Монологи героев из пьес максима горького. Анализ «На дне» Горький. Тест по произведению

Интерес Горького к театру проявился еще в середине 90-х годов. К написанию пьес он обратился по совету Чехова и настоятельной просьбе основателей МХАТА К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

Горький высоко ценил этот только что родившийся, но уже прославившийся театр. В сентябре 1900 года он писал Чехову: «Художественный театр - это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве. Не любить его невозможно, не работать для них преступление».

Обращение Горького к драматургии объясняется не только этим, как бы внешним, хотя и с глубоким внутренним смыслом толчком, но и характером собственного творчества, отличающегося драматизмом и динамизмом.

Пьесы Горького сделали его, по словам Станиславского, «главным начинателем и создателем общественно-политической линии Художественного театра».

Заглавие пьесы «Мещане» говорит о том, что Горький обратился к теме мещанства. Писатель всегда ненавидел мещанство - как сословное и этическое явление, как класс собственников, как низменный строй человеческой души. Страшная сила мещанства в его собственнических инстинктах, слепой подверженности старине, консерватизм мышления, ненависти ко всему новому.

Мир мещан - уродливый мир стяжателей, неумолимо жадных и жестоких, уродливых и самонадеянных, пропитанных ложью, лицемерием, ханжеством. Олицетворением этого мира является в пьесе Василий Бессеменов. Это «образцовый мещанин», «почтенный крот», воплотивший в себе мелочную скупость, скряжничество, убогость мысли, эгоизм, равнодушие к интересам общества, старческое брюзжание на молодёжь, трусливую боязнь завтрашнего дня. О нём хорошо говорит в пьесе певчий Тетерев: «Ты в меру - умён, в меру - глуп, в меру - добр и в меру - зол, в меру - честен и подл, труслив и храбр… ты образцовый мещанин! Ты законченно воплотил в себе пошлость... ту силу, которая побеждает даже героев и живет, живет и торжествует...»

Мир Бессеменовых - это мир жадности и стяжательства. Здесь «тесно и душно», обитатели богатого дома могут часами тратить время на рассуждения о ничтожных вещах вроде того, кому вносить самовар, какой покупать сахар - пиленый или целой головой, что лучше свежий воздух или духота. Старики Бессеменовы воплощают в себе косность, мещанскую ограниченность и отсталость, против которой восстают их дети.

На первый взгляд кажется, что молодое поколение Бессеменовых отличается от отцов - они умнее, образованнее, мечтают о свободе, независимости. Пётр участвовал в студенческих волнениях, был «гражданином полчаса», как говорит о нём Тетерев. Татьяна - учительница и тоже тяготится этой жизнью, пытается даже покончить жизнь самоубийством. Она постоянно стонет, жалуется. Татьяна развенчивает младших Бессеменовых, рисует иллюзорность их порывов, ибо, в конце концов, оба они, и Пётр и Татьяна, неспособны порвать с мещанской средой, к которой они принадлежат. Надо полагать, что они со временем пойдут по пути «отцов», только, может быть, будут ещё больше опасными и хитрыми. «Общество? Вот что я ненавижу!» - восклицает Бессеменов младший. Он хочет одного, чтоб никто не мешал ему жить спокойно, без мысли о каком-то там долге перед людьми. «Я был гражданином! Я не хочу … не обязан подчиняться требованиям общества. Я личность. Личность свободна…»

Бессеменов младший, как и отец, страшится будущего: «Эта жизнь мне не по силам! Я чувствую ее пошлость, но ничего не могу изменить, ничего не в состоянии внести…» «…я говорю Россия - и чувствую, что для меня - этот звук пустой».

Тетерев, который отказывается признать Петра «одушевленным существительным», правильно предрекает его будущее: после смерти отца Петр будет таким же мещанином, только более хитрым, ловким. Эта оценка совпадает с горьковской характеристикой Петра, данной в письме артисту А. Тихомирову в марте 1902 г.: «Невысокого полета этот Петр. В жизни он будет заместителем своего отца. И - очень вероятно, что Петр будет хуже отца, потому что он - умнее его».

Таким образом, бунт детей (Петра и Татьяны) против отца оказался мнимым. Бесперспективен и бунт деклассированных людей - Тетерева и Перчихина, сознающих себя жертвами Бессеменовых. Искренне сочувствуя Нилу и его товарищам, Тетерев, однако, считает их нелепыми Дон-Кихотами. В обостряющемся конфликте он занимает позицию «над схваткой»: «Я не состою в родстве ни с обвиняемыми, ни с потерпевшими. Я - сам по себе. Я - вещественное доказательство преступления».

Самой активной общественной силой в пьесе является Нил - представитель революционного рабочего класса. Станиславский считал его «главной фигурой пьесы», Чехов писал: «Центральная фигура пьесы - Нил - сильно сделан, чрезвычайно интересен». Нил привлекает передовыми взглядами, жизнерадостностью, оптимизмом - всем обликом будущего хозяина страны.

Его отношение к труду - это отношение творца и преобразователя, завтрашнего хозяина страны. Это хорошо раскрывается в разговоре с Татьяной: «… я ужасно люблю ковать. Перед тобой красная бесформенная масса, злая Она живая, И вот ты сильным ударами с плеча из нее все, что тебе нужно…».

Следует учесть, что многие реплики в пьесе, особенно слова Нила, содержат двойной смысл. То, что Нил говорит о труде кузнеца, надо понимать и буквально, и символически. Ведь бесформенная и злая масса металла - это жизнь, которую Нил и его товарищи перековывают, это и люди, которых они воспитывают. Не случайно он говорит это учительнице. Символичность высказываний Нила заметна во многих репликах. «Нет такого расписания движения, которое бы не изменилось» - формально это слова машиниста о расписании движения поездов, по существу же - мысли революционера о необходимости изменить «расписание жизни».

Рядом с Нилом такие же простые, веселые, влюбленные в жизнь люди - Поля, Шишкин, Цветаева. К нему тянутся обездоленные и ищущие места в жизни - Тетерев, Перчихин, Елена Кравцова. «Шишкин, Поля, Нил, Перчихин, Тетерев и даже Елена - вот мои любимцы», - писал Горький в письме к Тихомирову.

Итак, основной конфликт пьесы - столкновение двух мировоззрений, противостояние пролетария миру собственников. Попытки истолковать пьесу как семейную драму, как изображение розни отцов и детей, встречали резкий отпор со стороны социалистической критики. Подобное истолкование противоречило замыслу автора.

Премьера «Мещан» состоялась во время гастролей Художественного театра в Петербурге, 26 марта 1902 года. Пьеса «Мещане» занимает особое место в творчестве великого писателя, и в частности в его драматургии. Необычайно емкая тема мещанства как сословной и этической категории, мещанства, ржавчиной разъедающего жизнь, инертной массой лежащего на пути революции, начата была Горьким в его ранних рассказах и обобщена художественно-философски в эпопее «Жизнь Клима Самгина». В пьесе «Мещане» Горьким показано столкновение двух противостоящих мировоззрений, двух лагерей. Ни мелкая мещанская среда, разоблаченная Горьким в этой пьесе, ни сама действительность не давали еще необходимого материала для исчерпывающего отображения конфликта мещанско-буржуазного и пролетарского сознания. Но подлинный классовый смысл пьесы лежит в основе той глухой вражды, которая царит в доме мещанина Бессеменова. Чтобы яснее понять идейную настроенность «Мещан», сущность горьковского замысла при написании им первой своей пьесы, необходимо обратиться к позднейшей статье Горького «Заметки о мещанстве», появившейся в большевистской газете «Новая жизнь» в 1905 году.

