Какая лиса в русских народных сказках. Образ лисы в русских народных сказках. узнать повадки лисы из разных источниках

Образ лисы в русских народных сказках.

    Закрепить знания русских народных сказок;

    Расширить представления о лисе как диком животном;

    Развивать читательский интерес, творческие способности, память, внимание.

Ход занятия.

    Организационный момент.

    Сообщение темы занятия. Актуализация знаний.

Разгадайте ребусы и ответьте на вопрос: о ком мы будем говорить на нашем уроке?

лиса.

3. Лиса в народном творчестве .

Какие сказки о лисе читали?

    Лиса и заяц.

    Лиса и журавль.

    Лиса и тетерев.

    Лиса и дрозд.

    Лиса и рак.

    Лиса и козёл.

    Кот, петух и лиса.

    Лисичка со скалочкой.

    Девочка и лиса.

    Лисичка-сестричка и волк.

    Петушок – золотой гребешок.

Какие загадки о лисе знаете? Какой признак всегда упоминается при описании лисы?

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост- краса.

Кто же это?... (лиса)

Рыжая, с пушистым хвостом, живёт в лесу под кустом.

Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.

О лисе упоминается в скороговорках, потешках, прибаутках.

Потешка

Тень-тень, потетень, выше города плетень.
Сели звери под плетень, похвалялися весь день.
Похвалялася лиса: "Всему свету я краса!"
Похвалялся зайка: "Поди, догоняй-ка!"
Похвалялися ежи: "У нас шубы хороши!"
Похвалялся медведь: "Могу песни я петь!"

Прибаутка

Уж как шла лиса по тропке,
Нашла грамотку в охлопке*.
Она по лесу ходила,
Громким голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.
Вот и села на пенек
И читала весь денек:
Будто небо провалится
И земля загорится,
Лисе негде будет жить –
И пришлось с горя топиться.

Скороговорка.

Лиса по лесу шла,

Лиса лычки драла,

Лиса лапоточки плела:

Мужу – две, себе – трое,

А детишкам – по лапоточкам.

Лиса является героиней басен.

4. Знакомство с новым материалом.

Уже в три-четыре года малыши, увидев на картинке лису, называют ее и даже могут рассказать известную русскую народную сказку, в которой одним из персонажей является лиса. Что это за сказка?

Становясь старше, вы узнавали об этом звере все больше и больше. Что вы можете рассказать о лисе?

– Лисицы обитают по всему земному шару, самые распространенные – рыжие. У них очень красивый шелковистый рыжевато-оранжевый мех, белая грудка и черные "сапожки".
В холодных северных областях обитает черно-бурая лиса. Черная шерсть помогает ей лучше спрятаться в темных хвойных лесах.
Окраска песца бывает как черной, так и голубовато-серой и светло-серой. Правда, чаще всего песцы целиком белые, только на кончике хвоста есть черные волоски. Эта окраска помогает ему сливаться со снегом Арктики, где он обитает.
Учитель показывает иллюстрации с изображениями лисиц.
Длинный пушистый хвост создает впечатление большой величины зверя. На самом деле это не так. Длина тела лисицы – 60–90 см, хвоста – 40–60 см, масса самцов достигает 6–10 кг, самок – 5–6 кг.
Лиса обитает в различных участках леса, но избегает густых насаждений, предпочитает луговые местности, где много мышей, полевок и кроликов. Лисица не брезгует и кузнечиками, ест ягоды – землянику, чернику, вишню, виноград. Неслучайно появилась басня "Лиса и виноград".
Рыжие лисицы обычно селятся в покинутых норах лесных сурков и барсуков. Они расширяют их и прокладывают дополнительные туннели, обязательно строят и запасные выходы. В одной норе учеными как-то было обнаружено целых 27 запасных выходов.
Но если свободной норы нет, лисица стремится завладеть чужой, уже готовой. Как это происходит в природе – мы не знаем, а вот как это может произойти в сказке "Лиса и заяц".

– Лисица – одно из самых известных диких животных. О ней упоминают пословицы и поговорки, про нее сочинено множество сказок и басен. Однако во всех этих произведениях образ лисицы мало соответствует действительности. Ученые, наблюдая за ней, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народная молва. При опасности лиса иногда даже паникует, попадается несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще ее легко обмануть.
Если лисице не удается перехитрить врага, она убегает от него. Лиса очень быстро бегает.
Часто эти зверьки используют и другие средства защиты. Некоторые из них умеют лазать по деревьям. Большинство лис спасает и кормит прекрасный слух.
Несмотря на то что лисица умеет быстро и ловко бегать, мчаться во весь дух и делать очень большие прыжки, хорошие охотничьи собаки ее быстро догоняют.
Зрение и обоняние у лисы не очень сильно развиты.
Сама лиса охотится преимущественно по ночам. Она крадется очень тихо и осторожно, обнюхивая воздух. Добычей лисицы могут стать различные животные – от молодой косули до майского жука. Чаще всего она ловит мышей, зайцев, птиц, опустошает птичьи гнезда.

