Почему судьбы героев романа евгений онегин трагичны. Сочинение: Трагизм судьбы Евгения Онегина. Дамы и Евгений

Роман "Евгений Онегин" - величайшее произведение П. Поэт работал над ним более 7лет. Действие романа разворачивается на широком фоне русской действительности 20-х годов XIXвека. В центре внимания - быт столичного дворянства эпохи духовного искания передовой дворянской интеллигенции. Задуманный и начатый в годы общественного подъема перед выступлением декабристов, роман в своих основных главах создавался и заканчивался после разгрома декабристского движения. Пушкин показал движение истории через меняющиеся судьбы и характеры основных героев романа. Главный герой по имени которого и назван роман, - Евгений Онегин. Это молодой столичный аристократ 20-х годов XIXвека, получивший типичное светское воспитание. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Его детство прошло в отрыве от народа, от всего русского, национального. Он воспитывался французами-гувернерами. Воспитание и образование носили поверхностный характер и не подготовили его к реальной жизни. Учили его "всему шутя", "чему-нибудь и как-нибудь". Но Онегин все же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. Он знал немного классическую литературу, римскую и греческую, историю "от Ромула до наших дней", имел представление о политэкономии Адама Смита. Безукоризненный французский язык, изящные манеры, остроумие и искусство поддерживать разговор делают его в глазах общества блестящим представителем молодежи своего времени. Молодой Онегин стремится полностью отвечать идеалу светского человека. Богатство, роскошь наслаждение жизнью, блестящий успех в свете и у женщин-вот что привлекает главного героя романа.

На светскую жизнь у Онегина ушло около 8 лет. Но он был умен и стоял значительно выше светской толпы. Неудивительно, что он почувствовал отвращение к своей пустой праздной жизни. "Резкий, охлажденный ум" и пресыщение удовольствиями света, привели к тому, что у Онегина наступило глубокое разочарование, "русская хандра им овладела".

Томясь скукой, Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Первой попыткой его была литературная работа. Но система воспитания не научила его работать, поэтому"ничего не вышло из пера его". Онегин начинал читать:"читал, читал, а все без толку".

В деревне он делает еще одну попытку практической деятельности:

В своей глуши, мудрец пустынный,

И раб судьбу благословил.

Оброком легким заменил: Но и эта деятельность от скуки, "чтоб только время проводить", не захватила Онегина. И он снова погрузился в хандру.

Предрассудки света, закрепленные всем ходом жизни, были прочны в душе героя. Их можно было преодолеть только жизненными испытаниями, душевными страданиями, соприкосновением с реальной жизнью. Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу "старого"и"нового" в его сознании, сопоставляя с другими героями романа:Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы. Сложность и противоречивость характера Онегина раскрывается прежде всего в его взаимоотношениях с Татьяной. В новом соседе она увидела тот идеал, который давно уже сложился у нее под влиянием книг. Благородство и смелость Онегина отвечают ее затаенным взглядам и демократическим настроениям.

Все лучшее, чистое, светлое, не тронутое светской моралью проснулось в душе Онегина:

Мне ваша искренность мила,

Она в волненье привела

Давно умолкнувшие чувства.

Но безразличие к жизни, пассивность, "желание покоя", равнодушие и внутренняя опустошенность вступили тогда в душе Онегина в противоречие с искренними чувствами и победили, подавили его. Он отказался от любви провинциальной мечтательницы. Еще трагичнее столкновение "старого" и "нового" в сознании Онегина раскрывается в его взаимоотношениях с Ленским. Онегин и Ленский выделялись из окружающей среды высоким интеллектом и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков. Однако они были совершенно противоположенными натурами. Один был холодным разочарованным скептиком, другой - восторженным романтиком, идеалистом.

Судьбы лучших героев романа трагичны. Права ли Татьяна, говоря, что в деревне «счастье было так возможно, так близко»? Почему мечты Ленского о счастье не сбылись?

Ленский гибнет, потому что не может принять условий жизни и трезво видеть мир, не может, как пишет Белинский, «развиваться и идти вперед». Онегин и Татьяна во многом изменились решительно. Но почему же все более углубляется их конфликт с окружающим миром? Почему этот мир представлен разными кругами общества (деревня, Москва, Петербург)? Чем характерен каждый из этих кругов и почему ни в одном из них герои не могут себя чувствовать удовлетворенными?