Новая пьеса Горького «На дне» (1902) - была поставлена на сцене МХАТ в один год с «Мещанами», в 1902 г. Успех пьесы объяснялся не только тем, что Горький впервые на сцене показал людей «дна», подвел итог ранее волновавшей его теме босячества, но и в этом главное - выступил против бесчеловечия, унижения человеческой личности. «На дне» - многолюдно, при этом каждый персонаж обладает своим жизненным опытом, своей социальной речью. Всего несколько реплик - и в бароне-ночлежнике проглядывается бывшее барство с его презрением к нижестоящим.

Жизнь обитателей ночлежки невыносима, здесь трудно сохранить человеческое достоинство, веру в жизнь. Люди обречены на нищету и прозябание. Но Горький не хотел вызвать к героям пьесы жалость и сострадание. Поставленные в ужасные условия, сведенные вместе одной судьбой, босяки по-разному воспринимают свое положение. Татарин и смертельно больная Анна смирились, хотя в третьем акте Анна пытается бунтовать. Все, на что способен Барон - это едкая насмешка над своими же товарищами по несчастью. Бунтует вор Васька Пепел, злобствует Настя, утешает людей Лука, философствует, но ничего не делает для осуществления своих идеалов Сатин. Наиболее тяжело переживает тяготы костылевской ночлежки рабочий Клещ, мечтающий о том, чтобы вырваться отсюда и жить честным трудом.

Основной спор, который ведется в пьесе - это спор между Лукой и Сатиным. Что же представляет собой «правда» старого странника Луки? У Луки нет веры в человека. Носителем ложного гуманизма в пьесе выступает странник Лука. Взгляд его на жизнь весьма своеобразен. Лука видит жизнь «на дне», ему жаль людей, он не верит в них. По словам Луки, люди - «блохи», и в жизни нужно только уповать на Господа Бога. Оставаясь верным своей теории о ничтожности человека, Лука считает, что правда людям не нужна и единственный способ помочь им - солгать. Он и играет роль утешителя. Образ Луки был направлен против учения Толстого о непротивлению злу насилием.

Утешающей лжи Луки Горький противопоставляет свои взгляды на правду, на человека, которые он вкладывает в уста Сатина. Сатин говорит о своем неуважении к людям, которое может быть доказано не сладенькой ложью, а правдой, какой бы горькой она не была. В речь Сатина о человеке Горький вложил собственные мысли. Однако Сатина нельзя считать положительным героем.

Горький сам объяснил, что в пьесе нет положительных героев. По поводу речи о человеке Горький писал Пятницкому в 1902г.: «Кроме Сатина ее некому сказать, и лучше, и ярче сказать он не может. Уже и так эта речь чуждо звучит его языку». Сатин, по сути, тот же скептик, индивидуалист, у него нетрудовая психология, об этом свидетельствует и его призыв к ничегонеделанию. Слесарь Клещ тоскует по рабе, а Сатин советует ему «ничего не делай! Просто обременяй землю!».

Таким образом, в пьесе обнаруживается бессилие Сатиных, сломленных жизнью и непригодных к борьбе за изменение социального строя. Если в ранних рассказах Горький уделил большое внимание раскрытию некоторых положительных качеств босяков, то теперь на первый план выдвигается бесперспективность их пути, несостоятельность их психологии, вред их проповедей - от утешительной лжи до ничегонеделания.

Строго говоря, между Лукой и Сатиным больше общего, чем это принято считать: тот же анархизм, пассивность, то же равнодушие к людям, только Лука прикрывает их сладенькими словами, Сатин же порой откровенен до цинизма. Окончательно его развенчивает реакция на сообщение о самоубийстве Актера: «Эх…испортил песню…дурак!» Этой фразой завершается пьеса, накладывая последний штрих на портрет Сатина.

Многозначность горьковской пьесы привела к разным театральным ее постановкам. Часто - глубоким, интересным, порой - спорным. Остановимся на некоторых, показательных.

Самым ярким было первое сценическое воплощение драмы (1902) Художественным театром, прославленными режиссерами К.С. Станиславским, В.И. Немировича-Данченко, при непосредственном участии А.М. Горького. Станиславский (играл Сатина) позже писал, что всех покорил «своеобразный романтизм, с одной стороны граничащий с театральностью, с другой - с проповедью». В.И. Качалов (исполнитель роли Барона) держался сходного мнения: «Бунтарство и протест были сродни и бунтарству нашего молодого театра». Романтика протеста и «радостной веры» в «завтра», по словам Немировича-Данченко, определила «бодрую легкость» - «прелесть тона пьесы» о тягостной жизни. Более 50-ти лет не сходил со сцены этот спектакль. Восстановить его пыталась Т. Доронина в новом МХАТе.

В 60-е гг. «Современник» под руководством О. Ефремова как бы вступил в полемику с классической трактовкой «На дне». На первый план была выведена фигура Луки. Его утешительные речи поданы как выражение заботы о человеке, что соответствует авторскому замыслу и гениальному его осуществлению И.М. Москвиным в первой постановке драмы.

Подлинное содержание «На дне» не дает право на столь значительное разночтение. Мысль писателя можно выразить с опорой на те или иные ее оттенки. Но исказить - недопустимо. Что же нам сказал Горький своей драмой? Горький развенчал многие идеи своего времени как неспособные дать отдохновение несчастным при порочном мироустройстве. Для писателя Лука был неприемлем, потому что он тормозил возможное прозрение, мешал изживанию ошибок.

В 1928 г. Горький писал «Утешители, проповедники примирения с жизнью враждебны мне». В острых психологических коллизиях художник воплотил столкновение разных точек зрения на бытие и сознание, победу активного отношения к миру. Вот почему «На дне» является социально - философской драмой.

Интересно, почему появилось желание «ревизовать» Горького. Видимо, причин несколько. Одна их них - подозрение в некоей симпатии к рациональному мышлению. Слов нет, умозрительность не способна привести к добрым результатам. Только писатель никогда не был сторонником холодного разума. Ведь «головные» рассуждения Сатина о Человеке подсказаны переживаниями определенных жизненных ситуаций. Идеи христианства, всепрощения выражает странник Лука в пьесе Горького «На дне». Он рассказывает истории из своей жизни, да и не только из своей, где показывает, что правда может убить человека, а милосердие, мягкое обращение с людьми могут только помочь. Лука говорит, что человек слаб, поэтому его надо жалеть, любить.

Вслед за Чеховым Горький запечатлел обычное течение жизни, а в нем глубинные, подспудные психологические процессы. Немирович - Данченко, давший сценическое воплощение драмам обоих писателей, тонко заметил: «Два таких разных. Тот - сладкая тоска солнечного заката, стонущая мечта вырваться из этих будней, мягкость и нежность красок и линий, этот - тоже рвется из тусклого «сегодня», но как? С боевым кличем, с напряженными мускулами, с бодрой радостной верой в «завтра», а не в «двести - триста лет».

Революционная направленность пьесы «На дне» - в ее глубоком идейно-философском содержании. Замысел драматурга отнюдь не сводился к задаче изображения людей «дна», искалеченных общественным строем. Этот обличительный план пьесы очевиден, но вместе с тем пьеса является страстным и взволнованным спором о человеке, о различных путях к человеческому счастью.

В чем состоит настоящая правда жизни? На этот вопрос по-разному отвечают персонажи пьесы - Сатин, Лука, Костылев, Бубнов, Клещ, Настя, Актер и другие. Одни из них утверждают и принимают «правду» в ее непосредственной данности, примиряясь с существующим порочным «расписанием жизни», и в этом случае перед нами низменная «правда фактов»; другие утверждают правду утешительной лжи.

После «На дне» Горький пишет пьесу «Дачники» (1904), посвященную идейному расслоению демократической интеллигенции. Часть ее стремилась к активной связи с народом, часть же стала мечтать после голодной и беспокойной юности об отдыхе и покое, утверждая при этом, что необходима мирная эволюция общества, которое нуждается в «благожелательных людях», а не в бунтарях. Это было одно из первых произведений о новом - после спора марксистов с народниками - расколе среди интеллигенции. В пьесе «Дачники» писатель изобразил переход интеллигенции на службу в лагерь буржуазии.

