Открытие с троицей. Праздник святой троицы. Как красиво поздравить с праздником Троицы открыткой


В 1904 году в Троице-Сергиевой лавре снята была риза с образа Св. Троицы письма преподобного Андрея Рублёва и началась реставрация (т. е. постепенное освобождение образа от многочисленных записей) этой древней иконы XV века, дабы раскрыть ее первоначальный иконописный облик.

В «Истории русского искусства», изданной под руковод-ством Игоря Грабаря в Москве в 1914 году, мы находим повествование об этом событии. «Когда, - пишет живописец В.П. Гурьянов, приглашенный благодаря настойчивым советам И.С. Остроухова в 1904 году для реставрации рублевской Троицы, - снята была золотая риза, то каково же было наше удивление. Вместо древнего и оригинального памятника мы увидели икону, совершенно записанную в новом стиле палеховской манеры 19-го века» (4, с. 228). Художник И.С. Остроухов (1858–1929), бывший страстным и опытным собирателем древних икон, обладал особой даровитостью, мудростью и чутьем. Благодаря этим качествам, а такжебезграничной любви к иконам он был одним из инициаторов реставрации иконы Андрея Рублёва. Чтобы получить разрешение на реставрацию, пришлось преодолеть сопротивлениецерковных кругов, основанное на обычае неприкосновенно-сти к почитаемым иконам. Во время реставрации было снято несколько слоев записей, чтобы дойти до первоначальнойдревней живописи, к счастью, хорошо сохранившейся. Взору реставраторов и специалистов открылись скрытые ценности древнерусской московской школы иконописи.

Писатель и историк искусства П.П. Муратов (1881–1950), бывший очевидцем реставрационной расчистки «Троицы», свидетельствовал о том, что все видевшие открытое от позднейших слоев произведение Андрея Рублёва были поражены удивительной красотой и таинственной одухотворенностью живописи, производившей впечатление первоклассного шедевра. Вскоре икона была поставлена в ряд вечных мировых художественных ценностей. В 1929 году образ Троицы был перенесен из Троице-Сергиевой лавры в Государ-ственную Третьяковскую галерею.

Этот, казалось бы, частный случай в искусствоведении был первым шагом к одному из величайших событий XX века, как в плане художественном, так и в плане духовном, - к открытию православной иконы. Автор «Умозрения в красках» Е.Н. Трубецкой (1863–1920) писал об этом событии: «Совершившееся на наших глазах открытие иконы - одно из самых крупных и вместе с тем одно из самых парадоксальных событий новейшей истории русской культуры. Приходится говорить именно об открытии: так до самого последнего времени в иконе все оставалось скрытым от нашего взора - и линии, и краски, и в особенности духовный смысл этого единственного в мире искусства. А между тем это - тот самый смысл, которым жила вся наша русская старина. <…> Открытие иконы… только зачинается. Когда мы расшифруем непонятный доселе и все еще темный для нас язык этих символических начертаний и образов, нам придется заново писать не только историю русского искусства, но и историю всей древнерусской культуры» (6, с. 245–246).

Колоссальная работа, проделанная реставраторами, вернувшими впоследствии к жизни множество древних икон, сопровождалась огромным количеством иллюстрированныхпубликаций на многих языках. Это вызвало сильную реакцию в обществе. При созерцании вновь открытых древних икон даже у неверующих стало наблюдаться особое религиозно-духовное волнение. Л.А. Успенский (1902–1987), иконописец, реставратор, член общества «Икона» в Париже, отметил в открытии иконы новую стадию: «Начинается медленное проникновение в духовный смысл древней иконы. В ней открылся дух, неизмеримо более высокий, чем свой собственный, благоприобретенный в „просвещениињ. Она воспринимается уже не только как художественная или культурная ценность, но и как художественное откровение духовного опыта» (7, с. 401).

Вторым знаменательным событием XX века является состоявшийся в 1960 году в Москве торжественный юбилей А. Рублёва, в преддверии которого была открыта «Юбилейнаявыставка Андрея Рублёва, посвященная 600-летию со дня рождения великого художника Древней Руси». На выставке было представлено сто древнерусских икон преимущественно XIV века киевской, новгородской, псковской, ростово-суздальской, тверской и московской школ. Был издан каталог под редакцией В.И. Антоновой.

