Парк скульптуры в осло. Чем знаменит Парк скульптур Вигеланда? Как добраться до норвежской столицы россиянину

Скульптуры для парка Вигеланда создавались в период с 1907 по 1942 года, хотя отдельные фрагменты стали доступны для посещения намного раньше. Так, первую часть парковой зоны - стометровый Мост - открыли для посетителей в 1940 году, а последние композиции были установлены лишь в 1947 году. Всего же здесь 227 скульптурных групп, которые вместе представляют отражение философских убеждений мастера, своего рода его «Библию».

Но начать рассказ об истории парка стоит с биографии автора. Густав Вигеланд - один из самых продуктивных норвежских скульпторов - появился на свет в 1869 году. Он с раннего возраста обучался резьбе по дереву, а до совершеннолетия успел стать настоящим профессионалом также и в гипсовой лепке. Свою первую значительную работу мастер представил на суд зрителей в 20 лет - это была композиция Хагар и Ишмаэль по мотивам древнееврейской Торы. После скульптор много раз выезжал из родного для учебы у иностранных мастеров, в частности, он изучал работы лучших представителей Ренессанса в , был учеником Родена во .

В 1905 году, когда стала независимой, Вигеланд получил большой правительственный заказ на изображения великих норвежцев, прославивших себя в науке, искусстве и культуре. А в 1924 году он приступил к созданию парка - главного дела своей жизни (хотя некоторые скульптуры были выполнены ранее).

Дело было так: в начале 20-х годов 20-го века на месте дома, где жил Густав Вигеланд, городская администрация решила возвести библиотеку. Взамен скульптору было предоставлено другое жилье, но он также добился выделения ему для работы большого участка в парке Фрогнер. Власти пошли навстречу при условии, что все последующие работы норвежского гения будут принадлежать городу. Вот так и появился Вигеланд-парк, который для скульптора стал площадкой творческих экспериментов, а для города - интересным туристическим объектом.


Над созданием парка Вигеланд работал вплоть до своей смерти. Он старался отобразить в бронзе и камне всю человеческую жизнь с ее страстями, взаимоотношениями, борьбой с грехами и стремлением к чему-то высшему. Многие фигуры по сей день вызывают споры по поводу того, что именно хотел сказать мастер. Есть даже мнение, что в некоторых композициях отразились элементы нацистской философии, ведь они были открыты в разгар оккупации Норвегии фашистскими войсками. Но вряд ли это соответствует действительности - идея парка появилась у Вигеланда задолго до того, как представилась возможность воплотить ее в жизнь. Да и многие скульптурные группы были созданы за годы до своей установки. Например, ворота, выкованные еще в 1933-1937 годах, заняли свое место только в 1943 году.

Но как бы там ни было, неоднозначный парк вот уже более чем полстолетия продолжает удивлять, интриговать и восхищать туристов. Для местных же норвежцев он - просто красивое и приятное место отдыха, где хорошо прогуляться в выходные или устроить пикник.


Как добраться

Парк Вигеланда находится в западной части Осло, посреди большой зеленой зоны Фрогнер-парка. Главный вход расположен со стороны улицы Киркевейен (Kirkeveien).

Точный адрес: Nobels gate 32, Осло.

    Вариант 1

    Метро: по любой ветке до станции Majorstuen.

    Пешком: пройти 7 минут вдоль улицы Киркевейен до входа в парк.

    Вариант 1

    Автобус: маршруты № 20 и N12 до остановки Frogner stadion.

    Пешком: пройти 3 минуты вдоль улицы Киркевейен до входа в парк.

    Вариант 1

    Трамвай: маршрут № 12 до остановки Vigelandsparken.

Для путешествующих на автомобиле: парковки есть как у главного входа, так и с западной стороны парка.

Вигеланд-парк на карте

Особенности парка

Вигеланд-парк - одна из круглосуточных и совершенно бесплатных достопримечательностей Осло. Он открыт 24 часа в сутки, а билет понадобится, только если вы хотите посетить расположенный в отдельном здании музей с гипсовыми слепками, набросками и другими работами Густава Вигеланда.

Сам парк представляет собой музей под открытым небом площадью около 30 гектаров. Все скульптуры здесь расположены по одной оси, которая тянется от центрального входа через стометровый мост к фонтану и оттуда к холму с композицией «Монолит». Завершается же ось парка философской скульптурой «Колесо жизни», что символизирует непрерывность цикла рождения и смерти.


Также есть несколько композиций и отдельных статуй, расположенных в удалении от центральной оси. Наиболее крупной из них является скульптурная группа «Клан» из 21 фигуры, однако она не входила в первоначальный замысел парка и была установлена лишь в 1988 году. До того композиция, выполненная из гипса, находилась в музее. Если же поставить своей целью осмотр главных скульптур в том порядке, какой был изначально задуман Вигеландом, самый короткий туристический маршрут составит 850 метров.