Голосом лисицы издают отрывистый лай. Лисица-самка весной рожает от четырех до шести (иногда больше) слепых детенышей, которые начинают видеть через две недели. Через несколько недель лисята могут самостоятельно выходить из норы. Мать и отец оберегают их от опасностей. Если рядом появляется враг, лисят переносят в запасную нору. Пищу малышам таскают оба родителя.

5. Викторина по русским народным сказкам о лисе.

Лисичка-сестричка и серый волк № 1

Медведь и лиса № 4

Петушок-золотой гребешок № 2

Лиса и дрозд № 5

Лиса и козел № 3

Кот и лиса № 6

– Я хочу проверить, как хорошо вы запомнили тексты сказок. Возьмите в руки веера с цифрами. Я буду читать вам отрывок из сказки, а вы поднимайте тот номер, под которым записано название угаданной вами сказки:

    Несет меня лиса за темные леса,
    За быстрые реки, за высокие горы...
    Кот и дрозд, спасите меня!..


    Ловись, рыбка, и мала и велика!

    Глазки, глазки, что вы делали?
    – Мы смотрели, чтобы собаки лисаньку не съели.
    – Ушки, ушки, что вы делали?
    – Мы слушали, чтобы собаки лисаньку не скушали.

    А кто такой Котофей Иванович?

– Разве ты не слыхал? К нам из сибирских лесов прислан воеводой Котофей Иванович! Я раньше была лисица-девица, а теперь нашего воеводы жена.

    Кума, а кума, как назвали-то?
    – Поскребышком.
    – Это имечко и того лучше.

    Что ты там, лисанька, поделываешь?

– Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса, – там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь.

    … Кот услыхал…Кот прибежал…Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены. Ну, лису царапать! Бились лисица, билась, а петушка отпустила.

    … Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить…

    Подошли к избушке – петух и запел:
    – Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
    – А лиса что говорит? (А лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь…»

6. Характеристика лисы.

Лисица семерых волков проведёт.

Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.

Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула?

Давайте вместе прочитаем сказку “Лиса и козёл”.

Какова лиса в этой сказке? А каков козёл?

Как удалось лисе заманить козла в колодец?

Как говорит она с ним в начале? А потом?

Какая лиса в сказках? хитрая, лживая, коварная, грубая, завистливая, льстивая.

У лисы в сказках часто есть даже отчество: Патрикеевна.

Давайте послушаем, откуда же оно взялось?

Учёный -

Лет примерно 600 назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.

На доску выставляется карточка со словами: Патрикей – “хитрец”.

Но если говорить честно, не по праву носит лисица это имя: не такая уж она и хитрая.

Давайте послушаем мнение учёного …

Учёные, наблюдая за лисой, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народ. При опасности лиса иногда паникует, попадает в несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще её легко обмануть.

Да и в русских народных сказках лиса не всегда всех обманывает. Есть сказки, в которых и лису обманывают. “Лиса и рак”

Роль лисьего хвоста.

Что вы можете сказать о хвосте лисы? (Красивый, пушистый, она им следы заметает, укрывается, когда спит).

А он ей чаще помогает или мешает?

У русского народа есть пословица:

Лисе хвост не для красы нужен . (На доске появляется вторая пословица.)

А для чего?

сказка “Лисичка со скалочкой”

Так какова же роль лисьего хвоста? На доске появляется карточка: хвост - украшение, помеха, помело.

А что же скажут нам учёные по поводу лисьего хвоста?

Хвост лисы называют “правилом”. Выражение это очень меткое. Лисе, преследующей свою добычу, всё время приходится менять направление, и если бы не хвост-руль, ей ни за что не поймать бы даже самого неопытного зайца. Ещё хвост помогает лисе избежать опасности. Преследуемая собаками, лиса вдруг резко отводит хвост в сторону и поворачивает почти под прямым углом. Собаки проносятся мимо, и, пока они снова нападут на след, лиса уже далеко.

Где лиса живёт?

Что говорится в сказках о жилище лисы?

Какое оно?

Давайте послушаем героев следующей сказки и попробуем её отгадать.

Возле леса, на опушке, строю я себе избушку
Да избушку непростую, а избушку лубяную.
Есть окошко, есть и печка, есть узорное крылечко,
Из трубы идёт дымок… Славный вышел теремок!
Всё разумно, всё толково и почти уже готово…

Вот и я, Лиса-подружка, строю здесь себе избушку.
Да избушку не простую, а избушку ледяную.
На крыльце сверкает лёд… Пусть завидует народ!
Всё на солнышке искрится: я – Лисичка-мастерица!
“Заюшкина избушка”, “Заяц и лиса”, “Заячьи слёзы”.

А кто же помог бедному зайцу справиться с лисой?

Поработайте дружно в группе и восстановите ход событий.

Работа в группе.

На парте дети выкладывают правильны порядок событий сказки.

Карточки с предложениями:

    Зайчик встретился с медведем.

    Петушок выгнал лису.

    У зайца была избушка лубяная, у лисы ледяная.

    Зайчик встретился с собакой.