Пушкинский роман в стихах проникнут ощущением безграничности жизни. Художественное пространство романа так велико, что Белинский по праву назвал его «энциклопедией русской жизни».

Деревня, Москва, Петербург оказываются основными кругами жизни, через которые автор проводит героев, сравнивая их отношение к этим кругам своим. Несходство этих слоев русской жизни для Пушкина принципиально важно. Столкновение героев с одним из них не давало бы еще права говорить о трагедии. Но Онегин, Татьяна, Ленский не могут принять ни провинциальной неподвижности, ни столичной суеты.

Каждый круг жизни характеризуется в романе по правилам линейной перспективы. На первом плане выписаны два-три портрета (для деревенского круга: Ларины, дядя Онегина, Зарецкий), затем несколькими штрихами очерчены эпизодические герои (например, гости на именинах Татьяны). В каждом случае Пушкин непременно дает строфу, которая объединяет впечатления об этом круге общества и выделяет наиболее характерную отличительную его сторону. Для поместного круга такой определяющей чертой оказывается примитивность. Дядя Онегина, который «в окно смотрел да мух давил», простодушные Ларины, которым «квас, как воздух, был потребен», Зарецкий, «трибун трактирный» и «отец семейства холостой», - наиболее характерные фигуры этого круга. Зарецкий нарисован в духе образов Грибоедова, на которого Пушкин почти ссылается («И вот общественное мненье!»).

Пушкин использует классический способ характеристики героев с помощью фамилий. Этот прием знаком нам по комедии Фонвизина «Недоросль». Отчего это возможно? Провинциальные помещики так примитивны, односложны, что суть каждого из них может быть обозначена: «Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков», которых он «гвоздил», довел до разоренья; «уездный франтик Петушков» и т.д. Отсутствие душевных движений и духовных интересов, невежество показаны как следы примитивности провинциальных помещиков, общий портрет которых дан в XI строфе второй главы («Их разговор благоразумный О сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне...»). Главные герои романа, естественно, оказываются чужды этому кругу. Ленский «бежал… из беседы шумной»; Онегин прослыл «опаснейшим чудаком»; Татьяна даже «в семье своей родной казалась девочкой чужой», предстоящая встреча с гостями на именинах пугает ее (Татьяна видит во сне «Копыта, хоботы кривые, Хвосты хохлатые, клыки...»). Отталкивание героев от примитивной среды возвышает их в глазах автора и читателей романа.

Однако Пушкин не хочет воспринимать этот круг жизни однозначно. В деревенской жизни поэт видит не только примитивизм, но и естественность, не только бессмысленную пустоту, но и «сельскую свободу». Деревня дорога поэту потому, что здесь возможна сосредоточенность, здесь человек слышит свой внутренний голос:

Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины:

Живее творческие сны.

И герои романа отчасти разделяют эти чувства. Татьяна в этом смысле наиболее близка автору («Вставая с первыми лучами, Теперь она в поля спешит...» - XVIII и XXIX строфы седьмой главы). Поэзия «мирной жизни» знакома и Ленскому («Я модный свет ваш ненавижу...»). На какое-то время погружен в «беспечную негу» деревенской жизни и Онегин (четвертая глава). Но герои не способны находить в любом проявлении жизни ее поэтические стороны. Этот дар любви спасает Пушкина от отчаяния, опустошения, позволяет ему найти выход из трагедии, к которой подведены герои.

Характеристика Москвы на страницах романа во многом напоминает колкие фразы Грибоедова. Главным качеством в характеристике московского круга у Пушкина оказывается неподвижность. Эта упрямая старина, не желающая меняться, удручала Чацкого («Что нового покажет мне Москва?»). Пушкин сохраняет этот мотив («Но в них не видно перемены...»).

Отношение Пушкина к Москве все же не однозначно. В эпиграфах к седьмой главе даны разные, но неизменно положительные ее оценки. Консерватизм барской Москвы поэта отталкивает, самодовольство московских кузин и «архивных юношей» в отношении к Татьяне кажется смешным. Но постоянство, верность Москвы себе, древним устоям русской жизни рождает в поэте теплоту, нежность, даже гордость. Этот город детства поэта и исторической памяти народа становится для Пушкина опорой в его «блуждающей судьбе».