Выставка, главной жемчужиной которой была «Троица» А. Рублёва, явилась откровением для многих посетителей и стала своеобразной вехой стойкого интереса к творчествувеликого русского иконописца. В 1963 году в Москве был опубликован капитальный труд в двух томах В.И. Антоновой и Н.Е. Мнёвой «Каталог древнерусской живописи» в собрании Государственной Третьяковской галереи, где описаны и проанализированы произведения прославленного мастера. В этом же году вышла в свет книга Н.А. Дёминой «Троица АндреяРублёва». Творчеству преподобного Андрея посвятили свои труды искусствоведы В.Н. Лазарев, М.В. Алпатов, Г.И. Вздорнов и многие другие.

Светлая рублёвская «Троица», написанная в похвалу св. Сергию Радонежскому, обобщает в себе иконописными средствами весь смысл троичного догмата в тематике Ветхого и Нового Завета и передает чудодейственный зримый образ России.

По словам Н.А. Дёминой, «Рублёв для нас - не только великое прошлое. По-новому осознанное его искусство возвышает людей и в наши дни. Рублёв принадлежит и будущему»(3, с. 81).

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова В.И., Мнёва Н.Е. Каталог древнерусской живописи [в Гос. Третьяковской галерее]: В 2 т. - М., 1963.

2. Выставка, посвященная шестисотлетнему юбилею Андрея Рублёва: [Каталог]. - М., 1960.

3. Дёмина Н.А. Андрей Рублёв и художники его круга. - М., 1972.

4. Муратов П. Русская живопись до середины XVII века // Грабарь И. История русского искусства. - М., . - Т. VI.

5. Троица Андрея Рублёва: Антология / Сост. Г.И. Вздорнов. - М., 1981.

6. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках: Этюды по русской иконописи // Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. - М., 1994.

7. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. - М., 1989.

Зинаида Евгеньевна Залесская,
председатель общества «Икона»,
Франция, г. Париж

Журнал "Тальцы" №1 (28), 2006 год

Троица отмечается на 50-й день после Пасхи. Поэтому имеет еще одно название - Пятидесятница. В 2018 году выпадает на 27 мая. А 28 мая, в понедельник, все украинцы получат , ведь это второй день Троицы

История возникновения Троицы

В Святую Троицу православная церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов, а также символизирует открытие Богом своей триединой сущности: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Эти три сущности в единстве творят мир и освящает его. Также Пятидесятница считается днем рождения христианской церкви.

Как украсить дом на Троицу

С давних времен славянские народы на Троицу украшали дома и храмы ветками, травами и цветами. Считалось, что зелень – символ жизни.

Чаще всего для украшения зданий использовали березы. Их считали символом процветания, богатства и продления жизни.

Большое внимание уделяли входным дверям – их плотно закрывали липовыми ветвями, чтобы плохие духи не могли проникнуть.

Что нужно на Троицу нести в церковь

В церковь несут ветки березы, клена или дуба, а также полевые цветы. Таким образом, люди выражают благодарность Богу за то, что он возродил их через крещение в новую жизнь.

На Троицу также собирали полевые травы, ведь верили, что именно в этот день они имеют целебную силу. Освященную зелень сушили и хранили весь год. Она служила как оберег от пожаров, болезней и нищеты.

Что нельзя делать на Троицу

Не принято в праздновать свадьбы, иначе семью ждет беда. Также на Троицу не принято купаться в водоемах, потому что могут утопить русалки. И конечно, как и во все праздники нужно обходиться без ссор и злости.

Народные приметы

По народным поверьям, если на Троицу идет дождь – будет теплое и грибное лето, а также обильный урожай.

Хорошим знаком на Троицу будет сватовство, супруги будут жить долго, счастливо, в любви и согласии.

