квартиру в Ленинграде ограбили. Из ценного не пропало практически ничего, кроме того самого конверта со всеми бумагами…

Генетическая экспертиза

- И что вы намерены делать сейчас? Насколько я понимаю, вы убеждены в том, что вы прямой наследник последнего российского императора. Но ведь это достаточно просто проверить.

Конечно, именно поэтому мой отец, Юрий Константинович Севенард – родной сын Целины Кшесинской – в ноябре сдал образец ДНК в Институт общей генетики им. Вавилова . Генетики сравнят его с образцом ДНК Николая II. И тогда, надеюсь, все встанет на свои места.

История, рассказанная правнуком Матильды Кшесинской, больше похожа на блестящий сценарий для очередного голливудского байопика. Здесь есть все: трагическая личность Николая II, тайный и такой запретный брак с блестящей балериной, незаконнорожденная наследница короны, тысячи тонн золота, вывезенного из страны, целый детектив с поиском секретных документов, спрятанные дневники, склепы и ограбления. Пожалуй, этого бы с лихвой хватило даже не на один фильм. И даже неважно, что в истории есть целый ряд нестыковок. Вот, например, почти невероятно представить, что документы практически мировой важности, были спрятаны в расхлябанную скамейку, где их легко мог найти случайный прохожий. Или вот еще: кажущиеся просто нереальными суммы, которые Николай якобы вывез из страны прямо накануне разрушительной Первой мировой. Почему в то самое время, когда Россия в буквальном смысле голодала, он спокойно хранил 5 тысяч тонн золота в США? К слову, весь золотой запас страны к началу войны составлял 1311 тонн золота и Российская империя по этому показателю занимала первое место в мире!

Как бы то ни было, время и генетическая экспертиза (если она состоится) все расставят на свои места. Но кто знает, быть может совсем скоро Россия все же услышит о потомках последнего царя Николая II и славы русского балета Матильды Кшесинской.

КОМПЕТЕНТНО

Федор Дроздов, кандидат исторических наук:

То, что у Николая были отношения с Матильдой Кшесинской – это факт. Но говорить об их связи после женитьбы Николая на Александре Федоровне сложно: даже если они и виделись, все это делалось максимально секретно.

Но, извините, я никогда не поверю в то, что Николай в Царском Селе завещал престол своей незаконнорожденной дочери, происхождение которой еще надо будет доказывать. Тем более что в Российской империи приоритетное право престолонаследия всегда было по мужской линии. Напомню также, что Николай отрекся от престола и за себя, и за своего сына Алексея.

Теперь что касается личного вклада Николая II в Национальный резервный банк США. Бесспорно, какие-то капиталы царской семьи за рубежом существуют. На них, кстати, и раньше претендовали лже-дети императора. Но невозможно представить себе такой колоссальный частный вклад. Пять тысяч тонн золота – это уже не частные, а государственные объемы!

Нереальности всей истории придает то, что важнейшие исторические документы были найдены на кладбище. Подобное может произойти разве что в каком-нибудь захватывающем фильме.

Тем не менее, потомки Кшесинской вполне могут проверить свое родство с Николаем II. Но я думаю, скорее всего, «наследники последнего императора» окажутся обычными мошенниками, которые просто захотели получить пиар.

x HTML-код

Потомки Матильды Кшесинской раскрыли "Комсомолке" тайны их семьи. Роман ИГНАТЬЕВ

В Касимове обнаружили горячего свидетеля романа императора и балерины Матильды Кшесинской.

К 100-летию отречения от престола императора НИКОЛАЯ II либеральной интеллигенции приготовили подарок. Все-таки это их праздник. Официально сообщили, что премьера скандального фильма Алексея УЧИТЕЛЯ «Матильда» о запретной любви наследника престола и балерины КШЕСИНСКОЙ пройдет в Мариинском театре.

Действительно, глупо было утверждать, что между ними ничего не было. Но пока шли разговоры о половой невинности царя-батюшки, на свет божий вытащили еще одну его возможную пассию.