Замысел «Дачников» Горький объяснял так: «Я хотел изобразить ту часть русской интеллигенции, которая вышла из демократических слоев и, достигнув известной высоты социального положения, потеряла связь с народом, родным ей по крови, забыла о его интересах, о необходимости расширить жизнь для него».

Большинство героев пьесы - «дачники по существу их душ». Варвара Басова говорит, придя к горькому выводу: «Интеллигенция - это не мы! Мы что-то другое. Мы дачники в нашей стране… Какие-то приезжие люди».

Из демократических слоев вышел адвокат Басов. В прошлом разночинец, он стал типичным мещанином. Адвокатская практика дала ему возможность нажить немалые средства на разных махинациях. Он живет обеспеченной жизнью «дачника» - сытого и самодовольного обывателя. Никаких общественных интересов у него нет, никуда он не спешит и хочет только одного - спокойствия, наслаждения материальными благами. Басов - враг любых социальных потрясений, убежденный противник революции, поборник эволюционного развития. Потребительскую философию Басова разделяет его помощник по адвокатуре Замыслов.

Изменил заветам своей молодости, своему демократическому прошлому и литератор Шалимов. Он не только равнодушен теперь к положению народа, из которого вышел, но по существу враждебен ему, перешел в стан тех, кто боролся против демократии. Когда врач Марья Львовна напоминает Шалимову о том, каким должен быть писатель в России, он отвечает ей довольно цинично: «Ай, опять серьезные слова - пощадите! Я устал быть серьезным… Я не хочу философии - сыт. Дайте мне пожить растительной жизнью». Он вынужден признать, что утратил искренность, перестал понимать жизнь, не видит, для кого писать, ибо «потерял читателя», свой писательский труд он рассматривает теперь как средство к существованию: «но - надо кушать, значит, надо писать». Полное равнодушие к демократической борьбе масс проявляет поэтесса Калерия, духовно опустошенная, изломанная. Калерия принадлежит к числу той художественной интеллигенции, которая, по словам Горького, идет «за мещанами в темные углы мистической и иной философии, все равно куда, лишь бы спрятаться».

Тип законченного обывателя - инженер Суслов. Как и другие «дачники», он хочет жить спокойно, тихо, в стороне от общественной борьбы. сущность характера Суслова обнажается в его программном признании: «… я рядовой русский человек, русский обыватель! Я обыватель - и больше ничего. Мне нравится быть обывателем… Я буду жить, как я хочу! И, наконец, наплевать мне на ваши россказни … призывы … идеи!»

Люди без идей и высоких общественных идеалов - вот что такое «дачные» интеллигенты, сатирически обличаемые и резко осужденные в горьковской пьесе. Им противопоставлена демократическая и революционная интеллигенция. Считая ее «одним из интереснейших духовных явлений мира», Горький в «Дачниках» стремился воплотить ее в образе Марьи Львовны. Врач по профессии, она видит свое призвание в труде на благо людей, работает в интересах народа, его освобождения, его лучшего будущего. Надо не жалеть сил на то, чтобы «перестроить, осветить жизнь родных нам людей, которые все дни свои только работают, задыхаясь во тьме и грязи… Мы не из жалости, не из милости должны работать для расширения жизни… Мы должны делать это для себя». Марья Львовна отвергает эгоистическую мораль «дачников», делает это решительно и открыто. У нее новое, революционное миропонимание, новая мораль, новые жизненные принципы, чистые, благородные, красивые.

Это влечет к Марье Львовне таких. Интеллигентов, как Влас, Варвара Михайловна, Саня, студент Зимин. Они становятся духовно близкими ей людьми. Марья Львовна не одинока. Один из персонажей пьесы высказывает убеждение, что «скоро, завтра, придут … сильные, смелые люди» - и ряды борцов за свободу умножаться. Судя по некоторым намекам, единомышленники Марии Львовны уже вовлечены в активное революционное действие, в подпольную работу, хотя эта сторона их жизни в пьесе непосредственно не отражена.

В идейных столкновениях, острых спорах действующих лиц раскрывается ее содержание. «Дачники», как и «Мещане» - идеологическая драма. основу конфликта в ней составляют идейные разногласия, борьба мировоззрений. Социально-политический сюжет подчинил себе и любовные коллизии, которым отведено в «Дачниках», как и в предыдущих горьковских пьесах, роль «служебная, второстепенная».

Премьера «Дачников» состоялась в театре В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге 10 ноября 1904г. и имела бурный успех, вылившийся в политическую демонстрацию. Сам Горький, обычно сдержанный в оценке своих произведений, был доволен спектаклем. Здесь, в театре, он по-настоящему почувствовал свою силу писателя - трибуна. Реакция зрителя на этот необыкновенный спектакль ярко описана Горьким в письме к Е.П. Пешковой (ноябрь 1904).

В последующих своих пьесах - «Дети солнца» (пьеса написана в камере Петропавловской крепости в 1905 г.) и «Варвары» (1906) - Горький ставит тот же вопрос об отношении интеллигенции к общественным запросам времени и к народу.

В «Варварах», как и в других пьесах, Горький отмечал «идейные сдвиги» той части буржуазной интеллигенции, которая, испугавшись и не поняв революции, искала самооправдания и выхода из томительной жизни в отвлеченной науке, в прогрессе техники, якобы способном перестроить мир, в «искусстве для искусства». Нет, во всеуслышание заявлял Горький, этими путями нельзя изменить действительность. Демократически настроенный студент Степан Лукин видит в индустриальном развитии России иной смысл, чем Черкун; он понимает, что развитие промышленности сплачивает пролетариат, обостряет классовую борьбу и несет в конечном счете гибель капитализму.

Чтобы влить в свои пьесы широкое социальное содержание, Горький должен был избрать в качестве их композиционного стержня логику развития классовых противоречий, становление характеров и миропонимания под воздействием освободительного движения; этим фактором он подчинял развитие сюжета, связывал персонажей семейными и любовными узами и т. д.

Сказанное отнюдь не значит, что социалистический реализм не оставляет других возможностей драматургу. Но индивидуальные особенности Горького-драматурга подсказывали ему именно такое, а не другое решение.

В пьесах Горького полно проявились черты нового художественного метода. Жизнь в этих произведениях дана в своем непрерывном развитии. Отбирая типические явления современности, Горький отображает их в той связи и последовательности, в том обобщении, которые ему давало знание перспектив социального переустройства жизни.

Писатель создал народную книгу, т.е. книгу, посвященную людям труда и обращенную к ним. Народность в представлении Горького - это прежде всего проникновение в дух и социальные чаяния народа. Автор романа всегда ощущал свою непосредственную связь с ним, справедливо утверждая, что «больше, чем кто-либо другой, имеет право назвать себя демократом и по крови, и по духу».

О зарождении революции в России. Более поздние поколения читателей больше любят его ранние романтические произведения о гордых красавцах-цыганах, готовых променять свою свободу только на смерть. Но нельзя забывать и о драматургии Алексея Максимовича. Пьеса «На дне» , созданная более ста лет назад, по-прежнему актуальна.

Первой же пьесой Горького стали «Мещане» (1901). Сам автор первоначально определил свое произведение как драматический эскиз в 4 актах с названием «Мещане. Сцены в доме Бессеменова». Со временем эта пьеса, поставленная К.С. Станиславским во МХАТе, приобрела все черты настоящей драмы, тем более что актеры, по воспоминаниям современников, торопились с премьерой: им нужно было сыграть «Мещан», чтобы «Горький почувствовал себя драматургом и писал дальше». Как известно, все так и вышло – Алексей Максимович позже создал много достойных пьес, составивших славу российского и мирового театра.

