Контрольная работа по дисциплине «философия. Массовая культура как реализация проекта гуманизма Телевидение как средство трансформации ценностей культуры

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и причины возникновения массовой культуры, описание ее характеристик. Средства и методы воздействия продуктов массовой культуры на потребителя. Особенности сюжета данного вида культуры, ее связь с авторством, основные отличия от элитарной.

    реферат , добавлен 22.01.2014

    Понятие и основные характеристики современной культуры. Специфика массовой культуры в аксиологическом измерении. Анализ смысложизненных ориентаций молодежи в условиях массовой культуры. Феномен массовой коммуникации и современные формы идеологии.

    магистерская работа , добавлен 17.07.2013

    Понятие массовой культуры, ее сущность и особенности, ценностно-смысловая специфика. Кризис современной культуры как разрушение ее ценностного ядра. Сущность и экономические предпосылки десемантизации в обществе массового потребления, характерные черты.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2009

    Становление и философские основы массовой культуры. Философия позитивизма как главная форма мировоззренческого обоснования натуралистического художественного метода в искусстве. Философские основы элитарной культуры. Обмен поверхностными элементами.

    реферат , добавлен 14.12.2013

    Понятие массовой коммуникации. Структура и функции массовой коммуникации. Эффективность массовой коммуникации. Интеграция и поступательное развитие современной цивилизации. Социальная сущность массовой коммуникации. Социализация индивида.

    реферат , добавлен 25.10.2006

    Массовая коммуникация как форма опосредованного общения. Информационно–психологические войны. Основные направления исследований массовой коммуникации. Теории политико-коммуникационных процессов. Манипуляция в СМК. Воздействия массовой коммуникации.

    дипломная работа , добавлен 19.03.2009

    Характеристики массовой и межличностной коммуникации. Типологии и классификации основных средств массовой информации и коммуникации. Функции СМИ в политической системе и обществе. Государственное регулирование деятельности средств массовой коммуникации.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    РЫБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. П.А. СОЛОВЬЕВА

    Кафедра философии

    Контрольная работа по дисциплине «философия»

    «Массовая культура в ее отношении к ценностям традиционной культуры»

    Выполнил: Бастрыгин Д. А.,

    студент гр. ЗСП-05, 1 курса.

    Преподаватель: Воронцов Б.Н.

    Оценка: __________________________

    Подпись преподавателя: ____________

    Дата: ____________________________

    Рыбинск 2006

    ПЛАН

    Введение 3

    1.Массовая культура 5

    2.Традиционная культура 9

    3.Отношение массовой культуры к ценностям традиционной культуры 20

    Взгляды на современную культуру 39

    Современная культура и цивилизация 40

    Заключение 53

    Использованная литература 54

      Введение

    Сегодня многообразие типов культуры можно рассматривать в двух аспектах: многообразие: культура в масштабах человечества, акцент на социокультурных суперсистемах, внутреннее многообразие: культура отдельного общества, города, акцент на субкультурах.

    В рамках же отдельного общества можно выделить:

      высокую (элитарную)

      народную (фольклорную) культуру, в их основе - различный уровень образованности индивидов и

      массовую культуру, к формированию которой привело активное развитие СМИ.

    Рассматривая субкультуры, предварительно необходимо отделить те субкультуры, которые противостоят культуре данного общества.

    Опыт, накопленный человечеством в ходе его социокультурной истории, оказывает неоценимую помощь в решении проблем культуры на современном этапе преобразования нашего общества на основе принципов гуманизма и демократии в условиях бурного научно-технического прогресса. Необходимо отметить, что проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное, по существу, ключевое значение, ибо культура выступает мощным фактором социального развития. Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности - от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа. Культура играет все большую роль в решении долгосрочных программных целей демократического движения: формирование и укрепление гражданского общества, раскрытие творческих способностей человека, углубление демократии, построение правового государства. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности - труд, быт, досуг, область мышления и т. д., на образ жизни общества и личности. Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие личностно-субъективных факторов (установки сознания, духовные потребности, ценности и пр.), влияющих на характер поведения, формы и стиль общения людей, ценности, образцы, нормы поведения. Гуманистический образ жизни, ориентированный не на приспособление к имеющимся условиям, а на их преобразование, предполагает высокий уровень сознания и культуры, повышает их роль как регуляторов поведения людей и образа их мышления.

    Так как центром культуры является человек со всеми его потребностями и заботами, то особое место в социальной жизни занимают и вопросы освоения им культурной среды, и проблемы, связанные с достижением им высокого качества в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Освоение культурных богатств прошлого выполняет интегрирующую функцию в жизнедеятельности каждого общества, гармонизирует бытие людей, пробуждает в них потребность в постижении мира как целого. А это имеет огромное значение для поиска общих критериев прогресса в условиях неудержимой научно-технической революции.

    С предельной остротой эти вопросы поставлены самой жизнью нашего общества, ориентиры на качественно новое его состояние ведут к крутому перелому в осмыслении традиционалистских и инновационных тенденций социального развития. Они требуют, с одной стороны, глубокого освоения культурного наследия, расширения обмена подлинными культурными ценностями между народами, а с другой - умения выйти за рамки привычных, но уже отживших представлений, преодолеть ряд реакционных традиций, которые складывались и насаждались веками, постоянно проявляясь в сознании, деятельности и поведении людей. В решении этих вопросов значительную роль играет знание и адекватное современности понимание истории мировой культуры.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Предпосылки формирования массовой культуры, ее современное понимание. Анализ и характеристика массовой, элитарной и визуальной культуры. Основные составляющие элементы и свойства массовой культуры. Индивидуально-личностный характер элитарной культуры.

      реферат , добавлен 25.09.2014

      История возникновения массовой культуры. Классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Подходы к определению массовой культуры. Типы культуры по принципу внутрикультурной иерархии. Виды культуры и признаки субкультуры.

      реферат , добавлен 13.12.2010

      Понятие массовой культуры, ее назначение, направления и специфические черты, место и значение в современном обществе. Реклама и мода как зеркало массовой культуры, тенденции их развития. Проблемы воспитания молодежи, связанные с массовой культурой.

      реферат , добавлен 18.09.2010

      Формирование национальной культуры. Генезис массовой культуры. Универсальность средств массовой коммуникации. Обогащение и развитие духовного мира человека. Глобальные средства распространения основных продуктов культуры. Эволюция социальных идеалов.

      реферат , добавлен 30.01.2012

      История возникновения "массовой культуры", особенности ее феномена в современных условиях, характеристика уровней и проблема анализа. Основные направления смешения культуры и политики. Особенности влияния массовой культуры на современное общество.

      контрольная работа , добавлен 05.10.2010

      Развитие массовой культуры. Глобализация информатизации общества, которая повлекла за собой движения во всем мире. Средства массовой информации и психоделическая революция. Характерные черты психоделического рока. Появление психоделик-транс трэков.

      курсовая работа , добавлен 21.01.2011

      Культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Содержание массовой культуры. Развитие средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. Средства компьютерного отображения информации.

      презентация , добавлен 14.12.2012

    Введение

    Глава 1 Теоретические основы и исторические корни синхронного и диахронического влияния культур в процессе их взаимодействия 14

    1.1 Проблема адекватного и «ложного» понимания как семиотико-культурный феномен 14

    1.2 Ценностные системы западной («рождественской») и восточно-европейской («пасхальной») традиционной культур и их влияние на современный мир 29

    Глава 2 Вестернизация и американизация медиасредств и их влияние на

    трансформацию традиционных национальных ценностей 70

    2.1. Телевидение как средство трансформации ценностей культуры 70

    2.2. Вопросы защиты традиционных российских ценностей в западном анклаве страны - Калининградской области 112

    Заключение 126

    Список литературных источников 132

    Введение к работе

    Актуальность исследования.