    Лиса выгнала зайца.

    Зайчик живёт с петушком.

    Зайчик встретил петушка.

Проверка работы: группы по очереди называют предложение, учитель на доске выставляет порядок.

Что же мы скажем о жилище лисы в сказках? (На доске карточка: избушка, нора)

А сейчас давайте послушаем, где же на самом деле живёт лиса.

Учёные …

Весной лисы оборудуют нору под жильё. Чаще всего норы находятся на южных склонах оврагов и имеют несколько выходов. Лисицы очень нечистоплотны, они неряхи. Они захламляют объедками не только своё жилище, но и всё вокруг.

Зимой лисы норами не пользуются, разве что прячутся туда от преследователей, а спят в снежных постелях, свернувшись калачиком и прикрыв хвостом от мороза нос. У них отличный мех, и мороз им не страшен.

Так где же лиса живёт на самом деле? (На доске карточка: нора)

Чем лиса питается?

В народе существует пословица: Лиса всегда сытей волка живёт.

(Пословица появляется на доске)

Интересно, что же такое ест лиса?

Давайте по ролям прочитаем сказку “Лиса и журавль”.

А из других сказок, что мы можем узнать о вкусах лисы?

В сказках лиса гоняется то за зайцем, то за петухом, но так и не съедает их.

Она съела колобка, откусила блин, пробовала мёд…

То есть ест мучное и сладкое: (карточка появляется на доске)

Послушаем, что нам говорят об этом учёные …

1) Лиса – хищное животное.

Её считают злейшим заячьим врагом. Существовало, да и сейчас существует мнение, что основная еда лис – зайцы. Лисицы действительно ловят слабых зайчат. Догнать зайца она не может – где ей, коротконогой, угнаться за таким бегуном!

2) Подсчитано, что в рационе лисицы более трёхсот самых разнообразных животных – от насекомых до крупных птиц. Лисы едят всё: от плодов и ягод, жуков и кузнечиков до зайцев и детёнышей косуль, но основа их питания – мелкие мышевидные грызуны. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием. Чтобы насытиться,лисице надо поймать и съесть не менее двух десятков мышей и полёвок в день. Этим она приносит пользу.

3) Где-нибудь в поле или у реки можно иногда наблюдать, как лиса неторопливо ходит по снегу, часто останавливается и прислушивается, наклонив голову. Мышиный писк лисица может услышать чуть ли не за 100 метров – такой отличный у неё слух. И вдруг зверь подпрыгивает и начинает рыть снег, размётывая кругом белую пыль.

Итог урока. Рефлексия.

Давайте подведём итог нашего исследования.

Узнали ли вы новые сказки о лисе?

Вам они понравились?

Можно ли сказать, что вы стали больше знать сказок о лисе?

А можно ли сказать, что вы теперь знаете все сказки про лису?

Отметим на оценочной линейке.

Узнали ли вы что-то новое о лисе, как лесном звере?

Вам это было интересно? А полезно?

Отметим на оценочной линейке свои новые знания.

Можно ли по русским народным сказкам судить о лисе, как о лесном звере?

Совпадает ли образ лисы сказочной и образ лисы настоящей?

Что бы вы еще хотели узнать про лису?

Творческое задание.

Давайте вместе подумаем, какое задание мы можем предложить друг другу

    нарисовать рисунок,

    составить ребус,

    найти загадки, стихи о лисе.

Найдите в филфорде 9 персонажей сказок

«Собери пословицы»

Детям выдаются карточки следующего содержания.

Почему лису называют Патрикеевной? December 29th, 2013

Всем бы лисонька хороша была хозяюшка,
да разбойница-лиса — хитрая: любит курочек,
любит уточек, свернет шею гусю жирному,
не помилует и кролика.

К.Ушинский «Лиса Патрикеевна»

История это давняя, случившаяся много веков назад. Героиня многих русских сказок получила отчество от имени Патрикей, имеющего античные корни: по-гречески patricos — «отчий», по латыни patricius — «благородный». Правильнее поэтому было бы говорить не Патрикей, а Патрицей. Но в старину латинское «ц» на Руси произносили как «к». Поэтому и получалось - Патрикей. Так что давалось оно людям знатного происхождения.

Одним из таковых был родовитый княжий отпрыск Патрикей (Патрикий, Патрекей), сын Нариманта Туровского, внук знаменитого литовского владыки Гедиминаса. В 1383 году Патрикей стал наместником Новгорода:

«В Новгород приеха Князь Патрикей Наримантович, и прияша его новогородци, и дашв ему кормление, пригороды: Орехов, и Корельскии, и пол Копорьи городка, и Луское село».

Любопытно, что те же самые вотчины за полвека до того были получены его отцом Наримантом, изгнанным с них через пять лет за пренебрежение к управлению землями и защите Новгорода от Ливонии.
Трудно жилось новгородцам под новым наместником Патрикеем, недовольны они были. Поговаривали, что сеял князь вражду промеж народа и был причастен к формированию специальных дружин ушкуйников и руководству их разбоем как по северным землям, так и за их пределами.

