«Матильда»: о чем фильм и почему его требуют запретить. Сказка с несчастливым концом. Чем «Матильда» оскорбила чувства верующих? Матильда оскорбление чувств верующих

Как «Матильда» стала самым скандальным фильмом перед выходом в прокат

Съемки картины под рабочим названием «Матильда» начались в июне 2014 года, «но, как и было предусмотрено графиком, прерывались несколько раз из-за занятости исполнителей и ожидания натуры», говорится на сайте студии Rock Films. В 2015 году работа возобновилась, осенью 2016 года съемочная группа планировала выпустить фильм на экран.

20 апреля 2017 года. С критикой сложившейся вокруг фильма ситуации министр культуры Владимир Мединский, который назвал ситуацию «вакханалией демократии».

«Это вакханалия демократии. Как можно судить фильм, который никто еще не видел?»

25 апреля 2017 года. Первый замминистра культуры Владимир Аристархов , что при выдаче разрешения на прокат фильма «Матильда» выводы экспертного заключения учитываться не будут, а премьер-министр Дмитрий Медведев чиновников не вмешиваться в творческий процесс создания произведений культуры и искусства и не объяснять художнику, что он должен делать.

«Если мы снова не хотим вернуться во времена, когда культура жестко регламентировалась сверху, то нам всем это нужно учитывать, в том числе чиновникам, политикам. Вообще любому облеченному властью человеку нужно подавлять в себе соблазн объяснять художнику, что он должен делать».

2 мая 2017 года. РПЦ выступает с новой критикой фильма, глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион его «кощунственным» и «апофеозом пошлости».

«Речь идет, как мне кажется, о нашем национальном достоянии, о нашей истории. Мы не должны плевать в свою историю. Мы не должны людей такого уровня и такого масштаба, как последний русский император, подвергать вот такому публичному унижению».

В том же году депутат от КПРФ Валерий Рашкин обратился к руководству ФСБ с запросом о деятельности движения. По мнению ответила депутат.

1 августа 2017 года. В Москве прошло молитвенное стояние против «Матильды». Выйти на стояние накануне призвала депутат Наталья Поклонская.​ На мероприятии собрались 500 человек, которые молились «за вразумление создателей такого «кино».

8 августа 2017 года. Глава Чечни Рамзан Кадыров министру культуры Владимиру Мединскому письмо с просьбой не допустить показа фильма «Матильда» на территории республики.

«Чтобы жить с честью, надо помнить свою историю, гордиться и почитать тех, кто сражался за нас. Эта память священна и благородна. Мы, потомки победителей, должны не только свято чтить память о защитниках Родины, но и воспитывать молодое поколение в духе уважения к своей истории. Прошу вас исключить Чеченскую Республику из прокатного удостоверения на показ фильма «Матильда».

Учитель Кадырова лично посмотреть фильм, прежде чем просить его запретить.

На следующий день Министерство культуры просьбу о запрете фильма от властей Дагестана.

10 августа 2017 года. Министерство культуры показ фильма зрителям старше 16 лет на всей территории России. Наталья Поклонская в решении Министерства культуры основание для привлечения сотрудников министерства к ответственности «за нарушение закона о противодействии экстремистской деятельности». У властей регионов между тем осталось право ограничить демонстрацию «Матильды» на своей территории. Кроме того, это могут сделать прокатчики: так, единственный кинопрокатчик в Ингушетии отказался ​показывать фильм из-за фрагментов, оскорбляющих религиозные чувства верующих.

Алексей Учитель к министру внутренних дел и главе ФСБ, потребовав от них обеспечить после нападения на его студию в Петербурге свою безопасность, а также безопасность зрителей, которые ждут премьеры фильма «Матильда».

4 сентября 2017 года. «Первый канал» объявил, что показывать четырехсерийную версию фильма. Незадолго до этого режиссер , что в 2019 году на телеэкраны выйдет сериал на основе «Матильды», но не уточнил, на каком именно телеканале планируется премьера.

Утром 4 сентября в Екатеринбурге в фойе кинотеатра микроавтобус, нагруженный бочками с бензином и газовыми баллонами, после чего в здании начался . По словам очевидцев, после столкновения из машины выбежали два человека, один из них бросил в здание «коктейль Молотова». Подозреваемый в поджоге мужчинаотменен «по техническим причинам». «Показ переносится на 25 октября 2017 года, 18:00», — указано на сайте.

В этот же день у офиса адвоката Учителя Константина Добрынина две машины. На месте поджога были разбросаны листовки «Гореть за Матильду». О случившемся

год: 2017
страна: Россия
слоган: «Тайна дома Романовых»
режиссер: Алексей Учитель
сценарий: безграмотный и бездарный журналист Александр Александров
продюсер: Алексей Учитель, Александр Достман, Владимир Винокур
бюджет: $25 000 000
В главных ролях: Михалина Ольшанска, Ларс Айдингер, Луиза Вольфрам, Данила Козловский, Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш, Евгений Миронов

Как всем известно, современное российское кино можно смотреть только с вот таким лицом.


И поэтому когда вышел трейлер "Матильды", в котором фильм был назван "МАТИДЬДОЙ"...

Да еще и от автора артхаузной шизы про сталинизм "Край" - стало понятно, что нас ждет эпичнейший трэш. Однако тогда еще никто даже не догадывался, насколько же бурные события последует за сообщением о премьере. Пересказать все события, связанные с фильмом, сложно - тут и бурные протесты полоумной фанатички Поклонской, которая требовала запретить фильм за оскорбление чувств верующих; и внезапно возникшие в стране православные террористы, которые пытались взорвать кинотеатр в Екатеринбурге, сожгли машину адвоката режиссера, потом угрожали кинотеатрам на местах; и демонстрации против выпуска фильма; и лжедокументальный лжефильм "Ложь Матильды"; и даже Свет Русского Кинематографа Никита Михалков, не остался в стороне и фактически обвинил в поджогах кинотеатров Фонд Кино . И даже прошедший совершенно незамеченным на фоне этого скандал - ведь если бы не Поклонская, Учителю пришлось бы оправдываться за то, что фильм был снят на деньги , выведенные из подконтрольного «Газпромбанку» офшора в обмен на взятку управляющему делами президента с помощью приближенного ко двору шута Владимира Винокура, который формально был изначальным заказчиком картины, причем часть, как водится, разворовали - а как иначе, это же самый дорогой отечественный фильм, 25 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ: как тут без воровства? Более того, провал фильма в прокате изначально был запланирован в официальных документах, что ничуть не мешает авторам готовить сейчас четырехсерийную версию для Первого канала.

Но давайте ненадолго забудем все это и попытаемся сосредоточиться непосредственно на фильме. Ведь надо же узнать чего стоит этот скандал, равного которому не было со времен Утомленных солнцем-2. Ради этого я даже героически отыскал плохую экранку в сети - чтобы спасти души непосвященных. И я очень рекомендовал бы вывести этот пост в топ, потому что мне даже экранки хватило, чтобы понять, насколько все плохо. В ваших руках судьбы зрения и душевного здоровья тысяч человек!

ВНИМАНИЕ - ЭТОТ ОБЗОР ОСКОРБЛЯЕТ ЧУВСТВА ВЕРУЮЩИХ!

В начале нам показывают пролог. Как потом становится понятно, это очередной конец истории, поставленный перед ее началом. Церемония венчания Николая II Успенском соборе. Богатые палаты, толпы первых лиц государства, песнопения, все дела. В толпе стоит и Матильда Кшесинская. Вдруг она замечает идущего к ней офицера и в панике убегает. Тот за ней. Они мечутся по темным коридорам и закоулкам церкви, как персонажи Ассасин Крид, наконец, Матильда успевает захлопнуть дверцу и крикнуть из толпы певчих Николаю: "Ники! Я ваша навеки! " Ники, увидев ее, от шока тут же теряет сознание и падает, уронив корону. Корона замирает. Символи-и-и-и-изм...

