Презентация - обряды и традиции казаков. Презентация на тему «Обычаи, традиции, нравы казаков Жизнь традиции и обычаи кубанских казаков презентация

Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков.

В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться. Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего. Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение. Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная казачья кадетская школа»Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка Презентация к факультативу «Духовная культура казаков» на тему «Обряды и традиции казаков» 1 часть Подготовила Учитель музыки Трушина Светлана Юрьевна

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни.

Встречи и проводы казаков.
По обычаю все уходившие на службу казаки собирались в церкви на молебен. Уходя на войну, обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери, либо в саду у самого дома. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы.

Свадьба. Предсвадебье.
Сватовство
Смотрины
Общение жениха и невесты

Предсвадебье.
Подушки
Девичник и мальчишник
Свадебные песни

Приветствия и обращения.
Приветствие звучало в трех вариантах (производных от "здорово"): "здорово дневали!" (послеобеденное время, скорей, вечер), "здорово ночевали!" (утро, до обеда), "здорово живете!" (в любое время). В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно – среди женщин.

Отношение к старшим.
В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться. Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего. Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение. Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».

Поминальный обряд
Для казака считалась достойной смерть на поле брани или в кругу семьи. Хоронили казаки по православному обряду. Тело покойника обмывали: мужчины - мужчин, женщины - женщин. На покойника одевали только новую одежду. Нательное белье шилось руками. Гроб несли на руках. Это было обязанностью сына, родственников так проводить в последний путь родителя. Хоронили на третий день. И обязательно устраивали поминки: в день похорон, на 9-й и 40-й дни и в годовщину смерти. Когда в станице умирал человек, то «звонили по душе». Если умирал ребенок, то звон колокола был высоким, если умирал пожилой человек, звон был низким.

ИСТОЧНИКИ
http://www.ckwkazak-svao.ru/cossacks-tradition/129-istoricheskie-tradicii.html http://www.myshared.ru/slide/372934/ https://www.google.ru/search?q=казаки+картинки&newwindow

Слайд 2

«Любите Кубань, изучайте ее прошлое, созидайте будущее!» -

А.Н.Ткачев. Губернатор Краснодарского края

Слайд 3

Карта Казакии

Слайд 4

Слайд 5

Русы – «каста» управленцев и воинов. Это Казачество, поэтому вся элита Русов - это Казаки. Причем этому понятию более десяти тысяч лет! Причем воинское ремесло они считали главным. Арабы описывают их как суровых, яростных и умелых бойцов. Будучи крайне воинственны, Русы приучали своих детей к мечу буквально с первых дней жизни. В люльку только что родившегося ребенка отец клал меч и говорил: «Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом» (Ибн-Русте). Ал-Марвази писал о Русах: «Храбрость их и мужество хорошо известны так, что один из них равноценен многим из других народов».

Слайд 6

Панцерник (Рыцарь)Картина Юзефа Брандта из серии «Запорожцы и жизнь Сечи»

Слайд 7

Стрельба из лукаКартина Юзефа Брандта

Слайд 8

По штандартам Схватка со шведами

Слайд 9

Слайд 10

Атака Богородица

Слайд 11

На турецком фронте

Слайд 12

Турецкие знамена захваченные в Эрзеруме на Кавказском фронте

Слайд 13

Схватка за флаг На коне

Слайд 14

Казаку и поход не в тягость и хлеборобить не маята, а радость

Слайд 15

В феврале 1792г в С-Петербург отправилась депутация от казаков во главе с войсковым судьей Антоном Головатым с просьбой о решении переселиться на земли Кубани. 30 июня 1792 г. Екатерина II подписала грамоту о пожаловании Черноморскому казачьему войску «В вечное владение» правобережье р. Кубань. В обязанности войску вменялось «бдение и стража пограничья».

Слайд 16

Благодарим императрицу, молимся богу, що вона нам показала на Тамань дорогу.

Слайд 17

Памятник первым запорожцам, высадившимся у Тамани под командованием полковника Саввы Белого 25 августа 1792 года. Сооружен в 1911 году благодарными их потомками, кубанскими казаками Таманского станичного общества (Тамань) Памятник Кубанским казакам, установленный весной 2005 года перед зданием администрации края (Краснодар, ул. Красная)

Слайд 18

(Войсковой собор во имя Воскресения Господня). Освящен в 1802 г. Разобран в 1876-1879 гг. из-за ветхости. С гравюры первой половины XIX в. Кубанский историк И.Д. Попко (1858): «Хаты стоят в таких положениях, как будто им скомандовано «вольно ребята»: они стоят и лицом, и спиной, и боком на улицу. Большая их часть прячется в глубь двора, сколько можно догадываться, по сознанию своей некрасивой и бедной наружности. В хатах и дворах соблюдается чистота; на улицы выбрасывается сор, где и лежит он, пока поглотят его лужи».

