Почему А. Пушкин так подробно описывает детство и воспитание своих героев – Евгения Онегина и Петра Гринева? Сочинение по произведению на тему: Судьба главного героя в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин Подробно опишите воспитание образование и времяпр

Ум, коли он только что ум, самая безделица.
Прямую цену ему дает благонравие.
Д. И. Фонвизин
Евгений Онегин и Петр Гринев – главные герои романов “Евгений Онегин” и “Капитанская дочка”. Оба произведения написаны для того, чтобы раскрыть общественные (“лишний человек” в России 20-х годов XIX века) и нравственные (сбережение чести и человеческого достоинства в разных житейских ситуациях, а также во время социальных потрясений) проблемы, связанные с этими героями.
“Евгений Онегин” и “Капитанская дочка” –

реалистические произведения. В творчестве Пушкина реалистический период принято считать со времени выхода в свет первой главы “Евгения Онегина” (1824). Суть реалистического изображения окружающего мира удачно сформулировал Ф. Энгельс: типические характеры в типических обстоятельствах при верности деталей (Ф. Энгельс Письмо к М. Гаркнесс, апрель 1888). Таким образом, реалистическое произведение строится на других художественных принципах, чем, например, романтическое. Писатель-романтик выбирает в герои выдающуюся личность, романтический герой имеет сильный характер, так как не боится противопоставлять себя всему

несовершенному миру. Он живет своими страстями, презирает окружающее общество. Таковы были герои “южных” поэм Пушкина: русский пленник в поэме “Кавказский пленник”, Алеко в поэме “Цыганы”. Важнейшей чертой романтического героя была таинственность: сведения о его прошлом в лучшем случае ограничивались туманными намеками, поэтому многие поступки романтического героя не мотивировались.
Писатель-реалист отказывается от таинственного ореола вокруг действующих лиц, так как для реалиста важна не интригующая загадочность героя, а осмысление современности через человеческие характеры. Пушкин довольно подробно описывает детство Евгения Онегина и Петра Гринева, так как разделяет взгляды просветителей, что именно в раннем возрасте формируются характер человека, его нравственные принципы. Короче говоря, черты, воспитанные в человеке с детства, определяют его судьбу.
Гринев и Онегин жили в разное время: первый – в годы царствования Екатерины Второй, другой – в эпоху Александра Первого. Первый герой происходил из небогатой провинциальной дворянской семьи, второй принадлежал к столичному служилому дворянству.
“Капитанская дочка” представляет собой “семейственные записки”, первая глава романа начинается с эпиграфа из комедии Я. Б. Княжнина “Хвастун”: “Да кто его отец?”. Текст главы является как бы ответом на этот вопрос. Жизнь Петруши Гринева – будущего автора мемуаров – внешне похожа на жизнь другого знаменитого недоросля – фонвизинского Митрофана Простакова. Гринев жил в родовой деревне и воспитывался крепостным дядькой из псарей – Савельичем (Митрофан – крепостной нянькой Еремеевной). Этот крепостной был трезвого поведения, поэтому ему и доверили барское дитя. Гринев выучился под его надзором грамоте и мог “очень здраво судить о свойствах борзого кобеля” (I). Позже отец нанял для своего сына учителя – француза Бопре, который, по признанию мемуариста, мало занимался своим воспитанником, так как предпочитал пить русскую водку и бегать за дворовыми девушками. Бопре (бывший парикмахер) очень напоминает немца Вральмана (бывшего кучера), который должен был учить Митрофана всем наукам. Занятия с Бопре имели закономерный результат: молодой Гринев вроде бы ничего не знал и не умел, “жил недорослем, гоняя голубей” (I), но вырос не Митрофаном Простаковым, а достойным русским дворянином. Фехтовал он не хуже бывшего гвардейца Швабрина (Бопре успел-таки показать своему ученику несколько ловких выпадов), сочинял “изрядные” стихи, которые хвалил А. П. Сумароков (IV), то есть молодой человек был неплохо образован, хотя в старости, когда пишет свои мемуары в назидание потомкам, добродушно иронизирует над собой, дворянским недорослем старого времени.
Онегин воспитывался гувернерами-иностранцами, его французский учитель использовал “новейшие педагогические методы”: Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил… (1, III) В результате Онегин получил блестящее, но поверхностное образование и знал вроде бы все, что положено светскому молодому человеку: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно… (1, IV) Когда же после светских развлечений он захотел заняться чем-нибудь серьезным, оказалось, что он совершенно лишен деловых качеств, то есть не может усердно работать, добиваться своей цели.
Родители обоих героев мало занимались сыновьями. Старший Онегин служил где-то “отлично-благородно” (1, III). О нравственном воспитании ребенка в семье Онегиных вообще не упоминается. И вот Евгений живет “для роскоши, для неги модной” (1, XXIII), для “чувств изнеженных” (I, XXIV). После многочисленных упражнений он стал крупным специалистом в “науке страсти нежной” (1, VIII), иными словами в волокитстве. Старший Гринев был помещиком и, видимо, сам управлял своим небольшим имением. Суровый Гринев-отец не долгими наставлениями, а личным примером внушает Петруше высокие нравственные правила: дворянская честь и достоинство превыше всего в жизни; обязанность дворянина – служба государству. Младший Гринев по приказу отца отправился служить в захолустную Белогорскую крепость, однако довольно скоро отцовские правила стали убеждениями сына. В конце романа после освобождения Маши Петр Андреевич, полный счастья и надежд, мог отправиться вместе с невестой в родительскую деревню, но теперь он сам остался в отряде Зурина, ибо “чувствовал, что долг чести требовал его присутствия в войске императрицы” (XII). Так из кровного родства незаметно выросла духовная близость отца и сына.