Уже название пьесы – «Мещане» - указывает на вполне определенное сословие в России. Это низший класс обывателей, выходцев из ремесленников и мелких торговцев: данное сословие стояло ниже купечества по своему положению в обществе.

В центре изображения – семья Василия Бессеменова, зажиточного мещанина, старшины малярного цеха. Этот степенный человек, желавший стать депутатом в городскую думу от цеховых организаций, не случайно носил такую фамилию. Его дочь Татьяна, школьная учительница, в свои 28 лет все еще не замужем, и надежды получить наследников рода тают с каждым днем. Сын Петр – бывший студент, отчисленный из университета за участие в студенческих волнениях.

Все это, конечно, не радует отца, возлагавшего надежды на своих детей, поэтому в доме постоянно происходят скандалы между ним и его детьми, не желающими жить по отцовской указке. Сам герой находится в состоянии угрюмой настороженности и видит причину жизненных неудач своих детей в гордости, которая ими овладела. Автор, наоборот, подчеркивает, что образование, полученное детьми, не сделало их счастливее: привычные мещанские ориентиры для них устарели, а собственной воли к каким-либо переменам не хватает, поэтому ослаблен интерес к жизни.

Конечно, во многом настроение в доме главного героя обусловлено обывательской скукой, свойственной любому провинциальному городку. Но у Горького все осложняется многогранностью человеческих взаимоотношений. В доме у Бессеменовых живет множество людей: это и воспитанник главы семьи Нил – молодой помощник машиниста, в которого безнадежно влюблена дочь Татьяна. Это и дальний родственник, и молодая вдова смотрителя тюрьмы, снимающая комнату, и нахлебники – певчий Тетерев и студент Шишкин.

Такое количество людей в доме должно, по-видимому, разнообразить скучную жизнь мещанской семьи, озабоченной только зарабатыванием денег. Действительно, все в доме подчинено культу денег, ведь они основа безбедного существования. При этом нет веры в лучшее, хоть в какие-нибудь изменения. Не случайно Татьяна, потерявшая веру во взаимность своих чувств к Нилу, жалуется своей подруге: «Я родилась без веры в сердце» .

Автор же уверен, что их неуверенность порождена боязнью ответственности за свое будущее, страхом перемен, невозможностью что-либо изменить даже в своей собственной жизни. В этом смысле всем противопоставлен Нил – герой «прогрессивный» и, как явно намекает Василий Васильевич, «будущий социалист-революционер» . Он привык к борьбе: даже в кузнице он любит ковать не потому, что любит трудиться, а ему нравится сражаться с непослушным металлом и подавлять его сопротивление.

Однако в целом отношение к Нилу неоднозначное. В нем подчеркнута скрытая сила, спокойствие, но за всем этим скрывается бесчувственная натура, неспособная понимать прекрасное. Например, в первой мхатовской постановке, актер, игравший Нила, изображал его грубым и неотесанным мужланом, чтобы подчеркнуть отсутствие душевных переживаний.

Сам Бессеменов невольно противопоставляет своего сына и воспитанника, причем сравнение оказывается не в пользу Петра. Отец говорит сыну: «Научился презрению ко всему живущему, а размера в действиях не приобрел» . А о Ниле отзывается почти с любовью: «Он дерзок, он разбойник, но человек с лицом» . Только даже «человечность» молодого машиниста не спасает от трагической развязки пьесы: Татьяна, понимая, что симпатии любимого человека достаются более молодой сопернице, швейке Поле, пытается покончить с жизнью.

После неудавшейся попытки суицида Татьяна понимает свою обреченность, поэтому пьеса заканчивается сценой, где она падает на клавиши рояля, издав громкий нестройный звук. Чуть позже А. Чехов в пьесе «Вишневый сад» с помощью звука оборвавшейся струны подчеркнет разрыв с прежней жизнью.

Вся пьеса Горького проникнута обвинениями в адрес мещанства. Жильцы, наблюдая каждодневную скуку, упрекают хозяев в том, что у них «с тоски помрешь» , потому что они ничего не делают, никаких склонностей не имеют. А молодая вдова в порыве отчаяния кричит: «Вы ржавчина какая-то, а не люди!»

Уже позже, в советское время, слово «мещане, мещанское» станет ругательным, синонимом обывательщины. Чего стоят, например, слова героини фильма «Москва слезам не верит»: «Все, засосало мещанское болото!».

  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького

В произведении М. Горького “На дне” затронут огромный пласт моральных, нравственных и духовных проблем общества. Автор использовал принцип великих умов прошлого: истина рождается в споре. Его пьеса – диспут призвана поднять самые важные для человека вопросы, чтобы он сам ответил себе на них. Полный анализ произведения может быть полезен учащимся 11 классов при подготовке к урокам литературы, тестовым заданиям, творческим работам.

Краткий анализ

Год написания – конец 1901 – начало 1902 года.

История создания – пьеса создавалась специально для постановки в театре, Горький вложил в уста своих героев самые важные вопросы бытия, отразил свой собственный взгляд на жизнь. Показан период конца 19 века, глубокий экономический кризис, безработицу, бедность, разорение, крах человеческих судеб.

Тема – трагедия отверженных людей, которые оказались на самом дне жизни.

Композиция – линейная композиция, события в пьесе построены в хронологическом порядке. Действие статично, персонажи находятся на одном месте, пьеса состоит из философских размышлений и споров.

Жанр – социально-философская драма, пьеса-диспут.

Направление – критический реализм (соцреализм).

История создания

Пьеса была задумана Горьким за год до её создания, как-то в разговоре со Станиславским он упомянул, что хочет создать пьесу о жителях ночлежки, опустившихся на самое дно. В 1900 -1901 году автор сделал кое-какие наброски. В этот период Максим Горький серьёзно увлёкся пьесами А. П. Чехова, их постановкой на сцене и игрой актёров. Это оказало решающее значение для автора в плане работы в новом жанре.

В 1902 году была написана пьеса “На дне”, а в декабре этого же года поставлена на сцене театра МХАТ с участием Станиславского. Нужно отметить, что написанию произведения предшествовал кризис, который случился в России в конце 90-х годов 19 века, фабрики и заводы остановились, безработица, разорение, нищета, голод – всё это реальная картина в городах того периода. Пьеса создавалась с определённой целью – поднять уровень культуры всех классов населения. Её постановка вызвала резонанс, во многом благодаря гениальности автора, а также спорности озвученных проблем. В любом случае – о пьесе говорили, с завистью, недовольством или восхищением – это был успех.

Тема

В произведении переплетаются несколько тем : судьба, надежда, смысл жизни, правда и ложь. Герои пьесы рассуждают на высокие темы, находясь настолько низко, что дальше опуститься уже невозможно. Автор показывает, что бедный человек может иметь глубокую сущность, быть высоко моральным, духовно богатым.

Вместе с тем, любой человек может опуститься на самое дно, подняться с которого практически невозможно, оно затягивает, даёт свободу от условностей, позволяет забыть о культуре, ответственности, воспитании и нравственных аспектах. Горький только озвучил самые острые проблемы современности, он не решил их, не дал универсального ответа, не показал путь. Поэтому его произведение названо пьесой-диспутом, она основана на споре, в котором рождается правда, своя для каждого персонажа.

Проблематика произведения разнообразна, самыми животрепещущими, пожалуй стоит считать диалоги героев о спасительной лжи и горькой правде. Смысл названия пьесы в том, что социальное дно – это прослойка, где тоже есть жизнь, где люди любят, живут, мыслят и страдают – она существует в любую эпоху и никто не застрахован от этого дна.

Композиция

Композицию пьесы сам автор определял как “сцены”, хотя её гениальность соответствует шедевральным пьесам русских и зарубежных классиков. Линейность построения пьесы обусловлена хронологической последовательностью событий. Завязка пьесы – появление в ночлежке Луки с его непохожестью и безликостью. Далее в нескольких действиях происходит развитие событий, переходя к самому мощному накалу – диалогу о смысле существования, о правде и лжи. Это кульминация пьесы, за ней – развязка: самоубийство Актёра, потеря надежд последних обитателей ночлежки. Они не в состоянии спасти себя сами, а значит – обречены на гибель.

