Многострадальный Исаакиевский собор. Чей оn. Исаакиевский собор. как строился и кому принадлежал до революции

Передача Исаакиевского собора епархии может запустить механизм возвращения церковного имущества. Церковь сможет претендовать на принадлежавшие ей монастырские подворья, богодельни и даже на экспонаты в Эрмитаже, считает историк Лев Лурье.

Сейчас в городе все только и говорят о требовании епархии передать ей Исаакиевский собор и церковь Спаса на Крови. Это может стать прецедентом с неясными последствиями. Он, скорее всего, предопределит судьбу двух оставшихся петербургских храмов–музеев: Петропавловского и Морского собора в Кронштадте. Реституция церковного имущества на этом только начнется. Церковь вправе претендовать на принадлежавшие ей до революции дома причта, монастырские подворья, богодельни. Русский музей и Музей истории религии должны будут передать лавре коллекцию икон, Эрмитаж - серебряную раку с гробницы Александра Невского.

Между тем практика взаимоотношений церкви и музейного сообщества вовсе не так однозначна, как следует из претензий митрополита Варсонофия.

Да, существует изданное в 1993 году распоряжение Бориса Ельцина: "Осуществить поэтапную передачу в собственность или пользование религиозным организациям культовых зданий, строений и прилегающих к ним территорий и иного имущества религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности, для использования в религиозных, учебных, благотворительных и других уставных целях, связанных с деятельностью конфессий".

Однако есть и принятый в 1996 году закон "О Музейном фонде РФ и о музеях в РФ", согласно которому музейные предметы в составе государственной части фонда отчуждению не подлежат, музейная коллекция является неделимой.

В результате "Ангел златые власы" все еще в Русском музее, "Троица" Андрея Рублева - в Третьяковской галерее, Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризоположения, собор Василия Блаженного, церковь Покрова Богородицы в Филях, церковь Грузинской Богоматери входят в состав музеев московского Кремля, церковь Николы в Толмачах - подразделение Третьяковской галереи.

Музеям–заповедникам подчиняются такие прославленные храмы, как Успенский и Дмитровский соборы Владимира, Рождественский собор Суздаля, Преображенская церковь в Кижах, Софийский собор, церкви Спаса на Ильине улице, Феодора Стратилата, Спаса на Нередице в Новгороде, многие храмы Ярославля, Пскова, Вологды, Каргополя, Углича.

При этом во всех этих церквях проходят регулярные службы, существуют настоятели. Так же, впрочем, и в петербургских храмах–музеях, в том числе и в Исаакиевском соборе. До сих пор такое совмещение функций не мешало ни причту, ни музейным работникам. В этом смысле наш главный храм напоминал соборы Святого Петра в Риме или Святого Марка в Венеции, где регулярные службы сочетаются с массовым туристическим потоком.

Что вызывает опаску? Исаакиевский собор - самый посещаемый после Эрмитажа и Петергофа музей Петербурга. Меж тем храмы, переданные епархии, как правило, закрыты для экскурсионных групп. Практика зависит только от доброй воли того или иного настоятеля. В Преображенском или Казанском соборе к посетителям относятся любезно, а в Симеона и Анну и Никольский Морской туристов с гидом не пускают. Где–то фотографировать можно, где–то - категорически запрещено. У клира самые разные представления о том, как позволено и как не позволено одеваться посещающему храм.

Территории вокруг церквей, до революции существовавшие как открытые общественные пространства, порой фактически приватизированы. Ни окрестных детей, ни прихожан не пускают за ограду, где красуются иномарки и особняки священнослужителей.

Совершенно непонятно, как епархия думает содержать гигантский Исаакий, заполненный реликвиями и памятниками. От кронштадтского Морского собора прошлый митрополит разумно отказался, узнав, что его эксплуатация обходится в 10 млн рублей в месяц. Сколько стоит обслуживание Исаакиевского собора? Не обрастет ли кафедральный собор лавками, залами для свадебных банкетов и конференций и даже автосервисом, как это случилось с сопоставимым с ним по объему храмом Христа Спасителя?

Исаакиевский собор и до революции (когда церковь не была отделена от государства) не принадлежал ни епархии, ни даже синоду. Он находился в подчинении министра внутренних дел (как Смольный собор - в ведении министерства народного просвещения, а Петропавловский - министерства императорского двора). Собор содержало государство, а не приход. И сам храм, и его знаменитая колоннада и тогда входили в состав главных достопримечательностей столицы Российской империи.

