Понятие и виды корпораций. Виды корпораций, их классификация

Структура управления корпорацией (акционерным обществом) в конкретной стране определяется несколькими факторами: законодательством и различными нормативными актами, регулирующими права и обязанности всех участвующих сторон; фактически сложившейся структурой управления в данной стране; уставом каждого акционерного общества. Несмотря на то, что положения системы управления могут быть разными у различных акционерных обществ, многие факторы «де-факто» и «де-юре» оказывают на них практически одинаковое влияние. Поэтому, возможно сформулировать определение типовой «модели» управления акционерным обществом в различных странах.

В каждой стране структура управления акционерными обществами имеет определенные характеристики и составляющие элементы, которые отличают ее от структур других стран. На настоящий момент исследователи выделяют три основных модели управления акционерными обществами на развитых рынках капитала. Это англо-американская модель, японская модель и немецкая модель.

Основные признаки или элементы каждой модели это:

Ключевые участники акционерного общества или корпорации;

Структура владения акциями в конкретной модели;

Состав совета директоров (или советов – в немецкой модели);

Законодательные рамки;

Требования к раскрытию информации для корпораций, включенных в листинг;

Корпоративные действия, требующие одобрения акционеров;

Механизм взаимодействия между ключевыми участниками.

При этом необходимо понимать, что нельзя просто взять одну из моделей и применять ее в другой стране. Процесс формирования определенной модели управления динамичный: структура корпоративного управления всегда отвечает условиям и особенностям конкретной страны.

Англо-американская модель характеризуется наличием индивидуальных акционеров и постоянно растущим числом независимых т. е. не связанных с корпорацией акционеров (они называются «внешние» акционеры или «аутсайдеры»), а также четко разработанной законодательной основой, определяющей права и обязанности трех ключевых участников: управляющих, директоров и акционеров и сравнительно простым механизмом взаимодействия между корпорацией и акционерами, и между акционерами как на ежегодных общих собраниях, так и в промежутках между ними.

Акционирование – это обычный способ накопления капитала корпорациями Великобритании и США. Поэтому неудивительно, что в США образовался крупнейший в мире рынок капитала, а Лондонская биржа – третья в мире по капитализации рынка после Нью-Йорка и Токио. Более того, существует причинно-следственная связь между преобладанием акционерного финансирования, размерами рынка капитала и развитостью системы корпоративного управления. США являются крупнейшим рынком капитала и одновременно местом наиболее развитой системы голосования по доверенности и небывалой активности независимых (институциональных) инвесторов. Последние также играют важную роль на рынке капитала и в корпоративном управлении Великобритании.


Ключевые участники англо-американской модели. Участниками англо-американской модели являются управляющие, директора, акционеры (в основном, институциональные инвесторы), правительственные структуры, биржи, саморегулируемые организации, консалтинговые фирмы, предоставляющие консультационные услуги корпорациям и / или акционерам по вопросам корпоративного управления и голосования по доверенности.

Три основных участника – это менеджеры, директора и акционеры. Механизм их взаимодействия между собой представляет так называемый «треугольник корпоративного управления» (рис.1).

Англо-американская модель, развивавшаяся в условиях свободного рынка, предполагает разделение владения и контроля в наиболее крупных корпорациях. Это юридическое разделение очень важно с деловой и социальной точек зрения, т. к. инвесторы, вкладывая свои средства и владея предприятием, не несут юридической ответственности за действия корпорации. Они передают функции по управлению менеджерам и платят им за выполнение этих функций как своим агентам по ведению дел. Плата за разделение владения и контроля и называется «агентскими услугами».

Рис. 1. Треугольник корпоративного управления

Интересы акционеров и менеджеров не всегда совпадают. Корпоративное законодательство, действующее в странах, которые применяют англо-американскую модель управления, решает это противоречие разными способами. Самый важный из них – это избрание акционерами Совета директоров, который становится их доверенным лицом и начинает выполнять фидуциарные обязательства, т. е. действовать в пользу акционеров при осуществлении функций контроля за управлением.

Структура владения акциями в англо-американской модели. За послевоенный период в Великобритании и США наметился сдвиг в сторону увеличения числа институциональных акционеров по сравнению с индивидуальными инвесторами. В 1990 г. в Великобритании институциональные инвесторы владели приблизительно 61% акций британских корпораций, а индивидуальные – всего 21%. (В 1981 г., для сравнения: индивидуальные инвесторы владели 38%). В США в 1990 г. институциональные инвесторы владели 53,3% акций американских корпораций.

Увеличение числа институциональных инвесторов привело к усилению их влияния. В свою очередь, это повлекло за собой законодательные изменения, способствующие их активизации как участников корпоративных отношений.

Состав совета директоров в англо-американской модели. В совет директоров большинства корпораций Великобритании и США входят как «внутренние» члены («инсайдеры»), так и «аутсайдеры». «Инсайдер» («внутренний член») – лицо, либо работающее в корпорации (менеджер, исполнитель или работник), либо тесно связанное с управлением корпорацией. «Аутсайдер» – это лицо, напрямую не связанное с корпорацией или с ее управлением.

Синонимом слова «инсайдер» может быть «исполнительный директор», а синонимом слова «аутсайдер» является выражением «неисполнительный директор» или «независимый директор».