    В условиях становления и бурного развития информационной цивилизации и глобализации мира возникает острая проблема взаимодействия и взаимовлияния национальных культур при необходимости сохранения их самобытности. Ее решение связано с правильным пониманием исторических корней и традиций этих культур.

    Тысячелетняя история русской культуры сформировалась под воздействием Восточной ветви христианства - Православия, что во многом определило ее отличие от западно-европейской и американской культур, связанных с католическо-протестантскими ценностями. История их взаимоотношений свидетельствует о стремлении католической церкви на Восток, расширении своего воздействия на славяно-русское население России. Процесс вестернизации, поддержанный США, особенно усилился сейчас в период господства последних в эфирном пространстве планеты. Их главная цель - трансформация традиционных национальных ценностей нашей страны, формирование в сознании россиян духовно-нравственных установок западного мира с последующей переориентацией в этом направлении и политики Государства. Поэтому становится чрезвычайно актуальным правильное понимание традиционных ценностей этих культур и способности народа сохранить свою идентичность и самобытность.

    Среди трудных опытов такого взаимодействия наиболее дискутируемой и актуальной является история общения Востока и Запада, России и Западной цивилизации. В этом случае особенно важна общая концепция понимания различных культур. У каждой культуры есть видение своего и «другого», его адекватность зависит не только от реальной исторической обстановки, но и от желания, установки, переходящей в способность играть ту или иную роль, а также способность приписать соответствующую роль своему оппоненту, то есть «ложного», неадекватного

    з представления друг о друге. При этом адекватность терминов охватывает весьма широкий спектр понятий, звучащих одинаково, но обладающих различным семантическим контекстом в разных культурах.

    Рассмотрение проблемы взаимодействия культур выявляет нехватку комплексного ее осмысления с применением междисциплинарного подхода, использовавшего наработки лингвистики, социологии, истории культуры, коммуникалогии, религиоведения, культурологии. Проблема общения культур рассматривается или в синхронном, или в историческом плане, без заострения на внимания на механизмах трансформирующих ценностно-смысловое поле, без исследования историко-культурных предпосылок общения культур.

    Одной из важнейших сторон проблемы является ныне процесс деструктивного воздействия вестернизации, в том числе американизации, на традиционную русскую культуру через продукцию массовой культуры, основной целью которой становится коммерциализация экономической, социальной и духовной жизни, получившей благодаря новым техническим средствам, прежде всего телевидению, возможности активного воздействия «без переводчика» на потребителя. Характерными чертами вестернизированной культуры являются не только пропаганда чуждых ценностей, и их распространение в упрощенном виде и в коммерческой упаковке, «полуфабрикатность» изготовляемого продукта. При этом происходит замена традиционной и привычной культуры на суррогатно-адаптированную культуру современного массового потребления, транслируемую в СМИ. Неадекватность характерна как для тех, кто оценивает ее негативно, так и для тех, кто рассматривает ее в позитивном ключе. Поэтому адекватность понимания предполагает, помимо осознания самого культурно-исторического термина, изучение контекста, определяющего реальное его возникновение и существование.

    4 Осознание сложности такой интерпретации предполагает влияние исторического аспекта существования вестернизированной, в том числе американизированной культуры. Трансляция этого явления «без переводчика» средствами массовой информации, создавая иллюзию «ложного понимания», позволяет легетимизировать, «окультурить» определенные местные, иногда негативные (с точки зрения традиционной культуры) явления, дать им визуальное, сюжетное, можно сказать, мифологическое объяснение.

    Особый интерес представляют средства, с помощью которых осуществляется проникновение культурных ценностей вестернизированной, в том числе американизированной культуры, в русскую этнокультурную среду. Местом, где эти ценности проявляются более всего, в настоящее время является телевизионный эфир. Поэтому в работе значительное внимание уделяется исследованию процесса вестернизации и американизации на российском телевидении и его влияние на ценности традиционной русской культуры.

    Серьезную проблему для исследования представляет процесс взаимодействия ценностей вестернизированной культуры и традиционной русской культуры на анклавной части Российской Федерации, географически расположенной за пределами основной территории РФ - Калининградской области. Здесь необходимо учитывать, с одной стороны, ее положение как части России, а, с другой, как закрытого анклавного пространства. Вследствие данного факта проникновение ценностей западной, в том числе американской культуры, имеет здесь усиливающий эффект. Исследование особенностей этого процесса обладает прогностической ценностью, так как в известной мере моделирует потенциальное развитие русской культуры на территории всей страны.

    Изучение феномена адекватности понимания процесса влияния вестернизированных, особенно американских культурно-цивилизационных

    5
    принципов на традиционные русские национальные ценности становится
    особенно актуальным в связи с противоречием, вызванным сложностью
    глобализаторских процессов, в авангарде которых стоят информационные
    технологии, имеющие массовый характер и агрессивную направленность.
    Чрезвычайно важна при рассмотрении всех названных исторических и
    актуальных проблем защиты традиционных российских национальных
    ценностей в условиях глобализационного влияния на них СМИ, позиция
    Русской Православной Церкви, особенно полно выраженная в
    ;4t постановлениях юбилейного Всемирного русского народного собора (апрель

    2006), посвященных этим вопросам.

    Все эти проблемы ныне актуализируются в связи с резким обострением межнациональных и межконфессиональных отношений в нашей стране и во всем мире.

    Степень научной разработанности проблемы. Источником
    понимания христианских ценностей служит Библия и труды отцов Церкви:
    N святого Августина Блаженного, святого Василия Великого, Иоанна

    Златоуста, Иоанна Дамаскина, Григория Нисского, Григория Паламы,
    Иоанна Лествичника и др 1 . В отечественном богословии тема специфики
    традиционной православной культуры глубоко рассмотрена в произведениях
    свщ. Тихона Задонского, Филарета (Дроздова), Игнатия Брянчанинова; свщ.
    СП. Булгакова, Павла Флоренского и др 2 . Проблема взаимодействия
    Западной (католическо-протестантской) и Восточной (православной) культур
    как общемирового процесса разрабатывалась в западной философии и
    7 социологии, особенно в трудах И.П. Гердера, Г.В.Ф. Гегеля, П. Сорокина, М.

    1 Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М, 1996. - 658 с; Библейская
    энциклопедия. Сергиев Посад. 1990. - 312 с.

    2 Тихон Задонский. Сокровище духовное. /Тихон Задонский, свщ. - СПб., 1884. - 212 с; Филарет
    (Дроздов). Система богословия. / Филарет (Дроздов). - СПб., 1976. - 388 с; Брянчанинов, Игнатий. О
    восточных и западных писателях. О прелести и молитве. / Игнатий Брянчанинов. - Сергиев Посад, 1914. -
    259 с; Булгаков, СП. Свет нсвечерний. / СП. Булгаков. - М: Республика, 1994.-415 с; Флоренский,
    Павел. Столп и утверждение истины. / Павел Флоренский. - М.: Лепта, 1990.- 814 с.