Директор Музея трех соборов Николай Буров - опытный и осторожный чиновник, и уж если он не может прийти к компромиссу с митрополитом, то город просто обязан помочь.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter


Многострадальный Исаакиевский собор. Чей он?

Исаакиевский собор вместе со Спасом на Крови и Сампсониевским собором относится к государственному памятнику-музею «Исаакиевский собор». Ранее к нему также относился Смольный собор, который в 2015 году был возвращен в безвозмездное пользование церкви. Сампсониевский собор также сейчас проходит процедуру передачи.

Собор — выдающийся памятник позднего русского классицизма середины XIX века. Внутри проводятся экскурсии, рассказывающие о его скульптуре, художественном убранстве и библейских сюжетах в живописи храма. В подвале здания расположена мемориальная экспозиция, посвященная работе музейных сотрудников в годы блокады Ленинграда. Одной из главных туристических достопримечательностей собора является смотровая площадка колоннады, которая позволяет взглянуть на Петербург с высоты 37 метров.

С 1931 по 1986 год под куполом собора висел самый тяжелый в мире маятник Фуко — устройство, наглядно демонстрирующее суточное вращение Земли. В 2016 году маятник достали из запасников, но вешать на прежнее место не стали.

Осенью 2015 года Санкт-Петербургская епархия обратилась к правительству города с просьбой предоставить собор в пользование церкви. Губернатор Георгий Полтавченко ответил отказом, указав, что храм приносит городу прибыль. Решение было поддержано министром культуры Владимиром Мединским, который назвал текущий статус объекта «оптимальным».

На этом борьба за контроль над зданием не прекратилась. 10 апреля с просьбой вернуть Исаакий обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

В то же время Фонд возрождения христианских ценностей «Священная лига Святого Георгия» направил в суд иск о незаконности решения городского правительства. Заявление не было принято по формальным причинам. Представители РПЦ отрицали любую связь с действиями активистов.

По сведениям «Фонтанки», повторно отказывая митрополиту Варсонофию, Григорий Полтавченко высказывал готовность передать Исаакиевский собор после личной встречи с патриархом. До этого, по словам вице-губернатора Владимира Кириллова, патриарх Кирилл уже обращался к президенту Владимиру Путину с просьбой вернуть собор. В итоге встреча Полтавченко и патриарха Кирилла состоялась в середине декабря 2016 года. Источники в администрации города тогда утверждали, что по ее итогам началась подготовка документации по передаче собора под контроль церкви.

12 января на сайте комитета по имущественным отношениям было опубликовано распоряжение, предполагающее передачу Исаакиевского собора на 49 лет в безвозмездное пользование РПЦ. При этом опубликованной заявки от самой Церкви, как положено по закону, до сих пор никто не видел.

В связи с передачей Исаакиевского собора РПЦ вокруг него снова поднялась большая общественная дискуссия. У многих вызывает сомнение, сможет ли РПЦ правильно распорядиться Исаакием. Однако как бы там в итоге не сложилось, самые тёмные времена у собора уже явно позади — РПЦ при всём желании не переплюнуть советскую власть.

В 1921 году на территориях, контролируемых большевиками, властвовал голод. Бедствие охватило 35 губерний, в том числе Поволжье, Крым и Западную Сибирь. "Помощь голодающим" стала главным предлогом для печально известного декрета ВЦИК "О ценностях, находящихся в церквах и монастырях". Декретом предписывалось изымать из храмов и музейных фондов все золотые, серебряные и драгоценные изделия. Их отправляли в специально организованный Центральный фонд помощи голодающим.

Церковь отреагировала на декрет неоднозначно. В первый год голода прихожане и священнослужители самостоятельно жертвовали церковную утварь, которая не имела богослужебного назначения. Однако декрет постановил изымать предметы, которые использовались в богослужениях. Это вызвало недовольство патриарха Тихона, который назвал изъятия актом святотатства.

Большевики изъяли церковного имущества на 4,5 миллиарда рублей, из которых непосредственно на помощь голодающим пошёл только один миллион. Из Исаакиевского собора было изъято 48 килограммов золотых украшений и ещё около двух тонн серебряных. Навстречу советскому грабежу пошли только обновленцы — раскольническое движение, которое охотно сотрудничало с новой властью. Тех же, кто поддерживал патриарха Тихона, ждала суровая участь.

