Биография. Творческий путь и краткая биография мориса равеля Биография равеля краткое содержание самое главное

Рапсодия для скрипки «Цыганка », Квартет , Трио, сонаты (для скрипки и виолончели , скрипки и фортепиано), фортепианные сочинения (в т. ч. Сонатина , «Игра воды », циклы «Ночной Гаспар », «Благородные и сентиментальные вальсы», «Отражения », сюита «Гробница Куперена », части которой посвящены памяти друзей композитора, погибших в годы первой мировой войны), хоры , романсы. Смелый новатор, Равель оказал большое влияние на многих композиторов последующих поколений.

Он родился в семье швейцарского инженера Жозефа Равеля. Отец был музыкально одарен, хорошо играл на трубе и флейте. Он приобщил юного Мориса и к технике. Интерес к механизмам, игрушкам, часам сохранился у композитора на всю жизнь и даже нашел отражение в ряде его произведений (вспомним хотя бы вступление к опере Испанский час с изображением лавки часовщика). Мать композитора происходила из баскской семьи, чем композитор гордился. Музыкальный фольклор этой редкой национальности с необычной судьбой Равель неоднократно использовал в своем творчестве (фортепианное Трио) и даже задумывал Концерт для фортепиано на баскские темы. Мать сумела создать в семье атмосферу согласия и взаимопонимания, способствующую естественному развитию природных дарований детей. Уже в июне 1875 г. семья переехала в Париж, с которым связана вся жизнь композитора.

Музыкой Равель начал заниматься в 7 лет. В 1889 г. он поступает в Парижскую консерваторию, которую заканчивает по классу фортепиано Ш. Берио (сына знаменитого скрипача) с первой премией на конкурсе 1891 г. (вторую премию в тот год получил крупнейший французский пианист А. Корто). Окончание консерватории по классу композиции не было для Равеля столь счастливым. Начав заниматься в классе гармонии Э. Прессара, обескураженного чрезмерным пристрастием своего ученика к диссонансам, он продолжает занятия в классе контрапункта и фуги А. Жедальжа, а с 1896 г. обучается композиции у Г. Форе, который, хотя и не принадлежал к защитникам чрезмерной новизны, оценил дарование Равеля, его вкус и чувство формы и сохранил до конца дней теплое отношение к своему ученику. Ради окончания консерватории с премией и получения стипендии для четырехлетнего пребывав Италии Равель 5 раз участвовал в конкурсах (1900-05), но так и не был удостоен первой премии, причем в 1905 г. после предварительного прослушивания его даже не допустили к участию в основном конкурсе. Если вспомнить, что к этому времени Равель уже сочинил такие фортепианные пьесы, как знаменитая «Павана на смерть инфанты », «Игра воды », а также струнный Квартет - произведения яркие и интересные, сразу завоевавшие любовь публики и оставшиеся до наших дней одними из самых репертуарных его произведений, решение жюри покажется странным. Это не оставило равнодушной музыкальную общественность Парижа. На страницах печати разгорелась дискуссия, в которой на стороне Равеля выступили Форе и Р. Роллан. В результате этого «дела Равеля» Т. Дюбуа вынужден был покинуть пост директора консерватории, его преемником стал Форе. Сам Равель не вспоминал об этом неприятном инциденте даже в кругу близких друзей.

Нелюбовь к излишнему общественному вниманию и официальным церемониям была ему присуща на протяжении всей жизни. Так, в 1920 г. он отказался от получения ордена Почетного легиона, хотя имя его было опубликовано в списках награжденных. Это новое «дело Равеля» опять вызвало широкий отзвук в прессе. Сам он об этом говорить не любил. Однако отказ от ордена и нелюбовь к почестям вовсе не говорит о равнодушии композитора к общественной жизни. Так, в годы первой мировой войны он, будучи признан негодным к военной службе, добивается, чтобы его отправили на фронт сначала в качестве санитара, а потом водителем грузовика. Не удалась лишь его попытка перейти в авиацию (из-за больного сердца). Небезразличной оказалась ему и организация в 1914 г. «Национальной лиги защиты французской музыки» и ее требование не исполнять во Франции произведений немецких композиторов. Он написал в «Лигу» письмо с протестом против подобной национальной ограниченности.

Событиями, вносившими разнообразие в жизнь Равеля, были путешествия. Он любил знакомиться с чужими странами, в юности он даже собирался отправиться служить на Восток. Мечте побывать на Востоке суждено было сбыться в конце жизненного пути. В 1935 г. он посетил Марокко, увидел увлекательный, сказочный мир Африки. По пути во Францию он проехал ряд городов Испании, в т. ч. Севилью с ее садами, оживленной толпой, корридой. Несколько раз композитор бывал на родине, присутствовал на празднике в честь установления мемориальной доски на доме, где он родился. С юмором Равель описывал торжественную церемонию посвящения в звание доктора Оксфордского университета. Из концертных поездок наиболее интересными, разнообразными и успешными были четырехмесячные гастроли по Америке и Канаде. Композитор пересек страну с востока на запад и с севера на юг, концерты везде проходили с триумфом, Равель пользовался успехом как композитор, пианист, дирижер и даже лектор. В своей беседе о современной музыке он, в частности, призывал американских композиторов активнее разрабатывать элементы джаза, проявлять больше внимания к блюзу. Еще до посещения Америки Равель открыл в своем творчестве это новое и колоритное явление XX в.

Стихия танца всегда привлекала Равеля. Монументальное историческое полотно его обаятельного и трагического «Вальса», хрупкие и изысканные «Благородные и сентиментальные вальсы», четкая ритмика знаменитого «Болеро», Малагуэнья и Хабанера из «Испанской рапсодии», Павана, Менуэт, Форлана и Ригодон из «Гробницы Куперена» - современные и старинные танцы различных народов преломлены в музыкальном сознании композитора в лирические миниатюры редкостной красоты.