Слайд 19

Слайд 20

Войско запорожских казаков, которое действовало на пограничной территории за днепровскими порогами, можно действительно назвать отрядом специального назначения, а запорожского воина - современным термином «спецназовец». Жизнь в условиях дикой степи и плавневых дебрей Великого Луга (так раньше называли плавни в нижнем течении Днепра) выработала в казаках особые умения и приемы проведения разведывательных операций, наступательных и оборонительных боев, сделала из них настоящих закаленных следопытов, чей опыт выживания в экстремальных природных условиях (добыча и приготовление еды, защита от непогоды, диких зверей) весьма ценен для нас и сегодня

Слайд 21

ОДЕЖДА КАЗАКОВ

Слайд 22

Слайд 23

Кубанские казаки так объясняют чуб с левой стороны фуражки: справа ангел стоит - там порядок, а слева черт крутит - вот казак и выходит!

Слайд 24

Отец в семье кубанских казаков

Слайд 25

На снимке 1915 года (от 19 сентября) казаки станицы Старомышастовской (слева по порядку): приказный Назарий Захарович Орда, казаки – Матвей Романович Коваленко и Григорий Гордеевич Чаплюнь. Они служили в 1-ю Мiровую войну в особой 17-й казачьей

Слайд 26

Кубанская семья

Слайд 27

Кубанская семья

Слайд 28

Слайд 29

Проводы казака на службу

Слайд 30

Разговор у колодца

Слайд 31

Казачья свадьба

Слайд 32

Казачья свадьба

  • Слайд 33

    Молодожёны

    Слайд 34

    Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина. Главная же задача крёстной матери в этом случае состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке.

    Слайд 35

    Современная общественно-историческая ситуация сделала возможным возрождение и популяризацию в стране самобытно сложившихся видов спорта и средств подготовки казаков. Поэтому ответственной задачей представляется создание современной системы физкультурно-спортивной работы с казачьим населением. Джигитовка выступает здесь как необходимое звено целостной системы физического воспитания кубанского казачества.

    Слайд 36

    Первые школы в станицах Кубанского казацкого войска появились в первой трети 19 века. До этого центрами грамотности были церковные приходы, где обучение проводили местные священники. В школьных программах значились следующие предметы: закон Божий, чистописание, грамматика, арифметика и русская история. Школы открывались во многих станицах, но по количеству учащихся они были небольшие, в них обучались далеко не все станичные дети.

    Слайд 37

    Перед штурмом русскими войсками Парижа в марте 1814 года вся французская столица была оклеена по приказу императора пестрыми лубочными картинками с изображением казаков. На карикатурных лубках они были показаны не просто валявшимися меж грязных луж или поджигавшими дома, но и имевшими при этом демонический вид. С лубков на парижан смотрели уродливые чумазые создания с ожерельями из человеческих ушей и голов -сущие черти. Нужно ли удивляться тому, что вступавших в Париж казаков встречали толпы любопытствовавших горожан. К их крайнему изумлению вместо чудовищ они увидели привлекательных статных наездников с безукоризненной выправкой. По свидетельству знаменитого писателя Виктора Гюго, казаки были смирны и вежливы, не смели ни до чего дотрагиваться в Париже. Смехотворное "открытие" Наполеона было разоблачено принародно. Однако после поражения наполеоновских войск в России в рассуждениях императора о казаках стали доминировать ноты раздражения и злобы на своих обидчиков. Появились некоторые уничижительные сравнения, призванные выказать это недовольство. «Дайте мне полк одних казаков, и я пройду с ними всю Европу». Наполеон Бонапарт.

    Слайд 38

    Конный казак на парижской улицеАкварель Г.-Э Опица 1814 год Казаки на рынкеАкварель Г.-Э Опица 1814 год «Дайте мне полк одних казаков, и я пройду с ними всю Европу». Наполеон Бонапарт.

    Слайд 39

    Казаки у статуи Аполлона в музееАкварель Г.-Э Опица 1814 год БунчужныйКартина Юзефа Брандта

    Слайд 40

    Казаки в Бельгии

    Слайд 41

    Казаки в разъезде

    Слайд 42

    Фотографии из цикла"На фронтах Великой Войны» Строй Казаки на Дворцовой площади

    Слайд 43

    12 летний казак 2го Кубанского полка Кубанского казачьего войска С. И. Кравченко за спасение станкового пулемета в марте 1915 года был награжден Георгиевским крестом IV степени. Рисунок тушью художника К. Месиека, 1916 год.

