А. М. Родченко – В. Ф. Степановой. Лаконичный ссср родченко (много фото) Гении дизайна серия про родченко

Родченко называли в середине XX века гением советской пропаганды. Он был талантливым, креативным мастером. Александр Родченко стоял у истоков авангарда в СССР. Именно он задал новейшие стандарты рекламы и дизайна, разрушил старые представления о графике, плакатах, создал в этом направлении новый курс. За всеми сторонами этой творческой личности стоит такая грань, как фотография, и не все об этом знают. Родченко умел ловить интересные моменты и создавать неповторимые шедевры.

Больше чем фотограф

В 20-е годы начал создавать свои первые работы-фотографии Александр Родченко. Фотографом он был уникальным. В то время работал в театре художником-дизайнером. У него появилась необходимость фиксировать работы на пленку, так он и открыл для себя новое искусство, которое полностью его увлекло и очаровало. Главным вкладом Александра Родченко в развитие фоторепортажного жанра были первые многократные съемки человека в действии. Так он собирал документально-образные представления о моделях. Его необычные фоторепортажи публиковались во всех популярных центральных изданиях: в журналах "Огонек", "Пионер", "Радиослушатель", "30 дней", в газете "Вечерняя Москва".

Александр Родченко. Фотография - искусство

Визитной карточкой фотографа Родченко стали снимки, выполненные с разных ракурсов (ракурсные). С этими снимками мастер вошел в историю. Сделаны изображения под непривычным восприятию углом, зачастую с неповторимой необычной точки. Ракурс в определенной степени искажает, изменяет восприятие обычного предмета. К примеру, фото, сделанные художником с крыш, динамичны настолько, что кажется, будто изображение начнет вот-вот шевелиться. Неудивительно, что такая серия снимков впервые была опубликована именно в журнале "Советское кино".

Родченко задал такие каноны в фотоискусстве, которые заняли почетное место в современных учебниках по фотографии. Так, например, выполняя серию портретов Маяковского, фотограф полностью отошел от стандартов обычной павильонной съемки. Но в 30-х годах некоторые его эксперименты показались властям слишком смелыми. Фотография с нижней точки знаменитого "Пионера-трубача" некоторым показалась буржуазной. Мальчик в этом ракурсе был похож на этакого "откормленного" мальчиша-плохиша. Художник здесь не вошел в рамки пролетарской фотографии.

Александр Родченко, биография

В 1891 году в Санкт-Петербурге в простой, незнатной семье родился Александр Родченко. Отца звали Михаилом Михайловичем (1852-1907), он служил театральным бутафором. Мать, Ольга Евдокимовна (1865-1933), работала прачкой. По сложившимся обстоятельствам семья в 1902 году перебирается на постоянное место жительства в город Казань. Здесь и получил свое первое образование Александр в Казанском приходском начальном училище.

Александр Родченко (СССР, 1891-1956) был членом общества "Живскульптарх" с 1919 года. В 1920-м являлся участником группы по разработке Рабиса. В 1920-1930-е годы был преподавателем в должности профессора на металлообрабатывающем и деревообделочном факультетах. Учил он студентов проектировать многофункциональные предметы, добиваться выразительных форм за счет выявления особенностей конструкции.

Фотодеятельность

В 20-е годы Родченко активно занимается фотографией. Для иллюстрирования в 1923 г. книг Маяковского "Про это" он применил фотомонтаж. С 1924 года стал известен своими психологическими портретами друзей, близких и знакомых ("Портрет матери", Маяковского, Третьякова, Брика). В 1925-1926 годах опубликовал ракурсные снимки из серии "Дом Моссельпрома", "Дом на Мясницкой". Публиковал статьи про фотоискусство, где пропагандировал документальный взгляд на окружающий мир, отстаивал необходимость использовать новые методы, освоение различных точек зрения (нижние, верхние) на фото. Участвовал в выставке в 1928 году "Советская фотография".