    6 Вебера, О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби, В. Шубарта, и др 1 . Вопросы о сущности западной и восточной культур, роли в них католической и православной ветвей христианства в России обострились особенно с середины XIX века с известной дискуссии «западников» и «славянофилов». Первые были представлены такими философами, историками и писателями как П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин и др 2 ; которые выдвигали идеи отсталости России от католического Запада, необходимости идти путем развития последнего. Идеи

    ф вторых, главным тезисом которых было утверждение самобытности и

    православных корней культуры России, были воплощены в произведениях И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, И.С. Аксакова и др 3 . Оригинальные идеи о национальной самобытности культур во второй половине XIX в. были выдвинуты Н.Я. Данилевским и К.Н. Леонтьевым 4 . Большое воздействие на теоретическое осмысление места России на европейско-азиатском континенте оказала концепция представителей так называемого «Евразийства», выдвинутая в 20-30 гг. XX века и не потерявшая

    J* значение до сих пор, - В.И. Вернадского, Н.С. Трубецкого, Л.П. Карсавина,

    П.Н. Савицкого, других представителей русского зарубежья 5 .

    В советскую эпоху проблема традиционной национальной культуры и ее связи с мировым цивилизационным процессом

    1 Гердср, Н.Г. Идеи к философии истории человечества. /Н.Г. Гердер. - М.: Наука, 1977. - 703 с; Гегель,
    Г.В.Ф. Философия религии. Т. 1-2, / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1975; Вебер, М. Протестантская этика и дух
    капитализма. / М.Всбер.// Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с; Сорокин, П. Социальная
    и культурная динамика. / П. Сорокин. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. - 1054 с; Шубарт, В. Европа и душа
    Востока. / В. Шубарт. - М, 1997. - 380 с; Шпенглер, О. Закат Европы. В 2-х т. / О. Шпенглер. - М: Мысль,

    и"4^ 2003; Тойнби, А. Дж. Постижение истории. / А.Дж. Тойнби. - М.: Айрис-пресс, 2002.- 640 с.

    2 Чаадаев, П.Я. Философические письма к даме. / П.Я. Чаадаев. - М.: Захаров, 2000. 157 с; Герцен, А.И. О
    развитии революционных идей в России. / А.И. Герцен. // Собрание сочинений. - М.: Изд-во Академии наук
    СССР, 1956. 467 с; Белинский, В.Г. Руководство к познанию новой истории. /В.Г. Белинский. // Полное
    собрание сочинение. Т.7. -М.: Академия наук СССР, 1955. - 654 с; Грановский, Т.И. Лекции по истории
    средневековья. / Т.И. Грановский. - М.: Наука, 1956. 427 с; Чичерин, Б.И. Собственность и государство.
    4.2. / Б.И. Чичерин. - М., 1883. - 358 с.

    3 Киреевский, И.В. Критика и эстетика. / И.В. Киреевский. - М.: Искусство, 1979. - 439 с; Хомяков, А.С
    Сочинения в 2-х т. / А.С. Хомяков. - М., 1994; Аксаков, И.С. Литературная критика. / Аксаков К.С., Аксаков
    И.С. - М.: Современник, 1982. - 383 с. и др.

    4 Данилевский, Н.Я. Россия и Европа. / Н.Я. Данилевский. - М.: Книга, 1990. - 574 с; Леонтьев, К.Н.
    Византизм и славянство. / К.Н. Леонтьев. // Избранное. - М.: Рарогъ, Московский рабочий, 1993. - 399 с.

    5 Сб. Евразийство. Опыт систематического изложения. // Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы
    "г* России. М.: Русская книга, 1992. - 427 с.

    рассматривалась прежде всего историками искусства, литераторами, позже семиотиками, среди которых выдающее значение имели работы С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, М.В. Алпатова, В.Н. Лазарева, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана и др 1 . В официальных же теориях превалировали взгляды, воплощенные в работах В.И. Ленина, А.В. Луначарского и др 2 . о «двух культурах» в каждой национальной культуре, о враждебности культуре религиозных и западных буржуазных ценностей.

    Подлинный прорыв в понимании истоков как западной, так и особенно русской традиционных культур, связанных с христианскими ценностями, произошел с середины 80-х гг. и особенно с провозглашением суверенитета России, прав человека и свободы совести, возвращения в страну произведений «изгнанников» - русских философов, историков, писателей, богословов - Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, А.В. Карташова, Н.О. и В.Н Лосских, Г.П. Федотова, С.Л. Франка и др 3 .

    Особое значение имели опубликованные впервые после революции 1917г. работы ряда теоретиков культуры и богословов об истории христианства, смыслах православных ценностей, месте Церкви в истории культуры - Александра Меня, Иоанна Мейендорфа, Владислава Свешникова, Александра Семенова-Тяньшанского, Владимира Зелинского, Иоанна Экономцева, Александра Шмемана, Андрея Кураєва и др 4 .

    1 Алпатов, М.В. Этюды истории русского искусства. В 2 т. / М.В. Алпатов. - М., 1967; Лазарев, В.Н. Русская
    иконопись от истоков до начала XVI в. / В.Н. Лазарев. - М.: Искусство, 1983. - 150 с; Лихачев, Д.С. Поэтика
    древнерусской литературы. / Д.С. Лихачев. - М.: Наука, 1974. 357 с; Лотман, Ю.М. Семиотика культуры и
    понятие текста. / Ю.М. Лотман. - М.: Искусство, 1976. - 214 с.

    2 Ленин, В.И. О литературе и искусстве. / В.И. Ленин. - М., 1979; Луначарский, А.В. Соч. в 8 т. Эстетика и
    художественная литература. / А.В. Луначарский. - М. 1987; Лотман, Ю.М. Культура и взрыв. / Ю.М.
    Лотман. - М., 1992.

    3 Бердяев, Н.А. Философия свободного духа. / Н.А. Бердяев. - М.: Художественная литература, 1994. - 827
    с; Ильин, И.А. О грядущей России: Избр. статьи. / И.А. Ильин. - М.: Воениздат, 1993. 368 с; Ильин, И.А.
    Аксиомы религиозного опыта. / И.А. Ильин. - М.: Рарогь, 1993. - 448 с; Карсавин, Л.П. Святые отцы и
    учители Церкви. / Л.П. Карсавин. -М., 1994. 589 с; Карташов, А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т.1-
    2 / А.В. Карташов. - М.: TEPPA, 1997..; Лосскнй, В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви.
    Догматическое богословие. / В.Н. Лосский. - М.: Центр «СЭН», 1991. 268 с; Лосский, Н.О. Условия
    абсолютного добра. / В.Н. Лосский. - Харьков: Фолио; М.: ACT, 1990. - 864 с; Федотов, Г.П. Новый Град:
    Сб. статей./ Г.П. Федотов. -New-York, 1952. - 328 с; Франк, С.Л. Духовные основы общества./ С.Л.
    Франк. - М.: Республика, 1992. - 511 с.

    4 Мень, Александр. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. Кн. 1-2 / Александр Мснь, прот.. -
    М.: СП «Слово», 1991; Мейендорф, Иоанн. Введение в святотеческое богословие. / Иоанн Мейсндорф,

    8 Богословскую, правовую и социально-нравственную основу понимания истории и современных взаимоотношений Западной и Восточной ветвей христианства составили постановления архирейских соборов Русской Православной Церкви. Особенное значение в этом имеют определение юбилейного Всемирного русского народного собора и принятые на нем документы (апрель 2006).

