«Девочка на шаре», картина Пикассо: история создания и сюжет. «Девочка на шаре» Пабло Пикассо: о чем говорит мне эта картина? Пабло пикассо девочка на шаре период

Пабло Пикассо. Девочка на шаре. 1905 г.

На картине Пикассо мы видим циркачей. Девочку-акробатку и силача-атлета. В начале 20 века многие цирки были бродячими. Можно сказать, что они были в вечных гастролях.

В том числе поэтому профессия циркача считалась маргинальной. Это были люди бедные, без определенного места жительства. И занесло их в эту профессию не от лучшей жизни. Сиротство или крайняя нужда семьи, которая не смогла прокормить всех детей.

Как правило, циркачи не имели друзей и родных вне своей цирковой «семьи». А любая травма могла лишить их не только скудного заработка, но и кинуть в пучину одиночества.

Когда смотришь на героев, сразу становится очевидно: атлет это понимает. Он поглощён своими мыслями. Его взгляд устремлён куда-то внутрь себя.

А девочка-акробатка ещё в том беспечном возрасте, когда о таких вещах не задумываются. Она радуется своей ловкости и окружающей ее компании.

Пабло Пикассо. Девочка на шаре (фрагмент). 1905 г. Пушкинский музей, Москва

Многие детали подчеркивают жалкость положения этих людей. Небо грязного серо-желтого цвета. Спина атлета вторит пустынным грядам, которые служат фоном. Куб и шар тоже землянистого цвета.

Лишь контуры тел отделяют персонажей от окружающего пространства. А ещё синий цвет одежды как-то выделяет их на фоне унылого пейзажа. Не позволяя в нем раствориться, пропасть. Их жизни хрупкие, несмотря на ловкость одной и силу другого.

Да, синий цвет играет очень важную роль в картине.

Насыщенный синий цвет шорт силача на переднем плане. Светло-голубой цвет костюма девочки в центре. И серо-голубой цвет юбки женщины на дальнем плане.

Цвет как бы теряет свою насыщенность от переднего плана к дальнему. Это даёт возможность блуждать взгляду по диагонали картины.

От сильного человека к человеку хрупкому. От мужского к женскому. От тяжелого к легкому. Возникает ощущение маятника: туда-сюда, туда-сюда.

Это как нельзя кстати подчеркивает то, что девочка балансирует на шаре. Начинаешь ощущать покачивание, желание удержать равновесие.

Изображение балансировки также подходит к описанию жизни бродячих циркачей. От одного заработка к другому. Из одного города в другой. Бесконечная вереница зрителей. Никакой стабильности. Никаких гарантий.

И это касается не только героев картины «Девочка на шаре». А всех циркачей Пикассо.

Пабло Пикассо. Два акробата с собакой. 1905 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке (МОМА)

Но жизнь продолжается. И Пикассо вносит нотки радости. Бледно-алый цветок в волосах девочки. Безмятежно пасущаяся белая лошадь. Ребёнок на руках у женщины. Яркий наряд на девочке рядом с женщиной. Так что не все потеряно. И не так уныло.

Цирк изображали и до Пикассо. Например, . Но если у Пикассо персонажи скорее выдуманные. То Дега писал реальных звёзд цирка. В самых экстравагантных нарядах. На пике славы.

Совсем другие ощущения возникают, когда смотришь на его Мисс Ла-Ла.

Пабло Пикассо написал «Девочку на шаре» в 1905 году. Сегодня картина находится в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Размышляя о нелегкой доле свободных художников, Пикассо изображает семью цирковых артистов на фоне пустынного пейзажа. Он словно обнажает «закулисье» цирковой арены и показывает, что эта жизнь полна лишений, изнуряющего труда, нищеты и бытовой неустроенности.

Картина наполнена колоссальным напряжением и драматизмом. Пикассо очень точно описал здесь психологическое состояние девочки-истерика, которая находится в крайне неустойчивом состоянии. Она балансирует на «шаре» собственной зарождающейся сексуальности, пытаясь сохранить равновесие между возбуждением, желанием и запретом.