Воспитание, вместе с другими обстоятельствами, определило судьбу каждого молодого дворянина. Истории любви и дружбы обоих героев убеждают, что Онегин воспитан эгоистом, а Гринев – серьезным и ответственным человеком, несмотря на его легкомысленные поступки в начале самостоятельной жизни: проигрывает Зурину в бильярд деньги, напивается, приказывает ехать в буран и чуть не замерзает в степи.
Онегина мало что волнует, помимо собственных проблем и желаний. Он не захотел вглядеться и понять провинциальную барышню и прошел мимо большой любви. Досадуя на Ленского из-за пустяка, он нарочно “взбесил” (5, XXXI) молодого поэта на балу, довел дело до дуэли и убил юношу. Вот на что тратит жизнь Онегин. Он оказался “лишним человеком” при всем своем уме и способностях. В восьмой главе романа автор сообщает, что главный герой дожил “без цели, без трудов До двадцати шести годов” (8, XII).
Гринев получил от строгого отца напутствие беречь честь смолоду. Этому моральному правилу сын следовал в самых сложных ситуациях (в сцене казни капитана Миронова, в опасных объяснениях с Пугачевым, который соблазняет молодого офицера высокими чинами в своем войске), в любви, в отношениях со Швабриным, соперником в любви и предателем, переметнувшимся на сторону бунтовщиков. Конечно, Гринев не такой блестящий аристократ, как Онегин, зато он более цельный, более глубокий человек.
Подводя итог, скажем, что если в романтических поэмах Пушкин ничего не рассказывал о предыстории героев (кавказского пленника или Алеко), то в реалистических произведениях достаточно подробно изобразил семью, детство, воспитание главных героев. Легко заметить, что Онегин, и по своему характеру, и из-за случайного, бессистемного воспитания, оказался не готов к серьезной деятельности, не смог ни для кого стать другом, потерял любовь. А Гринев, благодаря своему стойкому и великодушному характеру, вопреки бессистемному воспитанию, следует главному наставлению отца и достойно выходит из всех жизненных испытаний, никого не предав и заслужив любовь капитанской дочки.
Поступки реалистических героев во взрослой жизни становятся мотивированными, благодаря рассказу об их семье и детских годах. Отсутствие таинственности в образах героев никак не вредит реалистическому искусству. Писатель ставит перед собой задачу объяснить характер, поведение, судьбу героя, а через него понять современный мир. Это трудная, но весьма увлекательная творческая проблема.