    Взаимовлияние культур в современном мире вообще, попытки вестернизации и американизации традиционных национальных ценностей России происходит в условиях все убыстряющихся процессов глобализации, анализу которых посвящена большая литература, в том числе работ Т.Г. Богатыревой, В. И. Толстых, И.В. Наместииковой, М. Лернера, В.О. Шевченко, Ф. Н. Уткина, М.А. Чешкова, Ю.В. Яковца и др 1 .

    Эти процессы осуществляются ныне с помощью средств массовой информации, особенно телевидения и современных электронно-компьютерных технологий (Интернета и др.). Различные аспекты их функционирования проанализированы в исследованиях Г.Ф. Абдеева, Г.П. Бакулева, В.М. Березина; К.С. Гаджиева, В.В. Егорова, И. Заурского, Л.М. Земляновой, Г.А. Лисичкина и Л.А. Шелепина, В.И. Михалковича, Б.М. Сапунова и Н.К. Приваловой и др.

    прот. - Вильнюс, 1992. - 412 с; Свешников, Владислав. Очерк христианской этики. / Владислав Свешников. - М: Лествица, 1999. - 268 с; Кураев, Андрей. Неамериканский миссионер. / Андрей Кураев, дьякон. -Саратов, 2004.-314 с; Семенов-Тяньшанский, Алсксандр.Православный катехизис. / Александр Семенов-Тяньшанский, прот. - М.: Московская патриархия, 1990. - 128 с; Зелинский, Владимир. Вызов и зов. / Владимир Зелинский, свщ.// Православное учение о человеке. Москва-Клин, 2004. -453 с; Экономцсв, Иоанн. Православие. Византия. Россия./ Иоанн Экономцсв, пером. - М.: Христианская литература, 1992. -223 с; Шмеман, Александр. Исторический путь Православия. / Александр Шмеман, прот. -М.: Православный паломник, 1994. - 368 с.

    1 Богатырева, Т.Г. Глобализация и императивы культурной политики современной России. / Т.Г.
    Богатырева. - М., 2002. - 436 с; Толстых, В.И. Цивилизация и модернизация в контексте глобализации. /
    В.И. Толстых. // Философия. Наука. Цивилизация.- М.: Эдиториал УРСС, 1999. - С.216-264; Наместникова,
    И.В. Межкультурная коммуникация в условиях глобализации: проблемы и противоречия. / И.В.
    Наместникова. - М., 2002. - 352 с; Лернер, М. Развитие цивилизации в Америке. Т.2. / М. Лсрнер. - М.:
    Радуга, 1992. - 527 с; Шевченко, В.А. Процессы глобализации в современном мире и России./ В.А.
    Шевченко. // Ценности и глобализация мира.- М., 2002. - 283-361 с; Уткин, A.M. Глобализация: процесс и
    осмысление. / А.М. Уткин. - М.: Логос, 2000. - 250 с; Чешков, М.А. Глобалистика. Предмет, проблемы,
    перспективы. /М.А. Чешков. //Общественные науки и современность. 1998, № 2. - С. 12-54; Яковсц, Ю.В.
    Глобализация и взаимодействие цивилизаций. / Ю.В. Яковец. - М.: Экономика, 2001. - 342 с. и др.

    2 Абдеев, Г.Ф. Философия информационной цивилизации. / Г.Ф. Абдеев. - М.: Владос, 1994. - 335 с;
    Бакулев, Г.П. Основные концепции массовой коммуникации./ Г.П. Бакулев. - М.: Логос, 2002. 418 с;
    Березин, В.М. Массовая коммуникация. Сущность, каналы, действия. / В.М. Березин. - М.: Логос, 2003. -
    384 с; Гаджиев, К.С. Политическая наука. / КС. Гаджиев. - М.: Международные отношения, 1996. - 397 с;

    Средства массовой коммуникации способствовали формированию такого явления как массовая культура, аспектом которой является американизированная культура. Научному объяснению данного феномена посвящены работы В. Беньямина, Г. Маркузе, А.В. Кукаркина, В.П.Шестакова, Г.К. Ашина, А.П. Мидлера и Н.И. Иванова, П.С. Гуревича, А.Я. Флиераи др 1 .

    При решении поставленной в диссертации задачи были

    использованы работы культурологов, психологов и социологов Г.Г.

    іщ Почепцова, О.Карпухина, Э. Макаревича, С. Кара-Мурзы, В.А. Лисичкина,

    Л.А. Шелепина, Г. Лебона, С. Московичи, Б.М. Сапунова, Л.Н. Федотовой, Р.

    Харриса, Ю. Хабермаса и др 2 .

    При анализе трансформации традиционных российских ценностей под воздействием вестернизации СМИ в пространстве культуры Калининградского региона использованы работы Г.М. Федорова, И.Н.

    Щ

    Егоров, В.В. Телевидение. Страницы истории. / В.В. Егоров. - М., 2004. - 288 с; Засурский, И. Масс-медиа третьей республики. / И. Засурский. - М: Логос, 1999. -408 с; Зсмлянова, Л.М. Современная американская коммуникавистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. / Л.М. Зсмлянова. - М.: Изд-то МГУ. 1995. - 270 е.; Лисичкин, В.А.,. Третья информационно-психологическая война. / В.А. Лисичкин, Л.А. Шелепин. - М.: Институт социально-политических исследований АСН, 2000. - 304 с; Сапунов, Б.М. Этика православия и телевизионный экран./ Б.М. Сапунов, Н.К. Привалова. - Воронеж, 2004. - 34 с.

    1 Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. / В. Бсньямин. //
    Киноведческие записки. 1988, № 2. С. 18-42; Leavis, F. Mass Civilization and Minority Cultur. I F/Leavis. - L.,
    1930. - 318 с; Маркузе, Г. Одномерный человек. I Г. Маркузе. - М., 1994. - 330 е.; Кукаркин, А.В. По ту
    сторону расцвета. / Кукаркин. - М., 1981; Кукаркин, А.В. Буржуазная массовая культура. / А.В. Кукаркин. -
    М.: Политиздат, 1985. 397 с; Шестаков, B.C. США: Кризис духовной жизни. / B.C. Шсстаков. - М.:
    Политиздат, 1982. - 233 с; Шестаков, B.C. Мифология XX века./ B.C. Шестаков. - М.: Искусство, 1988. -
    222 с; Ашин, Г.К,Эволюция «массовой культуры» и культурное развитие масс. / Г.К. Ашин, А.П. Мидлср,
    Н.И. Иванова. // Проблемы теории культуры: сб.науч.тр. - М., 1977. - С.29-54; Гуревич, П.С. Массовая
    культура как феномен. / П.С. Гуревич. // Философия культуры. М.: Аспект Пресс, 1994. - С.277-290; Флиер,

    % А.Я. Социальные основы массовой культуры. / А.Я. Флиер. // Культурология для культурологов. М.:

    Академический проект, 2002. - С. 370-391.