Считается, что жизнерадостную польку Матильду Кшесинскую своему флегматичному сынку Ники подарил папа. 23 марта 1890 года после выпускного спектакля Императорского театрального училища, на котором присутствовал сам Александр III с наследником престола, был дан торжественный обед. Государь распорядился, чтобы рядом с будущим императором Николаем II посадили именно Кшесинскую. Семья решила, что Ники пора стать настоящим мужчиной, а балет являлся чем-то вроде официального гарема, и связь с балеринами не считалась в кругу аристократии зазорной.

На жаргоне, принятом в русской гвардии, поездки к танцовщицам ради сексуального удовлетворения своих буйных страстей называли «поход за картофелем». Наследник не стал исключением и под именем гусара Волкова несколько лет «ходил за картошкой» к Матильде. До тех пор пока в ноябре 1894 года не женился на Алисе Гессенской

Об особом внимании наследника российского престола к балерине Мариинского театра писали петербургские газеты, но сплетни жестко купировались цензурой и до провинции не доходили. Однажды это привело к забавному казусу.

В касимовском музее «Русский самовар» нашелся «живой» свидетель тех событий. Это тульский самовар, выпущенный Первой паровой самоварной фабрикой Василия Баташова в 1898 году к 30-летию императора. Фабрика Баташова поставляла самовары во все великокняжеские дворцы. Штучный самовар считался тогда очень крутым подарком и стоил больших денег. Юбилейный экземпляр, который должен был стоять на царском столе перед Николаем Александровичем, естественно, тоже заказали Баташову.

Тульские мастера долго думали над сюжетом и решили отобразить в своем произведении роль императора как покровителя искусства. Украсили «пузатого» греческим орнаментом и посвятили его музе танца Терпсихоре. Особое внимание уделили ручкам самовара, которые представляли собой изящные изогнутые балетные ножки.

В службе протокола дворца разве что только не приказали арестовать Баташова, прибывшего в Петербург со своим подарком. Фабриканта обвинили в желании оскорбить императрицу грязными намеками. Простили, лишь осознав, что тот не понимает ни слова из сыплющихся на него обвинений и что в его карете лежит еще три других самовара, на выбор. Не прошедший цензуру бытовой прибор вернули обратно с приказом переплавить. Но кто же будет выполнять такие приказы?

Сероглазый король

На волне споров о личной жизни последнего императора всплыла давно забытая история о его связи с поэтессой Анной Ахматовой .

Вспомнили книгу «Из записок об Анне Ахматовой» советского литературоведа Эммы Герштейн , где та писала: «Она ненавидела свое стихотворение «Сероглазый король» - потому что ее ребенок был от Короля, а не от мужа». Никаких дальнейших пояснений современница поэтессы не оставила, но такое заявление исключает двоякую трактовку.

Нечто похожее встречается и в мемуарах художника Юрия Анненкова , которые вышли в Париже под названием «Повесть о пустяках». Вспоминая период с 1909 по 1912 год, иммигрант уверял: «Вся литературная публика в то время судачила о романе Николая II и Ахматовой!»

Каким же образом Ахматова могла сойтись с Романовым ? Да без особых проблем. Окна ее дома в Царском селе выходили на императорскую резиденцию и парк, который был открыт для всех желающих. Рассказы о встрече с Николаем II во время прогулок содержатся во множестве обывательских воспоминаний.

Кстати, слухи о романе с императором сама поэтесса никогда не опровергала. К сожалению, подтверждение этой связи находится в основном в ее стихах. Так, в ее первом сборнике «Вечер» часто встречается образ «сероглазого» венценосного любовника, счастье с которым по какой-то роковой причине невозможно. Интересно, что самой запоминающейся чертой внешности Николая II, по воспоминаниям зарубежных дипломатов, были именно «серые лучистые глаза».

Косвенным доказательством связи может служить неоправданно быстрый успех дореволюционных стихов Ахматовой. Даже ее первые, по признанию самой поэтессы, «беспомощные» сборники «Вечер» и «Четки» были встречены подозрительно единодушным одобрением официальных критиков. Выслуживались, расхваливая творчество императорской фаворитки? Показательно и то, что после революции поэтесса надолго утратила благосклонность критиков. Однако Анна Андреевна никогда не падала духом и даже в самые тяжелые времена вела себя с поразительным достоинством. Иногда поэтесса настолько входила в роль царственной особы, что сын Лев умоляюще восклицал: «Мама, не королевствуй!»