Жанр

В пьесе “На дне” анализ позволяет сделать вывод об уникальности горьковского жанра – пьесы-диспута. Главным в развитии сюжета является конфликт, он движет действие. Герои находятся в тёмном подвале и динамика достигается за счёт столкновения противоположных точек зрения. Жанр произведения принято определять как социально-философская драма.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 2307.

У каждого художника есть произведение, которое можно считать знаковым для его творчества. Таким произведением у М. Горького является пьеса «На дне». И вот почему. Здесь поднимаются очень важные вопросы: что есть Человек, каково его предназначение, что есть правда, вопросы веры.

Пьеса «На дне» отражает извечные для русского человека философские вопросы о смысле жизни. Горький сумел запечатлеть характерные черты типично русского менталитета – жажду познания, размышления о сущности человеческого бытия. И не важно на какой социальной ступени общества стоит человек, потому что эти вопросы исходят из глубинных корней русского сознания. Они испокон века стояли и, наверное, будут стоять во главе угла русской духовности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бобрышева Наталья Ивановна –

Воронежский музыкальный

колледж им. Ростроповичей г. Воронежа

Место пьесы «На дне» в творчестве Максима Горького.

Ницше и Горький.

(из опыта работы преподавателя)

У каждого художника есть произведение, которое можно считать знаковым для его творчества. Таким произведением у М. Горького является пьеса «На дне». И вот почему. Здесь поднимаются очень важные вопросы: что есть Человек, каково его предназначение, что есть правда, вопросы веры.

После серии романтических произведений 90-х годов, полных бунтарских идей, в 1902 году Горький приступает к работе над пьесой «На дне», ставшей наиболее важным звеном во всей философско-художественной системе писателя. В период работы над драмой менялся сюжет, названия: «Без солнца», «Ночлежка», «На дне жизни», «На дне». Каждый вариант подвергался тщательной правке. При этом Горький делился своими замыслами со Станиславским, читал пьесу Л.Н. Толстому, А.П. Чехову, актерам МХАТа. Пятницкий, которому была посвящена пьеса, правил текст и обсуждал с автором проблематику пьесы и её название.

Работа, начатая в Нижнем Новгороде в 1900 году, продолжалась до самого отъезда писателя из Крыма (23 апреля 1902 г.). Интересны записи Горького этого периода: «Мне хочется солнышка пустить на сцену, веселого солнышка, русского эдакого – не очень яркого, но любящего все, все обнимающего. Эх, кабы удалось!...» (2 стр. 465) В 1902 г. в письме актеру И.А. Тихомирову Горький впервые намечает контуры основной идеи пьесы. Это «ложь из жалости к людям», «правда – молот, удары эти люди не выдержат» (2 стр.467). Посылая пьесу Пятницкому, Горький дает ей первую скромную оценку: «В пьесе много лишних людей и нет некоторых – необходимых – мыслей, а речь Сатина о человеке – правде бледна. Однако – кроме Сатина – её некому сказать, и лучше, ярче сказать - он не может. Уже и так эта речь чуждо звучит его языку» (1 стр. 5-6). В этих словах слышится безысходность, тоска по идеалу, которого на тот момент Горький найти не мог.

Таким образом, драма «На дне» возникла в результате широких жизненных наблюдений и философских исканий писателя. Важно отметить и то, что Горький не случайно сделал героями пьесы босяков. Босячество, изображенное в пьесе, было крупным на тот момент социальным явлением XIX – н. XX века. Только в Нижнем Новгороде в 1901 году было зарегистрировано 4 тысячи босяков. Прототипов героев пьесы, как указывал писатель, он наблюдал в Нижнем, на Миллионной, среди «золотой роты». Там он познакомился с Сатиным, босяком, пострадавшим «из-за самоотверженной любви к сестре»; Барона списал с живого человека, барона Бухгольца, спившегося и попавшего в нижегородскую ночлежку. Актер был списан с фотографии пьяницы – актера Соколовского, которого Горький сравнивал с Шаляпиным в роли мельника из оперы «Русалка» Даргомыжского. В Нижнем он нашел и прообраз Луки.

Многие герои пьесы чем-то схожи с героями рассказа Горького «Бывшие люди», напечатанного в 1897 году. Колоритная фигура Кувалды напоминает нам по красноречию Сатина, а скромный Тяпа – Луку. Рассказ написан в Казанский период. Горький так говорит о своих героях: «Странные это были люди среди босяков, и многого я не понимал в них, но меня очень подкупало, что они не жаловались на жизнь, говорили, что лучше тех, кто живет «хорошо» (1 стр. 15-16). Он увидел в босяках гордость и независимость, презрение к благам жизни, стремление к свободе, полной независимости, способность критически оценивать окружающую жизнь. Но он не скрывал и то, что «страшен этот человек невозмутимым отчаяньем своим, что себя сам отрицает, низвергает из жизни». Вот главный вопрос, который ставит Горький в пьесе «На дне».

Эти же вопросы волновали молодого Максима Горького, в раннем творчестве которого наиболее ярко видно влияние идей преобразования человеческого духа, его свободы и воли, выдвинутые Ницше.

Трудно назвать философа, чье имя не вызывало бы столь противоречивые оценки и споры, как имя Фридриха Ницше. Как ни странно, наибольший отклик его идеи нашли в философии и художественной среде России конца XIX – н. XX века. Его личная судьба и его личная трагедия нашли отражение в его философии. К числу значительных его философских работ следует отнести «Человеческое, чересчур человеческое», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихристианин». В своих работах Ницше пытался открыть новое состояние человеческого духа – Сверхчеловека. А по сути, это призыв Ницше к саморазрушению «твари» в человеке для самосозидания в нем «творца». «Мы должны произвести опыт с истиной, - отвечал Заратустра. – А если истина должна уничтожить человечество, ну, что ж, пускай!» (4 стр. 35). Ницше хотел в «Заратустре» показать человечество, пробужденное от бессилия таинством евхаристии, нечистая, грешная кровь человечества очищается в вечно проливаемой Крови Христа, т.е. человечество, пробужденное к новой жизни прославлением своего собственного существа, добродетелями добровольно избранного меньшинства очищает и обновляет свою кровь. Он мечтал, что его произведения затмят собою поэмы Вагнера, что его евангелие заставит забыть Евангелие Христа. В жизни он был мягким и любезным человеком, благородным и добрым. В идеях непреклонным и беспощадным. Эта борьба за недостижимое, возвышенная до героизма, привела его к гибели. После разрыва с Рихардом Вагнером, великим немецким композитором, творчество которого повлияло на идеи Ницше, он заболел страшным недугом, и одиннадцать лет его жизни – это кошмар одиночества, без друзей и семьи, без связей, в бедности.

Чем он привлек русскую интеллигенцию и Горького? Причина кроется в той политической, культурной и социальной среде, которая сложилась в то время в России. Это время поиска пути развития, новых идей, пробуждение самостоятельной философской мысли, широкого революционного движения.

Был ли Горький ницшеанцем? Сам писатель открещивался от этого и не любил, когда его считали таковым. Однако в дневниках К.Чуковского мы находим свидетельство того, что в кабинете Горького рядом с посмертной маской Пушкина висел и портрет Ницше. В раннем творчестве Горького перекличка с Ницше очевидна. Для романтических героев писателя характерны: независимость, стремление к абсолютной свободе, гордость, отсутствие мук совести, близость к природе, где нет морали, жажда борьбы, действия, руководство инстинктами. Романтический герой задуман как спаситель людей от их слабости, прозябания. В письме А.П. Чехову Горький писал: «Право же – настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше её, лучше, красивее. Обязательно надо, чтобы теперешняя литература немножко начала приукрашивать жизнь, и люди заживут быстрее, ярче» (1 стр. 10-11).

