Феномен антикультуры. Субкультура, контркультура, антикультура. Их инновационный потенциал Культура и антикультура в современном мире

Если культура – не все, что угодно, не вся жизнь человека и общества, хотя она и может быть связанной со всем, воплощаться чуть ли не во всем. Значит, во-первых, в жизни есть что-то, что не является культурой, в чем не воплощается культура. Во-вторых, тогда очевидно есть явления, направленные на разрушение культуры и ее ценностей, на уничтожение культуры, или, по меньшей мере, на сведение ее к низшему уровню. По-видимому, бывают такие явления, которые представляют собой фактически антикультуру. Не обязательно в чистом виде. И то и другое, и культура и антикультура в жизни сосуществуют, порой будучи взаимосвязанными моментами и повседневности, и сознания, и поведения людей, и действий социальных групп, социальных институтов, государств.

Но что же такое эти антикультурные явления, антикультурное в жизни людей?

Опять-таки, если.

Если культура – это духовный опыт человечества (разумеется, позитивный и реализуемый), то антикультурные явления и процессы направлены против духовности.

Если культура, вместе с тем, - совокупность духовных ценностей, ценностных смыслов (выраженных в знаковой форме), значит антикультура – то, что направлено на обесценивание, ведет к утрате духовных ценностей.

Если культура, к тому же, - содержательная форма, форма человечности, то антикультура – то, что направлено к исчезновению содержания – формализация человеческих действий и отношений. Или то, что направлено прямо на разрушение человеческой формы – к бесчеловечности, к превращению человека в зверя, скота или бездушный механизм, автомат.

Но в чем же особенно ярко проявляется антикультура? Каковы антикультурные явления и моменты жизни человека и общества?

Прежде всего, поскольку культура принципиально духовна, ей враждебна бездуховность. Основанием бездуховности является приоритет значимостей, ценностей оппозиционных духу. Ведущим в жизни при этом оказываются материальные блага, сама по себе власть, удовольствия, сомнительные с точки зрения культурных людей, псевдоэстетические ценности. Характерными становятся вещизм, потребительство, отношение к другому человеку как к вещи, товару. Бездуховная или малодуховная среда действуют так, что культурному, или стремящемуся к культуре, человеку в такой среде быть трудно и даже опасно. Английский эстетик Х1Х века У.Моррис как-то отметил, что вещи нехудожественные чрезвычайно воинственны. Они не дают развиваться эстетическому и художественному вкусу или портят вкус. Активно воинственны вещизм и потребительство, что сейчас отчетливо выражено в так называемом массовом потреблении.



Но и в духовности самой по себе может воплощаться антикультура. Вопрос всегда в том, какова духовность? Духовность, ориентированная на физическое, социальное и духовное же порабощение другой нации, другой личности – антикультурна. Геббельс, один из вождей национал-социализма в фашистской Германии, при слове «культура» хватался за пистолет. Некоторые из фашистов были прекрасно образованы, любили классическое искусство. Но их духовность вполне сочеталась с уничтожением ценностей духа, памятников чужой, да и своей (немецкой) культуры, миллионов людей.

Конечно, все это связано с отношением к ценностям культуры. И недаром, когда мы обозначаем эти ценности, им противопоставлено то, что называют антиценностями. Добро существует в оппозиции злу, красота – безобразию или уродству. Любовь к ненависти, свобода к рабству, совесть к бессовестности, порядочность к подлости, истина ко лжи. И так далее.

Как и ценности культуры, антиценности реализуются в жизни людей, в их взаимоотношениях. Ни то, ни другое не реализуется абсолютно. В действительности нет абсолютного добра или абсолютного зла, абсолютной любви или абсолютной ненависти. Но зло, как и добро, ненависть, как и любовь, - реальны. Антиценности случаются, бывают проявлены, выражены, означены, оформлены. Хотя обычно не так явно, как ценности. Дело в том, что устойчивость любого общества связана с наличием ценностей. Откровенные проявления бесчеловечности, ненависти, лжи, бессовестности чаще всего блокируются и осуждаются. Поэтому их стараются прикрыть, замаскировать, оправдать (скажем, жестокость необходимостью). Нравственное поведение оформляется в виде правил, заповедей, этикета. Безнравственное, антикультурное – может быть и не оформленным специально. Но как-то выражено, и действенно. В чем именно?

К примеру, что очевидно, в разных формах и видах насилия. Теоретики различают применение силы и осуществление насилия. Сила может применяться со злыми и добрыми намерениями. И насилие не в каждом случае, не в каждой жизненной ситуации – бесчеловечно, антикультурно. Антикультурная суть насилия бывает проявлена в том и тогда, в чем и когда оно «ориентировано на унижение, подавление личностного начала в человеке и человеческого начала в обществе.

Оно глубинно, сущностно антигуманно.». В.А.Микляев далее отмечает, что у такого насилия нет подлинно духовного оправдания. На его стороне ложь, цинизм, моральная и политическая демагогия, в попытках его оправдания обычно через необходимость и якобы достигаемую с его помощью благую цель. Насилие в этом своем виде может быть и физическим и социально-экономическим и духовным, следствием коего может быть физическое, социально-экономическое и духовное рабство. Ясна поэтому антисвободная суть такого насилия.

Насилие связано с весьма значимым явлением человеческой жизни, истории человечества – войнами. Войны исторически и регионально разнообразны. И в них очень сложно проявляются взаимоотношения культурного и антикультурного. Авторы книги «Нравственные ограничения войны: проблемы и примеры» отметили, что: «Война была ужасна с самого начала – еще тогда, когда основным оружием были копье, кинжал, булава, праща и лук. Кровавая схватка, в которой противника закалывали или рубили насмерть, очаровывала одних и вызывала внутреннее опустошение и отвращение у других. Часто после битвы ужасы войны продолжались, например, в массовых убийствах стариков, женщин и детей. Затем, по пятам войны, следовали голод и болезни, которые часто сводили в могилу больше людей, чем сама война.»

Войны в цивилизованных обществах не стали менее кровавыми. Зато стали более масштабными по размаху причиняемых бедствий. Достаточно вспомнить первую и вторую мировые войны. Да и более мелкие, в сравнении с ними, вооруженные конфликты ХХ и начала ХХ1 веков, вызывали у нормальных людей чувства ужаса и отвращения. Ну, а исходя из того, что под культурой мы понимаем нечто позитивное, представляется очевидной антикультурность войны. И впрямь, война непосредственно связана с убийствами людей людьми, разрушениями их жилищ и памятников культуры.

Война – не милосердна. В процессах войн творятся зверства. Войны иногда пытаются оправдать через их неизбежность и даже будто бы необходимость. Война ведь это и то, «что создавало империи, расширяло цивилизации».В истории человечества нередки попытки «облагородить» военные столкновения. По возможности исключить из них мирное население, ввести правила честной, рыцарской войны. Хотя из этого мало что получалось. Война всегда провоцирует на нарушение всяких правил. Слишком велика цена побед и поражений.

В военном деле, в армейской жизни видели известную красоту, которой можно наслаждаться. Пушкин любил «воинственную живость потешных марсовых полей, пехотных ратей и коней однообразную красивость». Правда, это он писал о параде. А война – не парад. И хотя в изображениях войны до немецких экспрессионистов доминировала именно красивость, потом, и в живописи, и в кино стали отражать реальное безобразие войны, связанное со всяческой грязью, нечеловеческими условиями военной жизни, и самой этой жизни.

Однако, при этом постоянно твердили, что война (служба в армии) как ничто другое закаляет тело и дух, развивает мужество и стойкость. Кроме того, обращали внимание и на то, что ведь не все войны захватнические, несправедливые нравственно не обоснованные. Есть ведь и справедливые, освободительные, оборонительные и даже «священные» войны. Когда речь идет о защите не только своей «хаты» но Родины, народа, ценностей культуры. И именно поэтому служба в армии в некоторых странах рассматривается не только как профессия, а как долг, почетная обязанность гражданина.

