Презентация по музыке на тему "сергей васильевич рахманинов. Презентация по музыке на тему "сергей васильевич рахманинов" Композитор рахманинов краткая биография для презентации

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сергей Васильевич Рахманинов 1873-1943 Композитор Пианист Дирижёр

Рахманинов – один из крупнейших музыкантов рубежа 19-20 вв.. Его творчество отличает жизненная правдивость, искренность. Тема Родины, любовь к русской земле, к истории народа, к православной вере - центральное звено в его творчестве. Основные черты музыки – мелодизм и колокольность. Писал в разных жанрах: оперы, симфонии, концерты для фортепиано с оркестром, хоровая, камерная вокальная и инструментальная музыка

Родился в дворянской семье, в имении Онег Новгородской губернии. Род Рахманинова уходит к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию. С 4 лет играл на фортепиано. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки.

Несколько лет Рахманинов провёл в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанниками которого были и другие выдающиеся русские музыканты. Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен П.И.Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.

Рахманинов был замкнутым, сдержанным в общении, очень тяжело сходился с людьми. Чувство одиночества постоянно его сопровождало, и единственной отрадой в жизни была музыка. В 19 лет блестяще окончил Московскую консерваторию с золотой медалью как пианист, а через год как композитор.

Музей-усадьба Рахманинова

Рахманинов - пианист Рахманинов был гениальным пианистом. Его мастерство оказывало почти магическое действие на слушателей. Обладал феноменальной техникой.

Революция 1917г. Революционный переворот Рахманинов воспринял как катастрофу. «Россия шагнула в пустоту», «лица людей превращаются в зверские дикие рыла». Спустя месяц после прихода к власти Большевиков Рахманинов навсегда покидает Россию. Он стал изгнанником родины, скитальцем, утерявшем самые дорогие стимулы к творчеству. «Лишившись родины, я потерял самого себя».

Эмиграция В годы эмиграции Рахманинов много гастролировал, выступал на лучших сценах мира. Слава выдающегося исполнителя виртуоза возрастала. Ему рукоплескали в Европе и Америке. Но писать музыку в течение первых 10 лет эмиграции не мог. Боль утраты родины не покинула его до конца дней.

Война 1941-1945гг.. Нападение фашистов на СССР Рахманинов воспринял как личную трагедию. Забыв старые обиды на большевиков, он пытался оказать влияние на богатых русских эмигрантов, призывая их материально поддержать свою родину в трудный для неё час. Свои гонорары от концертов он тоже перечислял в фонд обороны страны.

Изменилось отношение советского правительства к Рахманинову. Осенью 1942г. Советская общественность отметила 50-летний юбилей артистической деятельности великого русского музыканта. А в Америке эта дата осталась незамеченной. Умер Рахманинов, не дожив нескольких дней до своего 70-летнего юбилея.

Он остался русским композитором и русским человеком. Его всегда волновала судьба его страны. «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Жизнь и творчество Сергея Есенина"

Данный урок проводится в 11-м классе. Он знакомит учащихся с жизнью и творчеством Сергея Есенина. Урок сопровождается презентацией в Power Point....

" Жизнь и творчество Сергея Ивановича Танеева"

Презентация "Жизнь и творчество Сергея Ивановича Танеева" представляет собой мультимедийное учебное пособие для преподавателей и учащихся по предмету " Музыкальная литература" в ДМШ и ДШИ. В ра...

Творчество
Сергея
Васильевича
Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов  уже столетие звучит это имя в мире музыки.

Сергей
Васильевич
Рахманинов
уже столетие
звучит это имя
в мире музыки.
(1873 – 1943)

Композитор, пианист, дирижер  он был одним из наиболее ярких выразителей духовной сути своего времени. Творческий облик Рахманинова мног

Композитор, пианист,
дирижер он был одним из
наиболее ярких выразителей
духовной сути своего
времени.
Творческий облик

ОГЛАВЛЕНИЕ
Семья
Годы учения в консерватории
Первые творческие успехи
Самостоятельная жизнь
Педагогическая работа
Дирижерская деятельность
Композиторская деятельность
Мировая война (1914 1918)
Революции 1917 года
Эмиграция
Список произведений
Последние годы жизни

Сергей Рахманинов родился в Старорусском уезде Новгородской губернии 20 марта 1873 г. в дворянской семье с давними музыкальными традициями.

