Библиотечный урок по литературе Литературная гостиная, посвящённая творчеству Астрид Линдгрен «Волшебница, которая живет везде. «С книжкой вприпрыжку» или День непосед с героями Астрид Линдгрен Сценарий мероприятия к юбилею линдгрен



В декабре 1926 года у нее родился сын Ларс. Денег не хватало, и ей пришлось отдать сына в Данию в семью приемных родителей. В 1928 году она получила работу секретаря в Королевском автоклубе, где познакомилась Струне Линдгрентом. Они поженились в апреле 1931 года, и после этого Астрид смогла забрать Ларса домой, а через три года у нее родилась дочь Карин. Астрид стала домохозяйкой - весь час она занималась своими детьми. В декабре 1926 года у нее родился сын Ларс. Денег не хватало, и ей пришлось отдать сына в Данию в семью приемных родителей. В 1928 году она получила работу секретаря в Королевском автоклубе, где познакомилась Струне Линдгрентом. Они поженились в апреле 1931 года, и после этого Астрид смогла забрать Ларса домой, а через три года у нее родилась дочь Карин. Астрид стала домохозяйкой - весь час она занималась своими детьми.


Именно тогда писательница и написала сказку о Пеппи Длинный чулок. Это произошло в марте 1944 года, когда Астрид Линдгрен вывихнула ногу. Вот так и «родилась» - первая героиня – рыжеволосая веселая девочка на имя Пеппи. Астрид Линдгрен придумала еще много новых и интересных героев. Это любимый всеми детьми всего мира Карлсон, и его верный друг Малыш, и еще много друг героев…




А.Линдгрен за всю свою жизнь заработала один миллион, но она не тратила этих денег на себя, а отдавала эти деньги на благотворительность. Скромная в быту, она в свободное время брала участие в общественной жизни Швеции. Она добилась перемен в законе о налогах, который доставлял неудобства жителям Швеции, способствовала приятию закона о защите животных и часто выступала о защите природы. Сегодня писательница больше известна своими персонажами «Карлсон который живет на крыше» и «Пеппи Длинный чулок». Книги А.Линдгрен переведены на 85 языках и выдано больше чем в 100 странах. Астрид Линдгрен умерла 2002 году на 94-ом году жизни.








О девочке Пеппи вы знаете мало, то мы будем говорить как вы думаете о ком … правильно, о самом замечательном персонаже, которого любит весь мир. Может кто читал, смотрел мультфильмы, фильмы, ходил на спектакли? Ребята вы когда ни будь слышали или читали, как сама писательница рассказывала о своем герои. Нет, тогда слушайте. Как к ней в первые «прилетел» Карлсон: «Я увидела его, точнее, сперва услышала как-то ночью, когда меня мучила бессонница. А потом он влетел в комнату, сел на кровать и спросил, где можно найти Малыша. Я протерла глаза –нет, это не сон, на моей кровати сидел маленький, толстенький мужичок с пропеллером на спине и кнопкою на животе. Ты кто? – спросила я. – Почему ты ко мне прилетел?»- «Я лучший в мире Карлсон, который живет на крыше, - говорил он. А прилетел я к тебе потому, что ты написала книжку о Пеппи Длинный чулок».

  • развивать устойчивый интерес к творчеству Астрид Линдгрен, мотивацию к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умения сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях;
  • расширять кругозор детей, пополнять словарный запас;
  • воспитывать у учащихся любовь к чтению.

Оборудование: выставка книг А. Линдгрен, портрет, игрушка Карлсон, эмблемы, иллюстрации к произведениям, магнитофон, кассета, подарки для награждения, кроссворд, видеомагнитофон, видеокассеты, пазлы, грамоты.

Ход мероприятия

Ведущий: Дорогие ребята! Нашу игру-викторину я начну с загадки о сказочном герое.

Прилетел сюда проказник,
Выдумщик и фантазер.
Он и нянька, он и мастер,
И художник, и актер.
Любит он торты и плюшки,
Горы сладостей, конфет,
А ребятам, приземлившись,
Шлет большой - большой привет!

Ученики: Это Карлсон!

Звучит песня "Карлсон".

Ведущий: Ребята, а кто написал произведение "Малыш и Карлсон, который живет на крыше"?

Ученики: Это произведение написала шведская писательница Астрид Линдгрен.

Ведущий: Сегодня мы проводим литературную игру "Астрид Линдгрен и ее герои". В этой игре принимают участие 3 команды. Попрошу команды представиться.

1 команда: "Искатели".

Девиз: "Копаем, ищем и бродим не зря -
Нам тайны дивные открыть пора".

2 команда: "Конопатики".

Девиз: "Конопатым и курносым
Никогда не вешать носа".

3 команда: "Почемучки".

Девиз: "В любой вопрос суем свой нос".

Представляю жюри.

Ведущий: Начинаем первый конкурс - разминку. Ребята, вы должны были дома познакомиться с биографией шведской писательницы Астрид Линдгрен. Сейчас я буду задавать по очереди вопросы каждой команде.

1. Назовите дату и место рождения шведской писательницы.

Ученики: Астрид Анна Эмиль Эриксон родилась 14 ноября 1907 года на хуторе Нас, недалеко от городка Виммербю, в фермерской семье.

