Презентация мир школьных прозвищ. Исследовательская работа по русскому языку «История появления школьных прозвищ. Классификация школьных прозвищ учащихся

МИР ШКОЛЬНЫХ ПРОЗВИЩ

Выполнила:
Курепина Дарья,
ученица 9«А» класса
МОУ СОШ №42
Руководитель: Васильева А.К, учитель русского языка
МОУ СОШ №42

Меня зовут Алиса, и я…
- Довольно дурацкое имя!- нетерпеливо перебил её Шалтай. - Что оно означает?
- Разве имя должно что-нибудь означать? - спросила озадаченная Алиса.
- Вне всякого сомнения,- фыркнул Шалтай- Болтай. - Лично моё имя указывает на ту форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже самой уродливой.
Л.Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»

Цель исследования:
Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 6, 7, 9 классов, проанализировать отношение школьников к прозвищам.Гипотеза:
Существует мнение, что прозвище – категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников. Так ли это?

Задачи:
изучить научно-популярную литературу по данной теме;
провести анкетирование с целью изучения особенностей и происхождения прозвищ;
выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища;
составить картотеку школьных прозвищ;
проанализировать отношение школьников к прозвищам;
подобрать психологические рекомендации ребятам, не принимающим свое прозвище.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

CОБСТВЕННОЕ ИМЯсвоеобразный социальный знак
словесный талисман
дается без участия носителя
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОЗВИЩ
Личными именами наших предков до Х века служили различные признаки людей, их действия, а также предметы внешнего мира: Завьял - вялый, Балуш – баловник, Яруха – злой, Батура – упрямец.
После крещения Руси в Х веке среди русских и других восточных славян церковью вводятся личные имена в честь православных святых: Александр, Петр (греч.), Виктор, Марина, Татьяна (лат.); Святослав, Любовь (слав.)
После принятия христианства имена «дохристианские» стали даваться как прозвища за внешний вид, физические недостатки, определенные качества, по месту жительства, из-за суеверий: прозвища поселка Решетиха: Карсаки, Пирожок, Бублик.

ЧТО ТАКОЕ ПРОЗВИЩЕ?Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству.
(Словарь под редакцией С.И.Ожегова)

ЧЕМ ЖЕ ОТЛИЧАЕТСЯ
ПРОЗВИЩЕ ОТ ИМЕНИ?

ГРУППЫ ПРОЗВИЩНЫХ НАИМЕНОВАНИЙ

ШКОЛЬНЫЕ ПРОЗВИЩАПрозвища - чрезвычайно важная часть мира детей. Они изобретаются детьми для детей и существуют во всех школах, во всех классах, городах и селах. Иногда прозвище настолько прочно закрепляется за человеком, что его вообще перестают называть по имени. Есть довольно популярные прозвища – Плакса, Ябеда, Мелкий, Серый.

Слайд №10

УЧАЩИЕСЯ СЧИТАЮТ…

Слайд №11

Слайд №12

КЛАССИФИКАЦИЯ
ШКОЛЬНЫХ ПРОЗВИЩ УЧАЩИХСЯЕсли раньше прозвища давались по имени или профессии предка и передавались по наследству, то теперь большинство прозвищ дается школьникам от их фамилий и имен, например, Кулаша (Сергей Кулагин), Дрон (Александр Дороничев),Хоттабыч (Антон Хабаров), Суслик (Аня Сулейманова), Карась (Михаил Каримов), Симон (Евгений Симонов), Матвей (Сергей Матвеев).
На втором месте находятся прозвища, данные школьникам по их внешнему виду: 220 вольт, Песик, Длинноногая, Пудель.
Следующее место занимают прозвища, данные по поступкам, чертам характера и в зависимости от случая: Пушкобрюк, Гарик, Валя, Get-fan.
Часть ребят выбрала себе прозвища - ники, используемые в интернет – общении: cafe,
Niki, Kenny, dj Mix

Прозвища создаются школьниками очень активно, что объясняется психологическими свойствами детей переходного возраста – стремлением к необычному, новому.

Слайд №13

Слайд №14

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Слайд №15

ПОДВЕДЕМ ИТОГПрозвище человека - нечто большее, чем просто средство общения. Прозвище может возникнуть как в результате долгого наблюдения над человеком, так и мгновенно, по воле случая, когда метко сказанное слово подхватывается остальными.

Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, является не только формой солидарности, но и, например поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления.

Придумывает прозвища некто, кому детским сообществом разрешено присваивать прозвища. Попытки всех остальных оканчиваются неудачей.

Ужирова Виктория

Исследование употребления в школе школьных прозвищ

Скачать:

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

“ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА”

Направление – гуманитарные науки (лингвистика)

Учебно – исследовательский проект

«Мир школьных прозвищ»

Ужирова Виктория Валерьевна

учащаяся 9 класса МОУ СОШ № 1

ЗАТО ОЗЕРНЫЙ Тверской области

Научный руководитель

Гонцова Галина Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

Пос. ЗАТО Озерный 2011-2012 г.

Учебно – исследовательский проект «Мир школьных прозвищ»

Цель:

- Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 6-10

классов, их родителей и учителей

- Проанализировать отношение к прозвищам детей и взрослых.

Задачи

  1. найти литературу по истории возникновения прозвищ;
  2. провести анкетирование взрослых и школьников;
  3. выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют(-ли) прозвища;
  4. установить, каково происхождение
  5. прозвищ, когда они появились;
  6. проанализировать отношение школьников к прозвищам;
  7. узнать мнение психолога о школьных прозвищах;
  8. систематизировать собранный материал.

Гипотеза: существует мнение, что прозвище - категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников.

Так ли это?

Этапы проекта:

I этап ноябрь – изучение научно – популярной литературы, подбор теоретического материала.

II этап декабрь – проведение социального исследования, обработка результатов.

III этап январь – описание результатов проекта.