    Слайд 44

    Командир 1-ого Кубанского пластунского батальона полковник Константин Александрович Жеглинский.Родился 1852г. апреля 3Из дворян Симбирской губернии.Образование:Общее - Московская военная прогимназия, окончил курс.Военное - Тифлисское пехотное юнкерское училище, окончил курс по 2-ому разряду.Чины:Нижним чином с 1869г. июня 21Хорунжим с 27мая 1874г.Со старшинством 15 февраля 1874г.Сотником 6мая 1882г.Подъесаулом с 6мая 1890г.Есаулом с 3июня 1893г.Войсковой старшина с 26февраля 1901г.Полковник с 11января 1905г.Со старшинством с 5октября 1904г.Участвовал компании 1877 - 1878г.Был в сражениях, ранен и контужен не был. Травм и повреждений не получил. Награды:1877г - орден Св.Анны 4-ой степени с медалью "За храбрость", Св.Станислава 3-ей степени с мечами и бантом.1905г. - чин полковника.


    Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей.


    Не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ. не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.




    Отношение к старшим В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться. В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться. Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего. Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии При общих (совместных) мероприятиях и принятии


    Казаки и гости Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и деланным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и деланным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его.


    Отношение к женщине Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа. Характерный пример защиты женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко. Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа. Характерный пример защиты женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко.


    В 1914 году, утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие – старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряженную в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк по фамилии Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал казак и срубил его. В 1914 году, утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие – старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряженную в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк по фамилии Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал казак и срубил его.


    Казак в быту Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду. Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду. Любили казаки застолье, общение, любили и выпить, но не напиться, а попеть песни, повеселиться, поплясать. За столом у казаков горилку не разливали, а подносили на разносе (подносе) и, если кто уже перехватил «лишку», то его просто обносили, а то и отправляли проспаться. Любили казаки застолье, общение, любили и выпить, но не напиться, а попеть песни, повеселиться, поплясать. За столом у казаков горилку не разливали, а подносили на разносе (подносе) и, если кто уже перехватил «лишку», то его просто обносили, а то и отправляли проспаться. Не принято было неволить: хочешь –пей. Не хочешь – не пей, но рюмку обязан поднять и пригубить, поговорка говорила «подавать можно, неволить нельзя». Застольная песнь напоминала: «Пей, но ум не пропивай». Не принято было неволить: хочешь –пей. Не хочешь – не пей, но рюмку обязан поднять и пригубить, поговорка говорила «подавать можно, неволить нельзя». Застольная песнь напоминала: «Пей, но ум не пропивай».


    Похороны в казачьей семье Умершую в девичьи года девушку-казачку несли на кладбище только девушки, а не женщины и тем более не мужчины. Так отдавалась дань уважения целомудрию и непорочности. Покойника несли на кладбище на носилках, гроб покрывали темным покрывалом, а девицы – белым. Могилы копались глубокие. Сбоку от могилы выкапывалась (оборудовалась) ниша. Туда и устанавливали гроб два, а то и три казака. Умершую в девичьи года девушку-казачку несли на кладбище только девушки, а не женщины и тем более не мужчины. Так отдавалась дань уважения целомудрию и непорочности. Покойника несли на кладбище на носилках, гроб покрывали темным покрывалом, а девицы – белым. Могилы копались глубокие. Сбоку от могилы выкапывалась (оборудовалась) ниша. Туда и устанавливали гроб два, а то и три казака.


    Конь у казака Не принято было у яицких казаков иметь боевого (строевого) коня- кобылицу. Не принято было у яицких казаков иметь боевого (строевого) коня- кобылицу. Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье. Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье. При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конем шли близкие. При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конем шли близкие.


    Кинжал у казака У линейных (кавказских) казаков и кубанцев считалось за позор, в прошлом, конечно, покупать кинжал. Кинжал, по обычаю, или передается по наследству, или в качестве подарка, или, как ни странно, крадется или добывается в бою. Была поговорка, что кинжалы покупают только армяне (которые скупали их для перепродажи). У линейных (кавказских) казаков и кубанцев считалось за позор, в прошлом, конечно, покупать кинжал. Кинжал, по обычаю, или передается по наследству, или в качестве подарка, или, как ни странно, крадется или добывается в бою. Была поговорка, что кинжалы покупают только армяне (которые скупали их для перепродажи).


    Казак и казаки Казаки в общежитии своем были привязаны друг к другу как братья, гнушались воровства между собой, но грабеж на стороне и, особенно у неприятеля, у них был вещью обыкновенной. Трусов не терпели и вообще считали первейшими добродетелями целомудрие и храбрость. Казаки в общежитии своем были привязаны друг к другу как братья, гнушались воровства между собой, но грабеж на стороне и, особенно у неприятеля, у них был вещью обыкновенной. Трусов не терпели и вообще считали первейшими добродетелями целомудрие и храбрость.


