Лиса - сказочный персонаж. Лиса в народных сказках Образ лисицы в русских народных сказках

Сказка позволяет приблизиться к пониманию традиций и культуры русского народа. Являясь жанром выражения национального духа народа, сказка связана с мировоззрением этого народа. Известно, что русская сказка играет воспитывающую роль, но она воспитывает не только детей, а и взрослых людей. Особенно интересны в этом значении русские сказки для детей с картинками о животных.

В этой статье мы будем рассматривать как предмет исследования сказки о Лисе. Этот образ имеет много значений, потому что Лиса может льстить, хитрить, добиваться своей цели. Мы проанализировали 13 сказок: «Колобок», «Лиса и журавль», «Лиса и козёл» «Лиса, заяц и петух», «Кот и лиса», «Лиса и тетерев» и др.

Анализ сказок о животных убедил, что образ Лисы в русских народных сказках интереснее других животных. Лиса всегда разная, и можно понять, что она интересует самого человека, который наблюдает за ней. Человек видит в ней и в её поведении много интересного и сходного с самим человеком. Поэтому характер Лисы в русских сказках о животных имеет такие типичные черты, которые находим в их описании, как льстивость, хитрость и склонность к воровству. Рассмотрим каждое свойство характера Лисы отдельно.

Свойство льстивости в характере Лисы мы находим в следующих сказках: «Колобок», «Петушок – золотой Гребешок» и др. Нами замечено, что в сказке «Колобок» Лиса отличается от других животных. Так, например, когда Лиса встретилась с Колобком, она не сразу сказала Колобку: «Я тебя съем?», а сначала стала восхищаться им: «Здравствуйте, Колобок! Какой же ты хорошенький!» Но после того как Колобок по просьбе Лисы спел песенку, она щедро подарила ему свой комплимент: «Какая чудная песенка! Спасибо, Колобок! Такая славная песенка, так бы слушала и слушала». Лиса здесь много льстит, чтобы Колобок поверил ей, чтоб посадить его на свой язычок и съесть. Льстивой Лисе удаётся осуществить свой план. То же самое наблюдается в сказке «Петушок-золотой Гребешок». Чтобы привлекать внимание Петушка, Лиса воспевала его: «Петушок, Петушок, золотой гребешок, маслина головушка, шёлкова бородушка». И таким образом она достигала своей цели.

Свойство хитрости характера Лисы мы находим в следующих сказках: «Лиса и козёл», «Лисичка-сестричка и волк». Например, в сказке «Лиса и козёл» Лиса попала в колодец. Она стала горевать, чтоне сможет выбраться, что попала в беду, но когда козёл узнал, что Лиса попала в колодец, идея выйти из него у Лисы возникла сразу. Козёл спросил Лису, что она там делает, Лиса маскировалась и хитро ответила козлу: «Отдыхаю, голубчик, там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уже как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь!» Таким образом, Лиса привлекла козла в колодец и спасла себя. В сказке «Лисичка-сестричка и волк», волк был ранен из-за Лисы. Когда волк хотел отомстить Лисе, то Лиса говорила: «У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, я насилу плетусь». Лиса своей хитростью избежала мести и снискала сочувствие у волка. Свойство воровства в характере Лисы мы находим в следующих сказках: «Медведь и Лиса», «Лиса и Заяц» и др. В сказке «Медведь и Лиса», Лиса, зная то, что у медведя в избе на чердаке кадушка мёда, попросилась ночевать у медведя, обманув его в том, что в его избе углы провалились. Вечером она трижды стучала хвостом и влезла на чердак, чтобы съесть мёд. В конце концов она даже обвинила медведя в том, что это именно он съел мёд. В сказке «Лиса и заяц», у Лисы изба растаяла, она попросилась у зайца переночевать, и его из избы выгнала. Когда другие животные пришли выгнать её, она даже устрашала их: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!». Лиса часто бесстыдно ворует у других нужную ей вещь. В данных примерах мы видим, что Лиса всегда может спасти себя и найти выгоду от своей хитрости. В русских сказках Лиса украшена человеческими чертами характера, ведь именно народ является автором образа Лисы в сказках о животных. Русский народ творит сказку с целью воспитания детей. В сказках о животных абстрактное понятие о национальных чертах характера народа конкретизируется
через образы животных. В сказках народ передаёт из поколения в поколение ценную для всего общества информацию. Каждая сказка и каждый образ животного имеют воспитывающее значение. Таким и является образ Лисы. И хотя Лиса часто добивается своей цели хитростью, но она иногда тоже бывает наказана из-за хитрости. Например, сказка «Лиса и дрозд». В русских сказках образ Лисы даёт детям уроки: с одной стороны, что в жизни иногда нужна хитрость, а с другой стороны, что хитрых надо опасаться.