Знаменитым мастером фотографии Александр Родченко стал благодаря применению различных ракурсов в фотосъемке. В 1926-1928 годы работал художником-постановщиком в кинематографе ("Москва в Октябре", "Журналистка", "Альбидум"). В 1929 г. по пьесе Глебова он оформил спектакль "Инга" в Театре Революции.

30-е годы

Александр Родченко, творчество которого словно раздваивается в 30-е годы, с одной стороны, занимается агитпропагандой соцреализма, с другой - старается сохранить собственную свободу. Символом ее становятся фоторепортажи о цирке, созданные в конце 30-х годов. Возвращается он в этот период и к станковой живописи. В 40-е годы Родченко пишет декоративные композиции, выполненные в абстрактном экспрессионизме.

30-е годы знаменуются переходом от ранних всесторонних работ к конкретному творчеству советского пропагандизма, которые полностью проникнуты революционным энтузиазмом. В 1933 году фотохудожника командировали на стройку Беломорканала, где он сделал множество репортажных снимков (около двух тысяч), но известно сейчас только тридцать.

Позже совместно с супругой Степановой были оформлены альбомы "Первая конная", "15 лет Казахстану", "Советская авиация", "Красная Армия". С 1932 года Родченко был членом Союза художников. В 1936-м принимал участие в выставке мастеров советского фотоискусства. Регулярно с 1928 года отсылал свои работы на выставки в салоны Франции, США, Великобритании, Испании и других стран.

Александр Родченко, вспоминая свое детство, рассказывает, что когда ему было 14 лет, он с грустью писал в своем дневнике о неопределенности в жизни. Его направили учиться медицине, а он с тоской мечтал стать настоящим художником. В конце концов в 20 лет Александр бросил медицину и поступил учиться в художественную школу. В 1916 году он будет призван в армию, и все-таки занятия медициной пойдут ему на пользу. Он будет назначен заведующим хозяйства санитарного поезда вместо отправки на фронт.

В 20-е годы Родченко совместно с супругой организовал творческий союз. Разрабатывали они "новый быт", совмещали множество художественных техник и искусств. Вместе спроектировали новую модель одежды - сейчас это комбинезон. Он предназначался для того, чтобы скрывать гендерные различия между поколениями будущего, восхвалять трудовую активность советского человека. В 1925 году в жизни мастера состоялась первая и последняя поездка за границу, его отправили в Париж. Там он оформлял отдел СССР при проведении Международной выставки.

Последние годы жизни

После войны Александр Родченко впал в депрессию, записи в его дневнике носят только пессимистический характер. В 1947 году он жалуется, что жизнь с каждым днем становится скучнее. Работу им с Варварой перестали предоставлять. Началась полоса безденежья. Как сказал сам автор, остается только молиться Богу. В 1951 году Родченко исключили даже из Союза художников, правда, через четыре года восстановили, но было уже поздно, художник перестал творить. Умер он в 1956 году, 3 декабря. Похоронили Александра Родченко на Донском кладбище.

А лександр Родченко был одним из основоположников конструктивизма и создателей первой советской рекламы. Он работал над агитационными плакатами, писал абстракции, иллюстрировал книги и изобрел приемы художественной фотографии, которые используются и сегодня.

«Я был приверженцем». Знакомство с авангардом

Александр Родченко родился 5 декабря 1891 года в Петербурге , в семье Михаила и Ольги Родченко. Его мать работала прачкой, отец - театральным бутафором. Жили они в небольшой квартире прямо над помещением театра; чтобы выйти на улицу, нужно было каждый раз проходить прямо через сцену. Поэтому раннее детство мальчика проходило в «закулисной» обстановке. Михаил Родченко не хотел, чтобы сын пошел по его стопам, и настаивал на получении «настоящей профессии». Сразу после окончания четырех классов церковно-приходской школы мальчик пошел учиться на зубного техника и даже какое-то время работал протезистом. Однако в 1911 году он поступил вольнослушателем в художественную школу в Казани, куда к тому моменту переехала семья Родченко. В той же школе училась Варвара Степанова, которая позже стала женой и соратницей Родченко, известным художником и дизайнером.