Пояснительная записка

Историко – лингвистический анализ. Разбором свойств и качеств собственных имен занимается наука об именах – ономастика. Название это происходит от греческого слова onomastike – «искусство давать имена». Если хотят особо подчеркнуть, что имеются в виду только имена людей, применяют такой термин – антропонимия, происходящий от двух греческих слов: antropos – «человек» и onyma – «имя». Прозвищами же занимается – деантропонимия.

Этой наукой интересовались:

  1. Чичагов В.К. Из истории личных имен, отчеств и фамилий.
  2. Угрюмов А.А. Русские имена.
  3. Суперанская А.В. Как вас зовут?
  4. Успенский П.В. Ты и твоё имя.

Мы познакомились с этими исследованиями и предпочтение отдали работам Угрюмова А.А. Русские имена, Суперанской А.В. Как вас зовут?

Все собственные имена произошли от имен нарицательных. Как это произошло? Исследователи говорят, что для этого необходимо заглянуть в глубь веков и проследить историю появления на Руси «простых русских имен».

Все знают о крупном событии конца X века – крещение Руси, имевшем место в годы проявления киевского князя Владимира Святославовича. Принятие Древней Русью христианства в качестве государственной религии, закрепленное браком Владимира с византийской царевной Анной, способствовало упрочению международных связей Руси. Одновременно из Византии были заимствованы и христианские имена, которые стали даваться людям церковью (при крещении). Имена эти назывались настоящими и записаны были в специальных книгах «Святцах». Что же представляли собой византийские имена? Греки византийской эпохи собрали у себя лучшие имена по нарицательному значению. В список вошли древнеримские и древнееврейские имена. Если мы начнем рассматривать христианские (канонические) имена по значению тех слов, от которых они произошли, то сразу же заметим в них свои особенности. Почти все имена древнегреческого происхождения подчеркивают в людях моральные и физические достоинства. Андрей – «мужественный», София – «мудрая». В римских также отмечается в людях хорошее: Виктор – «победитель», Валерий – «здоровый». Древнееврейские обращены к Богу: Михаил –«равный Богу», Илья – «сила Божья».

Итак, старые русские имена возникли на иноземной почве и в X веке были искусственно пересажены в Россию. Они были трудны для произношения. Все имена подвергались изменениям и стали похожи на другие слова русского языка. Дионисий – Денис, Феодор – Федор. Среди имен заимствованных из Византии, были такие, которые в русском языке оказались созвучными с нарицательными именами. Сюда относятся: Мардарий, Карп, Сосий, Усфазан, Урван, Макрина. К таким именам особенно легко придумывать всякого рода дразнилки и прозвища.

После революции, после отделения церкви от государства, начинается имятворчество. Люди стремились отразить революционные события, а также идеологию, настроения и атрибутику революции: Революция, Октябрина, Искар, Баррикада, Электрофикация, Трактор. В 30-е годы приходят имена, связанные с действительностью того времени. Это сложносокращенные имена: Юнарма (юная армия), Изольда (изо льда), Гертруда (герой труда). По названиям химических элементов и сплавов: Радий, Гелий, Сталь. Имена давались в честь героев книг, кинофильмов. Сейчас «основной костяк» - это русские имена. Стали возвращаться Егоры, Павлы, Насти, Дарьи.

А что же было раньше, до принятия христианства? Были же у русских имена? Безусловно, были. И самое интересное, что многие из тех старых до христианских имен, которые сохранились в летописях, в различных грамотах, очень похожи на прозвища, даваемые друг другу ребятишками: Рыжий, Хромой, Долговязый, Заика, Умник, Чудак, Забияка. Теперь нам эти имена кажутся смешными. Основная масса имён давалась по физическим и моральным свойствам людей, по различным обстоятельствам их жизни.

Ожидают в семье ребенка, Ждан, Любим.

По порядку рождения детей: Первуша (первый), Шестак (шестой) Большак (старший сын), меньшак (младший сын).

Чтобы предохранить ребенка от действия злых сил, давали такие имена: Горе, Неудача, Захворай, Навоз, Собачье ухо.

Многие древнерусские имена, каким – нибудь образом отделяли людей, отражая свойства их характера, внешний вид, физические недостатки. По этим признакам давалось наибольшее количество имен и прозвищ. Не стеснялись непристойных прозвищ, не думая об отношении к ним называемого лица: Безнос, Седой, Хрипун, Молчун. Были и такие, которые отражали профессию, социальное положение: Богатой, Рыболов, Скоморох. Имена, указывающие на происхождение человека из определенной местности: Казанец, Мудрей. Были имена и прозвища, отражающие особенность образа жизни или речи человека: Пёсья Старость (один старик твердил эту фразу).

Эти русские имена с XV века начинают превращаться в прозвища.

Такова судьба антропонимов. Произошло превращение имен собственного в нарицательное. Такое явление называется деантропонизация.

Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству.

Нас же, школьников, прозвища очень интересуют, у всех нас они есть или были. Сбор материала для исследования мы проводили так: приходили к ребятам в класс и просили их написать свои прозвища, все, которые были у них на протяжении их жизни. Кроме этого, предлагали по возможности указать, когда они возникли, как долго существовали или существуют, указать среду употребления, распространённость среди окружающих.

Собственное имя

  1. своеобразный социальный знак
  2. словесный талисман
  3. дается без участия носителя

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОЗВИЩ

  1. Личными именами наших предков до Х века служили различные признаки людей, их действия, а также предметы внешнего мира: Завьял - вялый, Балуш – баловник, Яруха – злой, Батура – упрямец.
  2. После крещения Руси в Х веке среди русских и других восточных славян церковью вводятся личные имена в честь православных святых: Александр, Петр (греч.), Виктор, Марина, Татьяна (лат.); Святослав, Любовь (слав.)
  3. После принятия христианства имена «дохристианские» стали даваться как прозвища за внешний вид, физические недостатки, определенные качества, по месту жительства, из-за суеверий: прозвища поселка Решетиха: Карсаки, Пирожок, Бублик.