Троица, Троицын день - народный праздник у славян. Отмечался день, два с воскресения на вторник. Но праздновался и три. Назывался по разному - Преполовение (Праздник Живой Воды), Вознесение, Семик, Зеленые святцы, Русальная неделя. Даже в самой России именовался по своему: в Воронеже, к примеру, Венки, Гулино - в Костроме, День березки - в Сибири и так далее. У белорусов - Тройца, в Галиции - Турица, у болгар - Духов день, у сербов - Духови, названия у разных народов можно продолжать. Однако при всем при том Троица означала окончание в природе весеннего цикла и начало летнего. Пожалуй, это один из самых красочных праздников года, когда зацветают сады и цветы в палисадниках, воздух напоен пленительными ароматами вот-вот начинающегося лета. Меняются и одежды людей. Зимняя уже давно в сундуках, в весенней, все еще теплой, становится жарко, на смену приходят яркие сарафаны, шелковые платья до пола, разноцветные ленты украшают легкие головные уборы, и парни переодеваются в косоворотки, шаровары, заправленные в хромовые сапоги, щеголяют модными кепками или вообще ходят без головных уборов, и весенний ветер задорно играет их кудрявыми чубами.

Троица у евреев

Народ Израиля называет ее Пятидесятницей. Празднуется она на пятидесятый день после иудейской . (В христианстве у нее тоже нет постоянной даты: приходит на пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения). По народному иудейскому поверью, народ Израиля в этот день обрел Синайский закон. Иными словами - пророк Моисей на горе Синай даровал своему народу Закон Божий, а имело место быть величайшее событие на пятидесятый день после исхода евреев из Египта. С тех пор Троица у иудеев называется Пятидесятницей (Шавуот) и отмечается ежегодно. Она же праздник первого урожая. Израиль - южная страна, и к этой поре рынки ее полны зелени, только что созревших овощей, ягод на грядках, черешен и вишен в садах. Синайский закон разрешает в этот знаменательный день массовые гуляния, самые разнообразные развлечения, жертвоприношения. Известно также, что однажды апостолам, уединившимся для празднования иудейской Пятидесятницы, Спаситель обещал явить чудо - приход Святого Духа. И оно, это чудо, произошло. На пятидесятый день после Воскресения апостолы услышали невероятный шум, увидели яркое пламя. То и взаправду на них снизошел Святой Дух, и явил три ипостаси - Бога отца (Вседержателя, Создателя), Бога сына (Божественное слово) и Бога Духа (Святой Дух). Триединство - основа и христианства и на нем прочно держится христианская вера. Святая Троица - есть Единый Бог!

В то же время люди, которые были рядом с горницей, где собрались апостолы, тоже услышали шум. К их удивлению, апостолы говорили на разных языках. Такой дар получили ученики Иисуса. А также способности - исцелять, проповедовать, пророчествовать на тех же разных наречиях, то есть получили возможность нести Слово Божие во все концы мира. Апостолы отправились на Ближний Восток, в Крым, Киев, Малую Азию, Индию. И все были казнены противниками христианства, кроме одного ученика Иисуса - Иоанна. Тем не менее, Троица или, как ее еще называют, Пятидесятница, широко распространилась по свету.

Он появился лишь спустя три сотни лет - после Крещения Руси. А до этого был праздником языческим, по канонам которого человечеством правили три божества: Перун - защитник правды и воина: Сварог - Создатель Вселенной и Святовит - хранитель света и человеческой энергии. Из языческого праздника и родилась Троица. Официально же Троицын день был учрежден в России православной церковью в девятнадцатом веке. И он также означал окончание весеннего цикла и начало долгожданной летней поры. Широкое распространение праздник получил в четырнадцатом - шестнадцатом веках, благодаря Сергею Радонежскому - святому глубоко почитаемому народом. Служение Троице он считал смыслом всей своей жизни. А в 1337 году основал обитель, которая в наши дни носит название Троице-Сергеева Лавра. В обители выражена идея объединения в одно целое всех русских земель.

Три Троицыных дня на Руси

Первый день назывался Зеленым воскресением. Читались специальные молитвы. Украшались иконы и березы. Люди уходили гулять в поля, на лесные поляны, водили там хороводы. Естественно, все наряжались в самые яркие праздничные одежды в пример пробуждающейся природе. Девушки бросали венки в реку, пруды, другие водоемы. Тем самым гадали, какая судьба ждет их в ближайшем году. Обязательным было поминание усопших. Выполняли обряды, изгонявшие злых духов, всей нечистой силы. Ночью к людям, по поверьям, приходили вещие сны.