Уже через год жители ореховские и корельские прислали делегацию в Новгород с жалобой на князя, а тот в ответ поднял смуту в городе. Сразу два веча собрались: одно на Ярославовом дворе, другое — при святой Софии, одно за Патрикея, другое — против. И оба схода — при оружии.

Долго стояли так:

«… Три конца — Неревский, Загородский и Людин — вооружились на Славянский конец (прим. — у В.Янина он назван Славенским) и стояли у св. Софии на вече от обеда до вечерни; с ними сначала согласился и Плотницкий конец, желая также идти на славлян (прим. — так в источнике), но на другой день отказался, и только три конца написали три одинаковые грамоты обетные — стоять заодно, а славляне с князем Патрикеем всё стояли на вече на Ярославовом дворе» (С.Соловьёв).

Дело удалось в конце концов решить миром: у князя отобрали предоставленные земли, взамен дали Русу, Ладогу и Нарвский берег. Через несколько лет повторилась история, произошедшая некогда с Наримантом: в 1388 году Патрикей лишился земель новгородских, в 1397 был позван на них вновь, а в 1408 году перешёл служить Москве. Между прочим, от рода Патрикея произошли многие именитые фамилии российские. От сына Фёдора — Хованские; от другого, Юрия — Булгаковы, Щенятевы, Куракины, Голицыны; от третьего, Александра — Корецкие.

Примечательно, что у свободолюбивых новгородцев практика то звать, то прогонять приглашённых князей была не единичной (среди таковых был, к примеру, и Александр Невский). Так что этот князь так прославился своей изворотливостью, хитростью, что имя Патрикей с тех пор стало равнозначно «хитрецу». А так как лиса издавна считалась самым хитрым зверем, то, как верная наследница хитрого князя, и получила отчество Патрикеевна.

А вот есть такая распространенная, но ошибочная версия: Патрик это имя известного святого из Ирландии, а как известно преобладающий цвет коренных ирландцев, шотландцев и англичан -рыжий. Соответственно в переносном смысле это Лиса Рыжая.

Но вообще то лису называли Патрикеевной, когда на Руси про Ирландию вообще не слышали, а тем более про ирландских святых…

Но не по праву лиса его носит, вовсе она не хитра. Впрочем, когда речь идет о спасении жизни или добывании еды, она обставит многих других зверей. Но по большому счету это не самый хитрый и даже не самый осмотрительный хищник.

В сказках лиса злая и коварная, ловко избегает любых неприятностей, но в жизни все далеко не так. Зоологи установили, что лису можно заманить в ловушку разными запахами, например скипидара, селедочного рассола или губной помады. Лиса непременно отклонится от намеченного маршрута, чтобы из чистого любопытства осмотреть валяющиеся на снегу варежку или фантик. И все-таки лисицы и лисовины (так называют самцов) не такие уж простаки. Их природную любознательность удачно уравновешивают ум, умение маскироваться, острые слух, зрение и чутье. Особенно выручает обоняние - врага они чуют издали и успевают убежать или спрятаться. Другого способа защиты у лисиц нет.

Эти звери удивительно легко приспосабливаются к измененным человеком условиям обитания. Они хорошо усвоили, что запах железа несет смерть, и обходят стороной плохо замаскированные капканы. Притом лиса никогда не откажет себе в удовольствии обследовать близлежащую помойку или брошенную туристами консервную банку. Если лису травят охотники с собаками, она может выскочить на шоссе или железную дорогу, чтобы сбить гончих со следа. Разгоряченные погоней псы не обращают внимания на приближающийся поезд или автомобиль… И нередко такая охота становится для них последней.

И еще о лисьем уме: этот зверь прекрасно понимает, когда для него опасен человек. Например, лиса может близко подойти к жилью, если видит, что хозяин посадил собаку на цепь, или прогуливаться неподалеку от людей, работающих в поле. Говорят, что, спасаясь от гончих собак или просто желая спокойно поспать, залезает лиса на деревья. И не только на полуповаленные, что вовсе не удивительно, а на высокие, прямостоящие ели! Если, конечно, ветви низко над землей.

Еще говорят, что барсук, споря с лисой из-за места в собственной норе, норовит замуровать ее под землей. Но и лиса в долгу не остается, пакостит у хозяина под носом, а этого барсук вынести не может. Бросает свой старый обжитой дом и принимается за строительство нового… А лисе только того и надо! Охотники утверждают, что лиса хорошо умеет притворяться мертвой и даже не шевельнется, если ее за хвост поднять и засунуть в мешок. Можно ли этим россказням верить? Древолазанье, пожалуй, правда, притворство - тоже: енотовидная собака, родственница лисы по семейству собачьих, именно так и поступает. А вот «квартирные ссоры» лисы и барсука, скорее всего, выдумки охотников.

источник -

татьяна фридрих
НОД «Образ лисы в русских сказках»

НОД «Образ лисы в русских сказках » .

Для детей старшей группы.

