Концерт «Петя и волк» и другие музыкальные истории. Петя и волк и другие Балет петя и волк прокофьев

Удивительную музыкальную сказку для юных зрителей подготовили участники камерного оркестра. Концерт включает в себя произведения Сергея Прокофьева, написанные специально для маленьких слушателей.

Симфоническая сказка «Петя и волк» учит слушателей понимать универсальный язык музыки. В ней каждый из персонажей имеет свою музыкальную историю и озвучивается определенным инструментом. Юные ценители музыки узнают о том, как мальчик Петя отправился на прогулку, где встретил сказочных героев.

Какие опасности поджидали их и как избежать встречи с серым хищником? В звучании каких инструментов угадывается пение птиц, а какие звучат настороженно, как будто предупреждая о приближении неприятеля?

Билеты на концерт

Подарите своим детям волшебство великолепной классической музыки и купите билеты на концерт «Петя и волк и другие музыкальные истории» в нашем билетном агентстве. Для заказа билетов вы можете воспользоваться удобным современным онлайн-сервисом:

  • выберите мероприятие и дату;
  • определитесь с выбором мест в зрительном зале;
  • сделайте заказ;
  • оплатите билеты картой, банковским переводом или другим способом.

Музыка знаменитого русского композитора очаровательна, проста и понятна. Не упустите возможности побывать на этом волшебном концерте и закажите билеты уже сегодня.

Мне хочется... сказать нашим юношам и девушкам: любите и изучайте великое искусство музыки...Оно сделает вас богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые,неведомые вам прежде силы.
«Музыка еще более приблизит вас к тому идеалу совершенного человека, который является целью нашего коммунистического строительства». Эти слова выдашщегося советского композитора Дмитрия Шостаковича в полной мере можно адрессовать и нашим детям. Чем раньше человек соприкоснется с искусством, тем богаче бзудет его мир чувств, мыслей, идей.
Раньше - это значит в детстве.
Советскими композиторами создано для детей множество музыкальных произведений, в том числе симфонических сказок. Но самой яркой, образной остается симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк», вводящая детей в мир большой музыки.
Выдающися советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) – автор опер «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир», «Семен Котко», «Повесть о настоящем человеке»,балетов «Ромео и Джульетта», «Золушка», симфонических, инструментальных, фортепианных и мноыества других призведений, - в 1936 году написал симфоническую сказку для детей «Петя и волк». Мысль создать такое произведение была подсказана ему главным режиссером Центрального детского театра Наталией Сац, всю свою творческую жизнь посвятившей искусству для детей.
Прокофьев, чутко «умеющий слушать время», живо откликнулся на предложение создать произведение, цель которого – познакомить детей с инструментами, входящими в состав симфонического оркестра. Вместе с Н.И.Сац композитором была выбрана форма такого произведения: оркестр и ведущий (чтец). Инструментам и их группам композитор поручил различные «роли» этой сказки: птичка – флейта, волк – валторны, Петя – струнный квартет.
«Первое исполнение «Пети и волка» на сцене Центрального детского театра состоялось 5 мая 1936 года. «По желанию Сергея Сергеевича я была исполнительницей сказки. Мы вместе продумали, как им поочередно будут показаны все инструменты, затем дети услышат звучание каждого.
...Сергей Сергеевич присутствовал на всех репетициях,добивался, чтобы не только смысловое, но и ритмо-интонационное исполнение текста было в неразрывной творческой связи с оркестровым звучанием «,- вспоминает Наталия Ильинична Сац в своей книге «Дети приходят в театр».На пластинке эта сказка звучит в ее исполнении.
Необычная форма этого симфонического произведения (оркестр и ведущий) дает возможность знакомить детей с серьезной музыкой радостно и легко. Музыка Прокофьева, яркая, образная, окрашенная юмором легко воспринимается юными слушателями.
«Музыка про Петю, птицу и волка мне очень понравилась. Когда ее слушал,то узнал всех. Кошка была красивая, ходила, чтобы слышно не было, она была хитрая. Утка была кособокая, глупая. Когда волк ее съел, мне было жалко. Я был рад, когда в конце услышал ее голос»,- сказал маленький слушатель Володя Добужинский.
Веселую птичку, отважного Петю, ворчливого, но доброго дедушку знают и любят в Москве, Лондоне, Париже, Берлине,Нью-Йорке... во всех странах мира.
Вот уже более тридцати лет путешествует сказка про Петю и волка по планете, излучая идеи добра, радости,света, помогая детям учиться понимать и любить музыку.
Пусть сегодня эта симфоническая сказка придет в твой дом...

Сергей Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Во всё мире и взрослые и дети знают и любят симфоническую сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк». Впервые сказка была исполнена в 1936 году в концерте Московской филармонии. Однако самой удачной постановкой считается инсценировка, осуществлённая Детским музыкальным театром имени Наталии Сац. Тогда текст читала сама Наталия Сац.