Семья
Сергей Рахманинов родился
в Старорусском уезде
Новгородской губернии
20 марта 1873 г. в дворянской
семье с давними
музыкальными традициями.
Его дед Аркадий
Александрович Рахманинов
(1808 1881), был известен
как автор салонных романсов.
Первые уроки музыки
будущий композитор получил
у матери уже в четырехлетнем

В 9 лет мальчика отдали учиться в Петербургскую консерваторию. В 1885 переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории, где занима

Годы учения в консерватории
(1882 – 1892)
В 9 лет мальчика отдали
учиться в Петербургскую
консерваторию.
В 1885 переехал в Москву и стал
студентом Московской
консерватории, где занимался
у педагогов Н.С. Зверева,
А.И. Зилоти (фор-но), А.С. Аренского
(композиция), С.И.Танеева.
Среди произведений, написанных
в годы учебы, Концерт № 1 для
фортепиано с оркестром, романсы,
пьесы
В 1891 Рахманинов окончил
консерваторию с большой золотой
медалью как пианист, а в 1892 как
композитор.
Дипломной работой Рахманинова

Громадные успехи Рахманинова и по классу фортепиано, и по теории с каждым годом все ярче выделяли его среди учеников. Его выступления стан

Первые творческие
успехи
Громадные успехи
Рахманинова и по классу
фортепиано, и по теории с
каждым годом все ярче
выделяли его среди
учеников.
Его выступления
становились событиями в
музыкальной жизни
консерватории и не
оставляли сомнения в его
артистическом будущем.

С 1890-х годов начинается самостоятельная жизнь С.В. Рахманинова. Он зарабатывает себе на жизнь уроками фортепиано и теорией музыки. 30 январ

Самостоятельная жизнь
С 1890-х годов начинается самостоятельная
жизнь С.В. Рахманинова. Он зарабатывает себе на
жизнь уроками фортепиано и теорией музыки.
30 января 1892 года, он дает свой первый
концерт, в котором выступает как пианист и как
автор ряда произведений. Сезон 1982 93 гг. стал
началом артистического пути Рахманинова. Он
выступает в концертах в Москве, Харькове и
других городах.
Смерть П.И. Чайковского 25 октября 1893 года
была большим ударом для Рахманинова. Он пишет
Элегическое трио, посвятив его
памяти
Начало
Третьего концерта
для фортепиано с оркестром
Чайковского.

С весны 1894 года Рахманинов начинает педагогическую работу в Мариинском женском училище и Елизаветинском институте. Крупнейшим созданием

Педагогическая работа
С весны 1894 года Рахманинов
начинает педагогическую работу в
Мариинском женском училище и
Елизаветинском институте.
Крупнейшим созданием
молодого композитора является
Первая симфония, написанная в
1895 97 гг.
Однако необычность симфонии
и ее неудачное исполнение
А.К. Глазуновым привели к провалу,
который тяжело переживался
автором.
Большое значение в это время
имела для композитора моральная
поддержка
и забота близких ему людей.

С 1897 года начинается дирижерская деятельность Рахманинова на посту второго капельмейстера оперного театра С.И. Мамонтова. В мамонтовско

Дирижерская
деятельность
С 1897 года начинается дирижерская деятельность
Рахманинова на посту второго капельмейстера оперного театра
С.И. Мамонтова. В мамонтовском театре произошла встреча
Рахманинова с Ф.И. Шаляпиным, с которым композитор
поддерживал дружеские отношения всю жизнь. Летом
1898 года Рахманинов с артистами Русской частной оперы
приезжает в Крым, где встречается с А.П. Чеховым.
Весной 1899 года состоялась первая концертная поездка
С.В. Рахманинова за границу в Англию. На первые годы нового
столетия приходится начало новой главы в летописи жизни и
творчества Рахманинова. Великий музыкант испытывает
мощный прилив творческих сил, наступает расцвет его
гениального таланта композитора, пианиста, дирижера.
Рахманинов создает новые произведения, выступает в
концертах в Вене, Москве, Петербурге и провинции, с 1904 года
занимает пост капельмейстера Большого театра.