И, конечно, в таких войнах действительно проявляется дух свободы, благородное стремление к спасению отчизны, человечества, и культуры в том числе. Война может обретать характер «народной». И в таких войнах нередки проявления жертвенности, когда одни люди гибнут, чтобы другие жили. В России это было в войне с Наполеоном в 1812 году, в ходе Великой отечественной войны.

Все это так. Но вместе с тем, любая, даже самая справедливая война – это неизбежное зло, неизбежное организованное убийство и разрушение. Люди, вольно или невольно участвующие в войнах, так или иначе, калечатся, и не только физически. У части из них, наряду с тем же мужеством, появляется отношение к вооруженному насилию и убийству как к возможным, оправданным действиям. Таким, при которых нажимать спусковой крючок или кнопку, за чем последуют чьи-то смерти, в общем, дело привычное, обычное. У некоторых возникает даже удовольствие от стрельбы по живым мишеням.

Если же на войну попадает человек культурно развитый, война калечит его по-другому. Он на ней должен делать то, что против совести. Что не оправдывается ссылкой на неизбежность и справедливость войны, в которой он участвует. Тогда война – личная трагедия человека, который убивал. И трагедия не заканчивается с окончанием войны. Всю жизнь может давить тяжкая ноша греха, взятого на душу.

Это тем более так, потому что воюют не люди друг с другом, а их сообщества, государства. И отдельным человеческим жизням (каждая из которых представляет собой уникальную ценность) – в мясорубке войны цена – копейка. Очень часто в условиях войн звучит приказ: взять высоту, укрепление «любой ценой».

Войны пока что, к сожалению, неизбежны. Они и есть неизбежное зло, даже если воевать приходится, даже если за родину, за будущее человечества. В целом война, какая бы она ни была, - антикультурна в сущности. В ее ходе проявляются не только мужество и стойкость, и жертвенность, но и масса жестокостей, низостей, предательств. И трусость тоже. Именно на этом фоне ярче, чем в обычной жизни проявляются и героизм, и самоотречение, и милосердие, - вопреки сути войны.

Убийства совершаются не только на войне. И не только убийства. Жестокое физическое насилие, мучительство. Причем, характерное именно для людей и их сообществ. Животные крайне редко убивают представителей своего вида. И уж конечно намеренно не мучают. Пытки – человеческое изобретение. Среди животных возможны и даже обычны столкновения, выяснение отношений с целью утвердить чье-то доминирование. Но, как правило, эти столкновения проводятся по определенному сценарию и, чаще всего, не до смерти.

В человеческих сообществах, наряду с бесцельными убийствами, выгодными убийствами и мучительствами с эгоистическими целями, тоже бытовали формы ритуальных убийств разного рода. Появлялись и формы убийств, применения оружия и силы, и даже самоубийств, осуществлявшихся по специальным правилам. И если вообще убийства и мучительства очевидно античеловечны и антикультурны (недаром в Библии есть заповедь «не убий»), то с убийствами, например, на дуэли дело сложнее.

В определенных слоях общества в определенное время честь как ценность оказалась выше, чем жизнь (своя и чужая). И дуэль какое-то время могла быть элементом культуры такого социального слоя как дворянство. Тем не менее, хотя честь и сейчас остается ценностью жизни и культуры, дуэль постепенно стала восприниматься как неразумный и антигуманный способ ее отстоять Честь надо беречь и отстаивать, но современному культурному человеку не обязательно убивать или умирать из-за кем-то затронутой чести.

Преступные виды насилия: разбой, грабеж, убийство с целью наживы, воровство – не только противоправны, но и антикультурны. «Порядочные преступники», благородные разбойники появляются в фольклоре, в художественной литературе (Робин-Гуд, Дубровский), а в жизни – только в совершенно исключительных случаях. Как правило, преступники обирают людей, отнимая не только кошелек, но и унижая человеческое достоинство своих жертв, если последние остаются в живых. Преступления совершаются и непосредственно против культуры путем уничтожения или кражи произведений искусства, вандализма в храмах и на кладбищах.

Государства, имеющие не простые отношения с культурой, пытаются, если не искоренить преступность, то хотя бы существенно снизить ее уровень. В том числе и что касается охраны ее ценностей, памятников, раритетов. Любое государство заинтересовано в культуре прежде всего в плане ее использования. И коммерческого, так как произведения искусства, кино, театры, музеи могут приносить доходы. И престижного. Наличие достижений культуры обеспечивает высокое реноме этого государства в международном масштабе. И в остальном государство утилитарно относится к сфере культуры, которая, как у нас, в России, финансируется по остаточному принципу. Для государства культура хороша, когда она полезна, удобна в плане содействия устойчивости самого же государства, утверждению в сознании людей его ценностей, введению поведения людей в достаточно четкие рамки, внедрению государственной идеологии.

Государство через политические институты следит за состоянием и характером культуры населения. Через идеологию, цензуру, ангажированную критику воздействует на то, что происходит в культуре и с культурой. Но любая культура, помимо преемственного, традиционного, непременно предполагает появление нового. Культура тяготеет к свободе, которая может реализоваться как одна из высших ценностей той же культуры. Культура не поддерживает устойчивости ни общества, ни государства, ради устойчивости, порядка. И отношения государства с культурой частенько – конфликтны. Для государства ценность отдельного живого человека, его духовного мира никогда не бывает высшей в отношении к важности сохранения и укрепления власти, эффективности управления.

Любопытно, что государству труднее всего иметь дело с культурой, с ее деятелями, творцами, тогда, когда они не прямо оппозиционны ему, а как-то не укладываются в стандарты государственные, понятные и доступные чиновникам разного ранга. Так, советскому государству очень сложно было с поэтом Иосифом Бродским, с Владимиром Высоцким, которые никогда не были антисоветчиками. Но и «советскими» по государственным (партийным) меркам – тоже не были. Выдающиеся деятели культуры нередко объективно выступают в роли не столько граждан этого государства, сколько в качестве «граждан мира». Последнее существенно. Культура, в какой бы стране, в каком бы регионе она ни бывала, - содержательно общечеловечна. Государство третирующее такую содержательность культуры, встает в антикультрную позицию, хотя в государственных документах, в отношении к «послушной, идеологически удобной культуре, оно представляет себя защитником культуры.

Поскольку культура содержательно общечеловечна, антикультурны по своей сути расовая, национальная, религиозная, социальная враждебность, ненависть, тлеющая в обычных условиях в качестве, скажем, бытового антисемитизма, и вырывающаяся на простор в межнациональных конфликтах, братоубийственных гражданских войнах.

Антикультура порождается и выявляется не только в ужасах столкновений людей с людьми, обществ с обществами, но и во всем «прогрессивном» движении человечества. Ведь прогресс (движение вперед) в одних отношениях автоматически не ведет к прогрессу во всем. Более того, прогрессивное в одних отношениях может приводить к регрессу (движению вспять) в других.

Цивилизационный прогресс все более и более явно начал включать в себя то, что С.Кьеркегор, К.Маркс и другие мыслители описывали в качестве ситуации отчуждения. Человечество в своем развитии порождает искусственное, не природное, которое становится чуждым, враждебным ему же, человечеству, и человеку. В ходе истории порождаются отношения между людьми не объединяющие их, не сплачивающие, а отчуждающие друг от друга. Другое видится в качестве чуждого и враждебного на новом уровне (в первобытности это уже было: чужой как враг, как опасность). Развивая технику, человек в ряде отношений начинает быть ее рабом. Двигаясь к социальной упорядоченности, - становится рабом им же создаваемых порядков. Творя все новые и новые блага, вещи, человек попадает в зависимость от них и от неизбежности дальнейшего ускоренного увеличения их количества и качества. Потребление всего производимого усиливает тенденции к растущему потребительству. И это касается не только сферы быта, но и сферы духа, сферы культуры. Постепенно порождается феномен так называемой массовой (или потребительской) культуры.