Другие работы по этой теме:

  1. В поэме “Евгений Онегин” рассказывается о том, как важно сделать правильный выбор своевременно. Пушкин сумел со всей реалистичностью описать злую шутку судьбы, когда роли героев...
  2. Петр Андреевич Гринев – главный герой романа А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, от его лица ведется повествование в рассказе. Родился Гринев в семье премьер-майора Андрея...
  3. Сходство Евгения и Владимира заключается в том, что они оба – молодые помещики, но не пустые, бездушные люди, а думающие и душевно развитые личности. Но...
  4. Пушкинский роман в стихах воспринимается легко и естественно, как дыхание, но его “воздушная громада” требует от нас вдумчивости, пытливости мыслей. При чтении первой главы Пушкин...

Перед нами восемнадцатилетний молодой аристократ с богатым наследством, которое получил от дяди. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Заботу о тяжелобольном дяде называет «низкое коварство», так как Евгению скучно находиться в деревне и утомительно ухаживать за родственником.


Образование и воспитание Онегина не было серьезным: «сперва Madame за ним ходила», француз «учил его всему шутя». По мнению света, Онегин – «ученый малый, но педант», однако «Имел он счастливый талант… коснуться до всего слегка с ученым видом знатока». А.С. Пушкин говорит об уровне образования дворян 20-х годов 20 века так: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».


Но больше всех других дисциплин Онегина занимала «наука страсти нежной». Он мог казаться одновременно равнодушным и внимательным, мрачным, угрюмым и красноречивым, томным, умел забавлять дам, злословить соперников и дружить с мужьями своих возлюбленных. Только все это игра в любовь, её изображение. «Как рано мог он лицемерить» - говорит автор о чувствах героя. Главные качества, которыми можно описать Онегина по первой главе романа, - безразличие, равнодушие ко всему происходящему, ветреность. Герою не интересны страдания и переживания других людей.


Большое значение автор придает изображению распорядка дня Онегина: пробуждение после полудня, с приглашениями на светские мероприятия, прогулка по бульвару, посещение театра, бал, возвращение домой под утро. Для Онегина очень важен его внешний облик, около трех часов в день герой проводит перед зеркалом: «Острижен по последней моде, как dandy лондонский одет». Герой следит за модой, одевается стильно во всё изысканное и иностранное, в основном английское и французское. Мода обрекает на поверхностное отношение ко всему, потому, следуя моде, герой не может быть собой.


Театральные постановки Онегина не занимают, он посещает их только ради соблюдения светского этикета: «С мужчинами со всех сторон раскланялся, потом на сцену в большом рассеянье взглянул, отворотился – и зевнул». Евгения Онегина окружают женщины, друзья, знаменитые люди сферы искусства, и он считает, что так будет всегда. Потанцевав и устав на балах, Онегин возвращается домой, но завтра повторяется то же самое: сон до полудня, приглашения и балы.


Герой прожил так около восьми лет. С одной стороны, жизнь пестрая, с другой – серая, однообразная и пустая. И такая жизнь быстро наскучила герою, вскоре охладел и к жизни вообще: «русская хандра им овладела понемногу», «ничто не трогало его, не замечал он ничего». Таким образом, грамотный незаурядный Онегин не смог изменить свой образ жизни, потому что светское общество сильнее и требует соблюдения этикета.


В первой главе заметно отношение автора к герою: Пушкин называет Онегина «добрый мой приятель» и рассказывает о том, как подружился с ним, проводил время на набережной Невы, говорит о том, как они делились друг с другом воспоминаниями, обсуждали барышень. Однако все положительные качества своего героя Пушкин оценивает с иронией.