    2 Tarde, G. On Communication and Social Influence. I G. Tarde. - Chicago, 1969. - 426 c; Ross, E. Social Control.
    A Ssurvey of the Foundations Order. /E. Ross. - Cleveland-London, 1969. - 235 c; Park, R. On Social Control and
    Social Behavior. I R. Park. - Chicago, 1969. - 531 c; Head, S. World Broadeasting Sistems. A Comparativi Analisis
    Belmont. I S. Head. -California, 1986. - 2258 с; Юнг, К.Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее./
    К.Г. Юнг. - М.: Мартис, 1995. - 320 с; Шиллер, Г. Манипуляторы сознанием. / Г. Шиллер. - М.: Мысль,
    1980. - 382 с; Кандыба, В.М. Тайны психотронного оружия. / В.М. Кандыба. - СПб.: ИД «Невский
    проспект», 1998. 413 с; Землянова, Л. Современная американская коммуникавистика. /Л. Зсмлянова. - М.:
    Изд-во МГУ, 1995. - 270 с; Сапунов, Б.М. Культурология телевидения. / Б.М. Сапунов. - М.: Айыына, 2001.
    - 300 с; Самохвалова, В.И. «Массовый человек» - реальность современного информационного общества. /
    В.И. Самохвалова. // Материалы научной конференции. Проблема человека: мультидисциплинарный

    Подход. М., 1998. - С.23-31; Федотова, Л.Н. Социология массовой коммуникации. / Л.Н. Федотова. - СПб.:

    ** Питер, 2003.-396 с.

    10 Симаевой, Г.В. Кретинина, А.В Чабановой 1 . Отдельными вопросами культурной политики занимаются Н.В. Живенок, И.О. Дементьев, Сыроватко Л.В. и др. Однако осмысление ситуации в Калининградском регионе с культурологической точки зрения практически не имеет прецедентов, хотя учеными ведутся споры о направлениях развития культуры области 3 . Поиск путей этого развития находится преимущественно в теоретическом ракурсе, ценностный же аспект не разработан.

    Целью настоящей работы является рассмотрение процессов трансформации ценностей отечественной традиционной культуры под влиянием вестернизации и американизации средств массовой коммуникации, особенно телевидения; показ специфической угрозы этих процессов для западного анклава России Калининградской области. Реализация этой цели предполагает решить следующие задачи:

    Рассмотреть исторические и теоретические основы понимания
    взаимовлияния различных культур в процессе их взаимодействия;

    Проанализировать семиотико-герменевтические основы, так
    называемого «ложного понимания» чужих культур в процессе их
    трансляции;

    проанализировать ценностные системы западной («рождественской») католико-протестантской культуры и ее влияние на современный мир;

    1 Федоров, Г.М. Социально-демографический кризис и его следствия для калининградского социума. / Г.М.
    Федоров, И.Н. Симаева. // Калининградский социум в европейском контексте. Калининград: КГУ, 2002. -
    С. 122-142; Кретинин, Г.В. Проблема идентичности калининградцев. / Г.В. Кретинин. // Калининградский
    социум в европейском контексте. Калининград: КГУ, 2002. - С.50-93; Чабанова, А.В.
    Дифференцированность калининградского социума. / А.В. Чабанова. // Калининградский социум в
    европейском измерении. Калининград: КГУ, 2002. - 94-122.

    2 Культурная политика в Калининградской области. Калининград: Центр «Молодежь за свободу слова»,
    2001. - 104 с; Живенок, Н.В. Социальная интеграция молодежи в современное общество. / Н. В. Живенок. //
    Экономические науки и предпринимательство, 2001. №1. - С.107-112.

    3 Шахов, В.А. Кто мы? Русские Принсманья или российские балты. / В.А. Шахов. - Калининград: Янтарный
    сказ, 2002. - 133 с; Шахов, В.А. Русское Принеманье: стратегия сохранения и развития культуры. / В.А.
    Шахов. // На перекрестке культур: русские в Балтийском регионе.Часть 2. - Калининград: КГУ, 2004.
    С.216-225.

    11 показать актуальное значение традиционных российских ценностей православия («пасхальной культуры») для совершенствования духовной жизни народа и опасность их вестернизации;

    Показать происходящую в процессе глобализации вестернизацию
    российских средств массовой коммуникации, особенно телевидения;

    Раскрыть основные направления трансляции СМК западно
    европейских и особенно американских произведений экранной индустрии и
    их влияния на трансформацию традиционных отечественных ценностей;

    охарактеризовать ценностную ситуацию в анклавной социокультурной среде, определить степень проникновения ценностей вестернизированнои культуры и выявить прогностический аспект их влияния на духовную и социальную жизнь анклава.

    Объект исследования: национальные ценности традиционной русской культуры и их место в современной духовной жизни общества.

    Предмет исследования: вестернизированные и

    американизированные телепрограммы и их влияние на социокультурную реальность страны и ее западного анклава - Калининградской области.

    Методологическая база. Методологической базой исследования является компаративистский, историко-логический методы. Для выявления ценностных составляющих культур предпринят диахронический, а также семиотический подход. Используются элементы структурного анализа и системного метода к исследованию социокультурных текстов. Для решения поставленной проблемы были использованы эмпирические методы социальных исследований, включение наблюдения, статистических обобщений.

    Научная новизна исследования состоит в обосновании влияния средств массовой информации в процессе глобализации на трансформацию (вестернизацию и американизацию) традиционных национальных ценностей культуры страны.

    12 Новым является применение лингвистического семиотико-

    герменевтического анализа взаимовлиянии культур, причин «ложного понимания», и истолкование смыслов ценностных оснований в «чужой» культуре.

    Элементом новизны обладает обоснование происхождения
    нравственных ценностей современной вестернизированной

    и американизированной культуры, восходящих к католическо-
    протестантской ветви христианства, истокам так называемой
    «рождественской культуры» 1 .

    Во многом по-новому в работе вскрываются духовно-нравственные корни православной, «пасхальной» культуры, являющиеся традиционным источником и смысловым содержанием современных ценностных ориентиров народа, включающего в свой состав всех принявших христианство этносов России и не противопоставляющих себя представителям других конфессий.

    Впервые рассмотрены процессы вестернизации и американизации

    | отечественных СМИ, особенно телевидения, проанализированы материалы

    передач, в которых вольно или невольно насаждаются ценности, чуждые

    сознанию русских людей, трансформирующие основы традиционной

    национальной культуры.

    Впервые социокультурная ситуация анклавного региона Российской Федерации представлена как репрезентативная модель взаимодействия ценностей западной и русской культуры и проанализированы угрозы последней со стороны продолжающейся под воздействием глобализации и американизации центральных и региональных СМИ.

    Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его выводов при формировании культурных

    Термины «рождественская» и «пасхальная» культура введен B.C. Непомнящим в работе «Феномен Пушкина и исторический жребий России». // Московский пушкинист. М., 1996. - С. 17.

    13 концепций и программ. Осознание глубинных причин трансформации медиасредствами основ русской культуры создает условия для их сохранения в рамках мировой плюралистической культурной системы.

    Открывается возможность использования отдельных результатов исследования для формирования концепций телевидения, содержательного наполнения в соответствии со спецификой русской культуры, придания оригинального своеобразного облика российскому телевидению, повышения его социокультурной значимости, формирующего и воспитывающего значения для общества. Особое значение это приобретает для развития информационной политики в приграничных регионах и анклавах, подобных Калининградскому, где влияние вестернизированной, в том числе американизированной, культуры особенно велико.

    Конкретные положения и выводы, изложенные в работе, могут быть использованы при подготовке учебных программ по истории культуры России, сравнительной культурологи и по культурной политике государства и отдельных регионов страны.

    Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры гуманитарных наук Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма и была рекомендована к защите. Основные положения и выводы исследования отражены в авторских публикациях и докладах на научно-практических конференциях.

    Апробация работы.