Среди них был и настоятель Исаакия Леонид Богоявленский, который был арестован в 1922 году по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Обновленцы тут же освободили Богоявленского от всех должностей и лишили сана. Изначально его приговорили к смертной казни, однако впоследствии её заменили на пять лет лишения свободы.

Священник больше года провёл в петербургских "Крестах", а затем был выпущен по амнистии. В Исаакий он не вернулся — в дальнейшем он служил ещё в ряде церквей в небольших населённых пунктов. В 37-м Богоявленского снова арестовали, на этот раз по обвинению в антисоветской деятельности. В том же году он был расстрелян.

В конце концов "тихоновская" Церковь была объявлена контрреволюционной и Церковь перешла в руки обновленцам. Исаакиевский собор не стал исключением. Под флагом обновленчества он работал до 1931 года. К этому моменту обновленческая Церковь пришла в упадок и собор закрыли.

После этого в Исаакии открыли так называемый Государственный антирелигиозный музей (ЛГАМ). Самым ярким эпизодом в его семилетней истории стала публичная демонстрация маятника Фуко, которая была призвана показать триумф науки над религией.

Какова экономическая подоплека передачи

Исаакиевский собор — один из самых посещаемых музеев в России и единственный, не получающий дотаций из бюджета. Каждый год храм посещают не меньше 3,5 миллиона человек (при этом, по информации музея, только 1 % из них являются паломниками). Так, выручка музея от оказания платных услуг в 2015 году составила 728 393 000 рублей (больше 90 % приходится на продажу билетов). В прошлом году общие доходы музея составили 783 миллиона рублей, из них более 100 миллионов рублей было потрачено на реставрацию, 100 миллионов рублей было выплачено в качестве налогов. Остальные средства были направлены на содержание соборов музейного комплекса.

Церковь, в свою очередь, уже дала понять, что не намерена брать на себя значительные финансовые обязательства. Глава юридической службы Московской патриархии игумения Ксения (Чернега) заявила, что РПЦ рассчитывает на бюджетное финансирование. Позднее в комментарии «Коммерсанту» Чернега упомянула, что закон позволяет разделить бремя по содержанию собора между собственником (Санкт-Петербургом) и пользователем (РПЦ).

Наконец, в четверг точки над «i» расставил вице-губернатор Михаил Мокрецов: собор останется в собственности Петербурга, все расходы по реставрации собора после передачи РПЦ также будет нести город, оплачивать оперативное содержание и нужды собора будет митрополия.

Как заявил председатель экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации, член Патриаршего совета по культуре Леонид Калинин, на содержание собора должно хватить денег от экскурсионной деятельности (плату за вход, как выяснилось позже, в рамках новой модели в РПЦ брать не собираются). «Если нам не будет хватать средств, и это будет объективно, люди это увидят — я вас уверяю: принесут и помогут», — добавил он.

Почему многие против передачи собора РПЦ

Аргументов у противников несколько. Во-первых, дополнительные траты появятся у петербургского бюджета: собор в его нынешнем виде не только содержал себя и другие объекты, относящиеся к музейному комплексу, но и фактически оплачивал дорогостоящие реставрационные работы. РПЦ же готова взять на себя только оперативное содержание Исаакия. Николай Буров заявил ТАСС, что реставрационные работы в храме распланированы до 2028 года. На данный момент администрация музея пытается подсчитать ущерб, который понесет городской бюджет при изменении статуса собора. По сути, после отмены платы за вход горожане будут оплачивать туристам посещение популярнейшего экскурсионного объекта.

Во-вторых, в государственном музейном комплексе «Исаакиевский собор» заявили, что передача здания собора РПЦ «приведет к уничтожению музея в нынешнем виде»: собор является важным источником дохода музея, и после передачи здания РПЦ музей перестанет быть самоокупаемым. Также в результате без работы могут остаться 400 сотрудников музейного комплекса.

В-третьих, многие справедливо опасаются, что, несмотря на обещания, музейная и экскурсионная работа в соборе в результате будет ограничена: о приоритете храма над музеем представители Церкви говорят открыто. Кроме того, оппоненты отмечают, что передача собора исторически несправедлива: еще до революции из-за высоких трат на содержание храм был в государственной собственности, находясь под управлением МВД, а не Церкви.

К полудню 13 января петиция против передачи Исаакиевского собора РПЦ на сайте Change.org набрала более 160 тысяч подписей.

Хотелось бы узнать ваше мнение "За" и Против" и почему?