Лиса в русских сказках, которые мы проанализировали, принадлежит к положительному образу, её часто украшают ловким, хитрым поведением и остроумием. Русский народ ценит типичный характер Лисы-хитрость, об этом и говорится в русских пословицах: Хитрость – второй ум, Простота хуже воровства и т. д. Кроме того, в русских пословицах и говорится о том, что надо опасаться лести: На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся; Льстец под словами – змей под цветами и т. д.

Народные сказки до сих пор вызывают интерес и у взрослых людей и детей. Через сказки еще передаются народное мировоззрение, народная традиция, ум и характер народа. Сказка – это плод народного ума и мышления и сказка, действительно, имеет воспитывающее значение, она и утешает и учит.

Самый большой лайнер.

Самой интересно.

Самые тупые грабители

Празднование дня святого Патрика

Чудеса от Дамьена Уолтерса

Необычные рисунки на снегу.

Фонтан печатающий водой.

Реактивный человек покоряет небо.

Монетка с вашим лицом!

1000 летний Замок Бутрон - Интересные Места.

1. Роль плута в мировой культурной традиции.
2. Лисьи плутни.
3. Таланты и добродетели Лисы.

«Ад и рай — в небесах», — утверждают ханжи.
Я, а себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай — не круги во дворце мирозданья,
Ад и рай — это две половины души.
О. Хайям

В культурной традиции существует несколько образов, встречающихся в литературе многих народов. Психолог К. Г. Юнг назвал их архетипами — универсальными образами, живущими в сознании людей. Самыми известными, пожалуй, можно назвать архетипы Героя и Врага — персонифицированных Добра и Зла. Однако дурное и хорошее не так уж часто существует в чистом виде: гораздо чаще отрицательные и положительные характеристики сочетаются в человеке, предмете, явлении. Порой бывает и так, что этическая оценка оказывается в зависимости от конкретных обстоятельств. Нет ничего удивительного в том, что подобное смешение хорошего и плохого, их взаимное перетекание породили соответствующий архетип трикстера — плута, проныры, нарушителя существующих традиций и предписаний. Однако трикстер отнюдь не классический злодей: деятельность трикстера может быть полезной окружающим, но может и наносить им ущерб.

В фольклоре многих народов в роли трикстера нередко выступает Лиса. Этот персонаж наделен разнообразными качествами: хитростью, предприимчивостью, ловкостью, а порой и подлинной мудростью. Как правило, Лиса хорошо знает, как нужно вести себя в той или иной ситуации, чтобы получить желаемый результат. При этом она редко обременяет себя рассуждениями на тему, допустимо ли идти к цели, используя обман. Цинизм Лисы, ее умение играть на мелких слабостях окружающих всегда проявляется целенаправленно и продуманно. Однако Лиса вовсе не лишена эмоций: она способна на преданную дружбу и верную любовь. Тот, кто удостоился симпатии этого очаровательного плутоватого существа, может не переживать о будущем: с редкой последовательностью Лиса проявит в интересах своего подопечного все свои таланты, как она обычно делает это в личных целях.

И все же главными чертами Лисы остаются ее хитрость, коварство и целеустремленность. Например, в русской народной сказке «Лисичка-сестричка и волк» Лиса хитростью проникает в возок с рыбой, которую она затем выбрасывает на дорогу. Свои уловки Лиса держит в тайне. Волку она советует опустить хвост в прорубь, чтобы наловить рыбы, умалчивая о том, как она сама добыла пищу. Но встает вопрос: зачем Лиса обманывает Волка, ввергая его в крайне неприятную ситуацию? Можно, конечно, объяснить поступок Лисы ее пренебрежительным отношением к окружающим, ее чувством собственного превосходства. Подобное предположение едва ли проливает свет на сущность проблемы. У Лисы, как у плута, особая роль в сказочном «обществе». Конечно, Лиса-то преследует лишь собственные цели. Однако попутно она выступает в качестве своего рода наставника для тех, кто с ней общается. Лиса учит своих «жертв» не доверять никому слепо, не рассуждая, иными словами, она учит думать. В этом ее педагогическая роль сопоставима с влиянием на личность самой жизни. Пока урок не усвоен, ситуация будет повторяться. Ситуация обмана в случае с Волком действительно повторяется: Лиса едет на нем верхом, приговаривая: «Битый небитого везет».