Бытие не устраивало писателя и представлялось чем-то несправедливым, навязанным воле Человека. Между тем всё прекрасное создано именно волей Человека. Он - символ бытия. «Он создал даже Бога», - писал Горький. Горького и Ницше сближает общий взгляд на культуру как на процесс бесконечной борьбы между человеком и его внутренней сущностью (5 стр 629).

Но не все так просто у Горького. В пьесе «На дне» - конфликт между правдой Сатина, которой явно импонировал ранний Горький, и ложью Луки, которой следовал он всю свою жизнь, не преемля ни общество насилия, ни слабого человека. Лишь «мерзостной правды» Бубнова ненавидел художник. В этой правде он не видел ни мечты, ни будущего, ни Человека: «...все люди на земле - лишние». Но сильных расхождений в правде Луки и Сатина нет. И тот, и другой призывают уважать Человека. Расходятся они только в одном – как нести эту правду. Ложь во спасение нужна слабым. Это вера в человека. Она дает надежду на спасение. Правда Сатина зажигает сильных: «Что такое - правда! Человек – вот правда! Правда – бог свободного человека!»

Но грандиозный миф о Человеке рождается на фоне духовной пустоты всего человечества. Никто никого не слушает, не понимает: человечество на пороге катастрофы. В чем же видит спасение Горький? Ответ мы находим в IV акте пьесы. Сатин, вспоминая свой спор с Лукой, говорит: «Однажды я спросил его: «Дед! Зачем живут люди?» «А – для лучшего люди-то живут, милачок! Потому-то всякого человека и уважать надо... неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может, ...может, он родился-то на счастье нам... для большой пользы?.. Особливо же деток надо уважать... ребятишек! Ребятишкам – простор надобен! Деткам-то жить не мешайте... Деток уважьте!» Вот вам и ответ Горького великому Ницше: «...человек вместилище Бога живого. Бога же я понимаю как неукротимое стремление к совершенствованию, к истине и справедливости. Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он – все. Он – создал даже Бога» (2 стр. 469).

Пьеса «На дне» отражает извечные для русского человека философские вопросы о смысле жизни. Горький сумел запечатлеть характерные черты типично русского менталитета – жажду познания, размышления о сущности человеческого бытия. И не важно на какой социальной ступени общества стоит человек, потому что эти вопросы исходят из глубинных корней русского сознания. Они испокон века стояли и, наверное, будут стоять во главе угла русской духовности.

СНОСКИ:

1. Басинский П. Неизвестный Горький / П. Басинский // М. Горький Детство. Рассказы и очерки. - М: Слово / SLOVO, 2000. - С 5-17.

2. Горький М. Правила и изречения. Афоризмы и максимы / М. Горький // Полн. собр. соч. в 30-ти тт. - М: 1950. Т.5. - С 465-469.

3. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. / Д. Галеви – Рига: 1991. - С 49-145, 170-209.

4. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. / Ф. Ницше - М: МГУ, 1990. – С.

5. Сапронов П.А. Русская культура XIX-XX вв. Опыт осмысления / П.А. Сапронов. - СПб: «Паритет», 2005. - С 627-644.


Максим Горький известен старшему поколению как родоначальник соцреализма – автор романа “Мать” о зарождении революции в России. Более поздние поколения читателей больше любят его ранние романтические произведения о гордых красавцах-цыганах, готовых променять свою свободу только на смерть. Но нельзя забывать и о драматургии Алексея Максимовича.

Пьеса “На дне”, созданная более ста лет назад, по-прежнему актуальна.

Первой же пьесой Горького стали “Мещане” (1901). Сам автор первоначально определил свое произведение

Как драматический эскиз в 4 актах с названием “Мещане. Сцены в доме Бессеменова”.

Со временем эта пьеса, поставленная К. С. Станиславским во МХАТе, приобрела все черты настоящей драмы, тем более что актеры, по воспоминаниям современников, торопились с премьерой: им нужно было сыграть “Мещан”, чтобы “Горький почувствовал себя драматургом и писал дальше”. Как известно, все так и вышло – Алексей Максимович позже создал много достойных пьес, составивших славу российского и мирового театра.

Уже название пьесы – “Мещане” – указывает на вполне определенное сословие в России. Это низший класс обывателей, выходцев из ремесленников и мелких торговцев: данное сословие стояло ниже купечества по своему положению в обществе.

В центре изображения – семья Василия Бессеменова, зажиточного мещанина, старшины малярного цеха. Этот степенный человек, желавший стать депутатом в городскую думу от цеховых организаций, не случайно носил такую фамилию. Его дочь Татьяна, школьная учительница, в свои 28 лет все еще не замужем, и надежды получить наследников рода тают с каждым днем.

Сын Петр – бывший студент, отчисленный из университета за участие в студенческих волнениях.

Все это, конечно, не радует отца, возлагавшего надежды на своих детей, поэтому в доме постоянно происходят скандалы между ним и его детьми, не желающими жить по отцовской указке. Сам герой находится в состоянии угрюмой настороженности и видит причину жизненных неудач своих детей в гордости, которая ими овладела. Автор, наоборот, подчеркивает, что образование, полученное детьми, не сделало их счастливее: привычные мещанские ориентиры для них устарели, а собственной воли к каким-либо переменам не хватает, поэтому ослаблен интерес к жизни.

Конечно, во многом настроение в доме главного героя обусловлено обывательской скукой, свойственной любому провинциальному городку. Но у Горького все осложняется многогранностью человеческих взаимоотношений. В доме у Бессеменовых живет множество людей: это и воспитанник главы семьи Нил – молодой помощник машиниста, в которого безнадежно влюблена дочь Татьяна.

Это и дальний родственник, и молодая вдова смотрителя тюрьмы, снимающая комнату, и нахлебники – певчий Тетерев и студент Шишкин.

Такое количество людей в доме должно, по-видимому, разнообразить скучную жизнь мещанской семьи, озабоченной только зарабатыванием денег. Действительно, все в доме подчинено культу денег, ведь они основа безбедного существования. При этом нет веры в лучшее, хоть в какие-нибудь изменения.

Не случайно Татьяна, потерявшая веру во взаимность своих чувств к Нилу, жалуется своей подруге: “Я родилась без веры в сердце”.

Автор же уверен, что их неуверенность порождена боязнью ответственности за свое будущее, страхом перемен, невозможностью что-либо изменить даже в своей собственной жизни. В этом смысле всем противопоставлен Нил – герой “прогрессивный” и, как явно намекает Василий Васильевич, “будущий социалист-революционер”. Он привык к борьбе: даже в кузнице он любит ковать не потому, что любит трудиться, а ему нравится сражаться с непослушным металлом и подавлять его сопротивление.

Однако в целом отношение к Нилу неоднозначное. В нем подчеркнута скрытая сила, спокойствие, но за всем этим скрывается бесчувственная натура, неспособная понимать прекрасное. Например, в первой мхатовской постановке, актер, игравший Нила, изображал его грубым и неотесанным мужланом, чтобы подчеркнуть отсутствие душевных переживаний.

Сам Бессеменов невольно противопоставляет своего сына и воспитанника, причем сравнение оказывается не в пользу Петра. Отец говорит сыну: “Научился презрению ко всему живущему, а размера в действиях не приобрел”. А о Ниле отзывается почти с любовью: “Он дерзок, он разбойник, но человек с лицом”.

Только даже “человечность” молодого машиниста не спасает от трагической развязки пьесы: Татьяна, понимая, что симпатии любимого человека достаются более молодой сопернице, швейке Поле, пытается покончить с жизнью.