Цель :обобщение образа лисы в русских сказках ,противопоставление положительных и отрицательных черт характера;учить выделять особенности характера лисы в русских народных сказках ;продолжать учить узнавать сказки по иллюстрациям ,предметам и т. д. ;

развивать мышление,память,воображение ;воспитывать эмоциональное восприятие,любовь к русским народным сказкам ,желание прийти на помощь,дружеские взаимоотношения.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Входит под музыку лиса.

Лиса : – Здравствуйте,ребята,узнали меня? А как вы поняли,что я лисичка?

Дети : – Рыжая,хвост пушистый,хитрая.

Лиса : – А где я живу?

Дети : – В лесу.

Лиса : – А еще я живу в русских народных сказках . А кто писал народные сказки ?

Дети : – Народ.

Лиса : – Ребята,а как меня называют в сказках ?

Дети : – Лисонька,рыжая плутовка,лиса-кумушка,лисичка-сестричка,Лиса Патрикеевна.

Лиса : – А вы знаете почему Патрикеевной зовут меня в сказках ?

Когда-то в давние времена правил Новгородским княжеством Патрикей, и был он удивительно хитрым да изворотливым и стали говорить : Патрикеевич да Патрикеевна. Это имя пристало к лисе не зря :она действительно поразительно хитрый,сообразительный и ловкий зверь . Теперь и хитрых изворотливых людей иногда называют лисами.

Лиса : – А среди вас есть «лисы » ?

– Ну а сейчас я хочу с вами поиграть,посмотреть все ли вы знаете о сказках . Предлагаю разделиться на две команды. У команд будут названия. А какие,узнаете,когда соберете картинки. (На столах разрезные картинки с изображением сказок «Колобок» и «Теремок» ,дети прикрепляют эмблемы самостоятельно).(6+6) .

– Послушайте правила. По очереди я буду давать задания каждой команде. Одна команда отвечает,другая – внимательно слушает и может дополнять,не выкрикивайте.

– А вот и первое задание. Назовите сказки ,в которых живу я,лисичка-сестричка.

Дети : – «Колобок» , «Теремок» , «Заюшкина избушка» , «Лиса и волк» , «Лисичка со скалочкой» , «Кот,петух и лиса» .

Лиса : – Молодцы,каждой команде по жетону.

Второе задание называется «Лисичкины слова» .Я буду начинать фразу лисы из сказки ,а вы – продолжать,надо назвать еще из какой сказки эти слова .

1). Петушок-петушок,золотой гребешок. выгляни в окошко,дам тебе горошка. (Из сказки «Кот,петух и лиса» ).

2). Сядь ко мне на носок. и спой еще разок. (Из сказки «Колобок» ).

3). Ловись рыбка. мала и велика. (Из сказки «Лиса и волк» ).

4). Как выскочу,как выпрыгну. пойдут клочки по закоулочкам. (Из сказки «Заюшкина избушка» ).

5). Да я вас не потесню :сама лягу на лавочку. хвостик под лавочку,скалочку – под печку. (Из сказки «Лисичка со скалочкой).

6). Приходи, куманек,приходи, дорогой. уж как я тебя угощу. (Из сказки «Лиса и журавль» ).

Лиса : – Все команды справились с этим заданием,получают по жетону.

Следующее задание игра «Портрет лисы » .Каждой команде предстоит собрать пазл ,на котором мой портрет и назвать сказку . (На столе пазлы с изображением сказок «Теремок» и «Заюшкина избушка» ).

Лиса : – Молодцы и с этим заданием ребята справились,получите жетон.

Лиса : – Следующий конкурс называется «Бюро находок» .Я предлагаю стать вам на время сыщиками. Дело в том,что в мешке лежат вещи,которые потеряли лисички из разных сказок .

Попробуйте угадать,какой лисе принадлежит потерявшийся предмет и из какой сказки .

– скалочка – («Лисичка со скалочкой» )

– горошек – («Кот,петух и лиса» )

– рыба – («Лиса и волк» )

– колобок – («Колобок» ).

Лиса : – Хорошие вы сыщики,все предметы нашлись,лисички будут рады.

Ну,а чтобы быть ловкими и быстрыми,как лиса,сделаем лисичкину зарядку :

Физминутка. Раз прыжок,два присядка –

Вот лисичкина зарядка.

А лисята как проснутся,

Любят долго потянуться.

Обязательно зевнуть,

Ну, и хвостиком вильнуть.

Аккуратно спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

А кому зарядки мало –

Начинаем все сначала.

Лиса : – Вот мы размялись,продолжаем играть.

– Ребята,а этот конкурс покажет,кто внимательный.

– На столе лежат картинки,художник немного перепутал,когда рисовал,найдите ошибки. («Лиса и волк» – лиса в проруби(«Колобок» – заяц съел колобка).

– А сейчас послушайте и скажите,какие сказки перепутались .

– Идет заяц по лесу и плачет : «Была у меня избушка лубяная,а у лисы ледяная .А навстречу ему Коза с козлятами.

Дети : – Перепутались сказки «Заюшкина избушка» и «Волк и семеро козлят» .

– Катится,катится Колобок по дорожке,а навстречу ему Медведь идет и Машу в коробе несет.