Второй день звался Клечальный понедельник, с утра дружно шли в церковь. После нее - в поля. Батюшки благословляли земельные наделы. Чтобы уберечь будущий урожай от непогоды - засухи, чрезмерных ливней, града.

Третий день был Богодуховым. А еще Днем девушек. Самую красивую украшали венками, обряжали в зелень, и она играла роль Тополи. Водили ее по домам, одаривали подарками, угощениями.

Символом праздника была береза. Ее наряжали. Водили вокруг хороводы. Первые листья сушили от сглаза. Обряд завивания березы существует в России по сию пору, особенно в глубинке - деревнях и селах. При этом желали здоровья родителям, близким и родственникам. А девушки-красавицы думали о суженых, передавали им свои потаенные мысли. Потом березу срубали. Обносили ею деревеньку или село, привлекая тем самым удачу. С наступлением вечера ленты и прочие украшения с березы сжигали - своеобразное жертвоприношение. Ветки хоронили в поле для богатого урожая. Сам ствол топили в реке, пруду или в другом водоеме для защиты от злых духов. Поутру на Троицу собирали росу, считая ее лучшим лекарством от любых недугов. На Троицу категорически запрещалось работать по дому или в огороде. Все делалось до праздника. А в сам торжественный день не возбранялось украшать жилища, готовить разные вкусности к праздничному столу. Строго запрещались купания в водоемах, мол, русалки утащат на дно. А если кто сей участи избежит, непременно станет колдуном. В Троицын день нельзя было шить, стричься, красить волосы. Советовали не думать о плохом. Тем более, обижаться на кого бы то ни было или ругаться. Были и иные запреты. А еще в Троицу были невестины смотрины. Гуляния девиц по главным улицам у всех на виду. Что касается церковного праздника, то он начинался с самого утра. Нарядные шли семьями на богослужение. После него - домой на торжественный по этому случаю обед. Ходили и в гости. И к себе приглашали. Одаривали друг друга подарками.

Родительская суббота

За день до Троицы добрые христиане должны были бывать на погостах. Дабы помянуть усопших. Устраивался также поминальный ужин. На стол почившим ставились приборы. Их звали на поминальную трапезу. Было принято топить баню. И не только париться и мыться самим, но и оставлять веник и все необходимое покойникам. В родительскую субботу поминали самоубийц. Молились об упокоении их душ. Правда, делать это в храме не разрешалось: самоубийцы не найдут упокоения во веки веков. Так что поминать их можно было только в домашних молитвах.

Приметы Троицы

Жара на Троицу - жди засушливого лета. Для привлечения богатства в дом - обмести несколько могил на кладбище. Дождь на Пятидесятницу - к близкому теплу и обилию грибов. Если береза на третий день праздника свежа - к мокрому сенокосу. Примет бытует и поныне много. Говаривали: "Троица три дня строится - от Троицы до Успения". Особенно радовались празднику красны девицы. Выходили к берегу реки, пускали в нее венок и приговаривали "Плыви, мой венок, на тот бережок. Кто поймает мой венок - будя женишок!". Девицы оставляли в храмах на ветках берез, кленов, которыми они были убраны, свои слезки - избавление ото засухи и неурожаев.

Вся неделя русальная

Особенно опасен четверг - русалки так и хотят беспечных заманить в воду. Потому вечерами из дома ни ногой! И вообще нельзя купаться на протяжение всей недели. А лучше всего носить с собой траву - полынь, самое лучшее средство от всякой нечисти. Чтобы уж совсем уберечься от русалок, делали чучело, водили вокруг него хороводы, а потом разрывали на мелкие кусочки. Перед сном бегали по улицам с помелом, чтобы уберечься от русалок. В эту же пору просыпались водяные. Их отпугивали от себя, разжигая по берегам водоемов костры. В современной жизни взгляды на обряды, приметы, обычаи в Троицу несколько изменились. Но некоторым древним традициям все-таки следуют. Особенно представительницы прекрасного пола. В основном молодые особы. Девицы. Несут к берегам рек и прочих водоемов ярко сплетенные венки. Пускают на воду. Куда венок поплыл - оттуда ждать суженого. Пристал вдруг к берегу - жениха год не видать! А еще на Руси Троицу называли - Пресвятая дева, Духов день, Вода - именинница, Трава - именинница. При этом еще раз подчеркиваем, что Троица или Пятидесятница - один из самых желанных, ярких по убранству праздников, означающий конец весны и наступление долгожданного лета!

