Что значит быть интеллигентным? Лингвокультурный типаж «русский интеллигент Почему человек должен быть интеллигентным

Краткое описание

Основная форма человеческого бытия – общение, извечное и непременное свойство человека, а культура общения составляет неотъемлемую часть его духовной культуры.
Основная часть общей культуры человека – культура речи, т. е. умение точно, выразительно передать свои мысли.

Содержимое работы - 1 файл

Можно ли по речи судить об интеллигентности человека?

Основная форма человеческого бытия – общение, извечное и непременное свойство человека, а культура общения составляет неотъемлемую часть его духовной культуры.

Основная часть общей культуры человека – культура речи, т. е. умение точно, выразительно передать свои мысли.

Культура речи – отбор, поиск, сознательное использование в процессе общения языковых средств, необходимых для конкретной коммуникативной ситуации.

Культура речевого общения – совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное взаимодействие людей на основе адекватного выбора и использования средств общения.

Культура речи предполагает знание норм языка, его выразительных средств.

Язык не только чуткий показатель интеллектуального, нравственного развития человека, его общей культуры, но и лучший воспитатель. Четкое выражение своей мысли, точный подбор слов, богатство речи формируют мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности.

Неряшливость в одежде – это, прежде всего, неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щёгольски. В щёгольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щёголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идёт и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и строгий чёрный костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в ещё больше мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Есть разного рода неряшливости в языке человека. Если человек родился и живёт вдали от города и говорит на своём диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Иное дело, если человек долго живёт в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространённое явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо .

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.

И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности.

Учиться хорошей спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.

Министерство образования и науки РФ

Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина

Факультет истории и международных отношений

Убеждающая речь на тему: «Можно ли по речи судить об интеллигентности человека?»

Выполнила: студентка 1 курса

факультета истории и м/о

Гулебина Мария

Проверила: Сысоева С.В.

Рязань, 2010

Список литературы

  • Корнилова Е. Н. Риторика - искусство убеждать. М.: УРАО, 1998. - 208 с. - ISBN 5-204-00146-8
  • Аверкий (Таушев) . Руководство по гомилетике. - М.: ПСТГи, 2001. - 143 с. - ISBN 5-7429-0110-0
  • Сопер П. Л. Основы искусства речи. - М.: Феникс, 2006. - 448 с. - ISBN 5-222-07060-3
  • Шахиджанян В. В. Учимся говорить публично

План

    1. Вступление.
      1. Основная форма человеческого бытия.
      2. Культура речи.
      3. Культура речевого общения.
    1. Основная часть.
      1. Нормы языка.
      2. Отношения к языку.
    1. Заключение.
      1. Язык – часть общего поведения в жизни.

Тезисы работы.

  • Основная часть общей культуры человека – культура речи
  • Язык – лучший воспитатель.
  • Четкое выражение своей мысли формирует мышление человека и его профессиональные навыки.
  • Язык – свидетельство вкуса человека.
  • Сильный и уравновешенный человек уверен, что его слово и так весомо.
  • Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.

Like Share 692 Views

Что такое интеллигентная речь? Урок подготовки к ЕГЭ по письму Д.С.Лихачева. Автор: учитель МКОУ СОШ №14 пос.Пятигорский Ивахненко Т.Е. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?. 1.созвонИмся З.красивЕе 2.тортЫ 4.катАлог.

Download Presentation

Что такое интеллигентная речь? Урок подготовки к ЕГЭ по письму Д.С.Лихачева.

E N D - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

No related presentations.

Presentation Transcript

    Урок подготовки к ЕГЭ по письму Д.С.Лихачева.

    Выделенабуква, обозначающая ударный гласный звук? 1.созвонИмся З.красивЕе 2.тортЫ 4.катАлог

    ИНТЕЛЛИГЕНТ нужно употребить слово ИНТЕЛЛЕКТ? По мнению Д.С.Лихачева, интеллигент - это человек, обладающий умственной порядочностью, свободный в своих убеждениях, не зависящий от экономических, политических условий, не подчиняющийся идеологическим обязательствам. Примерно с 17-18-летнего возраста процесс формирования интеллекта прекращается. Интеллигент - правильное суждение, понимание, размышление, которые благодаря своему здравому смыслу и инициативности помогают человеку приспособиться к обстоятельствам жизни. Первыми типично русскими интеллигентами Д.С.Лихачев называет дворян- вольнодумцев конца 18 века, таких как Радищев и Новиков.