В этих условиях, с помощью самой совершенной техники, идут процессы массового оболванивания людей, застаивания культуры большой части населения на низшем ее уровне. Замечательное достижение человечества современная информационная техника может содействовать, конечно, невиданному расцвету культуры, обеспечивая доступность ее ценностей, преимущества быстродействия и широту охвата культурного контактирования, и т.д, и т.п. Но эта же техника, во всяком случае, пока что – во многом содействует стандартизации, обезличиванию человеческих отношений.

Помимо всего этого, в обычной жизни существует множество антикультурных тенденций и явлений. Таких, как элементарное хамство, наркотизация, алкоголизация. Безразличие и жестокость в отношении слабых, инвалидов, детей и стариков. И, наконец, антикультурное отношения к окружающей нас среде, разрушение природы, порождающее экологические проблемы.

Культура и антикультура существуют не порознь. Ведь даже в одном человеке порой уживаются противоположные движения души: и к культуре и от нее. В обществе сосуществуют наслоения прошлого культуры и антикультуры и их настоящего. То и дело мы сталкиваемся с мнимыми и действительными кризисными для культуры явлениями. И это настолько мощно, что иногда говорят о близкой гибели человеческих цивилизации и культуры.

И люди все более осознают остроту проблем сохранения, развития, воспитания, трансляции культуры.

Но, чтобы решать эти проблемы, чтобы верно оценивать состояние культурных и антикультурных тенденций в современности, надо представлять себе особенности нынешней культуры, которые связываются многими исследователями с развитием не только информационного общества, промышленности, науки и техники, но и так называемой постмодернистской реальности и мировых глобализационных процессов.

Антикультура (контркультура)

Антикультура - понятие в современной культурологии и социологии, используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре, а также отождествляется с молодежными субкультурами 60х гг., отражающих критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как "культуры отцов".

Термин "контркультура" появился в западной литературе в 60 гг. и отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников; принадлежал американскому Т. Роззаку, который попытался объединить различные духовные веяния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен - Контркультуру.

В конце 20 века культурологи обратили внимание на феномен контркультуры, его роль в исторической динамике; тема эта перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы присоединились не только социологи и культурологи, но и культурфилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что именно данный вопрос позволяет приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознаванию механизма ее обновления и преображения.

В истории культуры складывались такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинали претендовать на некоторую универсальность.

Они выходят за рамки собственной культурной среды, возвещая новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей. В этом случае это уже не субкультура, а скорее контркультурные тенденции.

Стойкость и возобновляемость молодежных субкультур как будто делает излишним термин контркультура. Между тем в контексте современных исканий он обретает глубокий культурфилософский смысл. Культура вовсе не развивается путем простого приращения духовных сокровищ. Если бы процесс культурного творчества шел плавно, без поворотов и мучительных мутаций, человечество располагало бы сегодня разветвленной монокультурой.

В культуре постоянно происходят сдвиги. Это глубинные преобразования порождают контркультуру. Культурфилософия не располагает другим понятием, которое указывало бы на общесоциальный характер такого рода преобразований.

В истории постоянно меняются социальные реалии, рождаются новые духовные ценности. Распад старых форм жизни и появление новых ценностных мотивов приводят к интенсивному брожению, которое требует своего выражения. Эти искания рождают новые культуры, но чтобы возникла новая принципиально иная эпоха, нужны новые ценностные ориентации, меняющие структуру всей жизни.

Контркультура, в культурфилософском истолковании, постоянно проявляет себя в виде механизма культурных новаций. Она, следовательно, обладает огромным потенциалом обновления. Рождение новых ценностных ориентиров есть провозвестие новой культуры. Общим местом стало повторение мысли, что контркультура - уже исторический факт. Официальная, господствующая культура устояла, сумев вобрать в себя элементы контркультурных тенденций и сохранив собственное ядро, натиск новых ценностных ориентаций оказался недолговечным.

В современном мире произошла радикальная переоценка этики труда, смысла жизни, отношений между полами, традиций. Д. Белл, например, отметил, что традиционная протестантская культура замещена теперь новой культурой, которую он, в соответствии со своими консервативными убеждениями, называет модернистской.

В контексте подобных исследований, понятие "контркультура" обретает совсем иной смысл, нежели понятие "субкультура". Контркультурным значением в современном мире обладают не отдельные феномены, а вся совокупность субкультур. Сохраняя и возобновляя себя, они вместе с тем провоцировали настоящие ценностные революции. Контркультура, следовательно, есть совокупность эффективных поисков нового ценностного ядра современной культуры.

Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностных и практических установок - процесс, постоянно воспроизводящий себя в мировой культуре. Рождение христианства есть по сути своей контркультурный феномен в столкновении нарождающейся христианской Церкви с Римской империей.

История христианства в Европе начинает противостояния господствующей культуре, с провозглашения новых святынь и жизненных установлений. В той же мере отход от христианской культуры предполагает вначале смену ценностных установок. Не только религия, но и светская культура, как правило, при своем становлении исповедует отречение от официальных канонов, идет ли речь о мировоззренческих, этических или эстетических устоях. Всякая новая культура, культура конкретной эпохи, возникает в процессе кризиса предшествующей социокультурной парадигмы. С этой точки зрения "первое осевое время" есть своеобразный выход из кризиса культуры эпохи возникновения мировых религий. Христианство возникло как разрыв в языческом сознании античности.

Э. Тирьякян (Канада) еще в середине 70 гг. разглядел в контркультурных феноменах мощные катализаторы культурно-исторического процесса.

Зарубежные публикации конца 80 - начала 90 гг. свидетельствуют о том, что в современном мире происходит "революция сознания". Она знаменует собой рождение новой культуры. Понимание контркультуры как ядра будущей культурной парадигмы становится в западной культурологии традиционным.

Российское общество находится сейчас в процессе контрультурного размежевания. Рождается новая социокультурная группа, имеющая специфический менталитет, образ жизни, ценностные установки. Несомненно одно: становление новой культуры в нашей стране невозможно без длительной полосы контркультурных феноменов.

Западные молодежные субкультуры Молодежь как социальная группа появляется в Европе и США примерно со времени Индустриальной революции, причем основной причиной ее утверждения в этом качестве является увеличение переходного периода от детства к взрослости, что, в свою очередь связано с усложнением разделения труда и производственных процессов. Другим важным фактором появления молодежи оказалось обусловленное фабричной системой разделение дома и работы, приведшее к тому, что переход в статус взрослого в ситуации бурного развития промышленного производства становится, связано для молодого человека, во-первых, с оставлением дома и достижением независимой позиции на рынке труда; во-вторых, с обретением формальных навыков и квалификации. Таким образом, в рассматриваемый период времени образовательные функции переходят от семьи - как традиционного их носителя - к школе. Сказанное свидетельствует о том, что исторически и социологически молодежь как социальная группа оказывается продуктом изменения взаимоотношений между семьей, школой и работой.

Функционалистский подход. Функционалистский подход в социологии молодежи связан, прежде всего, с представлением о молодости как о переходном периоде от детства к взрослости.

В примитивных обществах переход к взрослому статусу не является особо проблематичным - знания и навыки приобретаются "естественным" образом в качестве одного из моментов взросления. Сам переход во взрослое состояние чаще всего носит ритуальный характер (обряд инициации и т.д.) и "молодежь" как таковая просто не существует.

Наоборот, в современном индустриальном обществе наблюдается значительный структурный разрыв между семьей, в которой воспитываются дети, и социально-экономической системой, в которой они должны занять свое место, став взрослыми. Изменение статуса от ребенка к взрослому не является при этом ни быстрым, ни легким, так что переходный период оказывается достаточно длинным, а молодежь при этом занимает достаточно важную структурную позицию. Развиваясь, общество становится все более сложным, и для поддержания его функционирования необходимы новые специализированные институты. По мере того, как семья начинает концентрироваться на эмоциональных, а не экономических функциях, новые институты оказываются необходимыми для реализации других аспектов социализации и обеспечения последующего "выхода" из семьи.