МОНТАААААЖ! Театр. Красивые нежные балерины долго крутятся на камеру вокруг зеркал и прочих стекол, что что-то там символизирует. Завтеатром Иван Карлович в исполнении кудрявого Евгения Миронова долго расхваливает балерин какому-то важному князю. Тот особо впечатляется грудастой рыженькой итальянкой и знакомится с ней за винишком, отпуская комплименты про ее красоту. Если у вас появились пошлые подозрения, извращенцы, то... не зря - в следующей сцене Иван Карлович нагоняет идущую по коридору Кшесинскую и требует быстрей бежать на улицу сниматься в порнухе. На улице вся труппа балерин заполняет немаленькую лестницу театра и снимается на камеру, лыбясь как на обложках Хью Хефнера. А для кого это? - недовольно говорит Матильда. Зачем это? Мы же не публичный дом! Иван Карлович резонно говорит: Мы лучше публичного дома! Он не получает казенные субсидии.

Итак, с самого начала нам говорят, что государственный театр в России - это публичный дом с сутенерами-режиссерами. Охотно верю господину Учителю, ему лучше знать. Зато, как видите, там потаскухами были все, кроме Матильды - ведь ее за винишком с генералом не показали!

МОНТАААААЖ! Концэрт. В зале - все лучшие люди города, включая наследничка. Итальянка великолепно делает фуэте, и ей все аплодируют. Сразу после этого она обнимает идущую на сцену Матильду (зис - ис - МОНТААААЖ!!!) и исподтишка развязывает ей за спиной лямку, как злодей в мультиках про Тома и Джерри. Матильда, не заметив этого, начинает танцевать под красивейшую музыку и слоумо, выписывая блистательные пируэты - и так пока у нее не спадает лифчик лямка и не обнажается грудь!!! Зал в театре шоке. Зал в кинотеатре тоже в шоке. Поклонская негодует Учитель таки раскрыл тему!

Интересно, а не оскорбляет ли это чувства моралистов?

Все изумленно пялятся на грудь, в том числе святой наследничек, который особенно поражен - мол, голая сиська! Боже! Так вот как она выглядит! Иван Карлович требует занавеса, но его почему-то так и не дают. Козловский в зале, подпрыгнув, куда-то убегает. Слоумо выжимается до предела. Матильда сначала прикрывается рукой, а потом, решившись, показывает народу голую правду и долго танцует так, восхищая Николая...

Гиииипнотическая сииииила ЛЕБЕДЯ!!!

МОНТАААААЖ! После летних съемок наступила zima, где уже все укутано снегом. По путям едет нарисованный царский поезд, зачем-то увешанный государственными флагами. Кто сказал "клюква"? Клюква? Какая клюква?

В вагоне Александр III в исполнении непохожего на него Гармаша, из-за чего оператор тщательно скрывает его рост, говорит Ники, что вот, мол, хорошая пара была бы ему с Матильдой, а не с этой немкой. Да, батяня, как видите, чтит высокие традиции аристократического брака. Но наследник-кошкодавЪ настаивает на Аликсъ. Я либо женюсь, либо уйду от вас в монастырь, - говорит он в вагоне-ресторане с семьей. Но тут ВНЕЗАПНО!... поезд наезжает на застрявший посреди путей, как в плохих фильмах-катастрофах, автомобиль воз хвороста, который вез мужичок-с-ноготок! Ахтунг! Ахтунг! Аларм! И поезд пафосно и с шумом сходит с путей как в Думе-3!

Ничего удивительного. Мы же еще по "Краю" знаем, что у Учителя стоит... в смысле, фетиш на большие могучие паровозы. Не так круто, как фрейдистские поршни пароходов у Михалкова в "Солнечном ударе", но тоже пойдет.

Далее начинается беспрецедентная по истерии катавасия. Все выжившие орут, бегают в панике, Александр держит на себе крышу и визжит, чтобы семья спасалась! Подбегает какой-то силовик, как уверяют титры, начальник сыскной полиции Власов. Что он тогда с царем ездил, непонятно, правда. Зато его играет Особист из "Белого тигра", Пуришкевич из "Григорий Р." и Ротмистр из "Солнечного удара", а значит, актер отлично подходит на роль вечно орущего на всех мерзавца. Он бьет мужичка-с-ноготка по лицу, достает наган и карает... его раненую лошадь. Правда, благодаря мельтешащей камере и рваному монтажу, который делала газонокосилка, то, что пристрелили лошадь, а не мужичка, становится понятно только где-то с пятой прокрутки сцены. Все кричат, все визжат, все бегают у обломков под трагичную музыку, что-то мелькает в кадре, Александр, перестав визжать, пафосным басом говорит: "Спаси и сохрани!" Наконец, семья спасается, а императора вытаскивают казаки. Все, конец этой чрезвычайно нужной для сюжета сцены.

Мне давно интересно, чем руководствуются режиссеры, экранизируя реальные исторические события. Окей, Пучителю было лень объяснять, что поезд сошел с путей из-за превышения скорости и веса, и он заменил это на застрявшую хрен знает почему телегу. Но зачем менять октябрь под Харьковым на какую-то заснеженную зиму посреди еловой тайги? Для иностранной публики, фром Раша виз лав, мазефака?

МОНТАААААЖ! Снова лето! Неизвестный науке год. Публика собралась на ипподроме, где будет какая-то странная игра, но об этом после. Ники и Матильда в разных ложах улыбаются друг другу, пока на ипподроме, воплощая в жизнь необычайные фантазии режиссера, танцуют офицеры в балетных пачках, чтобы разогреть режиссера публику.

Да, а вы думали, у Учителя фетиш только на паровозы? Завидуй, Михалков, это тебе не юнкера на роликах! Одновременно на Матильду положил глаз князь Андрей, который говорит об этом Ники. Мнээээ... - равнодушно тянет тот - да, недурна. И чтобы Андрей его не обскакал, Ники идет приглашать даму к себе домой, в палатку. На ипподроме же тем временем творится просто какой-то ад режиссерской вакханалии, от которой бы и Михалков обалдел. Офицеры в коричневых масках Дарта Вейдера на укрытых белыми халатами ку-клус-клановцев лошадях скачут во весь опор через горящие шлагбаумы, чтобы добыть корону Российской Империи в каких-то там соревнованиях. Черт возьми, такого даже на Больших гонках не увидишь! Зачем надо было поджигать кинотеатры, Учитель и сам добавил огонька!

Цирк с горящими конями в вакууме!

После проезда горящие лошади валятся на песок и их откачивают пожарные. Но ни одно животное, кроме Данилы Козловского, не пострадало - Данилка же с горящей спиной, из-за чего пламя закрывает его ангельские крылья, бежит обратно к декорациям и таки достает корону! Он радостно снимает маску и орет от огня на спине в изумлении видит, что его идиал Матильда этого не видит, потому что походно-полевую балерину затащил в свою походно-полевую палатку Ники. Там Николай, как аристократъ, как человекъ пурiтанской эпохи конца девятнадцатаго века, какъ наследникъ престола, наконецъ, начинаетъ безъ словъ деловито расстегивать ей матроссъку. Во имя Луны-съ!

У гениев мысли сходятся...

Покажи... сиииииськи!

Но нет. Попялившись на корсет, страстоперец говорит, что хочет сделать ей подарок в виде колЪе - ведь на большее он не претендует. Однако, надев ожерелЪе, он тут же деловито тянется к шее балерутки. Губами. Причеми обеими. Матильда в ответ уходит от поцелуя, скромно садится на колени - того же Николая - и говорит ему, что он никогда не сможет ее забыть, а большей ей ничего и не надо - и уходит. Ники переводит дух и задумывается, не передернуть ли ему одному но тут Матильда с визгом возращается и прячется за ним. Врывается безумный князЪ Козловский, который в лютой княжеской злобе, аки ВикингЪ, истерично визжит и бьет наследника по его немецкому хлебалу за то, что тот украл его бабу. Видать, от хамства Рогнеды еще не отошел. Врывается охрана, хватает Козловского за княжеские патлы и уводит karatь.