1. Центральные фигуры

Хрупкая девочка и мощный атлет – две равнозначные фигуры, которые составляют центральное ядро композиции. Гимнастка беззаботно демонстрирует отцу свои навыки, но он не смотрит не нее: его взгляд обращен внутрь себя, он погружен в размышления о судьбе семьи. Эти образы, сильно контрастируя друг с другом, символически напоминают весы: непонятно, какая из чаш перевесит. В этом и заключена основная идея картины – надежда, которая возлагается на будущее детей, противопоставлена обреченности. Причем их шансы равны. Участь семьи отдана на волю судьбы.

2. Девочка на шаре

Фактически, это маленькая Лолита, которая ищет любви отца – атлет может быть и ее старшим братом, но это неважно, в любом случае перед нами зрелый мужчина, отцовская фигура. Она чувствует, что не нужна матери, и в поисках любви обращается к ближайшей мужской фигуре. Как и подобает истерику, она соблазняет, играет, увлекает и не может успокоиться, обрести устойчивость. Она балансирует между матерью и отцом, между желанием и запретом, между детской и взрослой сексуальностью. И этот баланс очень важен. Любое неверное движение может привести к падению и к травме, которая нарушит ее развитие.

3. Атлет

Очень важна реакция мужчины – он не поддается искушению, не реагирует на сексуальные провокации девочки, которая его соблазняет. Если бы он признал ее право на взрослую сексуальную жизнь, это привело бы к ее падению с шара. Она сохраняет равновесие за счет того, что он стабилен, надежен, устойчив в своей отцовской роли. Он не запрещает ей танцевать перед ним, не запрещает соблазнять его. Он дает ей это пространство для развития.

Но очевидно, что и внутри него происходит борьба. Неслучайно его лицо отвернуто в сторону: для того, чтобы справляться с возбуждением и победить свои чувства, ему нельзя смотреть на девочку. Интенсивно-синий цвет его плавок и ткани, на которой он сидит, подчеркивает конфликт между возбуждением и запретом.

4. Гиря

Предмет, который атлет держит в руке, очень похож на гирю (4). Она расположена прямо на уровне его гениталий. Он не может ее поставить по каким-то причинам. И это дополнительный признак неустойчивости. Мы видим, как сильно напряжены мышцы его спины. Удерживая гирю, атлет борется таким образом с сексуальным напряжением внутри себя. Не осознавая этого, он боится, что если поставит гирю и расслабится, то может оказаться во власти сексуального чувства и поддаться ему.

Фигуры на заднем плане

На заднем плане мы видим фигуру матери гимнастки (5) с детьми, собаку и белого коня. Черная собака (6), как правило, была символом смерти и служила посредником между различными мирами. Белый конь (7) здесь выступает как символ судьбы и издавна наделялся способностью ее предсказывать.

Символично, что мать повернута спиной к девочке на шаре. Когда женщина заботится о грудном ребенке, она переключает на него все внимание, психологически отстраняется от старших детей, а те начинают чувствовать фрустрацию. И поворачиваются к отцу в поисках его любви, внимания и поддержки. Здесь этот момент ярко показан: обе девочки отвернулись от матери и смотрят в сторону отца.

Шар и куб

Шар (8) всегда считался одной из самых совершенных и значимых геометрических фигур, он олицетворяет собой гармонию и божественное начало. Ровный шар с идеальной поверхностью всегда ассоциировался со счастьем, отсутствием препятствий и сложностей в жизни. Но шар под ногами девочки имеет неправильную геометрическую форму и говорит нам о ее непростой судьбе.

Куб (9) символизирует земной, бренный, материальный мир, скорее всего – мир цирка, к которому принадлежит атлет. Куб похож на ящик для хранения цирковых реквизитов, и отец готов передать их дочери, но пока не хочет раскрывать ей всю правду цирковой жизни: ему хотелось бы лучшей участи для своих детей.

Цветовая композиция

В образах матери, эквилибристки и элементах одежды атлета преобладают холодные сине-пепельные тона, символизирующие грусть и обреченность: этим людям уже не вырваться из «циркового круга». Отсутствие теней на холсте – тоже символ безысходности. Во многих культурах тень наделялась сакральным смыслом: считалось, что человек, ее потерявший, обречен на гибель.

