Г мясоедов смотрины невесты. Брачные традиции на Руси: как пройти кастинг и выйти замуж за царя. Принарядиться на выход

В XIX веке в России можно было наблюдать настоящий взрыв изобразительного искусства. Многие художники того времени у всех на слуху до нынешних дней, а некоторые незаслуженно забыты. К последним относится и Григорий Григорьевич Мясоедов. Он родился в селе Паньково Тульской губернии и принадлежал к старинному дворянскому роду. В детстве мальчик много читал, часто рисовал. Отец всячески поощрял его интерес к художеству.Свое обучение будущий художник начал в Орловской гимназии, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков.

В 1853 году Мясоедов поступил в Академию Художеств в Петербурге. Внизу портрет Мясоедова кисти И.Е.Репина.

В 1861 году за полотно «Поздравление молодых в доме помещика», Мясоедов получил малую золотую медаль.


В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе».

Будучи в 1863 г. отправлен за казённый счёт за границу, Мясоедов работал в Париже, Флоренции, Риме и Испании. В 1869 году он вернулся в Россию. В Москве пишет картину «Заклинание», за которую получил звание академика.

Мясоедов много писал о народных обычаях и суевериях. Например "Смотрины невесты".


В конце 1860-х годов, находясь за границей, Мясоедову пришла идея организации Товарищества передвижников. 16 декабря 1870 года состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов. Он стал автором первого устава ТПХВ и оставался бессменным членом правления в течение сорока лет. 29 ноября 1871 года в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота».


В марте 1872 года открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова - «Земство обедает». Эта картина принесла успех художнику. В картине раскрыта главная задача передвижнического реализма.


В довольно короткий срок художником была написана картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». В картине раскрывается иной аспект той же темы - судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях.


В 1876 году художник переселился на хутор близь Харькова. Он увлекся садоводством и огородничеством. С этого момента можно отметить начало спада в его творчестве. Меняется его отношение к крестьянской жизни. Мясоедова привлекали темы, раскрывающие народные поверья и традиции. В картине «Опахивание» изображен древний языческий обряд, защищающий скотину от болезни и смерти: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек.

В картине «Молебен на пашне о даровании дождя» передано эмоциональное напряжение крестьян, просящих помощи Всевышнего в засушливое лето.


В 1882-1884 художник работает над историческим полотном «Самосожигатели». В нем художник изобразил момент самосожжения фанатиков-староверов в горящей избе. С этой темой перекликается и рабрта «Сожжение протопопа Аввакума» (на заставке).


В 1880-е годы Мясоедов работает над пейзажами. Он создал картину «Дорога во ржи». На картине изображена фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля.


В 1880-е пейзажи Мясоедова получили признание публики. Он выбирал простые мотивы, неброские виды южного Крыма. Среди этюдов встречались и марины.


Чтобы найти себе жену, российские цари XVI-XVII вв. устраивали смотры невест, на которые допускались только самые красивые и здоровые девственницы. Боярские семьи конкурировали между собой за возможность выдать замуж свою невесту. От результатов этого средневекового кастинга зависели судьбы именитых родов и даже ход истории Московского царства.




В XV-XVI вв. у российских царей было множество проблем при выборе невесты. Европейские королевские семьи не желали отправлять своих дочерей в этот дикий, изолированный край. Они также не хотели, чтобы их благочестивые принцессы крестились в православную веру.

Породниться со знатными родами России было не намного проще. Хоть московские цари и считались всесильными, на самом деле они находились в зависимости от боярских семей. Здесь брачным вопросам постоянно мешали интриги и борьба за власть.



В 1505 году будущий царь Василий III решил провести первые на Руси смотрины невест, чтобы выбрать идеальную спутницу жизни. Этот обычай, заимствованный из Византийской империи, стал популярным в России на следующие две сотни лет.



На первом этапе «отбора» представители царя ездили по всем уголкам страны с особым царским указом. В нем предписывалось представить всех молодых девушек на «региональные смотры». Царские послы отбирали кандидаток по многим параметрам. Царская невеста должна была быть высокого роста, красивая и здоровая. Большое внимание уделялось наличию многих детей у ее родителей. Естественно, проверялась «политическая благонадежность» семьи девушки.



