Доктор фауст. Спектакль фауст Спектакль фауста разговор с богом

О спектакле

Постановка Шекспировского театра «Глобус»

Кристофер Марло, распутник, повеса, шпион, дуэлянт, ровесник Шекспира и бОльшая «звезда», чем Шекспир в свое время, стал автором первой драматической обработки легендарного сюжета про ученого, готового продать бессмертную душу ради сверхчеловеческого знания и власти. Именно с пьесы «Трагическая история Доктора Фауста» начинается длинная череда художественных интерпретаций конфликта веры и науки, смирения и гордыни: через вольнодумного англичанина к этому мощному образу пришли Гёте и Гейне, Пушкин и Брюсов, Томас Манн и череда других классиков.

Добившийся успеха во многих науках, но разочарованный в силе человеческого мозга Доктор Фауст (Пол Хилтон) заключает с дьяволом сделку: 24 года Мефистофель служит ему верой и правдой, исполняя любые желания и даря вожделенное знание, но по истечении срока Фауст должен отправиться с ним в ад. Мефистофель (Артур Дарвилл) честно исполняет условия договора, но это не спасает Фауста от гнетущих мыслей о том, что срок страшного контракта истекает…

Первая постановка пьесы Марло в современном театре Глобус была доверена Мэтью Данстеру («Палачи», 2016) – и опытный британский режиссер остроумно обошелся с не самым простым текстом. Разные акты пьесы Марло настолько разнородны по стилю, что некоторые исследователи приписывают другому автору сатирические, «потешные» сцены, где дьявольские проделки Мефистофеля намеренно снижаются и высмеиваются. Кроме того, в образах борющихся за душу самонадеянного ученого ангелов добра и зла и аллегориях семи смертных грехов у Марло еще звучат отзвуки средневековых моралите, –справиться с этим калейдоскопом и сохранить трагический и мистический нерв текста сможет далеко не каждый.

Данстеру это удается – он на полную запускает хитроумную театральную машинерию елизаветинского театра: оживающие книги, драконы, настоящее адское пламя полыхающее на сцене, дым, устрашающие маски, черепа и прочие дьявольские спецэффекты, поражавшие воображение неискушенных зрителей партера во времена Шекспира и Марло, производят зловещее впечатление и сегодня.

«Сотворено для человека небо, и потому он лучше всех небес», – искусительная фраза Мефистофеля в устах очень сдержанного и мрачного в этой роли Артура Дарвилла звучит почти как саркастическая реплика Гамлета «Что за чудо природы человек!» И не случайно.

Марло, хотя и делает реверансы официальной религии, отстраняется от осуждения и грешника, и коварного беса. Трагедия Фауста, отчаянье которого в финале пьесы прекрасно играет Пол Хилтон, в изложении Марло выглядит иллюстрацией тезиса «благими намерениями вымощена дорога в ад». Да и представитель этого ада – вовсе не воплощение лжи; Мефистофель, сам падший демон, скорее сочувствует ученому, а возможно, в его лице и всему человечеству.

Рецензия

В пику Шекспиру, о котором неизвестно практически ничего (включая вопрос из вопросов – кто был настоящим автором его канона), Кристофер Марло был самым колоритным и скандальным персонажем театрального Лондона конца 16 века. Если бы в елизаветинские времена уже существовали The Sun и Daily Star, Марло был бы их излюбленным героем. Шпион, кутила, дебошир, безбожник, развратник, автор бессмертной цитаты «тот, кто не любит табак и мальчиков – идиот», Марло мог похвастаться самой чудовищной репутацией в век, когда чудовищными репутациями мерились словно размером гульфика. После смерти драматурга в пьяной драке «миф о Марло» обогатился бытовой чертовщиной; по одной из легенд, во время представления «Доктора Фауста», «к великому изумлению актеров и публики» на сцену пожаловали настоящие бесы. Некоторые из зрителей, «обескураженные страшным видением», сошли с ума, а один из актеров, Эдвард Аллейн, выйдя на пенсию, до конца жизни занимался благотворительностью.

Постановка «Глобуса» далека от того, чтобы сводить с ума наиболее впечатлительных театралов, хотя бытовой чертовщины и в ней навалом: «волшебных» театральных фокусов вроде горящих адским пламенем книг, магических дымовых завес или визита Люцифера собственной персоной в компании Вельзевула и нечисти помельче. Спектакль вообще чрезвычайно богат на сценографическую и пластическую дьяволиаду: чего стоит хотя бы эффектное явление Мефистофеля в виде гигантского козлиного черепа или комическая презентация семерки одушевленных смертных грехов. Вся эта несусветная катавасия реализована настолько убедительно и с виртуозными переключениями темпа и ритма действия – что невольно затмевает собственно актерский состав, уверенно ведомый Фаустом-Хилтоном (киноманы наверняка помнят его по роли герцога Октава в биографической драме Рауля Руиса «Климт» (Klimt, 2006)).

Что касается собственно драматургической канвы, то зритель, привыкший к торжественно пафосным интерпретациям легенды о Фаусте, должен подготовиться к длинной комической интерлюдии, разрезающей пьесу Марло надвое и изрядно отвлекающей от основного действия. Исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно этих комических сцен: некоторые считают их позднейшими вставками и следствием посмертной редактуры, другие признают неотъемлемой частью эклектичного авторского замысла.

Как бы то ни было, но более чем двести лет спустя Иоганн Вольфганг Гете, разрабатывая структуру своего «Фауста» (особенно его второй части), воспользовался большинством идей Марло, включая все разнообразие комических дивертисментов. Поэтому вряд ли стоит идти по пути авторитетной газеты The Guardian и обвинять постановщика этой версии Мэттью Данстера в легковесности и «нестрашности» трактовки. В его спектакле достаточно блестящих режиссерских идей – вроде оживших книг первой, «некромантской», сцены в библиотеке или ксилофонно-кабаретного сопровождения самых сверхъестественных моментов действия – чтобы говорить о ней серьезно. Кроме того, финал пьесы – гениальный поэтический монолог Фауста, молящего Бога об отсрочке последнего приговора и своего низвержения в ад – получился, в сопровождении инфернального набата и мрачной музыки, по-настоящему зловещим. Шпион, дебошир и атеист Марло остался бы доволен – как и пантеист и член тайного совета Гете.

Великий Гете трудился над созданием своего “Фауста” шесть десятилетий. И это глубокое философское произведение магически притягивает к себе внимание режиссеров, композиторов, актеров. Безусловно, работа над “Фаустом” - это важный момент в творческой жизни художника, некий этап, событие. Художественный руководитель Театра имени Евг.Вахтангова Римас Туминас не один год размышлял над воплощением произведения Гете на сцене. И вот сегодня зритель может побывать на этом спектакле. По словам выдающегося режиссера, в пьесе Гете много юмора, и увидеть, услышать эти нотки и интонации и донести до зрителя - для него было очень важно. Единственным персонажем “Фауста”, лишенным иронии, остается сам доктор Фауст..

Купить билеты на спектакль “Фауст” Римаса Туминаса - для каждого зрителя означает только одно - получить приглашение на удивительный театральный вечер. Побывать в прекрасном зале и насладиться тонкостью интерпретации большой литературы, чудесной игрой актеров.

Господь : Ты знаешь Фауста?
Мефистофель : Он доктор?
Господь : Он мой раб.

Над спектаклем «Фауст» Борис Юхананов работал более десяти лет. Родившись по инициативе Немецкого Культурного центра им. И. В. Гете, сменив несколько территорий и групп участников, этот проект превратился в широкое движение внутри театра «Школа драматического искусства», которое называлось «Лаборатория игровых структур «Фауст».

Спектакль «Фауст» и Лаборатория игровых структур, которая существовала под совместным руководством Бориса Юхананова и Игоря Яцко представляла собой неразрывное целое. С одной стороны, спектакль вырос из Лаборатории, и в этом смысле зрителю предоставлялась уникальная возможность видеть не только конечный результат работы, но и процесс. С другой стороны, работа Лаборатории продолжала влиять на спектакль и после премьеры, постоянно его обновляя.

Борис Юхананов:

«Если представить ребенка, который мог посмотреть этот спектакль, а для ребенка важно визуальное и сказочное наполнение, то „Фауст“, при всей кажущейся беспрецедентной жесткости месседжа, обращенного к современности, сделан очень добрыми людьми. Вокруг доброты образуется душа веселья, если можно так сказать. Эта душа обращается к различным аттракционам. В „Фаусте“ их целая вереница. Спектакль сделан в режиме визуального аттракциона. Это и постоянно меняющееся пространство волшебного храма, созданное художником Юрием Хариковым, живые коты под водительством Дмитрия Куклачева, прелестные создания духов земли и воздуха, которые вступают в непростые взаимодействия с героем. Конечно, во всем этом есть острая пластика, которая потребовала работы хореографа Андрея Кузнецова».

Постановка «Фауста» в Новой опере многопланова, многослойна и многогранна. Тут есть и прием «театр в театре», и отсылки к Булгакову, и намеки на гениальных исполнителей прошлого. Постановка столь насыщена говорящими мелочами, что хочется этот спектакль еще пересмотреть не раз, наслаждаясь музыкой и разгадывая намеки постановщиков. Булгаковская параллель тянется через весь спектакль, начавшись в московском подвальчике (здесь и потрет Шаляпина в образе Мефистофеля висит), продолжается желтыми цветами в руках Маргариты, сопровождается антраша Коровьева. Здесь есть и отрезанные головы и трость с набалдашником и бесконечный платок Фриды, а оперная Марта вдруг оборачивается булгаковской Геллой. Театр в театре начинается прямо в подвальчике где Мефистофель соблазняет Фауста образом Маргариты, показывая ее с помощью камеры обскура вверх тормашками, продолжается кукольными горожанами среди кукольных домиков и картонными красотами садика Маргариты, вываливающимся из распоротого живота Валентина клоков сена, а заканчивается съемкой на старинный киноаппарат фильмы о страданиях героини и тряпочно обмякшего как кукла Фауста. Слушать музыку оперы так же интересно, как и рассматривать детали постановки: по количеству шлягеров Фауст может соперничать с Травиатой и Пиковой дамой: куплеты Мефистофеля, каватина Валентина, песенка Зибеля, "Ария с жемчугом" Маргариты, любовный дуэт главных героев – здесь есть где блеснуть солистам, а хоры сопровождающие действие с начала до конца, столь же прекрасны как и хоры из Набукко. Интересны и актерские работы: Маргарита в исполнении Елизаветы Соиной хрупка и невинна, но с первого шага по сцене она несет в себе предчувствие трагедии, Мефистофель Алекся Антонова фактурен и неотразим, чудесна Гаяне Бабаджанян в роли Зибеля. Но главный герой спектакля – оркестр по руководством Яна Латам-Кёнига – прекрасного звучания, наполненный жизнью звук, порой говорит нам больше, чем слова.
Хочется поблагодарить всех создателей спектакля за полученное удовольствие

Полезно

На прошлой неделе посмотрела оперу «Фауст» в театре «Новая Опера».

Постановка получилась очень красивой и изящной. Декорации невероятны, продумана каждая мелочь. Где бы мы не оказались - в средневековом европейском городке, в великолепном саду, все выполнено очень искусно, красиво. Три с половиной часа пролетели на одном дыхании. Режиссёром спектакля выступила Екатерина Одегова. Она решила дополнить творение Гуно элементами из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» (спектаклем посвящён в том числе и 125-летюю Михаила Булгакова). Так в оперу вводится Коровьев-Фагот в клетчатом пиджаке - актёр-мим, покорный прислужник дьявола.

В этой опере Мефистофель хочет получить не душу Фауста, а чистую и светлую душу Маргариты. На первое место выводится любовная история.

Больше всех мне понравился Евгений Ставинский в роли Мефистофеля. Этот образ ему подходит идеально. Его голос прекрасно лёг в оперные арии. Он был определенным лидером в этой постановке, все мое внимание было отдано именно его персонажу.

Мне понравилась и Екатерина Пегова в роли Маргариты. Особенно она проявила себя в последнем третьем акте. Отчаявшаяся, потерянная узница, которая из последних сил взывает к ангелам.

Ачатур Бадалян, исполнявший роль Фауста, тоже меня впечатлил. У него потрясающий вокал!

В те моменты, когда Мефистофель творит свою чёрную магию, все вокруг приходит в движение: вертятся с бешеной скоростью колеса велосипедов, мигает свет, видно, что творится что-то злое и нехорошее.

Сцена, в которой Фауст из мудрого старца превращается в рокового красавца, очень грамотно и красиво оформлена. Мне понравилось, что «Фагот» показывает нашему герою видение, где тот знакомится с красавицей Маргаритой, при помощи такого специального «потустороннего» проектора. Этот прибор остаётся с нами на протяжении всего представления, он дополняет магическую реальность.

Понравилась мне и сцена гулянья на главной площади. Хор очень слаженный. Костюмы и декорации симпатичные. Увидела эти домики и сразу захотелось отправиться в путешествие к любимым «вафельным» крышам.

Второе действие поражает своей красотой. Декорации невероятные. Я оценила, что мосты и деревья отражаются в воде. Сцена, в которой Маргарита и Фауст все-таки оказываются вместе, наполеона волшебством. С неба сыплются лепестки роз, а у Мефистофеля в момент его триумфа вырастают два огромных чёрных крыла.

В последнем действии мы уже оказывается в потустороннем мире. Здесь не нужны декорации, здесь бродят одинокие души с фонарями в руках. Интересно решена сцена дуэля Фауста с братом Маргариты (а вот и не расскажу вам как, сами посмотрите).

Опера получилась очень красивая, динамичная!) Спасибо театру «Новая Опера» за прекрасный вечер!

Джойс 07.02.2019 18:48:54

Прекрасный спектакль! Актеры держат аудиторию в тонусе от и до. Конечно, Фауст превосходит Мефистофеля, и актеру-демону есть чему поучиться у коллеги. Но это лишь к лучшему. Ждем новых выступлений.

Евгения 09.03.2019 22:01:55

Были на этом спектакле с сыном 14 лет. Прекрасная камерная атмосфера. Игра актёров завораживает. На сцене нет декораций, но игра актеров столь разнообразна, что представляешь весь сюжет в красках. На мой взгляд, 14 лет-рановато. Сын не вполне понял текст, раньше не читали эту историю. Но всё равно, очень впечатлился. Прекрасно провели время, нашли новые темы для разговора, задумались над вечным, что собственно и было целью этого похода. А также вырвались из обыденности. Спасибо артистам. Надеемся на скорую встречу.

Алевтина 11.01.2018 10:32:51

Философская драма для чтения, считается главным трудом Иоганна Вольфганга Гёте.. – краткое описание в википедии и не у многих появляется желание открыть и прочесть данное произведение. НО после спектакля «Фауст» в Доме актера вы на 100% захотите ознакомиться с творением Гете. С мудрым, но измученным огромным грузом знаний Фаустом и меркантильным и алчным до человеческих душ чертом вас погружают не в Философский трактат, а в мудрую, старинную сказку в «Булгаковско - Гоголевском» стиле. В сказку, в которой как всегда побеждает добро! В конце спектакля так не хочется уходить из зала и так хочется, как в детстве, что бы сказка продолжалась))

Светлана Гири 20.12.2018 14:02:53

Очень понравился спектакль Фауст в Доме Актёра, ребята жили на сцене, передали замысел Гете, искрометно с бурей эмоций! Место в центре 1 ряда. Благодарю за прекрасные глубокие впечатления!!!

Григорий 25.10.2017 17:38:10

Фауст. Гёте. Эти два слова были знакомы мне с детства, но до произведения за мои, прости Господи, 28 лет, так руки и не дошли. Идя на этот спектакль, понятия не имел, о чем он. Была возможность загуглить краткое содержание, но не стал, так как хотелось какой-то неожиданности, сюрприза и праздника. Что, собственно, и получил. Очень понравилось, как отобразили темную и светлую стороны человеческой сущности, резонанс был хорош, в какой-то момент я почувствовал глубочайшую тоску, когда в другое время было ощущение, что нет никакого зла, все способствует развитию, в общем, живи да радуйся. Итог: хочу сходить еще раз. Билет лучше брать заранее, за день до спектакля забирали последние места, был аншлаг (без Петросяна).

Юрий Рогозин 26.11.2018 21:20:38

ФАУСТ И БЕС
Коктейль из Пушкина, Гете и молодых дарований оказался гораздо шипучее шампанского, даже если его нагреть, взболтать и внезапно открыть. Согбенный и сипатый старик Фауст (Эрик Дасни) за молодость и радости мира продает душу шустрому и невероятно смешному Мефистофелю, чем-то похожему на Питера Фалька (Мартин Герохинович)…
Из декораций – только пять черных кубов и метла, которая окажется с мотором, и на которой будет летать сладкая парочка Фауст-бес. Но как это работает!.. Старикан превращается в спортивного молодца, из положения лежа рывком вскакивающего на ноги по типу стальной пружины, с зычным голосом, горящим взором и страстным желанием в наслажденьях остановить время, а ловкий чертяка окунает его в бездну удовольствий…
Режиссерски (а режиссеры - те же вышеупомянутые актеры) всё сделано безупречно и тонко (единственное, в сцене с фонарем, как при допросе, направленным в маленький зал прямо в лучезарные очи зрителей, от которого, сидючи во втором ряду, я прятался за спину девушки из первого ряда, чуть бы изменить направление лампы!)
Спектакль феерический, ультра современный и философский. «Мне скучно, бес!» - восклицает-таки набегавшийся босиком Фауст. Всё пройдено, всё испытано. И тут - совершенно неожиданный поворот: казалось бы, уставший от обретенного мирского счастья и сладких утех Фауст находит смысл жизни… в людской свободе! А потом его душа вдруг и вовсе исчезает... И бедный черт неистово ломает руки, оплакивая украденную прямо из под носа душу (видимо, светлыми силами), за которую он уже получил вожделенную расписку…
У меня не было возможности фотографировать, поэтому ставлю фотку с сайта Центрального Дома Актера, при содействии которого и на малой сцене оного спектакль и имеет счастливую жизнь. Браво, Эрик и Мартин!
А слегка остановила время пожилая улитка в гардеробе ЦДА, одиноко таскающая зрителям их куртки и польты...)))
...Попал в театр я не случайно. Эрик, пригласивший меня на это фантастическое действо, будет играть в моем фильме «Число смерти» весьма интересную роль. Фауст может!..