Надежду символизируют красные цветовые пятна, которые присутствуют в элементах одежды детей. При этом младшая дочь полностью облачена в этот цвет – ее еще не коснулись цирковые будни. А старшая уже почти полностью «захвачена» миром цирка – у нее только небольшое красное украшение в волосах.

Любопытно, что фигура самого атлета написана с преобладанием светлых, розоватых оттенков – таких же, как и на фоновом пейзаже. И это неслучайно. Другой, лучший мир находится где-то за холмами, и именно оттуда исходит божественный свет, символизирующий надежду: ведь сам атлет, несмотря ни на что, – надежда для девочки и семьи.

Красный цвет ассоциируется с яркой, открыто демонстрируемой сексуальностью. Она как будто бы есть только у маленькой девочки в красном платье (10). Дети в этом возрасте не знают еще чрезмерных запретов, у них могут быть разные инфантильные сексуальные фантазии. Она пока твердо стоит на ногах, она еще далеко от мужчины и не боится обжечься.

Девочка на шаре – как бабочка рядом с огнем. Ее фиолетовый цвет связан с возбуждением и напряжением, однако он не переходит в интенсивный синий, в цвет тотального запрета. Интересно, что фиолетовый цвет дает именно сочетание красного и синего.

Белая лошадь

В психоанализе лошадь символизирует страсть, дикое бессознательное. Но здесь мы видим мирно пасущуюся белую лошадь (7), которая расположена прямо между атлетом и гимнасткой. Для меня она символизирует возможность интеграции, позитивного развития. Это знак надежды на то, что запретное сексуальное напряжение спадет и страсти будут укрощены.

Возбуждение будет способствовать развитию каждого из них. Девочка вырастет и почувствует себя эмоциональной, сексуальной с другим мужчиной, а атлет будет зрелым отцом для детей и надежным мужем для своей женщины.

Об экспертах

Психоаналитик, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» в НИУ «Высшая школа экономики», руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» в НИУ «Высшая школа экономики».


искусствовед, независимый бизнес-консультант, коуч, изучает психоанализ и бизнес-консультирование в НИУ «Высшая школа экономики».

Одна из самых известных картин Пикассо.


В 1900 году Пикассо со своим другом, художником Касахемасом уехал в Париж.

Именно там Пабло Пикассо познакомился с творчеством импрессионистов.

Его жизнь в это время была сопряжена со многими трудностями, а самоубийство Карлоса Касахемаса глубоко

подействовало на молодого Пикассо.


При этих обстоятельствах в начале 1902 года он начал делать работы в стиле, впоследствии названном «голубым периодом» .

Стиль этот Пикассо разработал по возвращении в Барселону в 1903-1904 годах.

Произведение переходного периода - от «голубого» к «розовому» - «Девочка на шаре» 1905 г. .
В творчестве Пабло Пикассо картина «Девочка на шаре» открывает так называемый «розовый период» ,

пришедший на смену «голубому» и еще сохраняющий в себе его отзвуки. .

Картина "Девочка на шаре" не относится к кубизму (как известно,Пикассо основоположник кубизма).

Действительно картина переходного периода. Классификация сложная, можно отнести к стилю модерн.

На холсте «Девочка на шаре» Пикассо изобразил бродячую труппу акробатов.

В центре композиции находятся двое артистов – девочка-гимнастка и силач.

Ребенок балансирует на шаре, репетируя свой номер.

Фигурка девочки грациозно изогнута, она подняла руки, чтобы удержать хрупкое равновесие.

Атлет сидит неподвижно, его мощное тело исполнено спокойствия.

Двое артистов резко контрастируют друг с другом.

С одной стороны, хрупкость и порывистость тоненькой девочки на шаре, а с другой – сила, мощь и статичность мужчины, сидящего на

Основным выразительным средством Пикассо по-прежнему остается линия.

Но в отличие от картин «голубого» периода, здесь мы видим еще и перспективу. В полотне «Девочка на шаре» строится с помощью

нескольких горизонтальных линий и маленьких фигур на заднем плане (женщина с ребенком и белоснежная лошадь). Из-за этого

картина не выглядит плоской, в ней есть легкость и воздушность.