На входе, сразу за главными воротами, находится административный центр для посетителей, где можно увидеть карту парка и узнать всю необходимую информацию. Также здесь расположен сувенирный магазинчик и небольшое кафе. А первой скульптурой, которую увидят гости, будет памятник основателю - Густаву Вигеланду. Забавно, что его фигура является единственной, которая изображена в одежде - остальные статуи парка полностью обнажены. Мастер одет в рабочий костюм, а в руках держит свои основные инструменты - молоток и долото.


На что обратить внимание

Главные ворота парка - это целый комплекс из гранитных опор и ажурных кованых решеток, включающий 5 больших ворот и 2 входа поменьше для пешеходов. Вся эта композиция была спроектирована еще в 1926 году, выкована в 30-х годах, позже много раз дорабатывалась и окончательный свой вид приобрела лишь спустя десятилетие. По обе стороны от ворот есть два домика с флюгерами на крыше - это контрольно-пропускные пункты.


Стометровый мост - одно из главных сооружений, которым начинается центральная ось парка. На гранитных парапетах моста установлено 58 скульптур. По замыслу автора они отображают разные типы и проявления человеческого темперамента. Здесь можно найти статуи, символизирующие сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Самый знаменитой фигурой моста является так называемый «Сердитый малыш» - скульптура топающего ногой мальчика, который сжимает кулаки в бессильной ярости. Есть мнение, что Вигеланд хотел показать этой фигурой состояние всей Норвегии в период фашистской оккупации. Но как бы там ни было, сегодня «малыша» можно считать неофициальным символом парка. О его популярности легко сделать вывод по отполированным до блеска ладошкам - все посетители стремятся взять его за руку для фото. Также стоит обратить внимание на 4 гранитные колонны моста, на которых установлены фигурки людей, борющихся с ящерами - это символизирует борьбу человека с «внутренними демонами» и грехами.


Детская площадка - следующая зона парка Вигеланда, посвященная тематике детства. Здесь можно увидеть 8 фигурок играющих детей, а в центре композиции на гранитном постаменте - скульптуру еще не рожденного ребенка в позе эмбриона. Изначально автор планировал устроить около площадки небольшую пристань для детского парома, и какое-то время здесь плавала лодка, катая юных посетителей парка. Но сейчас водоем полностью отдан лебедям и уткам.

Фонтан Вигеланд-парка - одна из центральных композиций, работа над которой велась более 30 лет. У этого ансамбля из 60 скульптурных элементов самая давняя история, ведь первоначальный эскиз Густав Вигеланд выполнил еще в 1906 году, после чего вносил в него многочисленные изменения. Гипсовый макет фонтана сразу понравился властям города, однако найти для него место оказалось не так легко - вначале его хотели установить у здания парламента, потом у Королевского дворца. Но ни одна из идей так и не была воплощена вплоть до появления парка. Фонтан представляет собой величественную композицию, обрамленную гранитным парапетом с изображениями жизненного цикла человека. Вокруг установлены бронзовые статуи деревьев с вплетенными в них фигурами - считается, что они символизируют эпохи человеческой жизни: детство, юность, зрелость и старость.


Плато «Монолит» - архитектурная доминанта парка и самая высокая точка его оси. Расположенный на холме «Монолит» установлен на каменной площадке, к нему ведут ступени и восемь оригинальных кованых ворот. Вокруг центрального обелиска находится 36 скульптурных групп, каждая со своей тематикой. Общая идея этих композиций - отображение разных сторон человеческих взаимоотношений и разных периодов жизни. Сам же «Монолит» является наиболее загадочной фигурой парка - Вигеланд называл его «своей религией». Первые эскизы обелиска из сплетенных человеческих тел появились еще в 1919 году, а глиняный макет скульптор создавал в 1924-1925 годах, после чего задумал воплотить идею в камне. Для этого в парк была привезена огромная глыба, над которой в течение 14 лет трудились три резчика по камню. Лишь в начале 1944 года, уже после смерти Густава, работу окончили, и 14-метровый обелиск открыли для зрителей. Что хотел сказать мастер этой скульптурой - осталось неизвестно. Согласно общепринятой точке зрения, «Монолит», как самая высокая фигура парка, воплощает стремление человека к богу, к наивысшей чистоте. На его вершине находится фигурка младенца, и это символично.


Колесо жизни - скульптура в конце центральной оси парка, выполненная в 1933-1934 годах. Она представляет собой венок из тел нескольких взрослых и ребенка, сплетенных в виде гирлянды. Это символ вечности и непрерывного круговорота жизни - той идеи, что всегда занимала скульптора и не раз находила воплощение в его творчестве.