Не остался глух композитор и к народному искусству других стран («Пять греческих мелодий », «Две еврейские песни », «Четыре народные песни» для голоса и фортепиано). Увлечение русской культурой увековечено в блестящей инструментовке «Картинок с выставки» М. Мусоргского. Но на первом месте для него всегда оставалось искусство Испании и Франции.

Принадлежность французской культуре сказывается у Равеля и в эстетической позиции, и в выборе сюжетов для своих произведений, и в характерности интонаций. Гибкость и точность фактуры при гармонической ясности и остроте роднит его с Ж. Ф. Рамо и Ф. Купереном. В искусстве Франции коренятся и истоки взыскательного отношения Равеля к форме высказывания. В выборе текстов для своих вокальных произведений он указал на особенно близких ему поэтов. Это символисты С. Малларме и П. Верлен, близкий искусству парнассцев Ш. Бодлер, Э. Парни с ясным совершенством его стиха, представители французского Возрождения К. Маро и П. Ронсар. Равелю оказались чужды поэты-романтики, разбивающие бурным наплывом чувств формы искусства.

В облике Равеля законченно полное выражение получили отдельные истинно французские черты, его творчество естественно и закономерно входит в общую панораму французского искусства. В один ряд с ним хочется поставить А. Ватто с мягким очарованием его групп в парке и скрытой от мира скорбью Пьеро, Н. Пуссена с величаво-спокойным обаянием его «Аркадских пастухов», живую подвижность смягченно-точных портретов О. Ренуара.

Хотя Равеля справедливо называют композитором-импрессионистом, однако характерные черты импрессионизма проявились у него лишь в некоторых произведениях, в остальных же преобладает классическая четкость и соразмерность структур, чистота стиля, ясность линий и ювелирность в отделке деталей.

Как человек XX в. Равель отдал дань увлечению техникой. Подлинный восторг вызвали у него огромные массивы заводов во время путешествия с друзьями на яхте: «Великолепные, необыкновенные заводы. Особенно один - он похож на романский собор из чугуна... Как передать вам впечатление от этого царства металла, этих пышущих огнем соборов, от этой чудесной симфонии свистков, шума приводных ремней, грохота молотов, которые обрушиваются на вас. Над ними - красное, темное и пылающее небо... Как все это музыкально. Непременно использую». Современная железная поступь и скрежет металла слышатся в одном из самых драматичных произведений композитора - Концерте для левой руки , написанном для австрийского пианиста П. Витгенштейна, потерявшего на войне правую руку.

Творческое наследие композитора не поражает количеством произведений, объем их как правило невелик. Подобный миниатюризм связан с отточенностью высказывания, отсутствием «лишних слов». В отличие от Бальзака у Равеля было время «писать короткие рассказы». Обо всем, что связано с творческим процессом, мы можем лишь догадываться, т. к. композитор отличался скрытностью как в вопросах творчества, так и в области личных переживаний, духовной жизни. Никто не видел, как он сочинял, не находили эскизов или набросков, его произведения не носили следов переделок. Однако удивительная точность, выверенность всех деталей и оттенков, предельная чистота и естественность линий - все говорит о внимании к каждой «мелочи», о длительной работе.

Равель не относится к числу композиторов-реформаторов, сознательно изменявших средства выражения и осовременивавших темы искусства. Стремление донести людям то глубоко личное, интимное, что он так не любил выражать словами, заставляло его говорить на всеобщем, естественно сложившемся и понятном музыкальном языке. Круг тем равелевского творчества очень широк. Часто композитор обращается к чувствам глубоким, ярким и драматичным. Его музыка всегда удивительно человечна, ее обаяние и пафос близки людям. Равель не стремится решать философские вопросы и проблемы мироздания, охватить в одном произведении большой круг тем и найти связь всех явлений. Иногда он концентрирует свое внимание не на каком-то одном - значительном, глубоком и многогранном чувстве, в других случаях с ноткой затаенной и пронзительной грусти говорит о красоте мира. Хочется всегда с чуткостью и осторожностью обращаться к этому художнику, интимное и хрупкое искусство которого нашло путь к людям и завоевало их искреннюю любовь.

В. Базарнова

Сочинения:

оперы - (L’heure espagnole, комич. опера, либр. М. Франк-Ноэна, 1907, пост. 1911, т-р «Опера комик», Париж), (L’enfant et les sortilèges, лирич. фантазия, опера-балет, либр. Г. С. Колет, 1920-25, пост. 1925, Монте-Карло); балеты - (Daphnis et Chloé, хореографич. симфония в 3 частях, либр. M. M. Фокина, 1907-12, пост. 1912, т-р «Шатле», Париж), Сон Флорины, или (Ma mère l’oye, на основе фп. пьес того же названия, либр. Р., пост. 1912 «Т-р искусств», Париж), Аделаида, или Язык цветов (Adelaide ou Le langage des fleurs, на основе фп. цикла Благородные и сентиментальные вальсы, либр. Р., 1911, пост. 1912, т-р «Шатле», Париж); кантаты - Мирра (1901, не опубл.), Альсион (1902, не опубл.), Алиса (1903, не опубл.); для оркестра - увертюра Шехеразада (1898), (Rapsodie espagnole: Прелюдия ночи - Prélude à la nuit, Малагенья, Хабанера, Феерия; 1907), (хореографич. поэма, 1920), Веер Жанны (Leventail de Jeanne, вступит. фанфары, 1927), (1928); концерты с оркестром - 2 для фортепиано (D-dur, для левой руки , 1931; G-dur , 1931); камерно-инструментальные ансамбли - 2 сонаты для скрипки и фортеиано (1897, 1923-27), Колыбельная на имя Форе (Berceuse sur le nom de Faure, для скр. и фп., 1922), соната для скрипки и виолончели (1920-22), фортепианное трио (a-moll, 1914), струнный квартет (F-dur, 1902-03), Интродукция и Allegro для арфы, струнного квартета, флейты и кларнета (1905-06); для фортепиано в 2 руки - Гротескная серенада (Sérénade grotesque, 1893), Античный менуэт (Menuet antique, 1895, также орк. вариант), Павана усопшей инфанте (Pavane pour une infante défunte, 1899, также орк. вариант), Игра воды (Jeux d’eau, 1901), сонатина (1905), Отражения (Miroirs: Ночные бабочки - Noctuelles, Грустные птицы - Oiseaux tristes, Лодка в океане - Une barque sur locéan (также орк. вариант), Альборада, или Утренняя серенада шута - Alborada del gracioso (также орк. вариант), Долина звонов - La vallée des cloches; 1905), Ночной Гаспар (Три поэмы по Алоизиусу Бертрану, Gaspard de la nuit, trois poémes daprés Aloysius Bertrand, цикл известен также под назв. Призраки ночи: Ундина, Виселица - Le gibet, Скарбо; 1908), Менуэт на имя Гайдна (Menuet sur le nom dHaydn, 1909), Благородные и сентиментальные вальсы (Valses nobles et sentimentales, 1911), Прелюд (1913), В манере... Бородина, Шабрие (A la maniére de... Borodine, Chabrier, 1913), сюита Гробница Куперена (Le tombeau de Couperin, прелюд, фуга (также оркестровый вариант), форлана, ригодон, менуэт (также оркестровый вариант), токката, 1917); для фортепиано в 4 руки - Моя матушка-гусыня (Ma mère l’oye: Павана Красавице, спящей в лесу - Pavane de la belle au bois dormant, Мальчик-с-пальчик - Petit poucet, Дурнушка, императрица Пагод - Laideronnette, impératrice des pagodes, Красавица и Чудовище - Les entretiens de la belle et de la bête, Сказочный сад - Le jardin féerique; 1908), Фронтиспис (1919); для 2 фортепиано - Слуховые пейзажи (Les sites auriculaires: Хабанера, Среди колоколов - Entre cloches; 1895-1896); для скрипки с фортепиано - концертная фантазия Цыганка (Tzigane, 1924; также с орк.); хоры -

Морис Равель (1875 - 1937), французский композитор-импрессионист, дирижёр.

Когда говорят о французской музыке ХХ века, то рядом называют два имени: Клод Дебюсси и Морис Равель. Это естественно, ведь, действительно, два этих великих композитора определили наиболее важные тенденции развития французской музыкальной жизни от 80-х годов XIX века и до середины следующего столетия.

Творческий путь Равеля длился около четырёх десятилетий - от конца XIX до середины 30-х годов ХХ века. Деятельность прославленного композитора началась в относительно мирной Европе, а закончилась в трагические годы, когда над миром нависла опасность фашизма. Бурная эпоха с ее драматическими конфликтами, грандиозными катастрофами и стремительной жизненной динамикой нашла в музыке Равеля своеобразное и яркое отражение. Его наследие остаётся одним из самых значительных явлений французского и мирового музыкального наследия.

Почти вся жизнь Равеля, как и большинства французских художников, писателей, музыкантов, связана с Парижем. Он характерный представитель парижского художественного мира своего времени: нервно-впечатлительный, обострённо интеллектуальный, сдержанный в проявлении тщательно скрываемых переживаний, не лишённый экстравагантности и склонности к эпатированию.

Равель по происхождению не парижанин. Отец его Пьер Жозеф Равель принадлежал к французской семье, переселившейся в Швейцарию. По профессии он был инженером. Его изобретения и усовершенствования обеспечили ему место в истории автомобилестроения. Технические способности отца были унаследованы сыном-композитором, своеобразно отразившись в его жизни и творчестве. Кроме того, он был широко образованным человеком: имел вкус к живописи, тонко чувствовал музыку. Мать Равеля была уроженкой страны басков в Нижних Пиренеях и воспитывалась в Мадриде, где она и встретила Жозефа Равеля, приехавшего туда строить железную дорогу. После свадьбы супруги уехали в приморский городок Сибур, где и появился на свет Морис Равель.

Если от отца Морис унаследовал склонность к технике и живой интерес к искусству, то мать передала ему любовь к испанской мелодике. Испанские песни, звучавшие над колыбелью мальчика, сохранились в его сознании до конца жизни, определив одну из главных линий его творчества.

Морису было три месяца, когда семья переехала в Париж. Мальчик рос в условиях, благоприятных для развития дарования. Чуткие, любящие родные поняли его призвание.

Равель не был вундеркиндом. Занятия музыкой начались, когда Морису было шесть лет, сначала с Анри Гизом, потом с Шарлем Рене, преподававшим ему гармонию, контрапункт и композицию. Занятия шли успешно, но неторопливо, не обнаруживая в мальчике скороспелого дарования.

В двенадцать лет Равель приносит своему учителю «Вариации на тему Шумана», и учителя весьма впечатлило их своеобразие. По словам Шарля Рене, творческий облик будущего композитора формировался без особых усилий с его стороны - черта, чрезвычайно характерная для Равеля, чья художественная индивидуальность ярко обнаружилась в первых же сочинениях.

В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию. Два года он учился в подготовительном классе фортепиано у педагога Антиома, после чего перешёл в высший класс к Ш. Берио. В консерватории Равель стал хорошим воспитанником, не выделяясь особенными успехами.

Как обычно бывает, годы учения принесли не только запас знаний, но и много художественных впечатлений, сыгравших не менее важную роль в формировании будущего композитора. В годы, когда Равель усваивал начала консерваторской науки, парижан волновали выставки импрессионистов, романы Э. Золя и А. Франса, премьеры произведений Г. Форе, Э. Шабрие, А. Брюно.

Одним из выдающихся событий стали концерты русской симфонической музыки под управлением Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова. Эти концерты сыграли решающую роль в увлечении русским искусством французской молодёжи.