В связи с частыми концертными выступлениями и дирижерской деятельностью творческая деятельность Рахманинова сокращается. Борьба между т

В связи с частыми концертными выступлениями и
дирижерской деятельностью творческая деятельность
Рахманинова сокращается. Борьба между тремя
специальностями красной нитью проходит через всю его
музыкальную жизнь.
В 1902 году Рахманинов женится на своей двоюродной
сестре Н.А. Сатиной и отправляется в свадебную поездку в
Италию, Швейцарию, Германию. По возвращению он
на несколько месяцев останавливается в Ивановке.
14 марта 1903 года в семье Рахманиновых родилась дочь
Ирина, а 21 июня 1907 года Татьяна.
События 1905 года заставляют Рахманинова несколько
раз выступать в печати в поддержку демократических
реформ.
Тема первой части второго концерта

Начиная с 1906 года, Рахманинов, порвав с театром, проводит три зимы в Дрездене. Посвятив большую часть времени композиторской деятельности,

Композиторская деятельность
Начиная с 1906 года, Рахманинов, порвав с театром,
проводит три зимы в Дрездене. Посвятив большую часть
времени композиторской деятельности, он все же дает
концерты и в Европе, и в России как дирижер и как пианист.
Осенью 1909 года Рахманинов впервые посещает Америку,
где выступает в сольных и симфонических концертах. На пороге
1910-х годов в творчестве С.В. Рахманинова находят отражение
ощущения назревавших внутренних сдвигов в русской жизни.
В произведениях этих лет усложняется, становится более
напряженным их эмоционально-образный строй, усиливается
интеллектуальное начало.
Кроме плодотворной композиторской деятельности и частых
выступлений в концертах, Рахманинов принимает деятельное
участие в Российском музыкальном издательстве.

Разразившуюся мировую войну 1914  1918 гг. Рахманинов воспринимает как тяжелейшее испытание для России. С первого же "военного сезона" Серг

Мировая война (1914
1918)
Разразившуюся мировую
войну 1914 1918 гг.
Рахманинов воспринимает
как тяжелейшее испытание
для России.
С первого же "военного
сезона" Сергей Васильевич
стал постоянно участвовать
в благотворительных
концертах.
В то же время он проводит
серию концертов в память
А.Н. Скрябина.

Февральская революция 1917 года была радостным событием для Рахманинова. Вскоре, однако, чувство радости сменилось тревогой, которая все на

Революции 1917 года
Февральская революция 1917 года была радостным
событием для Рахманинова. Вскоре, однако, чувство радости
сменилось тревогой, которая все нарастала в связи
с развертывающимися событиями.
Октябрьская революция была встречена композитором
с тревогой. По его мнению, в связи с ломкой всего строя,
артистическая деятельность в России могла прекратить свое
существование на многие годы. Поэтому, в декабре 1917 года,
выехав на гастроли в Швецию, вместе с семьей, С.В. Рахманинов
уже больше не возвращался в Россию.
В течение нескольких месяцев Рахманинов концертировал в
Скандинавии, обосновавшись с семьей в Дании. В
ноябре 1918 года Рахманиновы переехали в Америку
и поселились в Нью-Йорке.

