Нико Пиросмани, художник: биография, картины. Нико Пиросмани - художник-примитивист. Биография, картины, интересные факты из жизни Пиросмани художник подробная биография

Это была любовь с первого взгляда. Одна-единственная встреча, одно признание в любви. Но зато какое! По сей день нет другой счастливицы, которая, проснувшись поутру, увидела под своими окнами море цветов. Так тбилисский художник Нико Пиросмани объяснился в любви Маргарите де Севр – французской танцовщице. Казалось бы, хорошая завязка для счастливой истории. Но увы… Они пошли по жизни каждый своей дорогой.

Жизнь грузинского художника Нико Пиросмани окружена легендами, которые слагали его друзья и почитатели. Одна из них – о любви художника к танцовщице – стала символом бескорыстной безответной любви. Нико полюбил прекрасный образ, без следа растаявший в туманной дали. Мимолетная встреча разрушила его жизнь – короткий миг счастья обернулся годами тоски и скитаний. Мы помним Нико Пиросмани не только благодаря самобытному таланту и богатому творческому наследию. Мало кого оставляет равнодушным история о бедном художнике, подарившем любимой женщине миллион роз. Она вдохновляет любящих на милые сумасбродства и дарит женщинам надежду.

Рожденный художником

В 1862 году на востоке Грузии, в кахетинском селе Мирзаани, в бедной крестьянской семье родился четвертый ребенок – сын Нико (Николай Асланович Пиросманашвили). У мальчика были старший брат и сестры. Нико сызмальства помогал отцу возделывать землю, а едва выпадала свободная минутка, мчался в дом, где его ждали огрызок карандаша и обрывок бумаги. Ребенок старательно выписывал различную утварь, животных, людей – в нем просыпался художник. Родные не одобряли увлечение Нико, но он упрямо продолжал живописные опыты.

Тяжелый крестьянский труд вскоре загнал отца в гроб, он умер, когда Нико едва исполнилось 8 лет. После смерти кормильца семьи сестра Мариам, вышедшая замуж и переехавшая в Тифлис (Тбилиси), забрала к себе младшего брата. Мальчишке столица понравилась, но жить ему тут довелось недолго. Сестра вскоре умерла, и Нико вернулся в родное село. Но беды продолжали преследовать семью Пиросманашвили - умерли мать и брат Георгий. В доме второй замужней сестры осиротевшему мальчугану места не нашлось, и он остался совсем один. Но мир не без добрых людей. Сироту пригрела богатая армянская семья Калантаровых, у которых отец Нико работал садовником в последние годы жизни. Калантаровы жили в Тбилиси, и вместе с обретенными братьями и сестрами Нико снова попал в полюбившийся город. И тех пор имена Пиросмани и города неразрывно связаны, легенды о любимом Нико горожане передают из поколения в поколение. И нам уже, пожалуй, не дано будет узнать, что в них быль, а что - вымысел.

Жизнь в семье Калантаровых была веселой и беззаботной. Нико обучили русской и грузинской грамоте, хотели дать ему навыки какого-нибудь ремесла, но лишь рисование по-прежнему занимало все его мысли. Иногда он брал уроки у странствующих живописцев, которые делились нехитрыми приемами мастерства. Часто Нико в одиночку отправлялся гулять по городу, на улицах которого черпал сюжеты для своих полотен.

Калантаровы очень привязались к Нико и с гордостью демонстрировали всем гостям творения названного сына и брата. Мальчик тоже питал к благодетелям нежные чувства, особенно к одной из них. Он всей душой полюбил старшую дочь Калантаровых Элизабет. Нико прожил в приемной семье почти 15 лет. И когда ему исполнилось 27 лет, он решил открыть свое сердце Элизабет и попросил ее руки. И тут стало ясно, что общее детство и долгие годы жизни под одной крышей не разрушили сословные барьеры. Юноше открыто не сказали, но тонко дали понять, что крестьянскому сыну без гроша в кармане не пристало мечтать о богатой наследнице… (Правда, бытует мнение, что Элизабет отказала Пиросмани, потому что считала его братом.) Отказ девушки глубоко ранил Нико, которому пришлось распрощаться с мечтой о счастливой любви. Он не мог больше оставаться в ставшем чужом доме среди людей, отказавшихся признать его ровней. Парень оправился куда глаза глядят. С этого дня он ни разу не виделся с Калантаровыми. Нико перебивался случайными заработками и мечтал открыть живописную мастерскую, чтобы зарабатывать на жизнь любимым делом. Но заказчики не спешили к нему. И Нико пошел работать на железную дорогу. Постоянные разъезды отрывали художника от кисти с красками, к тому же Нико оказался слишком рассеянным для такой ответственной работы - он постоянно витал в облаках. Не в силах больше тянуть лямку, Нико уволился и купил молочную лавку – на сэкономленные деньги и выходное пособие. Пиросмани попросил давнего друга вести дела в лавке, сам же всецело отдался живописи. Он без устали писал картины и продавал их, часто за столь ничтожную сумму, что она не покрывала расходы на краску. Рисовал Нико и для друзей и знакомых. Иногда он отказывался от платы наличными и просил купить ему хорошие краски.