Троица в поэзии и кино

Праздник был и есть горячо любимый всем народом. Поэты не составляли исключения. Им восхищались и восторгались, в частности, Иван Бунин: "Алтарь сияющий и убранный цветами, янтарным блеском свеч и солнца озарен!" Или широко известные некрасовские строки из его стихотворения, которое наизусть учат в школе: "Идет - гудет Зеленый шум, Зеленый шум - Весенний шум!" Или знаменитое пушкинское:" В День Троицын, когда народ, зевая, слушает молебен, умильно на пучок зари они роняли слезки три..."

О Троице, Пятидесятнице, сняты художественные и документальные фильмы - "Предел ангела", "Спас под березами", которые и теперь популярны у зрителя. Среди документальных кинолент можно отметить "Пресвятую Троицу", выпущенную в прокат в России в 1992 году. В анонсе к фильму подчеркивается, что День Святой Троицы является Днем рождения Церкви Христовой. В этот день свыше тысячи лет назад на учеников Христа снизошел Святой Дух. И сегодня, как и тогда, Господь хранит и созидает свою Церковь руками священников через таинства церковные. Еще ранее, в 1988 году, киностудия "Леннаучфильм" выпустила документальную киноленту "Вознесение на Святую Троицу", повествующую о знаменитой иконе пятнадцатого века "Троица", которую написал великий русский художник Андрей Рублев. Еще больше о всемирно известном живописце можно узнать из художественного фильма "Андрей Рублев" (1966 год), снятого талантливым русским режиссером Андреем Тарковским, в котором снимались популярные актеры - Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько, Михаил Кононов, Ирина Тарковская и другие. В киноленте отражены события на Руси далекого от нас пятнадцатого века. Страну раздирают княжеские междоусобицы. Появляется живописец, что называется, от Бога. Его жизни и творчеству и посвящен фильм и, в частности, знаменитой иконе "Троица". Талантливую киноленту и раньше и теперь смотрят с большим интересом как в России, так и далеко за ее пределами.

4 июня православные христиане празднуют один из главных праздников - Троицу. По традиции он всегда отмечается на 50-й день после великого праздника Пасхи. Согласно Евангелию, в этот день родилась христианская церковь- на апостолов Христа сошел Святой Дух, и они могли нести благую весть на разных языках. День Святой Троицы (Пятидесятница, Троица-Богородица, День березки, Веношник) известен множеством традиций, поверий и примет. Эксперты ТМ “Плацент Формула” и “Ланьер” о том, что важно успеть в этот день сделать, а что делать нежелательно.

Троица: что важно успеть сделать?


  • Убраться в доме. Накануне праздника Троицы желательно навести в доме чистоту и украсить комнаты букетами из полевых трав (мелисса, любисток, крапива, полынь, аир и пр.) и цветов, веточками клена, рябины, дуба, березы. По традиции зелень символизирует здоровье, долгую жизнь и процветание. Также заранее стоит подготовить праздничную одежду, и конечно же привести себя в порядок. Чтобы венец вашего образа, волосы, выглядели безупречно и роскошно, воспользуйтесь трихологической унисекс продукцией ТМ “Плацент Формула”и “Ланьер”.

  • Посетить праздничную церковную службу

  • В праздник Троица во всех христианских храмах проводится одна из самых красивых и торжественных церковных церемоний, воспевают Отца, Сына и Святого Духа. Прихожане приходят с зелеными букетиками и веточками деревьев, которые освящаются, а затем несутся в дом. По приметам они служат оберегом от всего негативного. В день Троицы возносятся молитвы к Всевышнему, можно просить о сокровенном, и считается, что все чистые желания обязательно исполнятся.