В качестве фона выбрано изображение голой пустыни или степи. Эта обстановка не слишком соответствует настроению цирка.

Тем самым художник подчеркивает, что жизнь этих людей не состоит только из веселья, ликования и аплодисментов зрителей.

В ней есть также нужда, горе, болезни.

Очень характерна и цветовая гамма, выбранная художником.

Голубой цвет, столь любимый Пикассо, остался лишь в одежде атлета и гимнастки.

А в остальном в картине преобладают оттенки розового цвета.

Картина жива и очень динамична, как художник добился такой динамики?

Рассмотрим картину в деталях, и, не вторгаясь в компетенцию искусствоведенья, изучим визуальные решения.
Первое, на что можно обратить внимание - противопоставление молодости и пластичности девочки опыту и силе атлета. Шар, на котором девочка удерживает хрупкое равновесие противопоставлен кубическому цирковому реквизиту, на котором сидит атлет.

Таким образом есть контраст и конфликт - не только между двумя персонажами, но и двумя состояниями человека, происходящими с ним в течение его жизни, конфликт поколений.
Обратим внимание, что конфликт не заявлен художником в действиях персонажей, на картине взаимоотношения скорее родственные, возможно - это брат и сестра, девочка открыта, взгляд атлета спокоен.
Все это достаточно очевидно и общеизвестно.

Посмотрим еще внимательнее.
Девочка нарисована в холодных тонах, атлет - в теплых.
Обычно холодные тона визуально характеризуют персонажа отрицательным и, возможно, это выглядит странно для миловидной девочки, которую нарисовал великий художник. Но, если вспомнить свой подростковый период - разве не лезли мы на конфронтацию со взрослыми по всякому любому поводу? Разве не нарушали сложившиеся в обществе правила - формальные и неформальные? Это заложенный природой механизм, дестабилизирующий общественную систему в целом, но, одновременно, раздвигающий границы общечеловеческого восприятия.

В цветах, которыми нарисована девочка, есть тревожность. Это и ее страх потерять равновесие, и тревога атлета за девочку, и тревога старшего за будущее юных.

Пластичность девочки контрастно подчеркнута статичной, спокойной осанкой атлета. В изгибах девочки - не только желание удержать равновесие, но и импульсивность характера, готовность к играм и провокациям, во взгляде атлета - солидность и готовность подхватить, поддержать, в мышцах и самой позе атлета - сила и готовность к быстрым, ловким движениям.

Направление девочки - вперед, на зрителя, в будущее. Атлет сидит спиной к зрителю, взгляд зрелого человека обращен в прошлое.
Возникающее движение времени подчеркнуто маленькой девочкой в красном платье, она логически завершает время внутри картины - детство, юношество, зрелость.

Теперь проведем несколько экспериментов.

Использовав графический редактор, поменяем тон девочки в теплый…

а еще - уберем людей…


…и лошадь с заднего плана.

С каждым внедрением в исходный замысел художника внутренняя напряженность и движение картины заметно снижается. «Исчезновение» лошади делает пейзаж безжизненным, лишает важной теплой эмоциональной составляющей картины. Пасущаяся лошадь - это равномерное, мирное, живое и теплое движение. Платьице маленькой девочки, развевающееся на ветру - еще одно важное движение, легкое и воздушное. Лишенная этих акцентов картина становится сухой, почти документальной зарисовкой, этюдом. И ничего в ней не провоцирует воображение зрителя на размышления о течении времени, о взаимоотношениях поколений, о новых веяниях и вечных ценностях. Картина перестает быть глубокой философской притчей.

Попробуйте в своем воображении убрать еще и красный бантик на голове девочки - картина «высохнет» окончательно.

После этого стоит еще раз оценить решения художника - внешне несложные - которые «зарядили» картину внутренней энергией, движением и пластикой.

источник

А вот ещё одно мнение...

Каждый в этой картине может увидеть что-то свое.

Человек с позитивными эмоциями может видеть позитивный смысл, а человек в подавленном настроении увидит в ней что-то зловещее.

Доказывает это и тот факт, что на картину было сделано очень много карикатур и выражений своего видения картины.

Кто-то вместо девочки на шаре изображает гвоздь, кто-то собаку, или птицу, голую женщину – да что угодно.

Есть даже множество скульптур, посвященных этой картине. Многие авторы скульптур хотели воплотить шедевр живописи в камне или бронзе, другие в героях мультфильма и карикатурах.

Тема картины востребована, и продолжает поражать фантазию людей.

По официальным источникам картина изображает жизнь бродячего цирка, на камне сидит арлекин, а девочка из младшего поколения тренируется для выступлений.

Лицо мужчины нахмурено и серьезно, он о чем-то размышляет и уверен в себе. Девочка веселая, беззаботная, но в тоже время, неустойчиво балансирует на шаре.

В картине нежность противостоит грубости, детская беззаботность контрастно смотрится на фоне
удрученной жизненным опытом мудрости. Движение показано на фоне спокойствия.

Тут есть и забота о подрастающем поколении, и в то же время в мужчине чувствуется неуверенность в собственном будущем. Мужчина немного склонен, что показывает его грусть, в то же время вся фигура девочки стремится вверх, ее руки направлены ладонями к небу, как символ стремления к счастливому будущему.

Место расположения акробатов - на открытой местности, где-то вдалеке видно женщину с ребенком и лошадь.

Просторы бескрайние, вдали несколько горизонтов, как символ свободы. Картина несет в себе глубокий смысл, где каждая деталь является частью единого целого.

В 2012 году в России была выпущена монета, на ней была изображена именно эта картина Пабло Пикассо."

СЕВЕРОВ А,С,

Картина Пикассо «Девочка на шаре» - один из шедевров изобразительного искусства. Высоко оценивая картину, исследователи при ее рассмотрении обычно не шли дальше простого указания на контраст главных фигур, хрупкой девочки и мощного атлета. Между тем поразительное совершенство и глубина этих образов позволяет говорить о значительном, многогранном содержании картины, что требует ее нового, более внимательного и разностороннего изучения. Необходимо еще раскрыть образный смысл сопоставления двух фигур первого плана и их соотношение со всей сценой, а также проследить связь картины с другими ранними произведениями Пикассо. Настоящая статья является попыткой восполнить этот пробел.
Картина написана в 1905 г., в образно выражаясь «розовый период» творчества Пикассо. Но художник не сразу пришел к ее образному и композиционному решению. Вначале девочка балансировала на камне, как это видно в рисунке пером под названием «Эквилибристка» (Париж). Более к окончательному варианту близкое изображение фигур первого плана намечено в двух рисунках 1905 г. (Париж, частное собрание), являющихся эскизами к картине московской. Голова акробата и фигура девочки разрабатываются и в наброске, выполненном на обратной стороне гуаши «Мальчик с собакой» (1905). В графической работе «Семья акробата», выполненной в технике сухой кисти, девочка на шаре является уже в окружении многих фигур. Делают предположения, что Пикассо в это время задумал две парные большие композиции про жизнь актеров в странствии: картину «Странствующие комедианты» (1905 г., Вашингтон, Национальная галерея) и «Привал комедиантов».

Странствующие комедианты

Привал комедиантов

О замысле второй композиции известно по эскизам и работам подготовительного характера. На эскизе из музея в Балтиморе изображена стоянка актеров, расположившихся на отдых: женщины играют с детьми или занимаются хозяйством, позади виднеется лошадь возле циркового фургона, в центре акробат наблюдает за эквилибристикой девочки на шаре. Подобной законченной композиции Пикассо не создал, но к балтиморскому эскизу восходят едва ли не все мотивы московской картины. В ней также показан привал артистов в безлюдной местности: девочка балансирует на шаре, репетируя один из популярных цирковых номеров, рядом отдыхает мощный атлет, наблюдающий за нею; в отдалении видны мать с детьми, собака и пасущаяся белая лошадь.

Близок и характер ландшафта в эскизе и в нашей картине. Но еще более похожи ландшафты в «Странствующих комедиантах» и в «Девочке на шаре», что также говорит о единстве их первоначального замысла.

Задуманная, вероятно, как подготовительная работа к неосуществленному «Привалу комедиантов», картина «Девочка на шаре» стала законченным и одним из самых совершенных произведении розового периода Пикассо.

Московская картина воспроизводит, на первый взгляд, всего лишь эпизод из повседневной жизни странствующих комедиантов. Однако внушительные размеры, величавый строй картины, в которой образы находятся в молчаливом предстоянии, необычное место действия (пустынное плато) и геометрические «пьедесталы» фигур способствуют возвышению образов над обыденной действительностью. Репетиция начинает казаться ритуальным действом и приобретает загадочную многозначительность.

Исключение образа из его прежней, привычной среды и перенесение в новое, отвлеченное окружение - важная особенность произведений Пикассо (ранних). В новом контексте образ приобретает дополнительные значения, выражает более общие понятия, часто общезначимого характера, раскрывая великие вопросы человеческой судьбы, жизни и смерти. Эта особенность объясняется, прежде всего, склонностью Пикассо с самых первых лет своего творчества к аллегорическому мышлению и символическим образам. При этом Пикассо нередко использовал иконографические мотивы старого искусства, в первую очередь христианского. Это особенно характерно для картин голубого периода, но встречается и в розовом, хотя с появлением темы странствующих комедиантов подобные аналогии постепенно начинают исчезать из творчества художника.

Картина «Девочка на шаре» была написана в самый канун «первого классического периода» Пикассо (вторую половину 1905 - середину 1906 гг.), и поэтому в ней можно ожидать обращения художника к кругу новых для него классических идей и связанных с ними иконографических мотивов. В дальнейшем анализе мы попытаемся показать, что они действительно присутствуют в ней.

В раскрытии содержания этого произведения большую роль играет пластический контраст. Сопоставление двух противоположных качеств (слабости и силы, старости и молодости, и т. п.) - существенная черта поэтики раннего Пикассо. В «Девочке на шаре» в качестве таких двух полюсов, вокруг которых распределяются остальные моменты содержания, выступают понятия женственности и мужественности, персонифицированные в главных фигурах: на одном полюсе - юность, легкость, грация, хрупкость, подвижность; на другом - зрелость, сила, массивность, устойчивость, тяжесть.

Девочка пребывает в сложном движении. Вскинутые руки ищут опоры в воздухе, ладони сжимают как бы второй, невидимый шар. Голова с розовым цветком в волосах мягко склонилась набок, глаза полуприкрыты, на лице - блуждающая улыбка, незаметно радость переходит в печаль. Балансирование девочки словно не зависит от ее человеческой воли, подчинено случайному повороту шара, ее положение шатко и непостоянно. Подчиненность некоей внеличной силе, нестабильность, неосознанность действия, пленительность и хрупкость - все эти качества рассматриваемого образа являются разными гранями классического понятия «фортуна» (то есть удача, случай, судьба). Балансирование на шаре было обозначением Фортуны, по крайней мере, с эпохи Возрождения. Так символизировалось непостоянство человеческого счастья.

Атлет же, в противоположность девочке, находится в прочном положении, неколебим внешними воздействиями. Его фигура производит впечатление собранности, уверенности и силы, что подчеркивается устойчивой формой куба, на котором сидит он. Атлет показан в раздумье и бездействии. Своим физическим обликом он может напомнить фигуры юношей с фресок Сикстинской капеллы Микеланджело, а духовной сосредоточенностью - «Меланхолию» Дюрера. Он не только силач, но и мыслитель. Атлет как бы объединяет в себе достоинства, которые отдельный человек может противопоставить превратностям судьбы: мощь, разум, мужество, самообладание. Наконец, он является артистом. Перед нами подлинное осуществление классического идеала Virtus, то есть Доблести или Добродетели.

Девочка и атлет не только по отдельности наделены чертами Фортуны и Доблести, но и их взаимоотношения напоминают взаимоотношения Фортуны и Доблести. Контраст между Фортуной и Доблестью, как между девочкой и атлетом, - это, прежде всего, контраст случайного и целенаправленного, стихийного и разумного. Противопоставление между девочкой и атлетом можно также определить как «действие без мысли» и «мысль без действия». Фортуна и Доблесть всегда понимались вместе, взаимосвязанными. Все самое лучшее в жизни могло быть достигнуто Доблестью, как спутником Фортуны, ведущим, направляющим ее. По представлениям классической философии в жизни человека борются, вступают в союз или побеждают друг друга два начала: внешние, безличные силы (судьба, случай) и собственная воля, достоинство человека, разум. Разрешение противоречия между ними было одним из важнейших вопросов античной литературы. Уже Цицерон утверждал: «Доблесть ведет, Фортуна следует за нею». Другая формулировка той же мысли, проникнутая верой в человеческие возможности, - это слова Плиния Старшего перед восхождением на Везувий: «Удача сопутствует сильному».

Устойчивой иконографии совместного изображения Фортуны и Доблести в искусстве Возрождения и Нового времени не существовало. Однако известна латинская поговорка, говорящая о вещах, поразительно напоминающих нашу картину:

Sedes Fortunae rotunda,
Scdes Virtutis quadrata.

(то есть: «сиденье (местонахождение) Фортуны круглое, сиденье Доблести квадратное»).

Трудно допустить, что мы имеем дело со случайным совпадением, объясняющимся простотой мотива. Ведь если каждый из двух мотивов картины, взятый в отдельности, женская фигура на шаре и мужская фигура на кубе, действительно элементарны, то их сочетание в одном произведении совершенно уникально.

В 1905 г., к которому относится картина, Пикассо вращался в кругу знатоков классической литературы, в творчестве которых как раз тогда проявились классицизирующие тенденции и образы. Вместе с Аполлинером Пикассо часто ходил слушать лекции близко знакомого ему поэта Ж. Мореаса, основателя «романской школы», которая ставила своей целью оживление греко-латинской традиции в противовес всем современным течениям и принципам в искусстве. Поэтому вполне вероятно, что художнику были известны основные идеи и изречения классических авторов о Фортуне и Доблести, в том числе и приведенная выше латинская поговорка. Все это свидетельствует в пользу несомненного использования Пикассо классических идей о Фортуне и Доблести и связанных с ними иконографических мотивов. Но картина Пикассо «Девочка на шаре» не является буквальной аллегорией Фортуны и Доблести, ее содержание гораздо шире. Содержание московской картины раскрывается прежде всего из анализа взаимоотношений персонажей, их образной характеристики, а также путем рассмотрения пластических особенностей произведения.

Главные фигуры картины не только противостоят друг другу, но и образуют на плоскости единую конфигурацию, внутри которой шаткое движение девочки уравновешивается, успокаивается «квадратностью» атлета. Скользящие, текучие линии сдерживаются строгими прямоугольными очертаниями, переходят в них и благодаря этому приобретают устойчивость. Так, нога девочки зрительно опирается на колено акробата. Атлет является поддержкой девочки не только композиционно, но и по смыслу: он ее наставник, и девочка балансирует на шаре как бы под его присмотром, не случайно оба показаны в общении, обращены друг к другу. В то же время бездейственность атлета, его погруженность в свои мысли, напряженный разворот фигуры в пространстве точно говорят о том, что его внутренняя энергия сдерживается тяжестью собственного тела. Все это, наслаиваясь на первоначальное впечатление уверенности и силы, рождает ощущение того, что атлет тоже не может существовать без девочки, что и он нуждается в ее хрупкости, легкости, подвижности, как в духовной опоре.

Девочка и атлет не могут восприниматься друг без друга, их невозможно представить по отдельности. Но главные персонажи зависят не только друг от друга, они кажутся также подчиненными действию невидимых, внеличных сил, ставящих их в вынужденное положение, помимо собственной воли. Эти внеличные силы выступают как судьба, стремящаяся лишить человека права быть самим собой.

Тема судьбы не случайна в раннем творчестве Пикассо. Противостояние человека судьбе, сопротивление силам, пытающимся его сломить, - характерно для многих произведений голубого периода. В розовом периоде образы странствующих комедиантов привлекали художника также и возможностью вновь поставить тему судьбы. Пикассо раскрывает в комедианте противоречивость его положения и дуализм актерского и человеческого. Актерское сковывает человеческое, порой наряжает его в шутовской костюм, обязывает играть заученную роль, не считаясь с человеческой личностью и индивидуальностью. Комедиант не имеет свободы выбора и не волен идти своим путем, в желаемом направлении. Так например, в уже упомянутой картине «Странствующие комедианты», как и в эскизе к ней, кажется, что какая-то невидимая сила прижимает актеров к земле, не позволяет им двигаться: их ноги расположены так, что напоминают «балетные» позиции. Комедианты точно подчинены постоянной обязанности, профессиональному долгу, но в то же время они сопротивляются своему положению,- это люди, которыми нельзя управлять, как марионетками, дергая за веревочки.

В розовом периоде Пикассо представление никогда не происходит на цирковой арене, а лишь в отвлеченной среде. Место и время действия не локализованы и не ограничены. Арена действия может простираться на весь мир. Актер Пикассо внеиндивидуален и многолик, являет образ всего человечества, призван воплощать противоречия мира. Пикассо точно повторяет девиз шекспировского театра «Весь мир лицедействует».

Девочка и атлет словно разыгрывают представление о Фортуне и Доблести.

Для понимания содержания «Девочки на шаре» нужно также возвратиться к тому обстоятельству, что в ней аллегорическая тема проецирована на изображение цирковых артистов. В этой картине Пикассо на дальнем плане показывает мать с детьми, а рядом с ними бродит собака и пасется лошадь. Они являются необходимым дополнением для главных фигур; художник показывает целую семью актеров, маленький, жизнеспособный коллектив, ведущий замкнутое, независимое существование. Актеры Пикассо - это представители особого мира, чье существование непохоже на жизнь городских обывателей, несет в себе другое содержание. Их жизнь протекает в безлюдной местности, где нет следов современной цивилизации. В «Девочке на шаре», как и в других произведениях на тему странствующих комедиантов, Пикассо стремится создать микро-общество, семью актеров как особый мир, противостоящий современному художнику обществу, строящийся на совершенно иных началах, началах человечности и искусства. Сам Пикассо чувствовал особенную близость к актерам, акробатам, атлетам. Так, в картине «Странствующие комедианты» Пикассо наделил Арлекина автопортретными чертами, а старому клоуну придал особенности лица и фигуры поэта Г. Аполлинера. Художник также написал «Автопортрет в костюме Арлекина в кафе» (1905 г., Нью-Йорк). Это свидетельствует о том, какое значение придавал и как высоко ставил Пикассо людей близкой ему профессии.

Человек в представлении Пикассо розового периода - это художник, творческая личность, виртуоз своего дела, и именно его «виртуозность», то есть высокие человеческие качества, позволяют ему противоборствовать судьбе. Творческое начало в человеке помогает ему вступить в союз с удачей и счастьем.

Трагическая история с картины «Девочка на шаре» Пабло Пикассо

Небольшая, но яркая история по картине Пабло Пикассо «Девочка на шаре» дополняет новым глубоким смыслом известное на весь мир произведение.

У меня только и есть в жизни, что голова на плечах, мускулистое тело да сестрёнка Карменсита. Родители погибли при пожаре. Несчастный случай. Директор оставил нас при цирке. Пожалел.

Я сейчас силачом выступаю. А в юности звезд с неба не хватал. Носил лошадям воду, кормил собачек, продавал билеты. Зазывалой работал. Сестру в обиду не давал. Всегда от соседских мальчишек защищал. Она во мне души не чает. Поэтому сразу прибежала со своим горем.

Малой недавно тринадцать исполнилось. Грудь уже появляется. Она акробатка. Гибкая, тоненькая. Как лоза. Гнется, но не ломается.

Характер есть в ней.

А тут говорит, директор начал приставать в темном закоулке. Прижиматься, слова говорить всякие. Она испугалась. Вырвалась.

Я прямо в бешенство впал. Пошел к нему. Говорю, что ты, козел старый, совсем нюх потерял? Ты что к ребенку пристаешь? За грудки схватил. Пригрозил.
Он задыхаться стал, за сердце хвататься. Я отпустил. Плюнул, ушел.

А сегодня две лошади у нас слегли. И у меня предчувствие такое нехорошее… Уходить надо. Завтра получка. После нее и уйдем. Будет тяжело, но прорвёмся. В цирке оставаться нельзя.

Карменсита репетирует. А я не могу этого урода из головы выбросить. Всех гимнасток уже опробовал. Мало.