Екатерина Васина: «Зарубежные теннисные академии обладают эффектом волшебной палочки»

Зачем родители стараются отдать своих детей в зарубежные профессиональные теннисные академии, как построена работа внутри теннисных школ за рубежом и как зачастую заканчиваются карьеры подающих надежды юниоров — своей точкой зрения поделилась профессиональный тренер по теннису Екатерина Васина. Екатерина — воспитанница теннисной школы ЦСКА,  в прошлом победительница и призёр крупнейших российских и международных юниорских турниров, чемпионка г. Москвы (до 14 лет) в одиночном и парном разряде, неоднократная победительница командного чемпионата России в составе команды ЦСКА. Екатерина — к.п.н., защитила диссертацию по теме «Соревновательные нагрузки теннисистов 13-14 лет».

- В чем основная проблема при выборе профессиональных теннисных академий за рубежом?

— Существует целый ряд проблем. Многие наши родители считают, что «чем дороже – тем лучше». Это абсолютно не так. Другой вопрос, который стоит ребром – это переход ребёнка от тренера к тренеру. Допустим, подростку — 12 лет. Значит, как минимум, до 12-ти лет он тренировался с каким-то наставником. Получается, на родине у него был один тренер, а когда он едет за границу, то начинает тренироваться с другим. Ребёнок будет привыкать к другой технике игры, другому взгляду на теннис, к другим людям.

Екатирина Васина

- На чём построена работа в иностранных теннисных школах?

— Конечно, хорошие условия, дешевле (хоть это только по началу так кажется), профессиональный уровень тренерского состава, погода лучше и т.д. Родителей наших можно понять — если бы государство помогало с кортами хотя бы, компенсировало талантливым игрокам часть расходов, конечно же, отток туда был намного меньше.
Но академии – это бизнес. Вы приехали, а они сразу же зарабатывают на этом. Чем больше приехало, тем больше денег. Если вы хотите поехать просто потренироваться, познакомиться с людьми, хорошо провести время — это весьма неплохой вариант. Кроме того, там есть возможность подтянуть иностранный язык. К примеру, во многих зарубежных школах включены курсы английского языка. Во всех академиях, как правило проводятся занятия по ОФП, а также занятия другими видами спорта, для общего развития. Но не стоит надеяться на то, что если ваш ребенок потренируется в общей группе, без индивидуального подхода, то вы получите какой-то серьёзный результат. В академиях существуют программы с тренировками и занятиями в тренажёрных залах — абсолютно для всех.

По-русски, это называется просто — колхоз.

Но иностранцы очень грамотно его продвигают с точки зрения маркетинга. У нас таких аналогов очень мало, почти нет. Колхоз может быть дешевый, а может быть — дорогой, когда у тебя расписан день, а на корте рядом с тобой не 200 человек, а 20. И всем кажется, что ты занимаешься, все довольны. Из этого никогда не получится ничего хорошего, с ребенком должна вестись индивидуальная работа.

Если в академии кто-то увидел в тебе какую-то перспективу, вот тогда, может быть, к тебе подойдут и будут индивидуальные интересы в дальнейшем.

Екатерина Васина

В большинстве своём академии просто дают возможность хорошо и спортивно провести время. Сотрудники школ, конечно, всё равно высматривают таланты, ведь ряд игроков вышли из этой системы. Но самое главное — определиться, зачем вы туда едите?

Если вы хотите, чтоб ваш ребёнок достиг хороших результатов в профессиональном теннисе, ищите не академию, а тренера!

Екатерина Васина

- Можешь неудачные примеры привести, связанные с поездками на тренировки в зарубежные академии?

— История знает массу нехороших по своему финалу моментов. Например, был у нас такой юниор Артур Хачарян, член нашей сборной по теннису. Когда мальчику было 14 лет, он был первый-второй номер в России по своему возрасту. Я его хорошо знала, он действительно отлично играл и был очень талантливый. Когда парню исполнилось 16, его пригласили тренироваться в Катаре. Его семье такое предложение было как раз на руку, так как была сложная финансовая ситуация в Сочи. В России никому до него дела не было. В 15 лет он сидел у себя в Сочи, а нужно было активно ездить по турнирам. 15 лет — это уже, можно сказать, финишная прямая. В Катаре предоставили ему корт, иностранного тренера, достаточно денег на жилье. Но надо сразу сказать, что в Катаре – дети не играют. Вот в Европе можно, конечно же, с кем-то потягаться. Хачарян начал там заниматься с одним тренером, прогресса не было. Потом решили поехать в испанский клуб за катарские деньги, взяли еще какого-то тренера.

В общем, историй о том, когда наши перспективные игроки уезжали за рубеж, но там что-то не сложилось, очень много.

Екатерина Васина

Когда я росла, был еще один пример. Один юниор, занимавший первое-второе место по своему возрасту в рейтинге, уехал в Америку и работал там с тренером Сампраса, когда еще Сампрас был действующим игроком. Вернувшись через три года в Россию, он еле мячики на другую сторону корта перебивал, а в технике было намешано всё, что можно. Родители попытались тогда вернуться к своему первому тренеру в России, который сделал из начинающего теннисиста в свое время отличного спортсмена, но время уже было упущено, ничего не вышло. В этой истории тоже всё не очень хорошо закончилось.

- Какие ошибки делают родители ..? 

Зарубежные теннисные академии обладают эффектом волшебной палочки. Родители думают, если отдать туда ребёнка, то там случится чудо.

У нас сейчас такая система – «у меня есть деньги, и я подороже вложился», «за мои деньги вы мне обязаны». А в зарубежных академиях – где залез там и слез. Тебе там на твои деньги дадут ровно столько, сколько ты заплатил. Подход «ты мне заплатил – ты мне обязан» – это непрофессиональный подход. Шарапова, Сафин, Агасси, Курникова, Нисикори — вот на этих личностях академии делают себя имя, но эти люди были действительно талантливы и много пахали, занимаясь по индивидуальным схемам.

Деньги не могут быть мотивацией для профессионального роста ребёнка.

Если вы не воспитываете в ребёнке, в первую очередь, уважение, достойное поведение в самых сложных ситуациях (а в профессиональном спорте они постоянны, дружба, в том числе и с соперниками), то и в течение карьеры и после, как правило, таким людям очень тяжело себя в жизни найти. Даже если мы посмотрим на великих спортсменов. Граф, например, была далеко не бедным ребенком, у нее была приличная обеспеченная семья. Почему она пошла в теннис? В профессиональный, где надо было упахиваться? В то время как, с европейской точки зрения, могла бы просто учиться и неплохо жить. Но, значит, человеком что-то двигало. Тот же Федерер не бедствовал в детстве. Наверное, эти великие игроки захотели сами чего то в этой жизни добиться, вне зависимости от того, что уже им дали их родители.