    Речевых ошибок. Счастлив тот, кто приближается в своей жизни к идеалу, сложившемуся к юности. Дети редко прислушиваются и выполняют советы старших. Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие. Все, кто интересовался историей древнерусской литературы, знают труды Д. С. Лихачева.

    Образовании формы слова: больше пятьдесят рублей спелых абрикосов пара носков надеть пальто

    Первом слоге. свекла принял цемент щавель

    ЛИХАЧЕВ(1906–1999) Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит. Д.С.Лихачев

    Гордость русского народа, гордость интеллигенции. Я не знаю, кто сможет занять его место и кто сможет иметь право говорить так о любых проблемах российской культуры с таким знанием и с такой болью за нее… Народный артист России Игорь Дмитриев Большинством жителей нашей страны, Дмитрий Сергеевич воспринимался как главный хранитель памятников культуры, и сколько людей приходили к нему с просьбой помочь отстоять, спасти, сохранить храмы и музеи, парки и школы, дома и имена людей, улиц, городов! Помощник Дмитрия Сергеевича на протяжении многих лет И.А.Лобакова

    Гранин в книге «Тайный знак Петербурга»: «Со всех сторон обращаются к нему, взывают "Остановите вандалов! Сносят памятники! Нужны средства! Вырубают парки!" Лавина просьб и обращений готова погрести его. Как Сизиф, он продолжает толкать свой камень. Иногда я сочувствую безнадежности его усилий. Тогда он говорит мне: "Даже в случаях тупиковых, когда все глухо, когда вас не слышат, будьте добры, высказывать свое мнение. Не отмалчивайтесь, выступайте. Я заставляю себя выступать, чтобы прозвучал хотя бы один голос. Пусть люди знают, что кто-то протестует, что не все смирились. Каждый человек должен заявлять свою позицию. Не можете публично,- хотя бы друзьям, хотя бы семье".

    Сформулировать проблему исходного текста. Прокомментировать проблему. Отразить позицию автора исходного текста. Выразить свое отношение к позиции автора и поднятой проблеме. Аргументировать свой ответ.

    Лихачев: Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое. (из «Писем о добром») Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся культурой.

    Все то, что пережила Россия в этом столетии. Лихачев, с его любовью к своей стране, сочетавшейся с терпимостью и здравым смыслом, олицетворял собой "русский национализм" в лучшем смысле этого слова. И хочется верить, что его пример и его идеи будут процветать в России XXI-го века. Кристофер Смит

Разделы: Русский язык

Цели и задачи.

Образовательные:

Учить находить и исправлять речевые и грамматические ошибки

Учить построению грамотных предложений;

Повторить тему “Текст”:

Тренировать в различении и умелом использовании средств художественной выразительности (тропов);

Познакомить с заданиями ЕГЭ, требующими владения правилами грамматики;

Познакомить с профессиями данного профиля:

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к слову, любовь к русскому языку;

Формировать желание говорить правильно, пополнять свой словарный запас;

Прививать интерес к профессиям, требующим внимательного отношения к слову, умения грамотно выражать свои мысли и чувства.

Развивающие:

Развивать способность доказывать, обосновывать свою точку зрения;

Развивать навык выразительного чтения;

Развивать такие качества как усидчивость, кропотливость в работе, внимание, мышление, логику.

Ход урока

1. Организационный момент.

Наш урок посвящен воспитанию культуры речи. Тема урока актуальна в наши дни. Речь молодых людей стала бедной, словарный запас маленьким, построение фраз порой вызывает изумление. Переписка в интернете – постоянное искажение слов, что прививает примитивное, бестактное отношение к языку. Поэтому проблема бережного отношения к слову стоит очень остро.