2. Как звали ее родителей?

Ученики: Папу звали Самуэль Август, а маму - Ханной.

3. Сколько детей было в семье Эринссон?

Ученики: В семье было четверо детей: Стина, Астрид, Ингегерд и брат Гуннар. Астрид стала вторым ребенком.

4. Какое детство было у писательницы?

Ученики: Сама писательница всегда называла свое детство счастливым. В нем было много игр и приключений. Именно оно служило источником вдохновения для ее творчества.

5. Чем в детстве была окружена Астрид?

Ученики: В детстве Астрид была окружена фольклором. Многие шутки, сказки, истории, которые она слышала от отца или от друзей, легли потом в основу ее собственных произведений.

6. Кто же из окружающих приобщил ее к удивительному, волнующему миру, в который можно было попадать, читая сказки?

Ученики: Кристин, с которой дружила Астрид, приобщила ее к удивительному волнующему миру.

7. Где работала Астрид после школы?

Ученики: После школы в возрасте 16 лет, Астрид Эриксон начала работать журналистом в местной газете.

8. Сколько произведений написала Астрид Линдгрен?

9. Как называлось ее первое произведение и кому оно было посвящено?

Ученики: Самую первую большую сказу "Пеппи Длинный чулок" Астрид Линдгрен написала в подарок дочери в 1944 году.

Ведущий: Когда дочке Карин исполнилось семь лет, она тяжело заболела и пролежала в постели несколько месяцев. Каждый вечер девочка просила у матери что-нибудь ей рассказать. Писательница вспоминала: "Однажды, когда я не знала, о чем повествовать, она сделала заказ - О Пеппи Длинный чулок. Я не спросила, кто это, и начала рассказывать невероятные истории, которые соответствовали бы странному имени девочки".

10. Писала ли Астрид Линдгрен для взрослых?

Ученики: Астрид Линдгрен писала только для детей.

Ведущий: Шведская писательница не раз повторяла: "Не хочу писать для взрослых!". Эти слова стали кредо ее жизни и творчества. Она хотела писать только для детей, потому что абсолютно разделяла точку зрения замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, что все люди родом из детства.

11. На сколько языков были переведены ее произведения?

Ученики: Многие ее произведения были переведены на 70 с лишним языков и изданы более чем в 100 странах.

12. Какие Астрид Линдгрен имела награды?

Ученики: Астрид Линдгрен награждена медалью Нильса Хольгерссона, орденом Улыбки, самой главной наградой сказочников - Международной золотой медалью Х. К. Андерсена (1958г.).

Ведущий: Помимо наград, присуждаемых сугубо детским писателям, Линдгрен получила и ряд премий для взрослых авторов, в частности, учрежденную Датской академией медаль Карен Бликсен, российскую медаль имени Льва Толстого, чилийскую премию Сельмы Лагерлеф.

В 1969 году писательница получила Шведскую государственную премию по литературе. Ее достижения в области благотворительности были отмечены Премией мира немецкой книготорговли за 1978 год и медалью Альберта Швейцера за 1989 год (присуждается американским Институтом улучшения жизни животных).

Писательница скончалась 28 января 2002 года в Стокгольме. Астрид Линдгрен относится к наиболее известным в мире детским писателям.

В Швеции она стала живой легендой, поскольку развлекала, воодушевляла и утешала не одно поколение читателей, участвовала в политической жизни, изменяла законы и заметно повлияла на развитие детской литературы.

Многие книги А. Линдгрен экранизированы.

2 конкурс: "Какие книги Астрид Линдгрен вы читали?"

Команды по очереди называют произведения:

"Три повести о Малыше и Карлсоне", "Пеппи Длинный чулок", "Рони, дочь разбойника", "Приключения Эмиля из Леннеберги", "Мы все из Бюллербю", "На острове Сальткрока", "Мио, мой Мио", "Приключения Калле Блюмквиста", "Расмус - бродяга", "Мирабель", "Крошка Нильс Карлсон", "Братья Львиное сердце", "Мадикен и Пимс", "Нет в лесу никаких разбойников".

3 конкурс: "Из каких произведений взяты строки?"

1. Она вздумала было поучить танцевать лошадь, но вместо этого поползла на четвереньках в чулан и накрылась там ящиком, - это называлось играть в сардины:

Ученики: "Пеппи Длинный чулок".

2. "Начинало смеркаться, и все вокруг выглядело очень красиво: небо было таким синим, каким бывает только весной; дома, как всегда в сумерках, казались какими-то таинственными. Внизу зеленел парк:, а от высоких тополей, растущих во дворе, поднимался чудесный, острый запах листвы.

Этот вечер был прямо создан для прогулок по крышам".

Ученики: "Карлсон, который живет на крыше".

3. "Но сейчас Великого Мумрика не было ни в одном из указанных тайников. Он находился совсем в другом месте. И одной из основных причин, почему в этот жаркий июльский день вновь вспыхнула война Роз, было как раз то, что Алым не терпелось точно узнать, где находится тайник. А имея заложником вождя Белых Роз, выведать это, пожалуй, не так уж трудно".

Ученики: "Приключения Калле Блюмквиста".