После неудавшейся попытки суицида Татьяна понимает свою обреченность, поэтому пьеса заканчивается сценой, где она падает на клавиши рояля, издав громкий нестройный звук. Чуть позже А. Чехов в пьесе “Вишневый сад” с помощью звука оборвавшейся струны подчеркнет разрыв с прежней жизнью.

Вся пьеса Горького проникнута обвинениями в адрес мещанства. Жильцы, наблюдая каждодневную скуку, упрекают хозяев в том, что у них “с тоски помрешь”, потому что они ничего не делают, никаких склонностей не имеют. А молодая вдова в порыве отчаяния кричит: “Вы ржавчина какая-то, а не люди!”

Уже позже, в советское время, слово “мещане, мещанское” станет ругательным, синонимом обывательщины. Чего стоят, например, слова героини фильма “Москва слезам не верит”: “Все, засосало мещанское болото!”.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Чем объяснить тот факт, что интерес к пьесе “На дне” вот уже второе столетие не угасает?” В истории русской культуры немало имен, известных всему миру. Среди них достойное место занимает имя М. Горького. Как художник, он обогатил мировую литературу новыми темами, сюжетами, конфликтами и образами. Среди произведений Горького пьеса “На дне” занимает особое место. Писатель […]...
  2. Годом раньше, в 1901 году, Горький написал свою первую пьесу – “Мещане”, в которой впервые в мировой литературе показан во весь рост передовой рабочий. Нил – представитель жизнеутверждающего класса. “…Жизнь – мне нравится, – говорит он. – Большое это удовольствие – жить на земле!” Любовь Нила к жизни – деятельная. Он много и с удовольствием […]...
  3. Драма как род литературы предполагает обязательную постановку произведения на сцене. При этом ориентация на сценическую интерпретацию, на первый взгляд, ограничивает драматурга в средствах выражения своей позиции. Он не может напрямую обратиться к читателю, выразить свое отношение к своим же героям. Авторская позиция выражена в ремарках, в развитии действия пьесы, в монологах и диалогах героев. Ограничено […]...
  4. Проблема свободы всегда волновала художников слова. Именно Свобода была притягательна для романтических героев. Ради нее они были готовы принять смерть. Ведь Романтизм как литературное течение формировал вполне определенный канон: исключительная личность, предъявляющая миру исключительные же требования. Поэтому герой на порядок выше людей, его окружающих, поэтому общество как таковое им отвергается. Этим обусловлено и типичное одиночество […]...
  5. Роман “Мать” Максима Горького принято считать первым произведением в духе соцреализма – направлении, которое на долгих 70 лет станет ведущим в отечественной литературе. Это произведение было написано в 1906 году, сразу после первой русской революции. Опыт великих событий, участником которых стал и сам юный Алексей Пешков, знакомство с трудами Ленина, прекрасное знание действительности – все […]...
  6. Интерес Горького к театру проявился еще в средине 90-х годов, о чем свидетельствует его режиссерская и актерская деятельность в Мануйловке. К написанию пьес он обратился по совету А. П. Чехова и настоятельной просьбе основателей Московского художественного театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Горький высоко ценил этот, только что родившийся, но уже прославленный театр. […]...
  7. Рассказы Максима Горького о босяках отразили новое явление в русской жизни. В 1890-е годы значительно увеличилось количество так называемых люмпен-пролетариев, то есть людей, по сути, обреченных на нищету. И если большинство писателей изображали таких героев отвергнутыми обществом, низведенными до самой низшей степени падения, то Горький взглянул на “отверженных” по-другому. Герои писателя – вольнолюбцы, склонные к […]...
  8. Когда ребенок уже не ребенок, но до совершеннолетия еще далеко, его принято было называть на Руси отроком. Таким образом, период отрочества начинался уже с десяти-одиннадцати лет. Однако Максим Горький назвал свою повесть, посвященную жизнеописанию подростка Алеши Пешкова, к одиннадцати годам оставшегося круглым сиротой, совсем иначе – “В людях” . Такое название говорит о многом: быть […]...
  9. Ранние романтические произведения Максима Горького до сих пор воспринимаются читателями как красивые сказки, легенды, ничего общего не имеющие с реальной действительностью конца XIX века. Однако важно понимать, что появление многих из них обусловлено развитием революционного движения 1895-1899 годов. И если “Песня о Буревестнике” прочитывалась современниками как призыв к революции, то “Песня о Соколе” больше напоминала […]...
  10. Максим Горький Мещане Пьеса (1901, опубл. 1902) В зажиточном доме проживают Бессеменов Василий Васильевич, 58 лет, старшина малярного цеха, метящий депутатом в городскую думу от цехового сословия; Акулина Ивановна, его жена; сын Петр, бывший студент, выгнанный за участие в недозволенных студенческих собраниях; дочь Татьяна, школьная учительница, засидевшаяся в невестах; воспитанник Бессеменова Нил, машинист в железнодорожном […]...
  11. В начале XX века Горький обращается к драматургии. Он пишет свои первые пьесы почти одновременно. “На дне” была задумана раньше, чем “Мещане”, замысел “Дачников” обозначился еще до первой премьеры “На дне”. Работа над пьесой началась в 1900 году. В январе следующего года Горький писал Станиславскому: “Затеял еще одну пьесу. Босяцкую. Действующих лиц человек двадцать. Очень […]...
  12. Жанр драмы очень сложен сам по себе. Автор здесь имеет очень много ограничений. Он не может напрямую высказывать свою позицию, отражая ее лишь в монологах и диалогах героев, а также в ремарках. Кроме того, автор очень ограничен во времени, ведь пьеса не может играться на сцене слишком долго. Таким образом, писатель должен суметь выбрать нужное […]...
  13. Иногда книги производят неизгладимое впечатление на читателя. В такие моменты люди задумываются, какие последствия для их сознания может иметь то или иное прочитанное произведение. Пьеса Максима Горького под названием “На дне” была написана достаточно давно, но она все еще не потеряла своей актуальности и даже идет время от времени в театрах. Такой исторический успех произведения […]...
  14. Максим Горький Мещане В зажиточном доме проживают Бессеменов Василий Васильевич, 58 лет, старшина малярного цеха, метящий депутатом в городскую думу от цехового сословия; Акулина Ивановна, его жена; сын Петр, бывший студент, выгнанный за участие в недозволенных студенческих собраниях; дочь Татьяна, школьная учительница, засидевшаяся в невестах; воспитанник Бессеменова Нил, машинист в железнодорожном депо; церковный певчий Тетерев […]...
  15. Мужчина должен знать, что ему нужно делать в жизни… – А… Нил – знает? Он знает! М. Горький Пьеса Алексея Максимовича Горького “Мещане” – не просто дебют писателя в драматургии,- ею открывается новая общественно-политическая линия”,- писал видный режиссер К. С. Станиславский. Пьеса начинается многозначительным диалогом Татьяны и Поли о герое. Поля, слушая чтение Татьяны, замечает: […]...
  16. Жизнь Максима Горького необычна. Посвятил он себя творчеству, его произведения глубоки по смыслу. Значительная книга писателя – это пьеса “На дне”, написанная в 1902 году. Основная проблема, являющаяся философской, в произведении – это спор о правде. Каждый из героев высказывает свою точку зрения, которая ему по душе. У всех персонажей разное мировоззрение, однако, большего внимания […]...
  17. Пьеса М. Горького “На дне”, написанная в течение зимы и лета 1902 года, принесла автору мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность этого произведения сразу привлекла внимание русской общественности. Тематически пьеса завершила цикл произведений Горького о “босяках”. Вот как писал о своей пьесе “На дне” сам
  18. Прежде чем начать аналитическое сравнение этих двух рассказов таких самобытных русских писателей, как Леонид Андреев и Максим Горький, зададимся следующими вопросами: 1. Чем отличаются концепции двух рассказов? 2. Что увидел Леонид Андреев за хрупкостью этических норм человеческой культуры? 3. Как читающая Россия отнеслась к рассказу? 4. Почему Горький, взявший поначалу сторону Андреева, в “Несвоевременных мыслях” […]...