От 500 до 1500 отобранных девушек отправлялись в Москву для участия в следующем туре отбора. Соперницы представали перед жюри из придворных и врачей, где отсеивались в несколько туров. Здесь уже начинались придворные интриги. Благородные семьи продвигали своих родственниц и пытались протащить их в финал. При этом против особо перспективных кандидаток на титул царицы даже организовывались сговоры.



Несколько десятков девушек, прошедших предыдущие этапы отбора, выходили в финальный раунд. Это было очень похоже на телевизионное шоу «Холостяк».



Их поселили в большом красивом доме, всех одели в красивые платья. Наконец, когда прибыл царь, к нему в комнату заходили будущие невесты и кланялись в ноги. Царь давал каждой из девушек платок, вышитый золотой или серебряной нитью и жемчугом.



Царь наблюдал за кандидатками, когда все вместе обедали за одним столом, а также в приватном общении, чтобы сделать правильный выбор из этой прекрасной компании. Когда царь сделал свой выбор, он передал суженой золотое кольцо. В 1505 году Соломония Сабурова стала первой царицей, прошедший подобный кастинг царя Василия III.



Остальных финалисток разбирали в жены влиятельные бояре, либо их отправляли домой с деньгами и дорогими подарками, но могли и сослать в Сибирь – в зависимости от настроения царя.



Смотры невест вышли из моды в конце XVII века. Романовы все больше стали вступать в брак с европейскими принцессами, а Россия входила в политическую жизнь западной Европы.

Обычай смотра невест для русского монарха широко отображен в живописи русских художников. Интересно, что .

Это было непростое время. Надо было просмотреть кучу девушек и выбрать самую желанную. Это сейчас можно проводить разные кастинги и шоу. А раньше, все зависело от государя, ведь если он был не в духе, то и в Сибирь высылали чуть что не так. Как же проходил самый главный смотр невест?

"Смотрины невесты"
Картина, Мясоедов Г.Г. 2-я пол XIX века

В XV-XVII веках у царей Московского царства существовал необычный на сегодня способ выбора будущей супруги - смотр невест. Его участницы обязательно отличались красотой, отличным здоровьем и девственной чистотой. Среди семей бояр была жесткая конкуренция, чтобы окончательный выбор пал именно на их дочь. Результаты этих средневековых кастингов влияли не только на судьбу того или иного именитого рода, но и на историко- политическое развитие России.

"Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем"
Картина, 1882 год - автор художник Григорий Семёнович Седов.

В эти века женитьба российского царя на представительнице Европы из королевской семьи была невероятно проблематична. Первое - это ее жизнь далеко от Родины, в изоляции в каких-то неведомых и диких землях. Второе - короли противились принятию православия их любимыми дочками.

" Боярский свадебный пир"
Картина, 1883 год, автор художник Маковский Константин Егорович -

Стать родней знатных российских родов тоже было не легко. Несмотря на видимую всесильность царей царства Московского, в действительности они зависели от бояр. Желая посадить свою дочь на престол, каждый боярский род занимался мутными интрижками и боролся за влияние.

" Выбор великокняжеской невесты"
Картина, автор художник Репин Илья Ефимович, 1884 - 1887 годы

Впервые такой выбор был проведен Василием Ивановичем, впоследствии ставшим царем Василием III. Эту традицию он заимствовал у Византии и с 1505 г. в течение двух веков она использовалась на Руси.

Сначала государь отправлял своих послов во все уголки царства для оглашения особого царского указа. Он гласил, что каждая молодая девушка боярского рода должна была предстать на «региональных смотринах». Среди многочисленных параметров отбора невест были высокий рост, красота и здоровье. Особо выделяли кандидаток из многодетных семей. И конечно проверяли, насколько семья невесты политически благонадежна.

