Эволюция основных образов романа евгений онегин. Эволюция образа Евгения Онегина на страницах романа А. Пушкина

В творчестве Пушкина впервые находит исчерпывающее решение проблема развития характера. В его романе “Евгений Онегин” действительно развивается характер не только главного героя, но и ряда других героев. Пушкин был убежден в том, что человек не остается неизменным даже тогда, когда оказалась застывшей окружающая среда. В романе совершается постоянный круговорот одних и тех же ситуаций, вечно повторяются сцена за сценой. Такое состояние и является признаком общей неподвижности, неизменности, эастылости социальной среды.

Знаменательную главу в поэзии и во всей русской культуре открывает главный герой романа “Евгений Онегин”. За ним последовала целая плеяда героев литературных произведений, признанных впоследствии “лишними людьми”: лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин и еще многие другие, менее значительные персонажи, воплощающие целый пласт, эпоху в социально-духовном развитии русского общества. Пушкин проследил истоки этого явления: в поверхностном воспитании, в беспорядочно и подражательно воспринятой европейской культуре, в отсутствии духовных и общественных интересов, в наполненном условностями и предрассудками укладе дворянской жизни, в привычке к праздности и неприспособленности к систематическому труду. Это незаурядные, возвышающиеся над средним уровнем личности, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие смысл жизни и свое предназначение в ней, разочарованные и душевно опустошенные, люди, не находящие применения своим недюжинным способностям, неизбежно переживающие личную драму.

Конечно, любые приобретения даются ценой утрат. Нельзя приобрести свободу, даже такую ограниченную, какой добился Онегин, не рассчитавшись сполна за нее. Герою пришлось многим пожертвовать: юношеской непосредственностью, молодым задором, былой энергией, полнотой сил, увлеченностью, с которой он хватался за новые роли. “Рано чувства в нем остыли”, - отметил Пушкин.

Но иллюзорная свобода оказалась не единственным приобретением героя. Онегин стал обладать зрелостью мысли, проницательностью, трезвостью в оценке собственного поведения. Он научился следовать нравственным велениям. В известной мере Онегин раскрепостил себя от гнета светских обычаев и мнений, обособился от лощеной и безнравственной толпы дворян. Он приобрел уверенность в собственной правоте, по крайней мере, насчет света. Из всего этого можно сделать вывод о том, что он поднялся над дворянским обществом - как столичным, так и провинциальным. И поднялся, прежде всего, в духовном плане, ведь он осознал идейное, культурное и нравственное его убожество.

Таким образом, характер Онегина в романе предстал в развитии. И главным способом изображения этого процесса развития оказался не рассказ автора, а показ ролей, исполняемых Онегиным.

Большинство из них - в прошлом, в предыстории, до начала сюжетного действия. Но без такой предыстории вряд ли можно было показать самое главное в развитии характера - его направленность. Когда эта направленность развития Онегина уже обозначилась, тогда герой романа получил ту видимую независимость от автора, которая удивляла Пушкина. Онегин так и не пошел к декабристам, а Татьяна взяла и вышла замуж; более того, она стала принципиально верной женой в этом неверном свете и отказала человеку, которого любила и продолжает любить.

По Пушкину, у героев современных европейских романов о разочарованном молодом человеке - “безнравственная душа”. К Онегину же эта оценка полностью не приложима. О нем никак нельзя сказать, что он человек с безнравственной душой. В истории отношений Онегина и Татьяны Пушкин показал “души прямое благородство” героя. Убийство Онегиным Ленского на дуэли также нельзя безоговорочно назвать безнравственным, потому что по понятиям того времени дуэль - узаконенный в дворянском обществе способ защиты чести. Для него принять дуэль или отказаться было не мелочью, а главным вопросом, ведь речь шла о том, останется ли он в дворянском обществе, будет ли он по-прежнему “своим” в этой среде или подвергнется отлучению. Об Онегине нельзя сказать, что он - безнадежный эгоист. В глубине души он не чужд доброжелательности и отзывчивости к людям.