Традиционно, председателем Совета директоров и главным (генеральным) исполнительным директором являлось одно и то же лицо. Часто это приводило к различным злоупотреблениям, в частности к концентрации власти в руках одного человека (например, совет директоров контролируется одним человеком, являющимся одновременно председателем и главным исполнительным директором); или концентрации власти в руках небольшой группы лиц (например, совет директоров состоит только из «инсайдеров»); Правление и / или Совет директоров пытаются удерживать власть в течение длительного периода времени, игнорируя интересы других акционеров («укоренение»); а также к грубому нарушению интересов акционеров.

Еще в 1990 г. один человек являлся одновременно председателем совета директоров и главным исполнительным директором в 75% из 500 крупнейших корпораций США. В Великобритании же, напротив, большинство корпораций имело неисполнительного директора. Однако, многие Советы директоров британских корпораций возглавлялись «внутренними» директорами: в 1992 г. 42% всех директоров были независимыми директорами, а 9% крупнейших британских корпораций вообще не имели независимого директора.

В настоящее время и американские, и английские корпорации тяготеют к включению в Совет директоров все большего числа независимых директоров.

Начиная с середины 80-х гг. в Великобритании и США интерес к корпоративному управлению стал возрастать. Этому способствовал ряд факторов: увеличение институциональных инвестиций в обеих странах, усиление государственного контроля в США с предоставлением права голоса на ежегодных общих собраниях акционеров некоторым институциональным инвесторам; деятельность по поглощению корпораций во второй половине 80-х; чрезмерно высокие оклады исполнительных директоров во многих американских корпорациях и растущее чувство утраты конкурентоспособности по отношению к немецким и японским корпорациям.

В результате индивидуальные и институциональные инвесторы начали информировать друг друга о существующих тенденциях, проводить различные исследования и организованно выступать в защиту своих интересов как акционеров. Собранные ими данные были весьма интересны. Например, исследования, проведенные различными организациями, показали, что во многих случаях прослеживается связь между отсутствием «бдительности» со стороны Совета директоров и неважной деятельностью корпорации. Помимо этого, аналитиками по корпоративному управлению было замечено, что независимые директоры часто не обладают полным объемом информации в отличии от «внутренних» директоров, и поэтому их способность осуществлять эффективный контроль ограничена.

Существует ряд факторов, которые способствовали увеличению числа независимых директоров в совете директоров корпораций Великобритании и США. Среди них: изменение структуры владельцев, т. е. рост числа и влияния институциональных инвесторов и их участие в голосовании на ежегодных общих собраниях акционеров, а также рекомендации таких независимых саморегулируемых организаций, как Комитет по финансовым вопросам корпоративного управления в Великобритании и различных акционерных организаций в США.

Состав Совета директоров и представительство в совете остаются важными вопросами, которые беспокоят акционеров в Великобритании и США. Возможно, это происходит потому, что другие вопросы корпоративного управления такие, как раскрытие информации и механизмы взаимодействия между корпорациями и акционерами, в основном решены.

Советы директоров в Великобритании и США меньше по численности, чем в Японии или Германии. Обследование 100 крупнейших американских корпораций, проведенное в 1993 г. корпорацией «Спенсер Стюарт», показало, что размер Советов директоров уменьшается, и в среднем в него входит 13 членов по сравнению с 15 в 1988 г.

Законодательная база в англо-американской модели. В Великобритании и США взаимоотношения между управляющими, директорами и акционерами определяются сводом законов и правил.

В США федеральное агентство, Комиссия по ценным бумагам и биржам, регулирует деятельность рынка ценных бумаг, устанавливает требования к раскрытию информации, а также регулирует отношения «корпорация акционеры» и «акционеры акционеры».

Законы, регулирующие деятельность пенсионных фондов, также оказывают влияние на корпоративное управление. В 1988 г. Министерство труда США, ответственное за деятельность частных пенсионных фондов, постановило, что эти фонды имеют фидуциарные обязательства, т. е. выступают «поверенными» своих акционеров в делах корпорации. Это постановление оказало сильное влияние на деятельность частных пенсионных фондов и других институциональных инвесторов: они стали интересоваться всеми вопросами корпоративного управления, правами акционеров и голосованием на ежегодных общих собраниях акционеров.

Следует заметить, что в США корпорации регистрируются и учреждаются в определенном штате, и законы этого штата составляют основу законодательной базы по правам и обязанностям корпорации.

По сравнению с другими рынками капитала, в США существуют самые жесткие правила по раскрытию информации, и действует четкая система взаимоотношений между акционерами. Как уже говорилось выше, это имеет прямое отношение к размеру и значению рынка ценных бумаг в экономике США и на международной арене.

В Великобритании законодательные рамки корпоративного управления устанавливаются Парламентом и могут регулироваться правилами таких независимых организаций, как, например, Коллегия по ценным бумагам и инвестициям, отвечающая за контроль за рынком ценных бумаг. Следует обратить внимание на то, что эта Коллегия не является такой же государственной структурой, как Комиссия по ценным бумагам и биржам США. Несмотря на то, что законодательная база для раскрытия информации и регулирования отношений между акционерами в Великобритании хорошо разработана, некоторые наблюдатели считают, что английской системе не хватает саморегуляции и необходима государственная служба, аналогичная американской Комиссии.