Оригинал записи и комментарии на

Быстрые новости сегодня

МОСКВА, 18 янв — РИА Новости, Виктория Сальникова. Законодательное собрание Петербурга попросило министра культуры РФ Владимира Мединского передать Исаакиевский собор РПЦ в кратчайшие сроки. Депутаты обратились с этой просьбой, несмотря на общественный резонанс и протесты музейного сообщества. РИА Новости отвечает на самые популярные вопросы об истории, которая привела к противостоянию светского и религиозного обществ.

Освящение колокола для Исаакиевского собора

  • Какая разница, кому принадлежит Исаакий? Все равно ничего не изменится.

Противники решения считают, что передача памятника РПЦ нанесет ущерб культуре и научной деятельности музея. На сайте Санкт-Петербургского союза ученых опубликовано открытое письмо, в котором говорится, что передача собора РПЦ противоречит Конституции, провозгласившей Россию светским государством, а также «порождает ненужный раскол в обществе». Союз ученых также считает, что были нарушены права жителей Петербурга, чье мнение не было учтено при принятии решения.

Русская православная церковь же обещает сохранить музейно-просветительскую функцию Исаакиевского собора и сделать его доступнее, отменив плату за вход. Юридический статус здания не изменится, а все предметы иконостаса останутся частью музейного фонда. РПЦ также заявляет, что экскурсионная деятельность в Исаакии сохранится.

Туристы на экскурсии в Исаакиевском соборе

  • Кто теперь будет финансировать Исаакий?

После передачи собора РПЦ обязательства по финансированию частично лягут на государство. По словам вице-губернатора Петербурга Михаила Мокрецова, город будет оплачивать сложные реставрационные работы, а расходы на текущее содержание возьмет на себя церковь, сообщают «Ведомости».

Вице-губернатор Михаил Мокрецов отметил, что за счет высокой посещаемости музейного комплекса, в который, кроме Исаакиевского собора, входит Спас на крови, финансирование обходилось без бюджетных средств. В 2016-м его посетили 3,8 миллионов человек, доход составил около 800 миллионов рублей. Расходы тоже немаленькие: в прошлом году на реставрацию было потрачено 93 миллиона. В штате музея 393 сотрудника, еще 58 экскурсоводов нанимаются в летнее время. Что с ними будет после передачи собора РПЦ, неизвестно.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

  • Кому принадлежал собор до революции?

РПЦ еще с дореволюционных времен добивалась передачи собора. В новейшие времена в последний раз она получила отказ в 2015 году. Однако Церкви на храм позволяет претендовать закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» 2010 года.

Союз музеев России опубликовал на своем сайте доклад, в котором привел данные о том, что собор никогда не принадлежал церкви. Во времена Российской империи она настаивала на передаче Исаакия в свое полное владение, но получила отказ. Основанием для него послужила необходимость сложных технических и художественных работ, следовательно - и большого финансирования. Здание тогда осталось в ведомстве Министерства внутренних дел. В музей собор был превращен в 1928 году, а с 1990 года в нем были восстановлены богослужения, которые сейчас проводятся ежедневно в части храма.

Положительное решение 2017 года председатель отдела по взаимоотношениям церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин назвал исторической справедливостью, добавив, что это является данью памяти жителям города, которые отдали свои жизни в годы кровавых репрессий.

Мультимедийное 3D-маппинг шоу «Фестиваль Света 2016» на фасаде Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

  • Когда собор передадут РПЦ и передадут ли?

Ориентировочно Исаакиевский собор передадут РПЦ в течение трех лет, хотя власти Петербурга хотят ускорить процесс с помощью Министерства культуры. Впрочем, в ведомстве уже заявили, что не могут повлиять на процесс, потому что собор является учреждением Санкт-Петербурга.

Между тем, группа активистов, среди которых и депутат Законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский, объявила о начале общественной кампании за сохранение статуса Исаакиевского собора как музея-памятника и против его передачи в пользование РПЦ.

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко 10 января заявил, что Исаакиевский собор будет передан РПЦ. Общественность тут же начала кампанию против этого решения. Сиб.фм пробует разобраться, из-за чего сыр-бор: чем собор славен, кто его построил и кому принадлежал при разных режимах.

Что такое Исаакиевский собор?

Здание, построенное между двух петербургских площадей, Сенатской и Исаакиевской, в манере позднего классицизма, с элементами византийского стиля и эклектики. Является архитектурной доминантой исторической части Петербурга. По высоте собор уступает только колокольне Петропавловского собора в Петропавловской крепости.