Расставание с Родиной стало трагическим фактом биографии Рахманинова и на 8 лет прервало его композиторскую деятельность. Давая концерты

Эмиграция
Расставание с Родиной стало трагическим фактом биографии
Рахманинова и на 8 лет прервало его композиторскую деятельность.
Давая концерты в Америке и в Европе, Рахманинов достиг прочного
артистического и материального благополучия, но не обрел
утраченного при отъезде из России душевного покоя.
В течение многих лет он оказывал помощь сотоварищам по
профессии, проводил благотворительные концерты.
В 1926 году С.В. Рахманинов вернулся к композиторской
деятельности. Усиленная, непрекращающаяся работа Сергея
Васильевича начинала отражаться на его здоровье, но несмотря на
это он не прекращал своей концертной деятельности.
В 1930 году С.В. Рахманинов приобретает участок земли в
Швейцарии. С весны 1934 года Рахманиновы прочно обосновываются в
этом имении, которое было названо "Сенар" и напоминало
композитору об Ивановке.
Здесь он прожил творчески плодотворную пору своей зарубежной
жизни.

В 1941 году, переживая за судьбу своей Родины, С.В. Рахманинов проводит концерт, весь сбор которого передает русскому генеральному консулу. П

В 1941 году, переживая за судьбу своей Родины, С.В. Рахманинов
проводит концерт, весь сбор которого передает русскому
генеральному консулу.
Последний концертный сезон, несмотря на плохое самочувствие,
Рахманинов начинает 12 октября 1942 года.
17 февраля 1943 года состоялся
его последний концерт,
после которого, из-за болезни, Рахманинов
вынужден был
прервать турне. Рахманинов один из крупнейших
музыкантов рубежа XIX XX вв. Его искусство отличает жизненная
правдивость, демократическая направленность, искренность
и эмоциональная полнота художественного высказывания. Он
следовал
лучшим традициям музыкальной классики, прежде
всего русской.
Обострённое лирическое ощущение эпохи грандиозных социальных
потрясений связано у Рахманинова с воплощением образов
родины. Он
был проникновенным певцом русской
природы. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы
непримиримого протеста и тихо-упоённое созерцание, трепетная
насторожённость и волевая решимость,
мрачный
трагизм и восторженная гимничность.

Музыка Рахманинова, обладающая неистощимым мелодическим богатством, впитала русские народно-песенные истоки и некоторые особенности зна

Музыка Рахманинова,
обладающая неистощимым
мелодическим богатством,
впитала русские народнопесенные истоки и некоторые
особенности знаменного распева.
Тема родины, центральная
в зрелом творчестве
Рахманинова,
с наибольшей полнотой
воплотилась
в его крупных инструментальных
произведениях, особенно во 2-м и
3-м фортепьянных концертах.
Имя Рахманинова как
пианиста стоит в одном ряду с
именами
Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна.
Рахманинов был также одним
из крупнейших оперных и
симфонических дирижёров своего
времени.

Список произведений

Оперы – Алеко (1893, Москва)
Скупой рыцарь
Франческа да Римини (обе – 1904, постановка 1906, Москва) для
солистов, хора и оркестра – кантата Весна (1902),
поэма Колокола (1913)
для оркестра – 3 симфонии (1895, 1907, 1936), фантазия Утёс
(1893), Остров мёртвых (1909), Симфонические танцы (1940) и
др.
для фортепиано с оркестром – 4 концерта (1891, 2-я редакция
1917; 1901; 1909; 1926, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему
Паганини (1934); камерно-инструментальные ансамбли, в т. ч.
Элегическое трио (Памяти великого художника, 1893)
для фортепиано – сонаты, музыкальные моменты, этюдыкартины, прелюдии и др.
2 сюиты для 2 фортепиано
хоры (с оркестром, с фортепиано)
хоры a cappella – Литургия Иоанна Златоуста
Всенощное бдение
романсы
транскрипции и переложения.

Сергей Васильевич умер 28 марта 1943 г. в час ночи, не дожив
нескольких дней до своего семидесятилетия. Последние переживания
композитора были связаны с известиями о ходе боев советской армии с
войсками фашистской Германии. Утраченная родина жила в его сердце
как самая большая, дающая творческие силы любовь.