Дети : – Здесь перепутались сказки «Колобок» и «Маша и медведь» .

Лиса : – Какие молодцы,ребята,все отгадали.

– Ну,а сейчас музыкальный конкурс. Узнайте,из какой сказки песенка . (проектор)

1). Ловись рыбка мала и велика. Кто пел? Дети : Волк. («Лиса и волк» ).

2). Кукареку!Иду на пятах,несу косу на плечах. Дети : Петушок. («Заюшкина избушка» ).

3). Петушок-петушок,золотой гребешок. Дети : Лиса. («Кот, петух и лиса» ).

4). Я колобок-колобок. Дети : Колобок. («Колобок» ).

Лиса : – Молодцы,все справились с заданием,получайте команды по жетону.

А этот конкурс называется «Что за чем следует?» . Нужно разложить картинки по порядку и назвать сказку . (сказки «Колобок» и «Теремок» ).

Обе команды справились,получают по жетону.

Лиса : – Ребята,я в сказках много делала всяких пакостей,обижала героев. Обещаю,больше не буду. В следующей игре,которая называется «Помогите!» ,нужно узнать героя,которого я обидела и назвать сказку .

1). Помогите,несет меня лиса за темные леса. Кому нужна помощь? Дети : Петушку. («Кот,петух и лиса» ).

2). Помогите,у меня оторвался хвост. Дети : Волку. («Лиса и волк» ).

3). Помогите,меня выгнала лиса из моей избушки. Дети : Зайчику. («Заюшкина избушка» ).

4). Помогите,меня съела лиса. Дети : Колобку. («Колобок» ).

Лиса : Молодцы,ребята,всем помогли,всех узнали. Получайте по жетону.

Обещаю,больше никого не обижу.

Лиса : – Только без колобка я жить не могу,уж очень я его люблю. Хочу,чтобы вы нарисовали его портрет мне на память.

Этот последний конкурс называется «Юные художники» .Каждый игрок рисует только по одной части. (один – голову,другой – глазки и т. д.) (на мольбертах листы бумаги и фломастеры) .

Лиса : – Ой! Какие хорошенькие колобки получились,такие аппетитные.

– Давайте узнаем,какая команда набрала больше жетонов. (Дети сами считают) .У всех поровну.

– А мне пора возвращаться в сказку . До свидания!

1. Роль плута в мировой культурной традиции.
2. Лисьи плутни.
3. Таланты и добродетели Лисы.

«Ад и рай — в небесах», — утверждают ханжи.
Я, а себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай — не круги во дворце мирозданья,
Ад и рай — это две половины души.
О. Хайям

В культурной традиции существует несколько образов, встречающихся в литературе многих народов. Психолог К. Г. Юнг назвал их архетипами — универсальными образами, живущими в сознании людей. Самыми известными, пожалуй, можно назвать архетипы Героя и Врага — персонифицированных Добра и Зла. Однако дурное и хорошее не так уж часто существует в чистом виде: гораздо чаще отрицательные и положительные характеристики сочетаются в человеке, предмете, явлении. Порой бывает и так, что этическая оценка оказывается в зависимости от конкретных обстоятельств. Нет ничего удивительного в том, что подобное смешение хорошего и плохого, их взаимное перетекание породили соответствующий архетип трикстера — плута, проныры, нарушителя существующих традиций и предписаний. Однако трикстер отнюдь не классический злодей: деятельность трикстера может быть полезной окружающим, но может и наносить им ущерб.

В фольклоре многих народов в роли трикстера нередко выступает Лиса. Этот персонаж наделен разнообразными качествами: хитростью, предприимчивостью, ловкостью, а порой и подлинной мудростью. Как правило, Лиса хорошо знает, как нужно вести себя в той или иной ситуации, чтобы получить желаемый результат. При этом она редко обременяет себя рассуждениями на тему, допустимо ли идти к цели, используя обман. Цинизм Лисы, ее умение играть на мелких слабостях окружающих всегда проявляется целенаправленно и продуманно. Однако Лиса вовсе не лишена эмоций: она способна на преданную дружбу и верную любовь. Тот, кто удостоился симпатии этого очаровательного плутоватого существа, может не переживать о будущем: с редкой последовательностью Лиса проявит в интересах своего подопечного все свои таланты, как она обычно делает это в личных целях.

И все же главными чертами Лисы остаются ее хитрость, коварство и целеустремленность. Например, в русской народной сказке «Лисичка-сестричка и волк» Лиса хитростью проникает в возок с рыбой, которую она затем выбрасывает на дорогу. Свои уловки Лиса держит в тайне. Волку она советует опустить хвост в прорубь, чтобы наловить рыбы, умалчивая о том, как она сама добыла пищу. Но встает вопрос: зачем Лиса обманывает Волка, ввергая его в крайне неприятную ситуацию? Можно, конечно, объяснить поступок Лисы ее пренебрежительным отношением к окружающим, ее чувством собственного превосходства. Подобное предположение едва ли проливает свет на сущность проблемы. У Лисы, как у плута, особая роль в сказочном «обществе». Конечно, Лиса-то преследует лишь собственные цели. Однако попутно она выступает в качестве своего рода наставника для тех, кто с ней общается. Лиса учит своих «жертв» не доверять никому слепо, не рассуждая, иными словами, она учит думать. В этом ее педагогическая роль сопоставима с влиянием на личность самой жизни. Пока урок не усвоен, ситуация будет повторяться. Ситуация обмана в случае с Волком действительно повторяется: Лиса едет на нем верхом, приговаривая: «Битый небитого везет».