Мелкий люд Тбилиси искренне полюбил художника, у него появилось множество друзей. Немногословный и довольно замкнутый человек, в кругу приятелей Нико преображался и вел с ними долгие беседы. Но иногда он вдруг замолкал, становился задумчивым, его взгляд устремлялся вдаль. Потом поднимался в мастерскую, где рождалось очередное творение. Нико рисовал одиноких людей с неизъяснимой тоской в глазах. Он сам оставался бесконечно одиноким в многоголосом городе, в шумной толпе друзей и приятелей.
Но приступы меланхолии сменялись весельем, и Нико отправлялся в Ортачальские сады – место, где были сосредоточены увеселительные заведения Тбилиси. Благо деньги в его карманах водились, он даже подумывал о покупке небольшого домика на окраине Тбилиси. Но эти планы были забыты в прекрасный весенний день, когда Нико встретил любовь. И потерял голову.

Душистый дар любви

Тбилиси в начале ХХ века славился как место, где можно было увидеть выступления европейских знаменитостей. В марте 1909 года на улицах города появились афиши, зазывавшие публику на выступление французского театра миниатюр «Бель вю». Особой приманкой устроители гастролей считали красавицу-танцовщицу и шансонье Маргариту де Севр. Пиросмани в тот вечер пировал с друзьями в Орточальском саду, а затем все вместе они отправились в варьете. Нико лениво вошел в зал… и замер. На сцене пела и танцевала изящная девушка с чарующим нежным голосом, искрящимися глазами и осиной талией. Зал купался в обаянии Маргариты, от которой, казалось, исходило сияние. Вечер прошел как в тумане. После концерта Пиросмани пил, пел и веселился. Но было видно, что его точит затаенная мысль. Внезапно, будто на что-то решившись, Нико покинул приятелей и скрылся в ночи. Друзья художника и предположить не могли, что он задумал.

Утром следующего дня Тбилиси замер в удивлении, не понимая, что происходит. По улице тянулась процессия, окутанная дивным ароматом. Девять повозок везли к временному пристанищу Маргариты груды всевозможных цветов. Подъехав к дому танцовщицы, возницы стали неспешно сгружать свой необычный груз. Через несколько мгновений серая мостовая превратилась в дивный цветистый ковер. Горожане робко останавливались, боясь растоптать нежное послание любви.

«Казалось, арбы свозили сюда цветы не только со всего Тифлиса, но и со всей Грузии…Никто не решался первым ступить на этот цветущий ковер, доходивший людям до самых колен…Каких цветов тут только не было! Бессмысленно их перечислять! Поздняя иранская сирень. Там в каждой чашечке скрывалась маленькая, как песчинка, капля холодной влаги… Густая акация с отливающими серебром лепестками. Дикий боярышник – его запах был тем крепче, чем каменистее была почва, на которой он рос. Нежная синяя вероника, бегония и множество разноцветных анемон. Изящная красавица жимолость в розовом дыму, красные воронки ипомеи, лилии, мак, всегда вырастающий на скалах именно там, где упала хотя бы самая маленькая капля птичьей крови, настурция, пионы и розы, розы, розы всех размеров, всех запахов, всех цветов – от черной до белой и от золотой до бледно-розовой, как ранняя заря. И тысячи других цветов», - так описал необычный дар художника Константин Паустовский в своей «Повести о жизни». Легенда эта жила в памяти тбилисцев, и они спустя десятилетия охотно делились воспоминаниями о своем любимце Нико, дополняя ее все новыми подробностями. Последующие события рассказчики преподносят по-разному. По одной из версий, в тот день Пиросмани вновь устроил веселую пирушку для друзей, хотя сам оставался напряженным. Когда ему принесли приглашение Маргариты, тронутой щедрым подарком, навестить ее, он отказался. Спустя некоторое время художник все же решился навестить мадемуазель де Севр, но птичка уже упорхнула в компании богатого покровителя. Согласно версии, рассказанной Паустовским, в то весеннее утро, Маргарита, разбуженная смехом и восхищенными возгласами, доносящимися с улицы, выглянула в окно и обомлела. Она тут же, нарядившись, словно на праздник, сбежала вниз и замерла перед цветочным морем. Тут с другого конца душистого ковра к ней подошел человек с грустными глазами, и Маргарита все поняла. Она обняла его и поцеловала в знак благодарности. Но любовь бедного художника не нашла отклика в ее душе. Вскоре после этой единственной встречи Маргарита покинула Тбилиси.

Нико Пиросмани стал нищим. Художник продал свою лавку, чтобы купить все цветы в городе для любимой женщины. И опять его мечта рассыпалась в прах. Любовь не нашла пристанища в его доме, а без нее жизнь Нико потеряла смысл. Он скитался по улицам Тбилиси и пристрастился к выпивке. Художник ночевал у добрых людей, а иногда и вовсе на улице. Разбитому сердцу оставалось одно утешение – живопись. Пиросмани не переставал писать – по велению души и выполняя заказы. Правда, дохода любимое занятие не приносило. Он часто отдавал работы в качестве платы за ночлег, еду, рюмку водки. Нико сторонился людей и больше ни с кем не вел задушевных бесед. Постоянные лишения, холод и голод сделали свое черное дело – Нико тяжело заболел и перестал появляться на людях. Тут как раз пришло смутное время перемен, и друзья художника потеряли его из виду. Когда они хватились, то долго не могли разыскать Нико. Наконец, кто-то обнаружил его в сыром темном подвале. Пиросмани умирал. Художника отвезли в больницу, где он и умер 5 мая 1918 года. Похоронили великого сына Грузии как безвестного бедняка, могила его утеряна.

