Картина "золотая осень", василий дмитриевич поленов - описание. Сочинение по картине В. Д. Поленова «Золотая осень

Пришла замечательная пора золотая осень. Очень точно изобразил это время года В.Д.Поленов « В багрец и золото одетые леса » - словно глядя на эту картину, пишет А.С.Пушкин.

На переднем плане картины ещё виднеется зелёная травка. Тёмные пятна – это небольшие ёлочки.

На среднем плане картины раскрывается вся красота осенней русской природы. Когда смотришь на эти деревья, в душе – восторг и радость. Столь могучие сосны и ели стоят на левом плане картины зелеными, но на их фоне разноцветные деревья стали ещё более выразительными.

На заднем плане картины изображена не большая деревушка, а рядом с ней церковь. За забором золотых деревьев прячется ещё довольно зелёный и могучий дуб.

А какое небо! Слова Александра Пушкина так и вырываются из души: « И мглой волнистою покрыты небеса...» . Небо ещё светлое, но зимняя мгла уже где – то близко. Василий Дмитриевич Поленов известный русский живописец. Я видел его картины в Третьяковской галерее и был очень восхищён.

Золотая осень - Василий Дмитриевич Поленов. 1893. Холст, масло. 77x124 см


Прирождённый пейзажист, Василий Дмитриевич Поленов, внёс огромный вклад в развитие и эволюцию данного жанра. Замечательная картина «Золотая осень» относится ко второму периоду пейзажного творчества живописца. Всё дело в том, что все пейзажные работы Поленова критики разделяют на два этапа - до середины 1880-х и после.

Увлёкшись пейзажем во , в творческой экспедиции, которую Поленов провёл вместе с , мастер уже в первых работах продемонстрировал индивидуальный подход к этому жанру – широчайший пленэр, свежесть насыщенность цветов, естественность, чёткий ясный рисунок и выверенная композиция. Позже автор отказался от нарочитой заданности, создавая поэтические шедевры, полные любви к природе и восхищения окружающим миром. Такой и является полотно «Золотая осень», написанное в 1893 году.

Почему эта картина столь привлекательна даже спустя более ста лет с момента создания? Возможно, ответ на этот вопрос кроется в личных предпочтениях автора. Как известно, любимой порой года для Поленова являлась осень, да и к Оке, которая изображена на картине, автор имел особое отношение – на берегах этой реки автор прожил более двадцати лет, не переставая ею восхищаться и любоваться. Ещё в 1890 году художник переезжает в усадьбу «Борок» в деревне Бёхово, а спустя три года появится эта картина.

Композиция картины подчинена геометрической линии – пространство организовано с помощью дуги. Такое дугообразное изображение реки является характерным поленовским приёмом, формирующим композицию. Автор отказался от привычного для себя сопоставления двух планов, дальнего и переднего, оставив лишь широкий простор. Зритель представляет себя стоящим на вершине какого-то холма, и с этой точки перед ним услужливо простирается великолепный красочный сентябрьский пейзаж. Причём местные жители легко узнавали это место – мастер всё изобразил правдиво и реалистично. Вид на Оку открывается с противоположной стороны от Очковых гор, а в верхнем правом углу можно заметить белую колокольню, поблескивающую на солнце.

Широкий панорамный разворот не сразу «раскрывает» все карты – скорее наш взгляд следует за рекой, устремляясь всё дальше и дальше, вглубь картины. Подчиняясь заданной автором затейливой траектории, зритель постепенно постигает все прелести открывающегося вида, который демонстрирует нам буйство и разнообразие осенних красок.

При всей своей насыщенности и многообразии, колорит картины удивительно гармоничен. Сама по себе «разноцветная» осень находит талантливое поэтическое претворение в рамках полотна, благодаря гениальному чутью автора. Генеральным цветом является жёлтый во всех его тональных вариациях: от мягкого охристого до торжественного золотого. Стройными рядами обступают реку жёлтые березы, но сквозь их густой, броский наряд проглядывает тёмно-зелёная листва какого-то другого дерева с раскидистыми ветками. Скорее всего, это дуб, который пока не тронут, не раскрашен осенний порой, и он несёт ещё эхо безвозвратно уходящего лета. Разбавляют охристый колорит и зелёные молодые ёлочки, рассаженные неровно на открытом лугу вдоль протоптанной дорожки, и пологий песчаный берег на противоположной стороне реки.

Благородное сопоставление жёлтого и зелёного скрашивается голубым колоритом. Он и в изгибе Оки, и в небе, покрытом мелкими островками пышных облаков, и в тонкой дымчатой линии горизонта, придающий картине воздушность, невесомость.