Основные проблемные вопросы возникающие при оценке и изучении прозвищ следующие:

  1. Когда и почему появились прозвища?
  1. Какие прозвища имели великие люди, как они к этому относились?
  1. В чем особенность происхождения школьных прозвищ?
  2. Как относиться к прозвищам: бороться? игнорировать? придумывать?

Актуальность

  1. Прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в учебной и научно – популярной литературе
  2. Возникновение прозвищ – это явление присутствующее повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом
  3. Исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой.
  4. Работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, и следовательно, выявить проблемы возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.

Прозвища - неотъемлемая часть жизни школьников, важная составляющая их общения. Они определяют межличностные отношения внутри школьного коллектива, лаконично и ёмко характеризуют носителя и автора прозвища, особенности ситуации, в которой происходит именование. Именно эти факторы определили актуальность нашей работы.

В 1980 году американский психолог Ром Харе и его коллеги провели в США, ряде европейских и арабских стран исследование, посвященное роли кличек в детском сообществе. Обследовав около тысячи детей, в возрасте от 5 до 15 лет, они пришли к выводу, что одна из главных причин присвоения кличек состоит в желании отделить "своих" от "чужих". Детей, у которых нет кличек, сверстники могут считать слишком незначительными. "Иметь кличку - это значит обладать каким-либо качеством, заслуживающим внимания сообщества, даже если это внимание будет не совсем приятным".

Клички-обзывательства (Толстый, Сопляк и т.д.) могут присваиваться лидерами групп, чтобы показать, какими не надо быть. Обладатели подобных кличек становятся примерами нарушения стандартов или норм данной группы. С помощью кличек дается понять, что приемлемо в их сообществе, а что нет. Прозвища "Тупой" или "Пугало" получают не обязательно самые глупые или неаккуратные дети в группе, но те, кто добровольно сносит унижение, являясь символом детской жадности, неряшливости или лени. Клички, понятные только посвященным, позволяют детям почувствовать свою обособленность, передать секретную информацию, неизвестную даже тем детям, к которым эти клички относятся.
Давать друг другу клички дети учатся у взрослых. Действительно, прозвища и клички присутствуют в жизни взрослых: от ласковых домашних прозвищ до блатных кличек, обозначающих место, занимаемое носителем прозвища в уголовной среде. Кстати, исследователи отмечают, что в различных культурах используются разные клички, например, для арабских стран характерно высмеивание физических недостатков, а в Японии чаще используются аналогии с животными или насекомыми. И хотя во взрослой культуре клички имеют определенное символическое значение, а их носители могут гордиться своим прозвищем, но для ребенка одинаково обидно прослыть среди сверстников "Тюленем" или "Жиртрестом". Да и смысл у детских прозвищ обычно несколько иной.
Вот основные причины обзывания детьми друг друга:
1. Агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника).

2. Желание привлечь внимание (того, кого дразнишь или окружающих):
- игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять);

Провокация (дразнящий сознает, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например, заставить его погоняться за собой, побороться, принять вызов);

Шутка (не столько хочет обидеть товарища, сколько стремится повеселить окружающих);
- самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, "поставить его на место", утвердить лидерскую позицию).

3. Месть (обиженный или униженный ребенок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически; так же поступает от зависти).
Бывает и так, что ребенок обзывается непреднамеренно, не со зла - дразнящий не понимает, что другому обидно, он привык отмечать особенности окружающих, выявлять их характерные черты, например, сравнивая с животными. Возможно, дома у него принято награждать друг друга прозвищами, и это никого не обижает.
Особенно чуткими и внимательными необходимо быть со сверстниками, имеющими объективные основания для переживаний. Речь идет о детях с различными дефектами внешности, например, заметным родимым пятном, хромотой, косоглазием и т.п. В этом случае многое зависит от нас самих: в семье надо помочь ребенку правильно отнестись к своему недостатку, а в классном коллективе - на корню пресекать всевозможные прозвища и издевательства.
Теоретические аспекты рассматриваемой проблемы.

Прозвища - чрезвычайно важная часть мира детей. Они изобретаются детьми для детей и существуют во всех школах, во всех классах, городах и селах. Иногда прозвище настолько прочно закрепляется за человеком, что его вообще перестают называть по имени. Есть довольно популярные прозвища – Плакса, Ябеда, Мелкий, Серый.

Классификация школьных прозвищ учащихся

  1. Если раньше прозвища давались по имени или профессии предка и передавались по наследству, то теперь большинство прозвищ дается школьникам от их фамилий и имен, например, Кулаша (Сергей Кулагин), Дрон (Александр Дороничев),Хоттабыч (Антон Хабаров), Суслик (Аня Сулейманова), Карась (Михаил Каримов), Симон (Евгений Симонов), Матвей (Сергей Матвеев).
  2. На втором месте находятся прозвища, данные школьникам по их внешнему виду: 220 вольт, Песик, Длинноногая, Пудель.
  3. Следующее место занимают прозвища, данные по поступкам, чертам характера и в зависимости от случая: Пушкобрюк, Гарик, Валя, Get-fan.
  4. Часть ребят выбрала себе прозвища - ники, используемые в интернет – общении: cafe, Niki, Kenny, dj Mix

Обратимся к литературе. В качестве прозвищ часто выступают собственные имена. В сказках собственные имена даются, в основном, по внешнему виду героя, но есть такие, которые названы так по роду своей деятельности. К примеру, Золушка названа так, потому что она всегда была в золе, Дюймовочка – по росту с дюйм, Винни – Пух – пушистый, маленький, толстенький, Белоснежка – белая, как снег, Айболит и Мойдодыр (по роду деятельности), Спящая красавица (.по особенностям характера, поведения, привычек человека)

Прозвища создаются школьниками очень активно, что объясняется психологическими свойствами детей переходного возраста – стремлением к необычному, новому.