Прощание со слезами

Эта история получила продолжение 50 лет спустя. К тому времени имя Нико Пиросмани было извлечено из забвения, его работы хоть и вызывали ожесточенные споры, но о них заговорили. Самобытный талант художника получил признание, выставки его работ проводились по всему СССР и за границей. В 1959 году картины Пиросмани оправились в Париж, в Лувр.

Толпы любителей живописи стекались во дворец. И была среди них пожилая женщина, которая замерла перед картиной «Актриса Маргарита». Она все смотрела и смотрела, а потом наклонилась и поцеловала полотно. Это была Маргарита де Севр – она приветствовала своего рыцаря и прощалась с ним. Любимая женщина Нико Пиросмани посещала выставку каждый день – она подолгу стояла у своего портрета, и слезы текли по ее щекам. Маргарита упустила истинную любовь – такую, что одна на миллион.

Быть может, и не было этой запоздалой встречи с судьбой. Но легенда о ней живет…

Пиросмани Пиросма́ни

Нико (настоящее имя Пиросманашвили Николай Асланович) (1862, село Мирзаани, Кахетия – 1918, Тбилиси), грузинский художник-самоучка, представитель наивного искусства . С детства увлекался рисованием. Рано осиротев, воспитывался в богатой армянской семье, на которую прежде работал его отец. Пытался зарабатывать на жизнь кондуктором на железной дороге, затем торговцем. Устроил мастерскую по изготовлению вывесок совместно со своим другом, художником-любителем Г. Зазиашвили, однако потерпел неудачу. Преследовавшие его невзгоды, репутация вспыльчивого и непредсказуемого чудака, бедность и одиночество отдалили Пиросмани от реальной жизни. Он замкнулся в своём внутреннем мире, целиком посвятив себя живописи. Не имея постоянного дома, жил в торговых лавках и питейных заведениях, для которых писал вывески, настенные панно , расписывал оконные стёкла. Приехавшие в Тифлис в 1912 г. русские художники-авангардисты К. и И. Зданевичи и М. Ле-Дантю были восхищены вывеской Пиросмани с изображением крейсера «Варяг». Художник писал без предварительных набросков на чёрной кожаной клеёнке.

Будучи сыном своей среды, Пиросмани воссоздавал, казалось бы, самые заурядные и простые сюжеты: крестьян, деревенские пирушки, детей, животных и т. д. Образы и мотивы картин часто повторялись и варьировались художником. Стиль живописи Пиросмани почти не менялся на протяжении всей творческой жизни, поэтому его работы не датированы. В его грубовато-наивной на первый взгляд живописи представал здоровый, крепкий, незыблемый мир, подобный вечному изобилию на торговых вывесках. Подчёркнуто объёмные, весомые фигуры и предметы переданы всего несколькими красками и скупыми мазками на чёрном фоне, однако возникает ощущение волшебного мира – тихого, мудрого и немного печального. Задумчивы и грустны даже лица пирующих, пронзительны взоры кротких зверей, самые обыденные занятия людей подобны священнодействию.


В живописи Пиросмани воплотилась мечта о добром бытии и простом счастье. Умершего в забвении и нищете художника скоро признали ярким и смелым новатором, его искусство оказало заметное влияние на развитие грузинской и русской живописи 20 в., в особенности на мастеров «Бубнового валета» . В 1982 г. в селе Мирзаани был создан Музей Пиросмани.



(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Пиросмани" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 вино (216) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Пиросмани: Пиросманишвили, Николай Асланович, или Нико Пиросмани грузинский художник примитивист. «Пиросмани» художественный фильм 1969 года о Нико Пиросмани. Пиросмани сорт красного грузинского вина … Википедия

    Пиросмани (фильм, 1969) Пиросмани Pirosmani Жанр Биографический … Википедия

    Пиросмани Pirosmani Жанр Биографический Режиссёр Георгий Шенгелая Автор сценария Георгий Шенгелая … Википедия

    - «ПИРОСМАНИ», СССР, ГРУЗИЯ ФИЛЬМ, 1969, цв., 86 мин. Биографический фильм. О грузинском художнике XIX века, самоучке примитивисте Нико Пиросманашвили (1862 1918). В ролях: Автандил Варази, Давид Абашидзе (см. АБАШИДЗЕ Давид Иванович), Зураб… … Энциклопедия кино

    - «ПИРОСМАНИ», Грузия Франция, SODAPERAGA (Франция)/СХИВИ (Грузия), 1997, цв., 49 мин. Документальный фильм. Исследование судьбы и творчества грузинского художника Нико Пиросманишвили. Режиссер: Георгий Шенгелия (см. ШЕНГЕЛИЯ Георгий Леванович).… … Энциклопедия кино