В 1914 году во время всероссийского турне в Казань приехали футуристы - Владимир Маяковский , Василий Каменский и Давид Бурлюк. Их вечер произвел на Александра Родченко сильное впечатление: он понял, что хочет заниматься футуристическим искусством.

В конце 1915 года Александр вместе с женой переехал из Казани в Москву. Там через общих друзей он познакомился с художником Владимиром Татлиным - одним из основоположников авангардистского движения . Татлин предложил Родченко принять участие в футуристической художественной выставке «Магазин». Вместо вступительного взноса Александр Родченко помогал в организации мероприятия: продавал билеты и рассказывал гостям о представленных работах.

«Я от него [Татлина] учился всему: отношению к профессии, к вещам, к материалу, к продовольствию и всей жизни, и это оставило след на всю жизнь… Из всех современных художников, которых я встречал, нет равного ему».

Александр Родченко

Казимир Малевич. Белое на белом. 1918. Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк

Александр Родченко. Черное на черном. 1918. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров

В эти годы Родченко окончательно определился с направлением собственного творчества. Вдохновившись картиной Малевича «Белое на белом» («Белый квадрат на белом фоне»), он создал серию работ «Черное на черном». Однако если картина Малевича построена на геометрических формах и игре оттенков, то основным выразительным средством для Родченко стала фактура - именно она сделала композицию объемной.

Иллюстратор, декоратор, мастер авангардного плаката

Александр Родченко стал одним из основоположников конструктивизма - его работы отличались лаконичностью и геометризмом. Художник иллюстрировал книги, работал над декорациями для театральных постановок и киносъемок, однако наиболее известными стали его рекламные плакаты. Кроме традиционных средств живописи и графики, Родченко использовал приемы фотомонтажа, создавая лаконичные и информативные коллажи.

Целую серию рекламных плакатов художник выпустил совместно с Владимиром Маяковским: поэт отвечал за краткие запоминающиеся лозунги. Конструктивистские плакаты полностью вписывались в революционную идеологию молодого советского государства. Они были призваны и просвещать, и информировать, и агитировать.

В технике фотомонтажа Родченко создавал не только плакаты, но и иллюстрации для книг и журналов. В частности, к поэме Маяковского «Про это».

Александр Родченко, Владимир Маяковский. «Нигде, кроме как в Моссельпроме». 1925. Изображение: n-europe.eu

Фотоэксперименты Александра Родченко

Фотографией Александр Родченко стал заниматься с 1924 года. К тому времени он был не только состоявшимся художником, но и педагогом - преподавал в Московском Художественно-техническом институте. Сначала Родченко снимал лишь для того, чтобы собрать новые материалы для коллажей, однако позже его новаторские работы стали очень популярны. Родченко использовал необычные ракурсы, благодаря чему его работы приобретали особую динамику и реалистичность. Наиболее эффектно для тех лет выглядели снимки с диагональной композицией, когда съемка велась сверху вниз или снизу вверх. Такие методы противоречили строгим канонам фотоискусства того времени. Но приемы Александра Родченко быстро стали популярны у его коллег, а многие из них используются в профессиональной фотосъемке по сей день. Однако некоторые его эксперименты критиковали. Например, работу «Пионер-трубач»: на ней мальчик с горном снят с нижнего ракурса. Про снимок говорили, что мальчик более похож на «раскормленного буржуа», чем на советского пионера.

С конца 1930 годов Александр Родченко перестал экспериментировать с темами и жанрами. Он практически не снимал и не рисовал, лишь оформлял книги вместе с женой.

После Великой Отечественной войны художник увлекся пикториализмом. Это направление фотографии делало снимки похожими на живописные работы. Фотохудожники достигали подобного эффекта за счет особых настроек света и выдержки. В этот период Александр Родченко интересовался цирком и театром и в стиле пикториализма часто снимал артистов.