Но московские впечатления Татьяны горьки:

Татьяна смотрит и не видит,

Волненье света ненавидит;

Ей душно здесь… она мечтой

Стремится к жизни полевой…

Поместный круг Татьяна терпит, барский московский - ненавидит, называя его «ветошь маскарада».

Петербург восьмой главы действительно нарисован Пушкиным как царство строгих правил благопристойного лицемерия. Начиная с «пожилых дам в чепцах и розах, с виду злых», до «диктатора больного», румяного «как вербный херувим», - все играют какую-нибудь роль.

Образ Петербурга-маскарада был закреплен дальнейшей историей русской литературы.

Автору «Евгения Онегина» и «Медного всадника» холодность, жестокость, призрачность великолепия Петербурга известны. Но Пушкин видит здесь и другое. Его муза любуется «шумной теснотою, Мельканьем платьев и речей, Явленьем медленным гостей». Достоинство, отточенность форм, напоминающая высшие образцы искусства («И темной рамою мужчин Вкруг дам, как около картин»), сдержанность аристократизма, отсутствие вульгарности, стройность упорядоченности и ума, синий лед Невы, на котором играет солнце, - поэт и в Петербурге видит то, что позволяет его любить.

Образ «осени гнилой» из седьмой главы переходит в восьмую и выявляет обреченность героев. Но за что же их винит поэт? Неприятие Петербурга, Москвы, деревни этими героями так оправдано! Однако Онегин не только в Петербурге «для всех кажется чужим». Эта охлажденность героя, неотданность чему бы то ни было неприемлемы для автора. Неизбежность конфликта Онегина с обществом очевидна, но, по мысли Пушкина, этот конфликт, как и все чувства героя, мог быть острее, беспощаднее, ярче проявлен:

Дни мчались; в воздухе нагретом

Уж разрешалася зима;

И он не сделался поэтом,

Не умер, не сошел с ума.

В чем же смысл этого пушкинского упрека? Вероятно, прежде всего это упрек в пассивности чувств, поступков, желаний, в отсутствии той широты и любви к миру, которая делает людей поэтами. Трагедия героев обусловлена все нарастающим конфликтом с обществом и невыраженностью этого конфликта в действии. Он существует лишь в их чувствах. Татьяна, предпочитая «полку книг и дикий сад» блеску, шуму и чаду Петербурга, остается в свете. Онегин не в силах порвать с обществом, которого он принять не может.

Трагизм конфликта героев с обществом усугубляется их непониманием друг друга. Друзья стреляются на дуэли; люди, любящие друг друга, расстаются. Человеческие чувства отступают перед общественными предрассудками. Герои изолированы, разделены, несмотря на внутреннюю близость. В этом одна из причин их трагического мироощущения.

Пушкин отмечает трагическую разъединенность не только в Онегине и Ленском, но и в Онегине и Татьяне, Ленском и Татьяне:

Когда б он знал, какая рана

Моей Татьяны сердце жгла!

Когда бы ведала Татьяна,

Когда бы знать она могла,

Что завтра Ленский и Евгений

Заспорят о могильной сени:

Ах, может быть, ее любовь

Друзей соединила б вновь!

Разделенность Онегина и Татьяны художественно закреплена в формах их общения. Сначала она пишет письмо - он отвечает холодным объяснением. Затем он пишет письмо - она произносит отповедь. Чувства героев остаются непонятыми, неразделенными. Это обмен монологами, а не общение.

На фоне излюбленной автором диалогической речи, его постоянной беседы с читателем, героями, собратьями по искусству, его обращений к Москве, полям, актерам монологи героев особенно выделяются, становясь символами их одиночества.

Разделенность героев объясняется не их равнодушием к другим, а неспособностью воспринять строй чувств другого человека, отрешившись от привычного для себя взгляда. Даже в минуту последнего объяснения с Онегиным, когда Татьяне «внятно все», она не может освободиться от оглядки на свет, и это приводит ее к жестокости подозрений («Зачем у вас я на примете?»).