    У этого термина существуют и другие значения, см. Пиросмани. Пиросмани ფიროსმანი … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Пиросмани. Пиросмани (ფიროსმანი) полусухое красное грузинское вино, выпускается с 1981 года. Готовится из сортов винограда саперави, возделываемого в Алазанской долине на известном… … Википедия

    ПИРОСМАНАШВИ́ЛИ (Пиросмани) Нико (Николай Асланович) - (Пиросмани) Нико (Николай Асланович) (ок. 1862–1918), живописец самоучка. Работал в Тбилиси, писал в наивно примитивистской манере вывески для духанов, картины из жизни горожан, пейзажи, натюрморты. Обладая непосредств. поэтич. видением мира … Биографический словарь

    - ნიკო ფიროსმანი Имя … Википедия

Художник Нико Пиросмани долгое время был непризнанным. Разработав свою собственную, для некоторых прямо-таки невообразимую технику живописи, он творчество ставил превыше всего. И, несмотря на свою нелегкую жизнь, наполненную тяготами и лишениями, возможно, он с помощью своих картин находил временное утешение. Давайте посмотрим его биографию и картины в хорошем качестве с названиями.Будучи тифлисским бедняком, с помощью простых материалов и дешевых красок собственного изготовления он порой создавал творения с остросоциальным смыслом.

Биография Нико Пиросмани

Николай Пиросманишвили

Николай Асланович Пиросманишвили или Нико Пиросмани (как он сам себя предпочитал называть) родился приблизительно в 1862 году в простой крестьянской семье в кахетском селе Мирзаани. Будучи еще мальчишкой, он осиротел, затем потерял и сестру.

В молодости он вынужден был некоторое время заниматься торговлей и работать в товарных поездах тормозным кондуктором. Незаметно для самого себя он увлекается живописью, расписывая стены своей лавки.

Пожалуй, чуть ли не вся жизнь и биография Пиросманишвили – это испытания бедностью и голодом. Часто он зарабатывал себе буквально на ужин и стакан вина тем, что расписывал вывески для увеселительных заведений . Но, возможно, если бы его судьба была легкой и сытой, то мы бы и не познали творческую натуру этого человека.

Удивительно простая, но уникальная техника творчества

Поразительно то, что живя впроголодь и испытывая тяжкую нужду, художник Пиросмани часто писал картины, олицетворяющие пиры, гуляния, богатые застолья. Кое-кто находит в его творениях схожесть с древнегрузинскими фресками. И, действительно, есть в его работах что-то величественное, но при этом простое и душевное.

Картины Пиросмани


«Вывеска пивной»
Семья оленей
Пасхальный барашек
Картина «Лев и солнце»

Картина «Свири»

Являясь художником-самоучкой, он самостоятельно выработал свой стиль, который в художестве именуют примитивизмом . Писал Пиросманашвили быстро, легко, не желая исправлять неточности. Если вам интересны другие направления в искусстве , предлагаем .

Самостоятельно выучив грузинский и русский языки, он на вывесках делал надписи и на одном, и на другом языке. При этом, нередко он делал ошибки в русских словах, но, по-видимому, не очень переживал по этому поводу.


Нико Пиросмани, картина «Актриса Маргарита»

Прежде всего, художник проявил себя как анималист и создатель портретов, отлично писал по фотографиям.


Картина «Женщина с кружкой пива»
«Охота и вид на черное море»
Баран (Пиросмани)
Картина Кутеж
«Кахетинский эпос»


Картина «Большой кувшин вина в лесу»

Кому-то может показаться странным, что Нико писал на картоне, обычной белой или черной клеенке. Это объясняется просто — клеенка была в любом, самом бедном грузинском доме, а для талантливого художника даже этот материал и несколько дешевых красок не станут препятствием на пути создания шедевра .

(Николай Пиросманишвили) - известнейший грузинский художник-самоучка конца XIX - начала ХХ века, работавший в стиле примитивизма. Человек, которого при жизни почти не замечали и на которого обратили внимание лишь за три года до смерти, который создал почти 2000 картин, росписей и вывесок, работая практически за бесплатно и умер в неизвестности, и которого полвека спустя выставляли от Парижа до Нью-Йорка. Его жизнь - печальная и отчасти трагичная история, которую в России знают в основном по песне "Миллион алых роз", хотя не все в курсе, что "грузинский художник" из песни - это именно Пиросмани.

В Грузии много всего связано с этим именем, поэтому полезно иметь представление о жизни этого человека. Для этого я и пишу этот небольшой текст.

Пиросмани смотрит выступление Маргариты. ("Пиросмани", фильм 1969 года)

Ранние годы

Нико Пиросмани родился в селе Мирзаани, около Сигнахи. Его отцом был садовник Аслан Пиросманишвили, а матерью - Текле Токликашвили из соседнего села Земо-Мачхаани. Фамилия Пиросманишвили была в те времена известная и многочисленная, и говорят, что и сейчас их много в Мирзаани. Впоследствии она станет у художника чем-то вроде псевдонима. Его будут звать Пиросман, Пиросмани, Пиросмана, и иногда по имени - Никала. В историю он войдёт как "Пиросмани".