В отличие от имени, которое представляет собой желаемые для родителей качества ребенка и предполагаемые внешние данные, прозвище, хоть и не всегда, отражает реальные свойства и качества человека

Имя дается с рождения и известно всем, прозвище – в определенный период жизни и известно узкому кругу людей.

С точки зрения лингвистики, прозвища делятся на три группы:

1. связанные с определенной местностью;

2. семейные прозвища;

3. личные прозвища.

Прозвища – суть конкретная оценочная характеристика, отражающая:

  1. внешние признаки;
  2. различные свойства характера, поведения, внутренние качества;
  3. особенности речи;
  4. семейные признаки.

Основными функциями прозвищ являются:

Выдвижение лидеров микросообщества;

Выделение из группы отвергнутых людей;

Различение детей с одинаковыми именами;

Подчеркивание преемственности по родовой линии;

Поддразнивание и унижение;

Проявление симпатии.

Следующий вопрос: как меняются прозвища с возрастом ребят? Анализируя анкеты, мы заметили, что много прозвищ возникает с приходом детей в школу, потом их количество медленно, но неуклонно растёт по 9-й класс, а в 10 – 11-м -резко сокращается. Почему так происходит? Это ещё один вопрос, на который надо искать ответ.

Заслуживают внимания и некоторые другие замеченные нами факты. Например, то, что у части школьников прозвищ нет, а у других их число в одно и то же время доходит до десяти. И не всегда эти прозвища употребляются в разных местах, иногда в одном и том же коллективе. Почему у одних ребят одно и то же прозвище держится на протяжении всей школьной жизни, а у других часто одно прозвище сменяет другое?

Там, где более дружные отношения в классе, выше успеваемость, там меньше прозвищ: сказывается общий культурный фон.

Главный вопрос: зачем вообще нужны прозвища, в том числе школьникам? Некоторым людям, особенно взрослым, кажется, что прозвища что-то вроде курения вредно и ненужно. Нередко это так. Но вот, например, в классе пять Саш или четыре Тани, и тогда прозвища помогают в общении. Да и просто скучно было бы без прозвищ, исчезла бы возможность пофантазировать и по-доброму посмеяться.

У многих исторических деятелей были прозвища, связанные с какими-то заслугами, событиями, личными качествами или названием местности.

Великий древнегреческий полководец Александр Македонский получил прозвище потому, что сначала он был царем в Македонии

В 1861 году Александр 2 обнародовал Манифест об освобождение крестьян и отмене крепостного права. За это его прозвали Освободителем.

Ярослав, правивший в Киеве в 11 веке, построил множество городов и соборов, открыл библиотеки, ввел первый в истории Руси единый закон- «Русскую правду». За это народ прозвал его Мудрым.

Но у многих, даже исторических личностей, прозвища были ориентированы, либо на внешние признаки, либо на деятельность, либо носили сатирических характер. Иногда прозвища дают для сокращения сложных имен или фамилий

Влияние прозвищ на школьников

Психологи предупреждают, что относиться к детским прозвищам и кличкам нужно с должной степенью внимания: угроза конфликта из-за их употребления на самом деле очень серьезна. Прозвища отражаются на психике детей и могут серьезно повлиять на дальнейшую жизнь.

Стремление стать своим в коллективе, завоевать расположение одноклассников может толкнуть ребенка на неблаговидные поступки. Я уже говорила о добровольно принимаемой роли шута, о том, что ребенок превращается в бездумного последователя агрессора. Приведу еще один пример.
В 1981 году американские психологи Ахенбах и Эдельброк провели исследование, результаты которого показали, что "уверенность ребенка в своем положении может способствовать развитию у него навыков жизни в коллективе, а неприятие сверстниками влечет за собой развитие замкнутости, но не приводит к ослаблению тех черт, которыми оно вызвано". Кроме того, появившаяся в детстве затрудненность отношений со сверстниками часто бывает предвестницей эмоционального неблагополучия в будущем.
В ряде работ отечественных и зарубежных психологов отмечается, что неблагоприятные отношения в коллективе способствует возникновению у ребенка устойчивых отрицательных переживаний, исчезновению уверенности в себе и уменьшению способности и желания учиться. Они нередко являются причиной преждевременного ухода из школы. Дефицит социального признания и общения компенсируется поисками внешкольного круга сверстников, который характеризуется противоправным поведением. Плохие отношения в классе приводят и к другим негативным последствиям.
Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Однажды тихий и забитый восьмиклассник Паша принес в школу перочинный нож, которым ранил постоянно пристающего к нему Егора.
Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для преследователей и наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Зачинщиков же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.
О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости - детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.
Опираясь на вышеперечисленные проблемы, психологи советуют:

  1. Не поддавайся эмоциям и не обращай внимание на обидные слова.
  2. Научись отвечать обидчику так, чтобы у него больше не возникало желание к тебе приставать.
  3. Подойди к обидчику и спроси, почему он так говорит о тебе.

Практические исследования

В рамках практического исследования было опрошено 105 человек учащихся 6-10 классов, родители и учителя.

Были получены следующие данные: у 79 из 105 респондентов прозвища в тот или иной период жизни имелись, у 26 – нет.

По времени возникновения из 79 опрошенных 70 указали школьный возраст, 6 – до школы, 3 не смогли ответить на этот вопрос.

На вопрос, с чем связано было прозвище, 29 ответили, что с фамилией, 14 – с чертами внешности, 13 – случайные, 3 – с чертами характера.

По вопросу Давали ли вы кому – нибудь прозвища? Было опрошено 98 человек: 68 – признались, что давали, а 30 человек ответили отрицательно.

По отношению к прозвищам было опрошено 71 человек, из которых 42 человека ответили – с юмором, 6 – обижались, 23 – не обращали внимания.

Сравнивая полученные данные с данными статистики, в рамках иных исследований, мы определили, что прозвища имели около половины школьников, причем, 72% все – таки на прозвища обижались. На вопрос о значимости прозвищ 39% респондентов посчитали, что прозвища нужны, 23% ответили отрицательно, а 38% ответили, что это для них значения не имеет.