Основой образа каждого героя Пушкин делает определенное миросозерцание: скептическое, трезво реалистическое - Онегин; романтическое - Ленский; сентиментальное - Татьяна. Речь идет не о литературных направлениях, а об отношении к жизни, характерном для определенной исторической эпохи и нашедшем выражение в том или ином течении искусства. В самом деле, культ чувства, семьи, долга, природы, близость к народу оказываются в Татьяне «типом сознания» (Г.А. Гуковский), близким сентиментализму. Пушкин как бы испытывает каждое из этих отношений к жизни, сопоставляет их, сталкивая в действии романа, выделяя сильные и слабые стороны не только индивидуальных характеров, но и типических миросозерцании.

Трагизм судьбы Евгения Онегина

Роман "Евгений Онегин" - величайшее произведение П. Поэт работал над ним более 7лет. Действие романа разворачивается на широком фоне русской действительности 20-х годов XIXвека. В центре внимания - быт столичного дворянства эпохи духовного искания передовой дворянской интеллигенции. Задуманный и начатый в годы общественного подъема перед выступлением декабристов, роман в своих основных главах создавался и заканчивался после разгрома декабристского движения. Пушкин показал движение истории через меняющиеся судьбы и характеры основных героев романа. Главный герой по имени которого и назван роман, - Евгений Онегин. Это молодой столичный аристократ 20-х годов XIXвека, получивший типичное светское воспитание. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Его детство прошло в отрыве от народа, от всего русского, национального. Он воспитывался французами-гувернерами. Воспитание и образование носили поверхностный характер и не подготовили его к реальной жизни. Учили его "всему шутя", "чему-нибудь и как-нибудь". Но Онегин все же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. Он знал немного классическую литературу, римскую и греческую, историю "от Ромула до наших дней", имел представление о политэкономии Адама Смита. Безукоризненный французский язык, изящные манеры, остроумие и искусство поддерживать разговор делают его в глазах общества блестящим представителем молодежи своего времени. Молодой Онегин стремится полностью отвечать идеалу светского человека. Богатство, роскошь наслаждение жизнью, блестящий успех в свете и у женщин-вот что привлекает главного героя романа.

На светскую жизнь у Онегина ушло около 8 лет. Но он был умен и стоял значительно выше светской толпы. Неудивительно, что он почувствовал отвращение к своей пустой праздной жизни. "Резкий, охлажденный ум" и пресыщение удовольствиями света, привели к тому, что у Онегина наступило глубокое разочарование, "русская хандра им овладела".

Томясь скукой, Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Первой попыткой его была литературная работа. Но система воспитания не научила его работать, поэтому"ничего не вышло из пера его". Онегин начинал читать:"читал, читал, а все без толку".

В деревне он делает еще одну попытку практической деятельности:

В своей глуши, мудрец пустынный,

И раб судьбу благословил.

Оброком легким заменил: Но и эта деятельность от скуки, "чтоб только время проводить", не захватила Онегина. И он снова погрузился в хандру.

Предрассудки света, закрепленные всем ходом жизни, были прочны в душе героя. Их можно было преодолеть только жизненными испытаниями, душевными страданиями, соприкосновением с реальной жизнью. Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу "старого"и"нового" в его сознании, сопоставляя с другими героями романа:Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы. Сложность и противоречивость характера Онегина раскрывается прежде всего в его взаимоотношениях с Татьяной. В новом соседе она увидела тот идеал, который давно уже сложился у нее под влиянием книг. Благородство и смелость Онегина отвечают ее затаенным взглядам и демократическим настроениям.

Все лучшее, чистое, светлое, не тронутое светской моралью проснулось в душе Онегина:

Мне ваша искренность мила,

Она в волненье привела

Давно умолкнувшие чувства.

Но безразличие к жизни, пассивность, "желание покоя", равнодушие и внутренняя опустошенность вступили тогда в душе Онегина в противоречие с искренними чувствами и победили, подавили его. Он отказался от любви провинциальной мечтательницы. Еще трагичнее столкновение "старого" и "нового" в сознании Онегина раскрывается в его взаимоотношениях с Ленским. Онегин и Ленский выделялись из окружающей среды высоким интеллектом и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков. Однако они были совершенно противоположенными натурами. Один был холодным разочарованным скептиком, другой - восторженным романтиком, идеалистом.