4. "Насмеявшись вдоволь, мы с Юм-Юмом побежали в сад, начали кувыркаться на полянках и играть в прятки среди розовых кустов. В саду столько тайников, что нам с Бенкой в парке Тегнера хватило бы и десятой их доли. Вернее Бенке хватило бы. Ведь ясно, что мне-то не придется больше искать тайники в парке Тегнера.

Ученики: "Мио, мой Мио".

5. "Она вспомнила тот случай, когда они с Эмилем играли в индейцев и Эмиль пихнул ее в большой медный таз с брусничным вареньем, чтобы она стала краснокожей, как настоящая индианка".

Ученики: "Эмиль из Леннеберги".

6. "Да, гроза была такая страшная, что вся нечисть, обитавшая в лесу Маттиса, испуганно заползла в свои пещеры и потайные убежища. Одни только жестокие дикие виттры, любившие грозовую погоду больше всякой другой на свете, с воем и криком метались вокруг разбойничьего замка на горе Маттиса. Их вой и крики мешали Лувис, лежавшей во внутренних покоях замка и собиравшейся родить младенца."

Ученики: "Рони, дочь разбойника".

7. Да, Фрекен Хек - ответил Гуннар тоном, каким и положено отвечать Фрекен Хек. Особым голосом приютского ребенка, каким он говорит с директрисой или с пастором, который пришел с инспекцией и спрашивает, нравится ли детям ухаживать за садом. Или когда приходят родители деревенских ребятишек и спрашивают, почему отлупили их сына, который кричал кому-то на школьном дворе: "Приходской босяк!". А приходскому надлежит отвечать таким вот голосом, покорным и вежливым, потому, что так велят ему Фрекен Хек, пастор и прочее начальство".

Ученики: "Расмус - бродяга".

8. "В конце концов я пошла в мой собственный огородик за домом и посадила там зернышко, которое мне подарили. Потом я пошла за своей маленькой лейкой и как следует полила землю, в которую посадила зернышко.

Я каждый день ходила поливать семечко и сгорала от любопытства - что же из него вырастет. Я думала, может, это будет розовый куст или еще что-нибудь красивое. Но никогда не смогла бы я отгадать, что это будет на самом деле".

Ученики: "Мирабель".

9. "В кухне на столике для мытья посуды, лежала старая, отслужившая свой век, зубная щетка. Бертиль взял ее и отломил ручку. Потом он заглянул в посудный шкаф. Там была маленькая - премаленькая чашечка - мама подавала в ней желе. Бертиль налил в чашечку теплой воды из кастрюли и положил туда кусочек мыла. Затем оторвал маленький уголок от тряпки, которая лежала в чулане. Все это он, как обычно, сложил возле крысиной норки".

Ученики: "Крошка Нильс Карлсон".

4 конкурс "Домашнее задание".

Инсценирование произведений А. Линдгрен:

"Пеппи Длинный чулок" - 1 команда;

"Крошка Нильс Карлсон" - 2 команда;

"Малыш и Карлсон, который живет на крыше" - 3 команда.

5 конкурс "Узнайте произведение по рисунку".

Ведущий показывает рисунки командам. Они узнают произведения А. Линдгрен.

Следующий конкурс - конкурс капитанов .

Аукцион "Самый - самый".

Капитаны выходят к доске и по очереди называют все занятия, по которым Карлсон является "Лучшим в мире специалистом".

Карлсон - лучший в мире: летун, специалист по паровым машинам, рисовальщик петухов, строитель, мастер скоростной уборки комнат, собаковод, фокусник, друг, истребитель пирожных, привидение, ночной проказник, специалист по храпу, поедатель блинов, бегун, специалист по тефтелям, отыскиватель полотенец, укротитель домомучительниц, присмотрщик за детьми, мастер по проказам, охотник за спутниками, рисовальщик лисиц и т. д.

Ведущий: А сейчас давайте немного с вами отдохнем и поиграем в игру "Эхо". А проведет эту игру Пеппи Длинный чулок.

Пеппи Длинный чулок: Ребята, вы будете моим ЭХОМ. Отвечайте на вопросы. А чтобы было веселее, еще и хлопайте в ладоши. Отвечая - два хлопка одновременно. Итак, начали!

Сколько будет дважды два? (Два! Два!)

А сто двадцать минус два? (Два! Два!)

Замечательный ответ! (Вет! Вет!)

Математикам - привет! (Вет! Вет!)

Ухо это или нос? (Нос! Нос!)

А быть может, сена воз? (Воз! Воз!)

Это локоть или глаз? (Держится за локоть). (Глаз! Глаз!)

А вот это что у нас? (Держится за нос) (Нас! Нас!)

Вы хорошие всегда? (Да! Да!)

Или только иногда? (Да! Да!)

Не устали отвечать? (Чать! Чать!)

Попрошу вас помолчать.

7 конкурс "Отгадайте кроссворд".

Каждая команда по сигналу начинает отгадывать кроссворд.

  1. Одно из любимых кушаний Карлсона. (Плюшки.)
  2. Имя собаки, которую подарили Малышу на День рождения. (Бимбо.)
  3. Как звали сестру Малыша? (Бетан.)
  4. Имя сказочницы из Швеции. (Астрид.)
  5. Название города, где проходили сказочные события. (Стокгольм.)
  6. Место обитания Карлсона. (Крыша.)
  7. Подарок Карлсону в День рождения от Малыша. (Пистолет.)
  8. Настоящее имя малыша. (Сванте.)