Однако Лисе не чужды понятия благодарности, верности обещанию и даже бескорыстия. В сказках разных народов встречается сюжет, согласно которому Лиса (или Лис) помогает ребенку вернуться домой. В русской народной сказке «Снегурушка и лиса» Лиса приносит к бабушке и дедушке их потерявшуюся внучку, не требуя никакой награды. В немецкой сказке, обработанной братьями Гримм и озаглавленной «Странствия Мальчика-с-пальчик», Лис относит главного героя в дом его родителей за заранее оговоренное вознаграждение (всех кур со двора). Уже в этих сказках Лисы выступают в роли провожатого, чудесного помощника героя. В других сказках эта функция Лисы просматривается еще четче. Например, в русской народной сказке «Кузьма Скоробогатый» Лиса помогает герою стать богатым и жениться на царской дочери. Подобный сюжет встречается в фольклоре многих народов. Согласно другому сюжету, также весьма распространенному, две Лисы в числе прочих зверей-помощников сопровождают двух братьев, странствующих в поисках приключений.

А. де Сент-Экзюпери, автор сказки «Маленький принц», создал необычайно привлекательный и живой образ Лиса, в котором проявились самые лучшие черты этого персонажа. Лис, с которым повстречался Маленький принц, становится другом героя. В этой ипостаси Лиса наиболее полно проявляются его традиционные функции наставника, проводника и чудесного помощника. Действительно мудрый Лис подробно рассказывает Маленькому принцу, что означает приручить другое существо, как нужно это делать, и какое это имеет значение для обоих участников процесса приручения. Таким образом, Лис для Маленького принца становится своего рода проводником, который помогает герою перейти из состояния одиночества к дружбе. Очевидна и роль чудесного помощника: дружба с Лисом способствует тому, что герой начинает иначе видеть окружающую реальность, наконец-то осознает, что толкнуло его отправить в странствия, и в чем состоит его долг.

В сказке Экзюпери Лис предстает как тонкий психолог, прекрасно разбирающийся в малейших движениях души. Вспомним, в фольклорной традиции Лисы обычно знают заранее, какова будет реакция окружающих в том или ином случае. Но Лис в «Маленьком принце» — личность несравненно более глубокая интеллектуально и духовно. Как любой нормальный сказочный Лис, он, естественно, ставит перед собой цель и достигает ее. Однако в чем заключается его цель? Лис сам признает, что он охотится за курами, но это не цель, а необходимость, которая не наполняет жизнь смыслом. Будучи личностью разумной и целеустремленной, Лис ищет этот смысл и видит его в дружбе, во взаимоотношениях, свободных от расчета и корысти. Этот плут оказывается способен на почти поэтические переживания, он искренне желает быть кому-то нужным и испытывать привязанность к другому существу: «...Если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится... Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру...».

И все же не следует забывать о двойственности в характере Лисы (или Лиса). В этом отношении весьма показательны традиции китайского фольклора, в котором Лиса (реже Лис) превращается в человека и живет среди людей. Лиса — идеальная возлюбленная для того, кто стал ей дорог и кто относится к ней с должным уважением, но горе тому, кто осмелится оскорбить это волшебное существо!

Какой же можно сделать вывод их всего вышесказанного? Лиса безжалостно издевается над дураками и неудачниками, не испытывая к ним снисхождения, наказывает тех, кто ее обидел, но, случается, и щедро вознаграждает тех, кто ей помог или просто завоевал ее симпатии. Не имея непоколебимых этических установок, Лиса нередко воспроизводит те формы поведения, которые она воспринимает как ведущие к успеху. Однако этот персонаж способен и на поступки, продиктованные высокими мотивами.

Одна из наиболее знаменитых сказок с участием лисы - Сказка о лисице и волке.

