Что такое баркарола? Музыкальный словарь Пример баркарола с указанием автора

Итальянское слово «barka» означает лодка. Производное от него - баркарола - песнь лодочника. Возможно, кто-нибудь удивится: зачем это песням, которые поют лодочники, давать особое название! Ведь они могут петь то же, что и все... А вот и нет. Песни эти - необычные, как необычны и лодочники, их исполняющие. родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки - гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы - песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе - мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн.
Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют гондольера}, и вот вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и фортепианные. У Мендельсона мы находим Баркаролу в его «Песнях без слов», у Чайковского - в сборнике «Времена года», это пьеса «Июнь». Баркаролы писали Глинка, Шопен, Рахманинов, Лядов. А из вокальных баркарол самая известная и самая необычная написана Римским-Корсаковым. Это «Песнь Веденецкого гостя» в опере «Садко». В старину на Руси Венецию называли Веденец, и для венецианского купца - веденецкого гостя - композитор сочинил арию в ритме и характере народной венецианской песни, баркаролы.


Смотреть значение Баркарола в других словарях

Баркарола — баркаролы, ж. (ит. barcarola) (муз.). Род музыкального или вокального произведения мелодического характера в медленном темпе. (По названию песен венецианских гондольеров.)
Толковый словарь Ушакова

Баркарола Ж. — 1. Песня венецианских гондольеров. 2. Вокальное или инструментальное произведение лирического характера в стиле такой песни.
Толковый словарь Ефремовой

Баркарола — -ы; ж. [итал. barcarola от barca - лодка].
1. Песня венецианских гондольеров.
2. Инструментальное или вокальное произведение лирического характера в стиле такой песни.
Толковый словарь Кузнецова

Баркарола — (итал. barcarola - от barca - лодка), песня венецианскихгондольеров; типичны мягкое, качающееся движение мелодии, лирическийхарактер. Многими композиторами созданы вокальные........
Большой энциклопедический словарь

Баркарола — - песня венецианских гондольеров.
Исторический словарь

Баркарола (итальянское barcarola, от barca - лодка) - инструментальная или вокальная пьеса,
имеющая прототипом песни венецианских гондольеров; народная песня венецианских гондольеров.

С. Дорофеев. Баркарола.

Баркарола характеризуется умеренным темпом и метром 6/8 или 12/8, с аккомпанементом,
изображающим плеск волн за бортом гондолы.
Мелодия баркаролы отличается плавностью, в сопровождении нередко используются элементы
музыкальной изобразительности.
Характер баркаролы - лирический, нередко с оттенком меланхолии или светлой мечтательности.


Стихнул говор карнавала,
На поля роса упала,
Месяц землю серебрит,
Все спокойно, море спит.
Волны нянчают гондолу…
«Спой, синьора, баркаролу!
Маску черную долой,
Обойми меня и пой!..»
«Нет, синьор, не скину маски,
Не до песен, не до ласки:
Мне зловещий снился сон,
Тяготит мне сердце он».
«Сон приснился, что ж такое?
Снам не верь ты, все пустое;
Вот гитара, не тоскуй,
Спой, сыграй и поцелуй!..»
«Нет, синьор, не до гитары:
Снилось мне, что муж мой старый
Ночью тихо с ложа встал,
Тихо вышел на канал,
Завернул стилет свой в полу
И в закрытую гондолу -
Вон, как эта, там вдали -
Шесть немых гребцов вошли…»

Лев Мей.

И. К. Айвазовский. Гондольер на море ночью

В XVIII веке баркарола стала жанром профессиональной музыки. Особое распространение получила
в XIX веке. В таких баркаролах иногда отсутствуют некоторые типические признаки народной
баркаролы (например, используются мажорный лад, размер 12/8, 3/4).
Расцвет этой музыкальной формы пришелся на эпоху романтизма.
Баркарола как жанр камерной вокальной музыки представлена в творчестве Ф. Шуберта («Баркарола»,
«Любовное счастье рыбака»), Ф. Мендельсона-Бартольди, М. И. Глинки («Уснули голубые»). Имеются
и хоровые баркаролы - у Ф. Шуберта («Гондольер»), И. Брамса (в «Двадцати романсах и песнях
для женского хора», ор. 44).

Многие баркаролы написаны для фортепиано. Из них особенно выделяется баркарола ор. 60 Ф.
Шопена - пьеса, приближающаяся к жанру поэмы. Баркаролы для фортепиано писали также
Ф. Мендельсон-Бартольди (пьесы из «Песен без слов», ор. 19 No 6, ор. 30 No 6, ор. 62 No 5),
П. И. Чайковский (баркарола из «Времен года»), А. К. Лядов (ор. 44), С. В. Рахманинов
(ор. 10 No 3, для фортепиано в 4 руки - ор. 11 No 1, для 2 фортепиано - ор. 5 No 1),
Г. Форе (13 баркарол), Б. Барток.