Данный сравнительный анализ высветил проблему не желания учащихся признаваться в наличии прозвищ и в негативном для них значении.

Проведенное исследование помогло выяснить, что школьные прозвища содержат следующую информацию:

1) прозвища идентифицируют некоторые уникальные свойства и характеристики личности адресата прозвища;

2) указывают наположение адресата в коллективе;

3) устанавливают иерархические отношения личностей в той замкнутой среде, в которой они общаются;

Заключение

Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например, поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Хотя и оскорбление выступает своего рода признанием, тогда как те примерно 48% процентов, кому отказано в прозвище, не признаны вовсе

Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны довольно ограниченному кругу людей. Например, только коллективу класса или только друзьям. Многие люди имеют несколько прозвищ, и каждое из них, похоже, связано с принадлежностью к определенной группе.

Кто придумывает прозвища? Ограниченные данные, которыми располагают лингвисты, позволяют предположить, что существует некто, кому детским сообществом выдана своего рода лицензия на присвоение прозвищ. Попытки всех остальных придумывать прозвища, как правило, оканчиваются неудачей. Проанализировав, выяснив, помоги не реагировать.

Выводы

- большинство школьников имеют прозвища, но не обидные;

Прозвища известны малому кругу людей;

У наших родителей прозвища встречались значительно реже;

Многие дети не понимают, за что получили прозвища;

Прозвища дают все дети своим сверстникам.

Давайте же очистим наш язык от ненужных, а порой и обидных слов!
Давайте будем относиться друг к другу с уважением и не будем портить наш красивый родной русский язык!

Руководитель:

учитель русского языка и литературы.

С. Гонохово-2013г.

Введение 3

1. Выбор темы-проблемы 4

1.1. Область исследования, объект исследования 4

1.2. Актуальность темы 4

1.3. Формулировка цели и задач исследования 5

1.4.. Этапы исследования. Методы исследования 5

2. Теоретические исследования 6

2.1. Из истории собственного имени 6

2.2. Отличие имени от прозвища 6-7

2.3. Особенности прозвищ как языкового явления 7

3. Практические исследования 9

3.1. Проведение анкетирования с целью

Выяснения наличия прозвищ у школьников 9

Выяснения времени и причин появления прозвищ 9

Выяснения отношения школьников к прозвищам

4. Выводы

5. Приложение

6. Список используемой литературы

Введение

В языкознании выделяется особая отрасль – ономастика, которая изучает собственные наименования. Собственные имена людей изучает ее раздел – антропонимика.

Исследования ученых в этих областях достаточно широко представлены в научных пособиях, но в школьном курсе русского языка не достаточно информации об именах собственных. Совсем не исследованы причины возникновения прозвищ. При изучении имен собственных в учебнике русского языка в разделе Лексика мы находим лишь одно, что прозвища пишутся с большой буквы, больше никаких сведений не дается.

Однако изучение прозвищ необходимо, так как прозвища широко распространены в школьной среде. Особенно в подростковом периоде. Иногда они (прозвища) являются причиной разногласий и раздоров школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать свое прозвище как обидное.


Это обусловило выбор темы моей исследовательской работы: «История появления школьных прозвищ».

1. Выбор темы-проблемы

Объект исследования – система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени.

Предмет исследования – учащиеся 1-10 классов Гоноховской средней общеобразовательной школы.

1.2. Актуальность :

Прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в школьных учебниках русского языка.

Возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом.

Работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, возможно выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.

1.3. Цель исследования

Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 1-10 классов, проанализировать отношение к прозвищам.

Гипотеза

Задачи:

    изучить научно-популярную литературу по данной теме; провести анкетирование с целью изучения особенностей прозвищ; составить картотеку школьных прозвищ; выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища; установить, каково происхождение прозвищ, когда они появились; проанализировать отношение школьников к прозвищам.

Методы исследования:

Метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);

Анкетирование;

Сравнение;

Статистические исследования (подсчет, вычисления).

2. Теоретические сведения

2.1. Из истории собственного имени

Имена людей – часть истории народа. Каждый человек, живущий на Земле, имеет минимум одно имя. Имя человека – своеобразный социальный знак. Им принято дорожить. История знает немало примеров, когда, за право носить то или иное имя или фамилию, шла жестокая борьба. Даже в малоцивилизованных племенах безыменный человек утрачивает многое из своих прав. Простой пример: у индейцев человек, берущий взаймы, должен оставить в залог не что-нибудь, а свое имя! И пока он долга не вернет, все члены племени считают этого человека безыменным и по имени не называют.

Когда родители выбирают имя ребенку, они хотят, чтобы оно было добрым, ласковым, памятным, чтобы, как словесный талисман, призывало быть счастливым и мудрым.

Имя дается человеку при рождении, и сам человек никак не определяет, каково будет его имя. В определенный период жизни человеку кроме имени, данного при рождении, дается прозвище.

2.2. Отличие имени от прозвищ

Прозвище – неофициальное имя человека. В отличие от имени, прозвище отражает реальные свойства и качества человека, фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих.

В словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству».


До принятия христианства на Руси были распространены такие имена, которые отражали различные свойства и качества людей, особенности характера, поведения, речи, физические достоинства и недостатки, время и очередность появления ребенка в семье. Например, в древности (до принятия христианства) у русских были личные имена Медведь, Волк, Заяц, Короб, Меньшой и т. п. После принятия христианства подобные имена могли даваться как прозвища: Медведь – крупному сильному человеку, Волк – одинокому и в какой-то мере хищному, Заяц – человеку небольшого роста, трусливому, Короб – плотному, норовящему все копить. Бывали также прозвища по профессии: Токарь, Кожевник, Плотник. Такие прозвища переходили на потомков именуемого и превращались в фамилии.