Его проводят темными каменными казематами за кадр под свет факелов, где Власов цинично говорит ему: признаешься, что покушался на наследника - повесим, а токмо ревность - помилуем. Тупой Козловский говорит в ответ "Токмо ревность, а теперь отпустите!" что хотел убить Ники, и тогда Власову ничего не остается, как его pokaratь. Поэтому пока где-то красиво и в слоумо танцует Матильда, Козловского без всяких дурацких проволочек типа суда и прочей ерунды отводят на эшафот, натягивают пластиковый мешок и тут же спускают на веревке! Прощай, Данилка, ты был не нужен для этого фильма.

После концэрта Ники приходит в гримерку к своей пассии, которая не совсем одета - но, как вы понимаете, это не препятствие для дружеского разговора. Чтобы завязать беседу, наследникъ престола в шутку пытается крутить фуэте, и балерина ему со смехом помогает, дя чего берет его за его святые ноги (Поклонская в зале падает в обморок). Николай приглашает ночную балеринку к нему на бал и просит называть его просто - Ники. Но у вас же невеста, - щебечет та. У меня есть время подумать - отвечает тот, - до Рождества Нового года. А значит, клеить бабу после помолки - это для Николашки как бы несчитово. А что случилось с Данилой Козловским князем поручиком Воронцовым? - спрашивает та. Я его помиловал - отвечает царь. Да, помиловал. Поэтому Козловского Власов отдает какому-то типичному герою современных комиксов - злобному ученому-психотерапевту с немецким акцентом, который держит его в стеклянном аквариуме, чтобы ввести в транс. Власов говорит тоном агента Смита: первый раз в жизни я посмел не подчиниться, мистер Андерсон герр Фишель. Это для того, чтобы Фишель любой ценой узнал у Козловского, зачем он покушался на жизнь наследника, а заодно отыскал компромат на Матильду!

Потрясающе. Я ждал все, кроме плагиата "Человек-паук. Высокое напряжение"! Браво, Учибель!

После этого в фильме начинается концентрированная слащавая пошлость, напоминающая видео со съемки свадьбы Ксении Собчак с Николаем Басковым. Ники и Матильда под слоумо и музыку катаются на огроменном воздушном шаре с гербом на фоне фонтанов. Со смехом бегают друг за другом по дворцовым коридорам в цепях и латексных костюмах. А потом очень долго трахаются в слоумо в постели крупным планом как в "Девять с половиной недель", вызывая приступы эпилепсии от зависти у Поклонской. А говорят, Ники токмо Россию любил!

В самый неподходящий момент в спальню с радостью входит маман в исполнении заслуженной русской нашего кино Дапкунайте и застает у сыночка в постели чужую девушку - прям как в "Американском пироге" или типа того. Чтобы я видела ее только на сцене! - говорит она и уходит. Но Ники не лыком шит - одев себя и даму в латексные костюмы, он ее выводит в зал, где собрался абсолютно весь двор, включая царя на каталке. Царь, полюбовавшись шоком, говорит, что, мол, шок это по-нашему, а наследника надо поздравить - и все приветствуют наследника, который публично гуляет по бабам после помолвки. Боже, с историчностью этого кино может поспорить только "Утомленные солнцем-2"!

На прощание царь говорит сыну, что Россию надо держать вот так - и показывает ослабевший кулак. Очень умно - требовать дисциплины от человека, который даже любовную верность сдержать не может. После чего Дапкунайте под звуки оркестра уводит царя на каталке в темный коридор. Навсегда. Потому что это. СимволизируетЪ. После этого Николай выходит снова в залу с папкой в руках, а за ними бегут министры, обсуждая государственные дела. Наконец Николаю это надоедает и он просто сбегает от них, шепча за кадром - я не готов... Победоносцев только качает головой на это и говорит: неправильно мы тебя воспитывали - и представляет новое пианино для Аликс, ибо более важных у него в этом фильме, вестимо, нет. В следующей же сцене не-царь встречает под очередную сопливую мызку Аликс на вокзале, целуя ей щечки. Да, это Аликс. Что значит, непохожа? А по-вашему, тут в фильме есть хоть кто-то похожий на оригинал?

МОНТАААААЖ! Дапкунайте идет с Николаем и недовольно ему говорит - неважно, что ты хочешь, а что нет: жениться по любви не может ни один, ни один король! Так что она берет яйца Николая дело в свои руки. Театр же едет на коронацию в Москву, и Иван Карлович берет с собой... итальянку. А Кшесинская? А вам, голуба, - говорит ей Иван Карлович - недостает глубины образа. Матильда, конечно, в ярости, кто, кроме наследЪника, может оценивать что там у нее с глубиной? Тогда в действие вступает бородатый театральный анекдот, как баба доказала талант на экзамене, притворившись, что упала в обморок, и Иван Карлович недовольно обещает подумать. Радостная Матильда возвращается домой, но ВНЕЗАПНО застает там Власова, который активно жрет из ее холодильника с ее стола. Он обожрав сначала дом предлагает ей сделку - она отдает ему письма наследника, а он ее не будет трогать за всякие места не столь отдаленные. Матильдушка долго лежит в постели, раздумывая над этим предложением, а потом просит Ники застегнуть ей платье - она едет на коронацию, о которой Ники ей не сообщил! Как, мол, ты смеешь втайне от меня, твоей любовницы, жениться на своей невесте? Я собирался тебе сказать, - мнется наследник. Да, сказать о том, о чем знает вся страна. Я сделаю тебя своей невестой! - обещает Царь-тряпка. Подозреваю, что конец немного предсказуем - Матильда, скорее всего, не выйдет замуж на Ники. Посмотрим, буду ли я прав.

МОНТАААААЖ! Доктор Фишель, Ники и Аликс проводят сеанс спиритизма.

Ой, не так, это какой-то ужастик... А не САМЫЙ ДОРОГОЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ! Ну ладно, неважно. Аликс интересуется у духа погибших предков, стоит ли ей принимать православие. Возможно, верующие спросят, не оскорбительно, что этот совет православная царица спрашивает через посредство спиритиста, которых православная церковь считает сосудами дьявола?

Нет, все нормально, в жизни православные почему-то очень часто трахаются до свадьбы верят в экстрасенсов, и фанатичка Аликс не была исключением. Другое дело, что у нее вообще выбора не стояло - кто бы там принял на престол католичку? Балаган ВНЕЗАПНО разгоняет Дапкунайте, но все же Аликс укатывает с Фишелем, как прапорщик Полищук, на моцоцикле, чтобы позаниматься с ним... спиритизмом...

Хм, женщина на мотоцикле - не оскорбляет ли это чувства верующих?

Николай и Андрей играют в бильярд. Николаю нужны доказательства, что Матильда имеет основания на царский и польский трон, что показывает, что он окончательно сошел с катушек. Андрей соглашается, и он вместе с Матильдой рыщут по архивам ради этой игры престолов, пока бумаги не рушатся и дураки не падают друг на друга в интимной близости. Заметили, какое оригинальное кино, да? Они вдохновляются моментом и трахаются прямо на бумагах болтают о любви. Но Матильда наконец говорит, что ей не нужны царства земные, горы златые, чертоги изумрудные, берег турецкий и искать она ничего не будет. Фишель тем временем парит мозги Аликс, что у нее есть соперница и показывает ей глюки на стеклах (не спрашивайте). Чтобы остановить ее, он собирается врубить магию и потому ему нужна кровь Матильды. И если вы ждете сцен, где Аликс бегает за Матильдой с ножом и дурным голосом орет: "Отдай мне свою кровь" - то не волнуйтесь, про кровь фильм тут же забывает.