В 1895 году двадцатилетний музыкант написал произведения, в которых сказались плоды консерваторских занятий и ясно отразилось его собственное творческое лицо. Две пьесы – «Старинный менуэт» и «Хабанера» - характерны тем, что в них уже намечены две существенные линии творчества Равеля: музыкальные формы любимого им XVIII века и мелос Испании.

Мастерство Равеля становилось с годами все тоньше, совершенней, но главные его черты определились при первом же выходе композитора в свет.

В консерваторской жизни Равеля в эти годы произошли важные перемены. Большое значение имели занятия полифонии у известного педагога Андре Жедальжа - одного из известнейших педагогов музыкального Парижа. Не меньшую роль сыграли начатые в 1897 году занятия по композиции у Форе. В его классе была непринуждённая обстановка художественной мастерской.

Условия консерваторского учения Равеля были исключительно благоприятными: блестящая школа технического мастерства у Жедальжа и своеобразная лаборатория в классе Форе.

Вскоре после начала занятий у Форе Равель пробует свои силы в той области, где ему предстояло одержать поистине феерические победы, - в области оркестровой музыки.

Консерваторские годы подошли к концу, началась борьба за так называемую Римскую премию - довольно знаменитый и очень характерный эпизод в биографии молодого Равеля. Претендентом на неё становится Равель. Условием было сочинение кантаты на заданный текст. В данном случае жюри остановилось на крайне посредственных стихах поэта Ф. Бессье «Мирра». Напыщенный стиль Бессье был совершенно чужд тонкому вкусу Равеля. Тем не менее, композитор написал кантату, вызвавшую одобрение членов жюри. Однако I премию, дававшую право на поездку в Рим, присудили не Равелю, а А. Капле, способному композитору и дирижёру. Усердие Равеля отметили лишь II премией.

В том же году появляется «Игра воды» - ослепительный шедевр, который предваряет «Эскизы» Дебюсси и является одним из высших достижений современного фортепианного искусства. Эта пьеса предшествовала первым импрессионистским фортепианным пьесам Дебюсси («Эстампы», «Остров радости»), и Равель с правом может оспаривать у своего старшего современника славу зачинателя нового пианистического стиля.

Неудачи с получением Римской премии не остановили творческой работы Равеля. В 1903 году был написан Струнный квартет фа мажор, который отличается высоким мастерством. Это первый опыт композитора в рамках чётко очерченной крупной классической формы, если не считать учебных работ.

В 1904 году Равель познакомился с супругами Годебскими, и вскоре знакомство перешло в тёплую дружбу. Ум, доброта, обаяние польской супружеской пары сделали их скромную квартиру одним из артистических очагов Парижа. У них постоянно встречались молодые писатели Ж. Кокто, П. Валери, композиторы Э. Сати, И. Стравинский , М. де Фалья, А. Казелла, театральный и музыкальный деятель Дягилев и другие. В этом пёстром обществе Равель стал своим человеком. Он нашёл тёплое пристанище в семейном кругу Годебских.

Несколько оправившись после понесённых поражений, Равель в 1905 году осмелился ещё раз принять участие в конкурсе на Римскую премию. Но его даже не допустили. Консервативные члены жюри решили, что дерзкий новатор, известный своими гармоническими и тембровыми открытиями, попросту издевается над ними. «Дело Равеля», как его стали называть в прессе, приобрело характер публичного скандала.

Консерватория была скомпрометирована в глазах общественного мнения, и ее директор Т. Дюбуа принуждён был выйти в отставку. Эта нашумевшая история явилась одним из переломных моментов в развитии французской музыки, ознаменовав поражение консервативных кругов и победу новых веяний.

Связи молодого композитора с воспитавшей его консерваторией после пресловутого «дела» окончательно прекратились. Десятилетие, трагически закончившееся Первой мировой войной, было исключительно плодотворным, дарование Равеля достигло расцвета. В эти годы композитор пишет в различных жанрах: симфонические произведения, оперу («Испанский час»), камерную музыку - инструментальную и вокальную, обработки народных песен.

После премьеры оперы Равеля, которая несомненно является наиболее значительным явлением в- его вокальном творчестве, стало ясно, что наиболее ярко его талант проявляется в области инструментальной музыки. Подлинная его стихия - оркестр и фортепиано. Трудно назвать композитора, у которого бы так сплетались эти сферы. Красочность его музыкального мышления находила наилучшую почву в разнообразии оркестрового звучания и вместе с тем определяла одну из главных линий его фортепианного творчества. Сочиняя для рояля, он, по-видимому, думал об оркестре, не забывая, однако, о возможностях и специфике фортепиано. Это относится, в частности, к его серии пьес «Отражения», написанной в 1905 году.

В 1908 году на долю Равеля выпал первый крупный успех, связанный с исполнением «Испанской рапсодии». Любопытно, что один из величайших мастеров оркестрового колорита создал своё первое серьёзное симфоническое произведение лишь в тридцать два года. Испанская рапсодия написана под явным влиянием русской «Испанистики» («Арагонская хота» М. И. Глинки и «Испанское каприччио» Н. А. Римского-Корсакова).

Среди произведений, созданных в «блистательное десятилетие», выделяется также «Ночной Гаспар» - цикл из трёх фортепианных пьес, цикл детских пьес в 4 руки «Моя матушка-гусыня», фортепианный цикл «Благородные и сентиментальные вальсы».

Равель, человек огромного обаяния, покоряющей простоты, становится центром притяжения для литераторов, композиторов, художников. Наподобие вечеров, устраивавшихся друзьями Шуберта и называющихся «шубертиадами», у приятелей возникают своеобразные «равелиады», где царит дух глубокого уважения к творчеству, внимания друг к другу и искренняя сердечность отношений.

Среди приятелей Равеля было несколько русских: Стравинский, Дягилев, Нижинский, Ида Рубинштейн, Фокин. Именно Фокину принадлежит идея создания балета на античную тему. Этот замысел он вынашивал ещё в свою бытность в Петербурге, но, не встретив поддержки со стороны дирекции Мариинского театра, остыл к нему.