Памятник С.В. Рахманинову в Москве

«Чувствую себя призраком,
который одиноко бродит в чужом
ему мире...»
С.В.Рахманинов

Творчество Сергея Васильевича Рахманинова Сергей Васильевич Рахманинов  уже столетие звучит это имя в мире музыки.

  • (1873 – 1943)
Композитор, пианист, дирижер  он был одним из наиболее ярких выразителей духовной сути своего времени. Творческий облик Рахманинова многогранен.
  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • Семья
  • Годы учения в консерватории
  • Первые творческие успехи
  • Самостоятельная жизнь
  • Педагогическая работа
  • Дирижерская деятельность
  • Композиторская деятельность
  • Мировая война (1914  1918)
  • Революции 1917 года
  • Эмиграция
  • Список произведений
  • Последние годы жизни
Сергей Рахманинов родился в Старорусском уезде Новгородской губернии 20 марта 1873 г. в дворянской семье с давними музыкальными традициями. Его дед Аркадий Александрович Рахманинов (1808  1881), был известен как автор салонных романсов. Первые уроки музыки будущий композитор получил у матери уже в четырехлетнем возрасте.
  • Семья
В 9 лет мальчика отдали учиться в Петербургскую консерваторию. В 1885 переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории, где занимался у педагогов Н.С. Зверева, А.И. Зилоти (фор-но), А.С. Аренского (композиция), С.И.Танеева. Среди произведений, написанных в годы учебы,  Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, романсы, пьесы В 1891 Рахманинов окончил консерваторию с большой золотой медалью как пианист, а в 1892  как композитор. Дипломной работой Рахманинова стала одноактная опера «Алеко» по поэме А.С. Пушкина «Цыганы».
  • Годы учения в консерватории
  • (1882 – 1892)
Громадные успехи Рахманинова и по классу фортепиано, и по теории с каждым годом все ярче выделяли его среди учеников. Его выступления становились событиями в музыкальной жизни консерватории и не оставляли сомнения в его артистическом будущем.
  • Первые творческие успехи
С 1890-х годов начинается самостоятельная жизнь С.В. Рахманинова. Он зарабатывает себе на жизнь уроками фортепиано и теорией музыки. 30 января 1892 года, он дает свой первый концерт, в котором выступает как пианист и как автор ряда произведений. Сезон 1982  93 гг. стал началом артистического пути Рахманинова. Он выступает в концертах в Москве, Харькове и других городах. Смерть П.И. Чайковского 25 октября 1893 года была большим ударом для Рахманинова. Он пишет Элегическое трио, посвятив его памяти Чайковского.
  • Самостоятельная жизнь
  • Начало Третьего концерта
  • для фортепиано с оркестром
С весны 1894 года Рахманинов начинает педагогическую работу в Мариинском женском училище и Елизаветинском институте. Крупнейшим созданием молодого композитора является Первая симфония, написанная в 1895  97 гг. Однако необычность симфонии и ее неудачное исполнение А.К. Глазуновым привели к провалу, который тяжело переживался автором. Большое значение в это время имела для композитора моральная поддержка и забота близких ему людей.
  • Педагогическая работа
С 1897 года начинается дирижерская деятельность Рахманинова на посту второго капельмейстера оперного театра С.И. Мамонтова. В мамонтовском театре произошла встреча Рахманинова с Ф.И. Шаляпиным, с которым композитор поддерживал дружеские отношения всю жизнь. Летом 1898 года Рахманинов с артистами Русской частной оперы приезжает в Крым, где встречается с А.П. Чеховым. Весной 1899 года состоялась первая концертная поездка С.В. Рахманинова за границу в Англию. На первые годы нового столетия приходится начало новой главы в летописи жизни и творчества Рахманинова. Великий музыкант испытывает мощный прилив творческих сил, наступает расцвет его гениального таланта композитора, пианиста, дирижера. Рахманинов создает новые произведения, выступает в концертах в Вене, Москве, Петербурге и провинции, с 1904 года занимает пост капельмейстера Большого театра.
