Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка. Формирование личностных ууд на уроках русского языка и литературы Технологическая карта позволит учителю

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов к деятельности учителя стали предъявляться новые требования. Одним из таких требований является реализация универсальных учебных действий в процессе обучения .

Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта .

Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:

  1. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
  2. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
  3. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
  4. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Безусловно, что на уроке в равной мере должны быть реализованы все четыре вида действий.Каждый школьный предмет обладает своей уникальной спецификой. Соответственно, формирование универсальных учебных действий должно реализовываться в соответствии с этими особенностями.

В данной главе будут рассмотрены особенности русского языка и литературы как школьных предметов, возрастные особенности учащихся, специфика личностных универсальных учебных действий.

    Особенности учащихся современной средней школы

Особенности современных школьников изучались многими исследователями (Бунеев Р.Н., 2002, Илюшин Л.С., 2006, Торшилова Е.М., 2001, Степанов П.В., 2006, Ефремов К., 2007, Собкин В.С., 2006 и др.). Изложим кратко основные идеи, значимые для нашего исследования.

Важным качеством современных детей стоит назвать более сильное ощущение своего «Я» в мире. Следствием этого является более свободное и независимое поведение, чем у детей в прошедшие годы. Соответственно, происходит отделение ребёнка от коллектива, от семьи, подчас рушатся моральные нормы устои.

В эпоху Интернета у школьников возникает «клиповое мышление» , требующее динамичной и дозированной подачи материала в форме гипертекста. При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. В связи с этим, учащиеся с трудом могут разобраться в теме и основной идее текста, воспринимают художественное произведение поверхностно, не видят подтекста и глубинного смысла.

Сегодня подростки все больше времени проводят у экранов ТВ и компьютеров. С пеленок окруженные электроникой школьники прекрасно ориентируются в новых технологиях и нетерпимо относятся к технической некомпетентности других. Отношение к использованию новых информационных технологий носит у подростков прагматичный характер: они «добывают», «скачивают» информацию. Информация воспринимается ими как ничья, они не смотрят авторов найденной информации . Произведения художественной литературы остаются в их сознании вне автора и времени создания повести или романа, а вместе с этим отходит на задний план хронологический аспект анализа. Индивидуальный прагматизм очень быстро завоевывает позиции в сознании школьников. Учащиеся «учат» только те предметы, которые нужны им для дальнейшей жизни.

По степени популярности занятия сегодняшних подростков в свободное время, например, в выходные дни, располагаются в следующей последовательности: просмотр телепередач, слушание музыки, игра на компьютере, разговоры с друзьями по телефону, просмотр видеокассет, чтение . Отсюда следует, что на уроки литературы, где заранее нужно прочитать текст, они приходят неподготовленными, что затормаживает образовательный процесс.

Многие подростки проявляют неверие в традиционные ценности, считают, что традиционные моральные нормы и ценности относительны, не обязательно их все соблюдать . Поэтому они запросто ругаются матом на уроках, не уважают мнение других людей.

Современные школьники ожидают, что все занятия будут легкими и увлекательными. Учащиеся хотят получать хорошие отметки при минимуме усилий.

В целом современный школьник – деятельный участник социокультурного образовательного пространства современной школы, активность которого обусловлена состоянием успешности в той или иной сфере деятельности.

Общая характеристика русского языка как школьного предмета


Русский язык как учебный предмет – основа образования школьника. Открывая доступ к получению знаний по всем другим предметам школьного курса, формируя необходимые для образования и самообразования умения и навыки, сам предмет «русский язык» имеет большое познавательное значение. Именно он подводит детей к пониманию такого важного явления действительности, как язык, к осознанию основных языковых средств (фонетических, лексических, грамматических). На уроках русского языка дети овладевают четырьмя разновидностями речи: чтение, письмо, говорение, аудирование. Здесь школьники осознают отношение формы и значения, развивают логическое мышление, получают представление о развитии языка, знакомятся с новыми и устаревшими словами и др.

На уроках русского языка решаются серьёзные воспитательные задачи, у детей возникает чувство гордости за прекрасный и могучий русский язык; развитие умения анализировать ведёт к ответственному отношению в выборе слов, к правильности и грамотности речи.