Важную роль в англо-американской модели играют фондовые биржи, которые определяют требования по листингу, уровень раскрытия информации и другие требования.

Требования к раскрытию информации в англо-американской модели. Как уже отмечалось, в Соединенных Штатах разработаны, пожалуй, самые строгие нормы раскрытия информации. В других странах, использующих англо-американскую модель управления, требования к раскрытию информации тоже высоки, однако не до такой степени, как в США, где корпорации должны публиковать самую различную информацию. В годовой отчет или в повестку дня ежегодного общего собрания акционеров должны быть включены следующие сведения (официальное название документа «Извещение для акционеров для получения доверенности на голосование»): финансовая информация (в США эти данные публикуются ежеквартально); данные о структуре капитала; справку о прежней деятельности назначаемых директоров (включая имена, занимаемые должности, отношения с корпорацией, владение акциями в корпорации); размеры зарплаты (вознаграждения), выплачиваемой исполнительным директорам (высшее руководство), а также сведения о выплате вознаграждения каждому из пяти наиболее высокооплачиваемых руководителей (их имена должны быть указаны); данные о всех акционерах, владеющих свыше 5% акционерного капитала; сведения о возможном слиянии или реорганизации; предполагаемых поправках к Уставу, а также имена лиц или корпораций, приглашаемых для аудиторской проверки.

В Великобритании и других странах, использующих англо-американскую модель, требования к раскрытию информации аналогичны. Однако отчетность предоставляется каждые полгода, и, как правило, объем предоставляемых данных меньше по всем категориям, включая финансовую информацию и сведения по назначаемым директорам.

Действия корпорации, требующие одобрения акционеров, в англо-американской модели: избрание директоров и назначение аудиторов.

Существуют также другие, внеочередные вопросы, требующие одобрения акционеров. Среди них: учреждение или поправки к планам выпуска акционерных опционов (что непосредственно влияет на выплаты управляющим и директорам); слияния и поглощения; реорганизация, поправки к Уставу корпорации.

Существует одно важное различие между Великобританией и США: в США акционеры не имеют право голосовать по размеру дивидендов, предлагаемому Советом директоров, а в Великобритании, наоборот, этот вопрос выносится на голосование.

В англо-американской модели акционеры имеют право вносить предложения в повестку дня ежегодного общего собрания акционеров. Эти предложения, называемые предложениями акционеров, должны касаться непосредственно деятельности корпорации. Акционеры, владеющие более 10% капитала корпорации, имеют также право созывать внеочередное (чрезвычайное) собрание акционеров.

В США Комиссия по ценным бумагам и биржам выпустила множество различных правил по форме и содержанию предложений акционеров, о сроках и публикации этих предложений. Комиссия также регулирует взаимодействие между акционерами.

Взаимоотношения между участниками в англо-американской модели. Как уже отмечалось выше, в англо-американской модели четко определены вопросы отношений акционеров между собой и взаимоотношений акционеров с корпорацией. Важную роль в управлении акционерным обществом (корпорацией) играют независимые и саморегулируемые организации.

Акционеры могут осуществлять свое право голоса, не присутствуя на ежегодном общем собрании. Все зарегистрированные акционеры получают по почте следующие документы: повестку дня собрания со всей необходимой информацией, все предложения, годовой отчет корпорации и бюллетень для голосования.

Акционеры имеют возможность голосовать «по доверенности», т. е. они заполняют бюллетень и высылают его корпорации по почте. Посылая по почте бюллетень, акционер уполномочивает Председателя совета директоров действовать от его имени, т. е. выступать его доверенным лицом и распределять его голоса так, как указано в бюллетене.

В англо-американской модели институциональные инвесторы и различные финансовые специалисты следят за деятельностью корпорации и корпоративным управлением. Среди них инвестиционные фонды (например, индексные фонды и фонды, ориентирующиеся на конкретную отрасль промышленности); фонды рискового капитала, или фонды, инвестирующие в новые корпорации; агентства, оценивающие кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг; аудиторы и фонды, ориентирующиеся на предприятия-банкроты или убыточные корпорации.

В японской и немецкой моделях многие из этих функций, как правило, выполняет один банк. То есть, в этих моделях существует сильная взаимосвязь между корпорацией и ее основным банком.

Японская модель характеризуется высоким процентом банков и различных корпораций в составе акционеров; банковская система отличается прочными связями «банк корпорация»; законодательство, общественное мнение и промышленные структуры поддерживают «кейрецу», (т. е. группы корпораций, объединенных совместным владением заемными средствами и собственным капиталом); Советы директоров таких групп состоят преимущественно из «внутренних» членов; процент независимых членов чрезвычайно низок (а в некоторых корпорациях они вообще не присутствуют), что связано с существующими сложностями голосования.

При безусловной важности акционерного финансирования в большинстве японских корпораций основными владельцами акций являются инсайдеры. Поэтому они играют важную роль в отдельных корпорациях и во всей системе. Интересы же внешних инвесторов практически не учитываются. Процент иностранных инвесторов в японских корпорациях минимален, хотя даже небольшое число акционеров из других стран могло бы сделать японскую систему более удобной для внешних акционеров.

Ключевые участники в японской модели. Японская система корпоративного управления является многосторонней и базируется вокруг ключевого банка и финансово-промышленной сети или кейрецу.