  • Дирижерская деятельность
В связи с частыми концертными выступлениями и дирижерской деятельностью творческая деятельность Рахманинова сокращается. Борьба между тремя специальностями красной нитью проходит через всю его музыкальную жизнь. В 1902 году Рахманинов женится на своей двоюродной сестре Н.А. Сатиной и отправляется в свадебную поездку в Италию, Швейцарию, Германию. По возвращению он на несколько месяцев останавливается в Ивановке. 14 марта 1903 года в семье Рахманиновых родилась дочь Ирина, а 21 июня 1907 года Татьяна. События 1905 года заставляют Рахманинова несколько раз выступать в печати в поддержку демократических реформ.
  • Тема первой части второго концерта
Начиная с 1906 года, Рахманинов, порвав с театром, проводит три зимы в Дрездене. Посвятив большую часть времени композиторской деятельности, он все же дает концерты и в Европе, и в России как дирижер и как пианист. Осенью 1909 года Рахманинов впервые посещает Америку, где выступает в сольных и симфонических концертах. На пороге 1910-х годов в творчестве С.В. Рахманинова находят отражение ощущения назревавших внутренних сдвигов в русской жизни. В произведениях этих лет усложняется, становится более напряженным их эмоционально-образный строй, усиливается интеллектуальное начало. Кроме плодотворной композиторской деятельности и частых выступлений в концертах, Рахманинов принимает деятельное участие в Российском музыкальном издательстве.
  • Композиторская деятельность
Разразившуюся мировую войну 1914  1918 гг. Рахманинов воспринимает как тяжелейшее испытание для России. С первого же "военного сезона" Сергей Васильевич стал постоянно участвовать в благотворительных концертах. В то же время он проводит серию концертов в память А.Н. Скрябина.
  • Мировая война (1914  1918)
Февральская революция 1917 года была радостным событием для Рахманинова. Вскоре, однако, чувство радости сменилось тревогой, которая все нарастала в связи с развертывающимися событиями. Октябрьская революция была встречена композитором с тревогой. По его мнению, в связи с ломкой всего строя, артистическая деятельность в России могла прекратить свое существование на многие годы. Поэтому, в декабре 1917 года, выехав на гастроли в Швецию, вместе с семьей, С.В. Рахманинов уже больше не возвращался в Россию. В течение нескольких месяцев Рахманинов концертировал в Скандинавии, обосновавшись с семьей в Дании. В ноябре 1918 года Рахманиновы переехали в Америку и поселились в Нью-Йорке.
  • Революции 1917 года
Расставание с Родиной стало трагическим фактом биографии Рахманинова и на 8 лет прервало его композиторскую деятельность. Давая концерты в Америке и в Европе, Рахманинов достиг прочного артистического и материального благополучия, но не обрел утраченного при отъезде из России душевного покоя. В течение многих лет он оказывал помощь сотоварищам по профессии, проводил благотворительные концерты. В 1926 году С.В. Рахманинов вернулся к композиторской деятельности. Усиленная, непрекращающаяся работа Сергея Васильевича начинала отражаться на его здоровье, но несмотря на это он не прекращал своей концертной деятельности. В 1930 году С.В. Рахманинов приобретает участок земли в Швейцарии. С весны 1934 года Рахманиновы прочно обосновываются в этом имении, которое было названо "Сенар" и напоминало композитору об Ивановке. Здесь он прожил творчески плодотворную пору своей зарубежной жизни.