    Статьи, доклады на конференциях: международная конференция «На перекрестке культур: русские в Балтийском регионе», Калининград-Светлогорск - апрель 2003; конференции АПРИКТ «Региональная культурная политика в XXI в», Москва - июнь 2002, «Науки о культуре и искусстве: обсуждаем актуальные проблемы», Москва - июнь 2003, «Атуальные проблемы наук о культуре и искусстве», Москва - май 2004.

    Проблема адекватного и «ложного» понимания как семиотико-культурный феномен

    Расширение технических возможностей современной цивилизации создает новые условия межкультурного общения, интенсивность и частота которого возрастает год от года. Вместе с тем, информационный взрыв с его тенденцией к глобализации не мог не столкнуться с гуманитарной проблемой адекватности понимания смысла информации, транслируемой с языка одной культуры на язык другой. Информация в этом случае - не голый факт, существующий сам по себе, вне человеческой системы восприятия и понимания, такой факт был бы лишен смысла, но нечто осознаваемое, центр реконструкции, притягивающий к себе оценки, идеи, отношения, являющиеся вместо всего того, что составляет дух и тело культурно-психологического поля, в рамках которого существует и развивается любая национальная культура. Одно и то же явление в разных культурах может иметь совершенно разное восприятие. Таким образом, ценностный аспект, присущий каждому знаку коммуникации, есть один из важнейших критериев проверки адекватности восприятия. При диалоге культур возможно «ложное понимание». Причем ложность эта заключена именно в оценочном пласте, можно сказать эмоциональном пласте, природа которого задается особенностями культурно-исторического развития той или иной этнической системы. В этой глубинной природе скрыты системообразующие принципы построения культур, принципы, получающие теоретическое оформление на высшем этапе своего бытования, но корни их определены особенностями историко-культурной почвы формирования народа. Именно поэтому одно и то же явление в рамках языка различных культур имеет различную интерпретацию, и не столько теоретическую, сколько эмоционально-оценочную, так сказать повседневную, практическую. Чтобы понять, почему так происходит, почему возможно «ложное понимание» даже в общении исторически близких культур, необходимо обратиться к истокам, изучению глубинных пластов, эту культуру задающих.

    Важность проблемы определена еще и тем, что понимание другого совсем необязательно относится к сфере межкультурных коммуникаций, но может стать внутрикультурным фактором, провоцирующим внутренние процессы, в ходе собственного перевода даже и не предполагавшегося. То есть проблема понимания другого - это, по существу, внутренняя проблема, отражающая динамику, а иногда и трагизм жизни той или иной национальной культуры, в особенности в переходные периоды истории. К числу таких внутренних проблем «поиска себя в будущем» относится, например, и трансляция новых идей, теорий и т.д. на местную почву определенной локальной культуры. Так была рождена так называемая «Западная», или «американизированная» культура, по большому счету ни к Западу, ни к Америке отношения не имеющая, но, тем не менее, создавшая целую полярную мифологию от «агентов влияния», работающих на уничтожение русской культуры, до восторженного этой культуры принятия. Необходимо оговориться, что к настоящему Западу это отношения не имеет, но относится к сугубо внутренним процессам, получившим, так сказать, знаковое, символическое значение. Символ Запада в русской культуре вообще и всего того, что с этим символом связано, является одним из важнейших элементов мироощущения определенных пластов Российской культуры периода изменений. Природа и принципы «ложного понимания» становятся особенно очевидны в ходе культурно-исторического анализа исторической почвы, эти культуры произведшей.

    Одной из важнейших характеристик современного периода как слома эпох, когда Российская цивилизация мучительно ищет «свое будущее», является «выбор ценностей». Это есть, по существу - рождение «нового человека», которому принадлежит историческое будущее. Своеобразие точки выбора, точки «культурного взрыва» в том, что здесь исключительно велик человеческий фактор, благодаря которому культурная потенция получает свое реальное историческое воплощение. Вкусы, пристрастия, слабые и сильные стороны человека, все это определяет направление исторического движения, причем все другие варианты развития автоматически исключаются. В этом случае все сферы национальной жизни, культура, социальная активность предопределяют дальнейшее развитие цивилизации. В современных условиях перелома, когда идет сложный поиск будущего, различные тенденции внутренней жизни, обладающие своей «идеологией», находятся в состоянии борения и становления. Приходится констатировать, что неидеологизированное бытие и есть абсурд, так как даже констатация отсутствия идеологии уже есть определенная идеология. Исторический процесс в этом случае есть фраза, каждый элемент которой представляет собой знак, выражающий весьма широкую историческую реальность. Знак конкретнее, но уже выражаемой исторической реальности и поэтому далеко не всегда знак адекватно переводит всю полноту исторической данности. Таким образом, понимание идеи есть одна из важнейших сторон познания.

    Ценностные системы западной («рождественской») и восточно-европейской («пасхальной») традиционной культур и их влияние на современный мир

    Где же источник неадекватности понимания культурами друг друга? В чем же причины трансформации западно-христианского ценностно-смыслового ядра, которые обусловили возникновение такого феномена как «американизированная культура»? В данном случае речь идет об одном из важнейших понятий культурологического словаря. Поэтому целесообразно рассмотреть истоки типологического различения двух христианских культур: западного и восточного христианства, чтобы определить дифференцирующие признаки этих культур. Прослеживая особенности различения христианских культур, необходимо исследовать «адекватность понимания» различных культурно обусловленных концептов, семантическое поле которых трактуется в культурах, восходящих к восточному и западному христианству, соответственно по-разному. В настоящее время нет сомнений, что при наличии общего названия христианства, само оно, поделенное на конфессии, практически неоднородно, и имеет весьма не идентичные друг другу культурообразующие ценностные составляющие.

    До недавнего времени терминов - «рождественская» и «пасхальная» культуры, - обобщающих одни христианские культуры (католическую и протестантские) на одном полюсе, и, противопоставленную им, православную культуру, на другом, не существовало. Даже понятие «христианская культура» мыслилось как что-то целостное, не дробящееся, в лингвистическом отношении - не имеющее множественного числа. Хотя со времен вселенских соборов велись богословские споры, касающиеся догматических расхождений, позже стали сравнивать уже и сами культуры христианских стран Запада и Востока. А на рубеже XIX - XX вв. немецкий ученый М.Вебер обозначил духовно-религиозные факторы в качестве определяющих в создании облика культур и вывел прямую обусловленность экономической жизни отдельных стран и народов сложившимися в них религиозно-этическими нормами. Как рассматривалось выше, он подробно исследовал отличие протестантской от католической экономической культуры, которые в данной работе относятся к единой западно-христианской культуре. Данное отождествление в этом случае обусловлено самой природой этих понятий, как взаимосвязанных друг с другом, и по нашей классификации, опирающихся на сходное понимание миссии Богочеловека в его земном воплощении.