Специфика русского языка как учебного предмета заключается в том, что, во-первых, он является предметом обучения, во-вторых, средством изучения всех остальных школьных предметов. Ведущее направление в изучении русского языка – развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности школьников с опорой на чувство языка и максимальное использование связных текстов .

Общая характеристика литературы как школьного предмета


Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры .

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Личностные универсальные учебные действия в системе школьного образования

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях . Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

    действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

    действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Способы формирования личностных УУД

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира .

К личностным УУД относятся:

    положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

    желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

    осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

    осваивать новые виды деятельности;

    участвовать в творческом, созидательном процессе;

    осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

    осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

    стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Для формирования личностных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий :

    участие в проектах;

    творческие задания;

    зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

    мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

    самооценка события, происшествия;

    дневники достижений.

Современному учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Технология проблемного диалога


Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения.

На уроках русского языка и литературы возможен широкий спектр проблемных ситуаций. Наиболее продуктивными являются проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать» . Так, например, учеников просят написать слова или предложения на новое правило, определить новую часть речи. При отсутствии знаний по сегодняшней теме это задание неизбежно вызывает разброс мнений учеников.

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

    умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

    самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

    креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности; обеспечивает более прочное усвоение знаний; делает учебную деятельность учащихся более привлекательной. Реализуя данную технологию, учитель работает над развитием не только личностных, но и коммуникативных универсальных учебных действий.

Технология продуктивного чтения


Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения) . Выделяем этапы работы с текстом на уроках:

    до начала чтения

    в процессе чтения

    после чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология)

1 этап. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.

2 этап. Самостоятельное чтение про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем чтение вслух, по абзацам, с комментариями. По ходу чтения задаем вопросы на понимание текста, ответы на которые дети находят в тексте, и также по ходу чтения проходит словарная работа (т.е. медленное движение за автором по строчкам, диалог с автором).

Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.

3 этап. После чтения ставим проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на вопрос, происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности.

Далее работа усложняется и углубляется. Выделяются средства выразительности: образные выражения, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения. Также рассматривается стиль языка, особенность письма, приемы, формы, жанры произведений.

Эта технология хороша тем, что развивает сразу несколько универсальных учебных действий. На первом этапе происходит целеполагание, ребята пытаются самостоятельно определить тему ещё неизвестного текста, думают, как подойти к его анализу, прогнозируют дальнейшее развитие событий.

На втором этапе ученики сначала пропускают текст через себя, то есть развивают личностные универсальные учебные действия. А затем переходят к диалогу, отвечая на вопросы, обсуждая прочитанное. Таким образом, развивают коммуникативные способности.

Третий этап впитывает в себя все четыре разновидности универсальных ученых действий: дети беседуют по тексту (коммуникативные), оценивают текст с точки зрения нравственных и этических норм (личностные), формулируют и анализируют проблему (познавательные), ищут «ключик» к анализу текста, выстраивают последовательность анализа (регулятивные).

Технология формирования типа правильной читательской деятельности учит детей осмысленному чтению литературного произведения, развивает технику чтения и речь школьников, помогает привить ребёнку любовь к слову, языку, и самое главное, к чтению. Также воспитывает умение учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, что способствует индивидуальному прогрессу в основных сферах личностного развития, формирует регулятивные универсальные учебные действия.

Технология оценивания учебных успехов


Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания и также тесно связана с регулятивными универсальными учебными действиями . У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Технология оценивания реализована в предметных УМК (тетради для проверочных и контрольных работ), в «Дневниках школьника», в тетрадях по диагностике метапредметных результатов.

Дети сами в сентябре формулируют правила жизни в школе, учатся записывать расписание с первого дня обучения в школе буквами или условными знаками, учатся оценивать собственные успехи, своё отношение к урокам. В конце учебного года ребёнок может оценить свои успехи за год.

Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

Информационно-коммуникационная технология


Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации. Осуществляются метапредметные связи.

Над формированием личностных универсальных учебных действий работа будет строиться на протяжении всего обучения в школе. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Для формирования личностных универсальных учебных действий необходимо использовать различные технологии в комплексе. И сами личностные универсальные учебные действия должны развиваться в комплексе с другими учебными действиями такими, как коммуникативные, регулятивные и познавательные.