  • Эмиграция
В 1941 году, переживая за судьбу своей Родины, С.В. Рахманинов проводит концерт, весь сбор которого передает русскому генеральному консулу. Последний концертный сезон, несмотря на плохое самочувствие, Рахманинов начинает 12 октября 1942 года. 17 февраля 1943 года состоялся его последний концерт, после которого, из-за болезни, Рахманинов вынужден был прервать турне. Рахманинов  один из крупнейших музыкантов рубежа XIX  XX вв. Его искусство отличает жизненная правдивость, демократическая направленность, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. Он следовал лучшим традициям музыкальной классики, прежде всего русской. Обострённое лирическое ощущение эпохи грандиозных социальных потрясений связано у Рахманинова с воплощением образов родины. Он был проникновенным певцом русской природы. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и тихо-упоённое созерцание, трепетная насторожённость и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженная гимничность. Музыка Рахманинова, обладающая неистощимым мелодическим богатством, впитала русские народно-песенные истоки и некоторые особенности знаменного распева. Тема родины, центральная в зрелом творчестве Рахманинова, с наибольшей полнотой воплотилась в его крупных инструментальных произведениях, особенно во 2-м и 3-м фортепьянных концертах. Имя Рахманинова как пианиста стоит в одном ряду с именами Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна. Рахманинов был также одним из крупнейших оперных и симфонических дирижёров своего времени. Список произведений
  • Оперы – Алеко (1893, Москва)
  • Скупой рыцарь
  • Франческа да Римини (обе – 1904, постановка 1906, Москва) для солистов, хора и оркестра – кантата Весна (1902),
  • поэма Колокола (1913)
  • для оркестра – 3 симфонии (1895, 1907, 1936), фантазия Утёс (1893), Остров мёртвых (1909), Симфонические танцы (1940) и др.
  • для фортепиано с оркестром – 4 концерта (1891, 2-я редакция 1917; 1901; 1909; 1926, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини (1934); камерно-инструментальные ансамбли, в т. ч. Элегическое трио (Памяти великого художника, 1893)
  • для фортепиано – сонаты, музыкальные моменты, этюды-картины, прелюдии и др.
  • 2 сюиты для 2 фортепиано
  • хоры (с оркестром, с фортепиано)
  • хоры a cappella – Литургия Иоанна Златоуста
  • Всенощное бдение
  • романсы
  • транскрипции и переложения.
Сергей Васильевич умер 28 марта 1943 г. в час ночи, не дожив нескольких дней до своего семидесятилетия. Последние переживания композитора были связаны с известиями о ходе боев советской армии с войсками фашистской Германии. Утраченная родина жила в его сердце как самая большая, дающая творческие силы любовь.
  • Сергей Васильевич умер 28 марта 1943 г. в час ночи, не дожив нескольких дней до своего семидесятилетия. Последние переживания композитора были связаны с известиями о ходе боев советской армии с войсками фашистской Германии. Утраченная родина жила в его сердце как самая большая, дающая творческие силы любовь.
  • Памятник С.В. Рахманинову в Москве
  • «Чувствую себя призраком, который одиноко бродит в чужом ему мире...»
  • С.В.Рахманинов