  19. Пьеса “На дне”, написанная в 1902 году, показала, что в русскую литературу пришел драматург-новатор. Были необычны и проблематика пьесы, и ее герои – обитатели ночлежки. В ней Горький выступил как создатель нового типа социально-философской драмы. Он умел объективно анализировать окружающую действительность, проникать во все ее противоречия, что необходимо для написания любой пьесы. “На дне” – […]...
  20. Горький, быть может, самый противоречивый писатель XX века. Его творческий путь, начавшийся странствием по Руси, знакомством с ночлежками и изучением их обитателей и закончившийся в особняке Рябушинского у Никитских ворот в Москве, отданном новой властью основателю советской литературы, вовсе не был легким и прямым. Это был путь человека, живущего в остром конфликте с собой, конфликте, […]...
  21. Пьеса “На дне” была написана М. Горьким в 1902 году. За год до написания пьесы Горький так сказал о замысле новой пьесы: “Это будет страшно”. Тот же акцент подчеркнут и в ее меняющихся названиях: “Без солнца”, “Ночлежка”, “Дно”, “На дне жизни”. Заглавие “На дне” впервые появилось на афишах Художественного театра. Автор выделил не место действия […]...
  22. Подготовка к ЕГЭ: Анализ пьесы М. Горького “На дне” (Сочинения, ЕГЭ по литературе 2014) Прочитав произведение Максима Горького “На дне”, можно с уверенностью сказать, что автор показал нам глубокую социальную драму. Читатели познакомились с пьесой в 1902 году, для них жанр этого произведения стал новаторским и своеобразным. Свое творение Горький охарактеризовал как “картины”. Мы не […]...
  23. После серии романтических произведений полных бунтарских идей создает пьесу “На дне”. Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают в ночлежку. Это последнее и единственное пристанище для них. Тут проживают все слои общества, которых уравнивает положение отбросов общества. Возраст ночлежников различный – здесь находятся и совсем молодые и еще не старые люди. Однако их жизнь уже почти […]...
  24. Горький М. В зажиточном доме проживают Бессеменов Василий Васильевич, 58 лет, старшина малярного цеха, метящий депутатом в городскую думу от цехового сословия; Акулина Ивановна, его жена; сын Петр, бывший студент, выгнанный за участие в недозволенных студенческих собраниях; дочь Татьяна, школьная учительница, засидевшаяся в невестах; воспитанник Бессеменова Нил, машинист в железнодорожном депо; церковный певчий Тетерев и […]...
  25. Некоторые люди вступают на ложный путь невольно, ибо прямого пути для них не существует. Томас Манн Ужасен тот, кому уже нечего терять. Гете Несмотря на то, что пьеса А. М. Горького “На дне” была написана в начале прошлого века (в 1902 году), уже более ста лет известные режиссеры-постановщики обращаются к ней. В героях пьесы, опустившихся […]...
  26. В зажиточном доме проживают Бессеменов Василий Васильевич, 58 лет, старшина малярного цеха, метящий депутатом в городскую думу от цехового сословия; Акулина Ивановна, его жена; сын Петр, бывший студент, выгнанный за участие в недозволенных студенческих собраниях; дочь Татьяна, школьная учительница, засидевшаяся в невестах; воспитанник Бессеменова Нил, машинист в железнодорожном депо; церковный певчий Тетерев и студент Шишкин […]...
  27. Издавна силы природы пугали и завораживали человека. Об этом свидетельствует история – наши предки-язычники поклонялись многим богам, которые олицетворяли обычные нам сегодня явления – гром, молнию, солнце… Люди стремились стать ближе к своим божествам, дотянуться до их идеала. Их очаровывала могущество и непокорность природы, и тогда они даже не догадывались, насколько сильной является собственно человеческая […]...
  28. В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. Закрывались фабрики и заводы. Тысячи и тысячи крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под давлением тягчайшего экономического гнета опускалось на “дно” жизни огромное количество появившихся босяков. Написанная в 1902 году пьеса […]...
  29. Пьеса Горького “На дне” глубоко философична и необычайно интересна. Перед глазами читателя на протяжении всего произведения проходит галерея живых образов. Каждый персонаж пьесы наделен своей позицией, своим представлением о мире. Особенно интересен тот факт, что действие разворачивается в ночлежке, на самом “дне” жизни. Многие герои пьесы М. Горького “На дне” – Актер, Пепел, Настя, Наташа, […]...
  30. Многие герои пьесы М. Горького “На дне” – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю со “дна” жизни. Но они чувствуют собственное бессилие перед запорами этой “тюрьмы”. У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о […]...
  31. Пьеса М. Горького “На дне” является по жанру социально-философской драмой. Она показала пути на социальное дно представителей различных классов российского общества. Каждый из героев произведения имеет собственную поучи­тельную историю. Тема босячества является ключевой в твор­честве автора. Горький, будучи писателем демократической направленности, стремящимся помочь народу выбраться из нищеты, глубоко сочувствует своим героям. Он напоминает обществу, что […]...
  32. С произведением Горького я познакомилась в 11 классе на уроке литературы. Драма сразу же заинтересовала меня, поэтому была прочитана мною на одном дыхании. В центре всего произведения люди, опустившиеся на дно жизни, которые попадают в ночлежку. Это последнее и единственное пристанище для них. В ночлежке проживают все слои общества. Возраст ночлежников различный – здесь находятся […]...
  33. Драматургия Горького сложна и очень интересна. Талант одаренного писателя помог ему найти нужное место действия и подходящий конфликт, чтобы раскрыть свои позиции и взгляды. Интересно и то, что каждая реплика любого героя важна, имеет глубокий смысл. С каждым действием пьесы сюжет накаляется, события становятся все страшнее и страшнее. Одним из кульминационных моментов произведения можно назвать […]...
  34. Он врал… Но это только из жалости к вам. М. Горький. На дне. Пьеса М. Горького “На дне” создавалась в 1902 году. Во многом это было переломное время для страны, в это время человеческая жизнь обесценилась. Вокруг царила бедность и бесправие. Пьеса “На дне” повествует как раз об этом. Все события произведения происходят в костылевской […]...
  35. В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на “дно” жизни. Пользуясь безвыходным положением […]...
  36. Проблема иллюзий – содержание многих произведений Горького 90-х годов (“Болесь”, “Проходимец”, “Читатель”). Но ни в одном из них эта тема не была разработана с такой полнотой, как в пьесе “На дне”. Горький разоблачал иллюзорное мировоззрение в самых различных ее проявлениях и осуждал тех, кто поддавался утешительству. Каковы бы ни были проявления утешительства, он видел в […]...
  37. В пьесе “На дне” Горькому удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченные философские категории. Что касается действующих лиц, то, по воспоминаниям автора, их состав определился не сразу. Какие-то лишние образы автор убрал, и тогда-то появился “благородный” старичок Лука. Что же в пьесе предшествует его появлению? Поднимается занавес, и сразу же нищенская, […]...
  38. Более 100 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе М. Горького “На дне”. Обошла она и крупнейшие театры мира. А интерес не слабеет! Чем же объясняется феноменальный успех пьесы, почему она и сегодня, спустя 100 лет после ее создания, продолжает волновать умы человечества? Видимо, потому, что она устремлена к самым существенным для человека […]...
  39. “Я мыслю, следовательно, существую”. Декарт Л. Н. Толстому драма “На дне” не понравилась: она была неправдой, потому что ее персонажи говорили чистейшим литературным языком, а не пользовались ни городским просторечием, ни крестьянским говором. И пьеса не может считаться копи – ей настоящего быта ночлежников. Этого Толстой принять или простить не мог. Только горьковское произведение и […]...