Отличается роскошным убранством, внутренним и внешним. Снаружи стены его облицованы светло-серым мрамором, интерьеры отделаны разноцветным мрамором, яшмой, порфиром, малахитом, лазуритом, золочёной бронзой. Декор — мозаика, монументальная живопись, витражи. На золочение купола ушло около 100 кг червонного золота.

Украшают собор 112 гранитных колонн разных размеров, 24 из них поддерживают верхний купол. На вершинах четырёх восьмиколонных портиков стоят скульптуры двенадцати апостолов. Во внешнем украшении собора использованы также скульптурные барельефы и множество других статуй, для православной традиции нехарактерных.

После окончания строительства Исаакиевский собор считался третьим в мире по величине среди христианских храмов (после собора святого Петра в Риме и собора святого Павла в Лондоне). Он и сейчас входит в число пяти крупнейших христианских храмов: высота — 102 метра, внутренняя площадь — более 4 тысяч квадратных метров.

Короче, это главный православный храм Петербурга и один из главных храмов России.

Когда и кто его построил?

На месте нынешнего собора с начала XVIII века сменяли друг друга три церкви в честь святого Исаакия. Построить здесь кафедральный собор задумал Александр Первый, но строительство велось большей частью при Николае Первом. Оно продолжалось сорок лет (1818 — 1858). В разное время в нём принимали участие около 400 тысяч рабочих.

В конкурсе на строительстве собора участвовали лучшие архитекторы того времени — Воронихин, Захаров, Стасов, Кваренги и другие. Однако ни один из проектов царю Александру не понравился. Он привлёк к строительству выдающегося инженера Августина Бетанкура, а тот порекомендовал императору молодого французского архитектора Огюста Монферрана.

Исаакиевский собор стал главным произведением Монферрана. Другое знаменитое его сооружение — Александровская колонна на Дворцовой площади. Огюст Монферран простудился на освящении Исаакиевского собора и через месяц умер. Он просил похоронить его в стенах собора, но в этой просьбе ему было отказано: архитектор не принадлежал к православной церкви, он был католиком.

А кто такой Исаакий?

Преподобный Исаакий Далматский, в честь которого собор освящён — византийский монах, игумен Далматской обители. Он боролся против арианской ереси и умер в 383 году от Рождества Христова.

В день именин Исаакия Далматского родился Пётр Первый, будущий император, весьма почитавший этого святого. Поэтому преподобный Исаакий считается одним из святых покровителей Петербурга.

Правда ли, что собор при царе принадлежал МВД?

Именно так. Исаакиевский собор Русской православной церкви никогда не принадлежал, хотя в нём постоянно проводились церковные службы. По окончании строительства РПЦ просила передать ей собор, но у имперских властей возникли сомнения, сможет ли церковь содержать его должным образом. Поэтому собор был передан Министерству путей сообщения, а позднее — Министерству внутренних дел.

МВД в Российской империи было весьма могущественным ведомством: кроме полицейских функций, оно занималось разнообразными вопросами внутренней политики, экономики и культуры, назначало губернаторов и других должностных лиц.

Сначала он был передан церкви. В 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья в Исаакиевском соборе изъяли 48 кг золотых и около 2 тонн серебряных украшений. И в том же году его передали обновленческой церкви, которая с советской властью пыталась сотрудничать.

А когда он стал музеем?

В 1928 году храм отобрали у верующих, а три года спустя в нём открыли антирелигиозный музей. Главным экспонатом стал подвешенный под куполом маятник Фуко, наглядно доказывающий вращение Земли. Сейчас маятник демонтирован, но его иногда показывают на выставках в стенах собора.

В 1948 году в стенах храма открылся историко-художественный музей «Исаакиевский собор», в ведении которого храм находится и сейчас. В пятидесятых и шестидесятых годах была проведена комплексная реставрация собора.

В ведении этого же музея находятся ещё три других петербургских собора: Смольный, Сампсониевский и храм Воскресения Христова на канале Грибоедова (он же Спас-на-Крови). Поэтому его именуют иногда Музеем четырёх соборов.

Там всё ещё был музей. Хотя в 1990 году прошло первое после большого перерыва богослужение. С тех пор дважды в день проводятся церковные службы. Музей продолжал работать.

Музейные и церковные власти мирно уживались четверть века, хотя РПЦ неоднократно просила передать Исаакиевский собор ей.