Главный герой романа - личность сложная и глубоко противоречивая. Это особенно ощутимо, когда читатель обращается к тем строфам, в которых рассказывается о том, что Татьяна, пытаясь лучше понять Онегина, изучает его пометы на полях любимых книг. Татьяна размышляет, что же представляет собой Онегин. Она почувствовала его странности, уловила сложное переплетение в характере героя противоречивых свойств (Онегин - “создание ада или небес?”) Она пытается решить, чего же в нем больше: доброго или злого?

Онегин, начавший преодолевать под влиянием жизненного опыта (дуэль, путешествие) свой эгоистический подход к людям, взволнован встречей с Татьяной. В своем запоздалом чувстве одинокий и страдающий герой надеется на возрождение к жизни. Он действительно преображается.

Несмотря на ироничность авторской оценки неглубокого уровня образованности героя, как и представлений света об этом уровне: “Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил”, - Пушкин воздает должное его достаточно высокому интеллектуальному уровню, кругу его интересов. Образ жизни Онегина типичен для молодой столичной аристократии: балы, рестораны, театры, прогулки по Невскому, любовные приключения - полный набор удовольствий, составляющий обывательское представление о счастливой, беззаботной жизни.

Евгений был достаточно самокритичен, взыскателен к себе, чтобы не сознавать искусственность, наигранность своего поведения.

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать…

Не мог мириться Онегин и с отупляющим образом жизни.

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

Нет; рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели…

Такая жизнь и равнодушие ко всему не дали ему удовлетворения. Свое счастье и спасение Онегин ищет в любви:

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

Снисходительность и великодушие, прямота и честность Онегина соседствуют в то же время с нерешительностью и даже жестокостью. “Науку страсти нежной, которую воспел Назон… в чем он истинный был гений” он благородно не принимает, а от настоящей любви, требующей огромного напряжения душевных сил, с боязнью отрекается.

Гибель Ленского на дуэли, спровоцированной эгоистичным стремлением Онегина досадить своему другу, сбросила завесу с еще одной слабости Евгения - живучести светских условностей, ложных представлений о дворянской чести. Условностей, которые он так глубоко презирал и от которых бежал из Петербурга. Онегин по собственному желанию отказался от чувства, которое могло бы украсить его жизнь - от любви, а теперь лишился единственного, искреннего и доверчивого друга. Два самых близких и дорогих ему человека из-за непобедимой душевной холодности и неспособности переступить во имя высокого через незначительное, второстепенное были им отвергнуты.

В его душу вносит смятение признание Татьяны во время последней встречи: “Я вас люблю (к чему лукавить?)”. “В минуту, злую для него” автор оставляет Онегина. И эта концовка не - случайна. Автор выражает уверенность в том, что от конкретных социально-исторических условий будет зависеть не только дальнейшая эволюция Онегиных, но и характер этой эволюции.

Главный герой романа «Евгений Онегин» открывает знаменательную главу в поэзии и во всей русской культуре. За Онегиным последовала целая вереница героев, названных впоследствии «лишними людьми»: лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин и еще многие другие, менее значительные персонажи, воплощающие целый пласт, эпоху в социально-духовном развитии русского общества. Пушкин проследил истоки этого явления: в поверхностном воспитании, в беспорядочно и подражательно воспринятой европейской культуре, в отсутствии духовных и общественных интересов, в наполненном условностями и предрассудками укладе дворянской жизни, в привычке к праздности и неприспособленности к систематическому труду. Это незаурядные, возвышающиеся над средним уровнем личности, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие смысл жизни и свое предназначение в ней, разочарованные и душевно опустошенные, люди, не находящие применения своим недюжинным способностям, неизбежно переживающие личную драму.

Евгений Онегин получил типичное для аристократической молодежи своего времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернера, который «учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил. «И все же Онегин достаточно хорошо знал латынь, «чтоб эпиграфы разбирать, потолковать об Ювенале», античную литературу, современную политэкономию, историю:

Онегин был по мненью многих

(Судей решительных и строгих)

Ученый малый, но педант...

Несмотря на ироничность авторской оценки неглубокого уровня образованности героя, как и представлений света об этом уровне: «Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил», - Пушкин воздает должное его достаточно высокому интеллектуальному уровню, кругу его интересов. Образ жизни Онегина типичен для молодой столичной аристократии: балы, рестораны, театры, прогулки по Невскому, любовные приключения - полный набор удовольствий, составляющий обывательское представление о счастливой, беззаботной жизни.

Евгений был достаточно самокритичен, взыскателен к себе, чтобы не сознавать искусственность, наигранность своего поведения («Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать...»), отупляющий образ жизни («Проснется за полдень, и снова до утра жизнь его готова, однообразна и пестра»).

Нет; рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели...

Здесь и пресыщенность однообразными впечатлениями, и искреннее, естественное стремление мыслящего человека вырваться из круга светских условностей, пошлости, однообразия на простор живой, полнокровной жизни.

Что же подвигло героя на пусть пассивный, но протест против бездуховного, хоть и комфортного существования, что обрекло его на одиночество, отчужденность, охлаждение к жизни?

Автор подчеркивает достоинства, выделяющие Онегина над обывательской массой: «...Мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум», «и гордость, и прямая честь», «души прямое благородство». Онегин в своем деревенском имении несмотря на прекрасные виды, «луга и нивы золотые», наполненный воздухом истории замок скучал, поскольку он «равно зевал средь модных и старинных зал», чуждался ограниченных соседей-помещиков, предпочитая всему этому одиночество смятенного, но гордого духа. Исключение он сделал лишь для юного поэта, поклонника романтизма, вдохновенного Владимира Ленского. Оба они в глазах соседей-помещиков выглядели «белыми воронами», оба чуждались местного общества с бесконечными разговорами «о сенокосе и вине, о псарне, о своей родне», хоть и были такими непохожими. Ленский любил страстно, самозабвенно. Онегин же, столкнувшись с искренней, глубокой любовью необыкновенной девушки, не нашел в себе достаточно душевных сил, чтобы ответить на это высокое чувство.

Почему же Онегин отвергает любовь Татьяны? Он искренне воздает ей должное:

Когда б семейственной картиной

Пленился я хоть миг единый,

То, верно б, кроме вас одной

Невесты не искал иной.

Онегин убеждает Татьяну, что не создан для наполненной тихими радостями размеренной и однообразной семейной жизни:

Но я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя;

Напрасны ваши совершенства:

Их вовсе недостоин я.

Поверьте (совесть в том порукой),

Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей...

Я вас люблю любовью брата

И, может быть, еще нежней.

Онегин снисходителен и великодушен, прям и честен и в то же время нерешителен и даже жесток. Он благородно не принимает «науку страсти нежной, которую воспел Назон... в чем он истинный был гений», но боязливо отказывается от настоящей любви, требующей огромного напряжения душевных сил.

Убийство на дуэли Ленского, спровоцированное эгоистичным желанием Онегина досадить своему другу, обнаружило еще одну слабость Евгения - живучесть в нем светских условностей, ложных представлений о дворянской чести, условностей, так глубоко им презираемых, от которых он бежал из Петербурга. Онегин отказался от любви, могущей украсить его жизнь, теперь же он лишился и единственного друга, искреннего, доверчивого. Два наиболее близких, дорогих ему человека были им отвергнуты из-за непобедимой душевной холодности, неспособности переступить во имя высокого через незначительное, второстепенное.

Татьяна, побывав в имении Онегина, перечитывает книги из его библиотеки и со страхом замечает, что ее избранник предпочитает романы, «в. которых отразился век и современный человек изображен довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой, мечтанью преданной безмерно, с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом». И Татьяна, как ни бережна она по отношению к любимому, как ни ревнива ко всему, что его окружает, все же усомнилась в его человеческой состоятельности:

Что ж он, ужели подражанье,

Ничтожный призрак иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон…

Уж не пародия ли он?

Нет, Онегин далеко не пародия, а живой человек, а его судьба, обусловленная всем развитием дворянской культуры, столь же печальна, как и судьба Татьяны. Впервые в жизни испытав настоящее чувство любви, Онегин в письме к Татьяне раскрывает свою душу. Он стал духовно богаче, глубже, человечнее, чувствительнее. Как не похож он в конце романа на умного холодного аристократа, детально объясняющего Татьяне причины отказа от ее любви. Сейчас он в положении влюбленного, искреннего, беззащитного, не боящегося насмешки.

Сейчас он вызывает у читателя сострадание своей жизненной драмой, всей сломанной, исковерканной жизнью:

Когда б вы знали, как ужасно

Томиться жаждою любви,

Пылать - и разумом всечасно

Смирять волнение в крови;

Желать обнять у вас колени

И, зарыдав, у ваших ног

Излить мольбы, признанья, пени,

Все, все, что выразить бы мог...

ПУТЬ

Тема Онегина в романе – это тема душевного пробуждения, взросления, духовной эволюции.

Мир Онегина первой главы – это светский Петербург, блистательный, праздничный, но всё же несколько искусственный, далёкий от истинной русскости. Не случайно Пушкин столь подробно описывает бытовую культуру дворянского Петербурга: кабинет Онегина, его одежду, стиль жизни, потом столь же подробно опишет кабинет Онегина в его имении – портрет лорда Байрона, статуэтку Наполеона. В Онегине первой главы отразился довольно типичный для первой половины 19 века «байронический герой», наделённый, однако, индивидуальными чертами, даже в самом своем скептицизме отражающий извечную русскую тоску по более осмысленной, одухотворенной жизни.

Онегин начала романа – человек, не знающий всей сложности жизни, упрощающий ее. Ни истинной любви, ни подлинной дружбы нет в мире Онегина. Подчеркивая типичность своего героя, Пушкин подробно воссоздает один день его жизни: утро начиналось с чтения записок с приглашением на бал, затем прогулка по бульвару, обед в модном ресторане, вечером – театр, бал, и только на заре Онегин возвращается домой. Не случайно автор использует глаголы движения – стремительного, но бессодержательного: «поскачет», «помчался», «полетел», «стремглав поскакал», «стрелой взлетел». Онегин не способен принадлежать чему-либо глубинно, его жизнь мчится, но мчится бесцельно, ее разнообразие и полнота заменены пестротой, мельканием:

Проснётся за полдень. И снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера.

При всей насыщенности внешней жизни Онегина, его внутренняя жизнь была пуста, не случайно Пушкин подчеркивает: «Томясь душевной пустотой». Именно эта «душевная пустота», непробужденность духовной жизни - причина равнодушия Онегина к поэзии, чтению книг («хотел писать – но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его», «читал, читал, а всё без толку»).

Одним из центральных в первой главе романа становится мотив маски: автор сравнивает своего героя то с Чаадаевым, то с ветреной Венерой, но главная маска Онегина – разочарованность, которую Пушкин называет на английский манер «сплином», однако следующий тут же русский перевод выявляет авторскую иронию: «русская хандра им овладела понемногу». С одной стороны, «сплин» – это маска, которую Онегин носит даже не без некоторого удовольствия, с другой – истинная, глубинная разочарованность в той жизни, которая была ему уготована.

Онегин был бы мало интересен Пушкину, если бы эта бесцельная жизнь удовлетворяла героя. В Онегине уживаются, с одной стороны, зависимость от мнения света, подчиненность общему стилю жизни, с другой – «неподражательная странность, мечтам невольная преда нность и резкий, охлаждённый ум». Онегина не удовлетворяет то, что удовлетворяло многих, он равнодушен к удовольствиям светской жизни, знает цену минутным сердечным привязанностям. Онегин, «свободный, в цвете лучших лет, среди блистательных побед, среди вседневных наслаждений», всё же не был счастлив. Причина в том, что он не мог считать смыслом жизни «блистательная победы» и «вседневные наслаждения», его душа ждала чего-то большего.



Первым толчком к душевному пробуждению Онегина явилась встреча с Ленским: искренность и воодушевленность юного поэта напомнили Онегину об истинных чувствах. Онегин с легкой улыбкой относился к восторженности и некоторой наивности Ленского, который «сердцем милый был невежда», однако благородство Онегина сказалось в том, что он «охладительное слово в устах старался удержать», не разрушал мечты Ленского холодом своего скептицизма.

Однако в большей степени поразил Онегина совершенно непривычный для него духовный мир и облик Татьяны Лариной. Письмо Татьяны удивило Онегина глубиной мысли и чувства, искренностью, открытостью и одновременно простодушием, наивностью: «Но, получив посланье Тани, Онегин живо тронут был», «быть может, чувствий пыл старинный им на минуту овладел». Пушкин подчеркивает, что в отношении к Татьяне Онегин поступил благородно, он не позволил себе играть искренними чувствами: «Но обмануть он не хотел доверчивость души невинной».

При первом взгляде отличив Татьяну от Ольги, Онегин все же не понял до конца любви Татьяны. Онегин так привык к одиночеству и несчастливости, что прошел мимо своего действительного счастья, которое было ему послано в любви Татьяны. «Примите ж исповедь мою», - говорит Онегин Татьяне во время их объяснения в саду, однако автор назовет слова Онегина более точно – не исповедью, а проповедью («так проповедовал Евгений»). Истинную причину своей «проповеди» Онегин откроет потом, в письме к Татьяне: «Свою постылую свободу я променять не захотел». И с горечью добавит:



Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан!

«Вольность», «покой», «постылая свобода» - такое понимание смысла жизни оказалось ошибочным, и эта ошибка разбила возможное счастье.

Ситуацией, разрушившей прежнее мировосприятие Онегина, стала дуэль с Ленским. Онегин, не разделяя морали светского общества, всё же не смог ей ничего противопоставить, он оказался рабом общественного мнения, единственное, на что его хватило, - он пренебрег некоторыми правилами дуэли (опоздал, в качестве секунданта пригласил своего слугу), тем самым обнаружив своё отношение к ней. Онегин понимал всю нелепость этой дуэли, но всё же он, в отличие от автора, не смог подняться над этой ситуацией, преодолеть самого себя. Убийство на дуэли Ленского стало потрясением, после которого Онегин по-иному воспринимает мир и себя. Не в силах бывать там, где он бывал с убитым им другом, Онегин уезжает странствовать. Глава о путешествии Онегина не вошла в окончательный вариант романа, однако можно предположить, что герой Пушкина по-новому всматривается в мир, пытаясь понять свое место в нем, открыть истинные человеческие ценности.

В последней главе перед нами уже во многом иной человек: Пушкин с особой теплотой говорит о новом, изменившемся Онегине. Теперь герой понимает, что «вольность» и «покой» не заменят счастья, что жить нужно ради любви, взаимопонимания, ценить нужно тех, кто тебя любит и понимает, именно поэтому весь смысл жизни для Онегина сосредоточился в любви к Татьяне. Драма недостижимого счастья, которую проживает Онегин, делает его страдающим, но и более одухотворенным. Невозможно представить, чтобы о своем герое в первой главе Пушкин сказал: «угрюмый, неловкий», «с трепетом к княгине входит». Теперь уже «мечты, желания, печали теснились в душу глубоко». Онегин ни за что не отказался бы от этих «печалей», потому что это и есть полнокровная жизнь, которая только сейчас ему открылась.

Теперь уже Онегина не влекут светские удовольствия, он не спешит включиться в пёструю карусель жизни дворянского Петербурга, отчего для всех становится «чужим», «чудаком»: встретившись с Татьяной на балу и увидев ее холодность, Онегин на целую зиму запирается в своем кабинете, погружается в чтение книг, открывает для себя особый мир любви и страданий, его чувства готовы уже излиться в поэтическом творчестве:

А точно: силой магнетизма

Стихов российских механизма

Едва в то время не постиг

Мой бестолковый ученик.

Однако Татьяна не может изменить своим представлениям о долге и чести, ведь еще в письме к Онегину она мечтала «быть верной супругой и добродетельной матерью». Онегин любит и любим, но это, оказывается, уже ничего не может изменить в его судьбе. Последнее объяснение героев заканчивается словами Татьяны: «Я вас прошу меня оставить; я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь». Есть в сердце Онегина честь, и она не позволит ему больше напоминать о себе Татьяне. Это действительно разлука навсегда. Любящий и любимый, Онегин остается одиноким чудаком, странным и чужим для всех. Цель жизни, её смысл, обретённые ценою тяжелых раздумий, ошибок, поиска, оказались недостижимы. Долг и честь закрывают путь к счастью, в «минуту, злую для него», мы вместе с автором расстаемся с Онегиным.

Роман был закончен в 1831 году – уже после декабристского восстания, ставшего для поколения Пушкина эпохой, переломившей жизнь, а судьба Онегина на страницах романа не доведена до роковой черты двадцать пятого года – герою это еще предстоит. Так сама история разлучила автора и его героя. Не столь значимо, выйдет Онегин на Сенатскую площадь или нет, значимо другое – личность состоялась. Пушкин, со свойственной ему гармонией мировосприятия, не замыкается на одной стороне жизни: героям даны не только утраты, но и обретения, не только печали, но и радости. Татьяне и Онегину не дано счастья, но им дана любовь – это уже немало. И Татьяна, и Онегин остались верны себе, не изменили своему представлению о долге и чести – именно с этим связана особая просветлённость романа, судьбы главных героев которого складываются драматично. Эта просветленность основана на вере в человека, в доброе начало в нем, на вере в «самостоянье», которое, по Пушкину, есть «залог величия».

Пушкин, в своем романе « », одним из первых поэтов того времени смог открыть перед читателями истинные черты характера людей его эпохи. Автор замечает, что образованные и воспитанные люди чувствуют себя одинокими в светском обществе и стремятся убежать от него подальше. А почему так происходит? Да, потому что большинство людей молодого и прогрессирующего поколения совершенно потеряли культурные и духовные интересы, они следуют и подражают европейской жизни, не понимая зачем.

Именно стал тем героем романа, который испытал на себе скуку окружающего общества. Ему надоели светские встречи и балы. Он стремится убежать от наигранной жизни. Пушкин в мельчайших подробностях описывает нам характер и нрав Евгения. Иногда, мне кажется, что в своем персонаже Пушкин раскрывает часть себя.

Первая глава повествует нам о светской жизни молодого человека. Он значительно выделялся на фоне других людей. Он отличался воспитанием, образованием и холодным умом. Поэтому, ему становится неловко от такой бессмысленной жизни. Онегин решает заняться чем-то полезным и уехать в деревню.

Там, он знакомится с другим, достаточно ярким персонажем – . Он был совершенной противоположностью Онегина. Именно такой контраст черт характера главных героев, помогает читателям лучше понять образы молодых людей.

Глядя на Ленского, Евгений вспоминает свои былые времена, когда он также восхищался окружающей красотой, когда он также любил. Но, светское общество перевернуло его внутренний мир. Он становится циничным и твердым.

В последствие, Онегин не смог противостоять окружающим обстоятельствам и стал убийцей лучшего друга. Этот поступок навсегда отпечатался в его душе. Это событие заставляет Евгения бежать из деревни. Он странствует по родным краям, но не может найти себе применения.

С развитием сюжета, мы видим уже совершенно другого Онегина – он вырос и стал богаче в духовном плане. Любовный отказ Татьяны наносит ему еще один жизненный удар.

Онегин смог вырваться из светского общества в тишину и покой. Но, и там он не смог обрести душевное равновесие. Даже дружба и любовь не смогли сделать из него другого человека. Его сложившиеся устои не дали молодому человеку развиваться в положительном направлении. Он отверг любовь, дабы быть свободным и вольным. Он убил друга, чтобы не идти против мнения общества. Все эти события привели главного героя к душевной пустоте. Он так и не смог стать полезным и нужным, как желал того ранее.

Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Роман "Евгений Онегин" создавался Пушкиным в течение 8 лет (с 1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это "взросление" поэта отражено в романе.

Главный герой - Евгений Онегин - так же как и сам поэт взрослеет, умнеет, набирается жизненного опыта, теряет друзей, заблуждается, страдает. Как же показаны этапы жизни героя в произведении?

Главный герой романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - дворянин, аристократ. Он непосредственно связан с современностью, с реальными обстоятельствами русской действительности и с людьми 1820-х годов. Онегин – знаком с Автором и с некоторыми из его друзей. Но у главного героя нет прототипов. Это позволяет Пушкину оградить его от однозначных характеристик.

Образ Онегина – сложный, противоречивый. Это личность с новыми запросами к миру, к самому себе. Герой ищет смысл в жизни, думает о назначении человека, проходит путь исканий, ошибок. Читатель знакомится с Онегиным, когда тому исполнилось 26 лет. Он еще молод, но уже устал от жизни. Чтобы объяснить причины душевного разочарования героя, Пушкин описывает его детство и юношеские годы, отмечает факторы, которые повлияли на формирование характера. Это принадлежность к высшему слою дворянства, обычное для того круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт «однообразной и пестрой» жизни в течение восьми лет. Жизнь «свободного» дворянина не обремененного службой, - беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами, - укладывается в один утомительно длинный день.

Проснется за полночь, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что вчера.

Онегин в ранней юности – «забав и роскоши дитя». Героя раздражает однообразие. Онегин не знает, чем заняться, на что употребить силы и способности. Образ жизни его таков, что герой освобожден от труда и обречен на безделье. Большинство дворян принимали такую жизнь и не томились ею. Человеческая значительность Онегина проявилась как раз в том, что он не был удовлетворен ни своей жизнью, ни собой. Он не был счастлив:

Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы недолго были

Предмет его привычных дум…

Онегин почувствовал себя лишним в великосветских гостиных. Герой узнал свет и не принял его лицемерную мораль. Его душа ждала иных отношений, чем те, на которых держалось общество. Ему было:

Несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,

Глядеть на жизнь как на обряд

И вслед за чинною толпою

Идти, не разделяя с ней

Ни общих мнений, ни страстей.

Характер Онегина в романе показан в развитии, в движении. Отказавшись от шумного света, он стал писать и читать, но вскоре бросил и то, и другое, потому что «упорный труд ему был тошен». Он слишком долго жил в праздности, на всем готовом. Онегин стал затворником. Такое поведение – его необъявленный вызов свету и обществу деревенских помещиков. В деревне герой даже попытался «порядок новый учредить», заменив барщину «оброком легким». Свое недовольство светом герой распространяет на жизнь вообще. Он перестал жить чувствами, потерял веру в них, и душа его охладела.

Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей.

Своим равнодушием Онегин нанес сердечную рану ТатьянеОнегин – эгоист, холодный, рассудочный человек. Поэтому он не выдержал испытания любовью и дружбой. Убийство Ленского ему нельзя простить. Недаром автор, комментируя состояние Онегина перед дуэлью, горько замечает:

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться, как зверь.

Причиной трагедии стала его неспособность жить жизнью чувства. Дуэль – следствие равнодушия и боязни злого языка «старого дуэлиста» Зарецкого и соседей-помещиков. Онегин стал пленником своего старого кумира – «общественного мненья». После убийства Ленского Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений». Только потрясение смогло изменить его.

В восьмой главе Пушкин показал новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Петербурге, Онегин совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего холодного и рассудочного человека. Онегин, «как дитя», влюблен в Татьяну:

…К ее крыльцу, стеклянным сеням

Он подъезжает каждый день;

За ней он гонится как тень…

Онегин впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его любовь:

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить…

И это именно тогда, когда Онегин стал жить чувствами, когда обрел идеал, снова начал читать и читал уже «духовными глазами».

Онегин – особый человеческий тип, впервые выведенный в русской литературе – «лишний человек».

В финале романа Пушкин оставляет героя на распутье. Однако можно предположить, что Онегин дорог автору способностью к поиску духовных ценностей, готовностью к действию, поступку.