2.3. Особенности прозвищ как языкового явления

Прозвище – явление вечное, оно существует всегда и везде и может возникать в любом коллективе . Даже в случайно собравшейся группе людей (в магазине, на вокзале) кто-либо из присутствующих может легко получить прозвище, выделяясь из общей массы своей внешностью, бросающимся в глаза поведением, подвижностью, речью и т. д. Такие прозвища долго не живут. Люди расходятся, и прозвище забывается. Но там, где люди постоянно общаются друг с другом, прозвища могут быть устойчивыми. Устойчивы прозвища у некоторых людей с характерной внешностью или манерами.

писал: «Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света, и как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое поприще, – ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица». («Мертвые души», т.1, гл.5)

Первые в жизни прозвища дети получают от родителей и близких людей. Каждый маленький ребенок наделяется разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем (карапуз, егоза, слюнявчик).

Существуют персональные прозвища и групповые (семейные, родовые, коллективные). Например, «буквари» (дети начальных классов – коллективное прозвище). Но как возникают прозвища? Исследования ученых показали, что существуют четыре основных принципа происхождения прозвищ: по внешнему виду, по месту рождения, по характеру, по виду деятельности . Но есть и другие номинации: по физическим, интеллектуальным качествам, по событиям или случаю из жизни.

Как правило, прозвище появляется у человека в подростковый период. Прозвища – чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей и становятся образцом тонкой и изощренной системы. Функции, которые они выполняют при этом:

Выдвижение лидеров группы,

Выделение из группы отвергнутых людей,

Различение детей с одинаковыми именами,

Подчеркивание преемственности по родовой линии,

Поддразнивание и унижение,

Проявление симпатии.

Выводы.

Моя гипотеза оказалась верна: людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны довольно ограниченному кругу людей. Например, только коллективу класса или только друзьям. Чаще всего прозвища бывают безобидными, даются в школе, именно поэтому только единицы обижаются на данные им прозвища.

Список используемой литературы

1. Голанова возникают слова. – М., 1989.

2. В мире имен и названий. – М.,1983.

3. Кодухов о синонимах. – М.,1984.

4. . Словарь русского языка. – М.,1984.

5. Розенталь -справочник лингвистических терминов. – М.,1976.

6. , Суперанская русские фамилии. – М.,1984.

7. Шанский, рожденные Октябрем. – М., 1980.

Приложение

1. Фамилия. Имя. Отчество.

3. Есть ли у вас прозвище?

4. Назовите своё прозвище?

5. Когда оно у вас появилось? (в школе (класс), до школы)

6. Кто дал вам прозвище?

7. В связи с чем оно у вас появилось? (по фамильным данным, по чертам внешности, по черте характера, по родовой традиции, послужил случай, произошедший с вами, другое)

8. Менялось ли у вас прозвище?

9. Считаете ли вы его обидным?

11. Называете ли вы сами кого-нибудь по прозвищу?

12. Давали ли вы кому-нибудь прозвище?

13. Как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвище? (обижаетесь, не обращаете внимания, с юмором относитесь, гордитесь)

14. Все ли прозвища учеников вашего класса вам известны?

15. Знаете ли вы прозвища детей из других классов?

Приложение

Картотека школьных прозвищ

прозвище

Глушков Евгений

Мухин Александр

Нуриев Рамиль

Мельников Никита

Андриенко Дмитрий

Воробьева Ольга

Воробьиха

Глушкова Юлия

Пилюлька

Шмидт Александр

Павлов Александр

Бурнистов Евгений

Дронин Кирилл

Кузина Лариса

Троян Глеб

Горяинов Дмитрий

Васильев Никита

Денгес Денис

Кочегарова Татьяна

Кощеева Марина

Кобозев Александр

Кузин Вячеслав

Михонин Александр

Серебренников Кирилл

Кириешка

Снытка Алексей

Шрайнер Александр

Зимин Алексей

Садовник, Скакун

Котыхина Лилия

Харитонова Анастасия

Кузин Денис

Мельников Александр

Симоненко Евгений

Шаравин Виталий

Зелебоба

Шаравин Евгений


Приложение

Фамилия, Имя

Прозвище

Когда появилось

Кто дал прозвище

Тип номинации

Отношение

Глушков Евгений

По фамилии

Обижаюсь

Мухин Александр

По фамилии

Баюнов Кирилл

По фамилии

Мельников Никита

Одноклассник

По качеству личности

Нуриев Рамиль

Андриенко Дмитрий

Одноклассник

Быстро бегает

Обижаюсь

Серебренников Анатолий

Пельмень

Полный сильно

Михонина Алена

Одноклассник

По фамилии

Обижаюсь

Воробьева Ольга

Одноклассники

По фамилии

Обижаюсь

Шмидт Александр

Одноклассники

По фамилии

Павлов Александр

Одноклассники

По внешнему виду

Зимин Алексей

Садовник

Одноклассник

Бегал с тяпкой

Обижаюсь

Котыхина Лилия

Одноклассник

Привыкла

Харитонова Анастасия

Одноклассники

По фамилии

Привыкла

Шрайнер Александр

Одноклассник

По поведению

Михонин Александр

Васильев Никита

Одноклассники

По фамилии

Серебренников Кирилл

Одноклассники

Кочегарова Татьяна

Из-за стрижки

Привыкла

Кощеева Марина

Одноклассники

По фамилии

Привыкла

Денгес Денис

Одноклассники

По поведению

Кузин Вячеслав

Одноклассники

По цвету кожи

Кобозев Александр

Одноклассники

По фамилии

Дронин Кирилл

Одноклассники

Бурнистов Евгений

Одноклассники

По фамилии

Кузина Лариса

Одноклассники

По фамилии

Привыкла

Троян Глеб

Мельников Александр

Одноклассники

По поведению

Симоненко Евгений

Одноклассники

По фамилии

Шаравин Виталий

Зилибоба

Ходил во всем зеленом

Шаравин Евгений

По фамилии

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. На уроках русского языка мы знакомились с группой собственных имен существительных. Имена собственные занимают особое место в языке. Они служат для наименования предмета или лица. Это одна из самых распространенных и важных функций языка. Этой функцией пользуется каждый человек в течение всей жизни. Следовательно, очевидна необходимость изучения и научного осмысления этой функции.