Список литературы

  1. Авдулова, Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. – СПб, 2010. – № 4. – с. 28-38.
  2. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения Текст.: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 104 с.
  3. Белова, Н. Ю. , Чибрина, С. Д., Василовская, Л.А. От ОУУН к УУД. // Первое сентября. [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/ articles/627401/ . Режим доступа: 31.05.2013.
  4. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2010. – 231 с.
  5. Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. – М.: «Всё для учителя!», 2011. - Пилотный выпуск. – С. 4-6.
  6. Карабанова, О.А. Учимся учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны. [Электронный ресурс]: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250 . Режим доступа: 31.05.2013.
  7. Корчагина, М. В. Значение универсальных учебных действий для успешности изучения литературы. // Первое сентября. [Электронный документ]: http://festival. 1september.ru/articles/625419/ . Режим доступа 02.06.2013.
  8. Кузнецов, А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – М.: Просвещение, 2008. - № 2. - С. 3-6.
  9. Лысиченкова, С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию [Текст] / С. А. Лысиченкова // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 428-431. [Электронный документ]: http://www.moluch. ru/archive/39/4654/ . Режим доступа: 31.05.2013.
  10. Мишакина, Т.Л., Гладкова, С.А. Формирование универсальных учебных действий.– М.: Ювента, 2009. – 48с.
  11. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника [Текст] / Петрова И. В. // Молодой ученый. – 2011. – №5. Т.2. – С. 151-155.
  12. Тарасов. С.В. Школьник в современной образовательной среде. Монография. – СПб.: Образование-Культура, 2001. – 151 с.
  13. Торшилова, Е.М. Современные школьники: ценностные ориентации, предпочтения и вкусы: Результаты соц.-псих. исслед. // Известия РАО. – 2001. – № 4. – с.86-95.
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:Просвещение, 2010. – 31с.

Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий -- замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

УУД на уроках русского языка в начальной школе являются:

Умение использовать языком с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.

Рассмотрим каждый вид УУД по отдельности.

Формирование личностных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам (система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника и соседу по парте).

Формирование регулятивных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания (система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке русского языка и т.д.).

Формирование коммуникативных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе.

Формирование познавательных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться:

Формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

Выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;

Проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;

Строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

Строить логическую цепь рассуждений

Результатами освоения программы по русскому языку выпускниками начальной школы будут личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты: осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь - это показатели культуры человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

Коммуникативные УУД: осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Предметные результаты освоения курса русского языка: овладение начальными представлениями о средствах языка и возможностях их использования в речи; освоение основных понятий и правил из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), при этом рассматривать их с указанной точки зрения (например, слово: с точки зрения звуко-буквенного состава, строения, принадлежности к той или иной части речи, роли в предложении); способность конструировать единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), а также создавать собственные высказывания для конкретной ситуации общения, в том числе небольшие тексты определённых жанров (в объёме изученного); умение в процессе письма пунктуационно правильно (в освоенных пределах) оформлять мысли, а также замечать орфограммы, осознавать свои затруднения, решать орфографические задачи (в том числе по словарю), а в неизвестных случаях освоенным способом (с помощью «окошка») «уходить» от орфографической ошибки; проверять написанное и аккуратно (при необходимости) вносить коррективы.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

1. Универсальные учебные действия определяются как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающий его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет такие виды универсальных учебных действий как личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

3. Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. В частности на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.

4. Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку, а также формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Формирование универсальных учебных действий

на уроках русского языка и литературы

Особенность современного мира заключается в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. В результате знания, которые учащиеся получили в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а человек оказывается в сложной ситуации, ведь его не научили в школе «умению учиться», а только дали определенный набор знаний, который стремительно устаревает в наш век информационных технологий. Поэтому результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными.

В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

ВГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно-ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:

    Личностные.

    Регулятивные.

    Познавательные.

    Коммуникативные.

Безусловно, что на уроке в равной мере должны быть реализованы все четыре вида действий. Каждый школьный предмет обладает своей уникальной спецификой. Соответственно, формирование универсальных учебных действий должно реализовываться в соответствии с этими особенностями .