Знакомство с Равелем всколыхнуло желание осуществить давний замысел великого балетмейстера. Так родилось одно из высших выражений гения Мориса Равеля - балет «Дафнис и Хлоя». Премьера балета была дана в начале лета 1912 года на сцене парижского театра Шатле в исполнении труппы русского балета в антрепризе Сергея Дягилева.

Дружба со Стравинским, Дягилевым, Фокиным ещё больше сблизила Равеля с русским искусством. Об этом можно судить по нескольким произведениям разного плана и масштаба: это фортепианная пьеса «В манере Бородина», замысел инструментовки оперы «Женитьба» Мусоргского, также работа над партитурой «Хованщины», оперы, как известно, не завершённой Мусоргским. Дягилев, замышлявший постановку «Хованщины» в Париже, заказал Стравинскому и Равелю новую редакцию оперы и полную партитуру. К сожалению, судьба партитуры неизвестна. По-видимому, она сгорела во время пожара поместья Стравинского Устилуг на Волыни.

Другое обращение Равеля к музыке Мусоргского – инструментовка фортепианного цикла «Картинки с выставки» - привело к возникновению одной из самых поразительных партитур столетия, широко бытующей во всех симфонических оркестрах мира.

Русским связям Равеля мы обязаны также возникновению гениальной пьесы «Болеро», едва ли не самой популярной его композиции. Участница балетной труппы Дягилева Ида Рубинштейн, чьё своеобразное дарование, внешность, танцевальная манера привлекали ценителей балета, заказала Равелю «Испанскую танцевальную сцену» для солирующей танцовщицы (т. е. для себя) и группы балетных кавалеров. «Это танец, в очень умеренном неизменном темпе, как в мелодии, так и в гармонии, причём ритм беспрерывно отбивается барабанами. Единственный элемент разнообразия вносит оркестровое crescendo». Таково превосходное авторское истолкование произведения, которое имело громкий успех и до сих пор остаётся очень популярным.

Следует заметить, что Равель многократно обращается к балетному жанру, что, вне всякого сомнения, связано с парижскими сезонами Русского балета, показавшего, какие возможности заключаются в подлинно симфонизированном балете («Жар-птица», «Петрушка», «Весна Священная» Стравинского, «Половецкие пляски» Бородина, «Шехеразада» Римского-Корсакова).

В творческий мир Равеля ворвалась жизнь в самых жестоких ее проявлениях. Началась Первая мировая война. Из-за хрупкого здоровья и малого роста Равель освобождён от военной службы. Он пытается преодолеть обступающий его ужас и вынужденную пассивность в обстановке всеобщего бедствия усиленной творческой работой. Равель начал добровольно работать в госпитале, принимая на себя самые тяжёлые обязанности.

После настойчивых хлопот Мориса приняли, наконец, в армию в качестве шофёра грузовика Красного Креста. Он пытался перейти в авиацию для более активного участия в боевых действиях, но врачи не допустили из-за начавшегося расширения сердца.

Мысли о музыке не оставляли композитора и в этих условиях. Летом 1916 года он заканчивает работу над Тремя песнями для смешанного хора (без сопровождения).

В сентябре 1916 года Равель серьёзно заболел и перенёс операцию. Оправившись, он получил отпуск и поехал в Париж к матери. Здесь его ожидал новый удар: вскоре после его приезда мать скончалась. Вернувшись в часть, он не в состоянии был преодолеть гнетущее чувство одиночества. Здоровье было так расстроено, что весной 1917 года его отпустили домой. Некоторое время он пожил у друзей, и жажда творчества охватила его с прежней силой.

Результатом работы, увлёкшей Равеля и благотворно повлиявшей на его состояние духа, был фортепианный цикл «Гробница Куперена». В апреле 1919 года пианистка Маргарита Лонг выступила с этим циклом в Париже, и с тех пор он прочно вошёл в концертный репертуар.

Здоровье же Равеля было сильно расшатано. Он жаловался на своё душевное состояние. По совету врача в начале 1919 года Равель отправился на курорт в горы Савойи. Но улучшение не пришло и там. В затерянном среди гор отеле тяготили тоска, чувство одиночества, бессонница. Он подолгу лежал и не мог работать.

В начале 1920 года французские газеты опубликовали известие о награждении Равеля орденом Почётного Легиона. Не заручившись его согласием, правительство решило отметить заслуги композитора перед родной культурой. Презирая официальные знаки отличия, Равель отказался выполнить требуемые формальности, после чего было объявлено об исключении его из списка награждённых. Это вызвало в печати целую бурю, на которую, однако, сам виновник событий реагировал слабо.

После «Гробницы Куперена» состояние здоровья некоторое время не позволяло композитору сочинять. Лишь постепенно он стал возвращаться к творческому труду и к 1920 году закончил хореографическую поэму «Вальс». Первоначально предназначавшаяся для сценического воплощения, она была исполнена в концертном варианте. После триумфального приёма парижской публикой «Вальс» стал одной из самых популярных пьес симфонического репертуара. Премьера «Вальса» на сцене театра состоялась лишь в 1929 году. Его поставила замечательная русская танцовщица Ида Рубинштейн.

Творческие силы Равеля достигли расцвета, но здоровье было подорвано. Нервная система оставалась напряжённой до предела. Врачи советовали покинуть Париж с его вечной суетой, требовавшей больших затрат нервной энергии, и композитор решил переехать в небольшое селение Монфор-л"Амори в полусотне миль от столицы. Равель продолжал часто бывать в Париже.

В 1920-х годах Равель вошёл в моду. Его стали приглашать в разные страны дирижировать своими произведениями. Он побывал в Амстердаме, Венеции, Лондоне. Поездки очень утомляли его, по-прежнему мучила бессонница, нервы были в крайнем напряжении. Но он старался с обычной выдержкой не замечать страданий.