Итак, на основе анализа первой главы романа мы можем сделать вывод, что Онегин показан противоречиво: талантливый, незаурядный, но не получивший систематического образования молодой человек, хочет любви, но относится к чувствам легкомысленно, умеет вести себя в обществе и живет активной жизнью, но скучает в свете. Онегин подчинен обществу, но вынужден в нём жить. Привычное притворство надоело, вызывает раздражение. Слова П.Я. Вяземского удачно характеризуют героя: «И жить торопится и чувствовать спешит», но жить истинными ценностями Онегин еще не умеет.


С чего начинает свой роман А. С. Пушкин? В чем своеобразие такого начала? Почему автор подробно описывает воспитание, образование и времяпровождение Онегина? Как Онегин относится к окружающему его миру? Чем является для Онегина театр? Чем он его привлекает? А что значит искусство (театр) для Пушкина?




Какого же окружение Онегина? Чем отличается герой от своего окружения (Пушкина, Каверина, Чаадаева)? Случаен ли круг знакомых Онегина? Чем Онегин отличается от общей массы аристократической молодежи? Чем пытается заняться герой, покинув светское общество?


Вывод: Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в имении, но это ему не приносит удовлетворения. Прежние настроения продолжают владеть им. Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставят его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и обрекают при отсутствии общественной деятельности на одиночество.


Почему Онегин свел знакомство с Ленским? Как Пушкин относится к их дружбе? В чем причина такого отношения автора? Как это характеризует Онегина? Каков интерьер бесед Онегина и Ленского? Каков результат этих бесед? Что в облике, поведении и чувствах Ленского дает возможность предположить о его высоком предназначении? О чем спорили Онегин и Ленский? В чем причина ссоры героев? Как в ней проявились характеры?


Глава 6 (дуэль) написана после вести о казни декабристов. Это повлияло на то, что гибель Ленского описана в торжественных и величественных образах, словно мысль о действительной трагедии. Так медленно по скату гор, на солнце искрами блистая, сползает глыба снеговая. Глава 6 (дуэль) написана после вести о казни декабристов. Это повлияло на то, что гибель Ленского описана в торжественных и величественных образах, словно мысль о действительной трагедии. Так медленно по скату гор, на солнце искрами блистая, сползает глыба снеговая. Онегин понимает, что чувство превосходства, которым он так гордился, оказалось мнимым. « Убив на поединке друга », Онегин нарушил, по мнению Пушкина, нравственную природу вещей. Невозмутимость Онегина обернулась смертельным холодом ужаса перед происшедшим. Мгновенным холодом облитый. Онегин к юноше спешит …


Онегин не выдерживает не только испытание дружбой, но и испытание любовью. С первых глав Пушкин показывает, что герой лишен способности любить, его отношение к любви целиком рассудочно и притворно. Как проявил себя Евгений в испытании любовью? Что привело героя к прежде недоступному миру чувств? Какие душевные изменения принесла Онегину любовь к Татьяне?


Итоги урока: Кризисные этапы – испытание дружбой и любовью Дуэль и убийство Ленского – начало возврата к себе истинному Путешествие – изменение в мировоззрении, воскрешение в душе подлинно человеческого Любовь к Татьяне – обретение себя истинного, расцвет души

фрагмента?
Какую роль в данном фрагменте играют следующие подробности: «однако ж
выпил две чашки кофе и, охая, заказал себе обед», лекарь «поговорил с ним
по-немецки и по-русски объявил»?