Художник умер 3 декабря 1956 года. Он немного не дожил до открытия своей первой фотовыставки, которую организовала его жена. Сегодня имя Родченко носит Московская школа фотографии и мультимедиа, в которой преподает его внук, Александр Лаврентьев.

Он пережил радикальные изменения в родной стране и закончил тем, что запустил решительные изменения в выбранной им форме искусства. «Мы обязаны экспериментировать», – провозглашал Родченко, отказавшийся от «созерцательной» фотографии.

Александр Михайлович Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году, застал конец царской империи, встретил приход Ленина, и был свидетелем сталинских репрессий. Как сын турбулентного поколения, он и сам был неспокойным. Хотя его первые художественные работы, появившиеся в течение 1910-х и 1920-х годов, были частью бурно развивающегося российского авангарда, Родченко стал одним из многих художников, чьи творческие инстинкты обуздали строгие принципы художественного выражения, действующие при советской власти. С 1930-х до самой смерти в 1956 году, его работы фокусировались на спортивных мероприятиях, парадах и других традиционных пропагандистских темах.

С 7 марта по 28 июня 2015 года в Вилла Манин , коммуна Кодройпо в северной Италии, проходит выставка, на которой представлены сто работ художника. Его произведения демонстрируют тематику, технические приёмы и изобретательность Родченко. Коллекция охватывает работы для журналов, кино и рекламы, а также прекрасные композиции, созданные вместе с женой и соратницей Варварой Степановой.

Ранние работы Родченко выдают одарённого и смелого художника, вливающего, казалось бы, в мирские картины новую жизнь. Эта выставка лишена диктата соцреализма, чтобы показать яркие, продуманные и запоминающиеся образы, которыми известен Александр Родченко.

Портрет Лилии Брик на плакате «Книги», 1924

Эскиз плаката для документального фильма Дзиги Вертова «Киноглаз», 1924

Утренняя гимнастика на крыше студенческого общежития в Лефортово, 1932

Пионер-трубач, 1930

Шуховская башня, 1929

Портрет матери, 1924

Варвара Степанова, 1928

Радиослушатель, 1929

Лестница, 1930

Здание Моссельпрома, 1926

Укладка асфальта, Ленинградское шоссе, 1929

Лодки, 1926

Автобус, 1932

Обед в механизированной столовой, 1932

(1891, Петербург - 1956, Москва). Живописец, график.

Александр Родченко в 1923 году

Л.М. Родченко - не только один из крупных деятелей русского авангарда, но и один из первых мастеров новых технологий в искусстве.

Будущий художник провел свое детство в театре - его отец был бутафором.

Систематического образования юноша не получил, окончил Казанское приходское начальное училище, затем в 1908-1910 годах служил в технической протезной лаборатории казанской зубоврачебной школы. В 1911-м его мечта стать художником начала осуществляться. Родченко поступил вольнослушателем в Казанскую художественную школу. Там он познакомился со своей будущей женой и творческим единомышленником Варварой Степановой. В 1914-м Родченко уехал в Москву и пробовал поступить в МУЖВЗ, Строгановское училище, но все попытки закончились неудачей. Тогда он стал заниматься самостоятельно, по книгам. Он очень быстро и последовательно освоил все современные тенденции в живописи. В 1916-м он писал кубофутуристические живописные композиции из извивающихся и пересекающихся плоскостей («ПРОЕКТ ПРОЕКТИРОВАННЫХ ПЛОСКОСТЕЙ»). С 1916 Родченко начал выставляться как живописец. В 1917-1920-ых годах художник увлекся идеями К. С. Малевича и обратился к беспредметному искусству. Он создавал геометрические композиции («БЕСПРЕДМЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (НА ЖЕЛТОМ ФОНЕ) № 47», 1917; «БЕСПРЕДМЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ», 1918). В 1918-м основное внимание художника привлекла проблема цвета, и в том же году он начал писать композиции из круглых светящихся форм под общим названием «Концентрация света»: «БЕСПРЕДМЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (Этюд)» (1918); «КОНСТРУКЦИЯ» (1918). Он создал также полотно «ЧЕРНОЕ НА ЧЕРНОМ (Этюд)» (1918) в противовес картине К. С. Малевича «Белое на белом». В 1919 им была подготовлена живописная серия «ОБЕСЦВЕЧИВАНИЕ» (1919) и одновременно велась работа над циклом «КОНСТРУКЦИИ» (1919-1920): «ЛИНИИ НА ЗЕЛЕНОМ (КОМПОЗИЦИЯ)» (1920); «КОМПОЗИЦИЯ» (1920). В 1921-м художник завершил свои живописные опыты, создав три ровно окрашенных холста: синий, желтый и красный, и после этого в течение десяти лет не занимался живописью. Родченко относился к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривая свое творчество как огромный эксперимент.