Молодежные культуры понимаются как феномен, связанный с процессами, посредством которых индустриальное общество "изымает" детей из семьи и подготавливает их для успешного функционирования в более широкой системе. Молодежные культуры обеспечивают набор ценностей, подходов и норм поведения для адаптации к переходному периоду молодости. Основная проблема молодежи сводится к маргинальности ее статуса, еще не взрослые, но уже и не дети - молодежная культура облегчает и устраняет соответственные напряженности и неопределенности этого периода жизни.

Критики функционализма отмечают, что посвященные социологии молодежи работы известного представителя функционализма Т. Парсона, вышедшие в середине 60 гг., рисовали молодого человека, как, в общем индивида, сравнительно легко социализирующегося молодежной культурой в полноправном человеческом обществе. Развернувшиеся именно в это время в Европе и США события, которые получили название "молодежная революция" и приведшие к достаточно широкому альтернативному движению - "контркультура", наглядно подтвердившему ограниченность функционалистского понимания молодежи.

Подход в рамках "теории конфликта". Представители левоориентированной британской социологии считают, что классовая принадлежность играет основополагающую роль в жизни молодежи, будучи связана с социальной стратификацией и, соответственно, со степенью доступа к материальным и символическим благам.

Традиционно выделяются два типа субкультур: "прошкольные", ориентированные на интенсивную учебу, и "антишкольные". Последние представлены двумя разновидностями. "Уличная культура" подростков из среды рабочего класса, интересующихся футболом, посещающих кафе, бары, просто проводящие время с друзьями. "Субкультура поп-медиа", основанная на ценностях, ролях и видах деятельности, предлагаемых для молодежного потребления средствами поп-медиа. Главные объекты потребления: музыка, мода, молодежная пресса, TV и кино. В эту субкультуру вовлечены, как правило, подростки из среды среднего класса.

Девиантные молодежные субкультуры являясь бесспорно нонконформистскими по отношению к доминирующей системе ценностей, оказываются, таким образом, не просто протестом против родителей, но, что очень важно, моментом конфронтации с "властью" среднего класса посредством утверждения ценностей рабочего класса.

“Нормальная" молодежь. Подавляющее большинство молодых людей достигает статуса взрослости без периода вовлеченности в субкультуры, по крайней мере, девиантного характера.

Делинквентная молодежь. Делинквнтный подросток - подросток, совершивший такой поступок, за который взрослый нес бы уголовную ответственность. В основном выходцы из рабочего класса.

Культурные бунтари. Субкультуры этой группы находятся на периферии литературно-артистического мира, будучи, скорее, поклонниками, чем артистами. В основном состоят из представителей среднего класса с высшим образованием.

Политически активная молодежь. Различные партии, движения и т.д.

Девиантность - в самой общей форме, отклонение от общепринятых форм поведения.

Различают субкультуры рабочего класс и среднего класса. Рабочие субкультуры - это своего рода "почасовое" занятие - субкультурная активность проявляется только в свободное от "основной" работы время.

Период субкультурной активности при этом ограничивается несколькими годами и погружен в локальный контекст групп сверстников. Сообщество соседей оказывается важным элементом передачи и интерпретации молодежных субкультур.

Субкультуры среднего класса в этом смысле значительно менее локализованы во времени и пространстве и, являясь более "теоретическим" и в определенных аспектах, носят международный характер за счет непосредственной связи с определенными политическими и культурными идеями.

Эти субкультуры оказывают более продолжительное влияние на стиль жизни своих членов и демонстрирует более четкое отношение к ценностям доминирующих классов, хотя ценности последнего зачастую адаптируются ("свободные" школы, нетрадиционная медицина и т.д.). Частым аспектом таких субкультур является уничтожение четких границ между "работой и игрой". "Альтернативное потребление" при этом обеспечивается получением доступных благотворительных пособий, обеспечивающих скромный минимальный уровень жизни.

Основные молодежные субкультуры Хиппи.

Субкультура хиппи - одна из старейших молодежных субкультур в РФ.

Движение хиппи развивалось "волнами": первая волна относится к концу 60 - началу 70 гг., вторая - к 80 гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данного движения. Однако в середине 90 гг. неожиданно заявила о себе "третья волна" хиппи. Неофиты движения молодых (15-18 лет) и являются преимущественно школьниками и студентами младших курсов.

Внешний вид хиппи "третьей волны" достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее - "ксивник" (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках - "феньки" (от англ. thing - вещь), т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи.

Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: "феньки" могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От "классических" хиппи "третью волну" отличают такие атрибуты, как рюкзак и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Движение хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию и самоосознанию (мы назвали бы их рефлексирующими или рефлексивными).

Байкеры.

С определенными оговорками можно отнести к романтическо-эскапистским субкультурам также байкеров и хакеров. Традиционно их относят к субкультурам соответственно спортивной и интеллектуальной направленности.

Вместе с тем гонки на мотоциклах - особый, претендующий на элитарность мир мужского братства, как и уход в виртуальный мир Байкеры (от англ. bicycle - сокр. bike) - мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры это любители рок-музыки.

Сообщество байкеров нельзя определять как сугубо молодежное. Первых "настоящих" байкеров называли "харлеистами" - по известной марке мотоцикла "Harley-Davidson" (основана в 1903 г. Уильямом Харли и братьями Девидсон). Подлинное признание эти мотоциклы получили в 30-х годах ХХ века в США. В 40-х годах ряды байкеров солидно пополнились за счет ветеранов Второй мировой войны. Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70 - начале 80 гг., другой - уже в 90 гг.

Хакеры (компьютерные фанаты). В основном это студенты технических факультетов вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно еще и потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, далеко не все компьютерные фанаты осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем.

Гопники.

Наконец, речь зашла о криминально-делинквентых молодежных субкультурах. В первую очередь необходимо упомянуть "гопников", "группировочников", или "мотальщиков". Расцвет данной субкультуры приходится на 80 гг. В середине 90-х появляется новое поколение "гопников", неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое ей в меньшей степени. Они быстро проявили себя как "культурные враги" большинства молодежных субкультур: байкеров, рэйверов, роллеров и т.д. Любой подросток, заподозренный в принадлежности к той или иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен. Противостояние молодежных банд также еще не ушло в историю, но лишь переместилось на периферию.

Панки - молодежная субкультура, возникшая в конце 60-х годов прошлого века в Великобритании, США, Канаде и Австралии. Ее отличительными особенностями являются стремление к личной свободе и независимости, эпатажное и развязное поведение, максимализм, критическое отношение к обществу и политике и любовь к грубоватой и энергичной музыке панк-рок.

Внешний вид панков очень эпатажный и порой шокирующий. Самая яркая деталь внешности панка - прическа. Выбритые виски, невероятный - например, зеленый или красный - цвет волос, прически-гребни ("ирокезы"). Одежда - рваные джинсы, культовая кожаная куртка - косуха. Украшения - металлические клепки, булавки, ошейники, напульсники, тяжелые цепи.

Субкультура панков явилась "родоначальницей" многих других современных субкультур: например, субкультуры готов и эмо.

Готы - представители молодежной субкультуры, ведущей свою "родословную" от панков и зародившейся в середине - конце ХХ века. Характерные черты: любовь к готической музыке, интерес к мистицизму, склонность к меланхолии, приверженность "кладбищенской" тематике.

Собственно, готическая культура изначально имеет культовый характер и религиозна по своему содержанию. Их искусство ассоциируется с темами вечности, высших иррациональных сил, с темами нравственного страдания и мученичества.

В моде несколько направлений: от близких панку черных рваных одеяний до также черных шелковых и бархатных средневековых платьев и длинных плащей. Корсеты, кружева, широкие поднятые воротники - тоже истинно готические атрибуты.

В целом имидж гота достаточно мрачен. Они любят многочисленные украшения, чаще всего серебряные, носят длинные гладкие (в отличие от панков) черные волосы; особенность макияжа - белое лицо и подведенные черным цветом глаза и губы.