Однако Лисе не чужды понятия благодарности, верности обещанию и даже бескорыстия. В сказках разных народов встречается сюжет, согласно которому Лиса (или Лис) помогает ребенку вернуться домой. В русской народной сказке «Снегурушка и лиса» Лиса приносит к бабушке и дедушке их потерявшуюся внучку, не требуя никакой награды. В немецкой сказке, обработанной братьями Гримм и озаглавленной «Странствия Мальчика-с-пальчик», Лис относит главного героя в дом его родителей за заранее оговоренное вознаграждение (всех кур со двора). Уже в этих сказках Лисы выступают в роли провожатого, чудесного помощника героя. В других сказках эта функция Лисы просматривается еще четче. Например, в русской народной сказке «Кузьма Скоробогатый» Лиса помогает герою стать богатым и жениться на царской дочери. Подобный сюжет встречается в фольклоре многих народов. Согласно другому сюжету, также весьма распространенному, две Лисы в числе прочих зверей-помощников сопровождают двух братьев, странствующих в поисках приключений.

А. де Сент-Экзюпери, автор сказки «Маленький принц», создал необычайно привлекательный и живой образ Лиса, в котором проявились самые лучшие черты этого персонажа. Лис, с которым повстречался Маленький принц, становится другом героя. В этой ипостаси Лиса наиболее полно проявляются его традиционные функции наставника, проводника и чудесного помощника. Действительно мудрый Лис подробно рассказывает Маленькому принцу, что означает приручить другое существо, как нужно это делать, и какое это имеет значение для обоих участников процесса приручения. Таким образом, Лис для Маленького принца становится своего рода проводником, который помогает герою перейти из состояния одиночества к дружбе. Очевидна и роль чудесного помощника: дружба с Лисом способствует тому, что герой начинает иначе видеть окружающую реальность, наконец-то осознает, что толкнуло его отправить в странствия, и в чем состоит его долг.

В сказке Экзюпери Лис предстает как тонкий психолог, прекрасно разбирающийся в малейших движениях души. Вспомним, в фольклорной традиции Лисы обычно знают заранее, какова будет реакция окружающих в том или ином случае. Но Лис в «Маленьком принце» — личность несравненно более глубокая интеллектуально и духовно. Как любой нормальный сказочный Лис, он, естественно, ставит перед собой цель и достигает ее. Однако в чем заключается его цель? Лис сам признает, что он охотится за курами, но это не цель, а необходимость, которая не наполняет жизнь смыслом. Будучи личностью разумной и целеустремленной, Лис ищет этот смысл и видит его в дружбе, во взаимоотношениях, свободных от расчета и корысти. Этот плут оказывается способен на почти поэтические переживания, он искренне желает быть кому-то нужным и испытывать привязанность к другому существу: «...Если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится... Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру...».

И все же не следует забывать о двойственности в характере Лисы (или Лиса). В этом отношении весьма показательны традиции китайского фольклора, в котором Лиса (реже Лис) превращается в человека и живет среди людей. Лиса — идеальная возлюбленная для того, кто стал ей дорог и кто относится к ней с должным уважением, но горе тому, кто осмелится оскорбить это волшебное существо!

Какой же можно сделать вывод их всего вышесказанного? Лиса безжалостно издевается над дураками и неудачниками, не испытывая к ним снисхождения, наказывает тех, кто ее обидел, но, случается, и щедро вознаграждает тех, кто ей помог или просто завоевал ее симпатии. Не имея непоколебимых этических установок, Лиса нередко воспроизводит те формы поведения, которые она воспринимает как ведущие к успеху. Однако этот персонаж способен и на поступки, продиктованные высокими мотивами.

татьяна фридрих
НОД «Образ лисы в русских сказках»

НОД «Образ лисы в русских сказках » .