МОНТАААААЖ! Кшесинская отдыхает в особняке, в ванной, но тут звонит телефон, она выходит - и видит разгром. Да, кто-то обыскал всю ее квартиру, пока она торчала в ванной, и это ни хрена не похоже на "Индиана Джонс. Последний крестовый поход". В общем, Матильда обыска не слышала. В отличие от звонка телефона. Она хватает трубку и кричит, мол, Винни, Винни... тьфу ты - Ники, Ники! Помоги, спаси! Но на том конце провода на самом деле мрачная Дапкунайте, которая зловеще кладет трубку.

Аликс приходит домой к жениху, который разбирается с кинопроектором, подарком Вильгельма II на свадьбу, но тут зазвонил телефон, кто говорит? Слон. В балетных тапках. Николай вынужден пообещать встречу, делая вид, что это морской министр. Но Аликс все отлично понимает и начинает из ревности пародировать графа Дракулу Матильду.

Все это время Козловского держат в аквариуме, как осьминога, и допрашивают - но без толку. Даже не спрашивайте, как он там дышит и через какое место. Однако в какой-то момент торчащий в воде земноводный Козловский напрягает все свои совершенно не атрофированные от постоянного сидения мышцы, рвет путы на руках и выпрыгивает на прибежавшего из спальни Фишеля, как акула из воды!!!

"Новый остросюжетный боевик "Челюсти-18". В главной роли акулы - Данила Козловский"!

Пока опять где-то в напряжении танцует Матильда, пытаясь в духе Рокки побить мировой рекорд по фуэте, Акулина Козловский под нечеловечески высокую музыку успешно топит Фишеля и спасается. К упавшей от нечеловеческих же тренировок Кшесинской же приходит Аликс. Далее разыгрывается нескрываемая пародия на "Черного лебедя", немка, скаля зубы, угрожает польке за мужика. Поугрожав, Аликс под саспенсовую музыку бежит за консультацией к Фишелю и видит, как маньяк Козловский посадил его труп в свое кресло под воду, чтобы окончательно доказать плагиат "Человек-паука".

МОНТАААААЖ! Не сразу понятно, но Матильда хочет в Москву на коронацию. Снова врубается музыка, дерганный монтаж, Матильда бежит за Николаем через дождь, тот что-то неразборчиво орет, крупные планы на рожи участников, все дела. И тогда она едет в Лас-Вегас Москву сама. На машине с Раулем Дюком князем Андреем. Билеты на вокзале ей, видимо, почему-то не продают. Аликс же смотрит в окно поезда на собравшиеся толпы Простыхъ Русскихъ Людей, которые собрались, чтобы приветствовать будущую царскую чету на Ходынке. Среди них ненавязчиво светится и бородатый беглец Козловский, который добирается до Москвы без документов, как нелегальный мигрант.

МОНТАААААЖ! Николаша стреляет с балкона по воронам, а казаки из охраны бегают за ними с сачками - а вы думали, этот важнейший факт его жизни останется не отраженным? Зря, зря... Жаль, что не по кошкам, но и так сойдет. И одновременно он слушает Победоносцева об устройстве раздачи подарков на Ходынке. На самом деле же Николас не обращает на Победоносцева внимания, потому что пялится в бинокль, как Андрей и Матильда гуляют по реке на лодке. Даже не пересаживаясь ради этого с автомобиля!!!

Матильда рассказывает Андрею о том, сколько у нее, скромной благородной девы, было мужиков. А было их у нее не меньше, чем у всей Твери, и Андрей, которому далеко до поручика Ржевского, кричит: "Довольно!" Наконец он ее довозит до дворца Ники, баба срывается туда и обнимает свою любоффЪ. Пока их ищет Дапкунайте, двое этих аристократов-акробатов спускается винтовой лестницей в подпольный балетный зал, где Матильда будет с ним тайно жахаться жить. Но он еще мучается сомнениями - как можно отказаться от короны, от судьбы... Ты погубишь всех, кого любишь! - шепчет Матильда в ответ. Или я отрекусь от тебя! - кричит она и убегает под резко наступивший дождь. Аликс же, которая где-то в другой сцене, хандрит и у нее демонстративно льется густая венозная кровь от неудачного движения с заколкой. Матильда убегает к автомобилю и машет Ники Андреем, а наследник охреневает, от того, что ему больше не с кем строить свою любовь.

МОНТАААААЖ! Дапкунайте инструктирует сынка, что тот на коронации наденет Большую Императорскую корону, а Аликс настаивает на Шапке Мономаха. Наследнику этот бабский треп о шмотках надоедает, он истерично разбрасывает одеяния и убегает в злобе. Вот это я понимаю, Игра Престолов! Дапкунайте пытается его образумить - мол, если ты не согласишься, "они" (кто "они" - не говорит) тебя убьют, а твое счастье тут дело десятое. Так что Ники в очередной раз охреневает, а Аликс учит с немецким акцентом православные молитвы, чтобы стать руссЪкой.

МОНТАААААЖ! Николай показывает двору вертящуюся синема для пропаганды ее в России. И пока все пялятся на экран, заходят Матильда с Андреем.. Матильда отдает наследнику письма. Ники в шоке продолжает крутить кино, тут заходит Аликс и охреневает, увидев на экране медведя. Дапкунайте со смехом говорит - не надо бояться русского медведя, потрогайте его! Что? "Клюква"? Какая клюква? Где? И пока тупая Аликс лапает экран, Николаша все-таки догоняет Матильду и страстно ее целует в район шляпы. ВНЕЗАПНО сверху раздает шум и крик: "Ники!" НаследникЪ изумленно пялится вверх. Матильда тут же проявляет гнусную бабскую сущность: "Ты сам не знаешь, чего хочешь" - злобно пищит она и убегает. Оказывается, это всего лишь пришел какой-то генерал в костюме медведя (зис - ис - РАААШААААА!!!) и принес всем на подносе водки корону. Корона, как видите, тут вообще много не значит и с ней обращаются как с медным кубком на свадьбу - ставят призом в скачках, обсуждают как шляпу, приносят на банкеты...

То ли дело Матильда! Из-за нее тут агроменный скандалъ, мон шер - прямо на улице ее хватает гнусный Власов, запихивает в моторЪ и требует писем. А узнав, что их уже нет, говорит, что танцевать она на коронации все равно не будет. Тогда она идет на отчаянные меры - проникает в театр. И пока по СТРАШНО УДАЧНОМУ СОВПАДЕНИЮ генерал трахает в уборной балерину-итальянку, которой пора выступать, но обуревший генерал не боится проблем с наследником, Матильда занимает ее место, надевает маску и выбегает на сцену. Но - зря старалась, ее успел перехватить вездесущий Власов вместе с Иваном Карловичем. Однако у Карловича в последнюю минуту заговорила совесть и он дал бабе уйти - и Матька прорывается на сцену вместе с итальянкой! Оба лебедя, черный и белый, танцуют со светодиодами в платьяхЪ, мать их!

Были как на Руси шлюхи-балеруси, одна в черном, друга в белом, обе потаскуси!

На глазах пораженной публики Матильда таки выделывает фуэтэ-хуетэ, но вдруг оступается и падает в слоумо под шум в ушах звукорежиссера. Корону по сценарию принимает итальянка! Ники же после окончания концерта приходит на сцену, откуда убегают балерины - и плачется со своей любовью о жизни их несчастной. Баба показывает ему радостно 32 фуэте, которые раньше не могла показать, и ей аплодирует пришедшая Аликс.