В 1921-м на выставке «5x5=25» (Москва) Родченко показал триптих из монохромных работ «ГЛАДКИЙ ЦВЕТ», которыми подвел итог своих живописных поисков и объявил о переходе к «производственному искусству». Он разделял теоретические установки конструктивизма. Основу всех живописных работ Родченко составляла композиция, которую он строил из геометрических фигур на основе доминирования цвета. Родченко был убежден, что существуют универсальные композиционные схемы, которые художник должен подчеркивать и выявлять. Во время своей педагогической деятельности во Вхутемасе-Вхутеине художник давал ученикам задания по размещению в заданном прямоугольном формате простейших геометрических форм, чтобы научить студентов пользоваться законами конструирования. Согласно этим законам, каждая форма построения должна быть выявлена, а вся система форм в целом должна подчиняться той или иной выбранной системе построения. Эти законы Родченко перенес и в фотографию, которой активно стал заниматься после отказа от живописи.

Александр Родченко и Варвара Степанова на фото 1920 года

Усложнение внутренней политики в Советском Союзе в 1930-е оказало влияние на творчество Родченко. Обстановка в среде профессиональных фотографов была столь же трагичной, как и во всей стране. В 1937-1938 годах художник снимал фотоциклы спортивных соревнований на стадионе «Динамо», военные парады на Красной площади. Однако в те годы работать с изображениями военной техники стало опасно, и Родченко перешел к более нейтральным сюжетам. В конце 1930-х - начале 1940-х он создал фотоциклы «Театр», «Зоопарк» и «Цирк». Когда в 1930-е он снова обратился к живописи, теперь фигуративной, много внимания он стал уделять именно цирковой теме («РОМАНС. КЛОУН С СОБАКОЙ», 1935). Однако художник не оставил искусства композиции, которое составляло суть его творчества, и в 1943-1948 годах выполнил серию живописных работ на оргалите («Обтекаемый орнамент».)

Соратник Маяковского по рекламе
5 декабря исполнилось 125 лет со дня рождения Александра Родченко

Александр Родченко

Александр Родченко «Пионерка», 1930 год


Живопись

В 1916 году Родченко переезжает в Москву, знакомится со своей женой и соратницей Варварой Степановой и активно начинает участвовать в авангардистских выставках вместе с Василием Кандинским, Владимиром Татлиным, Элем Лисицким. Сперва его деятельность как художника-беспредметника ограничивается станковой живописью с циркулем и линейкой, во многом выведенной из супрематизма Казимира Малевича.


Александр Родченко


2. Александр Родченко «Красный. Желтый. Синий», 1921 год


Он экспериментирует с плоскостью и фактурой, формой и цветом, последовательно превращая свои произведения в геометрический чертеж — еще более строгий, чем у Малевича.



3. Художник, фотограф Александр Родченко, режиссер Всеволод Мейерхольд, поэт Владимир Маяковский, композитор Дмитрий Шостакович (слева направо)


4. Александр Родченко, Владимир Маяковский «Лучших сосок не было и нет», 1923 год

5. Александр Родченко «Киноглаз», 1924 год


Из-за подобного рационализаторства Николай Харджиев, писатель, историк и один из крупнейших исследователей русского авангарда, так аттестовал Родченко: «Он появился в 1916 году, когда все уже состоялось, даже супрематизм... Он пришел на все готовое и ничего не понял».