Эмо - (от emotional - эмоциональный) - молодежная субкультура, делающая акцент на внутренних переживаниях и чувствах. Ценность любви и дружбы, искренности и романтичности - вот основные характеристики эмо. Это ранимые, чувствительные, эмоциональные, подверженные перепадам настроения и, в общем-то, инфантильные мальчики и девочки.

Внешний вид эмо достаточно своеобразен. Традиционной прической считается косая рваная челка, закрывающая один глаз, сзади - короткие жесткие волосы, торчащие в разные стороны. Цвет волос - преимущественно черный. Часто встречаются пирсинг, яркий макияж, подчеркивающий глаза, черный лак для ногтей.

Эмо носят одежду розово-черных тонов. Считается, что черный цвет символизирует депрессию, чувства покинутости и одиночества, а розовый - положительные эмоции, которые также очень ценны для них.

Впрочем, по мнению некоторых представителей эмо, растиражированный образ нытика, одетого в черно-розовую одежду, с плюшевой игрушкой в руках и смешным рюкзаком за плечами и размышляющего о суициде, имеет мало отношения к истинной сущности эмо.

Скорее эмо представляются этакими "свободными художниками", действительно ценящими настоящие чувства, страдающими от несправедливости, но любящими жизнь.

Культура является творением человека. Человек создаёт, "выращивает" культуру, но, вместе с тем, культура создаёт человека, она выделяет его из природного мира, создавая особую реальность человеческого бытия, искусственную реальность. Культура не навязывает определённую точку зрения, но создаёт лишь пространство для человеческого творчества, где сам человек-творец создаёт своё мнение. Культура лишена агрессии и насилия, через культуру человек творит мир, культура созидательна по своей природе.

Лишить человека культуры - равно лишению его свободы. Свобода, приведшая к уничтожению культуры, в конечном итоге, лишает человека этой свободы. Уничтожение культуры лишает человека его индивидуальности. На смену культуре приходит антикультура. Антикультура даёт человеку мнимую свободу и, в отличие от культуры реальной, культуры положительной, которая исходит от человека и рождается в обществе, антикультура навязывается обществу через систему пропаганды с целью трансформировать общественное мышление и жизнь. Разрушая культуру и нравственность, диктатор меняет систему ценностей, строит новую антинравственность, новую антикультуру, тем самым ему удаётся повлиять на образ мышления человека.

Антикультура, в отличие от позитивной культуры, культуры создающей, может быть агрессивна и деструктивна и всегда служит интересам отдельной группы людей, либо государственным интересам. Антикультура убивает человечность культуры, антикультура убивает прекрасное. Человек антикультуры проецирует свои фантазии и страхи не в особую искусственную реальность, а лишаясь ее - общается с наличной, действительной реальностью. Он не способен творить, но способен разрушить. Культурность - это человечность, она субъективна, в том смысле, что во главу ставит индивида, человека-творца. Антикультура абстрактна и античеловечна, склонна к объективации, замещении индивидуального общественным. Антикультура стирает уникальные особенности, унифицирует и создаёт нечто обобщённое и усреднённое, "просеивая" и отбирая лишь то, что служит идеям государства.

12. Механизм культурных процессов

Механизм культурного процесса = традиция +новация

Культурные процессы имеют особенности протекания. В таком случае говорят об особенностях их механизмов. К механизмам культурных изменений относят аккультурацию, трансмиссию, экспансию, диффузию, дифференциацию и др.

Аккультурация - процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа (более развитого) полно или частично воспринимается культурой другого народа (менее развитого). Может носить характер свободного заимствования или быть направляемым государственной политикой процессом.

Распространение культуры есть особая форма движения, отличная от миграций обществ и людей и никак не сводимая к этим процессам. В таком случае культура выступает как нечто самостоятельное. Культура, которая заимствует - реципиент. Культура, отдающая - донор.

Заимствование может осуществляться в форме трансферта - механического копирования внешних образцов одной культуры другой культурой без глубокого освоения смыслов данного.

Культурная трансмиссия - процесс передачи от предшествующих поколений культурных ценностей к последующим через образование, что обеспечивает преемственность в культуре (предмет в вузах "ВОВ").

Культурная экспансия - расширение доминирующий национальной культуры за первоначальные или государственные пределы.

Диффузия (рассеивание)- пространственное распространение культурных достижений одних об-в в другие. Возникнув в одном об-ве, то или иное явление культуры может быть заимствовано и усвоено членами многих других обществ (христианство - Мадагаскар). Диффузия есть особый процесс, отличный как от передвижения обществ, так и перемещения отд. людей либо их групп внутри обществ или из одного социума в другой. Культура может передаваться от общества к обществу и без перемещения самих обществ, или отд. их членов.

Дифференциация - качество изменений в культуре, к-рое связано с вычленением, разделением, отделением частей от целого.

Аксиологический подход есть в сущности культуры. Сегодня, когда Россия стоит на пути формирования информационного общества, когда создаётся государство гражданских прав и свобод, именно сегодня особое внимание должно быть обращено изучению истории. В открытом обществе, в условиях единой мультикультуры этого общества, универсального общемирового пространства, главное внимание следует уделить исследованию феноменов культуры и антикультуры. Мультикультура есть универсализация, но не унификация национальных культур, мультикультура есть равноценное сосуществование национального и мирового, а не поглощение одного другим или качественное изменение национального. В этом контексте особую роль получает проблема уничтожения, вернее, подмены культуры антикультурой, как это происходило в тоталитарных государствах в ХХ веке. Для продуктивного построения нового следует осмыслить уроки истории.

Многие исследователи по-разному определяют понятие "культура", но общий смысл, который можно найти во всех этих определениях, тот, что культура является творением человека. Человек создаёт, "выращивает" культуру, но, вместе с тем, культура создаёт человека, она выделяет его из природного мира, создавая особую реальность человеческого бытия, искусственную реальность.

"Короче говоря, культура образует особую реальность, которая несводима ни к обычной жизнедеятельности, ни к её картине в сознании людей, является благодатным полем для реализации творчества, полётов воображения, различных экспериментов, поисков, радостей и наслаждений и т.п. Культура всегда допускает плюрализм мнений, чего не может позволить себе тоталитаризм. Культура не навязывает определённую точку зрения, но создаёт лишь пространство для человеческого творчества, где сам человек-творец создаёт своё мнение. Культура лишена агрессии и насилия, через культуру человек творит мир, культура созидательна по своей природе.

"Культура - это обретение "мира впервые". Она позволит: нам: как бы заново порождать мир, бытие предметов, своё собственное бытие", - пишет Библер. Человек, обладающий культурой, сам творит мир, он подобен и равен Богу (по мысли Бердяева), он свободен и способен жить независимо.

Человек, обладающий культурой, защищён от опасности внешнего мира, он может "скрываться" в своём искусственном бытии, созданном, он может "жить" в культуре, в своём "собственном бытии". Человек обретает свободу и безопасность в культуре. Человек культуры - это не человек государства, он не способен служить идее диктатора, у него есть своя идея, для которой он живёт. Диктатор должен унифицировать мышление, создать одно единственно правильное мышление, одно для всех бытие, то бытие, где только он будет лидером. Человек культуры может стать очагом крамолы, этого допустить нельзя. Нужно лишить человека культуры. Лишённый культуры, он делается зависимым и слабым, общество, лишённое культуры, превращается в "человеческое стадо" (ленинский термин не прижился в истории, но в данном контексте он как нельзя лучше характеризует место личности в тоталитарном государстве). Культурность - это человечность, культурность и рабство несовместимы.