  • Парк Вигеланда очень красив по вечерам, когда здесь загорается подсветка и скульптуры смотрятся особенно загадочно. Поэтому, если вы ограничены во времени, можно оставить прогулку по нему на вечер, когда музеи и большинство других достопримечательностей Осло уже закрыты. Но все же мы рекомендуем заглянуть сюда при свете дня и увидеть необычные фигуры во всей красе.
  • Поскольку площадь парка - около 30 гектаров, туристам лучше надевать удобную обувь без каблука. Чтобы осмотреть все скульптурные группы, придется много ходить. Правда, здесь есть скамейки для отдыха, и если вы не рассчитали свои силы - ничего страшного.
  • Туристам стоит учесть, что все статуи в парке, за исключением памятника Вигеланду, представляют собой обнаженные человеческие тела. Местные жители приходят сюда всей семьей, в том числе и с детьми, но не надо забывать о разнице в менталитете. В и более откровенные памятники - отнюдь не редкость.
  • Парк стоит воспринимать не столько как архитектурный ансамбль, сколько как отражение философских воззрений художника. Все скульптуры здесь аллегоричны, все изображают те или иные эмоции, страдания, устремления. Если помнить об этом, даже самые необычные статуи вдруг обретают смысл.

Сегодня парк Вигеланда является самым большим в мире собранием творчества одного автора под открытым небом. Он единственный в своем роде, и уже потому стоит того, чтобы его посетить. А еще это приятное место, где можно устроить пикник на зеленой лужайке или просто любоваться зеленью и цветами. Здесь же можно продолжить экскурсию по интересным местам Осло, ведь на территории парка Фрогнер, кроме оригинальных скульптур, расположен Музей Осло, два красивых водоема и оригинальный Skøytemuseet - музей катания на коньках.

Осло — город, богатейший на скульптуру. Причем в самых неожиданных местах. Памятники знаменитостям, которых «непропорционально много в маленькой Норвегии», — это само собой, они почти неразличимы в европейских городах. Но вот воплощенные в скульптуре «маленькие люди» и обычные судьбы — парочка за столиком в кафе, рыбак над ручьем, нищий на тротуаре — трогают и умиляют прохожих на улицах норвежских городов, в том числе и столицы. И среди них в количестве, странном для неласковой северной страны, присутствует обнаженная натура. Достаточно сказать, что городскую ратушу в столице фьордов украшает статуя прекрасной обнаженной норвежки — как символ женского равноправия. Говорят, «дети природы», скандинавы, к обнаженной натуре относятся спокойно, как ко всему, что естественно. Солидарны вы с ними или нет, в Осло вам нужно идти во Фрогнер-парк — парк скульптур великого Густава Вигеланда, подлинное сердце этого города, тридцать два гектара, на которых человеческое тело стало частью пейзажа и культа.

Детство Густава Вигеланда прошло в окружении вырезанных из дерева фигурок, сделанных его отцом, и в мечтах о том, чтобы самому стать резчиком по дереву. Кто знает, в какой момент, в детских ли первых опытах с инструментами, в паридских штудиях, в бдениях с друзьями-художниками (среди которых первым долгое время был Эдвард Мунк) или во время одинокой отчаянной работы, у Вигеланда созревает замысел невиданного размаха: создать парк скульптур из камня и бронзы и воплотить в нем всю человеческую жизнь — все чувства, отношения, возрасты... Сорок лет работы и исправных платежей налогоплательщиков (норвежские власти остроумно решили проблему бюджета на творение молодого таланта) принести достойный результат.

Весомо, грубо, зримо. «Из камня сделать пар» — это не про него. Вигеланд врубается в камень или бронзу и созидает из них человеческие тела — и человеческие тела его статуй хранят твердость камня и крепость бронзы. Впрочем, для Норвегии и норвежского искусства это характерно: сама природа здесь требует силы и мужества от любого, будь то заезжий гость или тем более местный уроженец. Так повелось еще со времен викингов, на которых вигеландовские персонажи здорово похожи.

Голая правда

Фрогнер-парк впечатляет с первых минут. Тому, что все фигуры здесь обнажены, есть несколько причин. Это и отсылка к прекрасной Античности, где обнаженное тело символизировало красоту и совершенство: впрочем, от античного «в здоровом теле — здоровый дух» у скульптур Густава Вигеланда есть одно существенное отличие: среди его работ не только изображающие юное тело в его расцвете и прелести, но и скульптуры людей, обезображенных старостью, болезнью или смертью. И это производит очень сильное впечатление.

Вторая причина, не менее важная, — норвежский менталитет, а Вигеланд при создании парка показал себя истинным сыном своей земли.

И третье, главное. Одежда и прическа — это эпоха. Мода. Положение в обществе. Обнаженный же человек одинаков во все времена — так же, как его страсти, мечты, стремления, «подлости и мелкие злодейства»... Вигеланд это понимал. И совершенно не хотел, чтобы его парк со временем превратился в наглядное пособие по тому, как одевались люди двести-триста лет назад. А хотел — с поистине библейским размахом — создать работу, которая отражала бы всю человеческую жизнь от материнской утробы до смерти.