Тем не менее в 1921-м на выставке «5×5=25» он показал триптих «Гладкий цвет» из трех монохромных полотен (желтого, красного, синего) и, таким образом, порвал с оторванной от реальности беспредметной живописью, чтобы перейти к «производственному искусству», которое должно было органично влиться в коллективную жизнь нового общества.



9. Александр Родченко «Рабочий клуб», 1925 год


Конструктивизм

«Группа конструктивистов» возникла в феврале 1921 года по инициативе художника и теоретика искусства Алексея Гана, а также Родченко и Степановой. Годом раньше Родченко начинает читать лекции во ВХУТЕМАСе (Высших государственных художественно-технических мастерских) и курировать студенческие проекты — среди них были, например, автобусная станция и универсальное выставочное оборудование.


10. Александр Родченко. У телефона. 1928 год

11. Александр Родченко. Владимир Маяковский. 1924 год

12. Александр Родченко. Пешеходы. 1928 год


Для него это был поворот к дизайну, эскизам интерьеров, полиграфическим работам и образцам совершенно новой мебели, которые мыслились конструктивистами как способ преодолеть индивидуализм буржуазного искусства и подчинить свое искусство интересам социалистического общества.



13. Александр Родченко «Тот не гражданин СССР, кто Добролёта не акционер», 1923 год


Рекламные плакаты и фотомонтаж

Одной из первых работ Родченко на злобу дня, которые были призваны «перестроить» сознание советского человека, стал плакат: «Тот не гражданин СССР, кто Добролёта не акционер». С 1923 года в тандеме с Владимиром Маяковским он подписывает рекламные плакаты: «Реклам-конструктор Маяковский - Родченко». Среди их совместных работ — эмблема Моссельпрома, реклама журнала «Молодая гвардия», ГУМа и Резинотреста.



14. Александр Родченко. Портрет матери. 1924 год

15. Александр Родченко. «Полевые цветы». 1937 год


16. Александр Родченко. Сухаревский бульвар. 1928 год


Благодаря неожиданным ракурсам, броским образам и лозунгам и объемному тексту зародился принципиально новый язык массовой коммуникации, соединивший графику Родченко со стихотворными текстами Маяковского.


17. Александр Родченко «Композиция». 1917 год


18. Александр Родченко «Танец». 1915 год


Тогда же, в 1923 году, Родченко начал применять фотомонтаж для иллюстрирования книг. Одним из самых выразительных образов этой практики стало первое издание поэмы Маяковского «Про это», для которой Родченко составлял коллажи из фотографий и газетных заголовков, одновременно играя с версткой и шрифтом.


19. Александр Родченко «Пионерка», 1930 год


Фотография

Сегодня снимки Родченко ассоциируются с лаконичными формами, четкими линиями и ясными образами. Они разлетаются по аукционам и выставляются в музеях. Однако свои первые фотографии Родченко сделал в 1924 году, чтобы набрать материал для фотомонтажей.


20. Александр Родченко «Белый круг». 1918 год


21. Александр Родченко


С 1926 года он начинает экспериментировать с ракурсами, искажая изображение и акцентируя необычные детали, пишет статьи о проектном мышлении и документально точном взгляде на мир («Пути современной фотографии», «Против суммированного портрета за моментальный снимок» и «Крупная безграмотность или мелкая гадость»). Его фоторепортажи публикуют в «Вечерней Москве», журналах «30 дней», «Огонек» и «Радиослушатель». Съемка человека в действии, ракурсные снимки, психологические портреты стали визитной карточкой Родченко-фотографа.

В 125-ю годовщину со дня рождения Александра Родченко (1891-1956) — конструктивиста, фотографа и одного из первых дизайнеров в СССР, опыты которого к настоящему времени оформились как культурные архетипы, «Газета.Ru» вспоминает основные вехи творчества художника.