Начинается она с того, что лисица хочет поесть рыбки, а где ее взять не знает. И, для достижения своей цели она решает лечь на дорогу. На дороге её замечает мужик и кладет к себе в воз с рыбой. Пока мужик едет и радуется хорошей находке, лиса прогрызает дыру в санях и спускает по рыбке на землю. Почти всю рыбу лиса выуживает, а сама убегает в лес. Когда мужик увидел, что ни лисы, ни рыбы нет, он очень расстроился. А лиса тем временем бежит собирать рыбку и лакомиться. На дороге ей встречается волк, который расспрашивает ее, откуда рыба, как она ее наудила и где. Чтобы отвязаться от волка и не делиться с ним добычей, она говорит ему, что хвост надо опустить в прорубь и приговаривать специальные слова, чтобы лучше удилась рыба. Так глупый волк и побежал на прорубь. Пока он сидел и ждал рыбы, хвост замерз в проруби так, что не его никак не вытащить. Увидела волка баба с коромыслом. Сначала гнала его, а когда поняла, что он примерз, начала бить его так, что хвост у волка оторвался. А лисица в это время прибегает в избу, где жила баба, и начинает месить тесто. Пока она месила, вся в тесте испачкалась, пошла и легла на дорогу. Встретил ее опять волк, сказал, что не вышло у него ничего, а заметив, что лежит лиса вся белая, испугался, стал спрашивать, что с ней произошло. Лиса рассказала ему, что ей голову коромыслом проломили. Сжалился волк над ней, посадил к себе на спину и повез домой. А лиса ехала у него на спине и приговаривала улыбаясь: «Битый небитого везет!».

В русских народных сказках о животных противником волка часто выступает лиса. Эта «кумушка-голубушка» нередко за свою ловкость, храбрость и изворотливость в одурачивании волка вызывает наши симпатии. И в представленной выше сказке выдумке и находчивости лисы нет границ. Ради своей же выгоды, лисица обманывает волка, мужика, и, скорее всего была бы готова обмануть и подставить любого ради совей цели - еды и теплого жилья. И, поэтому, несмотря на все симпатии к ней, все же было бы ошибочно говорить о ней как о положительном персонаже. Хитрость и смекалка соседствуют у лисы с безудержной наглостью, лицемерием и предательством.

Есть среди сказок о животных так же и такие, в которых осуждаются не только человеческие, но и общественные пороки, хотя их и немного. Например, сказка «Лиса и Котофей Иваныч». Чинопочитание и взяточничество изображены в ней с неподражаемым блеском. Кот, изгнанный из дома, благодаря изворотливой лисе, которая якобы выходит за него замуж становится Котофеем Иванычем - «начальником» над всеми лесными животными, потому что лисица путем обмана выдает его всем за страшного зверя. Даже самые сильные обитатели леса - медведь и волк вынуждены ему прислуживать, а кот свободно всех обирает и прижимает.

В русских народных сказках о животных лиса так же предстает перед нами в образе сладкоголосой рыжей красавицы, которая может заговорить любого. Так, в сказке «Лиса-исповедница», прежде чем съесть петуха, она убеждает его исповедоваться в грехах; при этом остроумно высмеивается ханжество духовенства. Лиса обращается к петуху: «О милое мое чадо, петел!» Она рассказывает ему библейскую притчу о мытаре и фарисее, а потом съедает его.

Еще одна сказка, сюжет которой известен каждому - Колобок. Сказка представляет собой цепочку однородных эпизодов, изображающих встречи Колобка с различными говорящими животными, намеревающимися его съесть, однако колобок уходит от всех, кроме лисы. С каждым зверем колобок вступает в дискуссию, в которой он каждый раз объясняет свой уход: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от тебя, медведь (волк, заяц), уйду». Лиса же, как обычно, с помощью обмана, притворившись частично лишённой слуха, ловит Колобка на тщеславии и, воспользовавшись его добротой, которая выражается в готовности повторить песенку поближе к уху и рту лисы, съедает его.

Глупость лисы описана в сказке Лиса и дрозд. Свил дрозд гнездышко и птенцов вывел. Лиса узнала об этом и стала пугать дрозда тем, что разорит его гнездышко. Вначале лиса потребовала от дрозда накормить ее. Накормил дрозд лису пирогами и медом. Затем лиса потребовала от дрозда напоить ее. Напоил дрозд лису пивом. Опять пришла лиса к дрозду и потребовала насмешить ее. Насмешил дрозд лисицу. Снова пришла лиса к дрозду и потребовала напугать ее. Вот и привел дрозд лису к стае собак. Напугалась лиса, бросилась убегать от собак, залезла в нору, и начала сама с собой разговаривать. Поругалась она с хвостом, высунула его из норы. Так собаки её за хвост ухватили и съели. Так глупость и жадность всегда наказываются в русских народных сказках о животных.

Рассмотрев несколько сказок с участием лисы, можно сделать вывод, что в большинстве случаев лиса является отрицательным героем, олицетворяющим собой хитрость, коварство, лживость, лукавство и эгоизм. Но так же можно заметить, что если она вместе с другими зверями выступает против волка, то получает положительную оценку, а если сама наносит вред другим - отрицательную. Довольно часто можно увидеть сказки о хитрой лисе и глупом волке, в которых лисица обманывает волка для собственной выгоды. Но лиса такой же хищник, как и волк. Она выгоняет зайчика из его избушки, съедает птенцов дрозда, обманывает и других животных, например, медведя, или даже людей, так же она всегда хочет съесть петуха, тетерева, колобка, зайца. И за эти свои поступки она жестоко расплачивается. Ведь хитрость, граничащая с предательством, не может быть оправдана. Даже внешность лисы обманчива: обычно она описана очень привлекательной, рыжей, с глазами, говорящими о ее хитрости.