В своей автобиографии Сергей Прокофьев писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку - фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов - в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».

Исполняется эта сказка так: чтец читает её небольшими отрывками, а симфонический оркестр играет музыку, которая изображает всё то, о чём рассказывается в сказке. Композитор последовательно представляет каждую группу оркестра.

Петя

Сначала звучит струнная группа, исполняющая тему главного героя сказки Пети. Бодро и задорно шагает Петя под музыку марша, как бы напевая лёгкую, озорную мелодию. Светлая, жизнерадостная тема воплощает неунывающий характер мальчика. Петю Сергей Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов - скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.

Темы Птички, Утки, Кошки и Дедушки представлены в исполнении деревянных духовых инструментов – флейта, гобоя, кларнета, фагота.

Птичка

Птичка весело чирикает: «Все вокруг спокойно». Звучит лёгкая, как бы порхающая мелодия на высоких звуках, остроумно изображая птичий щебет, порханье Птички. Её исполняет деревянный духовой инструмент – флейта.

Утка

В мелодии Утки отражены её неповоротливость, переваливающаяся с боку на бок походка и даже как будто слышно её кряканье. Мелодия становится особенно выразительной в исполнении мягко звучащего, немного «гнусавого» гобоя.

Кошка

Отрывистые звуки мелодии в низком регистре передают мягкую, вкрадчивую поступь хитрой Кошки. Мелодию исполняет деревянный духовой инструмент – кларнет. Стараясь не выдать себя, Кошка то и дело останавливается, замирая на месте. В дальнейшем композитор покажет виртуозный блеск и огромный диапазон этого замечательного инструмента в эпизоде, где перепуганная Кошка стремительно взбирается на дерево.

Дедушка

Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки. Дедушка говорит басом, неторопливо и как будто немного ворчливо – так звучит его мелодия в исполнении самого низкого деревянного духового инструмента – фагота.

Волк

Музыка Волка резко отличается от уже знакомых нам тем других персонажей. Она звучит в исполнении медного духового инструмента – валторны. Грозное завывание трёх валторн звучит «страшно». Низкий регистр, мрачные минорные краски изображают Волка опасным хищником. Его тема звучит на фоне тревожного тремоло струнных, зловещего «шипения» тарелок и «шуршания» барабана.

Охотники

Наконец-то появляются бравые охотники, идущие по следам Волка. Выстрелы охотников эффектно изображены громом литавр и барабанов. Но к месту происшествия охотники пришли с опозданием. Волк был уже пойман. Музыка будто добродушно подсмеивается над незадачливыми стрелками. «Боевому» маршу охотников аккомпанируют малый барабан, тарелки и бубен. Так мы знакомимся с тембрами инструментов ударной группы.

Сказка заканчивается торжественным шествием всех её участников. В последний раз звучат их темы. Ведущей становится тема Пети, превращённая в победный марш.

Целью этого произведения было ознакомление маленьких слушателей с инструментами симфонического оркестра. Слово чтеца (текст также принадлежал композитору) чередовалось с музыкой, которая образно, с присущим Прокофьеву юмором, изображала ситуации и характеры. Каждый персонаж был представлен тембром того или иного инструмента: Петрика изображала группа струнных, Дедушки - фагот, Птичку - флейта, Кошку - кларнет, Вовка - валторны, выстрелы охотников - литавры и барабан.

Сказка понравилась и детям, и взрослым. Самые известные дирижеры включали произведение в свой репертуар. Вслед за первой исполнительницей Натальей Сац сказку рассказывали слушателям Жерар Филип, Вера Марецкая, Элеонора Рузвельт..

Яркая театральность и выраженная танцевальность этой музыки заинтересовали и хореографов. Балет "Петрик и Волк", начиная от первой постановки в США в 1940 году, ставился на сценах театров Великобритании, Бельгии, Германии, Италии...

Сказку Прокофьева симфонический оркестр Киевского муниципального театра оперы и балета для детей и юношества выполняет уже более почти три десятилетия. Она была одним из первых произведений в его репертуаре.

А в 1999 году балетмейстер Валерий Ковтун на сцене театра осуществил первую в Украине постановку балета "Петя и Волк". И если это симфоническая сказка знакомит детей с музыкальными инструментами, цель спектакля - еще и знакомство с искусством классического танца. Именно его речь рассказывает о смелом мальчика, который с помощью Птички сумел перехитрить и проучить Вовка. Язык балета заменяет и голос чтеца. А вся эта история - веселое лицедейство, придуманное фантазией Композитора, который мгновенно превращается в Дедушку и вызывает на сцену артистов, которые становятся действующими лицами сказки.

Балет был показан на гастролях в Германии и Великобритании.