МОНТАААААЖ! Николас идет через темные дворцовые коридоры в ночЪ, не слушая маман. Ему помогает ради Матильды Андрей, который отвозит Николая к балерине в ее поместье. Да, тут Матильда живет в дворце за городом, а не в каком-то особняке посреди Петербурга. Однако Матильду у нее дома уже схватил инфернальный психопат-ФредиКрюгер-Джокер-Человек-Паук Козловский, который пытается изображать сумасшедшего и требует поцелуя, для чего надевает на нее фату и радуется, что теперь они не расстанутся. По законам жанра, маньяка надо загасить подвернувшимися под руку ножницами или типа того - но нет, Козловский убегает со связанной им бабой на паром и увозит на нем к себе, куда-то в пещеру, скорее всего. Но Козловский еще не знает САМОГО СТРАШНОГО! Вездесущий Власов, откуда-то узнав про Козловского, тайком облил паром керосином и поджег с помощью бикфордова шнура. И вот паром горит посреди реки... Я так погляжу, этот фильм жжет не хуже, чем его противники?

На чем строился план Власова - непонятно. На том, что Козловский и Матильда не умеют плавать, что ли? В любом случае, паром горит не очень сильно, так что Козловский даже не собирается развязывать любовь всей жизни. К счастью, тут прилетает авто с Ники, и недоделанный царь престолов бросается в воду. Думаете, тупее быть не может? Ага, хрен там! Баба в борьбе с маньяком падает в озеро, а сам маньяк погибает, потому что паром ВЗРЫВАЕТСЯ!!! Ага. Как мой пукан от просмотра этой дичи. Не потому что паром на бензине - с пятого просмотра становится понятно, что к нему еще и динамит для надежности прикрепили. Да, это вам не на машине, набитой газовыми баллонами, подрывы делать - квалификация!

Матильда все-таки выживает (вот странно, я и ее смерти бы не удивился), ее с помощью магии монтажа спасает Власов и отвозит на берег на лодке. Но с условием - скрывать свое спасение до коронации. Ники тоскует дома, плачет и... признается в любви Аликс, забыв тут же о какой-то польке. Аплодисменты. Вот это я понимаю - Любовь Аристократа.

И вот настает Судный день. Николай и Алиса в праздничным костюмах в слоумо вышагивают на коронацию. А потом дома в том же слоумо, в стиле роликов про стриптиз, пафосно и гламурно срывают с себя одежду - но не трахаются, потому что кино высокодуховЪное - а тут же, без перехода, они уже идут к алтарю восходить на царствие. ЗИС! ИС! МОНТААААЖ!!! И пока они медленно, в этом долбанном слоумо, идут по лестнице, за кадром нам показывают довольно жалкую давку на Ходынке. Обращают внимание праздничные костюмы и добротные сапоги всех собравшихся - ну да, вестимо, какие могут быть босоногие нищие в лохмотьях в 1896 году?

О давке срочно сообщают Власову и тот спешно уходит прямо с церемонии. Но тут заходит Кшесинская и пафосно крестится по-православному на иконы. Матильда Кшесинская - у нас теперь еще и православная, да. Но далее - тот самый кусок из начала фильма.

Итак, наследник валяется без памяти на полу вместе с короной. Зал в шоке. Кинотеатр в шоке. Однако В СЛЕДУЮЩЕЙ ЖЕ СЦЕНЕ не-царь бежит по коридору из публики мимо озаренных светом лиц собравшихся к своей Любви и целует ее на фоне солнца, аки на провослабЪной иконе. В следующей сцене мы понимаем, что это были глюки от удара. Царь спокойно встает и с покер-фейсом надевает корону. Певчие голосят, делая вид, что ничего не случилось.

МОНТАААААЖ! Темная ночь. Только Власов и Ники... Нет, уже ЦАРЪ! - ходят по Ходынке. Власов оправдывается, что пришло людей больше, чем ожидалось, так что немножко холопов подавилось. Николай с яростью говорит - никаких братских могил, всех похоронить за мой счет, а семьям погибших дать по 500 рублей. И, взяв факел, восходит на праздничный помост, где под очень долго идущий салют становится на колени и безмолвно крестится. Да, вы можете сказать, что на самом деле давка была спустя четыре дня, причем тела просто растащили, чтобы не прерывать торжеств и работа продолжалась даже когда на Ходынке снова начались гуляния и парады с государем, а новоиспеченный царь ради соблюдения регламента даже не отменил визит на бал к французскому графу, и что хотя он обещал по тысяче каждой семье погибших, никто в итоге о этих деньгах никогда толком не слышал... Но этажехудоооожественноекино!

Вместе с Аликс царь потом еще креститЪся перед иконами и просит милости, чистоты и добра их дому. Я люблю тебя - говорит Аликс. Царь ничего не говорит, что интересно, а просто целует свою любовъ до гроба. Титры - семья жила долго и счастливо с детьми, пока не умерла вся в один день от массового расстрела. Конец.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для начала я хочу обратиться к многочисленным говнокритикам с ютуба, которые обещали лично мне, что фильм будет великолепной комедией идиотизма с нераскрытым потенциалом и ВГИКовскими канонами режиссуры. Вы, ублюдки поганые, взращенные на тупых говнокомиксах и супергеройских фильмах, даже не допетрили своими тупыми мозгами, НАСКОЛЬКО это плохо! Обозревайте очередного Бэтмана, обезьяны тупорылые!!!

А теперь к сути. Те деньги, что не разворовали, ушли не зря - в фильме красивые костюмы, декорации и реквизит. Это удалось хорошо. Хотя 25 миллионов в упор не видно. А вот все остальное - это шаблонная и тупая псевдоисторическая мелодрама пополам с отборным трэшем сериальных выкидышей и соответствующего уровня актерской игрой. Монархисты имели все основания паниковать и орать об их оскорблении. Действительно, фильм целиком и полностью отрицает не только православную легенду о святом браке двух морально и духовно чистых царей, но и вообще реальную историю и реальных лиц, чтобы заменить их на свой выдуманный сюжет. Матильда, царь, принцесса Алиса - всего лишь прототипы, от которых герои фильма уходят крайне далеко. В реальности Николай лишь некоторое время колебался между Алисой и Матильдой, с которой был знаком около четырех лет - в 1890-1894 гг., но большую часть этого периода он провел в других делах, а активную фазу их отношения занимали всего несколько месяцев. После этого царь образумился, охладел к ней, женился на Алисе и стал примерным семьянином, а Матильда закрутила роман с его братцами, высасывая деньги уже из них. Здесь же у нас прям-таки душераздирающая драма, трагедия судьбы империи, при которой наследник вынужден решать между любовью и долгом стране. Драма истории, по сравнению с которой судьба Эдуарда VIII лишь слабый анекдот, о да! Основной сюжет, атмосфера и герои - это полная калька со старых кинолент 1930-х типа "Королевы Кристины", "Кровавой императрицы" или руританских мелодрам. Проблематика та же самая - монарх, который оказывается в противоречии между долгом государству и личной любовью; та же стилистика с упором действия в дворцах, парках и монарших резиденциях, создающих одновременно чувство камерности и царской пышности.

Но даже те фильмы делались не так глупо и фантастично. "Матильда" - это праздник пошлости, глупости, трэша и бездарности. Оправдания, что художественный фильм не обязан быть историчным, перечеркиваются его ужасающе плохим качеством. Как в плохом любовном романе, роли здесь четко распределены на хорошие и плохие. Мучающийся своей двойственностью царь оказывается безликим ничтожестом и пустым местом, переходящая от истерики к невинности Матильда - назначенной жертвой противостояния, Аликс же - глупая, страшная, карикатурная немка; Власов - инфернальный злодей для создания конфликта; а Козловский это просто пятое колесо в телеге, которое совершенно не нужно в рамках основной идеи фильма. Окончательно возможность реальности этой истории, все это густо приправлено трэшем из современных боевиков и мелодрам и анахроничным поведением персонажей, взятым из убогих телесериалов - ведь никакой монарх в 19 веке, воспитанный в строжайших правилах феодального этикета, не посмел бы прилюдно ходить с любовницей, рвать ради нее с престолом и драться с соперниками как пьяный мужик. При топорности сценария с одновременной апологией Николая и без того плохо снятое, плохо смонтированное, абсурдно глупое кино окончательно рушится из-за противоречий, руша последние остатки логики. Почему царь симпатизирует чудовищно страшной Алисе и даже беспричинно влюбляется в нее под занавес? Где та самая Россия, из-за которой якобы мучается государь - не думайте, что можно влепить сцену Ходынки и заменить ею весь рост персонажей. ЗАЧЕМ - НУЖЕН - КОЗЛОВСКИЙ!!! В конечном счете, Матильда - это очередные выброшенные в трубу миллионы, отданные на попытку сделать очередное кино "как на Западе" при полном неумении это сделать. И если бы не переходящее все границы самодурство сумасшедших реакционеров нашей погружающейся в Среднековье державы, фильм бы вообще не стоил обсуждения.