В основе некоторых баркарол - подлинные народные мелодии. Например, «Гондольера» Ф. Листа из
фортепианного цикла «Венеция и Неаполь» основана на мелодии опубликованной итальянский
композитором Порукини народной баркаролы, которую ранее обработал Л. Бетховен в своих
«24 песнях разных народов».

Клод Моне. Гондола.

Поверхностью морей отражена,
Богатая Венеция почила,
Сырой туман дымился, и луна
Высокие твердыни осребрила.
Чуть виден бег далекого ветрила,
Студеная вечерняя волна
Едва шумит вод веслами гондолы
И повторяет звуки баркаролы.

Мне чудится, что это ночи стон,
Как мы, своим покоем недовольной,
Но снова песнь! и вновь гитары звон!
О, бойтеся, мужья, сей песни вольной.
Советую, хотя мне это больно,
Не выпускать красавиц ваших, жен;
Но если вы в сей миг неверны сами,
Тогда, друзья! да будет мир меж вами!

И мир с тобой, прекрасный Чичизбей,
И мир с тобой, лукавая Мелина.
Неситеся по прихоти морей,
Любовь нередко бережет пучина;
Хоть и над морем царствует судьбина,
Гонитель вечный счастливых людей,
Но талисман пустынного лобзанья
Уводит сердца темные мечтанья.

Рука с рукой, свободу дав очам,
Сидят в ладье и шепчут меж собою;
Она вверяет месячным лучам
Младую грудь с пленительной рукою,
Укрытые досель под епанчою,
Чтоб юношу сильней прижать к устам;
Меж тем вдали, то грустный, то веселый,
Раздался звук обычной баркаролы:

Как в дальнем море ветерок,
Свободен вечно мой челнок;
Как речки быстрое русло,
Не устает мое весло.

Гондола по воде скользит,
А время по любви летит;
Опять сравняется вода,
Страсть не воскреснет никогда.

Михаил Лермонтов.

Начиная с оперы «Венецианский праздник» А. Кампра (1710 г.), баркарола применялась в операх
главным образом итальянских и французский композиторов - Дж. Паизиелло, Л. Ж. Ф. Герольда
(«Цампа»), Ф. Обера («Немая из Портичи», «Фра-Дьяволо» и др.), Дж. Россини («Вильгельм Телль»,
«Отелло»), Ж. Оффенбаха («Сказки Гофмана»). Широко известна баркарола написанная
Римским-Корсаковым («Песнь Веденецкого гостя») к опере «Садко». В старину на Руси Венецию
называли Веденец, и для венецианского купца - веденецкого гостя – композитор сочинил арию
в ритме и характере народной венецианской песни - баркаролы.
В ХХ веке баркаролы писали Франсис Пуленк, Джордж Гершвин «Dance of the Waves», Леонард Бернстайн.

Ричард Джонсон. Золотой канал.

Ты со мною.
Счастья большего не надо.
Стороною обойдет меня тоска.
С тихим плеском о гранитную ограду
Разбивает серебристый след река.

Два осколка
У тебя в глазах мерцают.
Мягким шелком пеленает нас любовь.
По теченью незаметно уплывает
Все, что в воду превращает нашу кровь.

Баркарола - Рам Браун.

Баркаролу также иногда называется гондольерой.

Пьер Огюст Ренуар. Гондола на Большом канале в Венеции.

Музыкальные характеристики народной баркаролы – минорный лад, размерность 6/8, монотонный ритмический рисунок и применением триолей, использовании характерных итальянских терций. Скорость исполнения – одна из разновидностей умеренных темпов (andantino, andante cantabile, alegretto moderato). Характер мелодии лирический, мечтательный, светлый и спокойный. Все это вызывает ассоциации с покачиванием лодки на волнах и ударами весла о водную поверхность.

В дословном переводе с итальянского языка «баркарола» – качающаяся лодка (barca - лодка, rollare - испытывать бортовую качку).

В словарях и энциклопедиях дается такое определение этого понятия: песня венецианских гондольеров (gondolieri или barcaruoli), «песнь лодочника» или «песня на воде».

В современной трактовке термин баркарола включает в себя вокальное или инструментальное произведение, написанное в стиле такой песни.

Дело в том, что с началом эпохи музыкального романтизма, содержание европейской музыки преображалось под влиянием фольклора. Гондольера «шагнула» за рамки народного творчества и стала профессиональным жанром.

Начало применению баркаролы в классическом формате положил французский композитор А. Кампра, написавший в 1710 году оперу «Венецианский праздник». Хотя музыковеды первенство в этом вопросе отдают Ф.Оберу («Немая из Портичи», «Фра-Дьяволо» и др.).Как бы то ни было, за ними последовали другие французские и итальянские композиторы: Ф. Герольд («Цампа»), Я.Галл «Баркаролла», Дж. Россини («Вильгельм Телль»), и т.д. Одной из наиболее известных в мировой музыкальной культуре считается баркарола «Прекрасна ночь, о, ночь» из оперы Ж.Оффенбаха «Сказки Гофмана».Дуэт для сопрано и меццо-сопрано «Льет жемчужный свет Луна» многие годы является украшением концертного репертуара ведущих оперных див. Музыка Оффенбаха звучит не только со сцены, но и в кино (фильм « Жизнь прекрасна»1997).

Став жанром профессиональной музыки, баркарола слегка видоизменилась по сравнению с народной: в ней появились мажорные лады, размер 12/8 или 3/4, многочастность и др. Но главное, что были сохранены простота и безыскусность итальянской музыки, спокойствие и сдержанность её звучания, плавное и певучее течение звуков. В основу некоторых классических произведений положены подлинные народные мелодии. Например, «Гондольера» из фортепианного цикла «Венеция и Неаполь» Ф. Листа. К написанию инструментальных баркарол в качестве самостоятельных музыкальных произведений обращаются такие музыканты, как Б. Барток, Ж-А. Равина, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон-Бартольди. Французский композитор Г.Форе является автором 13-ти мечтательных и созерцательных лирических баркарол.

Инструментальные произведения, написанные в этом жанре называют «песни без слов», подчеркивая тем самым их принадлежность в любовной лирике.Воображение композиторов рисует расцвет чувств на лоне природы.Пьеса Ф.Шуберта «Любовное счастье рыбака» и вдохновенный опус Ф.Шопена «Баркарола, op.60» по жанру приближаются к поэме. Это чувственные истории с признаниями и поцелуями под шепот листьев и плеск воды.

Разнообразие интерпретаций этой музыкальной формы дополняют:

  • хоровые баркаролы: «Гондольер» (Ф. Шуберт) и «Двадцать романсов и песен для женского хора» (И.Брамс)
  • ансамблевое инструментальное изложение пьес: для скрипки и фортепиано (Э.Соре), для флейты и фортепиано (А. Казелла).

Баркарола как образец русского музыкального романтизма

Слияние пейзажа и переживания, единство изобразительного и выразительного – вот то, что воплощает в себе баркарола.

Русские композиторы эпохи музыкального романтизма привнесли в мелодичные любовные песни итальянских гондольеров задушевность, светлую грусть и одухотворенность. Ставшие классикой этого жанра произведения С. Рахманинова, А. Лядова, А. Аренского, А. Глазунова, А. Рубинштейна, И. Ласковского, С. Ляпунова до сих пор входят в популярные сборники педагогического репертуара для профессионалов и любителей фортепианной музыки.

Удивительно хороши романс «Уснули голубые…» М.Глинки и пьеса «Июнь» из цикла «Времена года» П. Чайковского. Во многом благодаря тому, что написаны они под впечатлением от посещения композиторами королевы Адриатики–Венеции.

Из русских вокальных баркарол «Песнь Веденецкого гостя», написанная Н.Римским-Корсаковым для оперы «Садко», во всем мире признана самой необычной. Исполняющий её венецианский купец настолько красноречив и убедителен, что Садко принимает решение отправиться за океан в загадочную страну Веденец (так на Руси называли Венецию) за счастьем для Новгорода.

Расцвет баркаролы пришёлся на начало XIX века. Но утверждать, что это красивое слово вышло из употребления с окончанием эпохи романтизма, было бы не совсем правильно. В XX веке к написанию музыки в стиле баркаролы обращались такие композиторы, как Ф. Пуленк, Дж.Гершвин, Л. Бернстайн. Сегодня, совершая прогулку по каналам Венеции, туристы имеют возможность услышать из уст гондольеров мелодичные и светлые итальянские песни.
Только не стоит просить их исполнить "O Sole Mio"- песня не имеет отношения ни к истории города, ни к «песням лодочников». А вот неаполитанская баркарола, посвященная красотам прибрежного городка Санта Лючия – это то, что вероятнее всего вдохновило Евгению Зих написать поэтические строки: «Меня пленяет "Баркарола". И звуки так чудесно - хороши. В них много нежного минора. Они - созвучие моей души».

Баркарола - дитя Венеции

Баркарола (от итал. barka — «лодка») — народная песня венецианских гондольеров или произведение, написанное в стиле этой песни.

Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на
многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них
город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам
привязаны длинные черные лодки -- гондолы. В таких лодках, бесшумно
скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы -- песни
лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе --
мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за
другой волн.

Песни эти - необычные, как необычны
и лодочники, их исполняющие.

Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют
гондольера), и вот вслед за венецианскими народными песнями появились
баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и
фортепианные.

Расцвет этой музыкальной формы пришелся на эпоху романтизма. Она нашла свое отражение в творчестве Мендельсона, Чайковского, Рахманинова, а также в операх Оффенбаха, Россини, Вебера, Римского-Корсакова и в творчестве других композиторов. Шуберт использовал форму баркаролы для нескольких своих песен.

Шуберт. Сл. Штольберга - исп. М. Грязнова, Н. Смирнова

Плавно, как лебедь, по влаге прозрачной,
Тихо качаясь, плывет наш челнок,
О, когда сердце легко и спокойно,
Нет и следа в нем минувших тревог.

В небе заката лучи догорают...
Розовым блеском осыпан челнок.

Час незаметно за часом проходит...
Дальше скользим мы по зеркалу вод...
Сердце, как волны, светло и спокойно,
Нет в нем ни тени минувших забот...

О, неужели на крыльях туманных
Утро с собою их вновь принесет!

Оффенбах - Сказки Гофмана. Баркарола

Мендельсон - Песня венецианских гондольеров

Шуберт - Баркарола

Томас Брукс

Чайковский - Времена года. Июнь. Баркарола

БАРКАРОЛА

Итальянское слово «barka» означает лодка. Производное от него -- баркарола -- песнь лодочника. Возможно, кто-нибудь удивится: зачем это песням, которые поют лодочники, давать особое название! Ведь они могут петь то же, что и все... А вот и нет. Песни эти -- необычные, как необычны и лодочники, их исполняющие. Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки -- гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы -- песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе -- мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн. Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют гондольера}, и вот вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и фортепианные. У Мендельсона мы находим Баркаролу в его «Песнях без слов», у Чайковского -- в сборнике «Времена года», это пьеса «Июнь». Баркаролы писали Глинка, Шопен, Рахманинов, Лядов. А из вокальных баркарол самая известная и самая необычная написана Римским-Корсаковым. Это «Песнь Веденецкого гостя» в опере «Садко». В старину на Руси Венецию называли Веденец, и для венецианского купца -- веденецкого гостя -- композитор сочинил арию в ритме и характере народной венецианской песни, баркаролы.


Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .

Синонимы :

Смотреть что такое "БАРКАРОЛА" в других словарях:

    Ит. barcherolla, уменьшен. от barca, гребное судно. а) Речное судно в Италии, для увеселительных прогулок. Отсюда получили свое название. b) Песни гондольеров. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… … Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    - (итал. barcarola от barca лодка), песня венецианских гондольеров; типичны мягкое, качающееся движение мелодии, лирический характер. Многими композиторами созданы вокальные и инструменталье пьесы, претворяющие черты народной баркаролы … Большой Энциклопедический словарь

    БАРКАРОЛА, баркаролы, жен. (итал. barcarola) (муз.). Род музыкального или вокального произведения мелодического характера в медленном темпе. (По названию песен венецианских гондольеров.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    БАРКАРОЛА, ы, жен. Песня венецианских гондольеров, а также музыкальное или вокальное произведение в стиле песни лирического склада. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 1 песня (161) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Баркарола - (итальянское barcarola, от barca лодка), песня венецианских гондольеров, называется также гондольерой (размер 6/8). Характерны мягкий, качающийся ритм, лирическая мелодия. С 18 в. в композиторском творчестве Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П.И.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Гондола на венецианском канале Баркарола (от итал. barka «лодка») народная песня венецианских гондольеров и … Википедия

    баркарола - ы, ж. 1) Песня венецианских гондольеров. Рука с рукой, свободу дав очам, сидят в ладье и шепчут меж собою; она вверяет месячным лучам младую грудь с пленительной рукою... Меж тем вдали то грустный, то веселый раздался звук обычной баркаролы… … Популярный словарь русского языка

    - (итал. barcarola, от bаrса лодка; франц. barcarolle, нем. Barkarole) первоначально песня венецианских гондольеров (наз. также гондольерой), песня на воде. Для нар. Б. типичны размер 6/8, мягкое, колеблющееся движение мелодии, монотонный… … Музыкальная энциклопедия

Книги

  • Баркарола. Альбом популярных пьес. Для флейты и фортепиано , . Сборник включает известнейшие сочинения композиторов-классиков в переложении для флейты и фортепиано. Данный иллюстративно-художественный материал широко используется в процессе обучения…
  • И. С. Бах. Agnus Dei (из Мессы си минор). Шуберт. Баркарола. Мендельсон. Симфония № 4, часть 2. Шуман. Симфония № 2, часть 3 , И. С. Бах, Шуберт, Мендельсон, Шуман. Издательство "Композитор" (Санкт-Петербург) публикует серию необычных переложений для фортепиано в 4 руки. Их цель - избавить начинающего пианиста, едва овладевшегоазами фортепианной техники,…