День его рождения не известен. Годом рождения условно считается 1862. У него был старший брат Георгий и две сестры. Отец умер в 1870, брат - еще раньше. Пиросмани прожил в Мирзаани все первые 8 лет своей жизни до смерти отца, после чего был отправлен в Тбилиси. С тех пор он появлялся в Мирзаани только изредка. Почти ничего не сохранилось в селе с тех времен, разве что мирзаанский храм явно стоял в те годы на своем месте.

С 1870 по 1890 год в биографии Пиросмани огромный пробел. Согласно Паустовскому, в эти годы Пиросмани жил в Тбилиси и работал слугой у хорошей семьи. Эта версия многое объясняет - например, общее знакомство с живописью, и тот снобизм, которым Пиросмани отличался в среднем возрасте. Где-то в эти годы он перестал носить крестьянскую одежду и перешел на европейскую.

Мы знаем, что он жил в Тбилиси, изредка посещая своё село, но подробностей не знаем никаких. 20 лет неизвестности. В 1890 году он становится тормозным кондуктором на железной дороге. Сохранилась расписка от 1 апреля 1890 года о получении должностной инструкции. Пиросмани отработал кондуктором около четырех лет, посетив за это время нескоторые города Грузии и Азербайджана. Хорошего кондуктора из него так и не вышло, и 30 декабря 1893 года Пиросмани был уволен с выходным пособием в 45 рублей. Считается, что именно эти годы навели его на мысль о создании картины "Поезд", которую иногда называют "Кахетинский поезд".


У Константина Паустовского приводится еще одна версия тех событий: Пиросмани, по его словам, нарисовал первую свою картину - портрет начальник железной дороги и его жены. Портрет был несколько странен, начальник разозлился и выгнал Пиросмани со службы. Но это, видимо, миф.

Есть одно странное совпадение. Пока Пиросмани служил на железной дороге, туда же в 1891 году пришел работать российский бродяга Пешков. С 1891 по 1892 он проработал в Тбилиси в железнодорожных ремонтных мастерских. Здесь Эгнате Ниношвили сказал ему: «Напиши то, что ты так хорошо рассказываешь». Пешков стал писать и появился рассказ «Макар Чудра», а Пешков стал Максимом Горьким. Ни один режиссер еще не додумался снять сцену, где бы Горький закручивал гайки на паровозе в присутствии Пиросмани.

Где-то в те же годы - вероятно в 1880-е, Пиросмани накопил денег и построил в Мирзаани небольшой дом, который сохранился до наших дней.

Дом Пиросмани в Мирзаани

Первые картины

После железной дороги Пиросмани несколько лет торговал молоком. Своего магазина у него сначала не было, а был просто стол. Неизвестно точно где он торговал - или на Верейском спуске (где сейчас отель "Редиссон") или на Майдане . А может быть, менял места. Этот момент важен для его биографии - именно тогда он начал писать картины. Первыми такими были, видимо, рисунки на стене его лавки. Остались воспоминания его компаньона Димитра Алугишвили и его жены. Одним из первых портретов был именно портрет Алугишвили ("Был я чёрным и выглядел страшно. Дети пугались, пришлось сжечь"). Жена Алугишвили потом вспоминала, что он часто рисовал обнаженных женщин. Интересно, что эта тема потом прошла у Пиросмани полностью и в его поздних картинах эротика совершенно отсутствует.

Торговля молоком у Пиромани не заладилась. Видимо, уже в это время проявлялся его снобизм и асоциальность. Он не уважал свою работу, он плохо сходился с людьми, избегал коллективов и уже в те годы вёл себя так странно, что его даже побаивались. Однажды на приглашение на обед он ответил: "Почему ты меня приглашаешь, если в сердце не вынашиваешь какую-то хитрость?"

Постепенно Пиросмани забросил работу и перешел на бродяжнический образ жизни.

Расцвет

Лучшие годы Пиросмани - это десятилетие примерно с 1895 по 1905 годы. Он бросил работу и перешел на образ жизни свободного художника. Художники часто живут за счет меценатов - в Тбилиси таковыми были духанщики. Они подкармливали музыкантов, певцов и художников. Именно для них Пиросмани начал рисовать картины. Рисовал он быстро и продавал их дешево. Лучшие работы уходили за 30 рублей, а те, что попроще - за рюмку водки.

Одним из его главных заказчиков был Бего Яксиев, который держал духан где-то около современного памятника Бараташвили. В этом духане Пиросманишвили прожил несколько лет и впоследствии написал картину "Кампания Бего". Есть версия, что человек в шляпе и с рыбой в руках - сам Пиросмани.

"Компания Бего", 1907 год.

Много времени Пиросмани провел у Титичева в духане "Эльдорадо" в Ортачальских садах. Это был даже не духан, а большой парк развлечений. Здесь Пиросмани создал свои лучшие картины - "Жирафа", "Красавиц Ортачала", "Дворника" и "Черного льва". Последний был написан для сына духанщика. Основная часть картин того периода потом вошла в коллекцию Зданевича, а сейчас находится в голубой галерее на Руставели.