Важным качеством современных детей стоит назвать более сильное ощущение своего «Я» в мире. Следствием этого является более свободное и независимое поведение, чем у детей в прошедшие годы.

В эпоху Интернета у школьников возникает «клиповое мышление», требующее динамичной и дозированной подачи материала в форме гипертекста. При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. В связи с этим, учащиеся с трудом могут разобраться в теме и основной идее текста, воспринимают художественное произведение поверхностно, не видят подтекста и глубинного смысла.

Сегодня подростки все больше времени проводят у экранов ТВ и компьютеров. С пеленок окруженные электроникой школьники прекрасно ориентируются в новых технологиях и нетерпимо относятся к технической некомпетентности других. Отношение к использованию новых информационных технологий носит у подростков прагматичный характер: они «добывают», «скачивают» информацию. Информация воспринимается ими как ничья, они не смотрят авторов найденной информации. Произведения художественной литературы остаются в их сознании вне автора и времени создания повести или романа, а вместе с этим отходит на задний план хронологический аспект анализа. Индивидуальный прагматизм очень быстро завоевывает позиции в сознании школьников. Учащиеся «учат» только те предметы, которые нужны им для дальнейшей жизни.

По степени популярности занятия сегодняшних подростков в свободное время, например, в выходные дни, располагаются в следующей последовательности: просмотр телепередач, слушание музыки, игра на компьютере, разговоры с друзьями по телефону, чтение. Отсюда следует, что на уроки литературы, где заранее нужно прочитать текст, они приходят неподготовленными, что затормаживает образовательный процесс.

Современные школьники ожидают, что все занятия будут легкими и увлекательными. Учащиеся хотят получать хорошие отметки при минимуме усилий.

В целом современный школьник – деятельный участник социокультурного образовательного пространства современной школы, активность которого обусловлена состоянием успешности в той или иной сфере деятельности.

Общая характеристика русского языка как школьного предмета

Русский язык как учебный предмет – основа образования школьника. Открывая доступ к получению знаний по всем другим предметам школьного курса, формируя необходимые для образования и самообразования умения и навыки, сам предмет «русский язык» имеет большое познавательное значение. Именно он подводит детей к пониманию такого важного явления действительности, как язык, к осознанию основных языковых средств (фонетических, лексических, грамматических). На уроках русского языка дети овладевают четырьмя разновидностями речи: чтение, письмо, говорение, аудирование. Здесь школьники осознают отношение формы и значения, развивают логическое мышление, получают представление о развитии языка, знакомятся с новыми и устаревшими словами и др.

На уроках русского языка решаются серьёзные воспитательные задачи, у детей возникает чувство гордости за прекрасный и могучий русский язык; развитие умения анализировать ведёт к ответственному отношению в выборе слов, к правильности и грамотности речи.

Специфика русского языка как учебного предмета заключается в том, что, во-первых, он является предметом обучения, во-вторых, средством изучения всех остальных школьных предметов. Ведущее направление в изучении русского языка – развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности школьников с опорой на чувство языка и максимальное использование связных текстов.

Общая характеристика литературы как школьного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Личностные универсальные учебные действия в системе школьного образования

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

    личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

    смыслообразование, т.е. у ченик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать.

    нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

К личностным УУД относятся:

    положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

    желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

    осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

    осваивать новые виды деятельности;

    участвовать в творческом, созидательном процессе;

    осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

    осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

    стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

На уроках русского языка личностные УУД развиваются благодаря текстам, данным в учебниках, презентациях, на заранее подготовленных карточках, при написании сочинений и изложений. Эти тексты могут быть нравственного, морального, патриотического, этического и другого содержания. Тем самым развиваются и формируются личностные действия, направленные на осознание и принятие жизненных ценностей, которые позволяют найти своё место в жизни, ориентироваться в моральных нормах. Приступая к выполнению этих упражнений, к анализу данных текстов, дети с помощью учителя дают нравственную оценку содержанию этих упражнений.

Для формирования личностных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий:

    участие в проектах;

    творческие задания;

    зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

    мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

    самооценка события, происшествия;

    дневники достижений.

Для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках литературы можно использовать следующие приёмы:

    Дай себе помочь.

    Выход за пределы.

    Отсроченная реакция.

    Лови ошибку.