С наступающей годовщиной столетия революции, самыми яркими событиями которой были скандал монархистов-фанатиков, пробуждение православного терроризма и убухивание денег на памятники жертвам репрессий.

Эта история началась в ноябре 2016-го, а скандалы вокруг нее не утихают и по сей день. Хоть по этой теме не высказался разве что ленивый, Caspart не отстает от тенденций и, собрав воедино главные факты и мнения о кинокартине, посвященной роману последнего царя Российской империи Николая II и балерины Матильдой Кшесинской , вместе с читателями пытается понять, есть ли здесь правые и виноватые.

Ноябрь 2016-го. Экс-прокурор республики Крым , а ныне депутат Госдумы Наталья Поклонская направляет запрос на проверку тогда еще не завершенного фильма «Матильда» генпрокурору России Юрию Чайке . Наталья объясняет природу своего обращения как некий сформировавшийся протест со стороны нескольких общественных организаций (в т.ч. «Царский крест») против проекта, являющегося «угрозой нац. безопасности». На самом деле Алексей Учитель , режиссер картины и один из самых уважаемых деятелей культуры нашего времени, всего лишь снял фильм о любви между балериной и наследником престола, ставшим последним императором Российской империи и причисленным к лику святых. По мнению Поклонской, кинокартина порочит имя Николая, искажая его образ, а история, взятая за основу фильма, не более чем миф. Режиссер от этой проверки только отмахнулся, назвав ее «маразмом», ведь фильм тогда даже не был доснят. После Учитель выступал с заявлением, что прокуратура проводила проверку, но никаких нарушений не выявила.

30 января этого года Наталья Поклонская подает запрос на вторую проверку, продолжая настаивать на своем. РИА новости цитирует ее: «Нельзя допустить, чтобы в прокат вышел фильм, являющийся сознательной антиисторической подделкой, направленной на дискредитацию, клевету и глумление над одним из самых почитаемых святых нашей Церкви - царя Страстотерпца Николая II и его семьи». В новом запросе Поклонская запрашивает дополнительную проверку сценария с привлечением историков и богословов, а также источников бюджетного финансирования.

В ответ на повторное обращение Поклонской, наконец, последовала ответная реакция от Алексея Учителя, который в свою очередь подал заявление в прокуратуру (прокуратура в данном деле, видимо, выступает в роли родителей повздорившей малышни). Он просил оградить съемочную группу от клеветнических нападок, и, что не маловажно, «угроз и противоправных действий лиц экстремистской направленности». Под эгидой Поклонской против кинокартины выступает множество религиозных общественных организаций, неоднократно угрожавших как съемочной команде, так и потенциальным зрителям.

Если вы подумали, что знаете, какой ответный шаг предприняла Наталья Поклонская, спешу обрадовать: заявление было отправлено (нет, не в прокуратуру) в управление МВД по борьбе с экстремизмом с просьбой проверить высказывания Алексея Учителя и его адвоката, Константина Добрынина , которые обвинили депутата Госдумы Поклонскую в провокации псевдорелигиозных организаций на экстремистскую деятельность. Подобные высказывания со стороны режиссера побудили члены движения «Христианское государство - святая Русь», рассылавшие письма с угрозами кинотеатрам, которые будут прокатывать «Матильду». Так что же здесь происходит?

О чем фильм Алексея Учителя?

Матильда Кшесинская - молодая балерина, познакомившаяся с царской семьей на своем выпускном балу Императорского театрального училища. Практически сразу после первой встречи между молодыми людьми, Кшесинской и наследником Николаем, возникло чувство. Однако романтические отношения начались лишь спустя некоторое время. Кшесинская отчетливо понимала, что брака между ними быть не может, и после помолвки Николая с Алисой Гессенской они больше не встречались. Об этом говорит история. Судя по трейлерам, фильм несколько разворачивает фокус на любовный треугольник самой Кшесинской (между ней, наследником Николаем и графом Воронцовым) и вынужденное смирение Николая с разбитым сердцем - посредством чрезмерно пафосных выражений: «Ты - царь. Ты имеешь право на все, кроме любви».

Почему Поклонской не все равно?

С ней все понятно. Поклонская - глубоко верующий человек, и о последнем русском императоре Николае II, причисленном вместе со своей семьей к лику святых, говорит всегда и везде. Окончательную ясность в картину внесло выступление депутата в эфире «Царьград ТВ», где Поклонская с благоговением в голосе рассказывала о «мироточащем» бюсте последнего императора.

После многочисленных запросов Поклонская сама заказывает экспертизу фильма. Итоги ее достаточно предсказуемы по своему содержанию, но невероятно впечатляющи по своей формулировке. Медуза коротко пересказывает содержание экспертизы, а мы лишь выведем заключение: фильм «Матильда» показывать нельзя, так как он совершенно точно, намеренно и предумышленно оскорбляет чувства верующих. В ответ на экспертизу совсем ошарашенный Учитель обращается в комитет по этике Госдумы, явно сомневаясь в правомочности действий Поклонской. Занавес.

Во время нешуточной борьбы между заявлениями в органы власти известные кинематографисты подписывают открытое письмо, в котором призывают к запрету цензуры не только на страницах Конституции.

Как реагирует правительство?

Первый замминистр культуры Владимир Аристархов заверил, что минкульт не будет учитывать экспертизу фильма «Матильда» при решении вопроса о выдаче прокатного удостоверения. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков выразил мнение большинства: «пытаться оценивать фильм, который еще не готов, ну по меньшей мере странно», выявляя озадаченность существованием экспертов, способных определять соответствие тому или иному каноническому образу. Председатель правительства Дмитрий Медведев также выразил непринятие преследований авторов, произведений искусства которых еще никто не видел.

Митрополит Волоколамский Иларион уже посмотрел фильм (не совсем готовый, но целиковый) и назвал его «апофеозом пошлости». РБК цитирует: «Это человек, который церковью канонизирован. У церкви особое отношение к этому человеку. В день его кончины, в день убийства царской семьи, в Екатеринбург съезжаются десятки тысяч людей и проходят крестным ходом. Они идут от места расстрела до места его предполагаемого захоронения. Пять часов идет этот крестный ход из 60, 70, 80 тыс. человек. Вы представляете, какова будет реакция православных верующих, когда выйдет вот этот фильм?», - сказал митрополит.

Казнить нельзя помиловать

Осилив эту историю (которая, несомненно, окончится еще не скоро), можно выдохнуть - большинство понимает, что скандал, у истоков которого стоит депутат Поклонская, фактически высосан из пальца. Она называет образ Николая, начертанный в «Матильде», мифом, но Ларс Айдингер (исполнитель роли наследника) раскрывает перед нами истинное символистское звучание персонажа: «Для тех, кто видит Николая святым, это не реальный, а мифологический персонаж. Если как художник ты имеешь дело с реальным человеком, надо показать драматизм его жизни, его соблазны и его ошибки. Я показал любовь Николая к двум женщинам - Матильде и Александре. Это история конфликта двух чувств: одно символизирует незыблемую традицию монархии, другое - стремление быть свободным человеком. Матильда - метафора анархии и свободы.»