В чем заключается драматизм судьбы Онегина? Ведь герой умен, молод, здоров, красив, богат и при этом несчастлив. Корни того, в чем заключается суть драматизма судьбы Онегина, следует искать в детстве героя, затем в юности, пробежавшей напрасно и бесцельно, а его зрелость покажет результаты бесцветного и пустого жизненного пути. Так мы впервые встретимся с «лишним человеком».

Детство Евгения

Как описывает автор беспечное детство героя? Его учили всему понемногу, бессистемно, как-нибудь и чему-нибудь. По верхам его познакомили со всем, что прилично знать, не углубляясь, молодому светскому человеку. Отсюда его некоторое знание латыни и блестящее - французского. Он, вероятно, был ему привычнее, чем русский, на котором он говорил со слугами. Первый признак, по которому можно судить, в чем заключается драматизм судьбы Онегина, - это отсутствие систематического серьезного образования, которое учит ставить в жизни высокие цели и стремиться к их достижению.

Занятия в юности

Наш герой нигде не служит. Ему не требуется ходить в полк или в канцелярию. До полудня Онегин нежится в постели. В это время ему несут записочки с приглашениями на бал или на детский праздник.

Перебирая их, он не знает, на чем остановиться. А может, это будет театр? Ведь за кулисами он чувствует себя как дома. И обязательно надо не только тщательно одеться, но и привести в порядок руки. Собой он занимается, как завзятая кокетка. В чем заключается драматизм судьбы Онегина? Он занят только собой любимым. По существу, его больше никто не интересует.

Дамы и Евгений

К ним Онегин испытывает особый интерес. Увлечь, вскружить голову и насладиться, будучи прохладно-равнодушным, полученным результатом. Но это ложный путь. Это дорога в никуда. Одна победа, другая, третья, десятая, и становится совершенно скучно. А дальше-то что? Все одно и то же. Все действия отработаны, как у хорошего механизма, поскольку кокетство действует, точнее, следует по точным и выверенным законам. Нет настоящего чувства, есть голый расчет - вот в чем заключается драматизм судьбы Онегина. Она идет по одной и той же колее, никуда не отклоняясь.

Деревня

Только благодаря дядюшке, по воле случая Евгений оказался в деревне. Он попробовал ввести нововведения, но ему все быстро надоело, и Онегин заскучал в этом прелестном уголке. Когда человек не ищет цель в жизни, тогда ему все скучно.

Единственный человек, которого отметил для себя Евгений, был Ленский. Но его Онегин не пожалел и предал, ухаживая из мелкой мести за Ольгой. Маленькое развлечение Ленский воспринял очень серьезно и был убит на дуэли своим другом. Это ли не драматизм судьбы Онегина? Описание его мыслей, которые предшествовали дуэли, - это смесь осуждения себя за глупую, никому ненужную шутку, и боязнь, как посмотрят на него, если он откажется от поединка, те, кого он презирает, - деревенское общество.

Первая встреча с Татьяной

Татьяна не стоит особняком в романе. Она, с одной стороны, обычная уездная барышня, а с другой - полная подлинной поэзии девушка, цельная и, если в нее внимательно всмотреться, противоречивая. Один простой пример. Она, по утверждению автора, «по-русски плохо знала, журналов наших не читала». Так на каком же языке она разговаривает со своей няней?

С Онегиным и Ленским, конечно, по-французски, но откуда в ней взялось чистое искренне чувство к Онегину? Из ее французских романов, которыми она зачитывалась? Как решилась девушка на признание в любви к человеку, которого она видела считанные разы? Прав был Онегин, выговаривая ей, «к беде неопытность ведет». Он далеко не уверен в себе и готов относиться к Татьяне только по-братски. К тому же случилась злополучная дуэль с Ленским, и Онегин уезжает, пытаясь бежать от себя. Он не угадал в Татьяне того духовного потенциала, который в ней был, хотя и сразу отметил ее неординарность.

Идеал женщины

И вот, спустя два года, на балу в Петербурге перед ним величавая гранд-дама. Она красива особой простотой, не простушки, а тем, что ее истинное «я» - ум, знания, инстинктивная женственность, в которой нет манерности, умение слушать и спокойно разговаривать, все то, что она впитала в деревне, бывая в доме Онегина и читая его книги, - все проявилось теперь на людях, в высшем свете.