Для детей старшей группы.

Цель :обобщение образа лисы в русских сказках ,противопоставление положительных и отрицательных черт характера;учить выделять особенности характера лисы в русских народных сказках ;продолжать учить узнавать сказки по иллюстрациям ,предметам и т. д. ;

развивать мышление,память,воображение ;воспитывать эмоциональное восприятие,любовь к русским народным сказкам ,желание прийти на помощь,дружеские взаимоотношения.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Входит под музыку лиса.

Лиса : – Здравствуйте,ребята,узнали меня? А как вы поняли,что я лисичка?

Дети : – Рыжая,хвост пушистый,хитрая.

Лиса : – А где я живу?

Дети : – В лесу.

Лиса : – А еще я живу в русских народных сказках . А кто писал народные сказки ?

Дети : – Народ.

Лиса : – Ребята,а как меня называют в сказках ?

Дети : – Лисонька,рыжая плутовка,лиса-кумушка,лисичка-сестричка,Лиса Патрикеевна.

Лиса : – А вы знаете почему Патрикеевной зовут меня в сказках ?

Когда-то в давние времена правил Новгородским княжеством Патрикей, и был он удивительно хитрым да изворотливым и стали говорить : Патрикеевич да Патрикеевна. Это имя пристало к лисе не зря :она действительно поразительно хитрый,сообразительный и ловкий зверь . Теперь и хитрых изворотливых людей иногда называют лисами.

Лиса : – А среди вас есть «лисы » ?

– Ну а сейчас я хочу с вами поиграть,посмотреть все ли вы знаете о сказках . Предлагаю разделиться на две команды. У команд будут названия. А какие,узнаете,когда соберете картинки. (На столах разрезные картинки с изображением сказок «Колобок» и «Теремок» ,дети прикрепляют эмблемы самостоятельно).(6+6) .

– Послушайте правила. По очереди я буду давать задания каждой команде. Одна команда отвечает,другая – внимательно слушает и может дополнять,не выкрикивайте.

– А вот и первое задание. Назовите сказки ,в которых живу я,лисичка-сестричка.

Дети : – «Колобок» , «Теремок» , «Заюшкина избушка» , «Лиса и волк» , «Лисичка со скалочкой» , «Кот,петух и лиса» .

Лиса : – Молодцы,каждой команде по жетону.

Второе задание называется «Лисичкины слова» .Я буду начинать фразу лисы из сказки ,а вы – продолжать,надо назвать еще из какой сказки эти слова .

1). Петушок-петушок,золотой гребешок. выгляни в окошко,дам тебе горошка. (Из сказки «Кот,петух и лиса» ).

2). Сядь ко мне на носок. и спой еще разок. (Из сказки «Колобок» ).

3). Ловись рыбка. мала и велика. (Из сказки «Лиса и волк» ).

4). Как выскочу,как выпрыгну. пойдут клочки по закоулочкам. (Из сказки «Заюшкина избушка» ).

5). Да я вас не потесню :сама лягу на лавочку. хвостик под лавочку,скалочку – под печку. (Из сказки «Лисичка со скалочкой).

6). Приходи, куманек,приходи, дорогой. уж как я тебя угощу. (Из сказки «Лиса и журавль» ).

Лиса : – Все команды справились с этим заданием,получают по жетону.

Следующее задание игра «Портрет лисы » .Каждой команде предстоит собрать пазл ,на котором мой портрет и назвать сказку . (На столе пазлы с изображением сказок «Теремок» и «Заюшкина избушка» ).

Лиса : – Молодцы и с этим заданием ребята справились,получите жетон.

Лиса : – Следующий конкурс называется «Бюро находок» .Я предлагаю стать вам на время сыщиками. Дело в том,что в мешке лежат вещи,которые потеряли лисички из разных сказок .

Попробуйте угадать,какой лисе принадлежит потерявшийся предмет и из какой сказки .

– скалочка – («Лисичка со скалочкой» )

– горошек – («Кот,петух и лиса» )

– рыба – («Лиса и волк» )

– колобок – («Колобок» ).

Лиса : – Хорошие вы сыщики,все предметы нашлись,лисички будут рады.

Ну,а чтобы быть ловкими и быстрыми,как лиса,сделаем лисичкину зарядку :

Физминутка. Раз прыжок,два присядка –

Вот лисичкина зарядка.