Одно время жил он в духане "Рача" - только неизвестно, в той ли "Раче", что сейчас находится на улице Лермонтова.

Заработанного хватало на еду и краски. Жилье предоставлял духанщик. Хватало на то, чтобы изредка съездить в родное село Мирзаани или в другие города. Много лет спустя несколько его картин были найдены в Гори и ещё несколько - в Зестафони . Бывал ли ли Пиросмани в Сигнахи? Спорный вопрос. Картин его там вроде бы не найдено, хотя это крупнейший населенный пункт рядом с его селом.

Но больше не хватало ни на что.

Он нигде не жил долго, хотя ему и предлагали неплохие условия. Он переходил с места на место, в основном в районе тбилисского вокзала - в кварталах Дидубе, Чугурети и Кукия. Некоторое время он проживёт на Молоканской улице около вокзала (сейчас - улица Пиросмани).

Писал Пиросмани в основном красками хорошего качества - европейскими или российскими. В качестве основы использовал стены, доски, жестяный листы, а чаще всего - черные трактирные клеенки. Поэтому черный фон на картинах Пиросмани - это не краска, а собственный цвет клеенки. Наприер, знаменитый "Черный Лев" написан одной белой краской по черной клеенке. Странный выбор материала привел к тому, что картины Пиросмани хорошо сохранились - лучше, чем картины тех художников, что писали на холстах.

История с Маргаритой

В судьбе Пиросмани был переломный момент, и произошёл он в 1905 году. Этот момент - красивая и грустная история, известная как "миллон алых роз". В том году в Тбилиси приехала с гастролями французская актриса Маргарита де Севр. Она пела в развлекательных заведениях в Верейских садах, хотя есть альтернатиные верисии: Ортачальские сады и парк Муштаид . У Паустовского детально и художественно описано, как Пиросмани влюбился в актрису - факт широко известный и, видимо, исторический. Сама актриса так же исторический персонаж, сохранились афиши ее выступлений и даже фотография неизвестного года.


Кроме этого остался портрет работы Пиросмани и фотография 1969 года. И вот согласно классической версии событий, Пиросмани непонятно как покупает миллион алых роз, и одним раним утром дарит Маргарите. В 2010 году журналисты подсчитали, что миллион роз - это стоимость 12-ти однокомнатных квартир в Москве. В подробной версии Паустовского упоминаются не розы, а вообще всякие разные цветы.

Широкий жест мало чем помог художнику: актриса уехала из Тбилиси с кем-то другим. Считается, что именно после отъезда актрисы Пиросмани нарисовал ее портрет. Некоторые элементы этого портрета наводят на мысль, что это отчасти карикатура и написан он в виде мести, хотя не все искусствоведы с этим согласны.


Так появилась одна из самых известных работ Пиросмани. Сама история стала известна благодаря Паустовскому, а уже позже на это сюжет написали песню "Миллион алых роз" (на мотив латышской песни "Подарила Ма́риня девочке жизнь"), которую в 1983 году впервые спела Пугачева, и песня сразу завоевала бешеную популярность. О происхождении сюжета тогда мало кто знал.

История с Маргаритой в последние годы стала своего рода культурным брендом и отдельной новеллой вошла в фильм "Любовь с акцентом " 2011 года производства.

Деградация

Есть мнение, что история с Маргаритой поломала жизнь Пиросмани. Он переходит на совершенно бродяжнический образ жизни, ночует по подвалам и будкам, рисует за рюмку водку или кусок хлеба. Очень часто в тот период (1905 - 1910) он живет у Бего Яксиева, но иногда пропадает неизвестно где. Его уже знали в Тбилиси, его картинами были завешаны все духаны, но сам художник превратился фактически в нищего.

Признание

В 1912 году в Грузию по приглашению братьев Зданевичей приехал французкий художник Мишель Ле-Дантю. Летним вечером «когда угасал закат и силуэты синих и фиолетовых гор на желтом небе теряли свой цвет» они втроем оказались на вокзальной площади и зашли в трактир «Варяг». Внутри они обнаружили множество картин Пиросмании, которые их удивили: Зданевич вспоминал, что Ле-Дантю сравнил Пиросмани с итальянским художником Джотто. В ту пору в ходу был миф о Джотто, согласно которому он был пастухом, пас овец, и углем в пещере рисовал картины, которые позже заметили и оценили. Это сравнение укоренилось в культурологии.

(Сцена с посещнием «Варяга» вошла в фильм "Пиросмани", где находится почти в самом начале)

Ле-Дантю приобрел несколько картин художника и увез их во Францию, где их след затерялся. Кирилл же Зданевич (1892 - 1969) стал исследователем творчества Пиросмани и первым коллекционером. Впоследствии его коллекция была передана тбилисскому музею, перешла в Музей Искусств и вроде бы именно она выставлена сейчас (временно) в Голубой Галерее на Руставели. Зданевич же заказал Пиросмани свой портрет, который так же сохранился:


Воследствии Зданевич выпустит книгу "Нико Пиросманишвили". Его брат Илья 10 февраля 1913 года опубликовал статью "Художник-самородок" в газете "Закавказская речь", где был приведен список работ Пиросмани и указано, какая в каком духане находится. Там же было указано, что Пиросмани живет по адресу: Погреб Карданах, Молоканская улица дом 23. После этой статьи появилось еще несколько.