Три года тому назад, однажды, в зимний вечер, когда смотритель
разлиновывал новую книгу, а дочь его за перегородкой шила себе платье,
тройка подъехала, и проезжий в черкесской шапке, в военной шинели,
окутанный шалью, вошёл в комнату, требуя лошадей. Лошади все были в
разгоне. При сём известии путешественник возвысил было голос и нагайку;
но Дуня, привыкшая к таковым сценам, выбежала из-за перегородки и
ласково обратилась к проезжему с вопросом: не угодно ли будет ему чего-
нибудь покушать? Появление Дуни произвело обыкновенное своё действие.
Гнев проезжего прошёл, он согласился ждать лошадей и заказал себе ужин.
Сняв мокрую, косматую шапку, отпутав шаль и сдернув шинель, проезжий
явился молодым, стройным гусаром с чёрными усиками. Он расположился у
смотрителя, начал весело разговаривать с ним и с его дочерью. Подали
ужинать. Между тем лошади пришли, и смотритель приказал, чтоб тотчас, не
кормя, запрягали их в кибитку проезжего; но, возвратясь, нашёл он молодого
человека почти без памяти лежащего на лавке: ему сделалось дурно, голова
разболелась, невозможно было ехать... Как быть! смотритель уступил ему
свою кровать, и положено было, если больному не будет легче, на другой
день утром послать в С *** за лекарем.
На другой день гусару стало хуже. Человек его поехал верхом в город
за лекарем. Дуня обвязала ему голову платком, намоченным уксусом, и села
с своим шитьём у его кровати. Больной при смотрителе охал и не говорил
почти ни слова, однако ж выпил две чашки кофе и, охая, заказал себе обед.
Дуня от него не отходила. Он поминутно просил пить, и Дуня подносила ему
кружку ею заготовленного лимонада. Больной обмакивал губы и всякий раз,
возвращая кружку, в знак благодарности слабою своей рукою пожимал
Дунюшкину руку. К обеду приехал лекарь. Он пощупал пульс больного,
поговорил с ним по-немецки и по-русски объявил, что ему нужно одно
спокойствие и что дни через два ему можно будет отправиться в дорогу.
Гусар вручил ему двадцать пять рублей за визит, пригласил его отобедать;
лекарь согласился; оба ели с большим аппетитом, выпили бутылку вина
и расстались очень довольны друг другом.
Прошёл ещё день, и гусар совсем оправился. Он был чрезвычайно
весел, без умолку шутил то с Дунею, то с смотрителем; насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу, и так
полюбился доброму смотрителю, что на третье утро жаль было ему
расстаться с любезным своим постояльцем. День был воскресный, Дуня
собиралась к обедне. Гусару подали кибитку. Он простился с смотрителем,
щедро наградив его за постой и угощение; простился и с Дунею и вызвался
довезти её до церкви, которая находилась на краю деревни. Дуня стояла в
недоумении... «Чего же ты боишься? – сказал ей отец, – ведь его
высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Дуня
села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул,
и лошади поскакали.
(А.С. Пушкин, «Станционный смотритель»)

3-5 предложений срочно срочно срочно((

Роман Евгений Онегин. Помогте пожалуйста срочно нужно, буду очень блогодарен за помощь.... 1) каково воспитание образование круг чтения интересы

Онегина 2) как онегин проводт свое время 3) с кем он близок 4) счастлив ли он 5) почему охладел ко всему 6) кто виноват что онегин стал таким

Михаил Юрьевич Лермонтов Бородино 1.Как и почему описаны события Бородинского сражения? 2.Какими предстают перед нами герои Бородина в этой балладе?

3.Воспронимли ли участники Бородинского сражения в свою битву с французами как подвиг?Почему? 4.Как мы,читатели этой баллады,воспринимаем эти события? 5.Как вы считаете, почему рассказ О Бородине идет от лица старого солдата? 6.Какой прием заимствованный из народных баллад,используется автором? 7.Как переданы в балладе звуки боя?Как называется этот литературный прием? 8.Почему рассказ о Бородинском сражении Лермонтов избрал жанр баллады?9.Найдите рефрен и подумайте почему им начинается и заканчивается рассказ?