Этой работе была посвящена вся жизнь. И результат остался в веках.

В парк ведет мост, переброшенный через крошечную речушку, словно дорога из мира обыденности в мир фантазий Вигеланда. С четырех сторон мост украшен колоннами, на которых аллегорические фигуры в хитонах борются с диковинными ящерами — и неизменно проигрывают, как проигрывает человек битвы со своими страстями. Скульптор человеческую природу знал и не идеализировал. Тем интереснее смотреть на его работы — в них узнаешь себя. Более шести сотен фигур, статичных или в динамике. Матери и дети, деды и внуки, любовники и друзья. Беременные женщины и умирающие старики. Действительно, вся человеческая жизнь запечатлена здесь.

В центре моста, ведущего в парк, расположены детские фигурки, изображающие четыре темперамента — флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик. Холерический взрывной пупс с натертым до блеска сжатым кулачком, официально именуемый «Капризный малыш» или «Сердитый мальчик», — это предмет неизменных восторгов всех посетителей парка и неофициальный символ Осло, а по версии скульптора, создававшего парк в годы фашистской оккупации, — образ самой страны: Норвегия маленькая и ничего не может сделать, когда ее обижают, но сердится не на шутку.

Жизнь продолжается

Поразительно, что даже мрачные и тяжелые сюжеты не отпугивают посетителей. Парк скульптур Вигеланда стал поистине душой города, его самым посещаемым местом. С раннего утра до поздней ночи здесь можно видеть родителей с малышами, спортсменов на велосипедах и бегом, бодрых скандинавских пенсионеров, собачников с питомцами, туристов со всего мира... Но в нетуристический сезон парк не спит. Даже в страшные дни после терактов Брейвика здесь не утихала жизнь. Вигеланд был великим оптимистом, и кажется, что чувство веры в человека передается каждому посетителю его парка. Оно во всем. ...В том, что по парку нужно идти через розарий. Символика шипов и роз, сочетание грубого камня и нежных соцветий слишком явны и внятны, поняты любому приходящему, и незачем проговаривать их вслух. Равно как и символика восхождения — парк стремится вверх, нужно преодолеть не один десяток ступеней, чтобы добраться до Монолита, его сердца, о котором будет сказано ниже…

Если взглянуть под ноги на одной из площадок парка, можно увидеть, что орнамент, украшающий ее, — это лабиринт. Его длина более трех километров, и стоит пройти хотя бы часть, чтобы увидеть, что из любого тупика есть выход, а если вы попали не туда, всегда можно вернуться и начать все сначала. ...Если рассмотреть внимательно фонтан «Чаша жизни», где шестеро исполинов несут огромную чашу и вода хлещет из нее, не убывая, — можно увидеть, что вокруг «растут» четыре бронзовые рощи, воплощающие человеческие возрасты: детство, юность, зрелость и старость. Они замкнуты в кольцо, и рядом с фигурами, воплощающими печальные и страшные жизненные финалы, — например, со скелетом, цепляющимся за дерево, как за жизнь, из последних сил, — можно увидеть старость мудрую и счастливую: старик держит внука за руку, ты продолжаешься в твоих потомках, жизнь вечна...

Скрещенья рук, скрещенья ног...

И главное, до чего стоит здесь дойти, а дойдя, застыть в уважительном раздумье. Центр и сердце парка — Монолит. Огромная гранитная колонна из сплетенных человеческих тел. Где понизу — тела раздавленные или умирающие, выше — отчаянно рвущиеся к жизни и свету, ползущие вверх, и на самой вершине, на высоте в шестнадцать метров, ближе всех к небу, — новорожденный младенец.

«Монолит — моя религия », — говаривал скульптор. Без долгих слов и не оставив ни одной священной книги. Вигеланд действительно создал свои скрижали в каменных фигурах, удивительно живых. В этом сплетении тел каждый находит свое: от фрейдистов, которые не могли обделить вниманием огромный столб из обнаженных тел, до искусствоведов, утверждающих, что все фигуры Монолита тянутся к Богу, а ближе всех к нему — чистая, не успевшая нагрешить душа новорожденного. Здесь стоит остановиться и подумать. Каменные люди говорят с живыми о живых.

Темой парка являются «состояния человека». Большинство статуй изображают людей, которые запечатлены во время различных занятий, таких как бег, борьба, танцы, объятия и т.д. Каждая из статуй передаёт определённый набор эмоций, человеческих отношений, нередко - с глубоким философским подтекстом, что делает многие композиции достаточно сложными для восприятия, например, скульптуру взрослого мужчины, который отбивается от орды младенцев.

Местные жители активно используют парк для игр, отдыха на свежем воздухе, пикников. В марте 2007 г. парк подвергся действиям вандалов - неизвестный человек или группа лиц расклеили чёрные бумажные обрезки бумаги на сосках, промежностях, ягодицах всех скульптур парка.