Основной банк и кейрецу – это два разных, но дополняющих друг друга элемента японской модели. Практически все японские корпорации имеют тесные отношения со своим основным банком. Банк предоставляет своим корпоративным клиентам кредиты и услуги по выпуску облигаций, акций, ведению расчетных счетов и консалтинговые услуги. Основной банк, как правило, является главным держателем акций корпорации.

В США, например, антимонопольное законодательство препятствует одному банку играть такое количество различных ролей. Вышеуказанные функции, в основном, выполняются различными структурами:

Коммерческими банками – кредиты, ссуды;

Инвестиционными банками – выпуск акций;

Специализированными консалтинговыми корпорациями – голосование по доверенности и другие услуги.

Многие японские корпорации имеют также крепкие финансовые связи с сетью связанных с ними корпораций. Такие сети характеризуются общим заемным и акционерным капиталом, торговлей товарами и услугами и неформальными деловыми контактами. Они называются «кейрецу».

Государственная экономическая политика также играет одну из ключевых ролей в управлении японскими акционерными обществами. С 30-х гг. XX в. японское правительство проводит активную экономическую политику, направленную на оказание помощи японским корпорациям. Эта политика подразумевает официальное и неофициальное представительство правительства в Совете корпорации, в случаях, когда она находится в затруднительном финансовом положении.

Ключевыми участниками японской модели являются: главный банк (основной внутренний акционер), связанная с корпорацией (аффилированная) корпорация или кейрецу (еще один основной внутренний акционер), правление и правительство. Следует обратить внимание на то, что взаимодействие между участниками направлено на установление деловых контактов, а не на установление баланса сил, как в англоамериканской модели.

В отличие от англо-американской модели, независимые акционеры практически не в состоянии повлиять на дела корпорации. В результате этого действительно независимых акционеров, т. е. директоров, представляющих независимых (внешних) инвесторов, мало. Схема японской модели выглядит как разомкнутый шестиугольник (рис. 2).

Для формирования цельной картины о видах корпораций в зарубежном праве стоит сделать выдержку из работы Суханова Е.А., которая на сегодняшний день содержит лучшее сравнительно-правовое исследование корпоративных отношений, сложившихся в мировой практике :

«Перечень признаваемых законом корпораций в основных западноевропейских правопорядках ограничен следующим весьма небольшим набором из восьми традиционных организационно-правовых форм:

Три вида неправосубъектных объединений лиц - простое (в том числе негласное), полное (именуемое в германском праве открытым, а в швейцарском праве - коллективным) и коммандитное товарищества (общества);

Пять корпораций, являющихся юридическими лицами, - акционерное общество, акционерная коммандита (нередко рассматриваемая как разновидность акционерного общества), общество с ограниченной ответственностью, кооператив и некоммерческое объединение (союз).

Этот классический набор иногда варьируется по следующим причинам.

Во-первых, в отдельных правовых системах к нему добавляются некоторые исторически сложившиеся в качестве самостоятельных особые корпоративные формы: например, пароходство, объединение взаимного страхования и горно-правовой профсоюз в Германии; сберегательные кассы в Австрии; признаваемые правом отдельных швейцарских кантонов сельскохозяйственные кооперативы по совместному использованию пастбищ, лесов, водных источников. Их наличие следует считать национальными особенностями конкретных правопорядков.

Во-вторых, в соответствии с директивами Европейского союза в государствах - членах ЕС появились также три формы европейских корпораций: некоммерческое европейское экономическое объединение по интересам, европейское акционерное общество и европейский кооператив, пока, впрочем, не получившие широкого распространения.

В-третьих, отдельные правопорядки при необходимости вводят новые,

представляющиеся им современными корпоративные формы: партнерство в Германии, инвестиционное общество с переменным капиталом, называемое также и коммандитное общество для коллективных капиталовложений в Швейцарии, упрощенное акционерное общество во Франции и даже частный фонд в Австрии.

Таким образом, классический европейский стандарт из восьми корпоративных форм не является принципиально жестким, а допускает различные варианты с учетом национальных особенностей и современных тенденций экономического развития. Вместе с тем в европейском корпоративном праве действует принцип исчерпывающего перечня видов корпораций. В соответствии с ним не допускается создание корпорации соглашением учредителей (сторон товарищеского договора) в какой-либо форме, прямо не предусмотренной законом, даже если речь идет о неправосубъектной организации».

При обращении к действующему законодательству становится видно, что юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.

Попытаемся отразить разновидности организационно-правовых форм юридических лиц в действующем гражданском законодательстве с выделением корпоративных форм (см. Таблицу 4).

Таблица 4. Разновидности организационно-правовых форм юридических лиц по ГК РФ.

При взгляде на данную таблицу становится ясно, что группы организационноправовых форм серьезно видоизменились, и поэтому корпоративные юридические лица стоит классифицировать таким образом:

Стоит разделить корпорации на классы в зависимости от целей их деятельности:

1. Коммерческие, которые делятся на следующие организационно-правовые формы:

1.1. Хозяйственные товарищества;

1.2. Хозяйственные общества;

1.3. Крестьянские (фермерские) хозяйства;

1.4. Хозяйственные партнерства;

1.5. Производственные кооперативы.