  • Организовать праздничный обед

  • Чтобы в доме всегда царила радость и процветание хозяюшки в этот день накрывают праздничный стол и непременно готовят “круглые” угощения - блины,яйца (яичницу-глазунью), пироги, караваи. По славянским традициям все круглое символизирует солнце - это и семейная жизнь “без углов”, и достаток в доме, и крепкое здоровье. Еще одно таинство совершается женщиной для крепкой связи с мужем - зелень не рубится на салаты, а выкладывается целостной на блюда.

  • Собрать полевые травы

  • В Троицын день считалось, что все растения наполняются особой, целебной силой, поэтому наши предки старались не упустить возможность насобирать различных трав. После, их сушили и пили чаи, применяли, если кто-то заболел.

Троица: что делать нежелательно


  • Как и в любой другой Великий христианский праздник, так и в Троицу не приветствуется убирать, шить, вязать, работать на огороде и заниматься любым тяжким трудом. Результаты не принесут желаемого, все сделанное будет пустым и напрасным. Более того человек, который в этот день не отдыхает, столкнется впоследствии с различными проблемами и напастями. Этот день важно посвятить Богу.

  • По народным приметам Троицу связывают с временем, когда просыпается водяной и русалки, поэтом наши предки верили, что лучше в этот праздник не купаться в водоемах и одному не выходить в поле и лес.

  • Не стоит на Троицын день назначать свадьбу - такую семью не ждет ничего хорошего. А вот сватанье, наоборот, принесет хорошие плоды - сыграв свадьбу на Покрова, молодых ждет счастливая жизнь.

  • В праздник Троицы не правильно будет злиться, завидовать, ругаться, думать о плохом, грустить, пребывать в плохом настроении. Или же до следующей Троицы вся жизнь такой будет.


ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ТРОИЦЕЙ

На Троицу любви желаем,

Здоровья крепкого навек!

И долго жить беды не зная,

И продолжая брать разбег!

Пусть будет светлая дорога,

Без горя, зла и темноты,

Порою нужно так немного

Для светлой жизни красоты


***

Ты окна распахни -

Сегодня - Троица!
На небо ты взгляни -
Там ангел молится,

Чтобы всегда тебе
Жить только радостно,

Чтобы всегда в судьбе

Все было сладостно!

***
Особый день, особый праздник -
Святая Троица пришла!
И много пожеланий разный -
Любви, душевного тепла!

Тебе желаю вдохновенья,

Прекрасной жизни без забот,

Удачи, счастья - без сомненья!

Пускай всегда во всем везет!


***
Великой Троице возрадуемся вместе!
Пусть милость Господа твой дом убережет!
Здоровья дочке - подрастающей невесте,
И сыну здравия пусть праздник принесет!

Пусть изобилие твою семью питает!
Пускай тебя совсем не трогает нужда!

Душа твоя пускай в блаженстве пребывает!

А в сердце радость и любовь живут всегда!

****
Пусть Троица тебе

Свои подарки дарит:
Везением в судьбе,
Любовью пусть одарит,
Господня благодать
Пусть на тебя прольется,
Чтоб жить и процветать -
Все в жизни удается!

С Великой Троицей!

Здоровья, процветания, счастья!

ПРОСТУКИВАНИЕ ПО-ЕВРОПЕЙСКИ: ЕЖЕДНЕВНОЕ ПРОСТУКИВАНИЕ ЗАСТОЙНЫХ ЗОН ОРГАНИЗМА

1) Открытие энергетических каналов на пальцах

Прежде чем воздействовать на застойные зоны организма, возбудим энергетику ладоней, откроем энергетические каналы на пальцах рук. В уголках ногтей находятся биологически активные точки, принадлежащие энергетическим каналам нашего тела.

Чтобы практика была эффективной, точки должны быть открыты к приему энергии. Упражнение имеет самостоятельное значение, его можно выполнять утром, а также вечером перед сном. Для открытия каналов выполняем следующую последовательность действий:

1. Закройте глаза и постарайтесь сосредоточить внимание на своих действиях. Согните руки перед грудью (ладони смотрят вниз).

2. Согните на правой руке указательный и средний пальцы. Проведите согнутыми пальцами вдоль боковой поверхности пальцев левой руки (пальцы левой руки прямые!). Вдоль каждого пальца - по 2 раза

(фото 1).