Зданевичи же устроили в мае 1916 года первую небольшую выставку работ Пиросмани у себя на квартире. Пиросмани был замечен "Обществом грузинских художников", которое основал Дмитрий Шеварднадзе - тот самый, которого в 1937 году расстреляют за несогласие с Берией относительно храма Метехи. Тогда же, в мае 1916, Пиросмани был приглашен на заседение общества, где молча просидел все время, глядя в одну точку, а в конце сказал:

Так вот, братья, знаете что, мы обязательно должны построить большой деревянный дом в сердце города, чтобы всем было близко, построим большой дом, чтобы собираться месте, купим большой самовар, будем пить чай и говорить об искусстве. Но вы этого не хотите, вы совсем о другом говорите.

Эта фраза характеризует не только самого Пиросмани, но и культуру чаепитий, которая впоследствии вымерла в Грузии.

После того заседания Шеварднадзе сообразил сводить Пиросмани к фотографу и так появилась фотография художника, которая долгое время считалась единственной.


Признание ничего не поменяло в жизни Пиросмани. Его эскапизм прогрессировал - он не хотел ничьей помощи. "Обществом грузинских художников" сумело собрать 200 рублей и передать их ему через Ладо Гудиашвили. Потом собрали еще 300, но найти Пиросмани уже не могли.

В те последие годы - 1916, 1917 - Пиросмани жил в основном на Молоканской улице (сейч. улица Пиросмани). Его комната сохранилась и сейчас это часть музей. Это та самая комната, где Гудиашвили передавал ему 200 рублей.

Смерть

Пиросмани умер 1918 году, когда ему было чуть меньше 60-ти лет. Обстоятельства этого события несколько туманны. Есть версия, что его нашли умершим от голода в подвале дома №29 по Молоканской улице. Однако, Тициан Табидзе сумел расспросить сапожника Арчила Майсурадзе, который был свидетелем последних дней Пиросмани. По его словам, Пиросмани в последние дни рисовал картины в духане Абашидзе около вокзала. Однажды, зайдя к нему в подвал (дома 29), Майсурадзе увидел, что Пиросмани лежит на полу и стонет. "Мне полохо. Три дня лежу здесь и не могу встать..." Майсурадзе вызвал фаэтон, и художника отвезли в больницу Арамянца.

Дальнейшее неизвестно. Пиросмани исчез, и место его захорнения неизвестно. В Пантеоне на Мтацминде можно увидеть доску с датой смерти, но она лежит сама по себе, без могилы. От Пиросмани не осталось никаких вещей - не осталось даже красок. По слухам, он умер в ночь на вербное воскресение 1918 года - это единственная существующая датировка.

Последствия

Он умер в тот момент, когда его слава только рождалась. Через год, в 1919 году, Галактион Табидзе упомянет его в одном стихе, как кого-то известного.

Пиросмани умер, а его картины все еще были разбросаны по духанам Тбилиси и братья Зданевичи продолжали их собирать, несмотря на свое сложное материальное положение. Если верить Паустовскому, то еще в 1922 году он жил в гостинице, стены которой были завешаны "клеенками" Пиросмани. О своей первой встрече с этими картинами Паустовский писал так:

Проснулся я, должно быть, очень рано. Резкое и сухое солнце косо лежало на противоположной стене. Я взглянул на эту стену и вскочил. Сердце у меня начало биться тяжело и быстро. Со стены смотрел мне прямо в глаза - тревожно, вопросительно и явно страдая, но не в силах рассказать об этом страдании - какой-то странный зверь - напряженный, как струна. Это был жираф. Простой жираф, которого Пиросман, очевидно, видел в старом тифлисском зверинце. Я отвернулся. Но я чувствовал, я знал, что жираф пристально смотрит на меня и знает все, что творится у меня на душе. Во всем доме было мертвенно тихо. Все еще спали. Я отвел глаза от жирафа, и мне тотчас же показалось, что он вышел из простой деревянной рамы, стоит рядом и ждет, чтобы я сказал что-то очень простое и важное, что должно расколдовать его, оживить и освободить от многолетней прикрепленности к этой сухой, пыльной клеенке.

(Абзац весьма странный - знаменитый "Жираф" был создан и хранился в увеселительном саде "Эльдорадо" в Ортачала, где Паустовский едва ли мог ночевать.)

В 1960 году открылся музей Пиросмани в селе Мирзаани и одновременно его филиал в Тбилиси - музей Пиросмани на Молоканской улице, в доме, где он умер.

Годом его славы стал 1969. В этом году выставку Пиросмани открыли в Лувре - и открыл ее лично министр культуры Франции. Пишут, что на ту выставку пришла та самая Маргарита, и ее даже успели сфотографировать для истории.