повесть А.С Пушкина "Барышня-крестьянка" помогите пожалуйста с вопросами: 2. как вы думаете.зачем Пушкин в начале повести " барышня-крестьянка" так много

внимания уделяет рассказу о жизни и характере уездных барышень? 3.почему Лиза, слушая рассказ Насти,постоянно ее перебивает и почему Насте так хочется подробно рассказывать о деталях, которые Лизе не интересны? Как автор передает состояние барышни и ее служанки во время разговора? 4. Как выдумаете, почему Лиза представляла себе Алексея Берестова бледным,печальным,задумчивым и очень удивилась,когда услышала,что тот весел и румян? 5.с каким чувством Пушкин описывает переодевание Лизы в крестьянское платье и попытку перенять манеру поведения крестьянских девушек? как это чувство передает автор?

Проблемы воспитания и образования в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

“Евгений Онегин” - реалистический роман. Метод реализма предполагает отсутствие заданности, изначального четкого плана развития действия: образы героев развиваются не просто по воле автора, развитие обусловлено теми психологическими и историческими чертами, которые заложены в образах. Роман «Евгений Онегин» писался Пушкиным в течение 8 лет. В нем отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают. Одним из основных вопросов, обсуждаемых в обществе в этот период и, как следствие, на страницах многих литературных произведений, был вопрос о воспитании и образовании современной молодежи.

В записке «О народном воспитании», составленной в 1826 г., Пушкин писал: «В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок окружен одними холопьями, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем».

По мнению поэта, воспитание призвано сформировать личностные ценности и ориентиры, установки и мировоззрение. А воспитание человека в то время всецело зависело от общественной среды, от исторической ситуации, от социально-политической обстановки, от отдельных лиц, книг и т. д. В этой связи вопросы воспитания представляли огромный интерес, как для писателей, так и для читателей…

Поэтому проблема воспитания и образования в романе «Евгений Онегин» выступает одной из центральных, которая предопределяет судьбы главных героев.

Тематика образования и воспитания героев занимает одну из ведущих позиций в романе Пушкина и может быть прослежена на всем протяжении «Евгения Онегина». В эпоху, когда поэт создавал свой роман, перед молодым поколением России остро стояла проблема выбора: быть приверженцем официальной, то есть светской, жизни, стиля поведения, принятого в высших кругах общества (образование, полученное «из рук» педагогов-иностранцев), подмена родного русского языка французским (писать и говорить по-русски - дурной тон!), однообразный распорядок дня (сон до обеда, балы до утра, приемы, театр - место общения, сбора сплетен и демонстрации новых туалетов) или же предпочесть по крупицам собирать свою, отечественную ученость, рискуя быть обреченным на непонимание и презрение современников.

Безусловно, проблема воспитания и образования в первую очередь рассматривается на главных героях - Евгении Онегине и Татьяне Лариной. Научно-критическая литература в рассмотрении воспитания и образования Евгения сходится во мнении относительно того, что воспитание противоречиво.

С одной стороны, героя окружают с детства гувернеры, которые в домашних условиях дают ему все необходимое, чтобы вступить в свет. К слову, «Золотая молодежь» Москвы и Петербурга воспитывалась гувернерами - французами, остатками «Великой армии» Наполеона после Отечественной войны. Они брались в учителя музыки и танцев по определению, раз француз - значит, знает толк в искусстве. В то же время воспитание Онегина лишено твердой моральной основы, оно освобождало его от принципов нравственности:

Monsieur l"Abbi, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

Петербург того времени был настоящим центром культурной и политической жизни, местом, где жили лучшие люди России. Там «блистал Фонвизин, друг свободы», покоряли публику Княжнин и Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, а потому он точен в описаниях, не забывая ни «о соли светской злости», ни о «необходимых глупцах», «накрахмаленных нахалах» и тому подобном. Петербург явно ориентирован на западный образ жизни, и это проявляется и в моде, и в репертуаре театров, и в обилии «иноплеменных слов». Жизнь дворянина в Петербурге с утра до ночи наполнена развлечениями, но при этом «однообразна и пестра». Высшее общество вело именно такую, беззаботную и легкую жизнь и нисколько не сопротивлялось однообразному течению. К этому обществу на первых страницах принадлежит и Онегин:

Спокойно стоит в тени блаженной,

Забав и роскоши дитя.