3. Это же действие проделайте для выпрямленных пальцев правой руки.

Таким же образом открываются каналы на пальцах ног. Для ниже приведенного простукивания каналы на ногах не имеют значения, и этот этап можно пропустить. Однако в открытии каналов всегда есть самостоятельное лечебное значение. Открыв каналы на ногах, можно принимать энергию в любой удобной позе. Итак, проведите согнутыми пальцами левой руки вдоль боковой поверхности пальцев правой ноги, а правой рукой откройте каналы на левой ноге. Представляйте себе мысленно, как вы открываете каналы и очищаете скребком согнутых пальцев загрязненные участки, как будто от песка. Серый песок выходит из биологически активных точек, и входит чистая энергия.

2) Простукивание областей застоя

1. Простукивание самих себя или взаимомассаж начинаем с головы. Простукивание головы заключается в ерошащих щипках волосистой части головы. Округлите ладошку так, будто вы держите яблоко или апельсин, запустите в свою шевелюру и пощипывайте, «покусывайте» пальцами голову, взбивая прическу. В волосах скапливается негативная энергия, энергичное взбивание прически устраняет негатив.

2. Затем массируем руки. Вытягиваем вперед массируемую руку, энергично отшлепываем ее по всей длине другой, массирующей, рукой - от ладони до плечевого сустава. Массируемую руку постепенно и медленно вращаем в плечевом суставе так, чтобы шлепки равномерно распределялись на внутреннюю и наружную поверхность руки. Шлепаем до красноты. Затем сменяем руки, продолжаем массаж.

3. Следующая зона - боковая поверхность ребер ниже подмышечной впадины (рис. 2). Для женщин эта зона особенно важна, поскольку на боковой поверхности грудной клетки расположены лимфатические узлы, связанные с молочной железой. Массаж этой зоны предупреждает образование доброкачественных опухолей молочной железы. Энергично простукиваем левой рукой правую боковую поверхность. Затем беремся рукой за подмышечную впадину, проминаем ее и нежно простукиваем. Массаж производим на каждой боковой поверхностях в течение 2 минут.

В европейском массаже не принято воздействовать на подколенные впадины, сгибы локтевых суставов, подмышечные впадины из-за скопления лимфоузлов.

Китайская практика принимает подобные ограничения лишь отчасти: зоны лимфоузлов не прогревают с помощью источника тепла. Но на массаж запрет не распространяется, поэтому мы смело выполняем простукивание подмышечных впадин!

4. Затем выполняем важное упражнение для грудной клетки (у женщин это упражнение имеет особое значение, поскольку, как и предыдущая процедура, улучшает состояние молочной железы). Разводим руки в стороны на горизонтали плеч и делаем одновременные широкие махи назад обеими руками, как бы расширяя грудную клетку. При этом вращаем руки в плечевых суставах в горизонтальном направлении (импульс вращения заметен только по ладони, мелькают ее наружная и внутренняя стороны).

Ладони вверх - раз, руки отводим назад, возвращаем вперед. Ладони вниз - два, руки отводим назад, возвращаем вперед. Делаем порядка 50 отведений назад.

5. Затем обеими руками разминаем область седьмого шейного позвонка, относящуюся к первичным застоям (рис. 3). Когда в этой области образуется «холка», энергия срединного меридиана практически постоянно пребывает в критическом застое, ее надо проталкивать. Энергично мнем холку двумя руками одновременно, затем простукиваем надплечье (место, где носят погоны).

В даосских практиках приняты массажи тела посредством ладоней, сплетенных в замок. Внутренняя энергия массажиста максимально концентрируется в замке, и этим энергетическим сгустком (прямым или обратным замком) выполняется интенсивный массаж. Руки массажиста в этом случае должны быть особенно ловкими и подвижными в запястьях, чтобы возможность маневра по телу пациента была достаточной. Так, будто тело массируют свободные пальцы.

Для обучения массажиста этим приемам большое внимание уделяется совместному скручиванию двух скрещенных в замок ладоней. Массажист постоянно тренируется, вращая двумя сплетенными руками. При этом он дает глубинные энергетические импульсы собственному организму, потому что на ладонях расположены первичные точки энергетических меридианов!