Небо же в этой работе заслуживает отдельного внимания и детального разбора. Художник сумел «словить» здесь все оттенки и передать их мерцание – от серых тонов облаков до лёгкой голубизны небосвода и розовых линий, рождённых отблесками солнца. Всё это подчинено своему ритму, и, кажется, что небо лишено статики, и вот-вот глаза начнут замечать плавное движение.

Интересным является и изображение глади реки. Зеркальная ребристая поверхность смогла вобрать в себя все краски полотна. Здесь и благородная синь самой реки, и отражение жёлтых листьев деревьев, и дублирование неба, которое тем самым «закольцовывает» композицию.

Поленов прослыл создателем именно «интимного» пейзажа, в том понятии, что вся природная красота, открывающаяся в его картинах какая-то близкая сердцу, родная и понятная. Кажется, что любой зритель, всматриваясь в произведение Поленова, вспомнит свою историю - у каждого, наверняка, в жизни был свой любимый покатый берег, берёзовая роща, пыльная дорожка, вытоптанная ездоками, пожелтевший луг, деревенская церковь, такой вот залитый солнцем день, который мы бережно храним в душе.

Именно это тёплое чувство, рождающееся от созерцания пейзажей Поленова, и делает его творчество таким притягательным и даже гипнотизирующим. А ещё безусловный гений Поленова-живописца и его искренняя безграничная любовь к русской земле.

Описание картины Поленова «Золотая осень»

На вкус и выбор жизненного пути многих художников влияют места, которые их окружают.
Так, и на творчество Поленова Василия Дмитриевича повлиял вид на реку Оку, который он видел с самого детства.
Красота той природы вдохновляла его и придавала сил для творчества.
Многие его произведение посвящены именно тем места.

Картина «Золотая осень» также открывает нашему вниманию вид на красивую и бегущую реку Оку.
Она бежит вглубь картины, сужаясь между берегами и растворяясь в цвете дальних пейзажей.
Ее воды играют на солнце разными оттенками голубого и синего цветов.
Передний край картины укрывает небольшая придорожная полянка и молодые березки.
Среди них виднеется большой, вековой, еще зеленый дуб.
Он как самый главный надзиратель, смотрит, чтобы все было в порядке.
Вся природа уже принарядилась в желто-красные наряды еще, где нигде разбавлены зеленными цветами.
День очень солнечный и яркий, хотя на небе видно много легких тучек.
Кажется, что они плывут вслед за рекой и пропадают в синеве неба, где-то на горизонте.
Приковывает к себе взгляд и протоптанная или выезженная среди всей этой красоты тропинка.
Многие прохожие любовались этой красотой, вдыхали ее запах и наслаждались.

Вся картина очень яркая и красочная, хотя и использованы, в основном, желтые и зеленые цвета разных оттенков и голубое небо с рекой.
Но когда смотришь на картину то, кажется, что там присутствуют все цвета радуги.
Она вызывает бурю положительных эмоций, греет душу и заставляет улыбнуться.
Мне кажется, что каждый человек мечтал бы просыпаться и жить среди такой красоты.
Не удивительно, что именно ее автор изображал на своих полотнах.

На картине художника В.Д. Поленова «Золотая осень» изображён кусочек мира, где жил и творил художник: река Ока с её берегами в самой середине осени, вид с высоты птичьего полёта. Такие живописные места всегда трогали сердце русского человека – ширь, вольный воздух и красота родного края, который всегда живёт в сердце, куда бы ты ни уехал. Легко представить, как человек, случайно увидевший и осознавший эту красоту, вдыхает полной грудью и поёт.

Красивый мощный голос разливается над рекой, эхо разносит его далеко-далеко, и русская песня, летящая над водой, обретает собственную жизнь. Хочется громко петь, слыша плеск родной Оки, видя ширь её просторов, согреваемых последними лучами солнца. Скоро эта красота исчезнет: подует холодный ветер, и листья облетят, пейзаж будет внушать уныние оголившимися ветвями деревьев, не будет этого укромного мирка.

Ока будет смотреться сиротливо сквозь обнажившиеся просветы. Но пока она сквозь эту буйную листву не видна. Возможно, художник наблюдает эту картину с холма, представляя себя птицей, летящей над родными просторами. Он видит освещённую солнцем дорогу, на которой видны ещё не пожелтевшие кустарники, трава вокруг нее почти везде зелена. Но осень уже вступает в свои права, добавляя жёлто-багрового колера, и буйное разноцветье как бы намекает о своей хрупкости и скором исчезновении.