2. Некоммерческие, которые делятся на следующие организационно-правовые формы:

2.1. Потребительские кооперативы;

2.2. Общественные организации;

2.3. Ассоциации (союзы);

2.4. Товарищества собственников недвижимости;

2.5. Казачьи общества;

2.6. Общины коренных малочисленных народов РФ.

В целом общая картина складывается весьма цельно, поэтому не стоит рассматривать данный вопрос более подробно, повторяя традиционный раздел «Юридические лица» курса «Гражданское право».

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Многообразие видов корпораций позволяет наиболее полно использовать их преимущества. В Гражданском кодексе РФ указаны закрытые и открытые АО.

По содержанию деятельности выделяются инвестиционные и производственные корпорации. Инвестиционные ИБГ -многопрофильные финансовые холдинги, которые не производят товары и услуги для внешних покупателей, а лишь покупают и продают активы, контролируют движение и доходность капиталов, управляют финансовыми рисками, подбирают руководителей входящих в холдинг корпораций и определяют их стратегию, организуют эмиссию и оборот ценных бумаг. Почти все эти ИБГ зарегистрированы за рубежом и представляют собой конгломераты - объединения компаний самых различных отраслей, связанные лишь единством собственности и финансового управления. Так, ИБГ `Ренова` владеет активами в металлургии, нефтяной, горнодобывающей, пищевой, химической промышленности, энергетике, ЖКХ. `Интеррос` наряду с Норильским комплексом включает холдинг `Профмедиа` (телеканал, радиостанции, издательства, электронная информация, развлечения). АФК `Система`, наряду с телекоммуникациями, разработкой и производством электронной техники, принадлежат строительные, девелоперские, туристские, нефтяные компании, Пермский машиностроительный холдинг.

Производственные корпорации (в `Базовом элементе` - Русский алюминий, Автопром, Ингосстрах, Главмосстрой, `Кабельные сети` и др.) организуют маркетинг, разработки, производство и сбыт товаров и услуг на определенном сегменте рынка, самостоятельно выходят на фондовый рынок. В их составе нередко создаются дочерние корпорации базового уровня (например, Саянский и Красноярский алюминиевые комбинаты), которые осуществляют оперативное управление производством в рамках общей стратегии.

По форме собственности выделяются государственные, публичные и семейные корпорации.

Государственные корпорации действуют в атомном комплексе (`Атомэнергомаш`), титановой отрасли, специальной металлургии. После возвращения незаконно выведенных активов государство вернуло себе контрольный пакет `Газпрома`.

Первоначально некоторые государственные корпорации, особенно в оборонно-промышленном комплексе и инфраструктуре (РАО `Железные дороги`, `Пулково`) создаются на базе федеральных ГУП со 100% государственным участием, Затем часть акций продается.

Публичные корпорации принадлежат большому числу акционеров, ни один из которых не имеет контрольного пакета. Однако, в целом доля публичных корпораций в их общей выручке составляет в России примерно ¼, а в США и ряде других стран - 4/5.

Семейные корпорации Рокфеллеров, Форда, Моргана, Ротшильдов, Сименсов, Байеров, Пежо, Тойота, Аньели сыграли особую роль в создании конкурентоспособной экономики США, ФРГ, Франции, Италии, Японии.


По характеру специализации корпорации делятся на горизонтально и вертикально интегрированные. В России преобладают вертикально интегрированные компании, которые включили в свой состав как поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, так и торговые, транспортные, финансовые фирмы. Это уменьшает риск срыва поставок, нарушения контрактов, завышения цен, но в то же время не позволяет полностью использовать преимущества глобализации, выбирая на основе конкурса лучшего поставщика, транспортировщика, дистрибьютора. Вертикально интегрированные нефтяные корпорации, которым принадлежат нефтеперегонные заводы (НПЗ), трубопроводы и АЗС, стали монополистами во многих регионах России, что позволяет им завышать цены на бензин.

Многие корпорации владеют непрофильными активами - морскими портами, телестанциями, газетами, футбольными командами и т.д.

По масштабу деятельности выделяются локальные, национальные и транснациональные корпорации (ТНК). По оценке Boston Consulting Group в России в 2007 г. действовало 7 ТНК - Газпром, Лукойл, РусАл, Северсталь, Норникель, Вымпелком и МТС. В Бразилии таких ТНК 12, в Индии - 21, в Китае - 44, в США, ЕС и Японии - по нескольку сотен. В последние годы российские корпорации все более активно приобретают активы в ближнем и дальнем зарубежье. Это позволяет выйти на новые рынки, получить передовые технологии, обойти таможенные барьеры.