"Петя и Волк" обычно виконуться в одном спектакле с одноактный балет "Карнавал животных", также адресованным маленьким зрителям.

Мир детства, детских игр и занятий долгое время не являлся объектом интереса композиторов. Иоганн Себастьян Бах сочинял легкие клавирные пьесы для своих учеников, также как и Вольфганг Амадей Моцарт - для своих, но все это была музыка, ориентированная на «взрослый», серьезный стиль и лишь изложенная на доступном для начинающих музыкантов уровне. Только с наступлением эпохи романтизма начинают появляться сочинения, в которых звучат специфически «детские» темы – игры, прогулки, сказки. Наиболее известные сборники фортепианных пьес для детей, появившиеся в XIX веке, – «Детские сцены» Шумана и «Детский альбом» Чайковского. Позже, на рубеже XIX-XX веков, аналогичные сочинения пишут Лядов, Гедике, Гречанинов. XX век был богат на детскую музыку, развитию которой способствовали успехи детской музыкальной педагогики. Одним из авторов, в чьем творчестве детская тема нашла блестящее воплощение, стал Сергей Прокофьев.

Самое известное произведение Прокофьева для детей – симфоническая сказка «Петя и волк», написанная в 1936 г. Инициатором ее создания стала Наталия Сац, родоначальница детского музыкального театра в России: она решила познакомить маленьких зрителей своего театра с симфоническим оркестром. Прокофьев с удовольствием откликнулся на ее предложение и за четыре дня написал пьесу для оркестра и чтеца на собственный текст, назвав ее симфонической сказкой.

События этой сказки развиваются весьма быстро и драматично. Юный пионер Петя, выйдя ранним утром на прогулку, встречает двух своих друзей – Птичку и Утку. Тут же неподалеку оказывается Кошка, собирающаяся утащить кого-нибудь из птиц. Петя успевает их вовремя предупредить, и Кошка остается ни с чем. В следующем эпизоде история принимает более опасный оборот: из леса выбегает Волк. Храброму Пете снова удается спасти друзей, поймав Волка в веревочную петлю. Как настоящий пионер Петя проявляет благородство по отношению к обидчику: пришедшим за Волком охотникам он предлагает отвести зверя в зоопарк. Несмотря на то, что сюжет получился оригинальным и увлекательным, он не был самоцелью для Прокофьева: «Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом». Композитор помнил о своей задаче – показать детям окраску голосов разных инструментов, поэтому каждому герою он определил свой собственный лейт-тембр. В результате, голоса оркестровых инструментов чудесным образом оживают: флейта становится юркой маленькой птичкой, гобой – важно крякающей уткой, а фагот – ворчливым дедушкой. За некоторыми персонажами закрепляется сразу группа однородных инструментов: благородного Петю изображает струнный квартет, хищного Волка – валторновое трио.

Симфоническая сказка Прокофьева быстро приобрела популярность и даже стала основой для нескольких мультфильмов, среди которых два советских и один – студии Уолта Диснея. И сейчас «Петя и волк» остается в числе произведений-«любимцев» как взрослых, так и детей. Этому служит, во многом, уникальность замысла Прокофьева. В академической музыке есть, пожалуй, еще только одно произведение, целенаправленно знакомящее слушателя с оркестровыми тембрами – «Путеводитель по оркестру для юных слушателей» Бенджамина Бриттена.

Меньшей известностью, чем «Петя и волк», пользуется Детская сюита «Летний день» Прокофьева для камерного оркестра, хотя ее музыка так же свежа и красочна, как, впрочем, и вся музыка Прокофьева. «Детская сюита» состоит из семи номеров: «Утро», «Пятнашки», «Вальс», «Раскаяние», «Марш», «Вечер», «Ходит месяц». Уже их названия говорят о том, что Прокофьев здесь продолжает традиции Чайковского и Шумана, в циклах которых пьесы изображают день ребенка с момента пробуждения до наступления сна. Разделы сюиты разнообразны по жанру и характеру. Нежные пейзажные части обрамляют в ней жанровые номера («Пятнашки», «Вальс» и «Марш»), а в центре находится щемящая лирическая миниатюра («Раскаяние»).

«Петя и волк» и Детская сюита – произведения, предназначенные скорее для детского слуха, нежели для демонстрации исполнительских качеств. Но есть у Прокофьева и те, что как раз предназначены для исполнения детьми. В концерте прозвучат несколько из них: «Дождь и радуга» и «Прогулка» из «Детских пьес» для фортепиано и песни «Болтунья» и «Поросята» из «Трех детских песен».

В концерте примут участие Ксения Дежнева (сопрано), Юлия Мазурова (меццо-сопрано), Александр Праведников (фортепиано), Николай Мухаметов (фортепиано), Евгений Редько (чтец), Камерный оркестр Большого театра (дирижер Михаил Цинман).

Оксана Усова