    Театрализация.

    Вопрос к тексту.

    Комментированное чтение.

    Идеальное задание.

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

    целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

    планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

    прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

    оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

    саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

    «преднамеренные ошибки»;

    поиск информации в предложенных источниках;

    взаимоконтроль;

    взаимный диктант;

    диспут;

    заучивание материала наизусть в классе;

    «ищу ошибки»;

    контрольный опрос на определенную проблему.

Методические приемы для формирования регулятивных действий

на уроках литературы

    З-Х-У (знаем, хотим узнать, узнали и осталось узнать).

    Инсерт.

    Создай паспорт.

    Зигзаг.

    Рюкзак.

    Вопрос к тексту.

    Задания-ловушки.

    Обоснованный отказ от выполнения заданий.

    Многоступенчатый выбор.

    Создание «помощника» для проверки работы.

Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

    структурирование знаний;

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

    выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

    постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

    анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

    синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

    выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

    подведение под понятие, выведение следствий;

    установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

    построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

    доказательство;

    выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

    сравни;

    «найди отличия» (можно задать их количество);

    «на что похоже?»;

    поиск лишнего;

    «лабиринты»;

    упорядочивание;

    «цепочки»;

    хитроумные решения;

    составление схем-опор;

    работа с разного вида таблицами;

    составление и распознавание диаграмм;

    работа со словарями.

Методические приемы для формирования познавательных действий

на уроках литературы

    Прием моделирования.

    Удивляй.

    Фантастическая добавка.

    Пересечение тем.

    Дай себе помочь.

    Повторяем с контролем.

    Опрос «по цепочке».

    Опрос-итог.

    Игры-тренинги.

    Да и нет.

    Хорошо – плохо.

    Точка зрения.

    Многоэкранная схема.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

    управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

    составь задание партнеру;

    представь себя в роли учителя и составь задание для класса;

    составь рассказ от имени героя;

    составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);

    отзыв на работу товарища;

    групповая работа по составлению кроссворда;

    «отгадай, о ком говорим»;

    диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

    «подготовь рассказ...»;

    «опиши устно...»;

    «объясни...» и т. д.

Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера» .

«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:

Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?

Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

    составление кластера;

    дискуссия;

    групповая форма работы;

    проектная и исследовательская деятельности;

    театрализация;

    рефлексия;

    портфолио;

    создание учащимися литературных произведений.

Таким образом, модернизация образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.

Нестерова И.А. Способы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка // Энциклопедия Нестеровых

В настоящее время педагогика предусматривает различные подходы к формированию универсальных учебных действий. Необходимость кропотливой работы педагога в данном направлении обоснована во ФГОС нового поколения. Отдельное внимание уделяется предметной составляющей формирования УУД. Особо следует уделить внимание способам формирования УУД на уроках русского языка.

Прежде чем говорить о способах формирования универсальных учебных действий обратимся к распространенной в современной педагогике трактовке данного понятия. В современной науке под универсальными учебными действиями подразумевают способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса .

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Формирование универсальных учебных действий осуществляется посредством использования различных педагогических технологий. Педагогические технологии условно можно условно причислить к категории способов формирования УУД.

В современной науке твердо закрепились определенные этапы формирования универсальных учебных действий. Рассмотрим этапы формирования УУД. П. Я. Гальперин предложил теорию планомерного поэтапного формирования действий согласно которой была разработана этапизация процесса формирования УУД. Для того, чтобы понять ее суть, следует выделить систему условий, учёт которых не только обеспечивает, но даже "вынуждает" ученика действовать правильно и только правильно, в требуемой форме и с заданными показателями. Эта система включает три подсистемы:

  • условия, обеспечивающие построение и правильное выполнение учеником нового способа действия;
  • условия, обеспечивающие "отработку", то есть воспитание желаемых свойств способа действия;
  • условия, позволяющие уверенно и полноценно переносить выполнение действия из внешней предметной формы в умственный план .

На указанных этапах базируются ключевые технологии формирования универсальных учебных действий.

Теперь рассмотрим каждый способ (технологию) формирования универсальных учебных действий отдельно. Начать следует с проблемного обучения, так как оно относится к инновационным подходам в образовании.