Корпорация (от позднелат. «corporatio» — объединение) означает союз, группу лиц, объединенную общностью профессиональных или сословных интересов. Специалисты, изучающие римское право, полагали, что понятие «корпорация» происходит от латинского выражения «corpus habere», обозначающего права юридического лица. Организация, имеющая корпоративное устройство, полностью обособленная от лиц, входящих в ее состав, противопоставлялась договорным товариществам (societies), за которыми не признавались права юридического лица.
В течение длительного периода времени термин «корпорация» , по сути, служил синонимом юридического лица, к существенным признакам которого относились: имущественная обособленность, самостоятельная ответственность по своим долгам, возможность для корпорации вступать в правоотношения со своими участниками, а также выступать в качестве истца и ответчика в суде. Впоследствии в результате определения германскими цивилистами понятия «учреждение» термин «корпорация» приобрел современное значение. По мнению Н. С. Суворова, впервые различие между корпорациями и институтами (учреждениями) провел Гейзе, свой вклад в развитие теории корпорации внес Ф. К. Савиньи. Во второй половине XIX в. О. фон Гирке предложил концепцию «о союзных лицах (личностях)», среди которых он выделял государство, корпорации и институты (учреждения). По мнению этого ученого, корпорация есть реальное собирательное или составное лицо. Между ним и составляющими его индивидуальными лицами завязывается лично-правовой союз, который отсутствует вне корпорации. Союзная личность в понимании О. фон Гирке — это «признанная юридическим порядком способность человеческого союза как единого целого, отличного от суммы связанных индивидов, быть субъектом прав и обязанностей... О союзе, как и об индивиде, можно сказать, что они существуют настолько, насколько признаются объективным правом...».
Заслугой немецких юристов стало освещение вопросов членства и управления корпорацией. Они полагали, что существующая внутри корпорации устойчивая правовая связь (членство) между самой корпорацией и ее членами предопределяет особенности управления корпорациями.
Доктрина российского дореволюционного законодательства также предполагала разделение юридических лиц на соединение лиц (корпорации) и на учреждения (институты). Анализируя источники, С. Д. Могилевский заключает, что в российской доктрине XIX в. термин «корпорация», подобно германским концепциям, использовался как родовое понятие для группы юридических лиц, внутри которой выделялись два вида корпораций: публичные и частные.
Н. С. Суворов более века назад определил корпорацию как «юридическое лицо, имеющее своим субстратом союз физических лиц, за волю которого принимается соединенная воля всех членов корпорации. Помимо органов управления (администрации), корпорация всегда имеет членов, каждый из которых обладает возможностью проявить свои корпоративные права (избрание администраторов, выслушивание их отчетов, обсуждение на общих собраниях важнейших дел, касающихся корпорации)». За истекший период мало что изменилось в понимании сущности корпорации.
Переходя к современному периоду, следует заметить, что в зарубежных правопорядках отсутствует единообразное понимание корпорации. Такая ситуация объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, в большинстве стран это понятие не является законодательно закрепленным, а присутствует только на понятийном уровне. Во-вторых, термин «корпорация» имеет различную трактовку в континентальной и англосаксонской системах права.
Применительно к странам континентального права Е. А. Суханов пишет: «Перечень признаваемых законом корпораций в основных западноевропейских правопорядках ограничен весьма небольшим набором из восьми традиционных организационно-правовых форм: три вида неправосубъектных объединений лиц — простое (в том числе негласное), полное и коммандитное товарищества и пять видов корпораций, являющихся юридическими лицами, — объединение капиталов в форме акционерного общества, акционерной коммандиты (нередко рассматриваемой в качестве разновидности акционерного общества) либо общества с ограниченной ответственностью, а также кооператив и некоммерческое объединение (союз). ...Классический европейский "стандарт" из восьми корпоративных форм не является принципиально жестким, а допускает различные варианты с учетом национальных особенностей и современных тенденций экономического развития». понятие виды корпораций 2017
«В англо-американском праве исторически сложилось гораздо более узкое понимание корпорации (компании), чем в континентальном европейском праве. В эту категорию здесь включаются даже не все корпоративные юридические лица, а только business corporation (или company) — аналог европейских объединений капиталов.
При этом предмет англо-американского корпоративного права составляет исключительно статус признаваемых юридическими лицами корпораций (компаний), но не партнёрств.
Англо-американское право рассматривает в качестве предпринимательских корпораций любые компании с ограниченной ответственностью на паях (limited company by shares). Все эти limited company подразделяются на публичные (public held, сокращенно public), имеющие возможность прибегать к публичной подписке на свои акции/доли с помощью бирж, и частные, или закрытые (private, или closely held, сокращенно — closed), которые лишены таких возможностей».
Заметим, что в системе общего права термин «корпорация» часто используется довольно широко, обозначая целостность какого-либо образования и его возможность выступать участником правоотношений, по сути, отождествляется с понятием «юридическое лицо». Так, корпорациями могут быть признаны и некоммерческие корпорации (nonprofit corporation).
В целом при наличии особенностей и традиций правового регулирования в различных странах корпорация рассматривается как искусственная правовая конструкция, обладающая особенностями, отличающими ее от других видов организаций, и эти особенности связаны с внутренним организационным устройством, определяемым участием (или членством) в ней нескольких лиц.
Как следует из легального определения корпорации в российском законодательстве (ст. 65" ГК РФ), два признака характеризуют современную корпорацию: 1) право участия (членства) и 2) формирование высшего органа, который в зависимости от вида корпорации может именоваться собранием, съездом, конференцией.
В определении корпорации ГК РФ не делает различий между коммерческими и некоммерческими корпорациями, при том, что эти различия, безусловно, имеются. Так, в коммерческих корпорациях учредители (участники) вносят вклады в имущество корпорации «в обмен» на владение акциями, долями, паями в уставном (складочном) капитале. Лицо становится участником коммерческой корпорации с того момента, как в установленном законом порядке осуществлена регистрация возникновения (перехода) права на акции (доли, паи), например, для акционерных обществ — с момента внесения данных в реестр акционеров; для обществ с ограниченной ответственностью — с момента внесения сведений в ЕГРЮЛ.
Сущностной характеристикой при определении корпорации является участие или членство — правовое отношение, возникающее между корпорацией как юридическим лицом и каждым из участников.
Содержанием или элементами этого правоотношения являются корреспондирующие субъективные права и обязанности корпорации и ее участника.
Подчеркнем, что в российском законодательстве корпорация — это не организационно-правовая форма юридического лица, а родовое понятие для некоторых видов юридических лиц, соответствующих указанным в законе признакам. Пункт 65 ГК РФ содержит закрытый перечень корпоративных организаций и призван положить конец дискуссиям о видах корпораций. В частности, теперь к коммерческим корпорациям отнесены хозяйственные товарищества и крестьянские фермерские хозяйства, образованные с использованием юридического лица (ст. 86 ГКРФ).
Корпоративные коммерческие организации имеют следующие отличия от унитарных коммерческих организаций:
1) участие (членство) и соответственно наличие у участников корпоративных прав;
2) наличие уставного (складочного) капитала, паевого фонда, разделенного на определенное число акций (долей, паев);
3) принадлежность корпорации имущества на праве собственности, в том числе внесенного участниками в качестве вкладов, в отличие от унитарного предприятия, которое не наделено правом собственности на закрепленное за ним имущество (имущество унитарного предприятия принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления);
4) организация управления корпорацией, заключающаяся в привлечении к управлению самих акционеров (участников, партнеров, членов кооператива), в том числе путем голосования на общих собраниях, а также формирования других органов управления и контроля корпорации;
5) наличие у корпоративных коммерческих организаций общей правоспособности, в отличие от специальной, установленной законодательством для унитарных предприятий.
Ниже будут рассмотрены коммерческие корпорации, осуществляющие предпринимательскую деятельность и имеющие целью получение прибыли. В ЕГРЮЛ по состоянию на 1 июля 2015 г. 86% составляют коммерческие организации, из них 95% — общества с ограниченной ответственностью; 3,2% — акционерные общества; 0,7% — производственные кооперативы; 0,02% — товарищества, из них 37% — полные и 63% — на вере; 0,59% — унитарные коммерческие организации; 0,3% — прочие коммерческие организации. Таким образом, коммерческие корпорации составляют 99% от общего числа коммерческих организаций.