Идея тоталитаризма состоит не в том, чтобы уничтожить всякого рода мысль, подавить индивидуальность, подчинив её власти идеологии, но, прежде всего, в том, чтобы изменить принцип мышления человека, не ограничивая его возможности. Дать человеку свободу самореализации, уничтожив само понятие "ценность", убив культуру, открыть перед личностью огромные перспективы развития: самосовершенствования, новых исканий, создания новой культуры, формирования человека будущего. Если нет морали, то никакие преступления не могут быть осуждены. Для того чтобы заставить человека повиноваться, надо отобрать у него культуру и мораль, дать ему свободу развития. Не отобрать, а дать человеку свободу - вот основной принцип тоталитаризма. Сопротивление тоталитаризму не есть стремление к освобождению, но стремление к сохранению или возрождению культуры и есть добровольный выбор человека.

Отдать человеку свободу, которой у него якобы не было, а потом узурпировать его волю. Снять с человека одежду культуры, и, оставив его "голым" и беззащитным, предложить один единственный выход - жить в стаде и подчиняться общим законам, либо не жить вовсе. Такова философия тоталитаризма.

Культура - это то, что связывает человека с прошлым, даёт ему память. "Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих - культур. "Человек, лишённый культуры, теряет связь с прошлым, он становится оторванным от своих корней, одиноким и беззащитным. Уничтожение культуры есть одновременное уничтожение памяти. "Чтобы уничтожить нацию, надо уничтожить её память", - писал Гитлер в "Mein Kampf".

"Культура - это форма самодетерминации индивида в горизонте личности: форма свободного разрешения и предрешения своей судьбы в сознании её исторической и всеобщей ответственности:" Лишить человека культуры - равно лишению его свободы. Парадоксально звучит, что свобода, приведшая к уничтожению культуры, в конечном итоге, лишает человека этой свободы. Уничтожение культуры лишает человека его индивидуальности, он перестаёт быть членом общества и делается частью стада. Тоталитаризм часто обращается к идее создания "нового человека", сверхчеловека, человека, биологически "нормального" (культура в данном случае рассматривается как извращение), создаёт образ человека - повелителя природы и стихий. Природное ставится превыше культурного.

На смену культуре приходит антикультура. Антикультура даёт человеку мнимую свободу и, в отличие от культуры реальной, культуры положительной, которая исходит от человека и рождается в обществе, антикультура навязывается обществу через систему пропаганды с целью трансформировать общественное мышление и жизнь. Разрушая культуру и нравственность, диктатор меняет систему ценностей, строит новую антинравственность, новую антикультуру, тем самым ему удаётся повлиять на образ мышления человека.

"На самой заре человеческой истории был "изобретён" (для краткости скажу так) особый "прибор" - некая "пирамидальная линза" самодетерминации, способная в принципе отражать, рефлексировать, преобразовывать все самые мощные детерминации "извне" и "изнутри". Вживлённый в наше сознание своей вершиной, этот прибор позволяет человеку быть полностью ответственным за свою судьбу и поступки. Или скажем так: при помощи этой "линзы" человек обретает действительную внутреннюю свободу совести, мысли, действия: Этот странный прибор- культура: Человек не должен быть ответственным за себя, он не должен быть самостоятельной биологической единицей, он должен стать животным.

Антикультура, в отличие от позитивной культуры, культуры создающей, может быть агрессивна и деструктивна и всегда служит интересам отдельной группы людей, либо государственным интересам. Антикультура убивает человечность культуры, антикультура убивает прекрасное. Человек антикультуры проецирует свои фантазии и страхи не в особую искусственную реальность, а лишаясь ее - общается с наличной, действительной реальностью. Он не способен творить, но способен разрушить. Культурность - это человечность, она субъективна, в том смысле, что во главу ставит индивида, человека-творца. Антикультура абстрактна и античеловечна, склонна к объективации, замещении индивидуального общественным.

Антикультура стирает уникальные особенности, унифицирует и создаёт нечто обобщённое и усреднённое, "просеивая" и отбирая лишь то, что служит идеям государства. Антикультура всегда служит политически ангажированным идеям, культура - конкретному человеку.

Опасность современной ситуации заключается в том, что создаваемая сегодня общемировая мультикультура не должна стать антикультурой, не должна стирать уникальные особенности культур, она не должна создавать нечто среднее, но должна объединять все уникальные особенности и служить установлению продуктивного диалога между народами.

Вместе с тем, для постижения отдельных граней изучаемого материала в некоторых случаях целесообразно использование и аксиологического подхода. Например тогда, когда понятие "культура" используется в морально-этическом смысле. Вряд ли у кого вызовет сомнение, что с "технологической" точки зрения надписи на стенах подъездов, в общем смысле, безусловно, явление культуры (молодежной субкультуры, по преимуществу), ибо созданы они людьми. Однако в иной ситуации мы назовем это "бескультурьем" и будем правы, т. к. подобная деятельность выходит за рамки представлений общества о хорошем поведении, а результаты этой деятельности наносят вред жителям указанного подъезда, вынуждая их тратить дополнительные средства на ремонт и охрану их среды обитания от посягательств. В данном случае более подходящим оказывается именно аксиологическое определение культуры. Функции культуры. Избранный нами "технологический" подход позволяет определить основные сущностные характеристики культуры, определить ее функции в жизни общества.

Начнем с того, что человек не мыслим вне культуры. Во-первых, потому что для жизнедеятельности индивида необходим обустроенный, окультуренный мир. Человек не может существовать без пищи, одежды, жилья - все это продукты деятельности, а следовательно, продукты культуры. Принципиально иная ситуация наблюдается в животном мире - все необходимое для жизни большинство живых существ получают в готовом виде. Начальный толчок развитию культуры и был, по-видимому, дан тем, что человек оказался "обделен" природой - у него не было ни теплой шкуры, ни быстрых ног, ни крепких когтей и зубов. Поэтому, чтобы выжить, ему пришлось "доделывать" изначально данный ему мир: одежда, жилище, оружие, транспорт - все это призвано было компенсировать недостатки человеческой биологии. И если остальные представители "лестницы видов" решали задачу приспособления к внешним условиям и сохранения жизни путем трансформации своих организмов (изменчивость, естественный отбор), то человек, пользуясь главным своим оружием - интеллектом, изменял окружающую действительность, создавая для себя "вторую природу" - культуру. Таким образом, можно говорить о том, что культура есть специфический способ существования вида homo sapiens, обязательное условие поддержания его жизнеспособности.

Среди западноевропейских мыслителей XVII в. большой популярностью пользовалась точка зрения о том, что культура и цивилизация только портят человека. Принято было восхищаться так называемым "натуральным человеком", "близким природе" дикарем, являвшимся якобы сосредоточием всяческих добродетелей. Наглядно это проявилось в романе Д. Дефо "Робинзон Крузо": герой попадает на необитаемый остров, мыслимый автором как место свободное от "тлетворного" влияния "цивилизованного" общества. Там он полностью преображается. Из беспутного повесы Робинзон превращается в набожного человека и ведет достойную трудовую жизнь. Представленный в романе пример на первый взгляд выглядит весьма убедительно. Однако при более подробном рассмотрении выясняется, что Робинзон хотя и лишен общения с людьми, но отнюдь не оторван от взрастившей его цивилизации. По счастью, на остров вместе с ним морем выброшены инструменты, порох, ружья и много других нужных вещей, без которых жизнь на острове была бы просто невозможной. Кроме того, Робинзон обладает определенными трудовыми навыками и довольно обширными знаниями, которые были выработаны английским обществом к XVII в.

Он имеет представление о том, как выращивают хлеб, он умеет плести корзины, охотиться, строить. Таким образом, оказавшись вдали от цивилизации, он, тем не менее, несет в себе ее достижения, пользуется совокупным опытом поколений, воплощенным в культуре.