Проблемное обучение – организация урока, предполагающая создание под руководством учителя проблемных ситуаций, активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение , как способ формирования универсальных учебных действий направлено на преобразование и борьбу со стереотипами в системе образования. В первую очередь проблемное обучение ломает привычные стереотипы проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений "учитель – ученик". Поэтому требования, которые предъявляются к современному педагогу, не дают ему ни малейшего шанса ограничиться усвоением учащимися школьной программы Необходимо создавать и ставить учителем такую учебную ситуацию и цель урока, которая вызвала бы у учащихся потребность, желание узнать эти сведения и работать с детьми в направлении целей . Предлагаются наиболее распространённые приёмы создания проблемной ситуации:

  • подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;
  • изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  • сравнения, обобщения, сопоставления фактов, для объяснения которых нужны новые сведения; задания, для выполнения которых недостаёт знаний;
  • формулирование темы урока в виде вопроса.

Один из методов проблемного обучения – проблемное изложение. Учащимся рекомендуется высказать своё предположение, уметь попробовать самим ответить на вопрос, а потом проверить или уточнить ответ. Усвоение содержания обучения и развитие учащегося происходит не путем передачи ему готовой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Проблемное обучение позволяет учителю включать в урок разнообразные формы деятельности. Основные виды деятельности представлены ниже.

Одна из особенностей современного процесса обучения является переход к личностно-ориентированному подходу в обучении, что требует использования комплекса методов, технологий для развития личности, организационных форм.

Личностно-ориентированный способ формирования УУД существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем, тем, что предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе познания. В её рамках учитель с помощью разнообразных технологий согласует свои приёмы и методы работы с познавательными интересами, стратегиями и стилем ребёнка, а не ученик подстраивается под цели педагога, способы его мышления, сложившийся обучающий стиль.

Совместная творческая деятельность учащихся в группе способствует формированию метапредметных коммуникативных умений:

  • организовывать взаимодействие в группе;
  • предвидеть последствия коллективных решений;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
  • учиться подтверждать аргументы фактами.

Учителю на таком уроке отводится роль организатора деятельности, консультанта, человека создающего условия для работы. Учитель поддерживает, подталкивает, консультирует, направляет, радуется успехам и находкам учащимся. Вместе с тем, если надо, помогает им сделать выводы, обобщает сказанное .

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения и модернизации образования всё активнее используются. Перед учителем стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и легко реагировать на изменяющиеся условия, были способны находить новые проблемы и задачи и пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Всё это можно достичь при помощи разнообразных технологий, включая информационно – коммуникационные.

Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение сопоставлять факты, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Использование ИКТ на уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям: создание презентаций к уроку; работа с ресурсами Интернета; использование готовых обучающих программ; разработка и использование собственных авторских программ .

Очень важен в современных условиях метод проектов. Целью проектного обучения является создание условий, при которых учащиеся:

  • охотно и самостоятельно приобретают недостающие знания из различных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • развивают у себя исследовательские умения; развивают системное мышление .

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Использование метода проектов очень важно для формирования универсальных учебных действий Однако действующий ФГОС предполагает наличие определенных требований к использованию метода проектов. К их числу относится следующее:

  • наличие значимой в творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Признанным в обучении выступает системно-деятельностный подход, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

  1. применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог;
  2. создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание .

Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения отраженные на рисунке ниже.

Подробнее рассмотрим вопросы формирования познавательных УУД при чтении текстов на уроках русского языка. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и мн. др. В ходе обучения чтению учащимся требуется овладеть различными видами и типами чтения.

Перечислим виды чтения, способствующие формированию познавательных УУД:

  1. ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;
  2. изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;
  3. поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта.

В уроки русского языка необходимо включать проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.

Литература

  1. Гальперин П. Я. Лекции по психологии / Под ред. и с предисл. А. И. Подольского. М., 2002.
  2. Шегаев И. С., Шегаева А. В. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) // Молодой ученый. – 2013. – №10. – С. 550-552.
  3. Программа формирования универсальных учебных действий: Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 284 с.
  4. Развитие общеучебных умений – путь к функционально грамотной личности / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, А.А.Вахрушев и др. // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – № 6. – С. 25.
  5. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 11. – С. 59.