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера.

Онегин блестяще образован, даже в области схоластических наук, знает латынь. Он, бесспорно, умен и видит все недостатки, как окружающего мира, так и свои собственные, но не может, да и не хочет, вырваться из «порочного круга» светской жизни. При этом Онегин - тихий бунтарь, он не бросает обвинений в лицо современной ему действительности, но своим видом, взглядом, позой является миру немой укор:

Как Child-Harold, угрюмый, томный

В гостиной появился он…

Ничто не трогало его,

Не замечал он ничего.

Евгений, не пренебрегая условностями аристократического быта, все же стоит выше него. Он читает труды экономиста Адама Смита, и затем в деревне, где Онегин жаждет скрыться от монотонности столичной жизни и обрести новые впечатления, герой попытается изменить уклад жизни своих крестьян, что явилось результатом его увлечения экономикой. Однако надежды на устойчивость чувства новизны не оправдываются, и ему снова скучно:

… Роща, холм и поле

Его не занимали боле;

Потом уж наводили сон,

Потом увидел явно он,

Что и в деревне скука та же.

По мнению Пушкина, привнесенные на русскую почву иностранные обычаи не могут дать нашим людям ничего положительного, а только портят их. Иллюстрацией этому в романе служит Евгений Онеги, который представляет собой «европеизированный» вариант русского человека. Поклонник Наполеона, любитель лондонской моды, он не находит ни в русских людях, ни в русской природе ничего значимого для себя, считая это все слишком примитивным. Для того чтобы изменить Онегина, потребовались трагические события. В конце романа Евгений осознает, что не высокомерное презрение, а волевые усилия и чуткость к зову сердца, не воспитанные в нем в детстве и юности, нужны для того, чтобы жить и не слиться с безликой массой, погрязшей в условностях света.

При всей своей любви к северной столице Пушкин не может не отметить, что именно влияние высшего петербургского света, принятые в нем система воспитания и образования и образ жизни накладывают неизгладимый отпечаток на сознание человека, делая его либо пустым и никчемным, либо преждевременно разочарованным в жизни.

С иронией Пушкин описывает и светское деревенское общество, собравшееся в доме Лариных. Не случайно некоторых гостей автор наделяет фамилиями персонажей пьес Фонвизина, подчеркивая тем самым, что ничего не изменилось в обществе. Провинциальное дворянство во многом смешно, смешон и жалок и круг их жизненных интересов. Деревенская жизнь располагает, по мнению Пушкина, к тому, чтобы из мира романтических грез перейти в мир будничных забот. Но неслучайно именно в среде поместного дворянства появляется «милый идеал» Пушкина -- Татьяна Ларина, в воспитании и образовании которой совмещены традиции высокой образованности и народной культуры.

Что же до семьи Лариных, то там вместо французских гувернеров, характер Татьяны формирует и воспитывает её русская няня. К своей седой Филиппьевне с её добротой, лаской и страшными рассказами, навеянными фольклором, Татьяна нежно привязана. Чудесная няня воплощает связь героини с миром крестьянства и тем народным творчеством, которое щедро питает воображение «мечтательницы милой». Ведущие место в иерархии нравственных ценностей для Татьяны, как и для Пушкина, занимают народные традиции. Автор с большой симпатией изображает няню Татьяны, которая является носительницей народных обычаев и знаний, с любовью показывает народные гуляния, святки, гадания. По мнению Пушкина, именно в русском фольклоре кроется настоящая искренность и высокая нравственность, присущая простым людям. Недаром волшебные вымыслы народной наставницы уносят Татьяну от прозаического мира Пустяковых и Фляновых, столь чуждого ей. Татьяна воспитана на народной и национальной почве (которой не знал Онегин); не случайна ее близость к «заботливой прислуге» и «бедным поселянам», о помощи которых она будет вспоминать много позже.