Это последнее обстоятельство показывает нам еще одну важную функцию культуры. Культура - это непременное условие социализации личности. Другими словами, культура это такая "волшебная сфера", попадая в которую, новорожденный ребенок начинает свой путь к превращению в настоящего человека. Вне ее человек не может состояться. Женщина дает миру младенца. Его тут же необходимо запеленать, поместить в теплое помещение - иначе он погибнет. Пеленки, теплый дом - все это продукты культуры. Без них ребенок не сможет выжить. То есть оказаться вне культурной сферы для новорожденного человека уже почти всегда равносильно гибели (исключение - немногочисленные случаи воспитания "человеческих детенышей" дикими зверями, "маугли"). Это только самый первый шаг. В дальнейшем процесс культуры ребенка, другими словами, воспитания пойдет дальше: его будут учить ходить, есть с ложки, говорить, самостоятельно одеваться, читать, писать и т. д. И если субъект воспитательной работы воспримет все то, что требуется предписаниями той культуры, в лоне которой он вырос, он становится полноценным человеком. Попробуем на секунду представить индивида, которого в силу тех или иных обстоятельств не научили говорить (того же "маугли"). Может ли он считаться в полной мере человеком? Опыт общения ученых с реальными "маугли", воспитанниками стаи волков, показывает, что создания эти весьма далеки как от образа киплинговского персонажа, так и от обычного человеческого образа. Изменяется даже их телесный облик: они передвигаются на четвереньках. Это, конечно, особый случай. Но возьмем менее острую ситуацию: человека не научили читать - будет ли его жизнь полноценной? В современном обществе - вряд ли. Таким образом, культура есть универсальный "делатель человеков", именно на ней лежит функция формирования всего того в личности, что не сводится к простой биологии.

Итак, человек становится Человеком только в том случае, если вберет в себя известную долю культурного багажа человечества. Отсюда видна еще одна функция культуры. Культура служит для сохранения и трансляции социального опыта, приобретенного обществом в процессе исторического развития. Так, например, правило "мойте руки перед едой", вошедшее в сознание большинства людей на уровне поведенческого автоматизма, являет собой сжатое выражение коллективного опыта прошлых поколений, страдавших от дизентерии и прочих кишечных инфекций. Мы пользуемся этим опытом в готовом виде, не растрачивая силы на личную проверку.

Этот же простой пример показывает, что важной функцией культуры является функция коммуникативная. Культура служит связующим звеном, средством коммуникации как между поколениями, так и между современниками. Поэтому можно считать, что культура - явление коллективное. Если мы и говорим об индивидуальной культуре того или иного человека, то имеется в виду, как правило, то, насколько этот человек овладел культурой своего общества. Различные общества вырабатывают свои способы культурной деятельности, по-своему обустраивают мир, исходя из сложившихся природных и исторических условий. Поэтому культура разных народов не похожа. Разница ощутима при самом поверхностном контакте представителей разных культур. В случае подобного контакта тот факт, что перед человеком стоит представитель иной культуры, как правило, проявляется очень резко (здесь сказывается и разница в языке, и в привычках сознания, и даже в гастрономических предпочтениях). Из этого вытекает еще одна функция культуры, приобретшая в последнее время особенно важное значение: культура выступает символом групповой (национальной, прежде всего) самоидентификации, становясь тем самым основополагающим фактором существования этносов.

Культурой мы будем называть все, что создано человеком в отличие от природной данности и сам процесс создания.

Культура - явление коллективное.

Культура есть специфический способ существования вида homo sapiens.

Культура - это непременное условие социализации личности.

Культура служит для сохранения и трансляции социального опыта, приобретенного обществом в процессе исторического развития. Культура служит связующим звеном, средством коммуникации как между поколениями, так и между современниками.

Культура выступает символом групповой (национальной, прежде всего) самоидентификации.

Структура культуры. Культуру традиционно делят на материальную и духовную. В некоторых областях науки это оправдано, например, в этнографии и археологии. Однако деление - это весьма условно. В любом процессе материального производства всегда присутствует в той или иной форме духовное начало, а все и предметные и чисто словесные проявления духовной культуры материальны, т. к. материален язык. Ярким примером тому могут служить памятники архитектуры и прикладного искусства. Здесь, употребляя традиционную терминологию, материальная и духовная культура настолько переплетаются, что трудно со всей определенностью отнести их только к той или другой категории. Например, храм - безусловно материальный объект, но его форма, назначение и сам факт его постройки обусловлены религией, культом, который в нем отправляется. Другой пример - телепередача. Что это - явление духовной культуры или материальной? Безусловно, телепередачу невозможно потрогать. Но существование ее немыслимо без чисто технических средств, без телевизора, передатчика и пр. Поэтому в современной культурологии не принято "делить" культуру на материальную и духовную части. Выделяются два аспекта ее рассмотрения: личностно-деятельностный и предметный. Личностно-деятельностный аспект культуры - это передача от поколения к поколению через воспитание форм деятельности, систем ценностей, привычек сознания, идеологии и пр. Предметный - нечто материализованное, имеющее предметное воплощение.

Весьма важной проблемой является установление соотношения понятий культуры и искусства. В обыденной жизни они часто смешиваются. Границы обыденного понимания культуры включают в себя обычно театры, музеи, библиотеки, книги, фильмы, музыку. Нельзя не заметить, что в этом перечне есть своя внутренняя логика. На самом деле перечень этот более подходит под значение понятия "искусство". Попробуем разобраться, каким же образом сочетаются наука и искусство. Для этого обратимся к следующему примеру: проведенная в 60-е гг. ХХ в. массовая застройка городов так называемыми "хрущевскими" домами потребовала определенного уровня развития строительной культуры: технологии изготовления строительных блоков, монтажа и пр. Конструкция их отличалась стереотипностью, простотой и легкостью изготовления. Жизнь в этих домах, правда, была сопряжена со многими неудобствами, но, в целом, возможна. Любой житель хрущевки с удовольствием сменил бы квартиру в ней на мраморный дворец, с продуманной планировкой, богато украшенными интерьерами, с анфиладами залов, с фонтаном во дворе, дворец, который радовал бы глаз и был удобен для житья. Но для постройки такого дворца необходим уже не средний уровень развития строительной культуры, а искусство архитекторов и строителей. Таким образом, искусство - высшая элитная часть культуры, самые сложные формы деятельности, исполнение которых не может быть произведено по шаблону. Будучи элитой культуры, искусство в известном смысле может служить лицом, визитной карточкой культуры. Однако впечатление, составленное по одному только лицу и визитной карточке, будет по меньшей мере поверхностным. Для более глубокого знакомства с культурой необходимо рассмотреть все ее сферы.

Наука, изучающая культуру - культурология. Всякая наука изучает и объясняет какую-нибудь выделенную из общей массы группу явлений. Для культурологии объектом является культура. Кроме объекта, всякую науку характеризует ее предмет. Например, у анатомии, патологии и физиологии может быть один предмет - человек. Но анатомия изучает строение его организма, патология - отклонения, болезни, которым человек подвержен, а физиология - процессы, протекающие в органах, тканях, клетках, раскрывает законы функционирования организма. То есть предмет - это ракурс, с которого наука смотрит на свой объект, то, что она старается в нем понять.

Относительно предмета культурология может быть разделена на две составные части: собственно, культурологию (в узком смысле) и историю культуры. Предметом культурологии (в узком смысле) являются общие закономерности функционирования культуры, законы ее развития, т. е. теоретическое осмысление культуры как самостоятельного феномена, взятого достаточно абстрактно. Другими словами, это теория культуры (предмет культуры, ее функции, структура - все это теория культуры). Другая часть - история культуры - изучает конкретные исторические формы культуры (культура Англии, культура России). Мы с вами в основном будем заниматься историей культуры, обращаясь к теории лишь по мере необходимости.

12 января в Петербурге состоялась конференция Собора православной интеллигенции «Культура и антикультура». Сегодня публикуем доклад о.Алексия Мороза, прозвучавший на конференции.

Современное общество является ареной жесткой и непримиримой борьбы духовных и антидуховных, нравственных и безнравственных сил. Массовая культура, являясь порождением гедонистической идеологии, активно участвует в формировании человека потребителя, целиком живущего плотскими и отчасти душевными интересами. Идеальная модель такого общества, это по сути дела, тот же материальный «рай», где все, и в том числе низменные инстинкты падшей человеческой природы, получают возможность своего удовлетворения. Естественными проявлениями такой массовой культуры в области искусства и является направление постмодерна. Где патологические черты искаженного грехом человеческого естества, такие как агрессия, насилие, культ смерти, извращенный секс и прочее, возводятся в ранг социально приемлемых, а значит, и в какой-то степени поощряемых обществом.