В начале 1928 года Равель предпринял большое концертное турне по Соединённым Штатам Америки и Канаде. Новые впечатления доставили ему давно не испытываемое наслаждение. Он выступал в различных ролях - дирижировал своими произведениями, играл на рояле, аккомпанировал. Несмотря на поездки, концерты, овации, четырёхмесячное пребывание в Америке не принесло видимого вреда здоровью композитора. «...Никогда не чувствовал себя лучше, чем во время этого сумасшедшего турне», - писал он друзьям, объясняя это длительным пребыванием в поездах, где он подолгу мог отдыхать и спать.

Весной Равель вернулся в Монфор-л"Амори. Композитора стали часто посещать его друзья. Круг их значительно расширился, появились композиторы А. Онегерр, Ж. Ибер, А. Тансман, скульптор Л. Лейритс и многие другие. В доме царило непринуждённое веселье, хозяин с обычным радушием принимал гостей.

В это время композитор заканчивал «Болеро», своё наиболее прославленное произведение. Оно стало одним из самых популярных не только в симфоническом наследии Равеля, но и в мировой музыкальной литературе ХХ века.

В это же время австрийский пианист П. Витгенштейн, потерявший на войне правую руку, просит написать Равеля фортепианный концерт для левой руки. Тут же вспомнился и давнишний замысел - сочинить фортепианный концерт для двух рук. В 1930 году композитор приступает к работе над обоими концертами.

Осенью того же года одна из кинофирм заказала нескольким видным композиторам, в том числе и Равелю, музыку для фильма о Дон-Кихоте, где главная роль предназначалась Ф. Шаляпину. Фильм так и не был снят, но Равель написал заказанные ему три песни Дон-Кихота к Дульцинее.

В творческом пути Равеля это были последние звуки, записанные им. Здоровье катастрофически ухудшалось, он не смог оркестровать песни, это выполнил его друг, дирижёр и композитор М. Розенталь.

Равель отправился в Швейцарию. Но и там, в санатории, облегчение не наступило. Мучившие в течение долгих лет усталость и хроническая бессонница перешли в тяжёлое мозговое заболевание. В начале 1934 года появились угрожающие симптомы расстройства памяти и нарушения способности писать. Чтобы составить небольшое письмецо, ему требовалась целая неделя напряжённого труда; он забывал начертания букв, каждое слово приходилось отыскивать в словаре, почерк стал совершенно неузнаваем. Постепенно он утрачивал дар речи, чувство осязания. Это было тем мучительнее, что сознание не покидало его.

В течение 1937 года положение настолько ухудшилось, что потребовалось хирургическое вмешательство. 19 декабря была произведена операция, после неё наступило летаргическое состояние, и 28 декабря 1937 года Равель скончался. Похороны состоялись в присутствии многочисленных почитателей.

Творчество Равеля сложилось в условиях великого исторического перелома. Высокая старая культура Франции поворачивалась к новым временам, и Равель был одним из первых, кто стоял на перекрёстке под штурмовым ветром истории.

Необычайный талант, чувственность и оригинальность - вот что отличало от других композиторов Мориса Равеля, краткую биографию которого мы рассмотрим в этой статье. Несмотря ни на что, ему музыка до сих пор понятна и мила слушателям всего мира.

Место рождения композитора

Волны Атлантического океана бьются о пляжи Биарицца, города на юго-западном побережье Франции. Люди приезжают сюда, чтобы поправить здоровье, вдохнуть глоток бодрящего воздуха, насладиться великолепными пейзажами и убежать от городской суеты. Для французов это место - край света. Вы далеко уезжаете от Парижа, но всё ещё во Франции, рядом с великими горами, отделяющими Францию от Испании.

К югу вдоль побережья расположен другой, менее известный город - Сен-Жан-де-Люз. Это морской порт, ставший сегодня туристическим курортом. В его пригороде - Сибурне, в отдалённой части входа в гавань стоит дом, где в 1875 году родился Морис Равель. Краткой биографии ничтожно мало, чтобы описать насыщенную и полную переживаний жизнь великого композитора, однако в этой статье мы осветим самые яркие моменты его биографии и творчества.

Родители Равеля

Мать Равеля была из Сибурна. Там же родился и её сын, которого тут же крестили в церкви за домом. Мать Равеля обладала сильным характером. Она, как это ни удивительно, скептически относилась к религии и невероятно гордилась своим происхождением. В жизни композитора она сыграла важнейшую роль. Отец Равеля был швейцарцем, инженером по профессии. Он жил в Париже и познакомился со своей будущей женой во время поездки в Испанию. Он поддерживал увлечение сына музыкой. Жозеф Морис Равель, биография которого пестрит бунтарскими идеями, очень ценил и уважал отца и всегда интересовался его работой.

Детство композитора

Первые 4 месяца жизни Равеля прошли в Сен-Жан-де-Люз, а затем семья стала жить в Париже. Молодой человек вернулся сюда только спустя 20 лет. Семья Равеля была обеспеченной, и его музыкальное увлечение поощрялось. Живя в индустриальном и распущенном районе, этот человек довольно рано столкнулся с мрачными реалиями жизни.

Согласно биографии Мориса Равеля, мальчик отличался некрупным телосложением, с ранних лет у него была необычная внешность и слабое здоровье. Уже в 14 он поступил в старую парижскую консерваторию по классу фортепиано, но он был молод, и руки его были маленькими. Когда через 6 лет он окончил учебу, то был не намного выше, а пальцы так и остались короткими. Конечно, он обладал талантом, прекрасно играл, но ему было далеко до его друга и современника Рикардо Виньеса, который тонко заметил: "Равель не любил фортепиано так, как любил музыку". Рикардо был старше Мориса всего на несколько дней.