В современной мировой практике основной формой организации и управления хозяйственными процессами, в которых требуется объединение сразу нескольких заинтересованных сторон, стала корпорация. Рассмотрим подробнее, что такое корпорация, каковы ее характеристики и типы. А также выделим основные отличия западной и восточной моделей корпоративного объединения.

Понятие корпорации

Согласно общему определению, корпорация – это объединение юридических и физических лиц для достижения общей цели. В совокупности эта объединенная группа представляет собой новое юридическое лицо, а каждый из его участников – собственник определенной доли. Интересно то, что владельцы этих самых долей практически никогда не занимаются управлением. По сути, корпорацией управляют наемные работники, специалисты своего дела.

Что такое корпорация по своей структуре? Это союз, который обладает внутренней организацией и объединяет своих членов в единый коллектив. Также он является субъектом обязанностей и прав. Еще проще корпорацию расшифровывают как группу лиц, объединенных одной общей целью и выполняющих свою деятельность в течение долгого времени, чтобы осуществить эту цель.

Корпорация может иметь под своей «крышей» несколько разных бизнесов, но все они находятся под единым финансовым контролем.

Характеристики корпорации

Финансисты выделяют несколько основных признаков, характеризующих корпорации. Среди них:

  • Наличие собственников или акционеров, которые могут владеть пакетами акций разного объема. Акционеры отделены от управления, однако, серьезные решения принимаются на совете директоров. Другими словами, никогда одна персона не может решать какие-то важные вопросы самостоятельно, этим занимается группа людей.
  • Имеет место делегирование полномочий, то есть создаются несколько «узлов» принятия решений;
  • В состав корпорации входит сразу несколько предприятий различного характера. В данном случае деятельность корпораций специально ориентирована на разные виды бизнесов, чтобы распределить риски между ними.
  • Лидирующее положение на рынке. Уверенная позиция на рынке (например, строительном) позволяет корпорациям управлять данной структурой, производить и реализовывать продукцию, формировать рынок новых товаров.
  • Огромное число сотрудников, которое может достигать нескольких тысяч человек. Данный факт делает процесс управления сложным, поскольку необходимо налаживать четкий контроль и проверку качества работы.

Зачастую ошибочно считают, что корпорациями являются компании в той или иной отрасли. Однако это далеко не так, корпорации и компании значительно отличаются друг от друга. В частности, компании не имеют глобального влияния на рынок, в то время как корпорации способны организовывать новые рынки.

Что важно для корпораций?

Одним из самых важных моментов, влияющих на авторитет корпорации, является ее имидж. Все крупные корпорации обязательно заботятся о своем положительном имидже, чтобы быть привлекательными для общества. С этой целью любое уважающее себя корпоративное объединение стремится:

  • Быть социально-ориентированным. Это значит, что любая продукция и услуги должны соответствовать запросам общества.
  • Нести социальную ответственность, т. е. обеспечивать каждому работнику необходимый социальный пакет, включающий различные гарантии и страховки, возможность своевременного получения медицинской помощи и пр.
  • В своей деятельности не нарушать законы и правила.
  • Ставить на первое место желание потребителя, поскольку от его растрат зависит финансовое положение корпорации.
  • Соблюдать права сотрудников, партнеров и принимать во внимание общественное мнение.