Характерным примером подобного «массового искусства» является выставка братьев Чепмен «Конец веселья», устроенная в декабре 2012 года в государственном Эрмитаже. Эта выставка, по мнению независимых экспертов, стоит по своему художественному уровню в одном ряду с «шедеврами» Марата Гельмана или кощунниц из Pussy Riot, содержит глумление над христианскими символами, и оскорбляет чувства верующих, а так же ветеранов Великой Отечественной войны. Представляется не случайным, что выставка была открыта именно в дни рождественского поста и продолжалась до окончания рождественских праздников. Утверждение что «выставка антифашисткая» и что «речь идет о страшном суде» не выдерживает объективной критики. Во-первых, ад и Страшный Суд не одно и то же, а во-вторых, если инсталляции братьев Чепмен изображают мучения фашистов во время Страшного Суда, то почему центральным образом выступает священный христианский символ - Крест, оскверненный прибитыми клоуном и распятой тушей свиньи? И почему Страшный Суд в этой инсталляции вершат некие рогатые персонажи и скелеты в фашистских касках?

Безудержная пропаганда насилия, агрессии, уродства, извращенного секса, издевательство над христианскими символами и, особенно над крестом - вот суть и направленность данного действа. Задача его смешать и исказить в сознании людей понятий и категорий добра и зла. Объявить порочность и нечистоту достижением искусства, а значит, и поставить эту мерзость в ранг поощряемых обществом явлений. Подобное вызывает подобное и зло, сосредоточенное в экспонатах данной выставки, будет будить в неустоявшихся в христианской вере людях агрессию, злобу ненависть, грязный разврат... Тем более, теперь они уже могут реализовываться под благовидным предлогом: "Это искусство, это предлагают нам в главном музее страны - Эрмитаже».

Мощным средством внедрения в сознание нашего современника установок массовой культуры являются и российские СМИ. Элементарный анализ содержания телевизионных передач разнообразных каналов показывает, что пропаганда агрессии, насилия, садизма, различных сексуальных извращений, недостойного поведения, а также скрытая пропаганда алкоголизма, табакокурения, наркомании и других страстей, является неотъемлемой функцией современного телевидения. Кроме того, ряд каналов (например, 3 мистический) специализируется на внедрении оккультных установок в психику нашей молодежи. В демонстрируемых фильмах, магия, колдовство являются не только «естественным» и приемлемым фактором бытия, но и интересной и даже позитивной областью самореализации. Например, небезызвестный Гарри Потер, при помощи сверхъестественных оккультных способностей, развитых в результате обучения магии, героически сражается со злом. Чем не пример для современных детей? Передача «Битва экстрасенсов», несчастных бесоодержимых людей, выставляет некими героями-провидцами, привлекает к ним новых клиентов и побуждает телезрителей к погружению в бездну темной мистики.

О печальных последствиях такой «культурной политики» свидетельствуют печальные статистические данные. Россия на одном из первых мест в мире по детским и взрослым самоубийствам, наркомании, алкоголизму и т.п.

Ко мне как к священнику и как к доктору психологии обращается все больше и больше людей с тяжелыми духовными и психическими поражениями. Участились случаи и явной одержимости, в том числе и детской. Я уже не говорю о том, что стрессы, депрессии, разнообразные фобии, стали главными болезнями нашего века. Из числа всех существующих заболеваний, болезни именно по психосоматическим причинам вышли на первое место.

По данным д.п.н. Петракова Т.И. современные научные исследования отмечают изменение психологии учащихся. Так в их среде отмечены такие тенденции, как нарастание индивидуализма, противопоставление себя другим людям, прагматизм - на фоне ниспровержения недавних авторитетов, разрушения сложившихся на протяжении семидесяти лет идеалов. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения . Материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников, культура и образование отодвигаются на периферию их ценностных ориентации.

Ярким проявлением этого стала молодежная культура, в которой выражена тенденция к разрушению, протест против благообразия во всем: в способах общения, одежде, поведении, во всем внешнем облике подростка, юноши, девушки. Научные исследования свидетельствуют об изменениях, происходящих на уровне сознания, которые проявляются в утилитарности и примитивности мышления, усилении рассудочного компонента, в наличии «странных духовных образований» (Г. Л. Смирнов), когда в голове одного человека уживаются элементы несовместимых типов мировоззрений: атеистического, православного, языческого, «восточного» и т. п.

В настоящее время мы наблюдаем явную культурную деградацию большей части нашей молодежи. Которая все меньше читает, меньше интересуется высоким искусством, меньше руководствуется высокими идеалами в своей жизни. Меньше вступает в брак и меньше рождает. На мой взгляд, это результат воздействия именно массовой культуры, творящей человека потребителя по заданному стандарту.

На мой взгляд, насущной задачей русской национальной интеллигенции является установка мощного культурного заслона разрушительным явлениям массовой культуры. Не допущение разрыва нашей молодежи с исторической культурной и религиозной традицией. Для этого должна быть выстроена четкая ценностная ориентация, основанная на традиционных христианских ценностях. Наша интеллигенция должна разрабатывать, отстаивать и внедрять высококачественные культурные продукты во всех областях своей интеллектуальной и творческой деятельности. При этом надо принципиально противостоять разрушительным явлениям со стороны массовой культуры, не допускать их внедрения в качестве нормы в жизнь современного общества.

В этом плане очень важно разобраться в самом семантическом понимании слова «культура». В латинском языке слово имеет несколько значений:

Возделывание, обрабатывание, уход (agri Lcr, C etc.); разведение (vitis C);

Воспитание, образование, развитие (animi C; culturae patientem commodare aurem H);

Поклонение, почитание (potentis amici H).

Римляне употребляли слово культура с каким-нибудь объектом в родительном падеже, то есть только в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение того, с чем сочеталось: «culture juries» - выработка правил поведения, «culture lingual» - совершенствование языка и т. д.

В современном мире существует более 350 определений термина «культура». Приведем только несколько из них:

Культурой называется позитивный опыт и знания человека или группы людей, ассимилированный в одной из сфер жизни (в человеке, в политике, в искусстве и т. д.).

Позитивный опыт и знания - это опыт и знания, которые несут выгоду для их носителя и вследствие этого им используются.

«Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль - все заключено органически целостно в церковном культе, в форме ещё не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур - Культура Египта началась в храме, и первыми её творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями».

По мнению академика Никитина В.А именно «культ является сущностью религии, совокупностью обрядов, молитвословий и таинств, благодаря которым верующие люди воздают честь, поклоняются и славят Бога. Воплощаясь в тех или иных исторических формах человеческой деятельности, культ является ядром культуры (о. Павел Флоренский). Культ и культура, особенно национальная культура, органически взаимосвязаны. Отрываясь от культа, культура деградирует. Задача Церкви, не отождествляя себя с культурой, нести о ней материнское попечение. Отсюда так называемая инкультурация - воплощение христианства в той или иной конкретной культуре, внутренне очищающее и преобразующее саму культуру».

Подводя итоги вышесказанного, культурой, на наш взгляд, можно называть только позитивные результаты деятельности человека, только то, что благотворно воздействует на его духовную, моральную, нравственную и физическую сферу. Именно созидательная деятельность является культурной. То, что разрушает человеческую личность, связывает его с мистическим миром зла, должно носить название - антикультура.

Четкое разделение понятий и областей культуры и антикультуры, позволит вести осмысленную и принципиальную культурную политику, работающую на благо общества и каждого его члена в отдельности.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:


Валентин Арсентьевич Никитин, доктор философии, академик РАЕН, член Союза писателей России Культ и культура в формировании и сохранении межнационального согласия в России17.03.2011 (сайт Русская народная Линия)