Достопримечательности парка

Главные ворота

Главные ворота (кованое железо и гранит) служат непосредственно входом в парк. Они состоят из пяти больших ворот, двух маленьких для пешеходов и двух крытых медью контрольно-пропускных пунктов, украшенных флюгерами. Главные ворота были установлены в 1942 г. за счёт Норвежского банка.

Мост

58 скульптур располагаются вдоль стометрового моста шириной 15 м. от Главных ворот до Фонтана. Все эти бронзовые скульптуры соответствуют основному замыслу парка - «Человеческому темпераменту». Здесь посетители смогут увидеть одну из самых популярных статуй парка - «Сердитый малыш». В 1940 г. Мост стал первой частью парка, открытой для публики. Посетители смогли наслаждаться скульптурами, в то время как большая часть парка все ещё находилась в стадии реконструкции.

Детская площадка

В конце моста находится Детская площадка - группа восьми бронзовых статуй, изображающих детей во время игры. В центре, на гранитной колонне, изображён зародыш. Помимо этого здесь располагается водоём, где плавают утки и гуси.

Фонтан

По первоначальному проекту изготовленный из бронзы и украшенный 60 отдельными бронзовыми скульптурами фонтан должен был стоять перед зданием Парламента. Фонтан, изображающий детей и скелеты на ветвях гигантских деревьев, символизирует, что за смертью следует новая жизнь. Вокруг фонтана лежит мозаика из белого и чёрного гранита площадью 1800 кв. м. Вигеланд работал над этим памятником с 1906 по 1943 гг.

Плато «Монолит»

Плато «Монолит» - каменная платформа, окружённая ступенями, которая служит основанием для центральной фигуры парка «Монолит». 36 групп людей располагаются на возвышении и символизируют собой «круговорот жизни». Доступ к плато проходит через 8 фигуральных ворот, сделанных из кованого железа. Ворота были спроектированы между 1933 и 1937 годах. и установлены вскоре после смерти Вигеланда в 1943 г.

Монолит

На самой высокой точке парка, на плато располагается центральная фигура - Монолит. Возведение массивного памятника началось в 1924 г., когда Густав Вигеланд смоделировал его из глины в своей студии во Фрогнере. Процесс проектирования занял у него 10 месяцев и предположительно Вигеланд воспользовался несколькими эскизами, спроектированными ещё в 1919 г. Впоследствии модель была «заморожена» в виде гипсового макета. Осенью 1927 г. блок гранита, весящего несколько сотен тонн, был доставлен в парк из каменного карьера в Халден и его установили только год спустя. Вокруг него был построен деревянный навес для предохранения составных частей. Гипсовый макет Вигеланда поместили сбоку как упоминание о скульпторах проекта. Перевод фигур с макета начался в 1929 г. и занял у трёх резчиков по камню порядка 14 лет до финального завершения. На Рождество 1944 г. публике было разрешено полюбоваться Монолитом и толпа из 180000 человек переполнила деревянный навес, чтобы поближе рассмотреть творение. Навес был уничтожен вскоре после этого. Башенный корпус Монолита 14,12 метра (46,32 фута) высотой состоит из 121 скульптуры, поднимающейся к небесам. Эта идея подразумевалась как желание человека стать ближе с чем-то духовным и божественным. Ансамбль изображает чувство близости, поскольку человеческие фигуры обнимают друг друга, их ведут навстречу спасению.

Колесо жизни

В конце 850 метров продольных координат парка возведены солнечные часы, выкованные в 1930 г., и, наконец, Колесо жизни, сделанное вручную с 1933-34 гг. Колесо в той или иной степени напоминает венок, изображающий четырёх людей и ребёнка, бесконечно счастливых в своей гармонии. Этот символ вечности заключает в себе основную идею парка: путешествие человека от колыбели до погребения.

Музеи

В южной части парка располагаются два музея - Музей Вигеланда, в котором можно ознакомиться с другими скульптурами, а также с рисунками мастера, и Музей истории города Осло.

Время работы

С 1 сентября по 31 мая со вторника по воскресенье 12.00-16.00. В понедельник – выходной. С 1 июня по 31 августа со вторника по воскресенье 10.00-17.00. Понедельник выходной.

Вход

Вход в парк платный. Общий билет 50 крон, льготный и детский (от 7 лет) 25 крон, дети до 7 лет бесплатно.

Как добраться

Парк скульптур Вигеланда находится по адресу Nobels gate 32. Ближайшая к парку станция метро - Majorstuen. Добраться также можно на 20, 112 автобусах или 12 трамвае, нужная остановка Vigelandsparken.

"Разъятая на части цельность-
лишь символ творческих невзгод.
Художник ищет драгоценность
гармонии - и он найдет."
Белла Ахмадуллина.