    А.Дж. Тойнби в работе «Постижение истории» выступил против распространения в научном мире концепции «единства цивилизации», считая, что данное заблуждение обусловлено распространением западной экономической системы по всему миру. Он обратил внимание на то, что «за экономической унификацией, которая зиждется на западном основании, последовала и политическая унификация, имеющая то же основание и зашедшая почти столь же далеко»1. В его концепции локальных цивилизаций выделены несколько цивилизаций, имеющих христианские корни. Причем западная христианская, или постхристианская, цивилизация выступает у него в неком единстве, а православная цивилизация дробится на две: православную христианскую (основную - византийскую) и православную христианскую (в России). Признавая преемственность византийского и русского православия А.Дж. Тойнби отмечает, что «православное христианство в эпоху, именуемую средними веками, представляло собой явление, в высшей степени непохожее на средневековое западное христианство»1

    На сегодняшний момент ближе всего подошел к пониманию качественных различий между западноевропейским и православным христианством В. Непомнящий2, который наиболее точно выделил основания, являющиеся причиной такого устойчивого консерватизма, присущего православию, и, склонного к изменению, податливого на перемены, происходящие в этом мире, христианского мира вне православия. Основное разделение в христианстве произошло в результате различного толкования основного смысла земного воплощения Христа. В связи с различием в этом толковании образовались две культуры и две системы ценностей, имеющих одно исторически обусловленное происхождение, но в процессе своего развития, кардинально разошедшиеся в своих ценностных ориентациях. B.C. Непомнящий акцентирует внимание на различиях в отношении к христианским праздникам Рождества и Пасхи у восточного и западного христианства.

    class2 Вестернизация и американизация медиасредств и их влияние на

    трансформацию традиционных национальных ценностей class2

    Телевидение как средство трансформации ценностей культуры

    В данной главе, телевидение рассматривается в качестве возможности «американизирующей культуры», то есть, определенной силы, транспонирующей ценности вестернизированной, американизированной культуры и трансформирующей ценностное сознание представителей локальной русской культуры. В настоящем параграфе стоит задача раскрыть способ проявления «американизирующей культуры» на телевидении и проанализировать передачи российского телевидения, выявляя присутствия в них «пасхальных» и «рождественских» ценностей. При этом учитываются особенности процесса «адекватности понимания» используемой терминологии представителями русской культуры, как реципиентов, подвергаемых воздействию «американизирующей культуры».

    При выявлении характеристик американизации современного телевидения следует обратить внимание на исторический аспект вестернизации духовной жизни русского общества в целом. В русской культуре можно отметить три глобальных толчка, вызова системе ценностей. Это XVIII, начало XX, рубеж XX-XXI вв.

    Для более ясного постижения этапов взаимодействия ценностных систем христианских культур целесообразно использовать концепцию развития русской культуры, предложенную И.В. Кондаковым, идейно восходящую к работам Н.А. Бердяева. Изучив процессы, обуславливающие развитие русской культуры, И.В. Кондаков пришел к выводу, что смысловая неопределенность в российской культуре конца XX века, ее реальный плюрализм, являются закономерным результатом всего предшествующего развития. В целом неоптимистический взгляд на будущее российской культуры обусловлен архитектоникой русской культуры, имеющей в своей основе пять (кумуляция, дивергенция, культурный синтез, селекция и конвергенция) социокультурных регулятивных механизмов, составляющих определенную логику ее культурно-исторического развития. Причем указывается на несовпадение этой композиции с композицией западноевропейской культуры. Первоначально в качестве регулятивного механизма в русской культуре действовал механизм кумуляции, который «являлся господствующим в древнерусской культуре почти на всем протяжении ее существования - с доисторических времен до начала XVIII в.» . Любопытно, что, данный период совпадает по времени с периодом господства целостного мировоззрения на Руси, цементирующего огромное государство, (можно отметить, что это происходило без современных средств коммуникации). Период кумулятивного развития, по-Кондакову, присущ начальным этапам истории, преимущественно, первобытным этапам большинства культур мира. Причиной сохранения данного характера развития на Руси вплоть до XVII века объясняется «глубоко укорененный традиционализм древнерусской культуры», который «не допускал смены регулятивного механизма иначе как в условиях цивилизационной катастрофы, в результате спонтанного культурного взрыва»3. Заметим, что не подвергается сомнению тот факт, что русская культура развивалась по иному алгоритму, чем западноевропейская, или какая-то иная культура мира. Русь, подобно Византии, аккумулировала свое языческое мировоззрение, преобразив, а, не отвергнув все положительное, что в нем присутствовало, насытив его христианскими смыслами.

    Преобразования в первой трети XVIII в. стали результатом начавшегося дивергентного развития, то есть первым вестернизирующим ценностным воздействием со стороны западноевропейской цивилизации.

    Раскол социокультурного целого, как свидетельствует И.В. Кондаков, привел появлению нового регулятивного механизма -дивергенции, означающего раздвоение, расщепление единого на противоположности, в то же время понимаемые как смысловые полюса противоречивого целого, и ведущего к появлению российского феномена бинарности. История русской культуры превратилась в перманентный спор, в принципе не завершаемый диалог, полифоническое сочетание несводимых друг к другу и полемически заостренных явлений. Именно с этого периода началось рельефное оформление бинарности в русской культуре.

    Трехсотлетнее дивергентное развитие, по словам И.В.Кондакова, вывело русскую культуру на грань революционного взрыва. «Причем это амбивалентное состояние, дуализм проникали в каждое отдельное явление, в каждую творческую индивидуальность, в каждый процесс: дивергенция была чревата расщеплением каждой личности и каждого смысла культуры на антиномичные друг другу нормативные и антинормативные компоненты, диаметрально противоположные оценки одних и тех же явлений, ... двоемыслие укоренялось и в массовом общественном сознании: все важные слова и понятия, нормы и ценности обретали двойное, нередко взаимоисключающее значение»1. Реакцией на это раздвоение был ознаменован Серебряный век, в который осуществилась попытка культурного синтеза. Начало XX в. - результат неудачной попытки культурного синтеза (столкновение дивергентных и кумулятивных процессов). Произошла деформация и трансформация системы ценностей с сохранением основополагающих качеств (доверие, по Лотману, развитие неправовых отношений, утверждение цивилизации дарения).

    Критики, долгое время оценивая современную массовую культуру, говорили лишь об отрицательных ее сторонах, подчеркивали низкопробность, пошлость ее продукции, создаваемой на потребу невзыскательной и неразвитой публики, ее ориентацию не на творчество, а на потребление, на формирование духовного стандарта, «оболванивание» человека, на воспитание у него невысоких потребностей в сфере искусства. К числу основных отрицательных качеств массовой культуры критики также относят ее преимущественно развлекательный характер, отмечают, что лишь немногие ее произведения затрагивают вопрос о цели и смысле жизни, ее ценностях, указывают на низкий профессиональный уровень многих ее произведений, не обладающих эстетической ценностью и формирующих массовое мировоззрение с некритическими убеждениями и взглядами.

    В этих утверждениях есть определенная доля истины. Но стоит помнить и о том хорошем, что несет с собой массовая культура. Во-первых, благодаря ей достигнута всеобщая грамотность населения, культурные ценности стали доступны большому числу людей. Конечно, при этом создается довольно много низкопробной продукции, но тиражируются и бесспорные шедевры, которые могут подтолкнуть человека к более глубокому изучению этих и других произведений. Во-вторых, массовая культура играет значительную роль в современном рекреационном механизме снятия стрессов и напряжений. В-третьих, не следует противопоставлять массовую культуру высокой культуре прошлых эпох. Тогда тоже были и средняя, и низовая культуры, которые до нас не дошли, а шедевры -- это единичное явление в любую эпоху, причем их выделение -- всегда дело времени; и в современной культуре большая часть произведений отсеется, а настоящее искусство останется.

    В современных исследованиях выделяют три основных уровня массовой культуры.