Так из-за чего шум?

10 января 2017 года петербургский губернатор Георгий Полтавченко объявил, что собор будет передан церкви по договорённости с патриархом Кириллом.

Это известие вызвало горячие протесты общественности, преимущественно петербургской. Против передачи Исаакиевского собора в ведение РПЦ уже собрано свыше 100 тысяч подписей.

Мнение церкви

Аргументы РПЦ очень просты: главный православный храм Петербурга должен принадлежать православной церкви. Тем более что Исаакиевский собор — кафедральный. Иначе говоря, это главный храм Санкт-Петербургской епархии.

При этом церковные власти заверяют, что музейные функции за Исаакиевским собором будут сохранены в полном объёме. А беспрепятственный доступ в собор будет обеспечен представителям всех конфессий.

Мнение музейщиков

Руководство и специалисты музея сомневаются, сможет ли церковь обеспечить сохранность здания и проведение реставрационных работ, которые в Исаакиевском соборе идут непрерывно.

Кроме того, существует проблема сохранения рабочих мест. Сейчас в музее работают 393 сотрудника. Между тем известный протоиерей Всеволод Чаплин ещё два года назад заявил в интервью телеканалу «Россия-1»:

«Четыреста человек работают в музее. Нужны ли там эти четыреста человек, если храм будет передан в пользование церкви? Я думаю, что в десять раз меньше людей потребуется для того, чтобы этот храм обслуживать».

Что там с финансами?

Всё непросто. Музей «Исаакиевский собор» до сих пор сам зарабатывал на своё существование. Годовой доход — около 800 миллионов рублей.

После передачи собора РПЦ церковные власти не смогут брать плату за вход: это противоречит их уставам. Содержание собора может стать проблемой для государства и городских властей.

Короче, музея в соборе больше не будет?

Губернатор Полтавченко пообещал, что собор сохранит свою музейно-просветительскую функцию, хотя в каких конкретно формах это будет происходить, понимания нет. Вице-губернатор Михаил Мокрецов заявил, что в случае несоблюдения условий хранения музейных ценностей РПЦ могут лишить права пользования собором, и уточнил, что юридическим собственником собора остаётся Санкт-Петербург. Общественность в любом случае собирается отстаивать Исаакий от притязаний РПЦ. Короче, до конца 2017 года, а то и до 2019-го Исаакиевский будет существовать в нынешнем виде, а потом — неизвестно.

Почему несостоятельны аргументы противников передачи Исаакиевского собора под управление Церкви

В дискуссии о передаче Исаакиевского собора в пользование Церкви часто звучит такой тезис: Исаакий и до революции никогда не принадлежал Церкви, но был в собственности государства. А раз так, то нечего и огород городить. Если в царской православной России этот храм не принадлежал Церкви, то сейчас и подавно. Так ли это? Давайте разбираться.

Во-первых, независимо от того, в чьей собственности находился Исаакиевский собор до событий 1917 года, это был храм. Храм, а не музей. А именно этот момент является и сегодня принципиальным. Так что если указывать на дореволюционную практику как на образец, то, опять-таки, надо поддержать превращение музея — в храм. Храм должен быть храмом - то есть, в первую очередь, местом для богослужения. Но с активной и масштабной музейной и экскурсионной работой.

Во-вторых, до революции Церковь не была отделена от государства. Напротив, Церковь была государственной. Более того, Ведомство православного вероисповедания, то есть Святейший правительствующий синод, было фактически одним из государственных министерств - таково было тяжелое наследие Петровских реформ, устранивших Патриаршество.

Наконец, в-третьих, кому же фактически принадлежал Исаакиевский собор? Действительно, до 1871 года — Министерству путей сообщения и публичных зданий. В 1871 году храм передали в ведение МВД. Кстати, никаких дискуссий о передаче его Церкви в тот момент не было.

А вот через пару лет ситуация еще раз изменилась. После освящения московского Храма Христа Спасителя специальное Особое Совещание разработало порядок управления обоими кафедральными соборами. Порядок был такой: "в хозяйственном отношении" соборы подчинялись Ведомству Православного Вероисповедания, а "в техническо-художественном" - МВД.

А вот уже в 1883 году, действительно, была сделана попытка передать собор полностью в ведение Церкви, но она не была поддержана. После Особой Комиссии порядок управления был рассмотрен Государственным Советом. А 25 мая 1883 года «мнение Государственного Совета» было утверждено уже самим императором Александром III.