К нашему уроку вы готовили дома задания, которые будут нам помогать в работе по данной теме.

2. Основная часть урока.

1. На доске высказывания великих людей о русском языке (дети читают).

“По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь писать и читать”. А. Чехов

“Обращаться с русским языком кое-как значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.” А. Толстой.

“Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку”. К. Паустовский.

– Какие ещё высказывания о языке вам известны? (Дети читают изречения, которые им удалось найти, готовясь к уроку)

Видите, как много известных людей озабочены тем, чтобы мы с вами берегли наш язык, сохраняли его и передавали потомкам всю его красоту и многогранность.

2. Каждый из вас наверняка задумывался, кем хочет стать, чем заниматься. Может кто-то из вас выберет профессию, которая связана с языком, с его историей и требует безграничного уважения к языку и желания передать всю его красоту.

Сейчас перед вами выступят девочки – старшеклассницы, которые уже определились в своей будущей профессии. Они познакомят вас с некоторыми очень интересными и важными профессиями.

Знакомство с профессиями: редактор, журналист, филолог, лингвист (доклады).

В этих профессиях необходимы знания в построении предложений, ведь правильные предложения – это логично высказанная мысль, которая будет понятна читателю, зрителю, слушателю.

3. Вот сегодня мы будем заниматься редактированием – исправлением ошибок: речевых и грамматических.

В ЕГЭ в 11 классе вам будут предложены задания на знание грамматики такого типа, как у вас в распечатке № 1. Давайте с ними познакомимся и попробуем разобраться в них.

Задания типа ЕГЭ

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

а) Проверяя своё сочинение:

а) всё должно быть изложено последовательно;

б) во время чтения делаются пометки на полях;

в) бращайте внимание на речевые недочёты;

г) оно читается несколько раз.

(Это задание проверяет умение строить предложения с деепричастными оборотами, повторяем определение деепричастного оборота)

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой:

а) Чичиков скупает крепостных, числившихся ещё живыми.

б) Благодаря учителю я справился с трудным заданием.

в) Литература всегда в той или иной степени отражает состояние общества.

г) Рост народных восстаний заставило правительство принять меры.

(Предложение а) повторяет согласование причастия с определяемым словом. Предложение б) повторяет употребление правильно выбранного падежа существительного с производным предлогом.

Предложение в) повторяет знания по теме управление падежом существительного. Предложение г) неверное – ошибка в согласовании подлежащего и сказуемого в роде)

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

  1. Инженеры завода.
  2. Урожай помидоров.
  3. Самый красивейший пейзаж.
  4. Их вещи.

(Неверное сочетание № 3 , т.к. непрвильно образована форма превосходной степени прилагательного)

Владение знаниями в области грамматики дает шанс успешной сдачи ЕГЭ.

4. Все вы писали на уроках творческие работы: сочинения и изложения.

В распечатке № 2 предложения из ваших работ с ошибками: речевыми и грамматическими. Наша задача – отредактировать эти предложения. (Найти ошибку и исправить её) Каждому достанется по одному предложению. Запишите исправленное предложение (правильный вариант). Приготовьтесь прокомментировать ваши исправления.

(По цепоке дети читают оба варианта: неправильный и правильный и объясняют свою точку зрения)

Предложения в распечатке № 2 (с ошибками: речевыми и грамматическими).

1. Ребята писали письма домой и рассказывали в них о верной лебединой верности. (Повтор слова – Р) Правильное: Ребята писали письма домой и рассказывали о лебединой верности.

2. Рыбаки вытаскивали сеть и видят в сетях лебедя. (разное время глагола – Г). Правильное: Рыбаки вытащили сеть и увидели в ней лебедя.

3. Своим рассказом он рассказывал про дворовую собачку (повтор слова и некорректное управление существительным). Правильное: В своём рассказе он повествовал(говорил) о дворовой собачке.

4. Десятки людей, опрокинув головы, смотрели на вершины сосен (неверное понимание лексического значения слова). Правильное: Десятки людей, запрокинув головы, смотрели на вершины сосен.

5. Картина И.Левитана “Осенний день. Сокольники” единственная с живым человеком (неверное посторенние предложения и неуместное употребление словосочетания “живой человек” - Р) Картина “Осенний день. Сокольники” единственная, где И.Левитан изобразил фигуру человека.

6. Вдалеке тучи с возможным дождем (Р). Правильное: Вдалеке тучи. Возможно, будет дождь.

7. Картина дает задумчивое настроение (Р). Правильное: Картина создаёт задумчивое настроение.

8. Под окном положили сено, блюдце с водой, тарелку с рыбой (нарушение смысловой связи сказуемого и дополнений).Правильное: Под окном положили сено, поставили блюдце с водой и тарелку с рыбой.

9. Десятки людей запрокинули головы на верхушки сосен (Р) Правильное: Десятки людей, запрокинув головы, смотрели на верхушки сосен.

10. Однажды дядя Филя рассказал про войну, и как у них была дворовая собака (смешение конструкций в предложении)Правильное: Однажды дядя Филя рассказал о том, как во время войны к их роте прибилась дворовая собака.

11. Тогда я начал выстреливать из пистолета (неверное образование формы сказуемого – Г)Правильное: Тогда я выстрелил из пистолета.

12. А прямо на нас движется задумчивая женская фигура в темном платье (Р).Правильное: А прямо на нас движется женская фигура в тёмном платье.Её лицо задумчиво.

13. Лебедь сначала клал в ванную одну лапку, потом другую (Р).Правильное: Лебедь опускал в ванную сначала одну лапку, потом другую.

14. Тишину остановил дядя Филя (Р).Правильное: Тишину нарушил дядя Филя.

15. Лёнька почувствовал свободу и полетел, и ребята радовались за него, и уже начали расходиться и услышали крик Лёньки, и он вернулся. (неоправданный повтор союза “и” - Р) Правильное: Лёнька почувствовал свободу и полетел. Ребята радовались за него. Они уже начали расходиться, как услышали крик Лёньки – это значило, что лебедь возвращается.

5. Все эти предложения взяты из текста. А что такое текст?

Признаки текста:

1. Текст состоит из предложений,связанных между собой по смыслу.

2. Единство предмета речи-темы. Все предложения объединены общей темой и работают на её раскрытие.

3. В тексте есть основная мысль.

4. К тексту можно подобрать заголовок.

5. Текст имеет начало и конец.

6. В большом тексте можно выделить микротемы (абзацы).

Давайте обратимся к доске и выделим признаки типов текста и стилей речи.

Что такое описание?

Описание – это тип речи, при помощи которого изображается предмет или явление путем перечисления его признаков или действий (содержание описания можно передать на одном снимке).

Повествование – это такой тип речи, при помощи которого рассказывается о событиях в их временной последовательности, действия и события сменяют друг друга (содержание повествования можно передать на нескольких кадрах фотоаппарата) Особая роль принадлежит глаголам.

Что такое рассуждение?

Рассуждение – это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль, говорится о причинах и следствиях событий, явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать). Особая роль принадлежит вводным словам и подчинительным союзам со значением причины, следствия…

Элементы текста – рассуждения: тезис - аргумент - вывод.

Вспомним стили речи.

В чем особенности художественного стиля?

Применяется в художественной литературе: романы, повести, рассказы, поэмы, стихотворения.

Художественная образность, эмоциональность;

Изобразительно – выразительные средства языка, слова в переносном значении.

В чем особенности научного стиля?

Отсутствие эмоциональности;

Смысловая точность, факты;

Термины и профессиональная лексика;

Жанры: статьи, рецензии, рефераты, диссертации, учебники, словари, доклады, лекции.

В чём особенность официально-делового стиля?

Функции: сообщения, информирование;

Точность, стандартность, отсутствие эмоциональности;

Языковые штампы (согласно распоряжению, довести до сведения, по истечении срока – примеры) канцеляризмы (данный, надлежащий);

Деловая терминология;

Жанры: приказы, законы, инструкции, объявления, деловые бумаги.

В чём особенность публицистического стиля?

Документальная точность, призывность, открытая оценочность;

Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции, побуждение к действию, привлечение внимания к важному вопросу;

Жанры: очерк, статья, репортажи, интервью, авторская речь.

В чём особенности разговорного стиля?

Непосредственно бытовое общение;

Непринужденность, простота речи;

Частое использование неполных предложений, междометий, зачастую просторечий;

Отсутствие осложнённых предложений;

Дружеская беседа, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма, разговоры.

6. Дома вы по группам готовили рассказы о прекрасном русском дереве – берёзе. Эти рассказы должны быть представлены в разных типах речи и написаны художественным стилем. Ваша задача – доказать, что ваш рассказ соответствует данному типу речи.

(На доске открываются иллюстрации с изображением берёзы в разное время года)

Представитель каждой из 3-х групп выступает со своим сочинением. Он с помощью участников группы доказывает, что рассказ выдержан в заданном типе и стиле речи.

Текст-повествование

Счастье берёзки

Росла в поле одинокая берёзка.

К ней часто прилетали птицы, и берёзка была этому рада. Ведь только от птиц она могла узнать новости.

Так она узнала, что где-то растет дуб, большой и могучий, а рядом с ним – красавица-рябинка. Птицы прилетают к рябине каждую осень и лакомятся ягодками.

Берёзка слушала эти рассказы и вздыхала. Ей одной было грустно, и она заболела бы, если бы однажды не прилетел дятел. Он постучал берёзку клювом по стволу и сказал:

Здорова!

Но почему мне тогда так плохо? – спросила берёзка.

От тоски и одиночества, - ответил дятел и улетел.

Я помогу тебе. Жди, - сказал дятел и улетел.

И березка ждала. День и ночь. Наступила осень. Листочки начали желтеть и опадать. И вот однажды утром прилетел дятел. В клюкве он держал сосновую шишку. Дятел удобно устроился на ветке, зажал в лапах шишку и стал долбить её своим клювом. Из шишки начали вылетать семена. Они кружились и падали на землю. Тут подул легкий ветерок. Он тоже хотел принять участие. Березка старательно сбрасывала с себя листочки. Она старалась укрыть беззащитные семена и согреть их своим теплом.

Спасибо тебе, дятел, сказала Березка.

Дятел остался доволен своей работой. Он посмотрел вокруг и ответил: - Когда поднимется лес, я поселюсь здесь навсегда.

Берёзка была счастлива! Теперь ей хотелось, чтобы поскорее пришла зима и укрыла снегом всё вокруг. А после зимы обязательно будет весна. Теперь она знала, что когда проснется, будет не одна. Рядом будут расти молодые сосны. Ещё она знала, что здесь обязательно вырастет лес, о котором она так мечтала. А значит, обязательно прилетит дятел.

Дети доказывают, что тип текста – повествование, выделяя глаголы, наречия, обозначающие последовательность действий, событий, называют средства выразительности.

Текст-рассуждение

Берёза – символ России

У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Так, символом Греции является олива, в Японии священное дерево – сакура, символ Канады – клён.

В этих символах отразилась душа народа, его история, традиции.

Россия – край белоствольных берёз и бескрайних полей. Вот она, раскидистая кудрявая берёзка, стоит, словно нарядная красавица из русских сказок, в белом сарафане с золотыми серёжками и нежно-зелеными клейкими листочками, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь в поле и говоря: “Мир вам, люди добрые!”

Известно, что берёзы растут во многих странах мира, но не в одной стране к берёзе не относятся с таким теплом, с такой любовью, как в России. Берёзка мила душе русского человека. Наши предки считали берёзу священным деревом, даром богов. Берёзке поклонялись, как образу богини Берегини, матери всех духов и богатств. Берёзка являлась символом Лады, богини любви, красоты и семейного счастья.

Ни одно дерево не пользуется такой любовью и почитанием на Руси, как берёзка. О ней пишут стихи, песни, сказки, загадки. Берёза стала поэтическим олицетворением России.

Где бы ни был русский человек, он всегда, тоскуя о родине, вспоминает шумящую на ветру, залитую солнцем или запорошенную инеем стройную красавицу-берёзу. Русский композитор М.И.Глинка, возвращаясь на родину, переехал границу, остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко, в пояс, поклонился белой берёзке, символу своей Родины.

Образ России немыслим без русской берёзки. Ни одного из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько сравнений и образов.

Берёза - Родина, берёза-пямять, воплощение чистоты, верности, любви нашей к родному краю.

Без берёзы не мыслим России - так светла по-славянски она, что, быть может, в столетья иные от берёзы вся Русь рождена.

О.Шестинский

Дети выделяют в тексте тезис, аргументы, вывод, называют средства выразительности.

А третьей группе было поручено выучить стихотворения, в которых описывается берёза. Сейчас мы их послушаем, и ребята докажут, что это описание в высокохудожественном стиле.

А. Прокофьев

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся, - но не ломится!

Белая береза

Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Учащиеся после чтения стихов называют средства выразительности, которые помогают сделать описание образным: метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения.

Подчеркивают, что тип речи в этих стихотворениях - описание, т.к. всё, о чём мы читаем, можно отразить на одном фотоснимке.

3. Заключительная часть урока.

1. Посмотрите, как красив, богат наш русский язык! Мы должны говорить на настоящем русском языке и не коверкать его. Наоборот, стараться делать его образным. Может, кто-то после нашего урока задумается о своей будущей профессии и захочет служить сохранению русского языка, создавать поистине художественные творения, учить последующие поколения грамотной речи.

2. Домашнее задание.

Исправить все ошибки в предложениях, данных в распечатке № 2 самостоятельно. Исправленный вариант написать после предложения с ошибкой.

Берегите русскую речь.

Многие ли люди нынешнего поколения задумываются о том, что такое интеллигентность? В чем она выражается и вообще нужна ли обществу? Были времена, когда это слово звучало как оскорбление, а бывало и наоборот - так величали группы людей, пытающихся вытянуть Россию из мрака невежества и тупости.

Этимология слова

«Интеллигентность» - слово, пришедшее из латыни. I ntelligentia - познавательная сила, способность восприятия, которое, в свою очередь, произошло от латинского intellectus - понимание, мышление. Несмотря на латинское происхождение слова, понятие «интеллигент» считается исконно русским и в подавляющем большинстве случаев используется только на территории бывшего СССР и среди русскоязычных слоев населения.

Отцом термина «интеллигенция» считают русского писателя - либералиста Петра Бобрыкина (1836-1921), который многократно употреблял его в своих критических статьях, эссе и романах. Изначально так звались люди умственного труда: писатели, художники и учителя, инженеры и врачи. В те времена таких профессий было очень мало и люди группировались по общим интересам.

Кто же такой интеллигентный человек?

"Культурный и не ругающийся матом", - скажут многие. Некоторые добавят: "Умный". А потом еще прибавят что-нибудь об образованности, начитанности. Но разве все доктора наук и великие умы мира сего - интеллигенты?

В мире достаточно людей с огромным багажом знаний, прочитавших тысячи книг, полиглотов и истинных мастеров своего дела. Неужели это их автоматически делает причастными к интеллигенции, социальному пласту?

Самое простое определение интеллигентности

Один из величайших умов Серебряного века дал очень короткое, но емкое определение понятию интеллигентности: «Это высшая культура духа человека, направленная на сохранение достоинства ближнего».

Такая интеллигентность - что ежедневная работа, это постоянное самосовершенствование, результат громадного воспитательного процесса над собой, своей личностью, который в первую очередь взращивает в человеке умение быть внимательным и сопереживающим по отношению к другому живому существу. Интеллигент, даже если совершит бесчестный поступок под волей обстоятельств, будет от этого очень страдать и мучиться угрызениями совести. Он, скорее, поступит во вред себе, но не будет запятнан низкими вещами.

Общечеловеческие ценности, присущие интеллигенту

По результатам социального опроса, большинство людей указало на важность образования и хороших манер. Но великая Фаина Раневская говорила: «Лучше слыть хорошим, но ругающимся матом, чем воспитанной сволочью». Поэтому высшее образование и знание этикета еще не значит, что перед вами интеллигент старой закалки. Важнее наличие таких факторов:

  • Сострадательность к чужой боли, неважно, человек это или животное.
  • Патриотизм, выражающийся в поступках, а не криках на митингах с трибуны.
  • Уважение к чужой собственности: поэтому истинный интеллигент всегда платит долги, но берет их крайне редко, в самых критических случаях.
  • Вежливость, уступчивость и мягкость характера обязательны - они являются первой визитной карточкой интеллигенции. Тактичность стоит на верхней ступени их отношения к людям: он никогда не поставит в неудобное положение другого человека.
  • Умение прощать.
  • Отсутствие грубости по отношению к кому-либо: даже если нахал толкнет интеллигента - тот извинится первым за причиненное неудобство. Только не нужно путать это с трусостью: трус боится, а интеллигент уважает всех людей, какими они бы ни были.
  • Отсутствие навязчивости: из уважения к посторонним они чаще молчат, чем откровенничают с кем попало.
  • Чистосердечность и нежелание лгать: опять-таки из-за порядочности и любви к окружающим людям, но больше из уважения к себе.
  • Интеллигент настолько уважает себя, что не позволит себе быть необразованным, непросвещенным.
  • Тяга к прекрасному: дыра в полу или книга, брошенная в грязь, будоражат их душу сильнее, чем отсутствие ужина.

Из всего этого становится очевидно, что образованность и интеллигентность - это не родственные понятия, хотя и взаимодействующие. Интеллигент - это достаточно сложно структурированная личность, поэтому так и не любимая низшими слоями общества: на фоне тонко чувствующего мир эстета они чувствуют себя ущербными и ничего не понимающими, от этого и проявляется злоба, ведущая к насилию.

Современный интеллигент

Что такое интеллигентность в нынешнее время? Возможно ли вообще быть таким на арене тотальной деградации и отупения от средств массмедиа, социальных сетей и телевизионных шоу?

Все это так, но общечеловеческие ценности не меняются от эпохи к эпохе: в любые времена важны толерантность и уважение к другим, сострадание и умение поставить себя на место другого. Честь, внутренняя свобода и глубина души в совокупности с острым разумом и тягой к прекрасному всегда имели и будут иметь первостепенную значимость для эволюции. И нынешние интеллигенты мало чем отличаются от своих братьев по духу позапрошлого века, когда человек - это действительно звучало гордо. Они скромны, честны с собой и окружающими и обязательно добры от души, а не ради пиара. Наоборот, духовно развитый человек никогда не будет кичиться своими поступками, достижениями и действиями, но при этом будет стараться делать все возможное, чтобы стать хоть чуточку лучше, зная, что, изменяя себя, он меняет к лучшему весь окружающий мир.

Нужны ли интеллигенты современному обществу?

Образованность и интеллигентность сейчас - это такой же важный аспект, как глобальное потепление или жестокое обращение с животными. Жажда денег и всеобщего обожания настолько захватила общество, что скромные попытки отдельных индивидов поднять уровень человеческой осознанности напоминают мучительные потуги рожающей женщины, которая, несмотря на всю боль, свято верит в благополучный исход.

Необходимо верить, что интеллигентность - такая культура души. Это не количество знаний, а действия соответственно моральным принципам. Возможно, тогда наш погрязший в грязи искаженного ума мир будет спасен. Человечеству необходимы светлые душой личности, интеллигенты духа, которые будут пропагандировать чистоту отношений без меркантильной подоплеки, важность духовного роста и необходимость знаний как начальной базы для последующего развития.

Когда происходит формирование нравственных качеств?

Чтобы быть, а точнее, чувствовать себя интеллигентом и не тяготиться этим бременем, необходимо впитать в себя задатки еще с молоком матери, воспитываться в соответствующей среде и окружении, тогда высокоморальное поведение будет, как часть существа, как рука или глаз.

Именно по этой причине важно не просто воспитывать ребенка в нужном направлении, а и самому подавать наглядный пример рациональными поступками, правильными действиями, а не только словами.