Когда зарождалось искусство, вместе с ним появилось непреложное правило: искусство - вне политики и религии. Я не говорю о его абсолютной изоляции, или об отсутствии неразрывной связи между автором и временем, эпохой, политическими режимами и настроением общества. Полотно искусства создается именно благодаря таким связям. Однако искусство не может, не должно ущемляться столь дерзновенно, кощунственно, попросту глупо.

Тем не менее, онлайн-петицию о запрете проката «Матильды» подписали 13 тысяч человек. Не принимающих искусство в его первозданной чистоте, не осознающих, что мы постепенно и неотвратимо возвращаемся во времена цензуры, испытывая при этом мнимое чувство свободы. А ведь так еще опаснее.

Одно известно точно - общественный резонанс, созданный скандалом, выяснение отношений на государственном уровне для многих дадут пищу для размышлений, к сожалению - не самых радостных.

А в заключении - такие важные слова от Марины Разбежкиной, режиссера-документалиста. Цитирует «Медуза»: «Никто не имеет права указывать художнику, как ему снимать кино, писать музыку и создавать картину. Ни прокурор, ни главы государства, ни христианское сообщество, ни зрители или слушатели. Независимость художника - это его абсолютное право, которое имеет конституционные основания».

Маргарита Агаджанян

Наталья Поклонская: Публичный ответ заявителям на обращения по фильму «Матильда»

Уважаемые заявители!

В связи с большим количеством поступивших ко мне обращений граждан (всего около 30 тысяч, список адресатов можно посмотреть по ссылке по вопросу сознательного оскорбления религиозных чувств верующих, а также разжигания вражды и унижения достоинства по отношению к религии, предположительно, допущенных должностными лицами министерства культуры РФ и создателями художественного фильма «Матильда», и учитывая пожелание заявителей (и иных заинтересованных лиц) получить публичный ответ, сообщаю.

С учетом общественного резонанса, а также уже наступивших негативных последствий, спровоцированных фильмом (исторической драмой) «Матильда», в виде экстремистских проявлений (по данному факту в настоящее время проводится доследственная проверка в порядке ст. 144-145 УПК РФ), мной было получено комплексное психолого-культуролого-юридико-лингвисти ческое, а также историческое исследование материалов фильма.

Экспертизу провели доктора психологических, юридических, филологических, культурологических, исторических наук со стажем экспертной деятельности до 28 лет. Среди них научные сотрудники ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», ФГБУ ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, профессор ФГБОУ «Московский государственный лингвистический университет», член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при ГУ Министерства юстиции РФ по Москве.

В частности, экспертами указано, что для восприятия и оценки фильма главное значение имеет общеизвестный факт, что Николай II и его супруга Александра Фёдоровна (злодейски убитые со всей семьей большевиками в июле 1918 года) причислены Русской Православной Церковью к лику святых мучеников как святые Царственные страстотерпцы. Данный факт не мог быть неизвестен создателям фильма, от которых «требовалась не только доскональная историческая достоверность, но и особая деликатность». В соответствии с российским законодательством этот факт уважается светским государством:

<…> Общественные отношения в части публичного выражения мнений и распространения информации о лицах, которые особо религиозно почитаемы верующими Русской Православной Церкви, характеризуются наличием правового регулирования, включающего требование правовой защиты религиозных чувств верующих от оскорбления <…> предусмотренная статьей 148 Уголовного кодекса Российской Федерации гарантия защиты государством религиозных чувств верующих от оскорблений в форме публичных действий, выражающих явное неуважение к обществу, является обеспечивающим механизмом реализации вышеуказанного уважения государством <…>

Исследователи подчеркивают, что религиозное почитание верующими особо ценных для них объектов является формой реализации свободы вероисповедания и попадает под правовую охрану, гарантированную статьями 148 и 282 Уголовного кодекса Российской Федерации:

<…> объектами противоправных посягательств, могут признаваться не только материальные объекты религиозного назначения, но также и лица, в отношении которых верующие выражают религиозное почитание <…>

<…> комиссия заключает, что созданный в фильме «Матильда» образ канонизированного Русской Православной Церковью Российского Императора Николая II не может не оскорблять религиозные чувства и не унижать человеческое достоинство значительной части православных христиан - верующих Русской Православной Церкви, поскольку названный фильм направлен на формирование вполне определенного - ложного образа Российского Императора Николая II как неадекватного и нравственно растленного человека <…>

В своем заключении эксперты отмечают, что авторы фильма неоднократно используют манипулятивные приемы «подмены факта мнением, являющимся «художественным» вымыслом, ложного атрибутирования (наклеивания ярлыков), совмещения религиозного высокоценного с вульгарно-сексуальным». Тем самым создавая у зрителя ложное впечатление реальности образа, на самом деле не соответствующего исторической действительности.

<…> Конкретное выражение применения указанного приема заключается в задействовании в роли святого и религиозно почитаемого верующими Николая II - актера с порно-амплуа, а именно - германского актера Ларса Айдингера, исполнившего ранее вульгарную порнографическую роль печатника Амоса Кводфри (Amos Quadfrey) в порнографическом фильме П. Гринуэя «Гольциус и Пеликанья компания». Этим приемом создатели фильма «Матильда» избавляют себя от необходимости включать полностью порнографические сцены непосредственно в фильм «Матильда», фактически используя в этом фильме метонимическую отсылку к образам, содержащимся в вышеназванном порнографическом фильме с участием актера Ларса Айдингера <…>

<…> Указанное выше негативное воздействие сцен и образов фильма «Матильда» и использованных в этом фильме приемов (описанных выше) направлено не только на дискредитацию одного указанного лица (Николая II), но распространяется и на находящуюся с указанным лицом в неразрывной связи (через религиозное почитание) социальную группу православных христиан - верующих Русской Православной Церкви <…>

Порочащий прием, по мнению экспертов, авторы фильма использовали и в отношении Императрицы Александры Фёдоровны. К ней был применен «ярлык приверженца оккультно-религиозных вероучений и практик, сопряженных с религиозным сатанизмом, которые крайне негативно воспринимаются в православном христианстве, православными верующими».

<…> Поскольку такой образ Александры Фёдоровны, формируемый и транслируемый фильмом «Матильда», не соответствует исторической действительности, о чем не могли не знать создатели фильма, то есть все основания утверждать, что указанные выше приемы были применены намеренно <…>

В заключение эксперты указывают на недопустимость публичной демонстрации фильма «Матильда» в связи с высокой степенью провокативности и уничижения:

<…> Эти приемы выходят за моральные пределы публично демонстрируемого художественного творчества. Художественное творчество <…> не существует в отрыве от общества <…> и не может быть абсолютно свободным <…>

Создатели фильма «Матильда» перешли далеко за черту, отделяющую собственно сатиру от изощренных, циничных и жестоких издевательств, крайне болезненных оскорблений, грубого унижения человеческого достоинства <…>

Таким образом, выводы экспертов в комплексном психолого-культуролого-юридико-лингвисти ческом и историческом заключениях являются достаточными и необходимыми для объявления компетентными органами предостережения о недопустимости выдачи прокатного удостоверения фильму «Матильда», созданному по сценарию, получившему субсидии из государственного бюджета, при этом оскорбляющему религиозные чувства верующих и провоцирующему на совершение экстремистских действий.

В связи с этим, указанные экспертизы направлены Генеральному прокурору Российской Федерации. О принятых мерах по депутатскому запросу будет сообщено дополнительно.

Депутат Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации

Поклонская Наталья Владимировна

***

Ксати, по заключениям таких экспертов людям реальные сроки дают...