Также немаловажное значение для корпораций имеет корпоративная культура. Ведь что такое корпорация без собственной культуры и традиций? У каждого подобной организации имеются свои внутренние формальные и неформальные правила «ведения игры», свой кодекс этики и чести или даже собственная конституция. Это дает возможность всему коллективу заниматься деятельностью на общее благо, а каждому его члену чувствовать себя причастным к чему-то единому и глобальному.

История корпораций

Много веков назад люди не знали, что такое корпорация в ее современной трактовке, хотя корпоративные объединения уже тогда начали появляться. Впервые отмечается их возникновение во времена Древнего Рима, когда при республике разрешалось создавать новые корпорации без проблем. Единственным условием было соблюдение государственных законов. Правила изменились, когда наступили времена империи: для создания корпорации нужно было обращаться в сенат за специальным соглашением. Управление осуществлялось людьми, выбранными из создателей. Если деятельность корпорации прекращалась, то всю ее собственность делили между участниками.

На сегодняшний день самой старой корпорацией считается медный рудник под названием Stora Kopparberget, расположенный на территории Швейцарии. Еще в XIV столетии это объединение получило устав, подписанный лично королем Магнусом Эрикссоном.

В XVII веке многие европейские государства имели право вести бизнес со своими колониями. Подобные организации в некотором роде напоминают современные транснациональные корпорации. В качестве примера можно привести Голландскую Ост-Индийскую компанию и Компанию Гудзонова залива.

Корпорации современности

В наше время ключевую роль в рыночной экономике большинства развитых стран играют сверхкрупные объединенные организации – корпорации. В частности, в Соединенных Штатах, Канаде, Японии корпорации считаются основной формой предпринимательской деятельности. В этих государствах под контролем корпоративных объединений находится более пятидесяти процентов производства промышленных товаров и торговой деятельности. Также благодаря существованию корпораций ведущие державы мира владеют большей частью лицензий и патентов на новейшие технические разработки, медицинские препараты и пр.

Отличительной чертой современных корпораций является то, что продолжительность их существования не ограничена, поскольку акции можно свободно передавать другим собственникам. Также корпорация может выпустить новый пакет акций, чтобы привлечь инвесторов и, соответственно, инвестиции со стороны.

Виды корпоративных объединений

На сегодня существует несколько разновидностей корпоративных объединений, которые приняты в большинстве стран мира:

  • акционерное общество открытого типа;
  • общество с ограниченной ответственностью;
  • синдикат;
  • картель;
  • трест;
  • концерн;
  • холдинг;
  • финансово-промышленные группы;

Обязательства и права

В каждой державе по закону определяются ответственность и права всех типов корпораций. Также законодательно обозначаются ограничения касательно форм деятельности корпораций и их состава, а также применяются особые меры по предотвращению трансформации их в монополии. В случае нарушения каких-либо правил или ограничений государство имеет право применить санкции относительно корпорации-нарушителя.

В 90% случаях предприятия, входящие в состав корпоративного объединения, полностью зависят от него в экономическом и финансовом плане. Но бывает, когда предприятие имеет свои акции и своих акционеров. Таким примером может служить финансовая корпорация, которая объединяет под своим «крылом» финансовые группы. Это говорит о том, что отношения внутри корпораций достаточно сложны и разнообразны.

Формы экономических отношений

Среди большого числа вариаций отношений между предприятиями и корпорациями эксперты выделяют те, которые встречаются чаще всего:

  • Финансовое управление предприятием со стороны корпорации. В этом случае все остальные виды деятельности предприятие осуществляет самостоятельно. В него обязательство входит лишь пункт относительно финансов – исполнение определенной части корпоративного бюджета.
  • Поглощение организации. Это означает, что руководство, управление и функционирование полностью переходит в руки менеджеров корпорации.
  • Покупка предприятия, которое было выставлено на аукцион по причине неэффективной деятельности.
  • Превращение организаций в филиалы корпорации, которые становятся представительством объединения в другом городе или стране.
  • Создание консорциума – временного объединения организаций и фирм с целью решения какой-либо общей производственной задачи.

Отличия западной и восточной моделей

Для примера можно рассмотреть американскую и японскую модели корпоративных объединений. Главное отличие в них – корпоративное поведение и отношение к работе. Если японцы, включая даже самых мелких предпринимателей, ориентированы на общие интересы корпорации, то американцы больше беспокоятся о личностном росте. В этом проявляется уровень индивидуализма.

На Востоке для работника почетно всю жизнь работать на одну компанию. Поменять фирму для японца означает почти то же самое, что развестись с супругой, что в обществе неприемлемо. А для жителя западных стран вполне нормально рассылать резюме по разным корпорациям и переходить в ту, где предлагаются более выгодные условия.

Однако обе модели имеют свои достоинства и недостатки. Японские корпорации всегда выпускали качественную продукцию даже массового производства, чем выигрывали у других компаний. Но что касается инноваций в разных сферах, то здесь лидируют американские объединения.