Описание слайда:

Список сочинений оперы-Алеко (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина "Цыганы", 1892, Большой театр), Скупой рыцарь (на текст Пушкина, ор. 24, 1904; поставлена 1906, Большой театр), Франческа да Римини (либретто М. И. Чайковского по 5-й песне "Ада" из "Божественной комедии" Данте, ор. 25, 1904; поставлена 1906, Большой театр); для солистов, хора и оркестра-кантата Весна (на текст стихотворения Н. А. Некрасова "Зелёный шум", ор. 20, 1902), поэма Колокола (на слова Э. По в переводе К. Д. Бальмонта, ор. 35, 1913); для оркестра-3 симфонии (d-moll, ор. 13, 1895; e-moll, op. 27, 1906-07; a-moll, op. 44, 1935-36), фантазия Утёс (по стихотворению M. Ю. Лермонтова, ор. 7, 1893), Каприччио на цыганские темы, ор. 12 (1894), симфоническая поэма Остров мёртвых (по картине А. Бёклина, ор. 29, 1909), Симфонические танцы, ор. 45 (1940); для фортепиано с оркестром-4 концерта (fis-moll, ор. 1, 1890-91, 2-я редакция 1917; c-moll, op. 18, 1901; d-moll, op. 30, 1909; g-moll, op. 40, 1914-26, 2-я редакция 1929, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини, ор. 43 (1934); камерно-инструментальные ансамбли-Романс и Венгерский танец для скрипки и фортепиано, ор. 6 (№ 1 и 2, 1893), Прелюдия и Восточный танец, ор. 2 (№1 и 2, 1892) и соната g-moll, ор. 19 (1901) для виолончели и фортепиано. Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели (Памяти великого художника, d-moll, ор. 9, 1893); для фортепиано-2 сонаты (d-moll, ор. 28, 1906-07; b-moll, op. 36, 1913, 2-я редакция 1931), Вариации на тему Шопена, ор, 22 (1902), Вариации на тему Корелли, ор. 42 (1931), Пьесы-фантазии (1892), Салонные пьесы (1893-94), 6 музыкальных моментов, ор. 16 (1896), 10 прелюдий, ор. 23 (1902), 13 прелюдий, op. 32 (1910), 6 Этюдов-картин, op. 33 (1911), 9 Этюдов-картин, op. 39 (1916-17), Bocточный эскиз (1917), Осколки (Fragments, 1917); для фортепиано в 4 руки-6 пьес, ор. II (1894); для 2 фортепиано-2 сюиты (1-я- Фантазия, ор. 5, 1892; 2-я op. 17, 1900-01); для хора с оркестром-Три русские песни, ор. 41 (1926); для голоса с фортепиано-6 романсов, ор. 4 (1891-93), 6 романсов на слова А. Н. Плещеева, ор. 8 (1893), 12 романсов, ор. 14 (1896), 12 романсов, op. 21 (1902), 15 романсов, op. 26 (1906), Письмо К. С. Станиславскому от С. Рахманинова (1908), 14 романсов, ор. 34 (1912), Из Евангелия от Иоанна (1915), 5 романсов, ор. 38 (1916); транскрипции и переложения (для фортепиано)-своих романсов Сирень (издано 1941) и Маргаритки (издано 1940), сочинений других авторов-Ж. Бизе. Менуэт из музыки к драме А. Доде "Арлезианка" (1903), M. П. Мусоргский. Гопак из оперы "Сорочинская ярмарка" (издано 1921), Ф. Крейслер. Вальс "Муки любви" (издано 1926) и вальс "Радость любви" (издано 1943), Н. А. Римский-Корсаков, "Полёт шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане" (издано 1931), И. С. Бах. Прелюдия, гавот и жига из сюиты E-dur для скрипки соло (издано 1933 и 1941), Ф, Мендельсон. Скерцо из музыки к пьесе У. Шекспира "Сон в летнюю ночь" (издано 1938), П. И. Чайковский. "Колыбельная" на слова А. Н. Майкова (изд. 1941), балет "Спящая красавица" (для фортепиано в 4 руки); юношеские сочинения (не изданные автором)-1-я часть симфонии (1891), симфоническая поэма Князь Ростислав (по стихотворению А. К. Толстого, 1891), Andante и скерцо для струнного квартета (1889), Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели g-moll, 1-я часть (1892), 3 ноктюрна для фортепиано (1887-88), 4 пьесы для фортепиано (1889), 2 пьесы для фортепиано в 6 рук (1890-91), Русская рапсодия для 2 фортепиано (1891), 5 романсов (1890-91), Бурлацкая песня для голоса с фортепиано (1891), Deus meus для хора a cappella (1890-91). для хора с фортепиано-Шесть хоров для женских или детских голосов, ор. 15 (Славься, слова Н. А. Некрасова; Ночка, слова В. Н. Лодыженского; Сосна, слова Лермонтова; Задремали волны, слова К. P.; Неволя, слова Н.Г.Цыганкова; Ангел, слова Лермонтова; 1894-96); для хора а сappellа-Литургия Иоанна Златоуста, ор. 31 (1910), Всенощное бдение, ор. 37(1915).