Она его не жалует, но как культурный человек спокойно к нему относится, не завышая требования к окружающим ее людям, но и не занижая к себе самой. Именно любовь к Онегину позволила ей стать достойной того положения, которое она теперь занимает. Эта любовь стала постоянным стимулом к самосовершенствованию. И когда ей предлагается Онегиным единственное, что он может предложить, - адюльтер, то она воистину оскорблена. Она плачет, читая его письма, они жгут ей сердце искренностью чувства, но ответить так, как хотелось бы Онегину, Татьяна просто не может. Она замужем, и этим сказано все.

Так в чем заключается драматизм судьбы Онегина? Сочинение на эту тему написать теперь легко, ведь все факты представлены вашему вниманию.

Над ним более 7лет. Действие романа разворачивается на широком фоне русской действительности 20-х годов XIXвека. В центре внимания - быт столичного дворянства эпохи духовного искания передовой дворянской интеллигенции. Задуманный и начатый в годы общественного подъема перед выступлением декабристов , роман в своих основных главах создавался и заканчивался после разгрома декабристского движения. Пушкин показал движение истории через меняющиеся судьбы и характеры основных героев романа. Главный герой по имени которого и назван роман, - Евгений Онегин. Это молодой столичный аристократ 20-х годов XIXвека, получивший типичное светское воспитание. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Его детство прошло в отрыве от народа, от всего русского, национального. Он воспитывался французами-гувернерами. Воспитание и образование носили поверхностный характер и не подготовили его к реальной жизни. Учили его "всему шутя", "чему-нибудь и как-нибудь". Но Онегин все же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. Он знал немного классическую литературу , римскую и греческую, историю "от Ромула до наших дней", имел представление о политэкономии Адама Смита. Безукоризненный французский язык , изящные манеры, остроумие и искусство поддерживать разговор делают его в глазах общества блестящим представителем молодежи своего времени. Молодой Онегин стремится полностью отвечать идеалу светского человека . Богатство, роскошь наслаждение жизнью, блестящий успех в свете и у женщин-вот что привлекает главного героя романа.

На светскую жизнь у Онегина ушло около 8 лет. Но он был умен и стоял значительно выше светской толпы. Неудивительно, что он почувствовал отвращение к своей пустой праздной жизни. "Резкий, охлажденный ум" и пресыщение удовольствиями света, привели к тому, что у Онегина наступило глубокое разочарование, "русская хандра им овладела". Томясь скукой, Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Первой попыткой его была литературная работа . Но система воспитания не научила его работать , поэтому"ничего не вышло из пера его". Онегин начинал читать:"читал, читал, а все без толку". В деревне он делает еще одну попытку практической деятельности: В своей глуши, мудрец пустынный, И раб судьбу благословил. Оброком легким заменил: Но и эта деятельность от скуки, "чтоб только время проводить", не захватила Онегина. И он снова погрузился в хандру. Предрассудки света, закрепленные всем ходом жизни, были прочны в душе героя. Их можно было преодолеть только жизненными испытаниями , душевными страданиями , соприкосновением с реальной жизнью. Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу "старого"и"нового" в его сознании, сопоставляя с другими героями романа:Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы. Сложность и противоречивость характера Онегина раскрывается прежде всего в его взаимоотношениях с Татьяной. В новом соседе она увидела тот идеал, который давно уже сложился у нее под влиянием книг. Благородство и смелость Онегина отвечают ее затаенным взглядам и демократическим настроениям. Все лучшее, чистое, светлое, не тронутое светской моралью проснулось в душе Онегина: Мне ваша искренность мила, Она в волненье привела Давно умолкнувшие чувства. Но безразличие к жизни, пассивность, "желание покоя", равнодушие и внутренняя опустошенность вступили тогда в душе Онегина в противоречие с искренними чувствами и победили, подавили его. Он отказался от любви провинциальной мечтательницы. Еще трагичнее столкновение "старого" и "нового" в сознании Онегина раскрывается в его взаимоотношениях с Ленским. Онегин и Ленский выделялись из окружающей среды высоким интеллектом и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков. Однако они были совершенно противоположенными натурами. Один был холодным разочарованным скептиком, другой - восторженным