Итак, мы закончили предыдущую часть на том, что Густав Вигеланд создал проект фонтана для Осло, который из-за своей величины не мог быть осуществлен в городе. И тут как раз случилось так, что мэрия решила снести квартал, в котором находилась мастерская Вигеланда, а ему построить новую мастерскую с домом для проживания на окраине Осло, в запущенном к тому времени парке Фрогнер.

Там же решено было разместить и фонтан, и те гранитные статуи, которые были уже в проекте. В 1921 году был подписан удивительный для тех лет контракт с мэрией, по которому Густав Вигеланд получал дом с мастерской в свое пожизненное владение, а после его смерти он должен будет стать музеем. Сам же скульптор в обмен завещает все свои работы городу и может приступить к созданию своей мечты, парку - выставке скульптур на открытом воздухе, объединенных единой идеей - отображением всех главных моментов человеческой жизни и разнообразия человеческих отношений. Осуществлению этой идеи он посвятил последние 20 лет своей жизни.

Некоторые наработки у него уже были, над остальными он трудился, не покладая рук, и в 1931 году представил мэрии, а она утвердила план парка с Фонтаном, Монолитом, Мостом Скульптур, и скульптурным ансамблем вокруг Монолита. Не только мэрия, но и меценаты спонсировали работы, все хотели, чтобы в их столице был необыкновенный Парк скульптур, единственный в мире.

Все скульптуры в полную величину Густав сам лепил из глины, затем делал гипсовую модель,а большая группа профессионалов под его руководством отливала их в бронзе или вырезала из камня.
Всего Парк скульптур Вигеланда занимает 3,2 гектара, в нем на протяжении 850 метров размещены 214 скульптур, состоящих из отдельных фигур или групп (всего около 600 фигур), 13 кованых ворот, и сам парк с его цветниками аллеями, оградой, спроектирован тоже самим скульптором.
Перед тем, как мы начнем осмотр, хотелось бы сказать, что любые интерпретации увиденного на совести самого интерпретирующего, так как Густав Вигеланд не давал никаких официальных объяснений своим работам, а на вопросы о том, что он хотел сказать той или иной скульптурой, отвечал примерно так: "Смотрите сами и решайте!" Давайте посмотрим.
Мы начали осмотр не так, как обычно, не с Главных ворот, а с Монолита в противоположном конце парка.

Он был задуман скульптором давно, еще в 1919 году, выполнен из глины в полную величину в 1925, затем его отлили в гипсе, а в следующем году кораблем доставили в Осло огромный кусок гранита, в несколько сот тонн весом, в 1927 он был установлен в парке, а через год резчики приступили к выполнению замысла скульптора, начиная высекать фигуры с верха монолита, гипсовая модель в качестве образца была установлена рядом. 14 лет три резчика работали над монолитом, сам Вигеланд так и не успел его увидеть без лесов.

В готовом виде высота Монолита 17,3 метра, из них 14 метров - человеческие тела, карабкающиеся, переплетающиеся, подталкивающие друг друга, цепляющиеся друг за друга. Чем выше, тем больше маленьких детей, которых люди подталкивают наверх. Мы не будем придерживаться какой-то определенной версии в поисках символического смысла, но их существует несколько: стремление к духовному и божественному, изображение жизненного цикла и борьбы за существование или фаллический символ вечной жизни и смены поколений. Оставим затею разгадать замысел художника, я предпочитаю дать возможность додумывать самим.
Вокруг Монолита на возвышении, образованном из ступеней, располагаются 36 скульптурных групп, вырезанных из гранита и изображающих разные человеческие отношения

в разные периоды жизни: начиная с раннего детства (мать, обремененная детьми),

до сложного отрочества, и шалостей, доходящих до драк (мы помним, что у Вигеланда было нескрываемое плохое отношение к детям),

через любовь между мужчиной и женщиной,

через родительскую любовь и ласку,

через сложности во взаимоотношениях и ссоры между мужчинами и женщинами,

до зрелости и глубокой старости.

Здесь же есть, как считают, и некоторый отклик на взаимоотношения с братом Эмануэлем (помните, в первой части мы говорили об этом), посмотрите на этих двух мужчин, сидящих вроде бы и рядом, но не смотрящих друг на друга.

Потом даже в старости уже и поздно о чем-либо говорить, а потом - вообще ничего уже не исправить, ведь братья так и не помирились. Так ли это, вкладывал ли Вигеланд такой смысл в эти работы мы не знаем.

Обходя Монолит вокруг, проходишь весь путь человека от младенчества до смерти и понимаешь, что эта же мысль звучит постоянным рефреном во всех композициях парка.

Он же повторяется и в "деревьях с людьми" огромного фонтана,

обойти который и рассмотреть все скульптуры и барельефы занимает много времени, но зрелище это поражает и захватывает. Перед самим фонтаном и вокруг него выложена мозаика из гранита, представляющая собой лабиринт, общей длиной в три километра.