Изучая дополнительную литературу, мы узнали, что в языкознании выделяется особая отрасль - ономастика, которая изучает собственные наименования. Собственные имена людей изучает ее раздел - антропонимика. Исследования ученых в этих областях достаточно широко представлены в научных пособиях, но в школьном курсе русского языка не достаточно информации об именах собственных. Совсем не исследованы причины возникновения прозвищ. При изучении имен собственных в учебнике русского языка 6 класса в разделе лексика мы находим лишь одно, что прозвища пишутся с большой буквы, больше никаких сведений не дается.

Однако изучение прозвищ необходимо, так как прозвища широко распространены в школьной среде. Особенно в подростковом периоде. Иногда они (прозвища) являются причиной разногласий и раздоров школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать свое прозвище как обидное.

Это обусловило выбор темы нашей научно-исследовательской работы: «Мир школьных прозвищ».

Мы обозначили

Область исследования - имена собственные как слой лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека.

Объект исследования - система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени.

База исследования - учащиеся 6-8 классов МБОУ СШ №2 г. Димитровграда Ульяновской области. Нас заинтересовала проблема использования школьниками прозвищ

Данную проблему считаем актуальной:

Прозвища являются самым распространенным явлением среди школьников;

Природа возникновение прозвищ интересна, и знакомство с этим явлением может расширить знания о лексическом составе языка, т. е. углубить знания по русскому языку в целом;

Исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, применить имеющиеся знания на практике, повысить наблюдательность (находить интересное и неисследованное рядом с собой);

Работа по теме исследования поможет выяснить отношение школьников к прозвищам и выявить проблемы общения учащихся.

Гипотезу о том что

Задачи:

1. Изучить научно-популярную литературу по данной теме;

2. Провести анкетирование с целью изучения особенностей прозвищ; 3. Составить картотеку школьных прозвищ;

4. Выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища;

5.Установить, каково происхождение прозвищ, когда они появились;

6. Проанализировать отношение школьников к прозвищам.

Этапы исследования. Методы исследования

Изучение научно-популярной литературы, подбор теоретического материала.

Проведение анкетирования, обработка результатов.

Написание научно-исследовательской работы.

Методы исследования:

Метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);

Анкетирование;

Сравнение;

Статистические исследования (подсчет, вычисления).

Теоретические сведенияИз истории собственного имени

Имена людей - часть истории народа. Каждый человек, живущий на Земле, имеет минимум одно имя. Имя человека - своеобразный социальный знак. Им принято дорожить. История знает немало примеров, когда, за право носить то или иное имя или фамилию, шла жестокая борьба. Даже в малоцивилизованных племенах безыменный человек утрачивает многое из своих прав. Простой пример: у индейцев племени квакиютль человек, берущий взаймы, должен оставить в залог не что-нибудь, а свое имя! И пока он долга не вернет, все члены племени считают этого человека безыменным и по имени не называют. Когда родители выбирают имя ребенку, они хотят, чтобы оно было добрым, ласковым, памятным, чтобы, как словесный талисман, призывало быть счастливым и мудрым. Имя дается человеку при рождении, и сам человек никак не определяет, каково будет его имя. В определенный период жизни человеку кроме имени, данного при рождении, дается прозвище. Почему это происходит?

Отличие имен от прозвищ

Собственное имя имеет общее значение, не указывая на отличительный признак людей, носящих одно и то же имя. Кроме того, люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Связь имени и человека-носителя этого имени весьма неопределенна и приблизительна. Говорящим не известно, почему данный человек назван именно так, а не иначе. Как подтверждение этого отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»: «- Меня зовут Алиса, и я… - Довольно дурацкое имя! - нетерпеливо перебил её Шалтай. - Что оно означает? - Разве имя должно что-нибудь означать? - спросила озадаченная Алиса. - Вне всякого сомнения, - фыркнул Шалтай-Болтай. - Лично моё имя указывает на ту форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже самой уродливой». Прозвище - неофициальное имя человека. В отличие от имени, прозвище отражает реальные свойства и качества человека, фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. В словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Прозвище - название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству». До принятия христианства на Руси были распространены такие имена, которые отражали различные свойства и качества людей, особенности характера, поведения, речи, физические достоинства и недостатки, время и очередность появления ребенка в семье. Например, в древности (до принятия христианства) у русских были личные имена Медведь, Волк, Заяц, Короб, Ждан, Меньшой и т. п. После принятия христианства подобные имена могли даваться как прозвища: Медведь - крупному сильному человеку, Волк - одинокому и в какой-то мере хищному, Заяц - человеку небольшого роста, трусливому, Короб - плотному, норовящему все копить. Бывали также прозвища по профессии: Токарь, Кожевник, Плотник. Такие прозвища переходили на потомков именуемого и превращались в фамилии.