А лисята как проснутся,

Любят долго потянуться.

Обязательно зевнуть,

Ну, и хвостиком вильнуть.

Аккуратно спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

А кому зарядки мало –

Начинаем все сначала.

Лиса : – Вот мы размялись,продолжаем играть.

– Ребята,а этот конкурс покажет,кто внимательный.

– На столе лежат картинки,художник немного перепутал,когда рисовал,найдите ошибки. («Лиса и волк» – лиса в проруби(«Колобок» – заяц съел колобка).

– А сейчас послушайте и скажите,какие сказки перепутались .

– Идет заяц по лесу и плачет : «Была у меня избушка лубяная,а у лисы ледяная .А навстречу ему Коза с козлятами.

Дети : – Перепутались сказки «Заюшкина избушка» и «Волк и семеро козлят» .

– Катится,катится Колобок по дорожке,а навстречу ему Медведь идет и Машу в коробе несет.

Дети : – Здесь перепутались сказки «Колобок» и «Маша и медведь» .

Лиса : – Какие молодцы,ребята,все отгадали.

– Ну,а сейчас музыкальный конкурс. Узнайте,из какой сказки песенка . (проектор)

1). Ловись рыбка мала и велика. Кто пел? Дети : Волк. («Лиса и волк» ).

2). Кукареку!Иду на пятах,несу косу на плечах. Дети : Петушок. («Заюшкина избушка» ).

3). Петушок-петушок,золотой гребешок. Дети : Лиса. («Кот, петух и лиса» ).

4). Я колобок-колобок. Дети : Колобок. («Колобок» ).

Лиса : – Молодцы,все справились с заданием,получайте команды по жетону.

А этот конкурс называется «Что за чем следует?» . Нужно разложить картинки по порядку и назвать сказку . (сказки «Колобок» и «Теремок» ).

Обе команды справились,получают по жетону.

Лиса : – Ребята,я в сказках много делала всяких пакостей,обижала героев. Обещаю,больше не буду. В следующей игре,которая называется «Помогите!» ,нужно узнать героя,которого я обидела и назвать сказку .

1). Помогите,несет меня лиса за темные леса. Кому нужна помощь? Дети : Петушку. («Кот,петух и лиса» ).

2). Помогите,у меня оторвался хвост. Дети : Волку. («Лиса и волк» ).

3). Помогите,меня выгнала лиса из моей избушки. Дети : Зайчику. («Заюшкина избушка» ).

4). Помогите,меня съела лиса. Дети : Колобку. («Колобок» ).

Лиса : Молодцы,ребята,всем помогли,всех узнали. Получайте по жетону.

Обещаю,больше никого не обижу.

Лиса : – Только без колобка я жить не могу,уж очень я его люблю. Хочу,чтобы вы нарисовали его портрет мне на память.

Этот последний конкурс называется «Юные художники» .Каждый игрок рисует только по одной части. (один – голову,другой – глазки и т. д.) (на мольбертах листы бумаги и фломастеры) .

Лиса : – Ой! Какие хорошенькие колобки получились,такие аппетитные.

– Давайте узнаем,какая команда набрала больше жетонов. (Дети сами считают) .У всех поровну.

– А мне пора возвращаться в сказку . До свидания!

Задачи:
  • узнать из дополнительной литературы о лисе,

  • узнать повадки лисы из разных источниках,

  • провести опрос по теме работы среди учащихся,

  • прочитать русские народные сказки, в которых действует лиса,

  • проанализировать образ лисы и сделать выводы

План работы

1. Вступление

2. Основная часть:
  • Лиса. Повадки лисы.

  • Образ лисы в русских народных сказках.

  • Анкетирование и анализ ответов.

  • Чтение книг и изучение образа лисы в русских народных сказках. Вывод.

3. Заключение.

Лиса. Повадки лисы


Лиса в русских народных сказках


Вопросы анкеты

1. Какая лиса в русских народных сказках?

2. Где живет лиса?

3. Как в сказках называют лису?

4. Во что одевается сказочная лиса?

5. Кого в сказках обманывает лиса?

Ответы учеников моей школы

1. Какая лиса в русских народных сказках?

Хитрая – 11 отв.

Умная – 7 отв.

2. Где живет лиса?

В норе – 4 отв.