Следует отметить, что героиня зачитывается французскими романами и испытывает трудности в передаче своих мыслей и переживаний на русском языке. Героиня Пушкина, не желая терять свою индивидуальность, из всего модного смогла вынести что-то свое, непохожее, по-своему пережить, прочувствовать. Татьяна, как и ее мать, сестра, да и многие женщины того времени, зачитывалась романами популярных писателей, но не просто пробегала глазами по тексту, а переживала его, уединяясь с книгой в саду, мечтая о романтической любви и «прекрасном принце»:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

Под влиянием романтических героев у Татьяны сформировались взгляды на жизнь, любовь, брак, манеры поведения, противоречившие во многом общепринятым нормам. Так она первая послала Онегину письмо, что могло быть расценено как скандальный, непристойный поступок. Более того, героиня сама прекрасно понимала, что предпринятый ею шаг был более чем нерядовым:

Стыдом и страхом замираю…

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю…

Возвращаясь к литературе, стоит отметить также и то, что романов отечественных в ту пору еще почти не было, господствовала мода на французский язык. Проза наша, как заметил Пушкин, была «мало обработана». Душа же героини, весь строй ее мыслей и чувствований были обращены к родной, отечественной культуре, и сны ее были сотканы из русских сказочных образов.

Итак, Татьяна представляет собой в воспитательном плане полный антипод Онегину. Она не жила светской жизнью, не пропитана духом интриг и кокетства, а по-детски искренна и лишена светских предрассудков, что позволяет ей первой признаться в любви к Евгению.

Поведение и поступки Татьяны противопоставлены холодному равнодушию, самолюбованию дам большого света и пустых, провинциальных кокеток. Правдивость и честность -- основные черты характера Татьяны. Они проявляются во всем: и в письме, и в заключительной сцене объяснения с Онегиным, и в размышлениях наедине с собой. Татьяна принадлежит к тем возвышенным натурам, которые в силу воспитания Татьяна с упоением слушала рассказ няни о ее любви), не признают расчетливой любви. Они отдают любимому человеку все силы своего сердца, и поэтому они так прекрасны и неповторимы.

В обществе, “где воспитаньем немудрено блеснуть”, Татьяна выделяется своими душевными качествами и оригинальностью. Наделенная “своенравной головой”, Татьяна демонстрирует неудовлетворенность жизнью в дворянской среде. И уездной барышней, и княгиней, “величавой законодательницей зал”, она тяготится мелочностью и скудостью интересов окружающих. Пушкин пишет, восхищаясь ее качествами:

Невольно, милые мои, меня стесняет сожаленье.

Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою.

Татьяна красива и внешне, и внутренне, у нее проницательный ум, потому что, став светской дамой, она быстро дала оценку аристократическому обществу, в которое попала. Ее возвышенная душа требует выхода. Пушкин пишет:

Ей душно здесь, она мечтой стремится к жизни полевой

Она имела возможность испить горькую чашу барышни, вывезенной на “ярмарку невест”, пережив крушение своих идеалов. В московских и петербургских салонах, на балах она могла внимательно пронаблюдать людей, типа Онегина, глубже понять их незаурядность и эгоизм. Но «Татьяна покорна родительскому велению и судьбе…» и поэтому вынуждена выйти замуж за нелюбимого, но впоследствии уважаемого ею человека и вести светскую жизнь. Когда же Евгений вновь встречается с Татьяной, то понимает, насколько любит ее. Однако моральные качества берут у Татьяны верх над чувством, и она отказывает Евгению, в этом-то и заключается отличие в воспитании героев: один привык получать все, что захочет, другая же живет, руководствуясь нормами морали.

Таким образом, герои романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», доказали, что человек, оторванный от своей национальной почвы, воспитанный на европейский манер, может быть либо пустым и никчемным либо очень быстро разочароваться в жизни и не суметь найти себя, как, например, Евгений; Татьяна же, несмотря на то, что была воспитана на европейских сентиментальных романах, осталась верна традициям русской жизни и поэтому превратилась в образ «идеальной женщины».