"Под венец"
Картина, 1884 год, автор художник Маковский Константин Егорович

Количество участниц достигало 500 - 1500 красавиц. Отсеивание происходило в течение нескольких туров. Судьями были врачи с придворными. Вот тут и начиналось время интриг для продвижения своего чада и протаскивания его в финал. Более перспективные кандидатки удалялись из конкурса путем организации сговоров среди боярских семей.

Отбор можно сравнить с телешоу «Холостяк». В финал проходили лишь немногие красотки - всего несколько десятков.

Все они были одеты в прекрасные одеяния и жили в огромном красивом доме. Заходя в царские палаты каждая из претенденток, кланялась царю в ноги. Своими руками он одаривал девушку платком с вышивкой из золотой либо серебряной нитки и жемчужин.

"Будущая невеста царя Михаила Федоровича"
Гравюра начала 1670-х, автор Мария Хлопова


"Выбор невесты"
Картина, автор художник Никитин Сергей

Обедая и приватно общаясь с девушками, государь внимательно следил за ними. Это помогало ему выбрать самую достойную для себя жену. Окончательно определившись с выбором, он одаривал суженую кольцом из золота. Именно в 1505 году Василием III был сделан выбор в пользу Соломонии Сабуровой.

"Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышнею Марией Ильиничной Милославской"
Картина, автор художник Нестеров Михаил Васильевич, 1887 год.

Оставшиеся финалистки становились или женами влиятельных бояр или уезжали обратно домой, имея при себе деньги и дорогущие подарки. Кого-то ссылали в наказание в сибирские земли. Это зависело от того, в каком настроении был государь.

"Венчание Николая II и Александры Федоровны"
Картина, автор художник Репин Илья Ефимович , 1894 год.

Смотрины невест перестали быть модными в последние годы XVII века. Род Романовых чаще любил жениться на европейских принцессах. Таким образом, Российское государство постепенно влияло на политику Запада, а конкретнее Европы.

Смотр невест — обычай выбора жены главе государства из числа самых красивых девушек страны. В отличие от традиционного поиска невесты по династическим соображениям, смотр невест проводился после своеобразного «конкурса красоты». Обычай зародился при византийском императорском дворе в VIII веке, после чего в XVI веке был воспринят на Руси.

Впервые смотр невест в Византии отмечен в 788 году, когда императрица Ирина искала жену своему сыну, номинальному императору Константину. В 788 году из 13 кандидаток, представленных ко двору, Ирина выбрала для сына в жёны юную незнатную армянку, уроженку Пафлагонии Марию Амнийскую, внучку святителя Филарета Милостивого. Из оставшихся девушек двух взяли в жёны знатные люди, а остальных отослали домой с богатыми дарами.

Смотрины невесты . Мясоедов Г.Г. 2-я пол XIX в.

Когда речь заходит о том, как цари выбирали себе невест сразу представляется себе процесс обручения в детском возрасте между какими то особами королевских и знатных кровей. Но ведь действительно на Руси не всегда было так.

Чтобы найти себе жену, российские цари XVI-XVII вв. устраивали смотры невест, на которые допускались только самые красивые и здоровые девственницы. Боярские семьи конкурировали между собой за возможность выдать замуж свою невесту. От результатов этого средневекового кастинга зависели судьбы именитых родов и даже ход истории Московского царства.


Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем. Седов Г.С., 1882 год.

В XV-XVI вв. у российских царей было множество проблем при выборе невесты. Европейские королевские семьи не желали отправлять своих дочерей в этот дикий, изолированный край. Они также не хотели, чтобы их благочестивые принцессы крестились в православную веру.

Выбор невесты. Никитин С.

В 1505 году будущий царь Василий III решил провести первые на Руси смотрины невест , чтобы выбрать идеальную спутницу жизни. Этот обычай, заимствованный из Византийской империи, стал популярным в России на следующие две сотни лет.

В Московском государстве к поиску невест для государя подходили очень строго:

Когда к вам эта грамота придёт, и у которых из вас будут дочери девки, то вы бы с ними сейчас же ехали в город к нашим наместникам на смотр, а дочерей девок у себя ни под каким видом не таили бы. Кто же из вас девку утаит и к наместникам не поведёт, тому от меня быть в великой опале и казни.