    Слово казака Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и строго соблюдали посты. Народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не любили и дела на кругу (Раде) решали скоро и справедливо. По отношению к своим провинившимся братьям-казакам оценка их была строга и верна, наказания за преступления – измену, трусость, убийство и воровство были жестоки: «В куль, да в воду». Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и строго соблюдали посты. Народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не любили и дела на кругу (Раде) решали скоро и справедливо. По отношению к своим провинившимся братьям-казакам оценка их была строга и верна, наказания за преступления – измену, трусость, убийство и воровство были жестоки: «В куль, да в воду».


    Войсковой судья обычно исполнял роль следователя, исполнителями же приговоров всегда были осужденные, обязанные поочередно казнить друг друга. За воровство обычно приковывали к позорному столбу, где преступника забивали киями (палками) свои же товарищи. За оскорбление начальства и неотдание долга товарищу приковывали к пушке цепями и только в последнее время в Сечи за это полагалась ссылка в Сибирь. За великое воровство или как бы сегодня сказали хищение в особо крупных размерах, виновных ждала шибеница- виселица. От шибеницы можно было избавиться только в том случае, если какая-нибудь женщина или девушка изъявит желание выйти замуж за осужденного. Войсковой судья обычно исполнял роль следователя, исполнителями же приговоров всегда были осужденные, обязанные поочередно казнить друг друга. За воровство обычно приковывали к позорному столбу, где преступника забивали киями (палками) свои же товарищи. За оскорбление начальства и неотдание долга товарищу приковывали к пушке цепями и только в последнее время в Сечи за это полагалась ссылка в Сибирь. За великое воровство или как бы сегодня сказали хищение в особо крупных размерах, виновных ждала шибеница- виселица. От шибеницы можно было избавиться только в том случае, если какая-нибудь женщина или девушка изъявит желание выйти замуж за осужденного.


    Тот, кто не уважает обычаи своего народа Тот, кто не уважает обычаи своего народа не хранит их в своем сердце, тот позорит не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но прежде всего не только свой народ, но прежде всего не уважает самого себя, свой род, не уважает самого себя, свой род, своих древних предков. своих древних предков.


    Меня зовут Марат. Я учусь в 4 «Б» классе СОШ №1 которая расположена в одном из самых старых зданий ст. Полтавской.

    В нашем классе проходят занятия кружка «Кубанская радуга». Посещая занятия кружка я узнал, как зарождалось казачество на Кубани, какие были жилища, какими ремёслами занимались казаки, какую одежду они носили, как ревностно любили и защищали свою Родину. Беседы о казачестве настолько увлекли меня, что я решил вместе с руководителем кружка и мамой изучить глубже быт и обычаи казаков .




    Общественные здания – атаманское правление, школы возводили из кирпича, с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.


    Кирпичное здание станичного правления1909 г. ст. Полтавская

    Администрация сельского поселения 2008 год ст. Полтавская.


    В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки. Стол.


    В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды; («горка» или «угольник»). Комод для белья, сундуки.


    Центральным местом в доме был «красный угол» - «божница». «Божница» - одна или несколько икон, украшенных рушниками, и стола – угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение:

    венчальные свечи, «паски», пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальные книжки.



    Очень распространённая деталь казачьей хаты – фотографии на стене. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х гг. XIX в. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны



    • Архалук – «спиногрей»- среднее между стёганым татарским халатом и кафтаном.
    • Балахон – валенный из овечьей шерсти плащ с капюшоном.
    • Башлык – головной убор, капюшон.


    Казачья форма утвердилась к середине XIX в.; черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или ноговицы.



    Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. Казачки носили кружевные платки, а в XIX в. - колпаки, файшонки от немецкого слова «файн»- прекрасный), наколки и токи. Носились они в полном соответствии с семейным положением - замужняя женщина никогда не показывалась без файшонки или наколки. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала косу с лентой. Все носили кружевные платочки. Без него появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи.



    • Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству и прядению, и до совершеннолетия успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, "настольники", рубахи.

    Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, мясо, рыба, овощи и фрукты.


    Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус.

    Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино. На Кубани ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям.









    Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка.


    Работу выполнил

    ученик 4 «Б» класса МБОУ СОШ №1

    ст. Полтавской Красноармейского района

    Ибрахимов Марат.

    Руководитель:

    учитель начальных классов

    Бондаренко Светлана Семёновна

    353800 ст. Полтавская

    Красноармейский район

    Краснодарский край.

    Тел. 4 – 13 – 63

    ст. Полтавская 2015 год