Дорога ведёт через лес на холм, где белеет одинокая церквушка. Можно представить, как художник шёл к тому месту, откуда наблюдает всю эту красоту: со стороны церкви, через редколесье – где-то там, за холмом, наверное, маленькие деревянные домики, домашний скот, частоколы, обычная крестьянская жизнь…

На противоположном от этого берегу реки видна ещё зелёная равнина, которая, наверно, весной затапливается талыми водами – это можно понять по песчаной отмели. На этом берегу почти нет кустарников, виден овраг – река отвоёвывает больше места, желая расширить свое русло, неустанно подтачивает берег.

Сама река является как бы центром картины, берега – её красочным обрамлением. Загнутая в форме серпа, она не выглядит пока одинокой, в ней всеми красками отражается осень. Река несёт свои спокойные воды куда-то далеко, к далёким возвышенностям, извилисто уходя прямо к горизонту.

Художник вздыхает, размечтавшись, и стряхивает оцепенение, овладевшее им… Взгляд его снова возвращается на поросший лесом высокий берег реки, который находится прямо перед ним. Живые краски – золотистые, зелёные, багрово-коричневые – опять возвращают его из страны мечтаний в настоящее.

Художник стоит минуту, задрав голову и наблюдая небо, полное облаков. Он наслаждается хрупкостью момента. Может быть, уже завтра эту красоту потревожит ветер или дождь. Но пока – последние мгновения тёплой осени, и нужно их запечатлеть – в памяти и на холсте. Да, именно этот кусочек родной необъятной России. И художник садится и начинает творить…

Я смотрю на эту картину и пытаюсь понять, что чувствовал великий Поленов, когда её писал. Наверное, восхищение. Картина говорит о спокойствии природы и красоте увиденного художником момента. Но одно ясно: Поленов любил свою Родину. Её необъятные просторы, великолепие природы, и он понимал ценность момента. Вместе с ним восхищаюсь и вдыхаю полной грудью воздух просторов родимой стороны. Да! Не любить Россию невозможно.

Можно только ощущать её величие, гордиться и верить в будущее, глядя в туманные дали. Конечно, мне понравилась эта картина. Вспомнив её в суете большого города, ты вздохнёшь украдкой и захочешь туда, где красота разлита во всем – на природу… И теперь я еду за город. Не картина Поленова, конечно… но все же… это Россия.

В 1893 году. Тогда он жил в своем имении около Тарусы на берегу живописной реки Оки. ”Золотая осень” Поленова открывает взору зрителей один из красивейших уголков необъятной родины с ее разнообразием природы и красок различных времен года, дающие человеку радостное, созерцательное настроение и душевное умиротворение в жизни.

Часто прогуливаясь по живописным местам вдоль Оки, В. Поленов замечал множествоинтересных сюжетов, которые и воодушевляли художника к написанию пейзажей. Осень является, пожалуй, самым красочным временем года и художник решил отобразить это явление природы насвоем полотне. На картине представлен целый панорамный вид, который открывается зрителю свысокого берега река. Река Ока, делая крутой изгиб, уходит в синюю даль у горизонта. В реке отражается осеннее одеяние деревьев на высоком правом берегу, малооблачное небо, густо заросший лесом правый берег Оки. Если присмотреться, справа вдалеке можно разглядеть белокаменную церковь.

На переднем плане вдоль реки идет тропинка, по которой, скорее всего, можно добраться до церкви. Холм с мягкой зеленой травой опускается к реке, видна синева неба, опрокинутая в реке, далеелесная тропинка уходит вдоль берега в березовый лес, окрашенный осенними красками.

На контрасте с золотом берез красуется зеленой листвой величавый дуб, совсем еще нетронутый осенним временем. По цвету с дубом перекликаются зеленые небольшие елочки, выросшие на свободном пространстве вдоль тропинки. Осень – временная пауза жизни перед зимой, а маленькие елочки – начало целой большой жизни многовековых деревьев, что в совокупности говорит о непрерывности жизни природы.

В картине все краски природы подчинены осеннему сезону, богатые оттенки красок подчеркивают разнообразие цвета листвы на деревьях от зеленых оттенков до желтых, оранжевых и красных, контрастирующих с ярко-голубыми кусками неба безоблачного и их отражениями в реке. Вкартине много воздуха, он теплый и свежий, ощущение простора дают берега реки, уходящие вдымчатую даль. По небу бегут облачка, небо уже не летнее и высокое, а осеннее, но все еще радостное. Синеющая река зовет к себе кажущимся теплым от неба и солнца цветом воды.

Несмотря на панорамность вида, большой могучий зеленый дуб, картина не производит монументального статичного впечатления. Все в движении – бегущие облачка, тихо опадающие листья, желтеющая трава, степенное течение широкой реки. Природа дарит легкость и радость солнечного дня, все радует глаз теплым солнечным осенним одеянием. Левый низкий берез почти не имеет желтых красок осени, он еще полон жизни и приятен взору своими зелеными красками.