Тошнит от этой мутной и дурнопахнущей холуйской толпы, которая по щелчку пальцев "барина" готова на что угодно. На такие "экспертизы" тоже. А потом будут, лощенные, при галстуках - рассказывать, как "их заставили", и что надо было "сохранить институт" и всякую подобную херню.

Скандал вокруг еще не вышедшего фильма о первой любви императора Николая II развернулся с новой силой. Чем же фильм, который находится еще в производстве, так возмущает общественность?

В центре сюжета исторической мелодрамы, как назвали жанр создатели, – любовь царевича Николая Романова, будущего последнего российского императора Николая II, и балерины Матильды Кшесинской. Романтические отношения длились недолго – до коронации его с будущей супругой Александрой Федеровной. Кстати, поговаривают, что у балерины и Николая II даже родилась дочь (!)

После связи с царевичем Николаем Александровичем была любовницей другого великого князя Сергея Михайловича, а позже вышла замуж за еще одного представителя царского дома – великого князя Андрея Романова. Воспитывала внебрачного сына. А после революции 1917 года навсегда покинула Россию. В Париже у нее была своя балетная школа.

Запрет фильма Матильда одна из горячо обсуждаемых тем рунета

Фото кадр из фильма

Судьба Кшесинской сама по себе любопытна – она прожила долгую жизнь, почти сто лет. Она – прима-балерина императорских театров, влиятельная особа.

На роль главной героини пригласили польскую актрису Михалину Ольшанскую, императора Николая II сыграл немецкий актер театра и кино Ларс Айдингер. Среди звездных имен: Ингеборга Дапкунайте, Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский и Григорий Добрыгин.

Картина между тем с первого дня была задумана как масштабная историческая реконструкция: были специально воссозданы Успенский собор, Дворец на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Съемки проходили в Мариинском театре, в Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах. На 5 тысяч костюмов ушло, по некоторой информации, 17 тонн ткани. А всего бюджет картины составляет 25 млн долларов.

С чего все началось?

Фото кадр из фильма

О том, что режиссер Алексей Учитель в 2014 году приступил к съемкам исторического кино, было известно и ни у кого не вызывало протеста. А когда производство было в самом разгаре, если не сказать больше, общественность вдруг начала активно возражать против съемок, требуя полного запрета. Возможно, показался провокационным первый трейлер к фильму. Но с момента его появления посыпались жалобы. Среди главных инициаторов – общественное движение «Царский крест»:

«В фильме „Матильда“ царь Николай II изображен не тем, кем он был на самом деле. Любовь между Матильдой Кшесинской и царем Николаем II была платонической, а не похотливой. Также при правлении царя Николая II экономическое и социальное положение было лучше по сравнению с нынешней ситуацией в России», – говорится в официальном заявлении общественников. И они обратились за поддержкой к Наталье Поклонской, теперь уже депутату Госдумы, а в то время прокурору Республики Крым.

Наталья Поклонская дважды направляла в Генпрокуратуру РФ просьбу о проверке «Матильды» на экстремизм. Проверка не нашла нарушений. В 2016 году в интернете появилась петиция на сайте Change.org, цель которой – запретить фильм. «Содержание фильма является сознательной ложью» – говорится в ней.

«В истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами, – сказано в петиции. - Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда, что также является ложью. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой, сам царь представлен жестоким мстительным развратником и прелюбодеем».

Фото кадр из фильма

В конце января 2017 года по кинотеатрам страны были разосланы письма-жалобы. Наталья Поклонская отправила еще один депутатский запрос в Генеральную прокуратуру, чтобы проверить законность расходования бюджетных средств, выделенных Фондом кино на создание фильма. А в апреле 2017 года – в экспертную комиссию, в составе докторов психологических, юридических, филологических, культурологических, исторических наук со стажем экспертной деятельности до 28 лет, чтобы оценить сценарий и трейлеры фильма.

Члены комиссии усмотрели массу критических замечаний: от опять-таки морального облика русского царя до некрасивой внешности его возлюбленной. И вердикт прежний: в картине навязывается ложный образ святого Николая II, оскорбляются чувства верующих. Результаты экспертизы в очередной раз направлены в Генпрокуратуру.

Кто поддержал выход фильма?

Главная мысль, которая звучит у большинства деятелей культуры и чиновников, – преждевременно выносить мнение о фильме, который еще и не вышел. Но агрессивные нападки от общественных организаций тоже не могли остаться без внимания. Многие деятели культуры посчитали своим долгом выступить в поддержку картины: кинорежиссер Станислав Говорухин, председатель думского комитета по культуре, раскритиковал идею о проверке фильма, добавив, что такие инициативы надо прерывать на корню.

Открытое письмо написали более сорока российских кинематографистов, среди которых Павел Лунгин, Александр Прошкин, Александр Гельман, Виталий Манский, Андрей Смирнов и другие. Министр культуры Владимир Мединский, несколько раз бывавший на съемках картины, в эфире радио «Комсомольская правда» тоже поддержал «Матильду».

Наконец, комментарий по поводу ситуации вокруг премьеры дал пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, оценивать фильм, который еще не готов, по меньшей мере, странно. «И потом, честно говоря, я, к сожалению, не располагаю информацией, какие именно эксперты оценивали фильм – эксперт эксперту рознь. Поэтому, не зная, кто именно оценивал фильм, в рамках каких полномочий, наверное, трудно о чем-то говорить», – заявил Песков.

А что говорят потомки царской династии Романовых?

Фото кадр из фильма

Представители дома Романовых не солидарны в оценке еще не вышедшего фильма. Но идея фильма многим явно не пришлась по душе. Директор канцелярии Российского императорского дома Александр Закатов в эфире «Радио «Балтика» назвал «Матильду» низкопробной подделкой, которая не имеет ничего общего с реальными событиями: «Обсуждать личность даже святого человека, даже царя, вполне можно, но с какой целью? Чтобы показать в каком-то извращенном виде, чтобы заработать деньги на низких эмоциях и инстинктах? Это нехорошо».

Представитель объединения членов семьи Романовых (другая ветвь семьи) в России Иван Арцишевский считает, что в картине нет ничего обидного. «Николай II стал святым за мученическую смерть, а показать его человеком, я считаю, абсолютно нормально – это моя личная позиция», – рассказал Арцишевский ТАСС .

Создатели фильма устали от споров

Режиссер Алексей Учитель назвал дискуссию вокруг «Матильды» бесполезной и ненужной. «Честно говоря, я уже устал от войны госпожи Поклонской со мной и всей съемочной группой фильма. Вместо того чтобы спокойно заканчивать фильм, я вынужден отвлекаться на чушь, бред и оскорбления», – заявил режиссер РИА Новости . «Выйдет фильм, все его посмотрят, и тогда только возможно его обсуждение».

Также считает и продюсер фильма Александр Достман: «Люди, которые не видели фильм, а его не видел никто, кроме рабочей группы, не могут делать никаких заключений – это смешно, кинокомедия какая-то, удивительная глупость. И еще удивительно то, что все идут у Натальи Поклонской на поводу, считаются с ее мнением, ей-то я уже перестал удивляться. Это фильм о красивой любви. Вне зависимости от того, царь Николай или не царь, он – человек, а человек, что, не может любить?».

По информации ТАСС, Константин Добрынин, адвокат режиссера Алексея Учителя, обратился в комиссию по этике Госдумы России с жалобой на деятельность депутата Натальи Поклонской, обосновав возможные нарушения правил депутатской этики, проявившиеся «в необоснованных обвинениях» Поклонской в адрес Учителя, а также в «использовании заведомо ложной информации и призывах к незаконным действиям» в отношении создателей фильма «Матильда».

Когда премьера?

Премьера назначена на 26 октября 2017 года, она пройдет в Мариинском театре – там, где в начале XX века выступала главная героиня фильма Матильда Кшесинская. Кстати, музыкальным продюсером фильма стал художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев.