Что инновации в дошкольном образовании. Анализ особенностей использования инновационных технологий на различных уровнях системы образования. Все структурные компоненты инновационной деятельности взаимосвязаны друг с другом. Важно и необходимо, чтобы они о

Ксения Зимина
Консультация для педагогов «Инновационные процессы в современном дошкольном образовании»

В период социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, изменения происходят и в системе образования . Характерной особенностью в наше время является активизация инновационных процессов в образовании .

В данной работе рассмотрена сущность инновации как явления в дошкольном образовании , её классификация, происхождение, значимость для развития системы дошкольного образования .

Цель – исследование инновационных процессов в современном дошкольном образовании .

Задачи :

1. Рассмотреть ДОУ как развивающуюся систему.

2. Исследовать тенденции инновационных процессов в дошкольном образовании .

1. 1. ДОУ как система – сложное социопсихопедагогическое образование , состоящее из совокупности системообразующих факторов , структурных и функциональных компонентов, условий функционирования.

Системообразующие факторы представлены целью, концепцией и программой развития, парциальными программами, фиксирующими совокупность ведущих идей, цель и результаты деятельности ДОУ.

Структурными компонентами являются управляющая и управляемая системы, их состав (воспитатели, родители, дети, а также технологии деятельности субъектов всех уровней управления для реализации программного содержания в ДОУ.

Функциональные компоненты определяются назначением управленческих функций в ДОУ (аналитико-диагностической, мотивационно-стимулирующей, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-оценочной, регулятивно-коррекционной) по форме взаимосвязанной деятельности в системе «педагог-ребенок-родители » и соответствующих подсистемах.

Условия функционирования определяются существующими пространствами деятельности ДОУ – медико-валеологическим, социальным, психологической и педагогической средами , временными рамками и психофизиологическими особенностями участников воспитательно-образовательного процесса .

Открытость ДОУ как системы определяется по пространствам развития, которые существуют в учреждении, а также по динамике их изменений. Характеристиками открытости ДОУ могут выступать : степень соответствия его состояния, механизм саморегуляции и реакции на изменения окружающей среды (приспособление или сверх активность, тип и степень регламентированности системы управления (традиционная или инновационная , преобладание вертикальных или горизонтальных связей) и др.

Основным результатом функционирования открытой системы становится успешное взаимодействие с социумом, осваивая который, ДОУ само становится сильным средством социализации личности. Выделенные пространства необходимы сегодня и, как правило, достаточны для обеспечения высоких результатов воспитательной деятельности в ДОУ

Пространство развития ДОУ состоит их трех взаимосвязанных пространств его субъектов : воспитателей, родителей и детей. Основной структурной единицей в нем является взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса .

1.2 Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы

Пространство развития ДОУ :

Кадровое, информационное обеспечение;

Материально-техническая база, ресурсы;

Управляющая система.

Пространство развития родителей :

Включенность семьи в ДОУ (степень интегрированности) ;

Преемственность и единство требований ДОУ и семьи;

Взаимоотношение родителей в семье;

Стиль воспитания в семье;

Родительское сообщество.

Пространство развития педагогов :

Система стимулирования и мотивации;

Мастерство и профессионализм;

Сотрудничество, сотворчество;

- педагогическое сообщество (социально-психологический климат в коллективе, сплоченность) .

Пространство развития ребенка :

Предметно-развивающая среда;

- образовательное пространство ;

Дополнительное образовательное пространство ;

Социальная ситуация развития;

Медико-социопсихопедагогическое сопровождение ;

Детское сообщество.

Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития : адаптация, интеграция, индивидуализация. Эти этапы, с одной стороны, свидетельствуют о непрерывности и количестве трансформации изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения .

1.3 ДОУ в режиме развития

Режим развития – целенаправленный, закономерный, непрерывный, необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культуротворческой направленностью и постоянно расширяющимся потенциалом роста.

Режим функционирования – процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабилизацию какого-либо состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.

Многими исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние.

В таблице 1.3.1. представлены сравнительные характеристики режимов жизнедеятельности учреждений, которые служат ориентирами в управлении инновационными процессами , позволяющими перевести учреждение из традиционного режима в инновационный .

Таблица 1.3.1

Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОУ

Показатели Режимы

Функционирование Развитие

Тип/вид ДОУ Традиционный, типовой Инновационный

Цели и задачи управления Поддержание стабильных результатов, воспроизводство опыта, использование наработанного потенциала Обновление компонентов воспитательно-образовательного процесса для обеспечения мобильности, гибкости и вариативности

Субъект управления Администрация, при ограниченных правах других субъектов, неразвитость горизонтальных связей, единоначалие преобладает над коллегиальностью Коллективный субъект управления. Развитость горизонтальных связей. Паритет единоначалия и коллегиальности : поощрение и инициативы.

Научные концепции управления, подходы Эмпирический, основанный на личном опыте Мотивационное программно-целевое управление, его вариации. Рефлексивное управление. Создание комплексно-целевых программ и программы развития

Мотивационное обеспечение Создание благоприятного психологического климата для стабильной работы Создание атмосферы творчества, поиска при соответствующей системе материального и морального стимулирования самореализации субъектов

Воспитательно-образовательный процесс Достижение устойчивых результатов в стабильных условиях Получение качественно новых результатов в изменяющихся условиях

Технологии Обеспечивают стабильные результаты Личностно-ориентированное воспитание и образование , обеспечивающее саморазвитие субъектов

Организация воспитательно-образовательного процесса Прежняя система с определенным количеством дней и ступеней обучения Многоуровневое, многоступенчатое, непрерывное образование в системах ДОУ –школа - ВУЗ

Нормативно-правовое обеспечение Использование типовых документов, обеспечивающих стабильную работу Типовые документы становятся основой для разработки собственных

Кадровое обеспечение Традиционные требования к уровню профессиональной компетентности, необходимому для получения стабильных результатов воспитания и обучения Конкурсная основа. Конкурентоспособность. Инновационные методики подготовки . Вариативность курсов

Научно-методическое обеспечение Традиционные учебные программы и планы Инновационные , авторские методики, ориентированные на зону ближайшего развития субъектов

Финансовое обеспечение Бюджетное Бюджетное и внебюджетное

Материально-техническое обеспечение Организация базового процесса на имеющихся материалах Постоянно расширяющееся обеспечение как результат динамического развития

Существует несколько признаков, по которым можно определить, находится ли ДОУ в режиме развития :

1. Актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер для решения серьезной проблемы.

2. Включенность в поисковую деятельность большинства педагогов ; инновационный потенциал и климат в коллективе, а так же баланс интересов всех участников инновационной деятельности .

3. Характеристика результатов : эффективность, продуктивность, оптимальность.

4. Присутствуют показатели инновационного развития : устойчивость, воспроизводимость, качественная трансформация системы управления всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.

1.4 Современные тенденции развития дошкольного образования

Тенденции Процесс

Управление Педагогическая деятельность Сопровождение и обеспечение

Гуманизация Рефлексивное. Соуправление. Самоуправление. Личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы. Расширение комплекса услуг для удовлетворения потребностей и интересов личности.

Демократизация Расширение состава коллективного субъекта управления. Расширение горизонтальных связей. Новые отношения и позиции :

Субъект-субъктные;

Возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником. Расширение полномочий и состава субъектов воспитательно-образовательного процесса

Диверсификация Расширение типов и уровней управления. Индивидуализация и дифференциация. Вариативность в реализации образовательных услуг . Расширение структур сопровождения :

Медико-валеологическая;

Социально-педагогическая ;

Психологическая;

Коррекционно-педагогическая .

Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. В. Т. Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием : это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом , дошкольное образование становится исходной , неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом , как это и определено законом «Об образовании » .

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ , в частности :

Совмещение инновационных программ с уже существующими;

Сосуществование представителей различных педагогических концепций ;

Раскол педагогического сообщества ;

Несоответствие новых типов образовательных учреждений требованиям родителей;

Потребность в новом научно-методическом обеспечении;

Потребность в новых педагогических кадрах ;

Приспособление новшеств к конкретным условиям;

Проблема изменения, оптимизации, замены новшеств;

Проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

2.1 Предпосылки становления инновационной деятельности в системе дошкольного образования

Предпосылки и источники становления инноватики в дошкольном образовании обусловлены ходом общественного развития и образовательной политики в целом : инновационными процессами в экономике , производстве и других сферах жизни, демократизацией общественной жизни, гуманизацией отношений участников образовательного процесса , творчеством субъектов взаимодействия в образовании , поисковой, инновационной , экспериментальной деятельностью образовательных учреждений .

Основными понятиями инноватики являются : н

Новшество : - идея, являющаяся для конкретного лица новой;

Средство (новый метод) .

Инновационный процесс – инновации , нововведения и условия, обеспечивающие успешность перевода системы в новое качественное состояние.

Инновация – содержательная сторона инновационного процесса (научные идеи и технологии их реализации) .

Нововведение : целенаправленное изменение, которое вносит в определённую социальную единицу (организацию, общество, группу) новые, относительно стабильные элементы. (А. И. Пригожин)

К нововведениям в сфере образования относят изменения :

В общественном положении образования и уровне финансирования системы;

В структуре системы образования ;

Во внутренней организации образовательного учреждения ;

В методах обучения;

В оборудовании образовательных учреждений и использовании информационных технологий в образовании ;

В строительстве зданий и помещений для учебных занятий.

Изменение – замена одного на другое (перемена, вариация) как видимое отклонение от прежнего. Если отклонение происходит в лучшую сторону – это новшество.

Новшество и изменение в широком масштабе для всей системы – это реформа.

Новизна как критерий оценки исследования, ценность, свойство нововведения конкретно-исторична (абсолютно или относительно новое)

Показатели инновации :

А) нацеленность на решение актуальных проблем (педагогическая инновация содержит новое решение этой проблемы);

Б) возможность использования в широкой педагогической практике . Использование педагогических инноваций должно приводить к обновлению педагогического процесса , получению качественно новых (устойчивых) результатов. Эффективность – влияние реализованного потенциала на различные параметры системы, в которых реализуется инновация ;

В) адаптируемость (вне зависимости от условий) ;

Г) наличие научной идеи;

Д) завершенность (степень реализации инновационного потенциала ) : в идеале переход от простого воспроизводства к расширенному.

В. И. Сластенин, Л. С. Подымова, А. И. Пригожин и др. исследователи выделяют специфику новшеств :

- педагогические новшества сохраняют все родовые черты инновации ;

Объект воздействия и предмет деятельности – развивающаяся личность;

На возникновение и существование новшества влияет социальный заказ;

Необходима психологическая готовность педагогического сообщества к восприятию, принятию и реализации новшеств;

Существуют как идеальные продукты деятельности новаторов;

Наблюдается относительная растянутость инновационных процессов времени ;

Целостный характер целей инновации ;

Существующая зависимость инновационных процессов от социально- педагогических условий ;

Сложность определения результатов инновации .

Требования к новшествам :

Сбалансированность целей с целями ДОУ;

Стабильность (относительная) .

Классификация новшеств.

1. По уровню инновационного потенциала (формализованная шкала) :

· построение известного в другом виде – формальная новизна (фактическое отсутствие нового) – условная новизна;

· повторение известного с несущественными изменениями : частная новизна;

· уточнение, конкретизация уже известного;

· дополнение известного существенными элементами;

· создание качественно нового объекта.

2. По массовости :

Единичные;

Массовые.

3. По масштабу :

· частные;

· модульные;

· системные.

4. По новизне :

· абсолютно новые;

· относительно (субъективно) новые.

5. По типу возникновения :

· стихийные;

· целенаправленные.

6. По типу новшества :

· материально-технические;

· социальные (педагогические ) .

7. По характеру возникновения :

· внешние (заимствования, инициируемые органами управления) ;

· внутренние (ноу-хау) .

8. По инновационному потенциалу :

· модификационные (изменение существующего) ;

· комбинаторные (сочетание элементов прежнего) ;

· радикальные (принципиально новые) .

9. По характеру нацеленности на будущее :

· оперативные;

· стратегические.

10. По отношению к существующему :

· замещающие;

· открывающие;

· отменяющие;

· ретровведение.

11. По характеру получаемых результатов :

· ожидаемые (плановые) ;

· случайные (неплановые) .

12. По своевременности :

· своевременные;

· несвоевременные;

· актуальные;

· нацеленные на будущее.

13. По завершенности :

· завершенные;

· незавершенные.

14. По процессу освоения :

· легко осваиваемые;

· трудно осваиваемые.

необходимость классификации связана с возможностью более детального изучения отдельных аспектов инноваций и адекватного их восприятия. Необходимо так же определить

три основные сферы, требующие инноваций в ДОУ :

1. управление учреждением;

2. структура воспитательно-образовательного и процесса ;

Указанные сферы взаимодействуют посредством создания и освоения новшеств. Специфика управления инновационными процессами определяется областью их внедрения.

Ниже приводятся основные позиции в классификации новшеств, показаны связи основных аспектов инновационного процесса на содержательном и управленческих уровнях.

Области применения педагогических новшеств :

· методы;

· структура.

Масштаб изменений :

· частные;

· модульные;

· системные.

Потенциал :

· модификационный;

· комбинаторный;

· радикальный.

Характер возникновения :

· внутренний;

· внешний.

Способы возникновения :

· плановые;

· стихийные.

Область системы управления :

· ценностные ориентации;

· образ желаемой системы управления;

· состав, строение коллективного субъекта управления;

· изменения в ресурсном обеспечении;

· изменения в результатах обучения, воспитания.

Объект управления :

· новое в управлении ступенями образования ;

· в управлении процессами основного и дополнительного образования ;

· межпредметными связями;

· функциями ДОУ;

· внешними связями;

· педагогическими коллективами ;

· технологиями обучения и воспитания.

2.3 Источники инновации в ДОУ

Главной фигурой инновационного процесса становится педагог , способный изменять и перестраивать свою деятельность в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и собственными ресурсами развития. Его инновационный потенциал – определяющий в достижении эффективности новшеств, успех внедрения которых тесно связан с инновационным поведением субъекта – действиями, в которых проявляется личностное отношение к происходящим переменам.

Носитель новшеств – педагог – как элемент в структуре инновационного процесса характеризуется с точки зрения восприятия, освоения и оценки нового, единства целеполагания и целедостижения.

В структуре личности и инновационной деятельности педагога можно выделить следующие существенные элементы :

Мотивы, установки, направленность, характеризующие открытость педагога и восприимчивость к новому;

Творческие способности, такие как креативность и индивидуальность. Деятельное самосознание, педагогическая культура , база творчества;

Технологический компонент, обеспечивающий вариативные способы реализации традиционных задач;

Рефлексия, способствующая адекватному представлению педагога о себе и своём месте в инновационном процессе .

Источником развития субъекта инновации становятся культура и объект воздействия – ребенок, механизмами развития – личность и деятельность. Совокупность мотивационной (хочу, теоретической (могу, технологической (делаю) и результативной (получаю) готовностей составляет систему инновационной компетентности педагога дошкольного образования .

2.4 Закономерности протекания инновационными процессами

Инновационный процесс , как любой другой, подчиняется определенным законам. На них указывает в соей работе В. Е. Гмурман.

1. Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды . Инновация обусловливает необратимые деструктивные изменения в инновационной социально- педагогической среде : начиная с разрушения целостных представлений, образов и конкретного сознания, взглядов отдельных субъектов.

2. Закон финальной реализации инновационного процесса . Инновационный процесс рано или поздно должен реализоваться. Новшество пробивает себе дорогу : другой вопрос – жизнеспособно ли оно? На каком уровне с точки зрения оптимальности, эффективности процесс происходит ?

3. Закон стереотипизации педагогических инноваций . Инновация устаревает , происходит стереотипизация, возникают штампы мышления, деятельности, следовательно рутинизация – кризис.

4. Закон циклической повторяемости, возвращаемости новшества. Возрождение новшества в новых условиях.

М. М. Поташник и О. Б. Хомерики детально исследовали структуры инновационного процесса в образовательном учреждении . В своей работе они выделяют несколько видов структур.

Деятельностная структура : мотив – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты.

Субъектная структура : деятельность субъектов развития (органы управления образованием , лица, вовлеченные в процесс обновления ДОУ , функциональное и ролевое соотношение всех участников инновационного процесса на каждом этапе .

Уровневая структура : деятельность субъектов на разных уровнях (международном, федеральном, региональном, городском, сельском, внутри ДОУ).

Структура жизненного цикла включает следующие этапы : возникновение (идея, её оформление) – рост (детализация, конкретизация) – зрелость – освоение (диффузия, проникновение) – насыщенность – рутинизация (для основной части субъектов инновация перестает быть новой) – кризис – финал : новшество становится повседневным или заменяется.

Управленческая структура : программа развития.

Организационная структура : диагностика – прогнозирование – организация – практика – обобщение – внедрение.

Жизненный цикл новшеств.

1. Этап открытия : зарождение, возникновение концепции новшества.

2. Разработка : изобретение, создание новшества, воплощенного в объекте (материальном или духовном) .

3. Реализация нововведения : практическое применение, доработка, стойкий результат, самостоятельное существование новшества при условии восприимчивости.

4. Распространение, тиражирование : широкое внедрение, диффузия или господство новшества в конкретной области, новшество перестает быть таковым, теряет свою новизну.

5. Эффективная альтернатива, или его замена, или сокращение масштабов применения новшества.

Линейность этапов может нарушаться : внутри одного этапа допустимы другие, возможны разрывы, выпадение фаз и т. д. с четвертого этапа идет непрерывное усовершенствование.

С точки зрение взаимодействия со средой жизненный цикл включает в себя :

· быстрый рост;

· зрелость;

· насыщение;

· кризис.

Заключение

Происходящие изменения в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении , что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.

Поиск и освоение инноваций , способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования . Многими исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние. Следует отметить, что степень инновационности образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «неразвитости» образования . Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации.

Список литературы

1. Закон «Об образовании »

2. Гмурман В. Е. Введение достижений педагогики в практикум школы .

3. Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование : опыт, проблемы и стратегии развития//Дошкольное воспитание . 1997. №7, 10, 12. 1998. №1, 4, 5, 10, 11. 1999. №3, 12.

4. Полонский В. М. Критерии теоретической и практической значимости исследования //Советская педагогика . 1988. №11.

5. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика : инновационная деятельность . М., 1997.

В данной работе рассмотрена сущность инновации как явления в дошкольном образовании, её классификация, происхождение, значимость для развития системы дошкольного образования.

Цель – исследование инновационных процессов в современном дошкольном образовании.

1. Рассмотреть ДОУ как развивающуюся систему.

2. Исследовать тенденции инновационных процессов в дошкольном образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№73 комбинированного вида Фрунзенского района

г. Санкт-Петербурга

Инновации в современном ДОУ.

Инновационные процессы в современном дошкольном образовании.

Медведева Елена Георгиевна - воспитатель

Санкт-Петербург

2015г.

В период социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, изменения происходят и в системе образования. Характерной особенностью в наше время является активизация инновационных процессов в образовании.

В данной работе рассмотрена сущность инновации как явления в дошкольном образовании, её классификация, происхождение, значимость для развития системы дошкольного образования.

Цель – исследование инновационных процессов в современном дошкольном образовании.

Задачи:

1. Рассмотреть ДОУ как развивающуюся систему.

2. Исследовать тенденции инновационных процессов в дошкольном образовании.

1. 1. ДОУ как система – сложное социопсихопедагогическое образование, состоящее из совокупности системообразующих факторов, структурных и функциональных компонентов, условий функционирования .

Системообразующие факторы представлены целью, концепцией и программой развития, парциальными программами, фиксирующими совокупность ведущих идей, цель и результаты деятельности ДОУ.

Структурными компонентами являются управляющая и управляемая системы, их состав (воспитатели, родители, дети), а также технологии деятельности субъектов всех уровней управления для реализации программного содержания в ДОУ.

Функциональные компоненты определяются назначением управленческих функций в ДОУ (аналитико-диагностической, мотивационно-стимулирующей, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-оценочной, регулятивно-коррекционной) по форме взаимосвязанной деятельности в системе «педагог-ребенок-родители» и соответствующих подсистемах.

Условия функционирования определяются существующими пространствами деятельности ДОУ – медико-валеологическим, социальным, психологической и педагогической средами, временными рамками и психофизиологическими особенностями участников воспитательно-образовательного процесса.

Открытость ДОУ как системы определяется по пространствам развития , которые существуют в учреждении, а также по динамике их изменений. Характеристиками открытости ДОУ могут выступать: степень соответствия его состояния, механизм саморегуляции и реакции на изменения окружающей среды (приспособление или сверх активность), тип и степень регламентированности системы управления (традиционная или инновационная, преобладание вертикальных или горизонтальных связей) и др.

Основным результатом функционирования открытой системы становится успешное взаимодействие с социумом, осваивая который, ДОУ само становится сильным средством социализации личности. Выделенные пространства необходимы сегодня и, как правило, достаточны для обеспечения высоких результатов воспитательной деятельности в ДОУ

Пространство развития ДОУ состоит их трех взаимосвязанных пространств его субъектов: воспитателей, родителей и детей . Основной структурной единицей в нем является взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.

1.2 Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы


Пространство развития ДОУ:

Кадровое, информационное обеспечение;

Материально-техническая база, ресурсы;

Управляющая система.

Пространство развития родителей:

Включенность семьи в ДОУ (степень интегрированности);

Преемственность и единство требований ДОУ и семьи;

Взаимоотношение родителей в семье;

Стиль воспитания в семье;

Родительское сообщество.

Пространство развития педагогов:

Система стимулирования и мотивации;

Мастерство и профессионализм;

Сотрудничество, сотворчество;

Педагогическое сообщество (социально-психологический климат в коллективе, сплоченность).

Пространство развития ребенка:

Предметно-развивающая среда;

Образовательное пространство;

Дополнительное образовательное пространство;

Социальная ситуация развития;

Медико-социопсихопедагогическое сопровождение;

Детское сообщество.

Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация. Эти этапы, с одной стороны, свидетельствуют о непрерывности и количестве трансформации изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения.

1.3 ДОУ в режиме развития


Режим развития – целенаправленный, закономерный, непрерывный, необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культуротворческой направленностью и постоянно расширяющимся потенциалом роста.

Режим функционирования – процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабилизацию какого-либо состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.

Многими исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние.

В таблице 1.3.1. представлены сравнительные характеристики режимов жизнедеятельности учреждений, которые служат ориентирами в управлении инновационными процессами, позволяющими перевести учреждение из традиционного режима в инновационный.

Таблица 1.3.1

Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОУ

Показатели

Режимы

Функционирование

Развитие

Тип/вид ДОУ

Традиционный, типовой

Инновационный

Цели и задачи управления

Поддержание стабильных результатов, воспроизводство опыта, использование наработанного потенциала

Обновление компонентов воспитательно-образовательного процесса для обеспечения мобильности, гибкости и вариативности

Субъект управления

Администрация, при ограниченных правах других субъектов, неразвитость горизонтальных связей, единоначалие преобладает над коллегиальностью

Коллективный субъект управления. Развитость горизонтальных связей. Паритет единоначалия и коллегиальности: поощрение и инициативы.

Научные концепции управления, подходы

Эмпирический, основанный на личном опыте

Мотивационное программно-целевое управление, его вариации. Рефлексивное управление. Создание комплексно-целевых программ и программы развития

Мотивационное обеспечение

Создание благоприятного психологического климата для стабильной работы

Создание атмосферы творчества, поиска при соответствующей системе материального и морального стимулирования самореализации субъектов

Воспитательно-образовательный процесс

Достижение устойчивых результатов в стабильных условиях

Получение качественно новых результатов в изменяющихся условиях

Использование традиционных идей, учебных предметных планов и программ

Использование планов развития, комплексно-целевых программ по освоению новшеств

Технологии

Обеспечивают стабильные результаты

Личностно-ориентированное воспитание и образование, обеспечивающее саморазвитие субъектов

Организация воспитательно-образовательного процесса

Прежняя система с определенным количеством дней и ступеней обучения

Многоуровневое, многоступенчатое, непрерывное образование в системах ДОУ –школа - ВУЗ

Нормативно-правовое обеспечение

Использование типовых документов, обеспечивающих стабильную работу

Типовые документы становятся основой для разработки собственных

Кадровое обеспечение

Традиционные требования к уровню профессиональной компетентности, необходимому для получения стабильных результатов воспитания и обучения

Конкурсная основа. Конкурентоспособность. Инновационные методики подготовки. Вариативность курсов

Научно-методическое обеспечение

Традиционные учебные программы и планы

Финансовое обеспечение

Бюджетное

Бюджетное и внебюджетное

Материально-техническое обеспечение

Организация базового процесса на имеющихся материалах

Постоянно расширяющееся обеспечение как результат динамического развития

Существует несколько признаков, по которым можно определить, находится ли ДОУ в режиме развития:

1. Актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер для решения серьезной проблемы.

2. Включенность в поисковую деятельность большинства педагогов; инновационный потенциал и климат в коллективе, а так же баланс интересов всех участников инновационной деятельности.

3. Характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность.

4. Присутствуют показатели инновационного развития: устойчивость, воспроизводимость, качественная трансформация системы управления всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.


1.4 Современные тенденции развития дошкольного образования

Тенденции

Процесс

Управление

Педагогическая деятельность

Сопровождение и обеспечение

Гуманизация

Рефлексивное. Соуправление. Самоуправление.

Личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы.

Расширение комплекса услуг для удовлетворения потребностей и интересов личности.

Демократизация

Расширение состава коллективного субъекта управления. Расширение горизонтальных связей.

Новые отношения и позиции:

Субъект-субъктные;

Возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником.

Расширение полномочий и состава субъектов воспитательно-образовательного процесса

Диверсификация

Расширение типов и уровней управления.

Индивидуализация и дифференциация. Вариативность в реализации образовательных услуг.

Расширение структур сопровождения:

Медико-валеологическая;

Социально-педагогическая;

Психологическая;

Коррекционно-педагогическая.

Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. В.Т.Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании».

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства ДОУ в режим поиска.

По мнению В.Т.Кудрявцева, положение, которое в настоящее время сложилось в дошкольном образовании, можно назвать умеренно-критическим в силу отсутствия вразумительных стратегий и доктрины развития дошкольного образования как отчетливой, жестко выраженной системы связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочих приоритетов. Многолетние блуждения, связанные с разработкой государственного стандарта дошкольного образования, свидетельствуют о значимости этой проблемы.

В итоге ДОУ вынуждены ориентироваться на « примерные требования», выдержанные в традиционном административном духе . По мнению ученого, те действия, которые предпринимаются работниками дошкольного образования по увеличению бюджетного финансирования, открытию ряда экспериментальных площадок с дополнительным финансированием их деятельности (с каждым годом это становится все труднее), проведению совещаний по обмену опытом и т.п., малоэффективны.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности:

Совмещение инновационных программ с уже существующими;

Сосуществование представителей различных педагогических концепций;

Раскол педагогического сообщества;

Несоответствие новых типов образовательных учреждений требованиям родителей;

Потребность в новом научно-методическом обеспечении;

Потребность в новых педагогических кадрах;

Приспособление новшеств к конкретным условиям;

Проблема изменения, оптимизации, замены новшеств;

Проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

В.Т.Кудрявцев выделяет четыре ведущих направления инноваций ДОУ.

1. Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность и т.д.). Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуем не только общему психологическому созреванию ребенка, но и созданию фундамента полноценной школьной готовности на основе развития творческих возможностей, интеллектуальных сил воспитанников. Достаточно просто внимательно относится к главной психологической особенности дошкольного возраста – продуктивному или творческому воображению, которое должно развиваться во всем многообразии детской деятельности. Развитие воображения связано с обретением человечности в самом широком смысле этого слова путем приобщения ребенка к культуре. Поэтому нужны образовательные программы, направленные на развитие воображения дошкольников.

2. Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равнопартнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в педагогическом процессе.

3. Развитие связи между практиками и теоретиками в области инноватики.

4. Широкая поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позиции исследовательского подхода.


Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


2.1 Предпосылки становления инновационной деятельности в системе дошкольного образования


Предпосылки и источники становления инноватики в дошкольном образовании обусловлены ходом общественного развития и образовательной политики в целом: инновационными процессами в экономике, производстве и других сферах жизни, демократизацией общественной жизни, гуманизацией отношений участников образовательного процесса, творчеством субъектов взаимодействия в образовании, поисковой, инновационной, экспериментальной деятельностью образовательных учреждений.

Основными понятиями инноватики являются новшество, инновация, инновационный процесс, нововведение .

Новшество : - идея, являющаяся для конкретного лица новой;

Средство (новый метод).

Инновационный процесс – инновации, нововведения и условия, обеспечивающие успешность перевода системы в новое качественное состояние.

Инновация – содержательная сторона инновационного процесса (научные идеи и технологии их реализации).

А.И.Пригожин дал определение понятию нововведение : целенаправленное изменение, которое вносит в определённую социальную единицу (организацию, общество, группу) новые, относительно стабильные элементы.

К нововведениям в сфере образования относят изменения:

В общественном положении образования и уровне финансирования системы;

В структуре системы образования;

Во внутренней организации образовательного учреждения;

В методах обучения;

В оборудовании образовательных учреждений и использовании информационных технологий в образовании;

В строительстве зданий и помещений для учебных занятий.

Изменение – замена одного на другое (перемена, вариация) как видимое отклонение от прежнего. Если отклонение происходит в лучшую сторону – это новшество.

Новшество и изменение в широком масштабе для всей системы – это реформа.

Новизна как критерий оценки исследования, ценность, свойство нововведения конкретно-исторична (абсолютно или относительно новое)

Показатели инновации:

А) нацеленность на решение актуальных проблем (педагогическая инновация содержит новое решение этой проблемы);

Б) возможность использования в широкой педагогической практике. Использование педагогических инноваций должно приводить к обновлению педагогического процесса, получению качественно новых (устойчивых) результатов. Эффективность – влияние реализованного потенциала на различные параметры системы, в которых реализуется инновация;

В) адаптируемость (вне зависимости от условий);

Г) наличие научной идеи;

Д) завершенность (степень реализации инновационного потенциала): в идеале переход от простого воспроизводства к расширенному.

В.И.Сластенин, Л.С.Подымова, А.И.Пригожин и др. исследователи выделяют специфику новшеств:

Педагогические новшества сохраняют все родовые черты инновации;

Объект воздействия и предмет деятельности – развивающаяся личность;

На возникновение и существование новшества влияет социальный заказ;

Необходима психологическая готовность педагогического сообщества к восприятию, принятию и реализации новшеств;

Существуют как идеальные продукты деятельности новаторов;

Наблюдается относительная растянутость инновационных процессов времени;

Целостный характер целей инновации;

Существующая зависимость инновационных процессов от социально-педагогических условий;

Сложность определения результатов инновации.

Требования к новшествам:

Сбалансированность целей с целями ДОУ;

Стабильность (относительная).

Классификация новшеств.

1. По уровню инновационного потенциала (формализованная шкала):

· построение известного в другом виде – формальная новизна (фактическое отсутствие нового) – условная новизна;

· повторение известного с несущественными изменениями: частная новизна;

· уточнение, конкретизация уже известного;

· дополнение известного существенными элементами;

· создание качественно нового объекта.

2. По массовости:

· единичные;

· массовые.

3. По масштабу:

· частные;

· модульные;

· системные.

4. По новизне:

· абсолютно новые;

· относительно (субъективно) новые.

5. По типу возникновения:

· стихийные;

· целенаправленные.

6. По типу новшества:

· материально-технические;

· социальные (педагогические).

7. По характеру возникновения:

· внешние (заимствования, инициируемые органами управления);

· внутренние (ноу-хау).

8. По инновационному потенциалу:

· модификационные (изменение существующего);

· комбинаторные (сочетание элементов прежнего);

· радикальные (принципиально новые).

9. По характеру нацеленности на будущее:

· оперативные;

· стратегические.

10. По отношению к существующему:

· замещающие;

· открывающие;

· отменяющие;

· ретровведение.

11. По характеру получаемых результатов:

· ожидаемые (плановые);

· случайные (неплановые).

12. По своевременности:

· своевременные;

· несвоевременные;

· актуальные;

· нацеленные на будущее.

13. По завершенности:

· завершенные;

· незавершенные.

14. По процессу освоения:

· легко осваиваемые;

· трудно осваиваемые.

необходимость классификации связана с возможностью более детального изучения отдельных аспектов инноваций и адекватного их восприятия. Необходимо так же определить

три основные сферы, требующие инноваций в ДОУ:

1. управление учреждением;

Указанные сферы взаимодействуют посредством создания и освоения новшеств. Специфика управления инновационными процессами определяется областью их внедрения.

Ниже приводятся основные позиции в классификации новшеств, показаны связи основных аспектов инновационного процесса на содержательном и управленческих уровнях.

Области применения педагогических новшеств:

· цели;

· формы;

· методы;

· структура.

Масштаб изменений:

· частные;

· модульные;

· системные.

Потенциал:

· модификационный;

· комбинаторный;

· радикальный.

Характер возникновения:

· внутренний;

· внешний.

Способы возникновения:

· плановые;

· стихийные.

Область системы управления:

· ценностные ориентации;

· образ желаемой системы управления;

· состав, строение коллективного субъекта управления;

· изменения в ресурсном обеспечении;

· изменения в результатах обучения, воспитания.

Объект управления:

· новое в управлении ступенями образования;

· в управлении процессами основного и дополнительного образования;

· межпредметными связями;

· функциями ДОУ;

· внешними связями;

· педагогическими коллективами;

· технологиями обучения и воспитания.


2.3 Источники инновации в ДОУ

Главной фигурой инновационного процесса становится педагог, способный изменять и перестраивать свою деятельность в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и собственными ресурсами развития. Его инновационный потенциал – определяющий в достижении эффективности новшеств, успех внедрения которых тесно связан с инновационным поведением субъекта – действиями, в которых проявляется личностное отношение к происходящим переменам.

Носитель новшеств – педагог – как элемент в структуре инновационного процесса характеризуется с точки зрения восприятия, освоения и оценки нового, единства целеполагания и целедостижения.

В структуре личности и инновационной деятельности педагога можно выделить следующие существенные элементы:

Мотивы, установки, направленность, характеризующие открытость педагога и восприимчивость к новому;

Творческие способности, такие как креативность и индивидуальность. Деятельное самосознание, педагогическая культура, база творчества;

Технологический компонент, обеспечивающий вариативные способы реализации традиционных задач;

Рефлексия, способствующая адекватному представлению педагога о себе и своём месте в инновационном процессе .

Источником развития субъекта инновации становятся культура и объект воздействия – ребенок, механизмами развития – личность и деятельность. Совокупность мотивационной (хочу), теоретической (могу), технологической (делаю) и результативной (получаю) готовностей составляет систему инновационной компетентности педагога дошкольного образования.

2.4 Закономерности протекания инновационными процессами


Инновационный процесс, как любой другой, подчиняется определенным закона м. На них указывает в соей работе В.Е.Гмурман.

1. Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. Инновация обусловливает необратимые деструктивные изменения в инновационной социально-педагогической среде: начиная с разрушения целостных представлений, образов и конкретного сознания, взглядов отдельных субъектов.

2. Закон финальной реализации инновационного процесса. Инновационный процесс рано или поздно должен реализоваться. Новшество пробивает себе дорогу: другой вопрос – жизнеспособно ли оно? На каком уровне с точки зрения оптимальности, эффективности процесс происходит?

3. Закон стереотипизации педагогических инноваций. Инновация устаревает, происходит стереотипизация, возникают штампы мышления, деятельности, следовательно рутинизация – кризис.

4. Закон циклической повторяемости, возвращаемости новшества. Возрождение новшества в новых условиях.

М.М.Поташник и О.Б.Хомерики детально исследовали структуры инновационного процесса в образовательном учреждении. В своей работе они выделяют несколько видов структур.

Деятельностная структура: мотив – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты.

Субъектная структура: деятельность субъектов развития (органы управления образованием, лица, вовлеченные в процесс обновления ДОУ), функциональное и ролевое соотношение всех участников инновационного процесса на каждом этапе.

Уровневая структура: деятельность субъектов на разных уровнях (международном, федеральном, региональном, городском, сельском, внутри ДОУ).

Структура жизненного цикла включает следующие этапы: возникновение (идея, её оформление) – рост (детализация, конкретизация) – зрелость – освоение (диффузия, проникновение) – насыщенность – рутинизация (для основной части субъектов инновация перестает быть новой) – кризис – финал: новшество становится повседневным или заменяется.

Управленческая структура: программа развития.

Организационная структура: диагностика – прогнозирование – организация – практика – обобщение – внедрение.

Жизненный цикл новшеств.

1. Этап открытия: зарождение, возникновение концепции новшества.

2. Разработка: изобретение, создание новшества, воплощенного в объекте (материальном или духовном).

3. Реализация нововведения: практическое применение, доработка, стойкий результат, самостоятельное существование новшества при условии восприимчивости.

4. Распространение, тиражирование: широкое внедрение, диффузия или господство новшества в конкретной области, новшество перестает быть таковым, теряет свою новизну.

5. Эффективная альтернатива, или его замена, или сокращение масштабов применения новшества.

Линейность этапов может нарушаться: внутри одного этапа допустимы другие, возможны разрывы, выпадение фаз и т.д. с четвертого этапа идет непрерывное усовершенствование.

С точки зрение взаимодействия со средой жизненный цикл включает в себя:

· старт;

· быстрый рост;

· зрелость;

· насыщение;

· кризис.

Этапы восприятия новшества по Эрику Роджерсу.

1. Ознакомление: человек впервые слышит об инновации, ещё не готов к получению дополнительной информации.

2. Появление интереса: интерес + поиск дополнительной информации. Пока невозможна внутренняя потребность в принятии новшества (субъект не примеряет его на себя).

3. Оценка: субъект примеряет новшество и решает, применять ли его, ищет уточняющую информацию, критично оценивает её.

4. Апробация: порционное применение в практике, в зависимости от результата – принятие или отказ.

5. Окончательное восприятие: следует решение о принятии новшества, широком использовании в практике (через оценку результатов четвертого этапа).

Представленные параметры инновационного процесса необходимо адаптировать к ДОУ, которое характеризуется в настоящее время динамикой отдельных сфер и процессов. Именно инновации призваны синхронизировать и интегрировать основные аспекты функционирования и развития ДОУ в целях обеспечения качества дошкольного образования.

Заключение

Происходящие изменения в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.

Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Многими исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние. Следует отметить, что степень инновационности образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «неразвитости» образования. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации.

Сегодня в сфере образования внедряются инновации различного характера, направленности и значимости. Выделяется три основные сферы, требующие инноваций в ДОУ:

1. управление учреждением;

2. структура воспитательно-образовательного и процесса;

Инновационные процессы в сфере образования определяют сущность формирования образовательного учреждения: положительно влияют на качество обучения и воспитания в образовательных учреждениях, повышают профессиональный уровень педагогов, создают лучшие условия для духовного развития детей, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним.

Список литературы


1. Закон «Об образовании»

2. Гмурман В.Е. Введение достижений педагогики в практикум школы.

М., 1981.

3. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития//Дошкольное воспитание. 1997. №7, 10, 12. 1998. №1, 4, 5, 10, 11. 1999. №3, 12.

4. Полонский В.М. Критерии теоретической и практической значимости исследования //Советская педагогика. 1988. №11.

5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.


В ежегодной августовской конференции работников образования мы выступили с методической выставкой на тему: «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении». В методическом стенде в модулях мы показали воспитательно-образовательный процесс нашего детского сада по использованию инновационных технологий.



Инновационные подходы воспитательной работы в ДОУ

Цель: создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.

Задачи: воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;

развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;

научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.

Использование инноваций в образовательном процессе ДОУ

Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.

Задачи:внедрение инновационных технологий для повышения профессиональной культуры педагогов;

создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного процесса;

выработка стремлений у педагогов к рационализации и эффективной организации инновационных технологий в педагогической деятельности.

Этапы реализации:

1. Анализ и сбор информации о нововведениях.

2. Выбор и реализация новшеств.

3. Обобщение опыта и диагностика внедряемой инновации.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Цель: формировать у дошкольников представление о значимости физического и психического здоровья человека; воспитывать умение беречь и укреплять своё здоровье

Задачи: воспитывать у дошкольников культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

развивать психические и физические качества и проводить профилактические мероприятия, способствующие укреплению здоровья дошкольников;

обучать дошкольников пониманию смысла здорового образа жизни и её ценности и ценности жизни других людей.

Игровые инновационные технологии

Цель : повысить значимость организации игр в воспитательно - образовательном процессе ДОУ.

Задачи : воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия;

способствовать использованию в практике современных требований к организации игр дошкольников и формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания;

совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности.


Технология создания предметно-развивающей среды в ДОУ

Цель: создать и совершенствовать предметно – развивающую среду в ДОУ.

Задачи:воспитывать позитивное отношение к применению и освоению нововведений, направленных на расширение кругозора дошкольниками;

способствовать более целостному восприятию и глубокому пониманию дошкольниками изучаемого материала, повышать познавательную мотивацию, вовлекая их в активную самостоятельную деятельность, формировать потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок;

дать знания для интеллектуального и духовно-нравственного развития дошкольников, способствующие успешному развитию у детей эрудиции, фантазии, умению логично рассуждать и делать выводы.

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Цель: становление у дошкольников научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к действительности.

Задачи: воспитывать потребность изучать окружающий мир через проектно - исследовательскую деятельность;

развивать творческую активность познавательных процессов;

учить решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства.

Лена Рафалович
Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании

Материал отражает состояние, проблемы и перспективы развития инновационной педагогической деятельности в современном дошкольном образовании. Рассмотрены приоритетные направления деятельности дошкольных групп в учреждении образования.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационные технологии, анализ

Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к работе дошкольных групп. Необходимо работать в условиях трансформации образовательной и информационной среды, гибкого вариативного режима работы, поиска новых педагогических приемов работы. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению образования перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использовании и распространении новшеств (новых метода, методики, технологии, программы).

Исследование нововведений в области дошкольного образования представлены в работах Н. Н. Кошеля, А. В. Хуторского, Т. М. Коростелёвой, Л. С. Ходонович, В. Т. Кудрявцева, Н. Михайленко, Н. Коротковой и др.

Как отмечает белорусский учёный Н. Н. Кошель, сегодня происходит пересмотр понимания перспектив человека. Высокий уровень динамики научно-технических и социально-экономических процессов требует рассматривать инновационную деятельность как образ жизни современного общества .

Учёный А. В. Хуторской считает необходимым различать такие понятия, как новшество и нововведение. Под педагогическим новшеством автор понимает некую идею, метод, средство, технологию или систему, а нововведение, по его определению, – это процесс внедрения и освоения этого новшества. При этом он подчёркивает единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств .

Источником инноваций, по признанию учёных, является проблема, решить которую инновационно – значит изменить систему, привести её в соответствие с желаемой моделью. Если изменения имеют качественный характер, то в результате решения проблемы происходит развитие системы. Общая цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования . Сегодня инновационную деятельность следует рассматривать как одно из приоритетных направлений развития дошкольного образования. Инновационное дошкольное образование можно определить как процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам образовательных услуг и технологий путём практического использования нововведений.

Белорусский исследователь проблем дошкольного воспитания Т. М. Коростелёва акцентировала внимание на необходимости коренным образом менять взгляд общественности на отношение к детям, на их воспитание, которое не сводится только к кормлению, обеспечению игрушками и т. д. .

Н. Михайленко и Н. Короткова изложили свой взгляд на основные направления осуществления гуманизации и повышения эффективности педагогического процесса в детском саду:

Обновление формы и содержания обучающих занятий – от фронтальных к работе с небольшими подгруппами;

Насыщение жизни детей искусством, ориентирующим на общечеловеческие нравственные ценности;

Преобразование предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате в целях обеспечения свободной самостоятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями .

Предлагая перечисленные направления гуманизации, специалисты, по их собственным словам, пытались дать некоторую опору для действий воспитателей в период перехода от жёстко нормированной работы к вариативности и творчеству . Изменения по указанным направлениям осуществимы были уже в рамках работы по действующей в то время «Программе воспитания и обучения в детском саду».

В 1995г. инновационное движение в Беларуси ознаменовалось созданием такой глобальной, стратегической инновации, как национальная программа дошкольного образования нового поколения «Пралеска» (под руководством Е. А. Панько и А. И. Васильевой, которая была направлена на «охрану детства» (Л. С. Выготский, обеспечение условий для саморазвития, творчества детей, проявления уникальности каждого воспитанника с опорой на национальную и общественную культуру.

С 2011г. в республике действует Учебная программа дошкольного образования, реализация содержания которой обеспечивает разностороннее развитие и саморазвитие личности ребенка, формирование у него нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования.

Однако как показало исследование В. Т. Кудрявцева, ни одна базисная образовательная программа не может полностью удовлетворить нужд конкретного вида учреждения дошкольного образования. В. Т. Кудрявцев не только проанализировал опыт, проблемы инновационного дошкольного образования, но и наметил стратегию его развития, которую сам же апробировал экспериментальным путём. Плоды своих размышлений учёный представил в цикле статей . Кудрявцев считает образование инновационным, если его можно назвать развивающим.

В последние годы рядом белорусских учёных были созданы инновационные педагогические технологии (О. Н. Анцыпирович, Л. Д. Глазырина, Д. Н. Дубинина, И. В. Житко, А. А. Петрикевич, В. А. Силивон, Н. С. Старжинская, Е. А. Стреха, Л. С. Ходонович, В. Н. Шебеко и др.) . Данные технологии направлены на формирование у детей позитивной национально-культурной идентификации, предполагающей осознание себя как частицы определённой нации, понимания самоценности каждого народа, его языка и культуры, воспитания толерантности. В качестве обобщённой базовой модели технологий выступает личностно-ориентированная модель образования. В каждой из технологий чётко прослеживается опора на культуротворческую функцию детства как механизм освоения культуры. В качестве основных педагогических средств технологий среди прочих выделяются образцы литературного, музыкального фальклора, народные игры, национальные игрушки. Такая позиция обеспечивает ребёнку дошкольного возраста «врастание» в национальную культуру, её сопереживание, осмысление и понимание .

В настоящее время созданы новые типы, виды и профили дошкольных образовательных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Общая цель инновационной деятельности в дошкольном образовании –улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования.

Предварительный проблемный анализ организации воспитания и образования детей в нашем учреждении образования, анкетирование родителей и педагогов, а так же изучение опыта по внедрению инноваций в дошкольные учреждения разных видов и типов помогли нам определить направления, характер, масштаб и проблематику наших нововведений.

Наше учреждение образования комбинированного вида, дошкольное образование обеспечивается на уровне освоения содержания образовательной программы дошкольного образования и образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, что предполагает организацию коррекционной работы. Воспитательно–образовательный процесс построен таким образом, чтобы компенсировать речевые недостатки детей, полностью устранить их к моменту обучения ребёнка на первой ступени общего среднего образования.

Приоритетными направлениями для развития инновационной деятельности наших дошкольных групп были определены:

Организация новых форм дошкольного образования: сезонной игровой площадки, группы кратковременного пребывания.

Участие в реализации республиканского экспериментального проекта «Апробация модели формирования национально-культурной идентичности у учащихся в рамках деятельности учреждения образования как социокультурного центра»

В рамках данного проекта на протяжении 2015/2016 учебного года я работала над формированием национально-культурной идентичности у воспитанников в рамках деятельности образовательной услуги сверх базового компонента «Детское ручное ткачество».

Организация проектной деятельности, способствующей поиску самостоятельных решений, формированию творческой личности.

Уже несколько лет в своей деятельности я использую метод проектов. За это время разработаны и реализованы ряд проектов, как долгосрочных, так и короткосрочных: «Я – маленькі грамадзянін Рэспублікі Беларусь», «Люби и знай родной свой край», «Хлеб – всему голова» и другие. Опыт работы по проектной деятельности неоднократно представлялся перед педагогами района. Одна из работ – «Баба Яга: добро или зло?.

Использование технологии развития связной речи

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка можно считать богатство его речи, что и предусматривает данная технология.

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.

Используются мультимедийные дидактические пособия для развития детей дошкольного возраста в организованной деятельности под руководством педагога, создаются интерактивные презентации, создана собственная страничка на сайте сайт, где я планирую в дальнейшем размещать консультации для родителей, творческие отчеты, открытые мероприятия и т. д.

Использование метода «музейной» педагогики с целью активизации познавательного интереса воспитанников.

Музей учреждения образования дает возможность включить детей в познавательную деятельность, помогает развивать их творческую активность, приобщает их к культурному наследию. Часто в образовательном процессе используется метод «музей в чемодане». Отобранные предметы и материалы помещаются в чемодан. К ним можно прикоснуться, потрогать. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своего народа.

Использование в физкультурно-оздоровительной работе игровых «часов», «часов двигательной активности».

Один раз в неделю во второй половине дня во всех дошкольных группах проводятся «часы» двигательной активности (в старшей группе, игровые «часы» (в средней группе). Эти занятия пользуются у детей большим интересом, воспитывают любовь к двигательной активности.

В перспективе:

1. Создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в образовательной и коррекционно-образовательной работе дошкольных групп.

2. Выстраивание более тесного сотрудничества с родителями (законными представителям) воспитанников и социальными партнерами.

3. Внедрить технологию портфолио дошкольника с целью сопровождения дошкольников по ндивидуальным образовательным маршрутам, базирующихся на личностно-ориентированном подходе к каждому воспитаннику. Это позволит и родители воспитанников, и педагогическим работникам стать активными участниками образовательного процесса.

4. Введение режима самоконтроля, самооценки и профессиональный контроль специалистов за конечными результатами (педагог-психолог наблюдает за психическим развитием детей; старший воспитатель, инструкторы по ФК, врач, медицинская сестра – за здоровьем детей и их физическим развитием; учителя-дефектологи – за результатами коррекционной работы и т. д.).

Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Однако не всё новое прогрессивно. Прогрессивно только то, что эффективно, вне зависимости от того, когда возникло. Новое считается более эффективным, чем старое, если его применение позволяет получить более высокие результаты оптимальным путём.

Успешная организация и реализация инновационного процесса зависит от педагогического коллектива, от осознания ими инновационной идеи, так как в условиях инновационного режима идёт активный процесс личностного самоопределения педагога, происходят изменения в характере взаимоотношений между сотрудниками дошкольного учреждения.

Этот процесс достаточно длительный и сам по себе он не может произойти. Необходима целенаправленная работа:

Теоретическая и практическая подготовка педагогов к инновационной деятельности;

Методическая помощь в разработке инновационных и экспериментальных проектов;

Информационно-аналитическая деятельность о состоянии инновационной деятельности в системе дошкольного образования региона;

Издательская деятельность, которая поможет реализовать потребность педагогов в информированности по вопросам инновационной деятельности;

Выявление, изучение, обобщение, распространение ППО инновационной деятельности.

Литература:

1. Беляев, В. И. Избранное. Сб. науч. трудов [текст]/В. И. Беляев. – М. : Ваш полиграфический партнёр, 2010. – 430 с.

2. Карасцелёва, Т. М. Ад апладысментаў устрымаемся / Т. М. Карасцелёва // Пралеска. – 1991. - №5. – С. 3.

3. Кошель, Н. Н. От инноваций в образовании к образованию в интересах устойчивого развития / Н. Н. Кошель // Кіраваннеў адукацыі. – 2009. №1. – С. 10-16.

4. Кудрявцев, В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития / В. Т. Кудрявцев // Дошкольное образование. – 1997. - №№ 7,10,12; 1998. - №№ 5,10, 11,12.

5. Михайленко, Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания / Н. Михайленко, Н. Короткова // Дошкольное воспитание. – 1992. -№ 5-6. – С. 17-27.

6. Слободчиков, В. Детский сад вчера, сегодня, завтра / В. Слободчиков // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 8. – С. 88-94.

7. Современные технологии дошкольного образования: пособие / Н. С. Старжинская, О. Н. Анцыпирович, Д. Н. Дубинина [и др. ]. – Минск: БГПУ, 2012. – 180с.

8. Ходонович, Л. С. Инновации в дошкольном образовании Беларуси: сравнительно-педагогический анализ / Л. С. Ходонович // Кіраванне ў адукацыі. – 2004. - № 5.- С. 28-38.

9. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика – рычаг образования // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 10 сентября.

Инновация (нововведение) - в социально-психологическом аспекте - создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.
- Новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный.
- Нововведение (инновация) - комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. - новшества для удовлетворения человеческих потребностей.
- Нововведение - целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
- Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация - процесс освоения этого средства.
- В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
Можно выделить основные причины нововведений:
1. Необходимость вести активный поиск путей решения существующих в дошкольном образовании проблем.
2. Стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить свои детские сады.
3. Подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива.
4. Постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить. Потребность в причастности к большому, значительному делу.
5. Стремление недавних выпускников педвузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания.
6. Возрастающие запросы отдельных групп родителей.
7. Конкуренция между детскими садами.

Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что новое добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом; носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе и стать даже тормозом в дальнейшем развитии. К новшествам зачастую относят оригинальность (не лучше, но по-другому), формальную смену названий, изобретательские мелочи.

Направления развития инновационных процессов можно условно разделить следующим образом:
Инновации в управленческой деятельности:
- программно-целевой педагогический менеджмент;
- создание единой программы управления;
- широкое делегирование полномочий и расширение степени участия сотрудников в управлении развитием учреждения;
- разработка Концепции развития ДОУ, Программы развития, образовательных программ;
- изменение алгоритма проведения внутреннего контроля за качеством образования, внедрение новых его форм, делегирование контрольных функций.
Инновации в содержании образования:
- адаптация и внедрение новых программ;
- разработка индивидуальных программ образования;
- организация дополнительных образовательных услуг.
Инновации в работе с кадрами:
- создание системы непрерывного образования педагогов;
- разработка программы формирования кадрового потенциала;
- разработка индивидуальных программ творческого развития педагогов;
- индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов;
- использование мастер-классов, педагогических рингов, стажерских площадок, педагогических проектов;
- самореализационные формы повышения квалификации – творческие конкурсы и лаборатории, публикации опыта работы. Создание банка инновационных идей
- активные методы обучения.
Инновации в работе с детьми:
- организация различных форм детской деятельности, занятий по интересам в кружках и студиях;
- обеспечение индивидуально-личностного, дифференцированного подхода;
- разработка индивидуального маршрута развития и составление портфолио достижений в работе с одаренными детьми;
- организация простейшего экспериментирования и моделирование ситуаций.
Инновации в работе с родителями:
- применение интерактивных методов;
- использование неформальных способов взаимодействия с родителями, вовлекающих их в жизнь детского сообщества через клубы, семейные праздники;
- организация пресс-службы по выпуску газеты для родителей.
Инновации в предметно-развивающей среде:
- обогащение макросреды ДОУ и микросреды групп с учетом авторских разработок;
- построение развивающего пространства ДОУ по принципу интеграции и моделирования;
- преобразование предметно-пространственной среды на основе гендерного принципа, отражающего интересы девочек и мальчиков;
- развитие альтернативных форм дошкольного образования;
- организация работы группы выходного дня.
Инновации в технологиях:
Инновационные технологии это комплекс методов и средств, направленных на поддержание этапов реализации конкретного нововведения.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:
здоровьесберегающие технологии;
Это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Ортопедическая гимнастика; Гимнастика для глаз; Релаксация; Стретчинг; Гимнастика дыхательная; Гимнастика пальчиковая; Корригирующая гимнастика; Подвижная и спортивная игра; Динамическая пауза.
Технологии обучения ЗОЖ: Физкультурное занятие; Коммуникативная игра; Игротерапия, игротренинги; Точечный массаж.
Коррекционные технологии: Технологии музыкального воздействия; Сказкотерапия; Логоритмика; Цветотерапия; Арт-терапия.
технологии проектно- исследовательской деятельности;
это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
При организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: беседы; наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе) ;
фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия.
информационно-коммуникационные технологии;
1. Подбор иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
В воспитательно-образовательном процессе используются программы:
- Развитие воображения, мышления, памяти
- Говорящие словари иностранных языков
- Простейшие графические редакторы
- Игры-путешествия
- Обучение чтению, математике
- Использование мультимедийных презентаций
личностно-ориентированные технологии;
Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Исследовательская (проблемно-поисковая)
Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие"
Коммуникативная (дискуссионная)
Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения
Имитационного моделирования (игровая)
Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Психологическая (самоопределенческая)
Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого по выполнению той или иной образовательной деятельности.
Деятельностная
Характерной чертой этой технологии является способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Рефлексивная
Особенностью этой технологии является осознание ребёнком деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал он при этом.

Игровые технологии.
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,
которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;
которые учат ребенка отделять вымысел от реального;
которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.
Технология «Портфолио педагога»
Современное образование нуждается в новом типе педагога (творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат, у которого должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Т.е целью является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить; развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).
- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать
- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
Итак, общая цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования.
Проблема управления инновационными процессами в ДОУ стала предметом серьезного изучения по причине ориентированности современного дошкольного учреждения на развитие личности ребенка, на раскрытие его творческих способностей, требующего соответствующего профессионально-личностного развития педагогов, приоритетности задач развития личности ребенка и педагога, обеспечения непрерывности образовательного процесса и профессионального подхода к его организации.