— «Указ Ивана IV» по С. Соловьеву

Выбор царской (великокняжеской) невесты. Репин И.Е., 1884-1887.

На первом этапе «отбора» представители царя ездили по всем уголкам страны с особым царским указом. В нем предписывалось представить всех молодых девушек на «региональные смотры». Царские послы отбирали кандидаток по многим параметрам. Царская невеста должна была быть высокого роста, красивая и здоровая. Большое внимание уделялось наличию многих детей у ее родителей. Естественно, проверялась «политическая благонадежность» семьи девушки.

Нередко невесты выбирались из бедных и простых домов. Отец первой жены Алексея Михайловича — Марии Милославской, служил кравчим у посольского дьяка Ивана Грамотина. Дочь его, будущая царица, хаживала в лес по грибы и продавала их на рынке. О царице Евдокии Стрешневой, супруге Михаила Федоровича, её же постельницы говаривали: «Не дорога-де она государыня; знали они её, коли она хаживала в желтиках (по В. Далю, желтики — простые женские чеботы); после-де её государыню Бог возвеличил!» . А о матери Петра I, царице Наталье Нарышкиной, дьяк Шакловитый, предлагавший погубить её, говорил царевне Софье:

Известно тебе, государыня, каков её род и какова в Смоленске в лаптях ходила.

Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышнею Марией Ильиничной Милославской (Выбор царской невесты). Нестеров М., 1887.

Вот как проходили выборы невесты Великому князю Василию по рассказу Франческо да Колло: «Сей Великий Князь Василий — как мне рассказали — решил завести жену, чтобы иметь детей и обеспечить себя законным наследником и преемником Государства; для этого повелел объявить во всех частях своего Государства, чтобы — не взирая на благородство или кровь, но лишь на красоту — были найдены самые красивые девственницы, и во исполнение этого указа были выбраны более 500 девственниц и приведены в город; из них было выбрано 300, потом 200 и наконец сократилось до 10, каковые были осмотрены повивальными бабками со всяческим вниманием дабы убедиться, действительно ли они девственницы и способны ли рожать детей, и нет ли у них какого недостатка,— и, наконец, из этих десяти была избрана жена». Согласно Сигизмунду Герберштейну, выбор производился не из 500, а из 1500 девиц.

Боярский свадебный пир. Маковский К.Е., 1883 год.

Самыми запоминающимися оказались смотрины Ивана Грозного, который нашёл таким способом трех жен. Ради его третьей женитьбы было отобрано 2000 девиц. Казимир Валишевский дал такое описание ритуала:

В браке Ивану суждено было насладиться счастьем, не выпадавшим на долю его предков. Выбор невесты производился по общему правилу. Благородные девицы всего государства, происходившие из семей служилых людей, были собраны в Москву. Для приёма их были отведены огромные палаты с многочисленными комнатами; в каждой из них было по 12 кроватей. К первому браку Василия, по словам Франциска да Колло, было собрано 500 красавиц, а по свидетельству Герберштейна - 1500. Эти цифры, по всей вероятности, показывают только число тех девиц, которые попали в Москву уже после первых выборов в провинциях. Такой порядок существовал и в Византии. Там правителям областей давались по этому поводу подробные инструкции, с указанием роста и других качеств девиц. Когда собирались кандидатки, туда являлся сам государь в сопровождении одного из старейших вельмож. Проходя по покоям, он дарил каждой из красавиц по платку, вышитому золотом, с дорогими камнями. Он набрасывал платки девицам на шею. После того, как выбор был сделан, девицы отпускались с подарками по домам. Так в 1547 г. Иван выбрал себе Анастасию, дочь покойного Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина, происходившего из старого боярского рода. Среди гибели княжеских родов он сумел, однако, сохранить близость к царскому трону и не принимал участия в ожесточенной борьбе за власть в дни детства Ивана. Возможно, что в данном случае выбор невесты был только простой формальностью.

Выбор невесты. Кириллов И.