Ведущий: Читайте, что получилось.

Ученики: Линдгрен.

8 конкурс "Озвучивание немого фрагмента".

1 команда озвучивает фрагмент из видеофильма "Мио, мой Мио".

2 команда - "Малыш и Карлсон, который живет на крыше".

3 команда - "Пеппи Длинный чулок".

9 конкурс. Блиц опрос.

Вопросы 1 команде:

1. Назовите полное имя Пеппи Длинный чулок.

Ученики: Пеппилота - Виктуалина - Рольгардина Длинный чулок.

2. По каким дням Пеппи занималась уборкой своего дома?

Ученики: Пеппи занималась уборкой своего дома по пятницам.

3. Почему мама Эмиля решила разбить кочергой супницу?

Ученики: Эмиль залез в супницу с головой и застрял в ней.

4. Как воры Филе и Рулле залезли в квартиру Малыша?

Ученики: Открыли дверь с помощью проволоки, просунутой в щель почтового ящика.

5. Что держал в руке сын короля Страны Дальней?

Ученики: Он держал в руке яблоко.

6. Как получилось, что старый разбойничий замок превратился в два замка?

Ученики: Он раскололся пополам во время грозы в ту ночь, когда родилась Рони.

7. Что было изображено на картине, которую Пеппи нарисовала у себя дома, прямо на обоях?

Ученики: На картине была изображена толстая дама, в черной шляпе и красном платье, державшая в одной руке желтый цветок, а в другой руке дохлую крысу.

8. Как называлась песня, которую сочинил Карлсон?

Ученики: Песня называлась "Плач малютки привидения".

9. Что подарили Лизе из Беллербю на день рождения?

Ученики: Ей подарили на день рождения комнату.

10. С кем подружился Мио в Стране Дальней?

Ученики: Мио подружился с мальчиком по имени Юм-Юм и лошадкой Мирамис.

Вопросы второй команде:

1. Какими способами Эмиль предлагал вырвать зуб у служанки Лины.

Ученики: Он советовал Лине спрыгнуть с крыши или привязать зуб к лошади и пустить лошадь галопом.

2. Как Карлсон относится к неприятностям?

Ученики: "Неприятности - это пустяки, дело житейское!" - говорил Карлсон.

3. Какое новое слово придумала Пеппи?

Ученики: Пеппи придумала слово - кукарямба.

4. Какой новый вид спорта придумала Пеппи?

Ученики: Пеппи придумала новый вид спорта - задавать друг другу вопросы.

5. Как Рони и Бирк назвали лошадей, которых приручили?

Ученики: Рони и Бирк назвали лошадей Хитрюга и Дикарь.

6. Вспомните название страны, в которой папа Эфроим был негритянским королем.

Ученики: Страна называлась Веселия.

7. Сколько будет 7х7 в стране Веселии?

Ученики: 7х7=102, т. к. климат там совсем другой и земля такая плодородная, что 7х7 обязательно должно быть больше, чем у нас.

8. Из чего Карлсон построил высокую башню?

Ученики: Он построил башню из кубиков и одной тефтельки.

9. Как называлась вилла, на которой поселилась Пеппи?

Ученики: Вилла называлась "Курица".

10. Что поднял Эмиль на флагшток вместо флага в честь прибытия гостей?

Ученики: Эмиль поднял на флагшток сестренку Иду.

Вопросы 3 команде:

1. Что подарили Малышу на день рождения брат и сестра?

Ученики: Они подарили Малышу игрушечную собаку.

2. Каким образом Бирк спас Рони жизнь?

Ученики: Он сражался с подземными духами, которые приманивали Рони своим пением.

3. Сколько человечков вырезал Эмиль в дровяном сарае?

Ученики: Он вырезал ровно 365 человек.

4. Что росло у Пеппи в саду на деревьях?

Ученики: В саду на деревьях у Пеппи росли бутылки с лимонадом.

5. За что Эмилю простили все его шалости.

Ученики: Он спас жизнь Альфреду, когда в метель повез его в санях к доктору.

6. Что в переводе с негритянского означают слова "Усомбусор - мусор - филимбусор".

Ученики: Эти слова означают: Дрожите мои враги!

7. Какое лечение прописал Карлсон дяде Юлиусу?

Ученики: Он прописал ему такое лечение: щекотание, разозление, дуракаваляние.

8. Кто мучительно завидовал домоправительнице Фрекен Бок?

Ученики: Ей завидовала ее сестра Фрида.

9. Какой тайной системой сигналов пользовались Малыш и Карлсон?

Ученики: Один звонок означает: "Немедленно прилетай". Два звонка: "Ни в коем случае не прилетай". Три звонка: "Какое счастье, что на свете есть такой красивый, умный, в меру упитанный и храбрый человек, как ты, лучший в мире Карлсон!"

10. Что делали дети из Бюллербю под Рождество?

Ученики: Они насыпали в бутылку горошины и отправляли к соседям. Каждый должен был сказать, сколько в бутылке горошин. Тот, кто угадывал точнее всех, получал приз.

Ведущий: А сейчас попросим жюри подвести окончательные итоги литературной игры: "Астрид Линдгрен и ее герои".