Равель и его кумиры

В 10-е годы XX века Франция переживала расцвет искусства. Равель любил читать произведения современников, таких как Поль Верлен. Самым первым известным сочинением Равеля стал "Великий чёрный сон" по произведению Верлена. Разумеется, на Равеля оказывали влияние Бодлер и Маларме, и некоторые из их творений композитор переложил на музыку. Он также читал великих классиков: Расина, Корнелли и, конечно же, Мольера. Любовь к литературе Равель пронёс через всю жизнь. Из иностранных литераторов он особенно восхищался Эдгаром Алланом По.

Равель написал куда меньше произведений, чем другие композиторы, но все его сочинения были тщательно продуманы и проработаны. Лишь немногие из них оказались провальными. На каждое произведение уходило максимум усилий. Краткое содержание биографии Мориса Равеля, к сожалению, не может отразить всех его предпочтений, однако по словам современников композитор обладал тонким чувством стиля во всём.

Период учёбы в консерватории

Любимым композитором Равеля в консерватории и в течение всей жизни был Моцарт, однако другие его музыкальные предпочтения принимались профессорами уже не столь одобрительно. Например, он хорошо знал Эрика Сати, жившего на грани нищеты и игравшего в барах. Прославленные музыканты из консерватории его высмеивали, а Дебюсси признавал его неповторимый талант и чувственность. На творчество Равеля также оказал влияние британский композитор Фредерик Делиус, живший в то время под Парижем.

В 20 лет Равеля отчислили из консерватории, и он стал брать частные уроки. В конце концов он понял, что его судьба - сочинительство, и спустя 3 года вновь вернулся в консерваторию. Решающим фактором, возможно, стало то, что выдающийся композитор Эдгар Форе, которым восхищался Равель, был назначен директором консерватории. Он обладал даром ладить с людьми различных взглядов, чем также заслужил уважение героя нашей статьи. Краткая биография Мориса Равеля не описывает, с какими трудностями столкнулся композитор во время учёбы, однако, несмотря на все усилия директора, годы обучения для Мориса не были безоблачными. Его попросили оставить класс гармонии, так как посчитали игру Равеля не соответствующей стандартам.

Великие произведения

Вскоре были опубликованы первые творения композитора: "Менуэт" и "Хабанера". Именно они стали первым шагом Равеля по карьерной лестнице. "Хабанера" - уникальное произведение, свидетельствующее о необычайном таланте музыканта. Хотя он работал меньше, чем другие композиторы, почти всегда ему удавалось создавать неповторимые шедевры. Следующими опубликованными произведениями Равеля стали "Павана усопшей инфанте" и "Рапсодия Шахерезады", которые и по сей день пользуются большим успехом. В консерватории же эти произведения посчитали никчемными, в результате чего Равелю отказали в присуждении Римской премии. После громкого политического скандала с участием профессоров консерватории Равель навсегда остался за бортом музыкальной элиты.

Свою первую оперу "Испанский час" Равель написал позднее, уже имея собственную квартиру в Париже. Наконец, в 1920 году в Париже была предпринята попытка признать достижения композитора с помощью титула шевалье. Титул был присвоен Равелю без его ведома и согласия. Однако тот отказался от такой почести, чем спровоцировал скандал. Он гастролировал по всей Америке и Великобритании в качестве дирижёра и исполнителя своих произведений. В Оксфорде ему дали звание доктора музыки.

Краткая биография Мориса Равеля: последние годы

Опера "Дитя и волшебство" 1925 года была впервые поставлена в Монте-Карло и представляла собой нечто особенное. Затем Равель создал целый цикл произведений специально для пианиста, потерявшего правую руку на войне. В этом же году он написал "Болеро" - самое известное своё произведение. После войны здоровье Равеля пошатнулось. Уже с юности и на протяжении всей жизни композитор страдал различными заболеваниями. Таким образом, в начале 30-х годов Равеля поразило неврологическое заболевание, что привело к смерти в декабре 1937 года.

Морис Равель родился 7 марта 1875 г. в городе Сибур на юге Франции (ныне департамент Атлантические Пиренеи). В 1882 году начал заниматься фортепиано у А. Гиза, с 1887 года занимался гармонией у Ш. Рене. Город Сибур находился на самой границе с Испанией, где в это время служил его отец инженер- путеец, страстный любитель музыки, прививший эту любовь своему сыну. В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию, которую закончил по классу фортепиано. Молодому музыканту очень много помогал его учитель Шарль Берно, известный пианист того времени. Однако интерес к импровизации, созданию композиции появился у Равеля после знакомства с творчеством «подпольного» родоначальника музыкального импрессионизма и просто экстравагантного композитора Эрика Сати, а также личной встречи с другим композитором и пианистом Рикардо Виньесом. Именно после этого у Мориса появилась страсть к сочинительству. Спустя двадцать и тридцать лет, несмотря на сложные личные отношения, Равель неоднократно подчёркивал, сколь многим в своём творчестве он обязан Сати и называл его не иначе, как своим «Предтечей» (или Прекурсором).

На последнем году обучения он попал в класс к крупному французскому композитору Габриэлю Форе. По его инициативе Равель сочинил цикл произведений на испанские мелодии - «Хабанеру», «Павана на смерть инфанты», «Античный менуэт». После окончания за период 1900-1914 гг он пишет множество сочинений.

Когда слушаешь музыку этого композитора, то создается впечатление, будто наблюдаешь, за работой художника создающего свое полотно. Однако, как и большинство композиторов, творчество Мориса Равеля некоторое время не было признано. Только после выступлений в его защиту крупнейших деятелей культуры Франции Р. Ролана и Г. Форе Равелю была присуждена большая Римская премия. Это позволило ему отправиться на трёхгодичную стажировку в Италию.

Во время первой мировой войны Морис работал водителем грузовика на аэродроме. Прослужив более года, Равель был демобилизован после двух серьёзных ранений. После войны в музыке Равеля стало преобладать эмоциональное начало. Поэтому от сочинения опер он переходит к созданию инструментальных пьес и пишет сюиту «Гробница Куперена». Примерно в это же время Морис Равель знакомится со знаменитым русским продюсером и постановщиком С. Дягилевым, ставящим в Париже «Русские сезоны». Специально по его заказу ставится балет на музыку Равеля «Дафнис и Хлоя», в главной партии - В. Нижинский - великий русский танцовщик. Затем будет поставлен ещё один балет, «Вальс». Сочинение после премьеры стало использоваться как отдельное произведение. Наступает время рассвета славы Мориса Равеля.

Однако популярность и известность гнетут композитора, и он переезжает из Парижа в местечко Монфор-Ламори, что в принципе не означает отказ от дальнейшей музыкальной деятельности.

Равель много гастролирует: выступает с турами в Италии, Голландии и Англии. И всюду его встречал восторженный приём благодарных почитателей. По заказу русского дирижёра С. Кусевицкого Равель выполняет блестящую оркестровку «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского. Всё это происходит во время работы Мориса над самым известным его произведением «Болеро». В нём композитор пытался соединить классические традиции с ритмами испанской музыки. Замысел этого произведения принадлежит знаменитой балерине Иде Рубинштейн.

Сорасположенность частей, их строгая последовательность в развитии главной темы позволили передать танцевальную стихию испанской музыки. Знаменитая русская балерина Анна Павлова включила «Болеро» в свой репертуар. В 1925 году М. Равель завершил работу над новаторским произведением «Дитя и чудеса (волшебство)». Оно было названо оперой-балетом. Наряду с традиционными инструментами впервые прозвучал, при исполнении этого произведения, инструмент композитора - элиофон, искусно имитирующий порывы ветра.

В 1932 году Равель вновь совершает турне по Европе вместе с выдающейся пианисткой Маргаритой Лонг. В это же время он начинает работы над новым произведением - балетом «Жанна д"Арк». Однако попадает в автомобильную катастрофу, и работа прекращается. Начиная с 1933 года Равель страдал от серьёзного неврологического заболевания, ставшего, возможно, последствием черепно-мозговой травмы, которую он получил в автокатастрофе. Последним произведением тяжело больного композитора было «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот». Они были написаны для русского певца Ф. И. Шаляпина.

Лучшие дня

Венсан Кассель: "Я человек света, а не тьмы"

Французский композитор-импрессионист Морис Равель – один из представителей мировой музыкальной культуры первой половины ХХ века.

Родился Жозеф Морис Равель 7 марта 1875 года в южной части Франции, в небольшом городке Сибур. Музыкальные способности Равеля обнаруживаются в раннем детстве, и в возрасте семи лет он занимается игрой на фортепиано. Для того, чтобы будущий композитор больше практиковался в игре на пианино, его родители “подкупали” Мориса, выплачивая по 6 су за каждый час занятий. Быть может, именно благодаря этим родительским хитростям в 1889 году Морис поступает в подготовительный класс игры на фортепиано в Парижскую консерваторию.

Во время учёбы в консерватории Морис пишет несколько произведений, таких как «Старинный менуэт» и фортепианная «Павана на смерть инфанты». Там же он знакомится с испанским пианистом Р. Виньесом, который первым исполняет его сочинения.

В 1901 году Равель делает попытку завоевать Римскую премию, но терпит неудачу. Участие в конкурсе 1902 и 1903 годов также не увенчалось успехом.

С 1905 года Морис Равель приобретает широкую известность в Париже как музыкант-новатор. Известность его растет с каждым днём, сочинения исполняются повсеместно. И несмотря на поражение в Риме, композитор чувствует себя победителем в глазах музыкального и интеллектуального общества.

На протяжении следующих нескольких лет Равель путешествует по странам Европы и Северной Америки, где выступает как пианист, исполняя свои произведения.

Во время Первой мировой войны (1914 – 1918 годы) Морис становится добровольцем действующей армии. В 1917 году в память о погибших друзьях сочиняет фортепианную сюиту «Гробница Куперена».

С 1928 года гастролирует в США.


Морис Равель – реформатор музыки XX века

Наиболее значительные сочинения, с которыми Морис Равель выступает: оперы «Испанский час», «Дитя и чудеса»; балеты «Дафнис и Хлоя», «Ночной Гаспар»; поэма «Вальс».

В 1933 году композитор попадает в автомобильную катастрофу, и в результате полученной травмы у него развивается опухоль мозга. В связи с прогрессирующей болезнью Морис прекращает свою творческую деятельность.

В 1937 году ему делают сложнейшую операцию, однако она проходит неудачно, и композитор умирает на 62 году жизни.

Похоронен Равель в пригороде Парижа на кладбище Леваллуа-Перре.

На сегодняшний день Морис Равель является самым финансово-успешным композитором, которого когда-либо рождала Франция. Его музыка по-прежнему приносит несколько миллионов долларов в год в виде авторских отчислений.

Джазовые музыканты Гил Эванс и Майлз Дэвис называли «Фортепианный концерт соль мажор” М. Равеля в исполнении А. Б. Микеланджели (запись 1957 года) одним из своих самых любимых музыкальных произведений.

Равель сочинил свой знаменитый фортепианный концерт Ре мажор для левой руки по поручению Павла Витгенштейна, австрийского пианиста, потерявшего правую руку во время Первой мировой войны. К сожалению, Витгенштейну не понравилась финальная композиция, и он изменил свое мнение об этом только после смерти Равеля. Работа, однако, с тех пор стала одной из основных в его концертном репертуаре.

Равель сочинил два фортепианных концерта одновременно, начав в 1929 году и закончив оба в течение двух лет. Но что еще более примечательно, так это то, что эти два концерта совершенно контрастны по стилю и настроению.

Основные сочинения Мориса Равеля:

  • «Старинный менуэт»
  • «Павана на смерть инфанты»
  • «Испанский час»
  • «Ночной Гаспар»
  • «Дафнис и Хлоя»
  • «Могила Куперена»
  • «Дитя и чудеса»