Особенности прозвищ как языкового явления

Прозвище - явление вечное, оно существует всегда и везде и может возникать в любом коллективе. Даже в случайно собравшейся группе людей (в магазине, на вокзале) кто-либо из присутствующих может легко получить прозвище, выделяясь из общей массы своей внешностью, бросающимся в глаза поведением, подвижностью, речью и т. д. Такие прозвища долго не живут. Люди расходятся, и прозвище забывается. Но там, где люди постоянно общаются друг с другом, прозвища могут быть устойчивыми. Устойчивы прозвища у некоторых людей с характерной внешностью или манерами. Н.В. Гоголь писал: «Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света, и как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое поприще, - ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица». («Мертвые души», т.1, гл.5) Первые в жизни прозвища дети получают от родителей и близких людей. Каждый маленький ребенок наделяется разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем (карапуз, егоза, слюнявчик). Существуют персональные прозвища и групповые (семейные, родовые, коллективные). Например, «буквари» (дети начальных классов - коллективное прозвище). Но как возникают прозвища? Исследования ученых показали, что существуют четыре основных принципа происхождения прозвищ: по внешнему виду, по месту рождения, по характеру, по виду деятельности. Но есть и другие номинации: пофизическим, интеллектуальным качествам, по событиям или случаю из жизни. Как правило, прозвище появляется у человека в подростковый период. Прозвища - чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей и становятся образцом тонкой и изощренной системы. Функции, которые они выполняют при этом: - выдвижение лидеров микросообщества, - выделение из группы отвергнутых людей,- различение детей с одинаковыми именами, - подчеркивание преемственности по родовой линии, - поддразнивание и унижение, - проявление симпатии.

Практические исследования

1.Фамилия. Имя. Отчество. 2. Класс. 3. Есть ли у вас прозвище? 4. Назовите своё прозвище? 5. Когда оно у вас появилось? (в школе (класс), до школы) 6. Кто дал вам прозвище? 7. В связи с чем оно у вас появилось? (по фамильным данным, по чертам внешности, по черте характера, по родовой традиции, послужил случай, произошедший с вами, другое) 8. Менялось ли у вас прозвище? 9. Считаете ли вы его обидным? 10. Называете ли вы сами кого-нибудь по прозвищу? 11. Давали ли вы кому-нибудь прозвище?12. Как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвище? (обижаетесь, не обращаете внимания, с юмором относитесь, гордитесь) 13. Все ли прозвища учеников вашего класса вам известны? 14. Знаете ли вы прозвища детей из других классов?

Собрав и проанализировав информацию (было опрошено 254 учащихся 6-8 классов) по заявленной теме, мы выявили следующее: прозвища имеют 32 % опрошенных, из них обидными их считают 28%. 24% участников анкетирования заявили о необходимости этого явления, остальные разделились следующим образом: 45% определяют прозвища имеющейся ненужностью, а 31 % - равнодушны. Среди критериев, по которым даются прозвища, преобладают особенности фамилии (50%) и имени (22%), а вот внешность и поступки разделили оставшиеся проценты пополам (по 14%).

Предыдущие исследования отмечали повышенный уровень интереса учащихся к даче и ношению прозвищ, то сейчас результаты опроса дают право заявить о снижении популярности этого явления. Наличием прозвища гордятся или считают популярностью 23% опрошенных, а вот неуважением или оскорблением к своей персоне отмечают 54 % учащихся, соглашаются с существованием подобного явления в детском коллективе 31%. Следует отметить, что относительно возрастных - классовых параллелей отличаются показатели отношения к прозвищам как социальному явлению. Так, например, учащиеся 6 классов (102 опрошенных) активно участвуют в определении прозвищ и особенно эмоционально реагируют на их наличие. А вот к 8 классу (в анкетировании приняли участие 65 человек) снижаются показатели активного реагирования на прозвища и отсутствует в них необходимость. Но в каждой параллели основная масса учащихся считает, что «прозвище- это всегда плохо, ведь у человека есть свое имя».

Как прозвища влияют на детей? (мнение школьного психолога)

Прозвище, может быть, как приятным для человека, так может и нанести ему ужасную психологическую травму. Но главное- эта реакция самого человека на прозвище.Зависит она от темперамента человека- меланхолик, к примеру, будет плакать, а холерик полезет в драку, а также от отношения с человеком, давшим прозвище. В основном, прозвища появляются в переходном возрасте, когда человеку очень важно общение с другими, и прозвищный обмен становится своеобразной игрой. Но иногда прозвище так прикрепляются к человеку, что мало кто зовет его по имени, и имя, самого себе содержащее эмоциональную окраску, отходит на второй план.Прозвище- это не всегда плохо, ведь у человека есть свое имя.

    Советы: 1. Не поддавайся эмоциям, не обращай внимания на обидные слова;2. Научись отвечать обидчику так, чтобы у него больше не возникало желания к тебе приставать;3. Подойди к обидчику и спроси, почему он так говорит о тебе;4. Никогда не обижай другого, не наделяй его прозвищем, ведь и ты можешь оказаться на его месте.

Вывод

Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например, поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Хотя и оскорбление выступает своего рода признанием, в таком случае те, кому отказано в прозвище, не признаны вовсе или постеснялись признаться в его наличии.

Прозвища даются в разные периоды жизни, и чаще всего известны довольно ограниченному кругу людей. Например, как показали исследования, только коллективу класса или только друзьям. Некоторые имеют несколько прозвищ, каждое из которых связано с принадлежностью к той или иной группе.

Кто придумывает прозвища? Существует некто, кому детским коллективом дано своего рода право на присвоение прозвищ. Попытки всех остальных придумывать прозвища, как правило, оканчиваются неудачей.

Прозвище, может быть, как приятным человеку, так и нанести ему ужасную психологическую травму. Но главное - эта реакция самого человека на прозвище. Как мы видим, это явление неискоренимое, следовательно, необходимо научиться контролировать свои эмоции.

Список используемой литературы

    Гоголь «Мёртвые души».- М., 2004.

    Горбаневский М.В. В мире имен и названий. - М.,1983.

    Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.,1984.

    Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. - М.,1984.

    Кэррол «Алиса в Зазеркалье»

    Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. - М.,1976.

    Суслова А.В., Суперанская А.В. Современные русские фамилии. - М.,1984.

    Тайная власть имени. В.А.Миронов.- М.,2000.

    Учебник Русского языка 6 класс: Разумовская М.М Львова С.И. Капинос В.И. Львов В.В.

Издание: М.: Дрофа, 2014

    Шанский Н.М. Слова, рожденные Октябрем. - М., 1980.

    Школьный фольклор А. Ф. Белоусов

    Языкознание. Сусанина, Акуленко.