В том же году киностудия "Грузия-Фильм" сняла киноленту "Нико Пиросмани". Фильм вышел неплохой, хотя несколько медитативный. И актер не очень похож на Пиросмани, особенно в молодости.

После этого было еще множество выстаков во всех странах мира вплоть до Японии. Многочисленые афиши этих выставок сейчас можно видеть в музее Пиросмани в Мирзаани.

В конце XIX века Европа переживала научно-техническую революцию и одновременно развивалось отторжение технического прогресса. Ожил древний, античных времен, миф о том, что в прошлом люди жили в естественной простоте и были счастливы. Европа познакомилась с культурой Азии и Африки и внезапно решила, что это вот примитивное творчество и есть идеальная естественная простота. В 1892 году французский художник Гоген оставляет Париж и сбегает от цивилизации на Таити, чтобы жить на природе, среди простоты и свободной любви. В 1893 Франция обращает внимание на художника Анри Руссо, который так же призывал учиться только у природы.

Тут все понятно - Париж был центром цивилизации и усталось от нее начиналась именно в нём. Но в те же годы - около 1894 - начинает рисовать Пиросмани. Трудно предположить, что он устал от цивилизации, или что он внимательно следил за культурной жизнью Парижа. Пиросмани в принципе не был врагом цивилизации (а его заказчики-духанщики - тем более). Он вполне мог уйти в горы и жить сельским хозяйством - как поэт Важа Пшавела - но он принципиально не желал быть крестьянином и всем своим поведением давал понять, что он - городской человек. Он не учился рисовать, но при этом хотел рисовать - и рисовал. В его живописи не было идеологического мессаджа, как у Гогена и Руссо. Получается, что он не копировал Гогена, а просто рисовал - а получалось, как у Гогена. Его жанр не заимствован от кого-то, а создался сам собой, естественно. Таким образом он стал не последователем примитивизма, а его основателем, а рождение нового жанра в таком глухом углу, как Грузия - это странно и почти невероятно.

Помимо своей воли Пиросмани как бы доказал правильность логики примитивистов - они считали, что истинное искусство рождается вне цивилизации, и вот оно и родилось в Закавказье. Может быть именно поэтому Пиросмани стал так популярен у художников ХХ века.

Грузинский художник-примитивист Нико Пиросмани (Нико Пиросманашвили) был самоучкой и настоящим самородком из народа. Несмотря на достаточно большую популярность при жизни, он жил в бедности и часто писал картины за еду, а мировая слава пришла к нему только после его смерти. Даже те люди, которые никогда не видели его работ, наверняка слышали легенду о том, как однажды он продал все свое имущество, чтобы купить все цветы в Тбилиси для женщины, которую любил. Так кем же была та, ради которой художник остаток дней провел в нищете?


О женщине, вдохновившей Пиросмани, на самом деле известно довольно мало. Существуют документальные подтверждения того, что она на самом деле приезжала в Грузию: в 1905 г. в газетах были опубликованы анонсы выступлений певицы-шансонье, танцовщицы и актрисы парижского театра миниатюр «Бель Вю» Маргариты де Севр.


В городе появились афиши: «Новость! Театр «Бель Вю». Только семь гастролей красавицы Маргариты Де Севр в Тифлисе. Уникальный дар петь шансоны и одновременно танцевать кек-уок!» Нико Пиросмани впервые увидел ее на афише и влюбился. Именно тогда он и написал знаменитую картину «Актриса Маргарита». А после того, как он услышал ее пение на концерте, – решился на тот поступок, о котором потом напишут Константин Паустовский и Андрей Вознесенский.


В свой день рожденья Пиросмани продал свою харчевню и все имущество, а на вырученные деньги скупил все цветы в городе. 9 повозок с цветами он отправил к дому Маргариты де Севр. По легенде, она увидела море цветов, вышла к художнику и поцеловала его. Однако историки утверждают, что они так никогда и не встретились. Нико послал ей цветы, а сам отправился кутить с друзьями.


«Миллион алых роз», о котором поется в знаменитой песне, – тоже часть легенды. Цветы, конечно, никто не считал, а в повозках были не только розы: сирень, акацию, боярышник, бегонии, анемоны, жимолость, лилии, маки, пионы выгружали охапками прямо на мостовую.


Актриса прислала ему пригласительный, которым он сразу так и не воспользовался, а когда художник наконец пришел к ней – Маргариты уже не было в городе. По слухам, она уехала с богатым поклонником и больше никогда не бывала в Грузии.


Паустовский позже напишет: «Маргарита жила, как во сне. Сердце ее было закрыто для всех. Ее красота была нужна людям. Но, очевидно, она совсем не была нужна ей самой, хотя она и следила за своей наружностью и хорошо одевалась. Шуршащая шелком и дышащая восточными духами, она казалась воплощением зрелой женственности. Но было в этой ее красоте нечто грозное, и, кажется, она сама понимала это».


В 1968 г. в Лувре состоялась выставка картин Нико Пиросмани, которого уже 50 лет как не было в живых. Говорят, перед портретом актрисы Маргариты долгое время стояла пожилая женщина. Очевидцы утверждают, что это была та самая Маргарита де Севр. А поступок Пиросмани до сих пор вдохновляет людей творчества: