Джек Лондон "Любовь к жизни": описание, герой, анализ произведения. Джек Лондон: Любовь к жизни Урок на всю жизнь

(полное имя Джон Гриффит Лондон) - значительное явление в жизни подростков. Многие из них к этому времени уже читали рассказы и повести этого писателя. Поэтому с самого начала надо познакомить ребят с его жизнью, так как она представляет большой интерес для юных читателей. Можно заранее рекомендовать шестиклассникам прочесть некоторые книги , например: Стоун Ирвин. Джек Лондон: Моряк в седле. - М., 1962. - (Сер. «ЖЗЛ»); Быков В. М. Джек Лондон. - М.: Изд-во Московского университета , 1964, и др.

Урок можно начать с чтения статьи Б. Полевого о Джеке Лондоне в учебнике-хрестоматии, после чего дети по желанию могут дополнить сведения о жизни этого писателя из самостоятельно прочитанных книг. Биография писателя явится своеобразным прологом к изучению его произведений.

Вторая часть урока посвящается чтению рассказа «Любовь к жизни». Читает сам учитель или заранее подготовленный ученик. До конца урока обычно прочитывается половина произведения. Дома учащиеся дочитывают рассказ до конца и отвечают на первые два вопроса хрестоматии:

1. Вам известны многие произведения о смелых и мужественных людях, вспомните их. Чем рассказ «Любовь к жизни» отличается от ранее прочитанных вами?
2. Что вам больше всего понравилось в нем?

Желающие выбирают одну из сцен многодневного пути героя и готовят ее выразительное чтение . Другая группа учащихся подготавливает рассказ о встрече с волком от лица героя.

Приступая к анализу рассказа «Любовь к жизни», необходимо постоянно обращаться к тексту произведения. На это рассчитаны прежде всего вопросы и задания в учебной хрестоматии.

Учащиеся перечитывают начало рассказа, обращают внимание на обстоятельства, при которых впервые знакомится читатель с героями этого произведения.

Уже много дней герои рассказа в пути. Кажется, каждый из них предельно измотан. Особо выделяются детали, которые подтверждают эту мысль: «лица их выражали терпеливую покорность - след долгих лишений», «плечи оттягивали тяжелые тюки», «оба шли сгорбившись, низко нагнув голову и не поднимая глаз», «голос звучал вяло», «говорил равнодушно» и др.

Что еще можно сказать о героях? Один из них попадает в беду. А другой - Билл - оставляет своего товарища, испугавшись, что тот будет для него обузой, рассчитывая на то, что в одиночку легче спасти жизнь.

При описании состояния героя, покинутого товарищем, важно обратить внимание на чувства, которые он испытывал. Учащиеся выделяют: «…и хотя его лицо оставалось по-прежнему тупым, в глазах появилась тоска, словно у раненого оленя». «Губы у него так сильно дрожали, что шевелились жесткие рыжие усы над ними.

Билл! - крикнул он.

Это была отчаянная мольба человека, попавшего в беду…»

Описание природы помогает в еще большей степени понять одиночество и безнадежность попавшего в беду человека, угнетенность его чувств:

«Над самым горизонтом тускло светило солнце, едва видное сквозь туман, который лежал плотной пеленой, без видимых границ и очертаний…» «Он взглянул на юг, соображая, что где-то там, за этими мрачными холмами, лежит большое Медвежье озеро и что в том же направлении проходит по канадской равнине страшный путь Полярного круга». И еще: «Он снова окинул взглядом тот круг вселенной, в котором остался теперь один. Картина была невеселая. Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев, ни кустов, ни травы - ничего, кроме беспредельной и страшной пустыни, - и в его глазах появилось выражение страха».

Что поддерживало путника после того, как Билл оставил его? Какой надеждой жил герой в начале своего пути без Билла?

После ответа на эти вопросы учащиеся прослеживают день за днем тот путь, который прошел герой . На конкретных примерах показывают, как постепенно нарастает трагизм его положения. Выразительно читаются подготовленные дома сцены многодневного пути героя. При этом обращается внимание на то, какое чувство вызывает герой в тот или иной момент. Вот эти сцены: начало пути без Билла; чувство голода и встреча с куропатками; герой освобождается от всего лишнего; встреча с медведем; «наступили страшные дни дождей и снега»; герой увидел океан; встреча с волком.

Вместо зачитывания ключевых сцен можно предложить составить план того пути, который прошел герой рассказа (план может быть цитатный). Вот примерные его пункты:

1. «Стараясь идти по следам Билла, путник перебирался от озерка к озерку по камням, торчавшим во мху, как островки».
2. «…Как ни трудно ему было идти, еще труднее было уверить себя в том, что Билл его не бросил, что Билл, конечно, ждет его у тайника. Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше, - оставалось только лечь на землю
и умереть».
3. «Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек. Их было шестьдесят семь. Чтобы не ошибиться, он пересчитал три раза».
4. «Он услышал громкое фырканье и увидел большого оленя».
5. «И когда он поднялся на ноги и поплелся дальше, мешочек лежал в тюке у него за спиной».
6. «Он полз по мокрому мху; одежда его намокла, тело зябло, но он не замечал ничего, так сильно терзал его голод. А белые куропатки все вспархивали вокруг него…»
7. «Он заглядывал в каждую лужу и наконец с наступлением сумерек увидел в такой луже одну-единственную рыбку величиной с пескаря».
8. «Наступил день - серый день без солнца… Теперь чувство голода у путника притупилось… Мысли у него прояснились, и он опять думал о Стране Маленьких Палок и о своем тайнике у реки Диз».
9. «В этот день он прошел не более десяти миль, а на следующий, двигаясь только когда позволяло сердце, не больше пяти».
10. «Он разделил золото пополам; одну половину спрятал на видном издалека выступе скалы, завернув в кусок одеяла, а другую всыпал обратно в мешочек… Но ружье он все еще не бросил».
11. «Он опять разделил золото, на этот раз просто высыпав половину на землю. К вечеру он выбросил и другую половину, оставив себе только обрывок одеяла, жестяное ведерко и ружье».
12. «Медведь отступил в сторону, угрожающе рыча, в испуге перед этим таинственным существом, которое стояло прямо и не боялось его».
13. «Наступили страшные дни дождей и снега. Он уже не помнил, когда останавливался на ночь и когда снова пускался в путь…»
14. «Там, внизу, текла широкая, медленная река. Она была ему незнакома, и это его удивило».
15. «Опять послышалось сопение и кашель, и между двумя островерхими камнями, не больше чем шагах в двадцати от себя, он увидел серую голову волка».
16. «Он шел по следам другого человека, того, который тащился на четвереньках, и скоро увидел конец его пути».
17. «…И только усилием воли он заставил себя терпеть. Потом человек перекатился на спину и уснул».

Следующий этап урока - рассказ, приготовленный дома, о встрече с волком от лица героя рассказа. В беседе после этого обращается особое внимание на то, почему в этой смертельной схватке умирающий, обессиленный человек одерживает победу.

Выделяются следующие места повествования:

«Он уже не ощущал боли. Желудок и нервы словно дремали. Однако жизнь, еще теплившаяся в нем, гнала его вперед. Он очень устал, но жизнь в нем не хотела гибнуть; и потому, что она не хотела гибнуть, человек все еще ел болотные ягоды и пескарей, пил
кипяток и следил за больным волком, не спуская с него глаз».

«Оглянувшись как-то, он увидел, что волк с жадностью лижет этот кровавый след, и ясно представил себе, каков будет его конец, если он сам не убьет волка. И тогда началась самая жестокая борьба, какая только бывает в жизни: больной человек на четвереньках и больной волк, ковылявший за ним, - оба они, полумертвые, тащились через пустыню, подстерегая друг друга.

Будь то здоровый волк, человек не стал бы так сопротивляться, но ему было неприятно думать, что он попадет в утробу этой мерзкой твари, почти падали. Ему стало противно…»

«Он знал, что не проползет и полумили. И все-таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после всего, что он перенес. Судьба требовала от него слишком многого. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней».

Рассуждения об этом кончаются ответом на вопросы, которые подводят итог беседе: Почему герой оказался победителем? В чем смысл рассказа «Любовь к жизни» и почему он так называется?

К следующему уроку учащимся предлагается сравнить героя рассказа Дж. Лондона и одного из героев самостоятельно прочитанных книг. Желающие составляют сценарий на тему «Путь к кораблю».

Урок начинается прослушиванием сценария, после чего класс приступает к сравнительной характеристике героя рассказа Джека Лондона и самостоятельно выбранного героя. Главное в этой работе - избегать жесткости и регламентации, не дать сделать этот материал скучным. В основе должны быть свободные высказывания учащихся на основе личных впечатлений. Предлагаемые вопросы являются лишь самым примерным ориентиром:

1. В каких обстоятельствах оказались герои?
2. Как они вели себя? Что общего в их поведении?
3. Чем они отличаются друг от друга?

В оставшееся время учащиеся рассматривают иллюстрации к рассказу, помещенные в хрестоматии, а также в отдельных изданиях, принесенных из дома, размышляют над тем, кто из художников наиболее удачно и выразительно изобразил героя. Называют эпизоды, которые можно было бы взять для иллюстраций. Некоторые учащиеся более подробно рассказывают о том, как они представляют себе эти рисунки.

Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы - М.: Просвещение, 2003. - 162 с.: ил.

Библиотека с учебниками и книгами на скачку бесплатно онлайн , литературе для 6 класса скачать , школьная программа по литературе, планы конспектов уроков

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Пост навеян прочтением небольшого, но очень известного рассказа Джека Лондона "Любовь к жизни" (Jack London "Love to Life"). Этот рассказ является одним из немногих представителей зарубежной литературы в школьной программе, который я прочитал. Скорее всего причиной этому является небольшой объем рассказа. Тогда он мне очень понравился.

Краткое содержание рассказа Джека Лондона "Любовь к жизни"
Рассказ "Любовь к жизни" Джека Лондона невелик (примерно 10 страниц), поэтому краткое содержание будет совсем кратким. Итак, два золотодобытчика идут к своему тайнику много дней: у них нет патронов, они не ели несколько дней, они устали и разбиты, но идти нужно. При переходе речки вброд один из них подвернул ногу и поэтому замешкался. Другой же пошел вперед, не останавливаясь, даже не смотря на просьбы товарища. Так главный герой рассказа остается один.
Главный герой терпит лишения, голод, усталось, боль, но идет вперед, сначала стараясь достичь тайника, где припасены патроны и какая-то еда, а после уже просто идет и все, не разбирая направления. Его толкает вперед сначала голод, а потом сильный страх умереть от хищников, а не от голода. В пути он питается ягодами, травой, пойманной рыбой. Вещей при нем все меньше: одеяло уходит на перевязку ног, ружье и нож он теряет, добытое золото постепенно выбрасывает.

Когда силы главного героя рассказа "Любовь к жизни" Джека Лондона были совсем на исходе, он заметил, что за ним идет старый и больной волк, который не отваживается вступить в схватку, а просто ждет, пока главный герой умрет. Так они идут несколько дней, пока главный герой не замечает корабль китобоев. Он напрягает последние силы и несколько дней идет к кораблю, но никак не может его достигнуть. По пути он натыкается на труп своего товарища, который до последнего берег мешочек с золотом.

Будучи полностью изможденным, герой вступает в смертельную схватку с не менее изможденным волком и побеждает его. Наконец, его замечают на корабле и спасают. История заканчивается благополучно: главный герой выходит из достаточно сильного умственного помешательства и становится нормальным человеком, но он еще долгое время боится, что снова останется без еды. Но проходит, наконец, и это.

Смысл
Смысл рассказа Джека Лондона "Любовь к жизни" заключен в самом его названии: главный герой превозмогает боль, голод, страх, отчаяние в борьбе за свою жизнь и побеждает!

Вывод
Рассказ Джека Лондона "Любовь к жизни" читать обязательно , тем более, чтоэто займет всего 10-20 минут. С большим удовольствием прочитал этот рассказ снова. В завершение поста неоригинально констатирую, что Джек Лондон - замечательный писатель.

Обзоры книг Джека Лондона:
1. ;
2. :
3. ;
4.
;
5 . ;
6. ;
7. Рассказ "Ату их, ату!" ;

8. ;
9. ;
10.
11. ;
12. ;
13. .

Рекомендую почитать также обзоры книг (и сами книги тоже, разумеется):
1. - самый популярный пост
2. - некогда самый популярный пост ;
3.

История создания рассказа

Рассказ «Любовь к жизни» был написан американским писателем Джеком Лондоном в 1905 году, издан в сборнике рассказов о приключениях золотоискателей в 1907 году. Представляется возможным, что рассказ имеет долю автобиографичности, по крайней мере, имеет под собой реальную основу, так как писатель приобрел немалый жизненный и писательский опыт, плавая матросом на шхунах и принимая участие в покорении Севера в дни «золотой лихорадки». Жизнь обеспечила ему массу впечатлений, которые он выразил в своих произведениях.

Добавляет подлинной реальности и то, с какой географической детализацией автор изображает путь своего героя - от Большого Медвежьего озера до устья реки Коппермайн, впадающей в Северный Ледовитый океан.

Сюжет, герои, идея рассказа

Конец 19 века ознаменовался целой цепочкой «золотых лихорадок» - люди в поисках золота массово исследовали Калифорнию, Клондайк, Аляску. Типичная картина представлена и в рассказе «Любовь к жизни». Два друга, путешествующих в поисках золота (и добывших приличное количество), не рассчитали сил на обратную дорогу. Нет провизии, нет патронов, нет элементарных психических и физических ресурсов - все действия совершаются автоматически, словно в тумане. Герой, переходя через ручей, оступается и повреждает ногу. Товарищ по имени Билл без малейших раздумий бросает его и уходит, даже не обернувшись.

Главный герой остается бороться. Добыть животную пищу он не может, рыба из маленького озерка ускользает, несмотря на то, что он ручную вычерпывает из водоема всю воду. Золото пришлось бросить из-за его веса. Судьба Билла оказалась печальной - безымянный герой набрел на кучу розовых костей, лохмотья одежды и мешочек с золотом.

Кульминацией рассказа становится встреча с волком, слишком больным и слабым, чтобы напасть на человека, но явно рассчитывающим полакомиться трупом человека, когда тот умрет от истощения и изнеможения. Герой и волк сторожат друг друга, ведь он в равных условиях и в каждом из них говорит инстинкт выживания - слепая и самая сильная в мире любовь к жизни.

Главный герой притворяется мертвым, ожидая нападения волка, и когда тот нападает, человек даже не душит его - он придавливает его своим весом и прогрызает волку шею.

У самого моря команда китобойного судна замечает на берегу нелепое копошащееся существо, ползущее к кромке воды. Героя принимают на корабль и вскоре замечают его странность - он не ест хлеб, подаваемый к обеду, а прячет его под матрас. Такое помешательство развилось из-за длительного неутолимого голода, который ему пришлось испытать. Впрочем, вскоре это прошло.

Рассказ построен на противопоставлении вначале Билла и безымянного героя, затем - безымянного героя и волка. Причем Билл в этом сравнении проигрывает, так как сравнивается с учетом моральных критериев и терпит поражение, а волк остается с героем на равных, так как природа не знает жалости, как и человек, доведенный до последней черты.

Главной идеей рассказа является мысль о том, что борьба человека с природой за право существования беспощадна, несмотря на то, что человек вооружен еще и разумом. В критических ситуациях нас ведет инстинкт или любовь к жизни, и практика показывает, что выживает сильнейший. Природа не ведает жалости и снисхождения к слабому, уравнивая в правах хищников и травоядных. С точки зрения природного выживания Билл считал себя правым, избавляясь от балласта в виде раненого приятеля. Но важнее оставаться человеком до конца.

Наткнувшись в тундре на останки своего погибшего товарища, он не злорадствует и берет себе его золота. Он не бросается на останки из чувства голода (хотя накануне мы видим, как он поедал живых птенцов), и это становится последним, крайним проявлением человеческого достоинства.

Лес одиноко темнел под холодной луной, Зловещая тьма в себе скрывала тревоги, Из-за которых миг любому покажется долгим, И ветер тайги, так мне напоминающий вой…
О путник ночной, что ты здесь потерял? В этом месте и днём не отыщется рай. А что я искала, сама не пойму; Дорогу куда-то, а может, судьбу…

Только страшно одной пробираться сквозь заросли чащи: За каждым кустом кажется пристальный взгляд, Опасностью грозит неверно сделанный шаг, И цепкие корни как когти, а дыханье всё чаще…
Предчувствие не обмануло - два жёлтых зрачка Мелькнули рядом неожиданно, резко, Из-за дерева тихо, протяжно рыча Вышел он, злой хозяин таёжного леса. Чёрный как смоль, его белые клыки мутно сверкали, Матёрый вожак дикой, куда-то исчезнувшей стаи, Он одним прыжком перечеркнёт весь мой бег… Внезапно волк обернулся: позади него стоял человек! Между мной и волком факел на землю упал И потух, осветив на мгновение кровавый оскал. Волк развернулся, лапами его оттолкнув, Он прыгнул незнакомцу прямо на грудь, Словно Фенрир из древней легенды уже напал на Луну, - Лес тотчас погрузился в непроглядную мглу. Но принять удар на себя тот охотник успел - По земле катился рычащий комок двух сцепившихся тел.

Вот на мох и траву брызнула тёмно-алая кровь… Мужчины иль волка - в темноте нельзя разобрать, Оба хотят друг другу глотки на части порвать! Жизнь и смерть слились в объятиях, ангел и чёрт…
…Блеснуло в руке осколком луны острие кинжала, От предсмертного рыка на деревьях листва задрожала, Царапнув воздух когтями, зверь смолк, Под телом чуть живого мужчины лежал мёртвый волк. Не видя ничего, я к нежданному кинулась спасителю, Свет вновь появившейся луны озарил победителя: На теле видны кровавые раны в серебристых лучах, А яркие звёзды отражались в небесно-серых глазах, В его взгляде угасали искры пережитой боли, Светлые волосы потемнели от спёкшийся крови. Я помогла ему подняться с горячей и красной земли; Шелест ветра в ветвях заглушил благодарностей все слова, Нам стало понятно - всё это не зря: И эта встреча в лесу, и что живыми остались мы… Всё позади. Услышаны небом земные молитвы. Звёзды и луна – подруга волков – свидетели битвы. И будто не было недавней борьбы, лишь только Если бы не было на земле убитого волка.

Лес постепенно прощался с луной, мирно звёзды мерцали. В руке защитника по-прежнему факел ярко горел, Жёлтым теплом освещая стволы лесных стен, Вместе с волком далеко в лесу все страхи остались. Даже из дебрей лесных выхода найдутся пути - Мы уходили вдвоём по дороге нам ясной судьбы В новый солнечный день, что виден уже меж деревьев И в каплях жемчужной росы золотистое утро алеет.

После полудня он напал на след. Это был след другого человека, который не шёл, а тащился на четвереньках. Он подумал, что это, возможно, след Билла, но подумал вяло и равнодушно. Ему было всё равно. В сущности, он перестал что-либо чувствовать и волноваться. Он уже не ощущал боли. Желудок и нервы словно дремали. Однако жизнь, ещё теплившаяся в нем, гнала его вперёд. Он очень устал, но жизнь в нем не хотела гибнуть; и потому, что она не хотела гибнуть, человек все ещё ел болотные ягоды и пескарей, пил кипяток и следил за больным волком, не спуская с него глаз.

Он шёл следом другого человека, того, который тащился на четвереньках, и скоро увидел конец его пути: обглоданные кости на мокром мху, сохранившем следы волчьих лап. Он увидел туго набитый мешочек из оленьей кожи - такой же, какой был у него, - разорванный острыми зубами. Он поднял этот мешочек, хотя его ослабевшие пальцы не в силах были удержать такую тяжесть. Билл не бросил его до конца. Ха-ха! Он ещё посмеется над Биллом. Он останется жив и возьмёт мешочек на корабль, который стоит посреди блистающего моря. Он засмеялся хриплым, страшным смехом, похожим на карканье ворона, и больной волк вторил ему, уныло подвывая. Человек сразу замолчал. Как же он будет смеяться над Биллом, если это Билл, если эти бело-розовые, чистые кости - всё, что осталось от Билла?

Он отвернулся. Да, Билл его бросил, но он не возьмёт золота и не станет сосать кости Билла. А Билл стал бы, будь Билл на его месте, размышлял он, тащась дальше.

Он набрёл на маленькое озерко. И, наклонившись над ним в поисках пескарей, отшатнулся, словно ужаленный. Он увидел своё лицо, отраженное в воде. Это отражение было так страшно, что пробудило даже его отупевшую душу. В озерке плавали три пескаря, но оно было велико, и он не мог вычерпать его до дна; он попробовал поймать рыб ведёрком, но в конце концов бросил эту мысль. Он побоялся, что от усталости упадёт в воду и утонет. По этой же причине он не отважился плыть по реке на бревне, хотя брёвен было много на песчаных отмелях.

В этот день он сократил на три мили расстояние между собой и кораблём, а на следующий день - на две мили; теперь он полз на четвереньках, как Билл. К концу пятого дня до корабля всё ещё оставалось миль семь, а он теперь не мог пройти и мили в день. Бабье лето ещё держалось, а он то полз на четвереньках, то падал без чувств, и по его следам всё так же тащился больной волк, кашляя и чихая. Колени человека были содраны до живого мяса, и ступни тоже, и хотя он оторвал две полосы от рубашки, чтобы обмотать их, красный след тянулся за ним по мху и камням. Оглянувшись как-то, он увидел, что волк с жадностью лижет этот кровавый след, и ясно представил себе, каков будет его конец, если он сам не убьёт волка. И тогда началась самая жестокая борьба, какая только бывает в жизни: больной человек на четвереньках и больной волк, ковылявший за ним, - оба они, полумертвые, тащились через пустыню, подстерегая друг друга.

Будь то здоровый волк, человек не стал бы так сопротивляться, но ему было неприятно думать, что он попадет в утробу этой мерзкой твари, почти падали. Ему стало противно. У него снова начинался бред, сознание туманили галлюцинации, и светлые промежутки становились всё короче и реже.

Однажды он пришёл в чувство, услышав чье-то дыхание над самым ухом. Волк отпрыгнул назад, споткнулся и упал от слабости. Это было смешно, но человек не улыбнулся. Он даже не испугался. Страх уже не имел над ним власти. Но мысли его на минуту прояснились, и он лежал, раздумывая. До корабля оставалось теперь мили четыре, не больше. Он видел его совсем ясно, протирая затуманенные глаза, видел и лодочку с белым парусом, рассекавшую сверкающее море. Но ему не одолеть эти четыре мили. Он это знал и относился к этому спокойно. Он знал, что не проползет и полумили. И всё-таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после всего, что он перенёс. Судьба требовала от него слишком много. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но и в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней.

Он закрыл глаза и бесконечно бережно собрал все свои силы. Он крепился, стараясь не поддаваться чувству дурноты, затопившему, словно прилив, всё его существо. Это чувство поднималось волной и мутило сознание. Временами он словно тонул, погружаясь в забытье и силясь выплыть, но каким-то необъяснимым образом остатки воли помогали ему снова выбраться на поверхность.

Он лежал на спине неподвижно и слышал, как хриплое дыхание волка приближается к нему. Оно ощущалось всё ближе и ближе, время тянулось без конца, но человек не пошевельнулся ни разу. Вот дыхание слышно над самым ухом. Жесткий сухой язык царапнул его щеку словно наждачной бумагой. Руки у него вскинулись кверху - по крайней мере он хотел их вскинуть - пальцы согнулись как когти, но схватили пустоту. Для быстрых и уверенных движений нужна сила, а силы у него не было.

Волк был терпелив, но и человек был терпелив не меньше. Полдня он лежал неподвижно, борясь с забытьем и сторожа волка, который хотел его съесть и которого он съел бы сам, если бы мог. Время от времени волна забытья захлестывала его, и он видел долгие сны; но всё время, и во сне и наяву, он ждал, что вот-вот услышит хриплое дыхание и его лизнёт шершавый язык.

Дыхание он не услышал, но проснулся оттого, что шершавый язык коснулся его руки. Человек ждал. Клыки слегка сдавили его руку, потом давление стало сильнее - волк из последних сил старался вонзить зубы в добычу, которую так долго подстерегал. Но и человек ждал долго, и его искусанная рука сжала волчью челюсть. И в то время как волк слабо отбивался, а рука так же слабо сжимала его челюсть, другая рука протянулась и схватила волка. Ещё пять минут, и человек придавил волка всей своей тяжестью. Его рукам не хватало силы, чтобы задушить волка, но человек прижался лицом к волчьей шее, и его рот был полон шерсти. Прошло полчаса, и человек почувствовал, что в горло ему сочится тёплая струйка. Это было мучительно, словно ему в желудок вливали расплавленный свинец, и только усилием воли он заставлял себя терпеть. Потом человек перекатился на спину и уснул.

На китобойном судне «Бедфорд» ехало несколько человек из научной экспедиции. С палубы они заметили какое-то странное существо на берегу. Оно ползло к морю, едва передвигаясь по песку. Учёные не могли понять, что это такое, и, как подобает естествоиспытателям, сели в шлюпку и поплыли к берегу. Они увидели живое существо, но вряд ли его можно было назвать человеком. Оно ничего не слышало, ничего не понимало и корчилось на песке, словно гигантский червяк. Ему почти не удавалось продвинуться вперёд, но оно не отступало и, корчась и извиваясь, продвигалось вперёд шагов на двадцать в час».

Джек Лондон, Любовь к жизни, Собрание сочинений в 7-ми томах, Том 2, «Государственное издательство художественной литературы», 1954 г., с. 42-58.