В доме -7 отв.

3. Как в сказках называют лису?

Кума, кумушка – 6 отв.

Лисичка-сестричка - 6 отв.

Лиса – 12 отв.

4. Во что одевается сказочная лиса?

Сарафан и кокошник – 5 отв.

Платье – 4 отв.

Ничего – 7 отв.

5. Кого в сказках обманывает лиса?

Волка – 13 отв.

Мужика – 11 отв.

Цаплю – 7 отв.


Сравнительная таблица

Лиса в русских народных сказках стала олицетворением злого ума. Она красива, обольстительна, красноречива, может легко притвориться беззащитной и слабой, манипулируя другими ради собственной выгоды. Чтобы достичь желаемого, рыжая бестия готова задействовать все свои козыри – обман, коварство, мошенничество, обольщение. В сказках лисица выступает в качестве негативного персонажа, который, пытаясь обхитрить положительного героя, сам становится жертвой, расплачиваясь за свою подлость и лицемерие.

Лиса в русских народных сказках

Почему лисе приписывают острый ум и изворотливость?

Хитрая лиса, как персонаж сказок, появилась в результате наблюдений простого народа за этим зверьком. В основном это рассказы охотников, которые лично видели проделки рыжей плутовки. Не раз она прикидывалась мертвой, чтобы поймать дичь. В роли пленницы она ведет себя аналогично, чтобы ослабить бдительность охотника и сбежать. Может упасть при выстреле оружия, как будто раненая, когда же ее забросят к остальной добыче, то в любой удобный момент она улизнет. Даже при серьезных ранениях лисицы умудрялись вылезти из мешка и удрать опять в лес. Поскольку она не наделена особой силой, чтобы выжить ей приходится прибегнуть к хитрости.

А охотятся за ней часто, то из-за красивого меха, то из-за ее разбойничьей деятельности. Она сама хороший охотник – ловкий, хитрый, бесшумный. Ее жертвы – зайцы, кузнечики, мыши, бабочки, рыба, майский жук, молодая косуля, а также домашняя птица и высиженные ею яйца. Из-за того, что она часто лазит по курятникам, хозяева домашней птицы ее невзлюбили. Именно поэтому в народе лиса приобрела образ ловкой злодейки-воровки.

Прозвища лисы в сказках

В сказках лисицу рисуют настоящей красавицей из-за ее роскошной рыжей шубки. И, несмотря на негативность персонажа, называют часто ласково «кумушка» или «сестричка». Подобные родственные связи она имеет с другим антигероем сказок – волком и другими животными, которых все равно также может дурачить. Есть и другая предпосылка этому прозвищу – лукавый женский образ, который встречался в народе. Хитрая и острая на язык кумушка или соседушка, которая была в каждом селе, способная засластить собеседника и достичь своих корыстных целей.

В одной из русских сказок лисе даже имя дают – Патрикеевна. Но оно не в честь женщины, а в честь наместника Новгорода князя Патрикея Наримантовича. Он прославился в народе, как хитрый и недобросовестный управитель, манипулирующий людьми и наживающийся в нечестный способ.

Образ лисы из народных сказок

В каждой из сказок выделяются конкретные черты лисички. Редко, когда она выступает жертвой. В основном это искусный обманщик и мошенник:

  • «Лиса и Журавль» отображает двуличие – внешнюю доброжелательность и гостеприимность, скрывающими равнодушие к чужим потребностям и расчет;
  • «Лисичка-сестричка и Волк» показывает авантюризм злодейки, ее склонность к озорству и насмешке, лицемерию даже со своими собратьями;
  • «Лиса – исповедница» - образ рыжей героини олицетворяет коварство и злопамятность;
  • «Петушок - золотой гребешок» и «Колобок» - героиня обманывает наивных добродушных персонажей ради своих корыстных целей;
  • «Лисичка со скалочкой» - раскрывает образ лисицы-мошенницы, жадной и бесчестной;
  • «Лиса и тетерев» показывает основные черты персонажа - лесть и обман, лицемерие;
  • «Снегурушка и Лиса» - одна из немногих сказок, где персонаж животного является положительным. Здесь она проявляет доброту и альтруизм, помогая Снегурушке.

Народ в сказках демонстрировал негативное отношение не к самому животному, а к тем качествам, которое оно символизирует.