Работа над этим фонтаном началась еще в середине десятых годов. Чаша, поддерживаемая шестью мужчинами, символизирует тяжесть человеческой жизни на земле, а фигуры людей среди деревьев, составляющие с ними единое целое, должны, очевидно, отображать неразрывную связь между человеком и природой, цикличность всех ее проявлений от зарождения до смерти. Так считала наш экскурсовод, сам скульптор никаких разъяснений не давал.

Посмотрите на это "дерево ", которое обнимает старый, смертельно уставший от жизни человек.

А недалеко от него другое "дерево" буквально "усыпано" веселыми малышами,

или переплетает свои ветви с руками влюбленных, повторяя все тот же жизненный цикл.

Всего 20 таких бронзовых двухметровых скульптур "деревьев", переплетенных с человеческими телами, установлено по квадратному периметру фонтана.
Все ту же идею о цикличности жизни всего живого на Земле мы видим и на 60 барельефах, украшающих парапет фонтана, а постамент для него изготовлен для контраста из белого гранита.

За Фонтаном и розарием начинается стометровый мост

через пруд, с пристанью для лодок и "детской площадкой" со скульптурами детей,

на котором и находятся 58 бронзовых скульптур Густава Вигеланда,

которые он задумал и изготовил в глине и гипсе за 8 лет, с 1925 по 1933 год, и благодаря которым этот парк и был назван Парком скульптур.

Мы опять можем проследить все ту же тему - человеческие взаимоотношения, их переживания и пороки, любовь и материнство,

ненависть, доходящая до драки,

и опять - сложные взаимоотношения между отцами и детьми, выраженные в этой неоднозначной скульптуре. Что мужчина делает с этими четырьмя малышами, кто они ему? Вигеланд однажды на вопрос об этой скульптуре ответил: "Мало ли что привидится во сне..." , а мы можем лишь предполагать, что так он выразил нежелание и неготовность к отцовству или "отбрасывание" от себя детства и превращение во взрослого мужчину, или наоборот - игра любящего отца со своими детьми, что не кажется мне правдоподобным.

По углам одной из площадок моста установлены были еще в самом начале 4 гранитных колонны, с фигурами наверху, изображающими борьбу человека с драконами, олицетворяющими, по всей вероятности, грехи человеческие, демонов, с которыми он постоянно вынужден бороться в своей душе. Эта тема греховности человека перекликается с его работой в Нидаросском соборе в Тронхейме, о котором мы говорили в первой части, именно тогда она появляется в его творчестве.

На мосту около пруда и под ним установлено несколько бронзовых фигур малышей, один из них, знаменитый "Сердитый..." или "Капризный мальчик" (встречаются оба названия) является даже символом Осло и пользуется трогательной любовью туристов, они уже натерли своими прикосновениями его кулачок до блеска.

Этого малыша (всего 83 сантиметра) неоднократно пытались украсть, но он всегда возвращался на свое место и продолжал топать в гневе ножкой.
О Парке и его скульптурах можно было бы еще долго рассказывать: об этой скульптуре, например, изображающей опять взаимоотношения между мужчиной и женщиной,

или об этой напряженной сцене,

или даже схватке между ними.

Каждый видит в эти скульптурных группах и отдельных фигурах что-то свое, интерпретирует их в соответствиями со своими представлениями, своим жизненным опытом. Некоторых смущает нагота и они считают эти фигуры излишне эротичными и даже неприличными, хотя я видела много мусульманок в парке, совершенно спокойно взирающих на обнаженных мужчин.

Некоторые, как например. автор статьи "Сатана там правит парк" В.Тихомиров. вообще считают, что Парк - гимн "нового язычества, изобретенного дьяволом, чтобы отвлечь Человека от Бога". В этой же статье он утверждает также, что "парк Вигеланда остался единственным уцелевшим образцом нацистского искусства", что скульптор воспевает и пропагандирует (!) идеи Третьего рейха. У таких обвинений нет документальных подтверждений, кроме ответа Вигеланда на просьбу о посещении немцами своей мастерской, в котором он писал, что «с радостью» откроет мастерскую и позволит "дисциплинированным немецким солдатам пройтись" среди своих работ. И еще он согласился стать членом нацистского центрального совета по искусству, в который входил и писатель Кнут Гамсун. Эти факты не красят его и не оправдывают, но он не был фашистом и публично никогда не высказывался положительно о нацистской идеологии. С таким же успехом можно приписывать бесконечным толстоногим "девушкам с веслом" идею панславянского духа через воспевание культа крепкого человеческого тела.

Еще одно обвинение иногда высказывается зрителями Вигеланду в том, что большая часть его скульптур представляют собой кич (нем. Kitsch), псевдоискусство, выдвигая в качестве доказательства то огромное количество работ, которое,якобы, может быть создано только "халтурщиком". Это утверждение я не буду опровергать фактами я с ними не согласна, но тут хотелось бы узнать мнение искусствоведов, мне не удалось найти такой оценки с их стороны, если она и существует. Как на ваш взгляд, это кич?