Знакомство царя с возможными невестами могло занимать много времени. Их селили во дворце, с царскими сестрами или дочерьми. Известна история с избранием Алексеем Михайловичем будущей матери Петра I — Натальи Кирилловны. С 28 ноября 1669 года по 17 апреля 1670 года он девятнадцать раз обходил по ночам верховые опочивальни, и выбирал из шестидесяти спавших красавиц ту, которая была бы покрасивей и ему, великому государю, приглядней.

Под венец. Маковский К.Е., 1884 год.

Интриги при отборе

На Руси случалось, что царь вдруг обращал внимание на неугодную клике девушку, (например, если приближенные к трону ходатайствовали за свою родственницу). В этом случае делалось все, чтобы снять невесту с дистанции. К примеру, когда Ефимию Всеволожскую, избранную Алексеем Михайловичем, первый раз одели в царское платье, ей затянули волосы так сильно, что она упала в обморок. Быстро объявили, что Ефимия страдает эпилепсией, а её отца с семьей, за то что скрыл её «нездоровье», сослали в Тюмень.

Примерно то же случилось с Марией Хлоповой, невестой Михаила Федоровича, которая уже была взята «на верх» (во дворец, собственно в теремные хоромы цариц), ей велено было оказывать почести как царице, дворовые люди ей крест целовали, и во всем Московском государстве велено поминать её имя на ектениях — но тем не менее она также не избегла интриг. Конкуренты Салтыковы избавились от неё следующим образом: девушку довели до расстройства желудка, знающих врачей к ней не допускали, настроили против неё мать царя Марфу Ивановну, в итоге обвинив в возможной неплодности. Был созван специальный собор из бояр, Хлопова была лишена почестей и сослана в Тобольск, где жила в бедности. Тем не менее, Михаил сохранял к Марии нежные чувства, и когда его отец патриарх Филарет, прибыв ко двору, смог защитить царя от давления матери, и уменьшить влияние Салтыковых, Михаил снова объявил, что не хочет жениться ни на ком, кроме неё (хотя прошло уже 7 лет). Затем царь сделал допрос врачам, лечившим Хлопову. Изобличенные на очной ставке с докторами Салтыковы были сосланы в далекие вотчины. Тем не менее, Марфа Ивановна настояла на своем, и сын её на все ещё любимой им Хлоповой так и не женился, проходив после ещё холостяком до 29-летнего возраста (что было в его эпоху очень редким). вышли из моды в конце XVII века. Романовы все больше стали вступать в брак с европейскими принцессами, а Россия входила в политическую жизнь западной Европы.

Венчание Николая 2 и Александры Федоровны. Репин И.Е., 1894 год.

В. Волков. М. Горький.

Как-то Горький сознался: «Я с женщинами был очень несчастлив. Кого любил я, меня не любили». Конечно, писатель слукавил. Не зря ему же принадлежат слова: «Самое умное, чего достиг человек, - это любить женщину».

Жизнь распорядилась так, что его гражданской женой и секретарем была одна из самых знаменитых женщин первой половины XX века, «русская Мата Хари», - Мария Игнатьевна Закревская. Она родилась на Украине в 1891 году, в 1911 году стала графиней Бенкендорф, выйдя замуж за известного российского дипломата. После гибели последнего она стала женой барона Николая фон Будберг-Беннингсгаузена, любовницей британского шпиона Брюса Локхарта. После ареста НКВД она оказалась на работе в редакции «Всемирная литература», и там Корней Чуковский познакомил ее с Максимом Горьким. Писатель был старше авантюристки на четверть века, но, хотя Закревская не расписывалась с ним официально, они прожили в гражданском браке 16 лет.

Сюжет развивался как в настоящей мелодраме. В 1920 году в Россию приехал известный английский писатель Герберт Уэллс и остановился пожить у Горького. Так возник любовный треугольник, который в конце концов разрешился отъездом Марии в Британию.

А в 1968 году, когда отмечался 100-летний юбилей со дня рождения Горького, Мария Закревская посетила Москву. Ей было почти 80 лет, и мало кто мог узнать в ней одну из самых интригующих фигур истории.