    Кич-культура -- массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Если первые проявления кича получили широкое распространение лишь в прикладном искусстве, то по мере развития кич стал захватывать все виды искусства, в том числе кино и телевидение. К основным характеристикам кича относят: упрощенную подачу проблематики; опору на стереотипные образы, идеи, сюжеты; ориентацию на обывателя, жизнь которого протекает скучно и однообразно. Кич не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише, не вызывает духовных исканий, психологического дискомфорта. В настоящее время в индустриально развитых странах преобладает именно кич-культура.

    Мид-культура - массовая культура, обладающая некоторыми чертами традиционной культуры, но в то же время включающая в себя черты массовой культуры. По отношению к кичу эта форма массовой культуры считается более высокой. Можно сказать, что она задает тон, на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом.

    Арт-культура -- массовая культура, не лишенная определенного художественного содержания и эстетического выражения. Это наиболее высокий уровень массовой культуры, рассчитанный на самый образованный и требовательный сегмент аудитории. Главной ее задачей является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.

    В последнее время массовая культура все более ориентируется на мид-культуру -- культуру среднего уровня, в рамках которой экранизируются классические литературные произведения, вводится мода на образцы подлинно художественного творчества, популярную науку, классическую музыку. Поэтому общий уровень современной массовой культуры возрастает. Такой вывод можно сделать, если сравнить произведения, которые были созданы в начале XX в. и в его конце. Можно также заметить тенденцию к эти-зации этой культуры, что ведет к некоторому подъему ее морального уровня.

    Среди основных направлений массовой культуры нашего времени выделяют:

    индустрию детства -- производство товаров и игрушек для детей, детские клубы и лагеря, коллективное воспитание детей;

    массовую общеобразовательную школу, которая приобщает детей к основам научных знаний, формирует картину мира, основанную на ценностных ориентациях данного общества, а также одинаковые стереотипы;

    средства массовой информации, сообщающие широким слоям населения текущую информацию, дающие ее оценку, формируя общественное мнение и манипулируя сознанием людей;

    систему национальной (государственной) идеологии и пропаганды, формирующую политическую благонадежность основной массы населения;

    массовые политические движения и партии, использующиеся представителями политической и государственной элиты для достижения их целей за счет нагнетания политического, националистического или религиозного психоза;

    мировую социальную мифологию -- квазирелигиозные течения и секты, лженаучные учения, сотворение кумиров, формирование сплетен и слухов, которые дают простые объяснения всех современных проблем. Именно так появились мифы мировом заговоре тайной организации, инопланетянах и проч.;

    индустрию развлекательного досуга, в частности массовую художественную культуру (все виды литературы и искусства), развлекательные представления, профессиональный спорт как зрелище, клубы, дискотеки и т.д., что способствует психической разрядке;

    индустрию оздоровительного досуга -- курорты, спортивный туризм, массовую физкультуру, косметические фирмы и услуги;

    индустрию интеллектуального и эстетического досуга -- «культурный» туризм, художественную самодеятельность, коллекционирование, кружки и общества по интересам, научно-просветительские учреждения, что продолжает сохранившуюся с XVII! в. просветительскую тенденцию;

    игровые комплексы, развивающие быстроту реакции, приучая человека к современному темпу и ритму жизни;

    словари, справочники, энциклопедии, электронные банки информации, библиотеки, рассчитанные на массового потребителя и популяризирующие современные знания.

    Таким образом, массовая культура представляет собой новую, более развитую форму культурной компетентности современного человека, новые механизмы инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования его сознанием, интересами и потребностями. Это -- способ существования современной культуры. В таком качестве она пересекается с популярной культурой.

    Термином «массовая культура» охватываются различные культурные продукты, а также система их распространения и создания. Прежде всего это произведения литературы, музыки, изобразительного искусства, кино- и видеофильмы (беллетристика, комиксы, поп-музыка, триллеры, блокбате-ры, плакаты и т. п.). Кроме того, сюда относятся образцы повседневного поведения, внешнего вида. Данные продукты и образцы приходят в каждый дом благодаря средствам массовой информации, через рекламу, институт моды.

    Рассмотрим основные особенности и ценности массовой культуры.

    Общедоступность. Доступность и узнаваемость стали одной из основных причин успеха массовой культуры. Говорят даже о ее примитивности. Но облегченность этих произведений во многом была обусловлена объективными условиями, вызвавшими к жизни массовую культуру. Трудность приспособления к непривычной городской среде, монотонная, изнуряющая работа на промышленном предприятии усиливали потребность в интенсивном отдыхе, быстром восстановлении психологического равновесия, энергии после трудового дня. Для этого человек искал на книжных прилавках, в кинозалах, в средствах массовой информации прежде всего легкие для восприятия, развлекательные представления, фильмы, публикации.

    Простоту произведений массовой культуры нельзя однозначно связывать с их низким уровнем. Понятие «массовая культура» не равнозначно понятию «плохая культура». В рамках массовой культуры работали выдающиеся деятели искусства: актеры Чарли Чаплин, Любовь Орлова, Николай Черкасов, Игорь Ильинский, Жан Габен, танцовщик Фред Астер, всемирно известные певцы Марио Ланца, Эдит Пи-аф, композиторы Ф. Лоу (автор мюзикла «Моя прекрасная леди»), И. Дунаевский, кинорежиссеры Г. Александров, И. Пырьев и др. Имена создателей замечательных образцов «культуры для народа» можно перечислять долго.

    Занимательность. Сказанное выше подводит нас к выводу, что эта черта присуща многим произведениям массовой культуры. Занимательность обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей: любовь, секс, семейные проблемы, приключения, насилие, ужасы. В детективах, «шпионских рассказах» события сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой. Герои произведений также просты и понятны, они не предаются долгим рассуждениям, а действуют.

    Серийность, тиражируемость. Эта черта проявляется в том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень больших количествах, рассчитанных на потребление действительно массой людей. Книги выходят подчас миллионными тиражами, «мыльную оперу» по телевидению также смотрят миллионы зрителей. Определенная серийность проявляется и в известной повторяемости сюжетных ходов, похожести героев.

    Пассивность восприятия. Эту особенность массовой культуры отмечали уже на заре ее становления. Беллетристика, комиксы, легкая музыка не требовали от читателя, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональных усилий для своего восприятия. Развитие визуальных жанров (кино, телевидение) только усилило эту черту. Читая даже облегченное литературное произведение, мы неизбежно что-то домысливаем, создаем свой образ героев. Экранное восприятие не требует от нас этого.

    Коммерческий характер. Продукт, создаваемый в рамках массовой культуры, -- это товар, предназначенный для массовой продажи. Для этого товар должен быть демократичным, т. е. подходить, нравиться большому числу людей разного пола, возраста, вероисповедания, образования. Поэтому производители подобной продукции стали ориентироваться на самые фундаментальные человеческие эмоции.

    Таким образом, произведения современной массовой культуры создаются в основном в рамках профессионального творчества: музыку пишут профессиональные композиторы, сценарии фильмов -- профессиональные литераторы, рекламу создают профессиональные дизайнеры. Рынок массовой культуры -- это в большей степени рынок покупателя, чем рынок продавца. Именно на запросы широкого круга потребителя ориентируются профессиональные создатели продукции массовой культуры. Показателями спроса выступают объемы продаж, а также различного рода рейтинги -- замеры отношения аудитории к той или иной передаче, программе. Но и продавцы на этом рынке (как на любом другом) также активны, стараются сформировать спрос на уже имеющийся у них продукт, рекламируют свой товар.