В полном и окончательном воплощении Густаву Вигеланду не удалось увидеть все величие и всю мощь своего замысла, он умер в 1943 году от инфекционного заболевания сердца, кремирован по своему завещанию, и урна с его прахом, изготовленная по его же эскизу, стоит в его рабочей комнате Дома-музея. За свою жизнь он создал огромное количество рисунков и эскизов, 420 гравюр, около 1600 скульптур, некоторые скульптуры по эскизам Вигеланда, а работа по ним продолжалась и после его смерти, были установлены не так давно, например, в 1988 году - скульптурная группа "Клан", а в 2002 - скульптура "Удивленная", для которой Вигеланду позировала в 1940 году еврейка Рут Майер, норвежская "Анна Франк".
Многие из нас, посетившие Парк, а мы провели там несколько часов, выходили оттуда притихшими, потрясенными, удивленными, не в состоянии сразу определиться с впечатлением - все это надо было обдумать, много раз еще возвращаясь к фотографиям и записям. Прошло три месяца, теперь я могу с уверенностью посоветовать всем, кто будет в Осло и интересуется искусством, выделить день на посещение Парка Скульптур Густава Вигеланда.
Все фотографии в парке выполнены Натальей и Валерием Николенко 16.07.2016.

Пожалуй, чаще всего по отношению к этому парку скульптур, от друзей и знакомых я слышал характеристику «странный». И вправду, отношение к человеческому телу и к его состояниям, которое свойственно скульптору Густаву Вигеланду, трудно охарактеризовать по-другому. Его персонажи, существующие, казалось бы, в понятной нам системе человечеких отношений, вдруг взрывают сознание зрителя, то разбрасывая ватагу ребятишек, то оседлав медведя, то взгромоздившись между рогов оленя...

Парк скульптур Вигеланда – это часть большого парка Фрогнер, расположенного на западе Осло. Тридцать гектаров земли «заселены» бронзовыми и каменными обитателями – 227 мемориальными скульптурами. Вигеланд работал над этим проектом 35 лет – с 1907 по 1942. Он не дожил до официального открытия парка всего год.

Мост
Непосредственно входом в парк являются ворота, изготовленные из железа и гранита. Практически сразу за ними начинается мост, который был создан первым, и открыт для посещений раньше других объектов парка. Вдоль моста, на протяжении 100 метров, по пути до Главных ворот и Фонтана, располагаются 58 парковых скульптур. Они облицованы бронзой и соответствуют одному из основных замыслов парка – человеческому темпераменту. Здесь располагается одна из самых цитируемых статуй парка Вигеланда – «Злюка» (Sinnataggen).
В конце моста находится Детская площадка – группа из восьми бронзовых статуй, объединяющей идеей которых являются дети во время игры. В центре, на гранитной колонне, изображен образ зародыша.
















Фонтан
По первоначальному проекту, фонтан должен был стоять перед зданием норвежского Парламента. Изготовленный из бронзы и украшенный 60 бронзовыми барельефами, Фонтан, изобилующий изображениями детей и скелетов, символизирует смерть, несущую новую жизнь. На основании, окружающем Фонтан, (площадью около 1800 кв. м.) выложена мозаика из белого и черного гранита.































Монолит
Плато «Монолит» – это каменная платформа, окруженная ступенями, которая служит основанием для центральной фигуры парка. 36 групп людей располагаются на подиумах, символизируя собой цикличность жизни. Доступ к плато проходит через ворота, сделанные из кованого железа и состоящие из 8 сегментов. Ворота были спроектированы между 1933 и 1937 годами, а установлены лишь после смерти Вигеланда в 1943 г.
На самой высокой точке парка, на плато, располагается центральная фигура – Монолит. Возведение памятника началось в 1924 г., когда Густав Вигеланд смоделировал его из глины в своей студии. Процесс проектирования занял 10 месяцев. Впоследствии модель была отлита в виде гипсового макета, а осенью 1927 г. блок гранита, весящего несколько сотен тонн, был доставлен в парк. Перевод фигур с макета на гранит тремя резчиками по камню начался в 1929 г. и занял почти 14 лет. На Рождество 1944 г. публике было разрешено впервые увидеть Монолит. В этот день у подножия плато собралось около 180 тысяч человек. Башенный корпус Монолита высотой более 14 метров, состоит из 121 скульптуры. Идея этого фрагмента парка состоит в желании человека быть ближе к чему-то духовному и божественному.























Колесо жизни
Венцом почти километрового по длине парка скульптур Вигеланда является Колесо жизни, созданное в период 1933-34 гг. Колесо напоминает венок, изображающий четырех взрослых людей и ребенка, находящихся в состоянии гармонии. Этот символ вечности заключает в себе основную идею парка: путешествие человека от рождения до смерти.





Осло. Норвегия. Июнь 2009
photo ©kilgor_trautt