Награждение команд грамотами.

Все участники литературной игры получают памятные подарки.

Звучит песня "Маленькая страна", музыка И. Николаева.

С 20 по 25 марта в Детской библиотеке и библиотеках-филиалах проходили мероприятия в рамках Недели детской книги .

20 марта в Детской библиотеке прошло познавательно-развлекательное мероприятие «Астероид Линдгрен, или «Звездная Астрид» . Началась встреча с знакомства с биографией маленькой Астрид, так как свой творческий путь она начала еще в школе и одно из ее сочинений было опубликовано в местной газете. Ребята совместно с библиотекарем О.В. Жулановой вспомнили такие знаменитые произведения автора, как «Пеппи Длинныйчулок», трилогию о «Малыше и Карлсоне», которая считается шедевром мировой литературы и в России это, пожалуй, самая популярная книжка. Разгадав правильно кроссворд о Малыше и Карлсоне, в итоге получили фамилию знаменитой шведской писательницы – Линдгрен. Открытием для ребят было сообщение о памятнике толстячку Карлсону, установленному в Одессе. Каждый год, в сентябре, возле него проходит празднование дня рождения Карлсона, на который приглашаются сироты из ближайших детских домов. От имени знаменитого толстячка их угощают фруктами, сладостями и, конечно, любимым блюдом Карлсона – вареньем из большой стеклянной банки.

Ребята познакомились с незнакомыми им произведениями писательницы: «Эмиль из Лённеберги», «Рони – дочь разбойника», «Мио, мой Мио», «Приключения Калле Блюмквиста», «Расмус – бродяга» и др. Мероприятие сопровождалось показом красочной презентации по творчеству А. Линдгрен и фрагментов мультипликационных и художественных фильмов, снятых по произведениям Астрид.
С интересом дети узнали, что многие произведения Линдгрен переведены на 70 с лишним языков и изданы более чем в 100 странах. Астрид Линдгрен стала первой шведкой, которой при жизни установили памятник в Стокгольме. А Российская академия наук в 1996 году обратилась к писательнице с просьбой дать согласие назвать открытый учеными астероид № 3204 ее именем и она согласилась и с улыбкой попросила ее впредь называть «Астероид Линдгрен». В конце встречи ребятам была предложена игра "Сложи слово". Разделившись на три команды, они складывали из разных частей названия известных книг Линдгрен. За хорошую работу дети получили сладкие призы.

21 марта в Детской библиотеке говорили о жизни и творчестве К.И. Чуковского, 135-летний юбилей которого отмечаем 31 марта. Участниками познавательно-игровой программы «Сказки дедушки Корнея» стали учащиеся, посещающие площадку школы № 4. Библиотекарь Е.А. Недбайлова познакомила детей с биографией и творчеством писателя. Затем, разделившись на две команды, ребята соревновались в составлении стихотворений Чуковского, которые были разделены на части и перемешаны. Ведущая называла героев сказок, а ребята угадывали, какие поступки они совершали. В конкурсе «Путаница» нужно было поменять местами буквы, чтобы получилось слово. Затем участники разгадывали кроссворды. В следующем этапе, по картинкам с разными предметами, определяли, кому из героев сказок они принадлежат. Библиотекарь зачитывала цитаты из произведений Корнея Ивановича, а ребята должны были их продолжить. За правильные ответы команды получали жетоны. По окончании всех конкурсов были подведены итоги, все участники прекрасно справились с заданиями и в качестве поощрения получили небольшие сладкие презенты.

Игра-путешествие , проводимая сотрудником Детской библиотеки И.А. Овсянкиной , «И начнёт мне бабка сказки говорить…» вводит детей в волшебный мир сказки. Чтение отрывка из стихотворения И.З. Сурикова «Детство» и демонстрация картин В.М. Максимова «Бабушкины сказки», И.Я. Билибина «Иван-Царевич и Жар-птица», В.М. Васнецова «Ковёр-самолёт» создали необходимую сказочную атмосферу.
Путешествуя по «Саду невиданной красы», ребята угадывали волшебные сказочные цветы, вспоминали названия сказок, авторов, наслаждались прекрасной музыкой П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик». Игра «Цветик-семицветик» помогла ребятам вспомнить авторские и народные сказки, для этого нужно было правильно сложить два великолепных цветка.
Отрывок из мультипликационного фильма «Винни-Пух и день забот» по сказке А. Милна не только развеселил ребят, но и послужил своеобразным мостиком между этапами игры. Сова – символ мудрости, поэтому естественно перейти к конкурсу «Что? Где? Когда?», вспомнив о мудрости и загадочности этой удивительной птицы. Ребята угадывали отрывки из сказок, пытались разгадать тайну чёрного ящика, рассматривая картинки с изображением сказочных домиков, вспоминали «кто в домике живёт». Игра сопровождалась демонстрацией книг. К сожалению, ребята, верно угадывая сказки, не всегда помнят фамилии авторов. Поэтому на последний слайд презентации были выведены обложки книг, о которых шла речь, чтобы дети лучше запомнили материал.

Когда кто-то произносит слово «заповедник», то далеко не все окружающие смогут объяснить, а что это такое? Ребята, посещающие площадку Центра творчества детей и молодёжи, на тематическом часе , проведённом сотрудником Детской библиотеки Сальниковой О.В. в рамках проекта «Заповедная земля» , научились разбираться в этом понятии.
Они узнали, что заповедник – это часть суши или акватории (моря, озера, реки), где люди решили сохранить природные условия такими, какими они бывают без вмешательства человека, что на территории заповедника запрещена всякая хозяйственная деятельность: строительство, прокладка дорог, вырубка леса, охота, рыбалка, даже сбор грибов и ягод. С удивлением узнали ребята, что уже в первобытные времена у многих племён в обычае было делать какую-либо территорию недоступной для охоты, жилья и даже посещений «обычными людьми». На эту территорию накладывалось своеобразное табу – нельзя! Правда, запрещали не для того чтобы сохранить нетронутым кусочек природы, а из-за религиозного культа, обычаев племени...
Поразила ребят информация о том, что в настоящее время в мире существует более тысячи заповедников, национальных парков и около 70 тысяч охраняемых территорий. Если говорить о России, то на сегодняшний день в нашей стране насчитывается 110 заповедников, больших и малых, всемирно известных и тех, чья известность не простирается дальше родного края. Много это или мало? На первый взгляд – много, но с другой стороны, общая площадь заповедников составляет чуть больше 1 % от территории нашей страны.

Уже стало традицией заканчивать Неделю детской книги конкурсной программой «Читатель года». Мероприятие состоялось 25 марта , в нём приняли участие читатели младшего школьного возраста, которым предстояло пройти несколько этапов конкурсной программы, состоящей из разминки, отборочного тура и основного конкурса. Все этапы объединяла тема литературных героев любимых детских книг.
В разминке участвовали все желающие, отвечая на вопросы викторины «Из чего состоит книга» и состязаясь в игре под названием «Что любит книжка». Отборочный тур также включил всех ребят, пришедших на мероприятие – 15 человек и состоял из 3-х конкурсов: «Сказочная мозаика», «Литературный калейдоскоп» и «Загадки о волшебных предметах». Дети вспоминали сказки по предложенным сюжетам, перечисляли героев произведений, называемых ведущей Л.В. Шелепневой , по иллюстрациям находили отгадку-предмет. За каждый правильный ответ ребята получали жетоны, по количеству которых определились участники основного конкурса.
За первым заданием, во время которого каждый участник должен был представить себя и рассказать о своих увлечениях, последовало ещё шесть литературных испытаний в виде викторин, шарад, ребусов, игр и кроссвордов. Напряжённая борьба выявила победителей среди юных книгочеев. Призовые места нынешних лучших читателей года распределились следующим образом:
Гран-при завоевала Кухтинова Ангелина , 1 место занял Турлевский Лука , 2 место досталось Иванову Михаилу , в борьбе за 3 место победил Целин Кирилл. Примечательно, что все нынешние призёры учатся в школе № 4. В качестве подарков победителям традиционно вручены замечательные книги.

Торжественное открытие Недели детской книги «В стране Фантазий и Проказ, и озорных Затей» в библиотеке-филиале № 1 прошло 20 марта . Мероприятие началось с презентации всех мероприятий, которые планировали провести в библиотеке во время весенних каникул. Далее провели литературную викторину по произведениям детских писателей о героях-путешественниках. Ребята вспомнили произведения А. Волкова «Волшебник изумрудного города», Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес», Н. Носова «Незнайка на луне» и др. Посетители приняли участие в разнообразных познавательных и весёлых конкурсах: «Портрет сказочного героя», «Самый любознательный», «Посвящение птице» и др.
Юные читатели познакомились с новинками детской литературы, посетили выставку работ участников экологического конкурса рисунков и поделок «Пернатые друзья» и проголосовали в номинации «Приз зрительских симпатий».
В течение Недели библиотекари провели обзор книжной выставки «Главная фишка – умная книжка». Ребята познакомились с новыми книгами из серий «Великие русские путешественники», «Энциклопедия великих людей» и «Детям о великих людях».
25 марта провели игру–викторину «Старые новые сказки». Русские народные и авторские сказки знакомят ребят с культурой, обычаями, они являются бездонным кладезем для создания мультфильмов для детей всех возрастов. Самые маленькие читатели – воспитанники подготовительной группы детского сада, совершили сказочное путешествие вместе с библиотекарями. Но прежде чем отправиться в путь, ребятам предстояло пройти испытание на смекалку и сообразительность, с которыми они легко справились. Дети побывали на солнечной полянке загадок, затем оказались в дремучем лесу возле избушки на курьих ножках - вспомнили все сказки, где героиней является Баба Яга.
Мероприятие сопровождалось яркой красочной презентацией. Разгадать все вопросы викторины, отыскать нужные волшебные предметы, ребятам помогли находчивость и внимательность. В библиотеке была оформлена книжная выставка «Мир добрых сказок».

27 марта состоялось торжественное закрытие Недели детской книги, провести которое библиотекарям помогли ученицы 9 класса школы № 5. Участники мероприятия путешествовали с литературными героями: Сказкой, Золушкой, Буратино и Котом в сапогах по Стране весёлого детства, а отрицательные герои сказок всех запутывали и мешали. Для того, чтобы всё вернуть на свои места, дети разгадывали загадки о героях сказок, играли в игры «Я, ты, он, она», «Звёздный дождь». В заключение прошло награждение лучших читателей библиотеки.

Обзор творчества писательницы Астрид Линдгрен

За месяц до юбилея учащимся было предложено почитать книги автора. Подготовить творческие работы: рисунки, составление и разгадывание кроссвордов.


«В наши дни чудес, можно сказать, в литературе не бывает. Но шведка Астрид Линдгрен - это чудо. Её детские книжки полны такой чистой, такой чарующей поэзии, которую крайне редко встретишь в современных романах и рассказах.
(Немецкая газета в год получения А. Линдгрен медали имени Андерсена (1959)

Писательница Астрид Линдгрен прожила почти целый век.
В Швеции Линдгрен стала живой легендой, она развлекала, воодушевляла, утешала не одно поколение читателей. Она участвовала в политической жизни, изменяла законы и заметно повлияла на развитие детской литературы.
В 1958 году Линдгрен наградили медалью Ханса Кристиана Андерсена, которую называют Нобелевской премией в детской литературе.
А. Линдгрен получила множество наград:
Золотую медаль шведской академии
Орден Улыбки
Медаль Нильса Хольгерсона
Премию мира
Чилийскую премию Габриэлы Мистраль
Российскую медаль им. Льва Толстого
Шведскую премию Сельмы Лагерлёф
Медаль Альберта Швейцера от американского института улучшения жизни животных
Премию имю Льюиса Кэрролла
Награды ЮНЕСКО
Серебряного Медведя за фильм «Рони – дочь разбойника».
В 1994 году Линдгрен вручили альтернативную Нобелевскую премию за её вклад в борьбу за права детей и животных.
Российская академия наук в 1996 году обратилась к писательнице с просьбой дать согласие назвать открытый учеными астероид №3204 её именем. Она дала согласие и попросила её впредь называть «Астероид Линдгрен».
В 1997 году, в год её девяностолетия, Швеция назвала писательницу «Человеком года»


Астрид Анна Эмилия Эриксон родилась 14 ноября 1907 года на юге Швеции в семье фермеров.
В семье царила любовь, детские игры и шалости, за которые детей никогда не наказывали.
Линдгрен вспоминала: «Мы играли сутра до вечера…Чем вообще было бы детство всех детей на свете, если бы в их жизни не было игр?!»

"Я не хочу писать для взрослых...
…Я хочу писать для таких читателей, которые способны творить чудеса. А чудеса творят дети, когда читают книги. Они берут наши убогие мысли и слова, они вселяют в них жизнь и блеск…»


Творчество Линдгрен, а она автор свыше 35 книг, проникнуто фантазией, юмором и любовью к детям.
В своих книгах она писала о детях забавных и весёлых, печальных и находчивых, говорили о том. Что детям и взрослым будет хорошо только тогда, когда они будут любить друг друга.




Всё началось с того, что на улице Стокгольма выпал снег. И самая обыкновенная домашняя хозяйка по имени Астрид Линдгрен поскользнулась и повредила ногу. Лежать в постели оказалось скучно, и фру Линдгрен решила написать книгу. Не для печати, разумеется. Фру Линдгрен писала книгу для дочки и…ещё одного ребёнка. Той самой девочки, которой была она.
Ну а потом… потом настойчивый ребенок уговорил свою маму послать повесть в издательство. Так появилась на свет первая героиня Астрид Линдгрен – рыжеволосая весёлая девчонка, бесстрашная, наделенная удивительным даром фантазии, обладающая огромной физической силой.

В России, пожалуй, самый популярный герой Линдгрен – Карлсон. О нём написаны три повести: «малыш и Карлсон, который живёт на крыше» (1955), «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» (1962) и «Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять» (1968).
«Я увидела его, вернее, сперва услышала как-то ночью, когда мне не спалось. Не спалось, может быть, потому, что долго жужжало что-то за окном. А потом он влетел в комнату, сел на кровать и спросил, где найти Малыша. Я протёрла глаза - нет, это не сон: на моей кровати сидел маленький толстый человечек с пропеллером на спине и кнопкой на животе. «Кто ты? - спросила я.- Почему ты ко мне прилетел?» «Я лучший в мире Карлсон, который живёт на крыше, ответил он, а прилетел я к тебе потому, что ты написала интересную книжку про Пеппи Длинный Чулок.


Жил-был принц Мио, которого обижали все кому не лень. И удивляться тут нечему, ведь он был сирота и понятия не имел о своем высоком происхождении.
Но однажды он оказался в стране Дальней, которой правил его отец. Однако страшный рыцарь Като решил захватить прекрасную страну, и только Мио было под силу избавить ее от такой напасти.

Эта повесть о детстве написана на библиографическом материале. Действие происходит в небольшом провинциальном городке и маленькой деревне в начале прошлого века. С Мадикен случаются необыкновенные приключения. Она спасается на берёзе от пары бычков, возвращается с праздника встречи весны в одной сандалии, спасает свою маленькую сестрёнку Кайсу от сумасшедшего старика Линдквиста.


До чего же тоскливо было в приюте! Одна надежда – приедут когда-нибудь важные господа и заберут Расмуса к себе домой. Если тот им, конечно, сумеет понравиться.
Но Расмус решил не ждать милости от судьбы, а удрав из приюта, самостоятельно отправиться на поиски родителей...

14 ноября исполнилось 110 лет со дня рождения шведской писательницы Астрид Линдгрен. Кто читал её книги, знает, что они отражают детство каким-то особенным сказочным образом. Октябрьская библиотека провела игру поле чудес по книге Линдгрен «Малыш и Карлсон». Были зашифрованы слова: Карлсон, Плюшки, Бимбо, Сванте, Марки. В финал игры вышли Яна Андрющенкова, Матвей Денисюк, Алёна Конорова. Победила Яна Андрющенкова. Любовь Владимировна познакомила ребят с книгой Л. Линдгрен «Мы все из Бюллербю». Это история о детях, живущих в деревушке Бюллербю в Швеции, в которой всего три дома и в каждом из них живут дети. Книга рассказывает о простой сельской жизни, о буднях шведских ребятишек, о радостях и горестях, о праздниках и приключениях, об отношениях детей между собой и взрослыми. Были зачитаны рассказы из книги «Вечер с переодеваниями» и «В гостях у водяного». Затем прошла игра-затея «Веселые подарки», где на карточках были написаны слова «Предмет», «Действие». Если слова совпадают, то выигран подарок. На сообразительность и находчивость была проведена викторина «Приз за внимание». Активно и весело ребята играли в подвижные игры. Завершилось мероприятие чаепитием.

14 ноября в Кадинскую библиотеку на заседание «Литературной гостиной» были приглашены читатели младшего и среднего школьного возраста. Заседание было посвящено жизни и творчеству Астрид Линдгрен.

Начиналось мероприятие с виртуального путешествия на Скандинавский полуостров.

Татьяна Николаевна рассказала о суровом северном крае, о том, как живут и чем занимаются люди, населяющие полуостров, какова природа и обитатели животного мира.

Ребята узнали, что люди там выносливы, проворны, сильны и находчивы, трудолюбивы и умелы. С шести лет детей приучали к работе - помогали убирать урожай, старшие смотрели за младшими. Таких развлечений как театр, кино, телевизор - не знали, зато много проводилось праздников зимой и летом.

Таковыми были и родители писательницы, такой и была Астрид.

Школа, училище с хорошими оценками, работа в газете. Она в то время была единственной женщиной журналисткой. Творческая деятельность началась с коротких сказок. Книга «Пеппи Длинный Чулок» имела огромный успех, за свой труд Астрид была удостоена высоких наград не только в Швеции, но и за рубежом.

Далее Татьяна Николаевна загадывала загадки, провела викторину по произведениям писательницы, поиграли в игру «Эхо». Закончилось заседание чаепитием, веселыми шутками и песнями. Ведь, что больше всего на свете любил Карлсон, всеми любимый персонаж? Правильно… Пошалить.

Много интересного узнали ребята не только о писательнице Астрид Линдгрен и её произведениях, о родине - стране Швеции, но и о других странах, которые расположены на Скандинавском полуострове.

17 ноября в школе с учениками 4 классов библиотекари детской библиотеки провели интерактивную викторину «Смешной человечек на крыше живет», по всеми любимому произведению «Малыш и Карлсон».

Девчонки и мальчишки познакомились с автором книги Астрид Линдгрен из рассказа библиотекаря Марии Николаевны Печкуровой. Оказывается, она была наделена редким даром - в ее душе до самых преклонных лет жил ребенок, и сама она оставалась такой же, какой была во времена своего детства - открытой, доброй, любознательной, с богатым воображением. Мир детства - источник всего творчества Линдгрен. Идею "Карлсона, который живет на крыше" подсказала дочь. Астрид обратила внимание на смешной рассказ Карин о том, что, когда девочка остается одна, к ней в комнату через окно влетает маленький веселый человечек, который прячется за картину, если входят взрослые. Так появился Карлсон - красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил.

После знакомства с автором, ученики сразились в поединке на лучшее знание веселой книги «Малыш и Карлсон». Викторина сопровождалась яркой иллюстрированной презентацией, которая помогла ребятам окунуться в сказку. Ребят ждали неожиданные вопросы и необыкновенные встречи с героями. Чтобы разгадать викторину понадобилось упорство, смекалка, ну, и конечно, знание книги!

Самые активные получили памятные подарки.

В Барсуковской библиотеке прошла литературная ярмарка "В волшебной стране Астрид Линдгрен". В начале мероприятия библиотекарь Наталья Викторовна показала презентацию «Волшебный мир А. Линдгрен» из, которой дети узнали интересные факты о жизни и творчестве писательницы.
Затем все дружно отправились в виртуальное путешествие по знаменитому музею сказок Астрид Линдгрен Юнибаккен, где живут персонажи шведских сказок. Так же вспомнили самые известные произведения любимой писательницы, «Три повести о Малыше и Карлсоне», «Пеппи Длинный чулок», «Рони, дочь разбойника», «Мы все из Бюллербю» и другие.
После полученных знаний ребята отвечали на вопросы викторины. Лучше всех показали свои знания Никита Болотнов и Константин Дрейман.
В заключении мероприятия все дружно посмотрели мультфильм «Малыш и Карлсон».